Реферат: Анализ проекта планировки, застройки и благоустройства микрорайона
Название: Анализ проекта планировки, застройки и благоустройства микрорайона Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ГОУВПО «РГУТИС») Факультет «РФС в г.Подольске» Кафедра «Государственного и муниципального управления» КУРСОВОЙ ПРОЕКТ по дисциплине: Инфраструктура муниципального образования на тему: «Анализ проекта планировки, застройки и благоустройства микрорайона» Москва 2010г. Введение 1. Баланс рассматриваемой территории (микрорайона, жилого района города) 2. Показатели, характеризующие застройку 3. Показатели, характеризующие планировку 4. Капитальные вложения и ежегодные эксплуатационные расходы в застройку, инженерное оборудование и внешнее благоустройство территории 5. Обеспеченность территории культурно-бытовыми учреждениями 6. Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями 7. Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений 8. Выводы и рекомендации (анализ проекта планировки и застройки рассматриваемой территории) 9. Библиография ЗАДАНИЕ N ФИЮ 1.Чертеж ВАРИАНТ 1 2.Этажность жилой застройки Эж =7, 9, 16 эт. 3.Ширина жилых домов: протяженных 1д = 12,5 м башенного типа 1д = 16,0 м 4.Этажность учреждений обслуживания: школ Эщ =3 детских учреждений Эд =2 магазины Эм =1 аптека и прочие учреждения Эпр =1 5. Плоскостные коэффициенты Ко = 0,68 (для Эж = 7); Ко= 0,68 (для Эж = 9); Ко = 0,62 (для Эж = 16). ТРЕБУЕТСЯ Произвести анализ проекта планировки, застройки и благоустройства микрорайона, с точки зрения технико-экономических, культурно-бытовых, гигиенических и архитектурно-художественных требований. Инструкционная карта
Масштаб 1:20000 Введение Развитие промышленного производства, массовый приток в города сельских жителей, преобразование крупных сельских поселений в города и поселки городского типа, естественный прирост городского населения являются причинами, такого закономерно развивающегося явления как урбанизация. В результате чего возникла рациональная необходимость планомерного развития процесса планирования, для нормального функционирования всех элементов города: зданий жилого назначения, предприятий, учреждений обслуживания, транспорта и т.д. Планировка селитебных территорий города осуществляется по принципу формирования в них жилых микрорайонов. Жилой микрорайон– структурный элемент селитебной зоны, границами которого являются «красные линии» магистральных и жилых улиц или естественные преграды; в его пределах размещают жилые здания, а также учреждения и предприятия общественного обслуживания повседневного пользования. К планировке и застройке современного микрорайона предъявляются определенные требования: · удобное расположение и достаточное развитие сети культурно- бытовых учреждений, которое при постоянно растущих потребностях населения, определяет минимальные затраты его времени. · размещение учреждений обслуживания должно осуществляться равномерно по все территории микрорайона. · построение магистральных сетей таким образом, чтобы связи жилых районов и микрорайонов с предприятиями, различными учреждениями обслуживания, была удобной и осуществлялась в кратчайшие сроки, при этом не допускается сквозное движение через микрорайон. · соблюдение санитарно- гигиенических требований при размещении застройки. · соблюдение нормы зеленых насаждений, и их непосредственная близость к жилым зданиям. · соответствие планировки микрорайона местным климатическим условиям (типы зданий, размещения зеленых насаждений и т.