Реферат: Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 10
Название: Анализ финансово хозяйственной деятельности предприятия 10 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Работа на тему:Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 2005 Содержание 1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельности. 4 6. Коэффициенты финансового состояния. 21 1. Понятие, сущность и значение анализа хозяйственной деятельностиАнализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия. В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает значение финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Все это повышает роль финансового анализа в оценке их производственной и коммерческой деятельности и, прежде всего в наличии, размещении и использовании капитала и доходов. Результаты такого анализа необходимы, прежде всего, собственникам (акционерам), кредиторам, инвесторам, поставщикам, налоговым службам, менеджерам и руководителям предприятий. Ключевой целью финансового анализа является получение определенного числа основных параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Это относится, прежде всего, к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков. Локальные цели финансового анализа: ♦ определение финансового состояния предприятия; ♦ выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе; ♦ установление основных факторов, вызывающих изменения в финансовом состоянии; ♦ прогноз основных тенденций финансового состояния. Аналитика и управляющего (финансового менеджера) интересует как текущее финансовое положение предприятия (на месяц, квартал, год), так и его прогноз на более отдаленную перспективу. Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации. Цели исследования достигаются в результате решения ряда аналитических задач: ♦ предварительный обзор бухгалтерской отчетности; ♦ характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов; ♦ оценка финансовой устойчивости; ♦ характеристика источников средств: собственных и заемных; ♦ анализ прибыли и рентабельности; ♦ разработка мероприятий по улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учетом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами, в конечном счете, являются объем и качество аналитической информации. Чтобы принимать решения в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима деловая систематическая осведомленность по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа и обобщения исходной информации. 2. Понятие анализа ФХД
Исходя из высказываний различных авторов по вопросу о понятии анализа, можно сделать вывод, что они не сильно отличаются один от другого. Понятие «анализ» как мысленное расчленение целого на части не идентично понятию «анализ» как синониму понятия «исследование». Последний термин значительно шире и представляет собой всестороннее научное изучение предмета с помощью различных способов и приемов. Такое понимание имеется в виду, когда речь идет об экономическом анализе
|
Автор |
Высказывание |
Ковалев В.В. |
Всестороннее изучение экономических явлений и процессов, связанных: с деятельностью предприятий, строится на принципах экономического анализа. Основными из них являются: • государственность; • научность; • объективность; • системность и комплексность; • оперативность; • массовость. Принцип государственности отражает государственный подход к оценке экономических явлений. Он состоит в том, что при анализе деятельности предприятий, их структурных подразделений независимо от форм собственности следует исходить из экономической стратегии государства и вытекающих из нее задач на соответствующем этапе развития народного хозяйства. Принцип научности означает, что методология экономического анализа хозяйственной деятельности должна базироваться на материалистической диалектике и политической экономии, наиболее полно отражающих действительность. Анализ должен проводиться на основе всестороннего учета требований экономических законов. Принцип объективности предполагает исследование реальных экономических явлений и процессов, их причинно-следственной взаимосвязи в условиях достоверной информации. Принцип системности и комплексности требует учета органической взаимосвязи при изучении, измерении и обобщении влияния отдельных факторов на формирование экономических показателей, выполнение хозяйственных планов. Принцип оперативности предусматривает умение быстро и четко выполнять задания, реализовать принятые решения. Оперативность анализа заключается в своевременном выявлении и предупреждении причин отклонения от плана, как по количественным, так и качественным показателям, изыскании путей устранения отрицательно действующих факторов, закреплении и усилении действия положительных. Принцип массовости означает привлечение к аналитической работе работников производственной сферы, от деятельности которой зависит повышение жизненного уровня населения |
Шеремет А.Д. |
