Реферат: Изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции
Название: Изучение торгового ассортимента безалкогольной продукции Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Мною была пройдена преддипломная практика на предприятии оптово-розничной торговли ООО «РС-Сервис». Юридический адрес предприятия: 355042, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, 4-й юго-западный проезд 5. Рынок безалкогольных напитков характеризуется интенсивным развитием и высокой конкурентоспособностью. Поэтому чтобы обладать хорошей конкурентоспособностью производители должны выпускать безалкогольные напитки хорошего качества, отвечающее требованиям стандартов и показателям безопасности. Безалкогольные напитки хорошего качества должно иметь приятный вкус и аромат, цвет, а также соответствовать физико-химическим нормативам. Тема моей работы: «Анализ ассортимента, его характеристика и оценка конкурентоспособности товаров реализуемых предприятием ООО «РС-Сервис». Данная тема является актуальной , так как на каждом предприятии возникает необходимость экспертизы качества своей продукции, и оценка его конкурентоспособности. Целью преддипломной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин и приобретение практических навыков товароведной и коммерческой работы. Целью данной работы является изучение ассортимента и оценка конкурентоспособности безалкогольных напитков оптово-розничного предприятия ООО «РС-Сервис». В качестве предмета исследования выступает ассортимент предприятия. Задачи практики: - Изучения организационно-экономической структуры предприятия или организации; - изучение материально-технической базы предприятия; - изучение ассортиментной политики; организации коммерческой деятельности предприятия, анализ ассортимента, и его характеристику. - изучение политики предприятия в области качества; - приобретение навыков приемки продукции, контроля качества при поступлении, хранении и реализации товаров; - работа с нормативно-технической документацией, СанПиН и другими документами, регламентирующими деятельность торговой организации; - изучение и анализ оценки конкурентоспособности товаров реализуемых ООО «РС-Сервис». Методологическую и теоретическую основу для написания преддипломной практики составляют учебная, научная, учебно-методическая литература, данные статистической отчетности, периодические издания (журналы, газеты), стандарты, технические условия, а также методические указания по написанию практики. Структура отчета включает: введение, 4 раздела, заключение, список использованных источников и приложение. Объем работы составляет 41 лист машинописного текста, содержит 18 таблиц, при выполнении использовано 19 информационных источников, приложение. 1. Организационно-экономическая структура ООО«РС-Сервис»Преддипломная практика проходила на базе торговой фирмы ООО «РС- Сервис». ООО «РС-Сервис» учреждено как Общество с ограниченной ответственностью РС «Сервис» 27 января 2004 года. На основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Ставрополя, учредителями ООО «РС-Сервис» являются физические лица. Уставной капитал составляет 52 824 рубля. Размеры долей участников общества составляют: ОАО «НК-«Роснефть» -Ставрополье»-100 %. Юридический адрес: 355042, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, 4-й юго-западный проезд 5. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством. Общества с ограниченной ответственностью получили наибольшее распространение в России. Обществом с ограниченной ответственностью является коммерческая организация, созданная одним или несколькими лицами, уставной капитал которой разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости вложенных ими вкладов. Участник общества с ограниченной ответственностью вправе свободно произвести отчуждение своей доли или ее части любому другому участнику. Однако такие действия в отношении третьих лиц ограничены правом преимущественного приобретения другими участниками общества и даже могут быть запрещены Уставом. Управление деятельностью общества с ограниченной ответственностью осуществляет его высший орган – общее собрание участников и исполнительный орган – коллегиальный или единоличный. Участник общества в любой момент может выйти из него, независимо от согласия других участников. В этом случае ему должны быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале. Предприятие ООО «РС-Сервис» является юридическим лицом: имеет собственный баланс, обособленное имущество, проданное по договору Учредителем на право полного хозяйственного ведения, имеет расчетный и иные счета в банках, может от своего имени заключать договоры и выступать в судах, арбитражном и третейском судах, приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности. ООО «РС-Сервис» отвечает по обязательствам своим имуществом. Учредитель не несет ответственности по обязательствам компании, равно как ООО «РС-Сервис» не отвечает по обязательствам Учредителя. Описание деятельности общества: - Оптовая торговля продуктами и напитками и табачными изделиями; - Нефтепродуктами; - Техническое обслуживание АЗС, АЗК; - Санитарное содержание помещений; - Монтажные и ремонтные работы; - Транспортно-экспедиционные услуги; - Иные виды деятельности. Анализ организационно-экономической структуры предприятия представлен в табл.1. Динамика экономических показателей ООО «РС-Сервис». Таблица 1 Динамика экономических показателей ООО «РС-Сервис»
