Реферат: Государственная Дума РФ и ее функции
Название: Государственная Дума РФ и ее функции Раздел: Рефераты по политологии Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ЧитГУ) Институт переподготовки и повышения квалификации Реферат Тема: Государственная Дума РФ и ее функции. по дисциплине: Политология Выполнил ст. гр. Проверил: _________________ Чита 2010 Содержание История Государственной Думы Устройство государственной Думы Компетенция Государственной Думы Порядок работы государственной Думы Список использованной литературы 1. История Государственной Думы В России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано в 1906 году. Оно получило название - Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Во всех четырех думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленная буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом и законом о создании Государственной думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа. Манифест 17 октября 1905 года существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти сохранялся. Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905 года. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. Сами выборы были: не всеобщими. Исключались женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств; не равными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской - на 4 тысячи, в крестьянской - на 30, в рабочей - на 90 тысяч; не прямыми - двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех - и четырехстепенными. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил "Свод основных государственных законов". В этих законах предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в "Свод основных государственных законов" был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы. Потому Думы, за исключением Третьей, фактически функционировали лишь по нескольку месяцев. Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий. Ее самой многочисленной фракцией были кадеты - 179 депутатов. Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев, профессор Петербургского университета. С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на "тронную речь" царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных и монастырских земель и т.д. Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы, которая, в свою очередь, провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов, она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева". Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года, председателем которой был Головин Федор Александрович. Также состоялась одна сессия. По составу депутатов она была значительно левее первой. Хотя по замыслу царской администрации должна была быть более правой. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена. В результате введения нового избирательного закона была создана третья Дума. В ней резко сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, зато увеличилось число верноподданных избранников. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года. Состоялось пять сессий. Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал и партийный расклад. В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов - 97. Появились группы: мусульманская - 8 депутатов, литовско-белорусская - 7, польская - 11. Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков. Четвертая, и последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей. Разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей. Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко. Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте, Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью. 3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916 года. Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала. Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря 1917 года, одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы. Чему учит опыт деятельности Государственной думы? Несмотря на ограниченность прав, Дума утверждала государственный бюджет, существенно влияя на весь механизм самодержавной власти дома Предметом постоянной заботы Думы было народное просвещение. Она довольно задиристо настаивала на выделении средств на строительство школ, больниц, домов призрения, церковных храмов. Особое место уделяла делам религиозных конфессий, развитию культурно-национальных автономий, защите инородцев от произвола центральных и местных чиновников. Наконец, существенное место в работе Думы занимали внешнеполитические проблемы. Думцы постоянно бомбардировали российский МИД, другие инстанции запросами, реляциями, указаниями, формировали общественное мнение. К сожалению, несмотря на все старания трудовиков, постоянно поднимавших в Думе аграрный вопрос, решить его она оказалась бессильна. Слишком велика была помещичья оппозиция. Да и среди депутатов присутствовало немало таких, кто не был заинтересован в его решении в пользу малоземельного крестьянства. Опыт парламентаризма в царской России необычайно актуален. Он учит нынешних парламентариев боевитости, умению отстаивать народные интересы в условиях жесткого давления исполнительной власти, острой борьбе, изобретательности в формах деятельности депутатского корпуса, высокому профессионализму и активности. Устройство Государственной Думы Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума и Совет Федерации имеют разные статусы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации, Регламенте Государственной Думы, Регламенте Совета Федерации и действующих федеральных законах. Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, коллективном, свободном обсуждении и решении вопросов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В соответствии с Согласно ст.20 Регламента в обязательном порядке Государственная Дума образует следующие комитеты: Комитет Государственной Думы по законодательству; Комитет Государственной Думы по государственному строительству; Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике; Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам; Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам; Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству; Комитет Государственной Думы по собственности; Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям; Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи; Комитет Государственной Думы по обороне; Государственная Дума вправе создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. По истечении установленного срока или выполнении порученного палатой задания комиссия прекращает свою работу. Государственная Дума формирует комитеты на основе принципа пропорционального представительства фракций и групп депутатов. В соответствии со ст.18 Регламента комитеты Государственной Думы: разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты; организуют и проводят парламентские слушания; способствуют проведению в жизнь положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к ведению Государственной Думы. Порядок деятельности комитетов определяется Конституцией Российской Федерации, Регламентом и Законом Российской Федерации о комитетах палат Федерального Собрания. В соответствии со ст. 28 Регламента депутатское объединение в В Регламенте, главой 2 определена деятельность Совета Согласно новой Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года, полномочия второй группы, не свойственные органу, выполняющему работу по организации деятельности федерального органа народного представительства, переданы Президенту России и Конституционному Суду России (как органу конституционного контроля). Правовую основу деятельности Совета Государственной Думы составляет Регламент Государственной Думы Федерального Собрания, принятый 25 марта 1994 года (с последующими изменениями и дополнениями) [3]. Статья 13 Регламента Государственной Думы определяет состав Совета: Председатель Государственной Думы, организующий работу Совета (статья 11), руководители фракций и депутатских групп (в начале работы Государственной Думы созыва 1993 года в ней было 8 фракций и 4 депутатские группы). С правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов палаты. 11 июня 1995 года Совет принял решение, что при отсутствии на заседании представителя того или иного комитета вопросы, внесенные данным комитетом, не рассматриваются и переносятся на следующее заседание Совета. Депутаты вправе присутствовать на заседании Совета, но без права голоса. В заседаниях также вправе участвовать: представитель Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании, представитель Правительства Российской Федерации и представители субъектов права законодательной инициативы (если на заседании рассматривается вопрос о внесенных ими проектах законов). Вместо руководителей фракций и депутатских групп, а также председателей комитетов в случае их отсутствия по их поручению в заседании Совета вправе участвовать их представители. Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде протокольных записей, подписываемых Председателем Государственной Думы. Следует особенно подчеркнуть, что любое решение Совета может быть отменено Государственной Думой на своем пленарном заседании (статья 14 Регламента). Совет Государственной Думы своими решениями не только осуществляет закрепленную за ним компетенцию в сфере организации деятельности палаты, но и регулирует вопросы внутреннего значения: так 24 мая 1996 года на Совете было принято решение об упорядочении практики представления документов и материалов на Вопросы, отнесенные к компетенции Совета по предварительному организационному обеспечению работы Государственной Думы, раскрываются в статье 14 Регламента палаты. Совет Государственной Думы: 1. Разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию. В повестке заседания Совета 14 ноября 1996 года, например, под номером 34 стоял вопрос “О формировании общей программы работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1997 года” (внесен Первым заместителем Председателя Государственной Думы). Затем Государственной Думой было принято решение согласиться с планом-графиком подготовки проекта программы работы палаты и направить его в комитеты, депутатские объединения (в соответствии со ст. 45 Регламента, заседания Государственной Думы проводятся в соответствии с разработанной Советом и заблаговременно разосланной депутатам общей программой работы сессии Государственной Думы, утверждаемой на ее первом заседании). В своем решении по общей программе работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1997 года Совет палаты, исходя из практики законопроектной работы, предлагает сформировать ее по трем разделам: приоритетные проекты законов, блоки законопроектов, перечень законопроектов по комитетам, уделив внимание федеральным конституционным законам, актам, разрабатываемым в развитие Гражданского кодекса, сводным кодифицированным актам, а также законопроектам, уже принятым в первом и втором чтении. То есть Совет Государственной Думы дает рекомендации парламентариям о предполагаемой очередности и тематике предлагаемых к рассмотрению на сессии законопроектов. Вместе с этим, согласно плану- графику подготовки проекта общей программы работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1997 года предполагается подготовить и направить письма о формировании проекта программы высшим органам государственной власти России (Президенту, Правительству), законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации, в комитеты Государственной Думы, депутатские объединения, в Совет Федерации, высшие судебные органы России (т.