Конкретность. Анализ основывается на реальных данных, результаты его получают конкретное количественное выражение. Комплексность. Всестороннее изучение экономического явления или процесса с целью объективной его оценки. Системность. Изучение экономических явлений во взаимосвязи друг с другом, а не изолированно. Регулярность. Анализ следует проводить постоянно через заранее определенные промежутки времени, а не от случая к случаю. Объективность. Критическое и беспристрастное изучение экономических явлений, выработка обоснованных выводов. Действенность. Пригодность результатов анализа для использования в практических целях, для повышения результативности производственной деятельности. Экономичность. Затраты, связанные с проведением анализа, должны быть существенно меньше того экономического эффекта, который будет получен в результате его проведения. Сопоставимость. Данные и результаты анализа должны быть легко сопоставимы друг с другом, а при регулярном проведении аналитических процедур должна соблюдаться преемственность результатов. Научность. При проведении анализа следует руководствоваться научно обоснованными методиками и процедурами. |
Любушин А.В. |
Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших из них: 1. Анализ должен носить научный характер, т.е. базироваться на, положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований. 2. Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 3. Одним из требований к анализу является обеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов. 4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершенствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а также методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов. 5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Руководство предприятия должно быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В противном случае цель анализа не достигается. 6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. 7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь. 8. Один из принципов анализа — его демократизм, предполагающий участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. 9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству. 10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект. |
В данном случае видим, что все три автора совершенно по-разному видят понятие принципа анализа. Первый более склонен к широкому, пространственному понятию этого показателя. Второй – к научному, т.е. дает конкретные понятия и объяснения принципа построения проведения анализа деятельности предприятия. Третий склонен к углубленным понятия принципа анализа, конкретно расписывает принципы его проведения и показывая тем самым всю ответственность на начальных стадиях анализа деятельности предприятия. Однако, если внимательно изучить предлагаемые принципы построения проведения анализа, все три представленных автора преследуют одну и туже цель анализа – повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения.
4. Виды анализа ФХД
В практике проведения аналитической работы применяется ряд классификаций видов анализа хозяйственной деятельности. Они различаются по выбранным классификационным критериям. Наиболее часто применяемой является следующая классификация:
- по времени проведения - оперативный, текущий и перспективный анализ;
- по отдельным объектам управления - функциональный, технический, экономический, социальный и экологический анализ;
- по функционально взаимосвязанным объектам управления - функционально-стоимостной, технико-экономический, социально-экономический и экономико-экологический анализ;
- по уровням управления - внутрипроизводственный (на уровне предприятия), отраслевой, региональный и народно-хозяйственный анализ.
Автор |
Высказывание |
Ковалев В.В. |
Оперативный анализ. С помощью этого вида анализа можно за короткие промежутки времени проанализировать выполнение оперативных планов производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений основного, вспомогательного производств и обслуживающих структур. Текущий анализ. Данный вид анализа имеет те же цели и задачи, что и оперативный анализ, только в более укрупненном объеме и за более длительный период времени. Это обусловливает некоторые особенности и специфику его проведения. Перспективный анализ. Эффективность функционирования предприятия в значительной мере зависит от перспектив его развития. Поэтому на предприятии разрабатываются стратегические цели и определяются задачи, стратегия и тактика их достижения. Функциональный анализ. Предприятие выпускает продукцию и оказывает услуги потребителям. Для последних не безразличен технический уровень изделий и их качество. Эти параметры приобретают особую значимость в условиях жесткой конкуренции и борьбы за рынки сбыта продукции. Здесь повышение качества продукции является одним из приоритетных направлений развития предприятий. Технический анализ. Предметом этого вида анализа являются причинно-следственные связи технических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность. Последняя в немалой мере зависит от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Экономический анализ. Объектом этого вида анализа являются экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. К таким процессам относятся формирование себестоимости и эффективность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда; формирование стоимости продукта и др. Указанные процессы протекают одновременно с технологическими, но отличаются от них по своей природе, содержанию и форме выражения. Социальный анализ. Предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, где наряду с производственно-хозяйственной деятельностью протекают и социальные процессы. Последние