д.) · архитектура застройки в соответствии с современными требованиями градостроительства. · Применение прогрессивных технических решений и совершенствование технического оборудования и инженерной подготовки. Проектирование микрорайона должно стремиться к соблюдению данных принципов. На практике же, при определении принципов организации микрорайона необходимо, помимо существующих принципов и требований, учитывать типичные черты и индивидуальные особенности территории. Целью курсового проекта является анализ конкретного микрорайона, закрепление полученных знаний об организации инфраструктуры города, а также приобретение практических навыков организации и планирования определенных элементов города. 1. Баланс территории жилого микрорайона. Площадь прилегающих к микрорайону частей окаймляющих улиц . Изучение баланса территории микрорайона является одним из методов анализа застройки, планировки и благоустройства жилых микрорайонов. Составление баланса территории жилого микрорайона осуществляется путем обмера всех имеющихся на плане (в пределах красных линий) территорий. Расчет территории проводится в метрах квадратных, а представляется в графе 3 приложения 3 с точностью до второго знака после запятой в га. Работы по обмеру территории рекомендуется выполнять с учетом указаний в приведенном ниже порядке: 1. Сначала измеряют и определяют размер га) всех территорий, которые можно привести к простым фигурам (прямоугольнику, треугольнику, трапеции), а также подъезды к жилым домам и хозяйственные площадки Ω n , включая основные проезды микрорайона. 2. Методом исключения определяют размер всех территорий, труд Ωм = Ωм n + Ωвм ; 26,49=26,22+0,27 Ωж = Ωм -( Ωкб + Ωз ); 19,2=26,49-7,29 Ωзж = Ωж -( ΣΩд + Ω n ) 14,32=18,93-(2,58+2,03) Если в пределах красных линий отсутствуют территории внемикрорайонного значения (кинотеатр, поликлиника, школа художественного воспитания и др.), то Ωм = Ωм n , т.е. в межмагистральном пространстве расположен только микрорайон. За 100% во всех случаях принимается общая территория микрорайона ΩM Расчет графы 5 производится после определения численности населения микрорайона NM. Площадь, застроенная жилыми домами (по наружному обмеру) ΣΩд определяется при расчете жилого фонда микрорайона и в га подставляется в таблицу баланса территории микрорайона с точностью до второго знака после запятой. ΣΩд =2,58 га Площадь прилегающей к микрорайону части окаймляющих улиц Ωул определяется путем обмера всех элементов (тротуаров, зеленых насаждений, проезжих частей, линий рельсового транспорта), находящихся в пределах от красных линий до осей улиц. Поперечный профиль улицы с каждой стороны микрорайона может существенно отличаться по набору и ширине своих основных элементов. Раздельно вычисляются площади тротуаров Ωтр , зеленых насаждений улиц Ωзу , проезжих частей Ω n ч и их последующее суммирование дает площадь прилегающих частей окаймляющих улиц Ωул . Ωул = Ωтр+ Ωзу + Ω n ч Ωул =7,78 га Распределение территории жилого микрорайона наглядно представлена на диаграмме после таблицы 1. Таблица 1 Таблица баланса территории жилого микрорайона (форма)
Рисунок 1 Вывод: Данный микрорайон характерен своей плотной застройкой жилых домов, так как они почти все находятся на одной стороне микрорайона. Все дома протяжные. Больше половины всего микрорайона – зеленые насаждения, благодаря чему можно говорить об хороших санитарных условиях в микрорайоне. Рядом с каждым жилым домом есть зеленый парк или сквер, или сад. Удельный размер жилой территории по нормативным показателям составляет 11,5, а в данном микрорайоне – 11,08, сравнивая эти два показателя можно сделать вывод о том, что данный микрорайон соответствует нормативным показателям по жилой территории. Детские учреждения, в основном расположены на северо-восточной стороне микрорайона, только одна детская площадка находится между тремя жилыми домами – это говорит о том, что жителям данного микрорайона не удобно пользоваться детскими учреждениями, и некоторым жителям приходиться обходить весь микрорайон. Школа расположена на юго-восточной стороне – это уже намного удобнее для жителей, так как рядом со школой находятся жилые дома. По северной