Реферат: Религиозные верования кельтов
Название: Религиозные верования кельтов Раздел: Рефераты по культуре и искусству Тип: реферат |
Реферат По курсу История религии на тему «РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ КЕЛЬТОВ» Выполнила: студентка кафедры Общей психологии Голунова Светлана Игоревна Проверила: Преподаватель философского ф-та Лузина Татьяна Ивановна Октябрь 2009 год 1. Кельтские народы. Кельты – воинственные племена, изначально обитавшие на юго-восточной территории современной Германии. Они говорили на родственных языках кельтской группы. Первое упоминание о кельтах относится к 9 веку до н.э., времени их переселения с востока. Наибольшего расцвета кельтская цивилизация достигла приблизительно в 5 веке до н.э. Кельты начали экспансию в разных направлениях. Продвигаясь на юго-запад, они заняли Галлию, Северную Италию и большую часть Испании. Другая волна завоеваний была направлена на северо-запад и достигла Британских островов, где уже проживали несколько кельтских племен, известных как бритты. Таким образом, кельты, изначально населявшие бассейны рек Рейна, Сены, Лауры и верховья Дуная, заняли территорию современных Франции, Швейцарии Австрии, Бельгии, Чехии, северной и западной Италии, южной и западной Германии, частично Венгрии и Болгарии. Примерный район расселения кельтских племён в Европе. Синим выделен район расселения кельтов до завоеваний; фиолетовым - после. Для ориентировки приведены границы современных государств. Но активные завоевания и расширение территорий не приводило к развитию государственности у кельтов. Это связано с тем, что они не стремились создать мощное военное государство с укрепленными границами и многочисленными колониями, что было характерно для Рима, Греции и других восточных стран. Завоевания кельтов отличались еще и тем, что они не стремились подчинить себе другие народы, а предпочитали мирное сосуществование, постепенно смешиваясь с коренным населением. Важно, что у кельтов никогда не было единого политического государственного центра. Однако кельтская цивилизация была очень сильной. Ее могущество укреплялось не за счет военной и материальной мощи, а за счет развитой культуры, которая объединяла племена, расположенные на обширной территории. Это была духовная цивилизация, имевшая общий религиозный культ, опиравшийся на единую мифологическую систему, космогонические представления и сложный пантеон богов. 2. Источники из которых известно о кельтской мифологии. Сложность изучения кельтской мифологии заключается в том, что не осталось прямых письменных сведений со стороны самих кельтов. Поэтому все данные собраны на основе трех косвенных источников: 1. Археологический. Он считается наиболее надежным, но ограниченным, лишенным деталей, которые предоставляют письменные источники. 2. Данные античных авторов. Они дают разнообразные и увлекательные сведения о различных сторонах кельтской религиозной жизни, однако, не всегда ясен временной отрезок, к которому относятся такие свидетельства и основаны они на личных наблюдениях автора или на слухах и предположениях. К тому же античные авторы интерпретировали религиозную жизнь кельтов через собственное мировоззрение, соотносили со своей религией, от чего могли возникнуть искажения. 3. Местная литература – это наиболее яркое и детальное свидетельство о языческой кельтской традиции, но она содержит интерпретации христианских писцов, общие для всех народов сказочные сюжеты и мотивы. Поэтому достоверными можно считать лишь те данные, которые подтверждаются всеми тремя источниками. 3. Пантеон богов У кельтов было 5 верховных божеств, которые Юлий Цезарь, оставивший довольно подробное описание кельтской религиозной традиции, соотносил по функциям с римскими богами: Меркурий - Луг, Юпитер - Дагда, Марс – Нуаду и Огма, Аппалон – Дипнкехт и Мак Ок, Минерва - Бригитта. 1. Меркурий (римск.) – Луг (кельтск.) это величайший из кельтских богов, полифункциональный, многоискусный. Он наделен способностями всех богов, а потому выделяется из остального пантеона и по праву может считаться верховным. Это светоносный и в тоже время грозный бог, добрый, но не тот, к кому люди могли обращаться с пустячными просьбами. 