находят свое выражение в создании нормальных условий труда, обеспечивающих допустимые нормы шума, затененности, освещенности, вибрации, температуры и др.; развитии социальной инфраструктуры и других аспектов труда и быта работающих. Экологический анализ. Предприятия в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности существенно загрязняют окружающую среду: атмосферу, гидросферу. Функционально-стоимостной анализ. Объектом исследования здесь выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости. Технико-экономический анализ. Объектом анализа являются технические процессы, используемые для производства продукции с заданными свойствами и связанные с этим материальные, трудовые и финансовые затраты, а его предметом - причинно-следственные связи технических и экономических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия. Социально-экономический анализ. Объектом анализа являются социальные процессы и их влияние на результаты производственно-хозяйственной деятельности. Предметом исследования служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Экономико-экологический анализ. Объектом исследования служат экологические и экономические процессы, связанные с улучшением экологической обстановки. |
Шеремет А.Д. |
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа во всех отраслях экономики. По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий, исторический). Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анали з проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его — оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц; квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием результатов операционной деятельности предприятия, выявлением резервов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совершенствования техники, технологии и организации производства. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окружающей среды, экономические службы предприятия с целью исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга предприятия или объединения для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее. Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов. Количественный анализ основан на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности экономических явлений к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, комплексное исследование сущности изучаемых явлений с использованием математического аппарата и другого сложного инструментария. Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономической, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требуется системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение генерировать и анализировать альтернативные варианты решений в условиях неопределенности. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами. По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выборочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном — по результатам обследования только части объектов, что позволяет ускорить аналитический процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес. |
Любушин А.В. |
Внешний. Общая оценка имущественного и финансового состояния. Внутренний. Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности |
Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения того или иного вида анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, чтобы обеспечить наиболее рациональное использование возможностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию его видов.
5. Методики анализа ФХД
Эффективность анализа хозяйственной деятельности во многом зависит от правильности методики и организации его проведения. Методика представляет собой совокупность методов и приемов исследования экономики, практического выполнения анализа хозяйственной деятельности. Если методологию экономического анализа представить как стратегию исследования хозяйственных процессов и явлений, то методика - это тактика их изучения и оценки. Аналитические работы включают составление плана анализа, подбор, проверку и методику изучения экономической и другой информации, обобщение и реализацию результатов проведенного исследования.
Автор |
Высказывание |
Ковалев В.В. |
Методика АФХД как способ познания экономического субъекта состоит из ряда последовательно осуществляемых действий (стадий, этапов): наблюдение за субъектом, измерение и расчет абсолютных и относительных показателей, приведение их в сопоставимый вид и т.д.; систематизация и сравнение, группировка и детализация факторов, изучение их влияния на показатели деятельности субъекта; обобщение - построение итоговых и прогнозных таблиц, подготовка выводов и рекомендаций для принятия управленческих решений. Методика анализа финансово-хозяйственной деятельности - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследования процессов функционирования экономических субъектов. В наиболее общем виде метод можно представить как комбинацию трех составляющих: М = K, I, P где K- категории науки; I- инструментарий исследований; Р - принципы. Категории - это наиболее общие понятие данной науки. Для АФХД к категориям можно отнести: фактор, модель, система, затраты, доходы и т.д. Принципы в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий используются общие для многих областей познания: системность, научность, конкретность и т.