стороне микрорайона расположены гаражи и стоянки, что является не удовлетворительным для всех жителей микрорайона. Весьма не продуманным является размещение заданий парикмахерских (2 здания). Они находятся на юге микрорайона, а это также не удобно для большинства жителей, а так же для директоров этих двух парикмахерских, так как идет большая конкуренция. Если бы парикмахерские находились на разных сторонах микрорайона, то конкуренции, как таковой, не было бы, потому что одна половина жителей микрорайона пользовалась услугами одной парикмахерской, а другая половина второй. В микрорайоне также расположены два магазина. Один – продовольственный, другой – промтоварный. Они находятся на западной стороне микрорайона, что тоже является не удобным для всех жителей данного микрорайона. Так же в микрорайоне есть учреждение внемикрорайоного значения, расположено оно практически в центре микрорайона, с хорошей проезжоей частью к нему. Что позволяет сделать вывод о том, что всем жителям города и микрорайона легко добраться до этого учреждения с использованием транспортного средства. В микрорайоне есть отделения связи, которые находятся на северо-восточной стороне, что также является не очень то и удобным размещением для жителей микрорайона, потому что большинство жилых домов находится на восточной стороне микрорайона, еще один жилой дом расположен на юге, и еще один на северо-восточной стороне. Помимо всего, в микрорайоне отсутствует ряд других предприятий обслуживания: - столовые; - кафе; - Сберегательные банки. Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что культурно-бытовые и архетектурно-композиционные условия решены не совсем успешно, однако для более детального анализа необходим ниже приведенный расчет специальных показателей. 2. Показатели, характеризующие жилую застройку микрорайона Таблица 2 Определение размера жилого фонда микрорайона (форма)
Величину жилого фонда можно определить по формуле, записанной Ф i - жилой фонд в домах i-ой этажности, м2 ; Э i - этажность i-ая жилой застройки, эт.; Ω i - площадь застройки (по наружному обмеру) в домах i-ой этажности, м2 ; К i - плоскостной коэффициент. Ф0 м = Плотности жилого фонда в пределах всей территории микрорайона определяются по формулам σ0 м = Ф0 м / Ωм 177157.2/26.49=6700 м2 /га σ0 м - плотность жилого фонда в м2 общей полезной площади квартир, приходящейся на 1 га общей территории микрорайона, м2 /га. Плотности жилого фонда в пределах жилой территории микрорайона определяются по формулам σ 0 нетто =Ф0 м / Ωж 177157.2/18,93=9358,5 м2 /га σ 0 нетто - плотность жилого фонда в м2 общей полезной площади квартир, приходящейся на 1 га жилой территории микрорайона, м2 /га. Густоту жилой застройки, необходимую для анализа рассчитанного показателя σ0 нетто рекомендуется определять по формуле αж =(ΣΩд /Ωж )*100% (2, 58/18, 93)*100%=13.6% αж - густота жилой застройки в пределах жилой территории в %. Определение средней этажности жилой застройки микрорайона Эср можно производить на усмотрение студента по одной из рекомендованных ниже формул. Эср = ΣФ/ ( Ф1 /1 + Ф2 /2 + Ф3 /3 + ... Ф n / n ,), Эср =10,36 Зная значение плотности жилого фонда σ0 м и σ 0 нетто определяем соответствующие им значения плотности населения. Определение величин плотности населения рекомендуется производить по формулам δм =σ0 м / q о δм =6700/13,5=496,3 жит/га где δм - плотность населения, приходящаяся на 1 га общей территории микрорайона, жит/га; δнетто =σ0 нетто / q о δнетто =9358,5/13,5=693,2 жит/га где δнетто - плотность населения, приходящаяся на 1 га жилой территории микрорайона, жит/га. Численность населения микрорайона определяется на усмотрение студента по одной из формул, приведенных ниже N М = Ф0 м / q 0 N М =177157,2/13,5=13122,8 жит NM - число жителей, на которое рассчитан микрорайон, чел. 3. Показатели, характеризующие