Важным показателем успешности деятельности компании, естественным образом, является прибыль до налогообложения. В рассматриваемом случае наиболее высокий темп роста прибыли наблюдается в период с 2008 года по 2009 год и составляет превышение в 5,2 раза. В дальнейшем предприятию удается сохранить тенденцию роста прибыли до налогообложения, но менее успешно, так как темп прироста данного показателя в период с 2009 года по 2010 год составляет только 158%. Повлиять на такой ход событий могло резкое увеличение затрат на производство продукции, связанное, например, с ростом цен на исходный материал, услуги поставщиков, инфляцией и т.д. Поэтому следующим этапом данного анализа станет наблюдение динамики развития таких показателей, как полная себестоимость реализованной продукции и выполненных СМР и затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных СМР. Показатель себестоимости продукции сохранял на протяжении всех трех лет рассматриваемого периода четкую направленность на рост, что оправдано при стабильном росте объемов производства и реализации товаров и услуг. Важно отметить, что рост себестоимости в данном случае должен пропорционально соотносится с ростом объемов производства для сохранения рентабельности основной деятельности и затрат на единицу продукции. В рассматриваемом случае в 2009 году по сравнению с 2008 годом наблюдается абсолютный рост себестоимости на 52150 тыс. руб., а абсолютный рост объемов реализованной продукции и выполненных СМР равен 53720 тыс. руб. Таким образом, затраты на 1 рубль реализованной продукции и выполненных работ увеличиваются на 0,026 руб. или 3,12% , что является незначительным увеличением и позволяет достичь более высокого уровня прибыльности организации при увеличившемся объеме производства. Это говорит о пропорциональности изменения взаимосвязанных показателей, что характеризует правильную управленческую политику. В период с 2009 года по 2010 год так же замечена пропорциональность уровней изменения объемов реализации и полной себестоимости – изменение осуществляется в сторону увеличения затрат на 1 руб. реализуемой продукции и услуг. В 2009 году по сравнению с 2010 годом абсолютное изменение объемов реализации составило 198780 тыс. руб. в сторону увеличения, а абсолютный рост полной себестоимости – 194693 тыс. руб. В данном случае произошло повышение затрат на 1 руб. реализованной продукции в период с 2008 года по 2009 год по сравнению с периодом с 2009 года по 2010 на 0,05 или 5,82%. По итогам работы за 2010 год среднесписочная численность работников в Обществе составила 65 человек, что на 3 человека меньше по сравнению с прошлым годом. График работы предприятия с 8-30 до 17-30. Материально - техническая база предприятия – это совокупность материальных, вещественных элементов, средств - производства, которые используются и могут быть использованы в экономических процессах. Материально-техническая база, ООО «РС-Сервис» включает в себя: Офисное помещение, 120 кв.м. ООО «РС-Сервис» имеет собственный автопарк, состоящий из 10 тентованных машин типа «Газель». Вся закупаемая продукция вывозится от поставщиков собственным автотранспортом. Торговая фирма «РС-Сервис» имеет в своей собственности торговые площади 20 магазинов. Сеть магазинов под названием «Подсолнух». Общая площадь магазинов составляет 5100 кв. м (сюда входит площадь торговых залов, подсобных помещений, складов). По своей товарной специализации это специализированные магазины, ассортимент которых построен на базе узкой номенклатуры товарных групп. Помещения магазинов располагаются в торговых комплексах. Большая часть товаров представлена в выставочных залах. Часть товаров хранится в складских и подсобных помещениях магазинов. Фирма имеет свой отдельный склад. Административное здание, предприятия оснащено всей необходимой офисной мебелью: столы, стулья, ЭВМ, факс, телефон, вычислительная техника, принтеры, сканеры. Организационная структура предприятия РС-Сервис представлена в рис.1.
Рисунок 1 - Организационная структура управления ООО «РС-Сервис» Вывод: Показатель рентабельности основной деятельности, в целом характеризующий эффективность организации производства на предприятии имеет отрицательную направленность. За весь рассматриваемый период произошло снижение на 9, 08 %, что говорит о необходимости немедленного принятия мероприятий по повышению эффективности деятельности организации. На мой взгляд, существует несколько путей по улучшению положения фирмы. Во-первых, сложившиеся на рынке условия высокой конкуренции требуют от предприятия мероприятий по повышению конкурентоспособности продукции, которые могут заключаться во введении нового уровня контроля качества реализуемых товаров и услуг, маркетинговых исследованиях, изучении потребностей потребителей с целью совершенствования продукции и услуг и т.д. Все это позволит повысить спрос на продукцию фирмы, способствуя тем самым повышению объемов реализации продукции и выполняемых услуг, что явится одним из факторов снижения затрат на 1 рубль выпускаемой продукции. 2. Характеристика и анализ ассортимента товаров, реализуемых ООО «РС Сервис» Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы – по местонахождению, на подгруппы – широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей. Продукция ООО «РС-Сервис» реализуемая по собственным магазинам «Подсолнух» подразделяется на группы: · Продукты питания; · Табачные изделия; · Напитки; · Бытовые товары, химия. В свою очередь каждая группа разбивается на подгруппы: продукты питания включаются в себя: - жев.резинки, жев.конфеты; - драже, леденцы; - шоколад, шоколадные батончики; - пиво; - продукция к пиву; - конфеты, коробки конфет; - печенье, кексы, торты; К подгруппе напитки входят: - минеральная вода; - натуральные соки, сокосодержащие напитки; - газированные напитки; - чай, кофе. Группа бытовых товаров включает в себя: - салфетки очищающие для стекол, - салфетки для интимной гигиены; - чашки, дачные наборы одноразовой посуды, питьевые стаканы, - уголь древесный 3 кг, 10 кг; - жидкость для розжига. - пакеты. Таблица 2 Основные поставщики продукции поставляемой за период 2009-2010 г.