д. Научный инструментарий (аппарат) - это способы, приемы и средства, которые в разных комбинациях используются для достижения поставленных целей анализа. Любой из инструментов анализа может называться методом в узком смысле этого слова. Можно выделить две основные особенности научного инструментария, применяемого в анализе. Первая - это открытость, выраженная в аккумулировании методов исследования из смежных отраслей знаний (математики, экономической теории, статистики и т.д.). Анализ не замыкается на специфических, разработанных в его рамках приемах, но активно использует самые разнообразные методики, творчески их переработав применительно к собственным требованиям. В последние годы совершенствование научного аппарата анализа шло по пути усиленной математизации методик. Это естественно, поскольку еще Леонардо да Винчи сказал: "Никакой достоверности нет в науках там, где нельзя приложить ни одной из математических наук, и в том, что не имеет связи с математикой". Вторая особенность состоит в том, что на разных этапах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяются различные методики и приемы. При этом не существует никакой четкой регламентации по поводу их применения. Многое здесь зависит от цели анализа, имеющихся в распоряжении аналитика временных, информационных и человеческих ресурсов, информационного и технического обеспечения. В реальном анализе чаще всего используются комбинации различных приемов и методик. |
Шеремет А.Д. |
Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы. На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. На втором этапе разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа. На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.). На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода, фактическими данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д. На пятом этапе изучаются факторы, и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия. На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства. На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию. Среди них можно выделить традиционные логические способы, которые широко применяются и в других дисциплинах для обработки и изучения информации (сравнение, графический, балансовый, средних и относительных величин, аналитических группировок, эвристические методы решения экономических задач на основании интуиции, прошлого опыта, экспертных оценок специалистов и т.д.). Для изучения влияния факторов на результаты хозяйствования и подсчета резервов в анализе применяются такие способы, как цепные подстановки, абсолютные и относительные разницы, интегральный метод, корреляционный, компонентный, методы линейного, выпуклого программирования, теория массового обслуживания, теория игр, исследования операций и другие. Применение тех или иных способов зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д. |
Любушин А.В. |
Подготовительный этап включает составление плана проведения анализа, подбор, проверку и предварительную обработку изучаемой информации. В зависимости от цели и сроков проведения анализа хозяйственной деятельности планы могут быть краткими или развёрнутыми. В планах экономического анализа обычно предусматривают: • цель анализа; • объекты анализа; • программу анализа; • сроки (периодичность) проведения аналитических работ; • исполнителей и распределение аналитических работ (функций) между ними; • порядок оформления и использования результатов проведенного анализа. Основной этап включает аналитическую обработку материалов, составление таблиц, графиков, диаграмм, выявление и изучение влияния основных факторов на показатели хозяйственной деятельности, анализ и оценку имеющихся возможностей и резервов экономического и социального развития, улучшения использования ресурсов. Основной этап комплексного анализа обычно начинают с предварительного ознакомления с общими результатами хозяйственной деятельности предприятий. Для этого по основным показателям устанавливают степень выполнения планов и изменения их в динамике. Выявляют положительные и отрицательные моменты в работе и их причины. Такое общее ознакомление с результатами хозяйствования покажет, на какие стороны деятельности предприятий следует обратить особое внимание. Так, на торговых предприятиях анализ розничного товарооборота обычно начинают с предварительного ознакомления с показателями товарного баланса, дающими представление о наличии и использовании товарных ресурсов - важнейшего фактора успешного выполнения плана товарооборота. Из приведенных в таблице данных товарного баланса следует, что план товарооборота выполнен торговым предприятием за счет сверхпланового поступления товаров, наличия сверхнормативных товарных запасов на начало года и заниженных товарных запасов на конец года. Возможности роста товарооборота сократились в связи с увеличением по сравнению с планом прочего выбытия товаров. Дальнейший анализ должен указать пути более полного обеспечения и эффективного использования товарных ресурсов, лучшего удовлетворения спроса покупателей. На заключительном этапе анализа обобщают и оформляют его результаты, разрабатывают меры по устранению выявленных недостатков и использованию имеющихся резервов (особенно прогнозных, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности), осуществляют контроль за выполнением разработанных мероприятий. При проведении экономического анализа за длительный период времени его результаты нередко оформляются в виде справки, докладной или объяснительной записки, заключения и т.