е. субъектам законодательной инициативы). После чего необходимо обобщить поступившие от них предложения по проекту программы, направить их для изучения в комитеты и комиссию палаты, провести заседание и обобщить предложения объединенной комиссии по координации законодательной деятельности по вопросу формирования проекта общей программы. Затем следует провести заседание председателей комитетов, обобщить их предложения и представить их на рассмотрение Совета Государственной Думы вместе с подготовленным в результате этих согласований проектом программы работы Государственной Думы на очередную (в данном случае — весеннюю 1997 года) сессию. Принятый Советом Государственной Думы проект программы рассылается субъектам права законодательной инициативы и представляется на утверждение Государственной Думы в начале соответствующей сессии. Так происходит под руководством Совета Государственной Думы разработка плана работы Государственной Думы, на период очередной сессии палаты. Но часто возникает потребность в корректировке программ работы На рассмотрение Государственной Думы вносится также перечень законопроектов первоочередной государственной важности. Например, в октябре 1995 года Совет рассмотрел и вынес на обсуждение парламентариев проект постановления “О приоритетах законопроектной деятельности на период осенней сессии 1995 года”, который был впоследствии утвержден Государственной Думой. Вопросы о законопроектах, подлежащих приоритетному рассмотрению, часто поднимаются на заседаниях Совета. Согласно решению Совета при формировании проекта порядка работы 2. Составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц (ст. 45 Регламента). Однако неясна роль Совета в составлении календаря рассмотрения вопросов на очередные две недели работы, также утверждаемого на заседании Государственной Думы, на практике и в эти календарные планы вносятся на утверждение Государственной Думы Советом палаты. 3. Созывает по предложению Президента Российской Федерации, или по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем 15 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, или по предложению Правительства Российской Федерации внеочередные заседания палаты. 4. Направляет для рассмотрения в комитеты, комиссии и депутатские объединения палаты законопроекты, внесенные в Государственную Думу субъектами права законодательной инициативы. По каждому такому проекту назначается ответственный комитет и определяются примерные сроки для его обсуждения на пленарном заседании (выписка из протокола № 44 заседания Государственной Думы от 17 октября 1996 года). 5. Принимает решение о возвращении субъектам права законодательной инициативы внесенные в Государственную Думу законопроекты, если не выполнены требования, предъявляемые к вносимым законопроектам (эти требования содержатся в ст. 96 и 97 Регламента). 6. Принимает решение о проведении парламентских слушаний. Так, за период с 24 октября по 20 ноября 1996 года с учетом предложений комитетов 7. Утверждает распределение обязанностей между заместителями 8. Разрешает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом. Так, 17 октября 1996 г. шестым пунктом повестки дня Совета Государственной Думы стоял вопрос о порядке представления проектов федеральных законов и материалов к ним для рассмотрения на заседаниях Совета Государственной Думы. Было решено обратить внимание комитетов на необходимость вносить проекты для рассмотрения на заседании Совета Государственной Думы (для включения в порядок работы Государственной Думы) с обязательным представлением в комплекте всех необходимых материалов в соответствии с положениями части 3 ст. 104, ст. 72 Конституции Российской Федерации и Регламентом Важна роль Совета Государственной Думы и в определении направлений международной деятельности палаты: за 1994-1995 годы было рассмотрено 350 вопросов по развитию и упрочению международных (в значительной части межпарламентских) контактов Государственной Думы. В соответствии со ст. 15 Регламента Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам, в депутатские объединения и комитеты палаты, а Председатель Государственной За годы, прошедшие с момента избрания первого состава Государственной Насыщенная работа продолжается и при новом составе Государственной Думы, избранном в декабре 1995 года. Например, только с 24 октября по 20 ноября 1996 года состоялось 6 заседаний Совета Государственной Думы, на которых обсуждался порядок работы Государственной Думы в соответствии с очередностью рассмотрения тематических блоков законопроектов, была рассмотрена информация о подготовке проекта общей программы работы Хотелось бы, чтобы и в дальнейшем совершенствовал свою работу Совет Государственной Думы. Кроме того, необходимо отметить важность и настоятельную потребность в сведении актов об этом органе в сводный документ, принятие которого было бы возможно на уровне Постановления КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Понятие КОМПЕТЕНЦИЯ включает в себя совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного гос. органа Глава 5 Конституции Российской Федерации раскрывает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации. Федеральное Собрание наряду с Президентом и судами Российской Палаты в основном заседают раздельно. Единственным совместным органом двух палат, является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона (ст.105 В связи с принятием Конституции России изменился конституционный статус законодательного и представительного органа государственной власти Российской Федерации. В новой Конституции Парламентский контроль достаточно ограничен. За палатами парламента сохранено право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (ст.101), а за Существуют три основные группы полномочий палаты, которые установлены Конституцией: относящиеся к исключительному ведению палаты (статьи 102 и 103); связанные с организацией деятельности палаты (ст.101); по принятию федеральных законов (ст.105). Статьи 102 и 103 являются юридическим выражением системы сдержек и противовесов в построении и функционировании высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти. В ст.103 определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы. Частями 2 и 3 той же статьи установлено, что Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией. Регламентом Государственной Думы предусмотрен целый раздел (IV), посвященный вопросам, которые относятся к исключительному ведению В частности, Государственная Дума дает согласие Президенту России на назначение председателя Правительства в соответствии со ст.103 Конституции Российской Федерации. Кандидат на должность Председателя Правительства Российской Федерации докладывает Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства Российской Федерации (ч.2 ст.142 Регламента). Согласие на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст 146 В случае отклонения кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит на согласование палаты новую кандидатуру. А в случае двухкратного отклонения представленных кандидатур на должность Условием, сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатур на должность Председателя К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено также решение вопроса о доверии Правительству (п."б" ст.103 В случае, если Президент России не согласился с решением В зависимости о того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч.3 и 4 ст.117 Конституции устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека, который назначается ею на срок, установленный федеральным конституционным законом об Уполномоченном по правам человека (ст.155 Регламента). Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления в порядке, установленной главой 19 Регламента. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности председателя счетной палаты и половины состава ее аудиторов. В компетенции Государственной Думы находится рассмотрение вопросов, связанных с взаимоотношениями Государственной Думы и Центральным Банком Российской Федерации. В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции Российской Федерации кандидатура на должность Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении обвинения против Президента России для отрешения его от должности, которое может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В предложении должны быть конкретные указания на признаки преступления, предусмотренные ст.93 Согласно п."е" ст.103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Также Регламентом определен порядок назначения на должность членов центральной избирательной комиссии РФ. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"#S Разделом V Регламента предусмотрен порядок решения внешнеполитических вопросов, и рассмотрение вопросов, связанных с международным сотрудничеством. В ст. 186 Регламента определяется, что Государственная Дума рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной инициативе, либо в связи с обращением Президента Российской Федерации, либо по докладам и сообщениям Правительства Российской Федерации и комитетов палаты. Государственная Дума принимает обращения и заявления, выражающие позицию палаты по общим или отдельным вопросам внешней политики Российской Федерации, а также по вопросам международных отношений в целом. Инициатива внесения проектов обращений и заявлений Государственной Думы может исходить от субъектов права законодательной инициативы. Проекты обращений и заявлений Государственной Думы, касающиеся внешнеполитических вопросов, предварительно рассматриваются Комитетом Государственной Думы по международным делам и (или) Комитетом Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, в случае необходимости и другими комитетами палаты по профилю их деятельности. Согласно ст.213 Регламента, Государственная Дума может обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации: с запросами о соответствии В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение: законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу. Несмотря на то, что у любого новорожденного закона - множество нянек, колыбель у него всегда одна. Эту роль выполняет нижняя палата парламента, Государственная Дума. Именно здесь появляется на свет большая часть законопроектов. Весь путь законопроекта от законодательной инициативы и до его принятия предопределен единственным стремлением - сделать документ жизнеспособным. Именно этой логике подчинены все процедуры, составляющие Регламент Государственной Думы. В том же самом ключе строится и деятельность всех лиц и структур, которые участвуют в определенной для нижней палаты части законодательного процесса. Собственно говоря, таких элементов всего три: это Совет Государственной Думы, ее комитеты и фракции. Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения. Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную Думу В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Процедура принятия федерального закона Государственной Думой в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во время первого чтения обсуждаются основные положения законопроекта. Для принятия федерального закона необходимо большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105 части 2 и 3 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие функций палат по принятию федеральных законов. Согласно Конституции законодательная деятельность сосредоточена преимущественно в Государственной Думе: законопроекты вносятся в Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока отклонит его, то В России за всю историю ее государственно-правового развития понятие "федеральный конституционный закон" впервые закреплено Конституцией Российской Федерации 1993г. Особая юридическая сила федеральных конституционных законов находит свое выражение в том, что им не должны противоречить обычные федеральные законы. Признание за федеральными конституционными законами принципа верховенства выражается также в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они, как и принятые поправки к Конституции, не могут быть отклонены Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что возможно в отношении федеральных законов. Конституция обязывает Президента России независимо от того, имеются у него возражения по принятому конституционному закону или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят Федеральным Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы. Это законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о принятии в Российской Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2 Конституции), в то время как для принятия федеральных законов достаточно простого большинства. Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию и обнародованию. Государственная Дума в своей работе руководствуется не только 5 октября 1994г. за N 234-1 было принято постановление В перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению в первую очередь включены следующие: о выборах депутатов Государственной Думы ПОРЯДОК РАБОТЫ ГОС ДУМЫ В соответствии с Регламентом Государственная Дума собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20 июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря. Государственная Дума правомочна начать свою работу, если общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. В соответствии со ст.96 ч.3 На первом заседании Государственная Дума открытым голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию, Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя Государственной Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати, по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, представители средств массовой информации, независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи заключений по рассматриваемым палатой вопросам. Депутаты могут принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено председательствующим на заседании Заседания стенографируются. Представители прессы, радио и телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются. Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты определяются Регламентом. Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат: послания и обращения Президента России, а также проекты законов и иных нормативно-правовых актов, внесенных в качестве срочных Президентом и Правительством Российской Федерации; проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной Думы; проекты законов о ратификации международных договоров; проекты Регламента Во время сессии Государственной Думой проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с избирателями. Работа Государственной Думы осуществляется в строго определенные дни недели. Пленарные заседания Государственной Думы проходят в среду и в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и четверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и депутатских группах, а также проводятся парламентские слушания; каждая четвертая неделя месяца отводится для работы депутатов с избирателями. Во время парламентских каникул могут быть созваны внеочредные заседания Государственной Думы, которые назначаются Советом палаты по требованию Президента России, а также по требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации. На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе присутствовать: Президент России или полномочный представитель На заседаниях палаты ведутся протоколы и стенограммы. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний. В Конституции России дан перечень оснований для проведения совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы. Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях палат посланий Президента России, содержащих законодательную инициативу или законодательные предложения. Основанием для проведения совместных заседаний являются также послания Конституционного Суда и выступления руководителей иностранных государств. В соответствии со статьей 101 Конституции Российской Федерации На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты, требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры, представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие проблемы внутренней и внешней политики. Парламентские слушания заканчиваются принятием по обсуждаемому вопросу рекомендаций. Рекомендации принимаются путем одобрения большинством депутатов, принявших участие в слушаниях. Парламентские слушания, как правило, открыты для представителей средств массовой информации и общественности и публикуются в печати. На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы, затрагивающие сведения, отнесенные к государственной тайне. Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а также государственных органов, представители которых принимали участие в парламентских слушаниях. Основания роспуска Государственной Думы Федерального Собрания В ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерации предусмотрен роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в случае трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя В этом случае Президент Российской Федерации назначает Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации (ст.117 ч.3), после чего Президент Российской Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской В ч.4 ст.117 Конституции указано, что: "Председатель Часть 2 ст.109 гласит: в случае роспуска Государственной Думы В соответствии со ст.109 Государственная Дума не может быть распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации установлено, что "С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются." Заключение Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года), Конституция РФ от 12.12.93г. 3. Комментарий к Конституции Российской Федерации, подготовлен 4. А.П.Любимов «Совет ГосударственнойДумы как орган палаты Федерального Собрания» 1996г. 5. Законодательный процесс в России: граждане и власть |