планировку В курсовом проекте необходимо выполнить расчет и анализ следующих планировочных показателей: εул Δул Расчет планировочных показателей может быть выполнен по формулам εул = (Ωул /( Ωул + Ω mn ))х100% εул =(7,78/(7,78+26,49))*100%=22,7% εул - коэффициент площади улиц, окаймляющих межмагистральное пространство, %; Ωул - площадь прилегающей части улиц, окаймляющих межмагистральное пространство, га; Ω mn - площадь межмагистрального пространства, га. Δул =0,5 P ул / (Ωул +Ω mn ) Δул =0,5*5,93/(0,0778+0,24 )=9,3км/км2 Δул - густота сети улиц, окаймляющих микрорайон, км/км2 P ул - периметр улиц, окаймляющих микрорайон (замеряется по оси улиц), км. Величины Ωул и Ω mn подставляются в формулу в км2 . Рул =77832/13122,8=5,93 м2 /жит 0,5Рул =0,5*5930/13122,8=0,23 Вывод: Величина играет весьма существенную роль в экономике. Благоустройство микрорайона при большей площади улиц, окаймляющих межмагистральное пространство, приходящееся на одного жителя потребовались бы огромные капитальные влжения и эксплутационные расходы для достижения высокого уровня благоустройства. В данном случае протяжение улиц окаймляющих межмагистральное пространство, приходящееся на одного жителя м2 /жит = 5,55 м2 /жит, что свидетельствует об экономичности устройства, эксплуатации, замощении и озеленении улиц, водопроводов, канализации и пр. Показатель - прямопропорционально стоимости уличных сетей водопровода, газификации и т.д. Наибольшее значение протяжения улиц, окаймляющих межмагистральное пространство показывает экономичность строительства и эксплуатации сетей водопровода, газификации и т.д. Показатели и дополняют друг друга. Лучше характеризует экономичность плоскостных элементов благоустройства (замощение и озеленение улиц), а - линейных элементов (подземные сети). 4. Капитальные вложения и ежегодные эксплуатационные расходы в застройку, инженерное оборудование территории и внешнее благоустройство Расчет капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов производится по формулам с использованием укрупненных показателей стоимости по состоянию на ноябрь 1999 года К i =¯К i Ω i /106 Э i =¯Э i Ω i /103 К i - капитальные вложения в создание i-oгo вида застройки, внешнего благоустройства и инженерного оборудования, млн.руб; ¯К - удельные капитальные вложения (цена единицы) в создание i-ого вида застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, руб/м; Ω i - объем работ i-oro вида, м2 ; Э i - ежегодные эксплуатационные расходы по i-ому виду застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, тыс.руб/год; ¯Э i - удельные ежегодные эксплуатационные расходы (цена единицы) по i-ому виду застройки, внешнего благоустройств и инженерного оборудования, руб/м2 в год. Выполнение расчетной работы осуществляется в таблице 3, которая обеспечивает удобство, компактность вычислений и наглядность полученных результатов. Значения общего жилого фонда на территории микрорайона: Ф о м = 177157,2 м2 Ωк-б = 72900 - 5808 = 67092 Объем работ по учреждениям обслуживания, находящимся на территории микрорайона определяется по формуле: Фп = 0,8 * Ω i * Э i Для каждого здания отдельно и далее суммируется. Ω i – площадь, I – той застройки I – той этаж Э i – этажность здания Получаем: Школа: Фп = 0,8 * 2484* 2 =2486 м2 Детские учреждения: Фп = 0,8 * 1744 * 1 = 1395 м2 Аптека: Фп = 0,8 * 608 * 1 = 486 м2 Парикмахерская: Фп = 0,8 * 624 * 1 = 499 м2 Прочие учреждения микрорайона: Фп = 0,8 * 600 * 1 = 480 м2 Учреждения внемикрорайоного значения: Фп = 0,8 * 672 * 2 =1075 м2 В итоге получаем сумму объема работ по учреждениям обслуживания микрорайоного и внемикрорайоного значения Фп =6421 м2 и заносим полученный показатель в таблицу 3 и 3.1. Таблица 3 Величина капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов в застройку, инженерное оборудование и внешнее благоустройство на 1995 год.