п., состоящих из двух частей: выводов и предложений (рекомендаций). В выводах дается обобщенная оценка степени выполнения планов, бизнес-планов, динамики хозяйствования, указываются пути, возможности и резервы улучшения функционирования предприятий. Текстовое изложение материала обязательно подкрепляется конкретными цифровыми данными, обосновывающими сделанное заключение. Выводы должны быть лаконичными, краткими, но достаточно полис и объективно характеризовать результаты работы предприятий. В них также указывается, как выполнены рекомендации по ранее проводимому экономическому анализу. В справке иле докладной записке по результатам проведенного анализа аудитором, вышестоящей организацией, финансовыми, кредитными и другими органами могут содержаться общие сведения об анализируемом предприятии. Предложения (рекомендации), как и выводы, основываются на результатах проведенного глубокого факторного анализа и содержат комплекс конкретных организационно-технических и экономических мер, направленных на устранение недостатков и мобилизацию имеющихся возможностей и резервов повышения эффективности хозяйствования. Каждое предложение должно быть реальным и экономически обоснованным цифровыми данными, расчетами, практическим материалом. В предложениях указываются сжатые, но реальные сроки их выполнения и лица, обеспечивающие реализации: разработанных рекомендаций. |
Анализ хозяйственной деятельности как практическая деятельность предшествует принятию управленческих решений и сводится к обоснованию этих решений на базе имеющейся информации, а главное, способствует успешной их реализации. При его проведении изучают экономическую, техническую, технологическую и социальную стороны деятельности предприятий для объективной оценки выполнения планов, прогнозов, динамики хозяйствования, тенденций развития экономики, а главное — для выявления, изучения и мобилизации резервов повышения эффективности предпринимательской и другой деятельности, разработки оптимальных управленческих решений.
Анализ проводится при составлении планов, бизнес-планов, подведении итогов хозяйствования за определенный период времени (месяц, квартал, полугодие, год, пятилетие), прогнозировании оптимального функционирования предприятий. Оперативный экономический анализ проводится ежедневно и в другие короткие промежутки времени (за пятидневку, неделю или декаду). Его результаты используются в повседневном управлении экономической и другой деятельностью предприятий. Хозяйственная деятельность предприятия изучается не только в динамике, но и в статике на определенные даты.
По мере внедрения в управление экономикой ЭВМ, других современных технических средств анализ хозяйственной деятельности все больше проникает во все области управленческой деятельности предприятий. При этом результаты текущего (периодического) и оперативного анализа увязываются с разрабатываемыми прогнозами, планами экономического и социального развития на ближайшую и длительную перспективы. Анализ хозяйственной деятельности по итогам работы за месяц (квартал, полугодие или год) не должен ограничиваться оценкой результатов работы, а указывать, обосновывать перспективы экономического развития, условия будущей деятельности предприятий, других субъектов хозяйствования.
Экономический анализ должен предоставлять информацию об обеспеченности и использовании материальных (товарных), трудовых и финансовых ресурсов, оптимальной реорганизации производственных, торговых и других технологических процессов, эффективности использования достижений научно-технического прогресса и т.п. Результаты прогнозного анализа служат основой для экономического обоснования стратегических решений, в частности, при строительстве новых и реконструкции действующих предприятий, рационализации производства (торговли), оптимизации перспектив развития экономики предприятий и др.
6. Коэффициенты финансового состояния
Коэффициент чистых мобильных средств определяется как отношение чистых мобильных средств к итогу оборотных средств предприятия. Он определенным образом характеризует устойчивость структуры мобильных средств, т.е. той части актива баланса, которая подвержена наиболее частым изменениям в процессе текущей деятельности предприятия. Чистые мобильные средства – это часть оборотных средств, которая характеризует их постоянный минимум и покрывается постоянным капиталом предприятия. Они определяются путем вычисления разности между итогом оборотных средств и краткосрочной задолженностью. Этот расчет дает ответ на вопрос, что останется в обороте предприятия, если погасить срезу всю его краткосрочную задолженность. Показатель чистых мобильных средств является парным по отношению к коэффициенту покрытия.
Отношение чистых мобильных средств, ориентируясь на связанный с ним показатель – коэффициент покрытия, не должно опускаться ниже 50 %.
Оценка финансовой устойчивости предприятия была бы односторонней, если бы ее единственным критерием была мобильность собственных средств. Не меньшее значение имеет финансовая оценка производственного потенциала предприятия, то есть состояния его основных средств.