2. Юпитер (римск.) – Дагда (кельтск.) Это добрый бог или бог-друид, владыка неба и времени, является символом вечности. Он считается отцом Бригитты (римск. Минервы) и Дипнкехта и Мак Ома (двух ипостасей римск. Аппалона). В разных кельтских племенах он мог носить разные имена. Например, называться Таранисом, Эохайдом или Суккеллой. Обладал 4 атрибутами: - котлом изобилия , или дохристианским прототипом средневекового Грааля (обнаруживший его утоляет свой голод; котел, кроме того, служит орудием воскрешения: в него бросают мертвых - и они выходят из него живыми); - палицей , чудовищным оружием, убивающим людей одним своим концом (в этом мире) и воскрешающим их другим (в Ином мире): след, оставляемый ею на земле, столь глубок, что может служить границей между двумя провинциями; - арфой , в которой заключены все мелодии и все возможные инструменты, из которой Дагда извлекает три классических мотива ирландской музыки: мотив сна (всякая добрая музыка убаюкивает тех, кто ее слушает), веселья и печали. - колесом , хранитель которого - "аватар" Дагды, слепой друид Мог Руйт ("слуга колеса"). Это космическое колесо ирландского апокалипсиса: "Оглохнет тот, кто его услышит, ослепнет тот, кто его увидит, и погибнет тот, на кого оно упадет". Дагда считался покровителем науки, дружбы и дружеских отношений, богом вечности, хронологического и атмосферного времени, а следовательно, владыкой 4-х стихий: воды, земли, огня и воздуха. Ему поклонялся жреческий класс – друиды. 3. Марс (римск.) – на королевском уровне Нуаду , на воинском – Огма (кельтск.) Почитался воинским классом. Нуаду – в битве выступал в роли короля, потому как без короля сражение было невозможно выиграть. Он выполнял руководящую функцию, имел «меч света», хотя функционально он прежде всего «даритель» и гарант благосостояния страны. Согласно кельтской мифологии, Нуаду потерял в одном из сражений правую руку и был временно отстранен от своих полномочий. Его наместник был злым и жестоким правителем. Но Нуаду обзавелся серебряным протезом руки и вернул себе королевский титул. Огма – бог-воин и волшебник. Темная сторона верховного божества, противоположен Дагде. Ему посвящали оружие врагов. Он был скорее полубогом или героем и являлся проводником в царство мертвых. Его имя нельзя было называть, поэтому использовался греческий заменитель – Огама или Огмия. В Ирландии ему приписывали создание огамического письма и считали покровителем красноречия. По другой версии героическая ипостась отделяется и передается Кухулину. А Огма считается богом войны, но он не вершит ее сам, а контролирует и руководит ее ходом. 4. Аппалон (римск.) – в роли целителя Дипнкхет , в качестве бога юности Мак Ок или Ойгнус (кельтск.) Дипнкхет – целитель, изготовил серебряный протез для Нуаду. Является дедом Луга. Мак Ок – юный бог, сын Дагды и жены Огмы – брата Дагды. Он был зачат и рожден в 1 день, равный 9 месяцам. Он разъясняет понимание времени в кельтском мире. Хитростью украл у Дагды дворец, попросив его на одни сутки. Но сутки являлись у кельтов символом вечности, поэтому дворец перешел к Мак Оку навсегда. 5. Минерва (римск.) – Бригитта (кельтск.) это наиболее точное соответствие римской и кельтской богинь. Особенностью этого великого женского божества кельтов является то, что она - единственная богиня в ряду четырех богов. Напрашивается параллель с индийскими Пандавами, которые впятером владели одной-единственной супругой, Драупади. Бригитта – сестра Мак Ока, дочь Дагды и одновременно мать 4 перечисленных выше божеств и их супруга. Именно поэтому у кельтов не было божеств, соответствующих Юноне, Диане или Венере. Считалась покровительницей искусств и художников, сведущих в тайных ремеслах и духовных знаниях. Кельтская мифология была единой для всех племен. Могли быть различия в именах божеств, но мифы о богах, устройстве мира и героях сохранялись неизменными. Кроме верховных богов у кельтов была назшая мифология, связанная с суевериями. Они верили в духов фоморв, сидов, духов источников. Преимущественно они считались демоническими и приносили несчастья. Были у кельтов и священные животные. Например, особым статусом обладали лошадь, кошка, собака, олень, лебедь и ворон. 