Капитальные вложения Ежегодные эксплуатационные расходы Таблица 3.1 Величина капитальных вложений и ежегодных эксплуатационных расходов в застройку, инженерное оборудование и внешнее благоустройство на 1999 года
Капитальные вложения Ежегодные эксплуатационные расходы Таким образом, капитальные вложения в застройку, инженерное обслуживание и во внешнее благоустройство данного микрорайона составляют = 461,6млн.руб(1995г) и 2371,2 млн.руб.(1999г), а ежегодные эксплутационные расходы в данном микрорайоне составляют = 5748(1995г) и 4432,2 тыс.руб.(1999г) в год. Однако сами по себе данные – абсолютные показатели на ничего не говорят, поэтому необходимо произвести расчет показателей относительных затрат (на 1 жителя, на 1 м2 общей площади, на 1 га территории микрорайона) используя формулы: ¯К N =103 ΣК/ N м ¯К N =103 * 477,3/ 13122,8 = 36,34тыс.руб. / жит (1995) ¯К N =103 * 2425,77 / 13122,8 = 184,8 тыс.руб. / жит (1999) ¯К N - капитальные вложения (все затраты), приходящиеся на 1 жителя микрорайона, тыс.руб.\жит; ¯К0 ф =103 ΣК/Ф0 м ¯К0 ф =103 * 477,3 / 177157,2 = 2,7тыс.руб. / м2 (1995) ¯К0 ф =103 * 2425,77 /177157,8 =13,7 тыс.руб / м2 (1999) ¯К0 ф - то же, приходящиеся на 1 м2 общей полезной площади квартир, тыс.руб\м2 ; ¯КΩ =103 ΣК/Ωм ¯КΩ =103 * 477,3 / 26,49 = 18018млн.руб. / га ¯КΩ =103 * 2425,77 / 26,49 = 91573млн.руб. / га ¯КΩ - то же, приходящиеся на 1 га территории микрорайона, млн.руб.\га; ¯Э N =103 ΣЭ/ N м ¯Э N =103 * 5750,61 / 13122,8 = 438,27 руб /жит ¯Э N =103 * 11221 / 13122,8 = 855,1 руб /жит ¯Э N - ежегодные эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 жителя микрорайона, руб./жит. в год; ¯Э0 ф =103 ΣЭ/Ф0 м ¯Э0 ф =103 * 5750,61 / 177157,2= 32,5 руб / м2 ¯Э0 ф =103 * 11221 /177157,2 = 63,3 руб / м2 ¯Э0 ф - то же, приходящиеся на 1 м2 общей полезной площади, руб.\м2 в год; ¯ЭΩ =103 ΣЭ/Ωм ¯ЭΩ =103 * 575,61/26,49 = 21729,3 тыс.руб. / га в год ¯ЭΩ =103 * 11221 / 26,49 = 423593 тыс.руб. / га в год ¯ЭΩ - ежегодные эксплуатационные расходы, приходящиеся на 1 га территории микрорайона, тыс.руб.\га в год. 5. Обеспеченность микрорайона культурно-бытовыми учреждениями Одним из главных принципов градостроительства является обеспечение высокого уровня культурно-бытового обслуживания населения. Микрорайон - первая ступень организации учреждений всех видов общественного обслуживания, призванных удовлетворить первичные повседневные культурно-бытовые и учебно-воспитательные потребности жителей. Только комплексная система учреждений и устройств всех видов, имеющих достаточную вместимость и рационально размещенных на территории микрорайона, может создать высокий уровень культурно-бытового обслуживания его населения. Учреждения жилого района (вторая ступень обслуживания) являются учреждениями периодического пользования с более редкой частотой посещения, дополняющие учреждения микрорайона и создающие обслуживающий комплекс, который на 80-90% удовлетворяет потребностям населения в учреждениях культурно-бытового назначения. К третьей ступени относятся учреждения обслуживания общегородского значения, которые размещаются в центрах более высокого порядка, чем центры жилых районов, или на специальных территориях. При выполнении работы необходимо определить комплексность учреждений обслуживания, размещенных в микрорайоне (жилом районе), а также уровень обслуживания, который они могут обеспечить исходя из норматива числа мест и других показателей на 1000 жителей. Для этого определяют набор и вместимость учреждений культурно-бытового обслуживания, имеющихся в микрорайоне, и сравнивают их с планировочными нормами, которые необходимо иметь в микрорайоне. По имеющимся в микрорайоне (жилом районе) культурно-бытовым учреждениям производятся расчеты следующих фактических показателей: - кубатура культурно-бытовых учреждений; - площадь участков; - вместимость (общее число мест); - число мест на 1000 жителей; - кубатура зданий в мЗ на одно место; - площадь участков в м2 на одном место; Прежде чем воспользоваться графиками, определяют фактическую кубатуру зданий, используя формулу Vi = Si х Э i х h Vi - кубатура здания культурно-бытового учреждения, расположенного в микрорайоне, м3 ; Si - площадь под застройкой здания (по наружному обмеру), м2 ; Э i - этажность здания, эт.; h = 4 ≈ 4,5 м - высота одного этажа в учреждениях обслуживания. Получаем: Школа: Vi = 2484 * 2* 4 = 19872 м3 Детские учреждения: Vi = 1132,8* 2* 4 = 9062,4м3 Аптека: Vi = 370,8 * 1 *4 = 1783,2м3 Прочие учреждения