Индекс постоянного актива – коэффициент отношения основных средств и внеоборотных активов к собственных средствам. Он измеряет долю источников собственных средств, отвлекаемых в основные средства и внеоборотные активы. Чем он выше, тем более необходимо привлечение долгосрочных кредитов и займов или решение вопроса о возможностях уменьшения основных средств, но в первую очередь – других внеоборотных активов. Во всех случаях для улучшения финансового состояния предприятий желательно, чтобы источники собственных средств увеличивались в большей степени, чем стоимость основных средств и внеоборотных активов. Тогда индекс постоянного актива снижается, а мобильность имущества увеличивается. Разумеется, у каждого предприятия есть свой разумный предел индекса, ниже которого его снижение неоправданно. Если он снижается в связи с необеспеченностью производственной деятельности основными средствами, то одновременно со снижением его должно происходить уменьшение выручки от реализации или рентабельности реализации. Снижение индекса постоянного актива может привести к сбоям в процессе производства, росту себестоимости. Если этого не происходит, снижение индекса имеет только положительные последствия.
Самостоятельное значение индекса постоянного актива, исходя из изложенного, очень ограничено. Его надо рассматривать только вместе с показателями, характеризующими результаты производственной деятельности. Целесообразно также обратить внимание, в какой мере на индекс постоянного актива влияют составляющие первого раздела актива баланса, не участвующие непосредственно в производственном процессе.
Никакие нормативные значения индекса установить невозможно. На нем сказывается, в частности, отраслевая принадлежность предприятий.
Снижение индекса постоянного актива при повышении рентабельности положительно характеризует предприятие с финансовой точки зрения, но решающей характеристикой является не индекс, а сама рентабельность, общая эффективность использования имущества.
Другим измерителем финансовой устойчивости в части оценки состояния основных средств является коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств , равный отношению величины долгосрочных кредитов и заемных средств к сумме источников собственных средств предприятия. Он оценивает, насколько интенсивно предприятие использует заемные средства для обновления и расширения производства. Из сказанного не следует, что чем больше долгосрочные кредиты, тем лучше для финансового состояния предприятия в целом. Вообще рост этого показателя в динамике – в определенном смысле – негативная тенденция, означающая, что предприятие все сильнее и сильнее зависит от внешних инвесторов. Если абстрагироваться от того факта, что в настоящее время долгосрочное кредитование практически отсутствует (исключая крупные предприятия), то размер долгосрочных кредитов естественно ограничивается возможностями его погашения с учетом уровня банковского процента. Однако если капитальные вложения, осуществляемые за счет этого источника, приводят к существенному росту прибыли, то использовать долгосрочные кредиты целесообразно.
Интенсивность формирования другого источника средств на капитальные вложения определяется еще одним показателем финансовой устойчивости – коэффициентом накопления износа . Этот показатель рассчитывается как соотношение начисленной суммы износа к первоначальной балансовой стоимости основных средств. Он показывает, в какой степени профинансированы за счет износа замена и обновление основных средств. Понятно, что чем дольше служат основные средства, т.е. чем более они старые, тем выше будет этот коэффициент. По некоторым оценкам, значение коэффициента износа более чем 50 % считается нежелательным.
Данный показатель называется интенсивностью накопления износа . Он позволяет ответить на вопрос, сколько износа начислено за период (год) в процентах к первоначальной стоимости основных средств и оценить, достаточен ли такой темп накопления износа для предприятия.
Успех деятельности любого предприятия производственной сферы зависит от его обеспеченности средствами производства, т.е. основными средствами и материальными оборотными средствами, участвующими в производственном процессе.
Обеспеченность предприятия средствами производства – один из критериев его финансовой независимости, одно из условий бесперебойной работы.