Также в магазины реализуется возвратная тара: бутыли, многоуровневые стойки для размещения продукции. К группе табачные изделия относятся более 200 видов наименований сигарет. К каждому виду продукции привязан свой поставщик. Формирование ассортимента магазина должно согласовываться со стратегическими целями предприятия и его ассортиментной политикой. Основные направления формирования ассортимента - это сокращение расширение, углубление, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны, в значительной мере дополняют друг друга и определяются рядом факторов. ООО «РС-Сервис» использует в формировании ассортимента на своем предприятии следующие факторы: 1) сокращение ассортимента - количественные и качественные изменение ассортимента дешевых, некачественных товаров, не пользующихся спросом у потребителей. Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве или реализации отдельных товаров; 2) расширение ассортимента - количественные и качественные изменение набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты, глубины и новизны выпуска новых товаров. Причинам, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения; высокая рентабельность производства и реализации товаров; внедрение на рынок новых товаров; 3) углубление ассортимента - количественные и качественные изменения ассортимента товаров за счет разработки и предложения новых торговых марок или их модификации. Основанием для выбора этого направления служит высокая насыщенность рынка, стремление снизить риск при выпуске товаров незначительной новизны, наличие известных, пользующихся спросом торговых марок отсутствие возможности у организации выпускать товары новых видов; 4) стабилизация ассортимента - состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления. 5) обновление ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателей новизны; 6) совершенствование ассортимента - количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности; 7)гармонизация ассортимента - отражает степень близости реального ассортимента к лучшим отечественным, либо зарубежным аналогам. Ассортимент безалкогольных напитков оптово- розничном предприятии представлен 101 наименованием смотреть в табл.3. Таблица 3 Ассортимент безалкогольных напитков реализуемых в оптово-розничном предприятии ООО «РС-Сервис»
Рассчитаем структуру ассортимента: его полноту, широту, коэффициент обновляемый безалкогольных напитков реализуемых ООО «РС-Сервис» Коэффициент широты: Кш = Шд/Шб*100, % где Кш – коэффициент широты %; Шд – действительная широта наименований товаров разнородных групп; Шб – базовая широта. Кш = 9500/9600*100 % = 98% Коэффициент полноты: Кп = Пд/Пб*100, % Где Кп – коэффициент полноты %; Пд – действительная полнота или количество товаров однородной подгруппы; Пб – базовая полнота. 1.Рассчитаем коэффициент полноты газированных напитков : Кп = 2916/9500*100 = 30.69 % 2. Рассчитаем коэффициент полноты соков : Кп = 4326/9500*100 = 45,53 % 3. Рассчитаем коэффициент полноты минеральной воды: Кп = 1787/9500*100 = 18,80 % Рассчитаем коэффициент полноты чайных напитков: Кп = 471/9500*100 = 4,9 % Коэффициент новизны: Кн = Н/Шд*100, % где Кн - коэффициент новизны %; Н – количество новых товаров, появившихся в обследованных фирмах, а также являющихся, по мнению исследователя, новыми. Коэффициент новизны поставляемой продукции, не может быть рассчитан т.к. производители не поставляли новых товаров за исследуемый период. При анализе ассортимента безалкогольной продукции, ООО «РС-Сервис» видно, что основную часть товаров составляют соки, так как натуральные продукты сейчас пользуются наибольшим спросом. Однако в структуре ассортимента немалое место занимают газированные напитки. На предприятии представлен достаточно широкий ассортимент газированных напитков, представленные такими крупными производителями: ПепсикоХолдинг, ЗАО Ставропольский пивоваренный завод, ЗАО Ипатовский пивоваренный завод, ОАО Халвичный Нальчинский пивоваренный завод, ООО СтавАква (г. Невиномысск). Структура ассортимента определяется потребностями потребителей российского рынка, которые достаточно специфичные. Результаты исследования ассортимента безалкогольных напитков показали, что выбор продукции разнообразен. 3. Анализ структуры ассортимента, безалкогольных напитков реализуемых ООО «РС Сервис» Ассортиментный перечень предприятия ООО «РС Сервис», специализирующегося на оптово-розничной торговле товарами народного потребления, включает в себя 101 наименование напитка. Среди них 31 наименований газированных напитков отечественного производства, что составляет 31% от всех наименований. В ассортименте магазина кроме газированных напитков присутствуют натуральные соки, чайные напитки, минеральная вода. Структура ассортимента предприятия ООО «РС-Сервис» представлена в рис.2. Рис. 2. Структура ассортимента предприятия ООО «РС Сервис», по наименованиям Таблица 4 Показатели структуры ассортимента напитков