4. Жреческий класс: друиды, поэты, барды и прорицатели. В отличие от греческой, римской и др. западных религий, кельтская религия обладала развитым, иерархизированным и глубоко структурированным жреческим классом - друиды, напоминающим класс индийских брахманов. Друиды не были священнослужителями в современном смысле этого слова, потому как их функции и влияние были шире и намного разнообразнее. В кельтском обществе, где разница между «священным» и «профанным» была очень мала из-за почти полного отсутствия «профанного», друиды были гораздо выше, почтеннее и уважаемее короля или воина, занимая первое место по важности и достоинству. Универсальным жреческим цветом индоевропейцев был белый, символизирующий чистоту и доброту. Поэтому друиды носили только белое одеяние. В кельтском обществе, где все основывалось на понятии о священном, друиды были неотъемлемой частью. Они могли свободно вмешиваться в любые военные и политические дела и не подчинялись ни чьему принуждению. Среди друидов существлвала собственная иерархия, основанная на знании. Друиды-теологи. Они занимались умозрительными построениями, вопросами правосудия и образования,. Барды (в Ирландии Филиды). Эта категория друидов занималась литературой и поэзией. Они рассказывали наизусть или пели предания и поэмы. Кроме этого изучали историю и генеалогию, строили родовые древа правящих властителей. Возвещали решения суда, занимались обучением, дипломатией, музыкой. Играли на арфах. Были сведущи в медицине (знахарство, хирургия и лечение травами). Выступали в роли архитекторов, информаторов и даже распределителей напитков. Из специальных трактатов известно, какие именно требования предъявлялись к филиду: двенадцать лет обучения, овладение грамматикой и сложным техническим языком, использующимся жрецами, знание и практическое употребление многих десятков поэтических размеров, точное воспроизведение по памяти (без каких-либо вариаций) многих сотен преданий. Иерархические различия в этой категории проступают достаточно отчетливо: от fochlocon, или ученика, знавшего наизусть всего семь историй и довольствовавшегося на пирах случайным куском, до "ученого" ollam (превосходная степень от oll "могучий"), знавшего триста пятьдесят больших историй и сто пятьдесят малых, и имевшим право на свиту из двадцати четырех человек. Прорицатели. Эта категория включала практическое приложение религии в двух областях: прорицании и медицине. Они занимались гаданием и магией. Кельты безоговорочно верили в силу и непререкаемость пророчества, произнесенного друидом. Приблизительно с 600 года до н.э. кельты использовали алфавит - оуэм, огамическое письмо, данное богом мудрости Огамом. Учение о деревьях или Огам, стало частью тайного языка. Алфавит оуэм был священным и обычно использовался для специальных записей. Друиды владели и пользовались греческим алфавитом для обычных посланий и писем; но при этом позднее валийские барды продолжали использовать оуэм для записи оставшихся в их памяти традиций друидов. В конечном итоге он был заменен латынью. ". Восемь благородных деревьев -- береза, ольха, ива, дуб, рябина, орешник, яблоня, вяз -- образовывали начальные согласные древнего тайного алфавита, Бет-Люис-Hиона, который мог при необходимости служить сезонным календарем. Все друиды без исключения могли совершать жертвоприношения. Жертва становится козлом отпущения для общества, берущим на себя все его проступки и провинности, чтобы, очистившись от них, общество могло существовать и дальше. Но объект жертвоприношения, нередко добровольного, становится, кроме того, особым существом, которому уготована необычная посмертная участь. Сутью жертвоприношения является поддержание космического равновесия. Жертвоприношения могли быть трех видов: - бескровное жертвоприношение (в интересах жреческого класса): повешение, утопление, захоронение; - кровавое жертвоприношение (в интересах воинского класса): убийство, кремация. - растительная жертва или жертвенное возлияние (в интересах производительного или ремесленного класса): молоко, вода или брага. К этому можно добавить, что человеческие жертвоприношения не были монополией кельтов. 