микрорайона: Vi = 3524,2 *1 * 4 = 14096,8 м3 Парикмахерская: Vi = 600 * 1 * 4 = 2400 м3 Общее число единиц рассчитываем по формуле: ΣВ i = Mi х N м Vi = Bi x vi ΣВ i - общее число мест в учреждениях данного вида обслуживания, расположенных в микрорайоне, мест; Mi - число мест на 1000 жителей, которое должно быть в учреждениях данного вида обслуживания (норматив, см. приложение 9); N м - численность населения микрорайона, тыс.; Vi - кубатура здания одного учреждения данного вида обслуживания, мЗ ; Bi - число мест в одном учреждении данного вида обслуживания, мест; vi - кубатура здания в мЗ на одно место, мЗ /место; Получаем: Школа: ΣВш = 145 * 18 = 261 мест Детские учреждения: ΣВду = 70 * 18= 126 мест Аптека: ΣВа = 43 * 18 = 77,4 места Прочие учреждения микрорайона: ΣВпум = 12 * 18 = 21,6 мест Парикмахерская: ΣВп = 0,65 * 18 = 11,7 мест Продовольственный магазин: ΣВп = 52 * 18 = 93,6 мест Промтоварный магазин: ΣВп = 24 * 18 = 43,2 мест Отделение связи: ΣВп = 84 * 18 = 151,2 мест Таблица 4 Сводная таблица, характеризующая учреждения обслуживания анализируемого микрорайона (форма)
Вывод: Из данной таблицы видно, что культурно-бытовое обслуживание населения не превышает допустимых норм. Данный микрорайон обеспечен всеми необходимыми культурно-бытовыми учреждениями, но в нем отсутствует сберегательные банки, что является неудобным для жителей данного микрорайона. ΣВi - общее число мест в учреждениях данного вида обслуживания, расположенных в микрорайоне, мест; Mi - число мест на 1000 жителей, которое должно быть в учреждениях данного вида обслуживания (норматив, см. приложение 9); N м - численность населения микрорайона, тыс.; Vi - кубатура здания одного учреждения данного вида обслуживания, мЗ ; Bi - число мест в одном учреждении данного вида обслуживания, мест; vi - кубатура здания в мЗ на одно место, мЗ /место; 6. Радиусы обслуживания жителей культурно-бытовыми учреждениями Сущность принципа районирования микрорайонов заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своим домом все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, и ему было максимально удобно пользоваться подобными учреждениями. Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены по территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживания населения с минимальными радиусами пешеходной доступности. Учреждения второго уровня, обслуживающие население жилого района, размещаются как правило в центре жилого района, который может иметь компактную или не компактную (вытянутую) форму территории. Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных rmin и максимальных rmax радиусов обслуживания. Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяются путем замера на чертеже расстояний по кратчайшим реальным путям следования от наиболее близкого и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производят от наружной двери жилого дома до входной в учреждение двери. Средний радиус обслуживания может быть определен по формуле rc =( rmin + rmax )/2, rc - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м; rmin - минимальный радиус зоны обслуживания, м; rmax - максимальный радиус зоны обслуживания, м. Среднее tс и максимальное tmax время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам tc = rc / v ; t м = r м / v tc , t м -среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.; v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода. Результаты расчетов по учреждениям, которые приводятся в пояснительной записке, сводятся в таблицу 5. Таблица 5 Радиусы обслуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населением на подход к ним (форма)
Вывод: Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно-бытовых учреждений (400 и 800 м), в данном микрорайоне большинство учреждений не соблюдены требованиям нормативов. Детские учреждения и школу следует размещать равномерно по всей территории микрорайона, в стороне от межмагистральных улиц. Средний и максимальный радиусы обслуживания детскими учреждениями и школой так же выше нормы. Школы и детские учреждения находятся вблизи межмагистральной улицы. Парикмахерская находится в отдаленном месте расположения от большинства жилых домов, что затрудняет жителям микрорайона пользоваться ее услугами. А из за использования одной парикмахерской множеством жителей отнимает много времени и создает большие очереди. Все это говорит о неудобном размещении культурно-бытовых учреждений. 