Делая вывод о показателях, приведенных в табл.4, можно сказать, что наибольшую долю (45%) составляют соки, за ними следуют газированные напитки, их доля (31%), далее следует минеральная вода (19%), и самую последнюю процентную нишу занимают чайные напитки (5%). Также анализ структуры предприятия безалкогольных напитков, можно представить по группам, смотреть в табл.5. Таблица 5 Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных по группам
Из анализа ассортимента видно, что предприятие формирует ассортимент безалкогольных напитков в основном за счет соков и газированных напитков. Минеральная вода и чайные напитки являются менее популярными у населения, и занимают в ассортименте предприятия меньшую долю. Ассортимент напитков ООО «РС Сервис», можно представить также и по применяемому сырью, тем самым, определив долю безалкогольных напитков, изготовленных на натуральном сырье и с использованием пищевых добавок, структура ассортимента по сырью смотреть в табл.6. Таблица 6 Структура ассортимента безалкогольных напитков по применяемому сырью
Из данных приведенных в таблице 6, мы видим, что наибольшую часть в структуре ассортимента предприятия по применяемому сырью, занимают напитки из натуральных продуктов. По виду упаковки ассортимент безалкогольных напитков делится на напитки в тетра-паках, пластиковых бутылках, жестяных и стеклянных банках, данные приведены в табл.7. Таблица 7 Ассортимент безалкогольных напитков по виду упаковки
Как видим из данных таблицы 7, основная масса ассортимента безалкогольных напитков магазина упакована в тетрапаки – 59% – упаковку для длительного хранения напитков. Второе место занимают пластиковые бутылки – 17%, затем следует упаковка из жести 15 % и стекла 9%. Далее, я рассмотрела показатели реализованной продукции за месяц, февраль 2011 года. Результаты приведены в табл.8. Для анализа ассортимента, я выбрала подгруппу газированные напитки. 3.1 Газированные напитки. Общие сведение и их классификация К газированным безалкогольным напиткам относят газированную воду с добавлением сиропов, реализуемую через сатураторную сеть, газированные напитки в бутылках и сухие газированные напитки. Основу первых двух составляет газированная питьевая вода. Для газированных напитков характерно искусственное насыщение углекислотой до концентрации 0,3-0,6%. Помимо освежающего эффекта углекислота оказывает консервирующее действие при хранении напитков путем снижения рН напитка и бактерицидного воздействия на некоторые микроорганизмы. Освежающие и вкусовые свойства газированных напитков наиболее полно проявляются, когда они охлаждены до температуры 10-12 о С. Биологическая ценность газированных напитков может быть повышена путем витаминизации. Газированная вода. Это питьевая вода, насыщенная углекислотой, оптимальное содержание которой составляет около 0,4% массы. Газированные напитки в бутылках. Это насыщенные углекислотой водные растворы смесей сахарного сиропа, плодово-ягодных соков, экстрактов, настоев, вин, эссенций и другого основного и дополнительного сырья. Газированные безалкогольные напитки в бутылках делят на 5 групп: -на натуральном сырье, -на синтетических ароматизаторах, -тонизирующие, -витаминизированные -диабетиков. Напитки, приготовленные на натуральном сырье (соках, сиропах, экстрактах, настойках), отличаются значительным содержанием сахара (10-12%, а в последнее время 5-6%). Напитки на пищевых добавках — Вишневый, Малиновый, Клюквенный, Клубничный, Яблочный, Черносмородиновый . По органолептическим показателям эти напитки должны напоминать соответствующее плодово-ягодное сырье. На этикетках бутылок этих напитков обязательно указывается вид пищевой добавки, введенной в бутылку. Тонизирующие (бодрящие) напитки содержат тонизирующие настои и экстракты, благодаря чему эти напитки способны снимать утомление и оказывают жаждоутоляющее действие. Витаминизированные напитки отличаются повышенным содержанием витамина С, вносимого в виде аскорбиновой кислоты или в составе высоковитаминных экстрактов соков и настоев (лимонного, апельсинового, черносмородинового. Напитки для диабетиков вместо сахара содержат пищевой сорбит и другие сахарозаменители. Для ароматизации применяют лимонную и апельсиновую настойки, а так же ароматизаторы. Сухие газированные напитки . Сухие нешипучие напитки представляют собой высушенную и размолотую смесь сахара-песка, экстрактов, ароматизаторов, пищевых кислот и пищевых красителей. Выпускают их в виде таблеток по 20 т или порошка. Таблица 8 Структура ассортимента напитков безалкогольных газированных напитков, реализованных в оптово-розничном предприятии ООО «РС-Сервис» за февраль 2011 года. (на примере напитки «Грушевый» 0,42л)