Измеритель этой обеспеченности – коэффициент реальной стоимости имущества (он называется еще коэффициентом реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе предприятия). Коэффициент определяет, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства. Он рассчитывается делением суммарной величины основных средств (по остаточной стоимости), производственных запасов, незавершенного производства и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (по остаточной стоимости) на стоимость активов предприятия (валюту баланса). По существу, этот коэффициент определяет уровень производственного потенциала предприятия. Он очень важен, если данное предприятие предполагает установить договорные отношения с новыми партнерами – заказчиками. Коэффициент реальной стоимости имущества поможет предприятию создать представление об его производственном потенциале и целесообразности заключения договоров с ним с этой точки зрения.
На основе данных хозяйственной практики нормальным считается следующее ограничение показателя: Кр.ст..им. ³ 0,5.
В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения, если финансовые результаты в – отчетном периоде не позволяют существенно пополнить источники собственных средств.
Причинами низкого уровня коэффициента могут быть: большая величина долгосрочных финансовых вложений или капитальных вложений, большая дебиторская задолженность.
Если в структуре имущества большую роль играет дебиторская задолженность, коэффициент реальной стоимости имущества целесообразно рассчитывать без учета этого фактора. Сказанное не означает, что ее вообще не надо учитывать в стоимости имущества. Какая-то сумма дебиторской задолженности всегда имеет место в самых нормальных условиях расчетов. Нужно исключить из расчета стоимости имущества прирост дебиторской задолженности. Ее величина принимается как постоянная в течение всего анализируемого периода. При этом не ставится задача определить, насколько нормальна сумма дебиторской задолженности. Она просто принимается в размере фактической. Коэффициент реальной стоимости имущества при таком методе расчета показывает, как изменялся бы его уровень, если бы на него не влияла дебиторская задолженность.
Обобщенная характеристика финансовой устойчивости пассивов предприятия может быть дана с помощью коэффициента автономии и коэффициента соотношения заемных и собственных средств.
Коэффициент автономии – это отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. По нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала. Чем больше у предприятия собственных средств, тем легче ему справиться с неурядицами, и это отлично понимают кредиторы предприятия и его управляющие. Вот почему последние стремятся к наращиванию из года в год абсолютной суммы собственного капитала предприятия. Такие возможности имеют, прежде всего, хорошо работающие предприятия. Для коэффициента автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 50 %. В этом случае его кредиторы чувствуют себя спокойно, сознавая, что весь заемный капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств , как следует из названия, результат деления величины заемных средств на величину собственных.
Смысловое значение двух показателей (коэффициента автономии и коэффициента соотношения заемных и собственных средств) очень близко. Практически для оценки финансовой устойчивости можно пользоваться один из них (любым). Взаимосвязь коэффициентов Кз/с и КА :
1
Кз/с = ----- - 1
КА
Отсюда следует нормальное ограничение для коэффициента соотношения заемных и собственных средств: Кз/с £ 1.
Более четко степень зависимости предприятия от заемных средств выражается в коэффициенте соотношения заемных и собственных средств. Он показывает, каких средств у предприятия больше – заемных или собственных. Чем больше коэффициент превышает единицу, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств – наиболее нестабильный из всех показателей финансовой устойчивости. Расчет его по состоянию на какую-то дату недостаточен для оценки финансовой зависимости предприятия. Надо дополнительно к расчету коэффициента определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает достаточно высокую интенсивность поступления денежных средств на счета предприятия, т.е. в итоге увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэффициент соотношения заемных и собственных средств может значительно превышать единицу.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что не существует каких-то единых нормативных критериев для рассматриваемых выше показателей финансовой устойчивости. Они зависят от многих факторов: отраслевой принадлежности предприятия, принципов кредитования, сложившейся структуры источников средств, оборачиваемости оборотных средств, репутации предприятия и т.д. Поэтому приемлемость значений этих коэффициентов, оценка их динамики и направлений изменения могут быть установлены только в результате пространственно-временных сопоставлений по группам родственных предприятий.
Кроме общего коэффициента покрытия, платежеспособность может измеряться еще двумя показателями, как бы расшифровывающими этот коэффициент: коэффициент абсолютной ликвидности (отношение величины наиболее ликвидных активов первой группы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия) и промежуточный коэффициент покрытия (отношение ликвидных средств первых двух групп к краткосрочным заемным средствам).
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время. Нормальное ограничение данного показателя следующее:
Кал ³ 0,2 ¸ 0,5
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует платежеспособность предприятия на дату составления баланса.
Промежуточный коэффициент покрытия отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Оценка нижней границы данного коэффициента:
Кпк ³ 0,7 ¸ 0,8
Промежуточный коэффициент покрытия характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности.
Коэффициент абсолютной ликвидности и промежуточный коэффициент покрытия имеют в нынешних условиях деятельности предприятия чисто аналитическое значение. Практически коэффициент абсолютной ликвидности у многих предприятий измеряется сотыми долями единицы из-за отсутствия денег на счетах. Промежуточный коэффициент покрытия формируется, поэтому главным образом в зависимости от сумм дебиторской задолженности.
Одним из показателей платежеспособности предприятия является коэффициент чистой выручки . В определенной мере он помогает оценивать перспективную платежеспособность. Коэффициент чистой выручки - это частное от деления начисленного за анализируемый период износа и чистой прибыли на выручку от реализации продукции. Смысл коэффициента состоит в том, что он измеряет долю свободных денежных средств в выручке от реализации. Если рассматривать выручку от реализации как сумму себестоимости и прибыли, то она состоит из следующих элементов: материальные затраты, средства на оплату труда, отчисления от средств на оплату труда в государственные фонды, износ, прочие затраты, прибыль. Из перечисленных элементов в составе выручки от реализации материальные затраты, средства на оплату труда, отчисления в государственные фонды и прочие затраты пойдут на неотложные платежи, связанные с воспроизводственным процессом. Часть прибыли на уплату налогов.
Оставшаяся после уплаты налогов чистая прибыль и начисленный износ останутся в денежной форме в обороте предприятия.
Суммарную величину чистой прибыли и начисленного износа принято называть чистой выручкой . Платежеспособность предприятия оценивается процентным отношением чистой выручки к выручке от реализации. Однако действующая система налогообложения прибыли не позволяет принимать всю чистую прибыль в качестве свободных денежных средств предприятия. Это связано с характером льгот, установленных по налогу на прибыль. Их можно разделить с точки зрения рассматриваемого здесь вопроса на две группы:
а) льготы, на основании которых уменьшается сумма налога на прибыль и увеличивается чистая прибыль в связи с особенностями предприятия или его деятельности (предприятия, численность работающих на которых не превышает определенного предела, вновь созданные предприятия, предприятия с определенной долей иностранного капитала и др.). Эти льготы имеют целью увеличение прибыли для развития таких предприятий;
б) льготы, которые предоставляются всем предприятиям при условии расходования чистой прибыли на определенные цели: направление средств на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения, капитальные вложения в природоохранные мероприятия, взносы на благотворительные цели и развитие образовательного процесса и др.
Льготы, перечисленные в группе «а», действительно ведут к увеличению чистой прибыли предприятия и свободных денежных средств. Льготы же, названные в группе «б», имеют такой характер, что увеличивают чистую прибыль, но не увеличивают свободные денежные средства. Как только предприятие перестанет использовать прибыль на цели, являющиеся основанием для льгот группы «б», налог на прибыль увеличится, а чистая прибыль уменьшится.
Поэтому в таких случаях задачи финансового анализа требуют введения еще одного понятия – чистая прибыль в свободном распоряжении . Это чистая прибыль за вычетом суммы, используемых по направлениям, соответствующим льготам группы «б».
Коэффициент чистой выручки будет сопоставимым, если в каждом из периодов, в которых он рассчитывается, определять его как отношение суммы начисленного износа и чистой прибыли в свободном распоряжении к выручке от реализации.
Список литературы
- Любушин А.В. Анализ производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. – М.: Финансы и статистика, 2000.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА, 1995.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1995.
- Савицкая Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Мн.: ИП «Экоперспектива», 1997.
- Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М.: «Приор», 1997.