5. Потусторонний мир Кельты верили в бессмертие и переселение душ. С одной стороны, считалось, что душа после смерти вселяется в другое тело, с другой, существовали места, где души пребывали посмертно в инобытии. Таким местом были райские острова, сид богов, расположенный далеко в океане. Попытка найти эти острова легла в основу большей части кельтских легенд. Однако в этимологическом смысле слово sid "мир", в самом деле обозначало некий мир, параллельный нашему, который, будучи отличным и отдаленным от него, тем не менее соприкасается или смыкается с ним, позволяя избранным или призванным существам в любой момент проникнуть в Инобытие. Его обитателями, по определению, являются боги и обожествленные герои. Во всех ирландских преданиях, мифологических или эпических, оно располагается или локализуется на трех уровнях: - за морем, на западе (совпадающим со значением левизны и севера), на огромных счастливых островах, которых можно достичь только после морского плавания; - на дне моря или озер, во дворцах из золота и хрусталя, доступ к которым открывается порой случайно; - в полых холмах или насыпях: после прибытия современных жителей Ирландии, их божественные предшественники, будучи не в силах противиться захватчикам, предпочли укрыться под землей. Там они продолжали ту же жизнь, что и раньше, по временам появляясь среди людей. Кельтский Иной Мир, каким он нам представляется, не имеет почти ничего общего с христианским раем, но, полный женщин, по концепции своей он весьма близок к германской Вальгалле и мусульманскому раю. Его обитатели ведут жизнь, полную радостей и наслаждений: они вкушают изысканную и изобильную пищу, их любят женщины необыкновенной красоты, все они принадлежат к одному и тому же высокому социальному рангу. Им неведомы ни грехи (понятие христианское), ни преступления (понятие дохристианское). Для обитателей сида характерны две основные черты: о ни неподвластны ни законам времени, ни условиям пространства. Попавшие в их владения люди либо проводят там день за днем, реально отсутствуя на земле всего несколько часов, либо - и это случается чаще всего - думают, что гостили там несколько месяцев или лет, тогда как на самом деле их пребывание затянулось на долгие века. Как правило попадают в сид мужчины, но возврат в мир людей для них уже практически невозможен. 6. Праздники Интересно отметить, что в кельтском языке отсутствовало слово «праздник» в том смысле, в каком его понимаем мы. Было слово, обозначающее религиозный праздник и другое, обозначающее пир. Но кельтские праздники, о которых пойдет речь ниже, не подпадают ни под одно из этих понятий. Кельтский праздник – это особое священное время, когда мир людей и Иной мир пересекались, и обитатели Иного мира могли появляться в человеческом. Такая интерпретация содержит в себе идею соприкосновения вечного и временного, выражение бесконечности в законченной, ограниченной форме. Таким образом, понятие времени соотносилось с понятием Иного мира, возвращая людей в прошлое, к легендарным истокам. У кельтов было четыре главных «священных времени» или календарных праздника: Самайн (правильнее - Со-уин), 1 ноября. Название переводится как "Конец Лета". Это Праздник Мертвых и начало нового Года. По верованиям друидов, Смерть предшествует Рождению в Круговороте Жизни. В этот день граница между Миром Живых и Иным Миром нарушена. Каждый очаг зажигался заново, от ритуальных огней, горящих в Таре и Ойснех; передавали их бегуны с факелами. Заключение Кельтская религия стала исчезать с появлением и распространением христианства в Европе. После нескольких веков классического христианского образования было воспринято столько чуждых элементов, что языческая мифология никак не могла сохраниться в чистом состоянии. Многое в сагах и сказаниях стало отголосками Библии и христианских легенд. Произведения людей, вышедших из стран с чисто кельтским населением, основаны на кельтских мифах. Например, «Тристан и Изольда» или «Дама моря». Так, кельты являются перед нами людьми с богатым поэтическим дарованием, не склонными к практической жизни, но наделенными живой фантазией. Однако, это не воплотилось в самостоятельную религиозную форму, способную стать мировой религией. Литература: 1. «Иллюстрированная история религии в двух томах». Под Ред. Д.П.Шантепи де ля Соссей. 1992 год. Т.2 2. «Кельты-язычники» 3. Википедия |