Вывод : Из таблицы 8 можно сделать выводы, что наибольший удельный вес имеет напиток «Грушевый», «ЗАО Ипатовский пивоваренный завод» так как Напиток "Грушевый дар" знаком не одному поколению и остаётся лидером среди безалкогольной продукции ("Ипатовского пивзавода"). Собственная рецептура, качество и вкус выпускаемой продукции - вот, чем гордится "Ипатовский пивзавод". Пиво и безалкогольные напитки были по достоинству оценены на международных выставках самого высокого уровня. По физико-химическим показателям жидкие газированные напитки должны соответствовать требованиям, указанным в табл.9, и по органолептическим показателям в табл. 10. Таблица 9 Физико-химические показатели жидких газированных напитков
При оценке органолептических свойств безалкогольных газированных напитков пользуются 100-балльной системой. Таблица 10 Органолептические показатели жидких газированных напитков
Установление показателей качества безалкогольных напитков по стандартным показателям решает цель выявления соответствия качества того или иного образца требованиям действующих стандартов. 4. Оценка конкурентоспособности товаров реализуемых ООО «РС Сервис» Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками. Именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Товар - точный индикатор экономической силы и активности производителя. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью. Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке . Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и прежде всего получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключение решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка. Сбытовая политика ООО «РС-Сервис» 1. получение предпринимательской прибыли в текущем периоде, а также обеспечение гарантий ее получения в будущем; 2. максимальное удовлетворение платежеспособного спроса потребителей; 3. долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность ее продукции; 4. создание положительного имиджа на рынке и признание со стороны общественности В качестве товара для проведения практического анализа конкурентоспособности мы выбрали такой товар как базалкогольные напитки. Для сравнения мы возьмем продукцию трех отечественных производителей, напитка «Грушевый». Мною он будет представлен следующими представителями: · «Ставропольский пивоваренный завод» · «Ипатовский пивоваренный завод» · «Халвичный завод «Нальчикский» ЗАО «Ипатовский пивоваренный завод» Ипатовский пивоваренный завод был построен в 1964 году. За много лет безупречной работы завод заслужил репутацию солидного и стабильного предприятия, он с успехом продолжает и развивает отечественные и зарубежные традиции пивоварения. Проектная мощность завода первоначально составляла всего 173 тыс. дал в год по пиву и 50 тыс. дал по безалкогольным напиткам, в настоящее время мощности завода выросли в десятки раз - до 2400 тыс. дал по пиву и до 2000 тыс. дал по безалкогольным напиткам. Первым и бессменным директором долгие годы был Андрей Григорьевич Задорожный, в настоящее время предприятием руководит Михаил Николаевич Харин, уже отмеченный большим количеством профессиональных наград за высокие достижения в области развития пивоваренной промышленности. Ипатовский пивзавод – один из немногих производителей пива в России, выпускающий качественный натуральный «живой» продукт. Продукция завода пользуется большой популярностью не только в Ставропольском крае, ее охотно раскупают и за его пределами – в Волгоградской, Ростовской, Астраханской, Рязанской, Самарской областях, Краснодарском крае, республиках Калмыкия иДагестан, а также других регионах. ЗАО «Ставропольский пивоваренный завод» История Ставропольского пивоваренного завода уходит корнями в далекий XIX век и связана с именем Антона Осиповича Груби — австрийского пивовара, прибывшего в 80-х годах XIX века в г.