7. Проверка условий освещения жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил. Расстояние между жилыми домами, а также между жилыми и общественными зданиями должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными сторонами зданий расстояние должно быть не менее 2Н, между торцами домов и домами башенного типа не менее Н (где Н-высота дома).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Данный микрорайон характерен своей плотной застройкой жилых домов, так как они почти все находятся на одной стороне микрорайона. Все дома протяжные. Больше половины всего микрорайона – зеленые насаждения, благодаря чему можно говорить об хороших санитарных условиях в микрорайоне. Рядом с каждым жилым домом есть зеленый парк или сквер, или сад. Удельный размер жилой территории по нормативным показателям составляет 11,5, а в данном микрорайоне – 11,08, сравнивая эти два показателя можно сделать вывод о том, что данный микрорайон соответствует нормативным показателям по жилой территории. Детские учреждения, в основном расположены на северо-восточной стороне микрорайона, только одна детская площадка находится между тремя жилыми домами – это говорит о том, что жителям данного микрорайона неудобно пользоваться детскими учреждениями, и некоторым жителям приходиться обходить весь микрорайон. Школа расположена в восточной стороне – это уже намного удобнее для жителей, так как рядом со школой находятся жилые дома. По северной стороне микрорайона расположены гаражи и стоянки, что является не удовлетворительным для всех жителей микрорайона. Весьма не продуманным является размещение задания парикмахерской. Она находятся на юге микрорайона, а это также не удобно для большинства жителей, а так же для владельца парикмахерской, так как из за того, что одна парикмахерская обслуживает весь микрорайон создаются огромные очереди и из за нехватки времени, возможно, снижается уровень оказываемых услуг. Поэтому необходимо открыть еще одно отделение парикмахерских услуг в другой стороне района. В микрорайоне также расположены два магазина. Один – продовольственный, другой – промтоварный. Они находятся на юго-западной стороне микрорайона, что тоже является не удобным для всех жителей данного микрорайона. Помимо этого, в микрорайоне есть учреждение внемикрорайоного значения, расположено оно практически в центре микрорайона, с хорошей проезжей частью к нему. Что позволяет сделать вывод о том, что всем жителям города и микрорайона легко добраться до этого учреждения с использованием транспортного средства. Имеется отделение связи, которое находится в северной стороне, что также является не очень то и удобным размещением для жителей микрорайона, потому что большинство жилых домов находится на западной стороне микрорайона, еще один жилой дом расположен на юге, и еще один на северо-западной стороне. Помимо всего, на данной территории отсутствует ряд других предприятий обслуживания: - столовае; - кафе; - аптека. Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что архитектурно-композиционные условия удовлетворительные, чего нельзя сказать об культурно-бытовых условиях данного микрорайона, они решены не правильно. Очень важным недопущением является – отсутствие на территории микрорайона сберегательного банка. Это затрудняет жителям микрорайона совершать множество услуг, в том числе оплату коммунальных услуг. Библиография 1. Давидович В.Г. Планировка городов и районов (инженерно- 2. Жилой район и микрорайон: (Пос. по планировке и застройке). - М.: 3. Лукаев Л.П., Рузин Б.В., Воронина А.Г. Экономика архитектурно- 4. Градостроительство: Справочник проектировщика. /Под общ. ред. В.Н. Белоусова. 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Стройиздат, 1978. - 367 с. 5. СНиП П-60-75. Планировка и застройка городов, поселков и сельских 6. СНиП 2.07.01.-89. Градостроительство. Планировка и застройка город 7. Указания по проектированию жилых районов и микрорайонов г.Москвы. ВСН-2-74 /Мосгорисполком. - М., 1975. - 49 с. 8. Нормы проектирования планировки и застройки Москвы. ВНС-2-85 Дополнительная9. Зайцев Л.К. Экономика городского строительства. 2-е изд., перераб. и 10.Конторович И.Я., Ривкин А.Б. Рациональное использование территории городов. -М.: Стройиздат, 1986. -172 с. 11.Конторович И.Я., Трубникова Н.М. Рекомендации по планировке жилых районов и микрорайонов. -М.: 1980. 12.Кудрявцев А.О. Рациональное использование территорий при планировке и застройке городов СССР. - М.: Стройиздат, 1971. -183 с. 13.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ |