Реферат: Виды учреждений и органов, исполняющих наказание
Название: Виды учреждений и органов, исполняющих наказание Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Иркутский Государственный Технический Университет Факультет Права, Социологии и СМИ Кафедра специальных юридических дисциплин Реферат По дисциплине: Уголовно-исполнительное право На тему: Виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания. Выполнил: Кустова К.А., студентка гр.ЮРзу-08-1 Проверил:к.ю.н., доцент кафедры СЮД Степаненко Ю.Г. Иркутск 2010г. СОДЕРЖАНИЕ 1.1 Виды учреждений и органов, исполняющих другие виды наказания. 9 2. Задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказания. 11 3. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. 15 Список использованной литературы.. 18 Исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы. Условное наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, исполняется исправительными центрами, как правило, в пределах территории субъекта Федерации по месту постоянного проживания осужденного или его осуждения. Органы местного самоуправления содействуют исправительным центрам в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания. В целях данного реферата мы рассмотрим виды учреждений и органов государства, исполняющих наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы и смертной казни, виды учреждений, исполняющих другие виды наказаний, выявим задачи этих органов, и поверхностно рассмотрим виды контроля за этими учреждениями. Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68 УИК), в виде ограничения свободы — исправительные центры (ч. I ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно в соответствии со ст. 73 УК РФ. Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России (ч. 7 ст. 16 УИК). Исправительными учреждениями являются: a) исправительные колонии; b) воспитательные колонии; c) тюрьмы; d) лечебные исправительные учреждения. Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно ст. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия. Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режима совершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой. В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет. Кроме того, в этих колониях могут отбывать лишение свободы осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду. В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Причем таким лицам назначается отбывание в тюрьме не всего срока наказания, а только части его. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях, если они дважды в течении года подвергались наказанию в виде перевода в помещения камерного типа или в одиночную камеру и вновь совершили злостное нарушение требований режима содержания. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше трех лет. В тюрьмах отбывают лишение свободы также лица, оставленные в тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений. Следственные изоляторы исполняют функции исправительных учреждений только в отношении тех осужденных, которые оставлены в изоляторе для работы по хозяйственному обеспечению (так называемая “хозобслуга”). Делается это только в исключительных случаях и только при наличии письменного согласия осужденного. Оставляют для работы по хозяйственному обслуживанию только лиц, впервые осужденных к лишению свободы за преступления, не являющиеся тяжкими, которым назначено отбывание лишения свободы в колониях общего режима, а также впервые осужденных за тяжкие преступления на срок не свыше трех лет. Лица, осужденные к лишению свободы отбывают наказание, как правило, в пределах территории субъекта Российской Федерации по месту постоянного проживания или осуждения. Лица, ранее отбывающие наказание в виде лишения свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также иностранные граждане и лица без гражданства направляются для отбывания наказания в исправительные колонии, определенные для содержания этих категорий осужденных независимо от того, в каком субъекте Российской Федерации они проживали до ареста или были осуждены. С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК). Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. Не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания в назначенную судом колонию. Семья осужденного становится в известность о том, куда направляется осужденный для отбывания наказания. В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы. Под ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы следует понимать лиц, которые за совершенное в прошлом преступление были осуждены к наказанию в виде лишения свободы и отбывали это наказание в тюрьме, исправительной колонии или воспитательной колонии, независимо от снятия или погашения судимости к моменту вынесения приговора за вновь совершенное преступление. Не могут рассматриваться наказание в виде лишения свободы как ранее отбывшие наказание: a) осуждавшиеся к исправительным работам, которым исправительные работы были заменены лишением свободы; b) условно осужденные к лишению свободы; c) лица, которым суд вместо лишения свободы применил содержание в дисциплинарной воинской части; d) лица, находившиеся в местах лишения свободы по приговору суда до рассмотрения дела в кассационном или надзорном порядке, если этими судебными инстанциями в отношении их приговор отменен с прекращением дела, либо изменен и назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или применено условное осуждение; e) лица, ранее осуждавшиеся к лишению свободы в пределах срока нахождения под стражей в качестве меры пресечения, поскольку они не отбывали наказание в исправительных учреждениях; f) лица, отбывающие лишение свободы, в случаях осуждения их за преступления, совершенные до вынесения приговора, в соответствии с которым они впервые отбывают лишение свободы. Как правило, отдельно содержатся иностранные граждане от граждан Российской Федерации. В колониях-поселениях отдельно содержатся лица, совершившие преступления умышленно, и лица, совершившие преступления по неосторожности, а также лица, твердо вставшие на путь исправления. Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного из одной колонии или тюрьмы в другую того же вида режима возможен при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденного в данной колонии или тюрьме (болезнь, изменение характера работы, соображения безопасности осужденного и т.п.). Перевод осужденного из одной колонии в другую с иным видом режима, а также из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию осуществляется судом в случаях, предусмотренных законом. Перевод осужденного из исправительного учреждения в следственный изолятор или тюрьму допускается в двух случаях: a) в связи с рассмотрением дела в суде; b) в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другими лицами. В первом случае срок такого перевода ограничивается сроком рассмотрения дела в суде, а во втором – четырьмя месяцами. Перевод в связи с рассмотрением дела в суде осуществляется по определению суда, а перевод для производства следственных действий – с санкции прокурора. Наказание в виде смертной казни путем расстрела исполняется как правило, в тюрьме. Закон не конкретизирует вид исправительного учреждения или органа, который должен исполнять приговоры в виде смертной казни. 1.1 Виды учреждений и органов, исполняющих другие виды наказания Для исполнения других уголовных наказании специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных приставов-исполнителей, суда вынесшего приговор, а также суда по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного. Наказание в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, колониями-поселениями и исправительными учреждениями. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать решения на занятие соответствующими видами деятельности. Если лицо в качестве основного наказания отбывает лишение свободы, а в качестве дополнительного приговорено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то последнее наказание исполняется администрацией исправительного учреждения при решении вопроса о трудовом устройстве лица в исправительном учреждении. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград – на суд, вынесшего приговор. Аналогичное положение существует при исполнении наказании в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе — на командование воинских частей, учреждении, органов и воинских формировании (ч. 12 ст. 16 УИК). За осужденными условно военнослужащими контроль осуществляется командованием по месту прохождения службы. Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции. Таким образом, функция исполнения уголовного наказания возлагается, как правило, на специализированные государственные органы, создаваемые в рамках Минюста России и Минобороны России. Кроме того, законодатель в нормах ст. 16 УИК четко разграничил функции исполнения наказания и исполнения требований приговора суда, возложив последнюю на администрацию организаций, иных участников уголовно-исполнительных правоотношений в отношении конкретных осужденных к различным видам наказания. Главное внимание при этом должно уделяться достижению цели исправления осужденных, ибо ее успешное достижение обеспечивает успешное достижение других целей уголовного наказания и процесса исправительного воздействия на лиц, отбывающих наказания. 2. Задачи учреждений и органов государства, исполняющих наказания В полной мере на исправительные учреждения возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, уголовно-исполнительного законодательства, закрепленных в ст. 1 УИК. В ч. 2 ст. 43 УК РФ установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Так, законодатель предполагает, что цель восстановления социальной справедливости достигается при вынесении приговора виновному, поэтому на первое место в процессе исполнения наказаний выдвигается цель исправления осужденного. Соответственно наряду с целью предупреждения преступлений со стороны иных лиц появляется цель предупреждения совершения преступлений со стороны лиц, отбывающих наказания, ибо ее достижение не всегда совпадает по времени с реализацией цели исправления осужденных. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания. Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК). Важной задачей учреждении и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК). Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания. Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории — друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права. Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений. Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлении. Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции. Особенно это характерно для исправительных учреждений, задачи которых существенно дополняются Законом Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие. Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждении основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных. С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины и порядка среди осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения. Важнейшая задача исправительных учреждений — организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными — один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных. Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи. Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условии отбывания наказания. Одна из задач исправительных учреждений – социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности – вытекает из положении действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”), а также норм международных актов. Учреждения, исполняющие лишение свободы, имеют задачей проведение оперативно-розыскной деятельности, регламентируемой Федеральным законом Российской Федерации “Об оперативно-розыскной деятельности”. Кроме того, они обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, органам безопасности), что является законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами. 3. Понятие и виды контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания Под контролем за учреждениями и органами, исполняющими наказания, следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия их деятельности требованиям уголовно-исполнительною законодательства и иных нормативных правовых актов с целью выявления и устранения имеющихся' нарушений и их предупреждения в будущем. Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в гл. 3 УИК. Регламентированный в данной главе контроль может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые его осуществляют, различаются: a) международный, b) государственный, c) общественный контроль. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, предусмотрен международными пактами о правах человека, в первую очередь Всеобщей декларацией прав человека ( 1948 г. ), Международным пактом о гражданских и политических правах ( 1966 г. ), Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания ( 1984г. ). Существуют четыре формы международного контроля. Первая – периодическое представление государством докладов о соблюдении прав человека (в том числе и при исполнении наказания). Вторая – сообщения иностранных государств о нарушениях гражданских и политических прав, применении пыток, других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Третья – индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России, по указанным выше случаям. Четвертая – посещения членами Европейского комитета по предупреждению пыток мест лишения свободы государства-члена Совета Европы. Вторая и третья формы международного контроля появились в 1991 году в результате признания нашим государством компетенции Комитета ООН по правам человека и Комитета ООН против пыток принимать и рассматривать сообщения других государств и жалобы физических лип о нарушениях прав человека на территории России. Эта форма международного контроля была прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 12 УИК, в которой установлено право осужденных обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства их правовой защиты. Государственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов. В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль, ведомственный контроль и прокурорский надзор. Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями и отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации. Следует отметить, что на территории России до сих пор не назначаются наказания в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста. Одна из причин такой ситуации – фактическое отсутствие учреждений, которые будут исполнять указанные виды уголовных наказаний, то есть – арестных домов, исправительных центров. В 1996 году, когда принимался новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ, система исполнения наказаний находилась в ведении Министерства внутренних дел России. Законодатель рассчитывал, что МВД России найдет средства на то, чтобы обеспечить строительство новых учреждений для исполнения наказания и содержание персонала исправительных центров и арестных домов и осужденных. В настоящее время Министерство юстиции не всегда изыскивает средства на улучшение условий содержания осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Список использованной литературы · Нормативные акты 1) Конституция Российской Федерации 2) Уголовный кодекс Российской Федерации 3) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации 4) Закон Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы” от 21 июля 1993 г. № 5473-1 в ред. Федеральных законов от 17 мая 1996 г. № 73-ФЗ, от 20 марта 1998 г. № 61-ФЗ, от 3 июля 1998 г. № 117 - ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ 5) Федеральный закон “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений” от 21 июля 1995 г. № 103-ФЗ в ред. Федерального закона от 3 июля 1998 г. № 117-ФЗ, от 21 февраля 2001 г. № 25-ФЗ 6) Федеральный закон “О судебных приставах” от 4 июля 1997 г. № 118-ФЗ 7) Федеральный закон “Об исполнительном производстве” от 4 июня 1997 г.. №119-ФЗ 8) Федеральный закон “О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации” от 13 июня 1996 г. № 64-ФЗ ред. Федерального закона от 27 декабря 1996 г. № 161-ФЗ 9) Федеральный закон “О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса РФ” от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ 10) Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности” от 16 июня 1997 г, № 729. · Учебники 1) Михлин А.С., Пономарев П.Г., Селиверстов В.И., Шмаров И.В.; Под ред. В.И. Селиверстова. Уголовно-исполнительное право: Учеб. для юрид. вузов. – М.: Юриспруденция, 2000. – 303стр. |