Ставрополь. Датой основания завода принято считать 1889 год. На заводе осуществляется выпуск безалкогольных напитков: «Тетя груша», «Лимонадный Джо», «Барбарис» и «Тархун». Сегодня ОАО «Ставропольский пивоваренный завод» — это современное предприятие с новейшим оборудованием от лучших европейских производителей. Это самый крупный производитель живого пива в СКФО, которое продолжает динамично развиваться. Продукцию его знают и любят ценители пива от Черноморского побережья до берегов Волги. За последние годы предприятие закрепило за собой позицию одного из лидеров пивоваренной отрасли СКФО и приобрело авторитет на общероссийском уровне. ОАО «Халвичный завод Нальчикский» ОАО «Халвичный завод Нальчикский» ведет свою историю с 1925 года — с создания артели «Пищевкусопром» Кабардино-Балкарской промкооперации. В 1955 году артель преобразовалась в завод, который в 1961 году стал называться Халвичным заводом Управления пищевой промышленности Кабардино-Балкарского Совнархоза. Благодаря взвешенной маркетинговой политике и умелому руководству нынешнего генерального директора М.Х. Кудалиева производственные и ассортиментные возможности завода постоянно расширяются. Так, в январе 1995 распоряжением правительства республики на баланс ОАО «Халвичный завод «Нальчикский» был передан пивзавод, построенный еще в 1937 году. А в марте 2001 в доверительное управление получен контрольный пакет ОАО «Маслобойный завод «Нальчикский». На сегодняшний день НАЛЬЧИКСКИЙ производит: подсолнечную халву (8 тысяч тонн в сезон), пиво (550 тысяч декалитров в год) и квас. Нальчикская халва изготавливается только из натуральных компонентов: семян подсолнечника, патоки, сваренной из кукурузы и свекольного сахара, отвара чудодейственного колючелистника. При этом рецептура передается на заводе из поколения в поколение. Однако секрет вкуса этой халвы — не только в полнейшем соблюдении технологии, но и в душевной щедрости, отдаче мастеров. Потому так широка карта поставок НАЛЬЧИКСКОГО: Самарская, Саратовская, Кировская, Новосибирская, Ленинградская, Пензенская, Брянская, Читинская области, Чувашия, Удмуртия, Башкирия, Татарстан, Дагестан, Бурятия. Важнейшие партнеры завода: Тбилисский сахарный завод, ОАО «Бесланский маисовый комбинат» РСО-Алания, ОАО «Кавинстекло» (Минеральные Воды), производители Ставропольского, Краснодарского краев и Ростовской области, московские фирмы «Ландиа», «Упаковка и сервис», «Нитэк», ООО «Русский алюминий», «Адат», НК «Балтика (Санкт-Петербург), ОАО «Хоботовский КПК» (Тамбовская область), «Фромм Майер-Басс» (Германия), «Хольвриека» (Дания), фирма «Кронес» (Германия). Информацию нанесенную производителями, на этикетку напитков, смотреть в табл.10. Таблица 10 Маркировка газированных напитков Окончание таблицы 10
Маркировка безалкогольных напитков должна содержать все необходимые данные, предусмотренные ГОСТ 28188-89, обязательно с указанием даты изготовления и срока хранения. В процессе перевозок и хранения оптимальная температура должна быть 2-12°С. Ниже в табл.11 указаны сравнительные цены на напиток «Грушевый» трех отечественных производителей. Таблица 11 Сравнительные цены на безалкогольные напитки (на примере напитка «Грушевый») Окончание таблицы 11
В Таблице 11, мною представлена продукция 3-х отечественных производителей. Напиток «Грушевый», ОАО «Нальчинского Халвичного Завода» и ЗАО Ипатовкого Пивоваренного завода, имеет три емкости для розлива (0,6л, 1,5л,-1,25л, 0,42л). Чего нельзя сказать о напитке ЗАО «Ставропольский пивоваренный завод», «Тетя Груша». Самую высокую ценовую категорию напитка производимого в стеклянной таре занимает, «Тетя Груша». Его цена в розницу 21,24 руб. Следующим по ценовой категории идет напиток ЗАО «Ипатовского пивоваренного завода», цена за бутылку составляет 20,86 руб. И самую низкую цену имеет продукт, произведенный Халвичным заводом Нальчикский», цена за стеклянную бутылку 18,90 руб. Для оценки конкурентоспособности трех производителей напитка «Грушевый» на предприятии в период прохождения мною преддипломной практики было проведено маркетинговое исследование, которое проходило в одном из магазинов «Подсолнух», местоположение которого находится: г. Ставрополь, АЗК №33, ул. Бруснева,5. Маркетинговые исследования - сбор, обработка и анализ данных о рынке, конкурентах, потребителях, товарах, ценах, внутреннем потенциале предприятия в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Целью маркетинговых исследований потребителей является выяснение вкусов, привычек, особенностей поведения для того, чтобы наилучшим образом удовлетворить их потребности и иметь возможность прогнозировать их изменение в будущем, а также побудить к совершению покупки. Сегментация потребителей особенно необходима при продвижении на рынки товаров широкого потребления и культурно-бытового назначения. Для товаров индивидуального потребления, к которым и относятся безалкогольные напитки, сегментация может быть произведена по: - месту жительства покупателя (сельская местность, большой город, небольшой город или поселок); - возрасту и полу; - уровню индивидуальных (семейных) доходов; - образовательному цензу и социальному положению в обществе; - реакции на новые товары (новаторы, быстро адаптирующиеся, консерваторы, ретрограды и т.п.). Одинаковых, типовых подходов к сегментации покупателей не имеется. С целью исследования рынка безалкогольных напитков было принято решение провести опрос покупателей. Объектом исследования являются потребители разных возрастных групп. Предметом исследования является спрос населения на газированные напитки. Для получения объективной оценки было опрошено 100 респондентов, различающихся по возрасту, полу и социальному статусу. Структура выборки приведена в таблице 12. Таблица 12 Структура выборки респондентов
Как видно из таблицы 12, большинство респондентов составили люди в возрасте от 31 до 40 лет. В выборке также представлены практически все слои населения по социальному статусу. При делении респондентов по полу мы выяснили, что из опрошенных респондентов 66 % потребителей составляют женщины и 34 % - мужчины. Оценка конкурентоспособности напитка «Грушевый», трех отечественных производителей представлена по 10 бальной шкале, и результаты таблицы указаны в табл.13,14,15. Таблица 13 Оценка конкурентоспособности напитка «Тетя Груша» ЗАО Ставропольский пивоваренный завод
Средний бал напитка «Грушевый» ставропольского пивоваренного завода составил 8.25. Недостаточно оценен был вкус напитка и его упаковка, ведь розлив напитка ведется только в упаковку, номинальной емкостью 0,42л, что не совсем устраивает потребителей этого напитка. Таблица 14 Оценка конкурентоспособности напитка «Грушевый» ОАО «Нальчинский пивоваренный завод»
Средний бал напитка «Грушевый» Халвичного завода «Нальчинский» составил 9 баллов. Это достаточно высокий бал, для начинающего производителя. Напиток не так давно на рынке, но уже успел завоевать успех и достаточно не плохой спрос на выпускаемую продукцию. При проводимом анализе, респонденты дали не высокую оценку эстетическим показателям напитка, по мнению потребителя, упаковочный материал товара не слишком привлекателен. Также цвет напитка не совсем соответствует его названию «Грушевый». Таблица 15 Оценка конкурентоспособности напитка «Грушевый» ЗАО «Ипатовский пивоваренный завод»
Напиток «Грушевый» ЗАО «Ипатовского пивоваренного завода», набрал самый высокий бал у респондентов 9,9. Продукцию завода любят и ценят не только жители Ставропольского края, но и далеко за их пределами. Напиток уже давно успел завоевать потребителей, разных возрастных категорий. Качество напитка - превыше всего. Единственное пожелание потребителя, это удобство упаковки, т. е, откручивающаяся крышка на стеклянной бутылке. В целом напиток удовлетворяет потребителя. Из проведенного анализа, можно сделать вывод, что на сегодняшний день насыщенность рынка, газированными напитками, по мнению респондентов, является достаточной, ассортимент широким, но, в то же время, покупатели положительно относятся к его расширению. При выборе газированных напитков потребители в первую очередь ориентируются на качество продукции, а среди наиболее важных показателей качества признают вкус. Проведенный анализ показал необходимость осуществления маркетинговых мероприятий, результаты которых позволяют выявить потребительские предпочтения с тем, чтобы сохранить старых потребителей и завоевать новых, совершенствуя при этом качественные характеристики товара. Для проведения более качественной оценки конкурентоспособности товара, мы сопоставим общественное мнение, и мнение экспертной комиссии. Мною, совместно с директором, товароведом ООО «РС-Сервис», была проведена экспертиза качества по органолептическим показателям трех видов напитка «Грушевый». Данная партия поступила 5 февраля 2011, в количестве 750 мест. Результаты экспертизы смотреть в табл.16,17,18. Таблица 16 Экспертиза качества напитка «Грушевый». Производитель г. Ставрополь, ЗАО «Ставропольский пивоваренный завод».
Вывод: Экспертиза качества напитка «Грушевый» ЗАО «Ставропольский пивоваренный завод» показала, что напиток соответствует ГОСТ 28188-89, по все показателям, кроме вкуса. Таблица 17 Экспертиза качества напитка «Грушевый». Производитель г. Нальчик, ОАО «Халвичный завод Нальчикский».
Вывод: Экспертиза качества напитка «Грушевый», ОАО «Халвичный завод Нальчикский» выявила, что напиток соответствует по всем показателям ГОСТ 28188-89 кроме цвета, он не интенсивен, и не совсем соответствует требованиям. Таблица 18 Экспертиза качества напитка «Грушевый». Производитель г. Ипатово, ЗАО «Ипатовский пивоваренный завод».
Вывод : Экспертиза качества напитка «Грушевый», ЗАО «Ипатовский пивоваренный завод», показала, что напиток соответствует требования ГОСТ 28188-89. В ходе выполненной работы, была проведена экспертиза качества напитка «Грушевый» трех отечественных производителей, результаты экспертизы выявили, что напиток «Грушевый» Ипатовского пивоваренного завода соответствует всем показателям требований ГОСТ 28188-89. Напиток «Халвичного завода Нальчикский» соответствует всем требованиям, ГОСТ 28188-89, кроме показателя цвета. Экспертиза качества напитка «Грушевый» Ставропольского пивоваренного завода, выявила, не соответствие требованиям ГОСТ 28188-89, по вкусу. В результате проведенного исследования, было установлено, что оценка экспертов, сопоставима маркетинговому исследованию, проводимому среди респондентов. Вывод: Самой конкурентоспособной продукцией на рынке среди отечественных производителей, по мнению экспертов и респондентов, стала продукция ЗАО «Ипатовского пивоваренного завода». Напиток соответствует всем требованиям ГОСТ 28188-89. Определяющим фактором при покупке безалкогольного напитка для массового покупателя является цена и известность марки, для представителя среднего и выше класса – качество, которое является синонимом натуральности. Несмотря на не высокую цену продукта, напиток не теряет свою натуральность, производитель старается учитывать все желания потребителя. Продукт производится в трех номинальных емкостях, имеет эстетичную упаковку. А самое главное не сравненный вкус и аромат. Продукция предприятия имеет оптимальное сочетание качества, цены и дизайна. Второе место досталось Халвичному заводу «Нальчикский». Напиток имеет достаточно низкую цену, на товар, по сравнению с двумя конкурентами, но по качеству практически не уступает. Завод является достаточно молодым производителем на рынке. Самую низкую оценку конкурентоспособности получил напиток ЗАО «Ставропольского пивоваренного завода». Напиток имеет самую высокую цену по сравнению, с двумя своими конкурентами, но напиток не соответствует ГОСТ 28188-89 по вкусу. И продукция выпускается только в одной номинальной емкости. Заключение В ходе выполнения работы были решены все поставленные задачи и достигнута основная цель преддипломной практики. В заключение сделаем несколько обобщающих выводов по работе. К газированным безалкогольным напиткам относят газированную воду с добавлением сиропов, реализуемую через сатураторную сеть, газированные напитки в бутылках и сухие газированные напитки. Основу первых двух составляет газированная питьевая вода. Преддипломная практика проходила на предприятии ООО «РС-Сервис». Координацию розничной коммерческой деятельности "ООО РС-Сервис" осуществляет НК – «Роснефть Ставрополье» " и его дочерние общества. ·ассортимент газированных напитков занимает второе место по доле в ассортименте безалкогольных напитков. ·продукция представлена в разнообразной упаковке, большую долю в ассортименте занимает асептическая упаковка тетрапак, позволяющая увеличить срок хранения и реализации напитков. ·качество газированных напитков соответствует ГОСТу только у одного производителя. ·самую высокую оценку конкурентоспособности, получил производитель напитка «Грушевый» ЗАО «Ипатовский пивоваренный завод». Качество реализуемой продукции - важный показатель в деятельности торгового предприятия, поэтому одним из способов обеспечения качества может стать выделение из ассортимента проблемных товаров и постоянный контроль за ними. Список использованных источников 1. ГОСТ Р 28188-89. Напитки безалкогольные. 2. ГОСТ Р ГОСТ 6687.5-86 Напитки безалкогольные. 3. Боровикова Л. А. Исследование продовольственных товаров. – М.: Экономика, 1988 4. Дубцов Г. Г. Товароведение пищевых продуктов. - М.: Мастерство, 2001. - 264 с. 5. Коробкина З.В. Товароведение вкусовых товаров. М.: Экономика, 2006 6. Кудряшов Л. С. Стандартизация метрология и сертификация в пищевой промышленности. - М.: ДеЛиПинт, 2002. - 302с. 7. Николаева М.А. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров.- М.: Экономика, 1996 8. Родина Т. Г. Дегустационный анализ продуктов. - М.: Экономика, 1994.-160с. 9. Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2001.-448с. 10. Чепурной И.П. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров. - М: Дашков и К°, 2002. - 459с. 11. Чепурной И.П.Товароведение и экспертиза вкусовых товаров. Учебник,М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»- 2002. – 404 с. 12. Шепелев А.Ф. и Мхитарьян К.Р.Товароведение и экспертиза вкусовых и алкогольных товаров. Ростов-на-Дону: издательский центр "МарТ", 2001. -677с. Брилевский О.А. Товароведение продовольственных товаров. М., 2003. 13. Бурмистров В. Г. Организация торговли продовольственными товарами. - М.: Зерцало, 2001 -55с. 14. Гарелик М.А., Ляндсман Р.Д. Организация, оборудование и технология. М., 2003. – 122с. 15. Наумов Л. А. Основы предпринимательской деятельности. М.: Издательство ЮНИТИ, 2003. – 105с. 16. Новикова А.М., Голубкина Т.С., Товароведение и организация торговли продовольственными товарами. М., 2002. – 3с. 17. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности. М.: Издательство ЮНИТИ, 2001. – 45с. 18. Панкратов Ф. Г. Коммерция и технология торговли. СПб: Издательство СПбГУ, 2002. -100 с. 19. Пичунова О. В. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. М.: Издательство ДРОФА, 2002. 45 с. |