Реферат: Экологический аудит предприятия
Название: Экологический аудит предприятия Раздел: Рефераты по экологии Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Экологический аудит в системе менеджмента 2. Аудиторское заключение 2.1. Основные цели экоаудита 2.2. Основные задачи экологического аудита 2.3. Объект программы экологического аудита 2.4. Бюджет и сроки проведения программы 2.5. Формирование группы экологического аудита 2.6. Программа экологического аудита 2.7. Предварительный сбор, обобщение, и организация исходных данных 2.8.Жизненный цикл продукции 2.9. Определение маршрутов и проведение «обзорных туров» 3. Общая оценка состояния АЗС3.1. Характеристика расположения АЗС3.2. Оценка состояния атмосферного воздуха3.3.Состояние водных объектов3.4. Состояние почвенного покрова3.5. Растительный и животный мир3.6. Общая экологическая эффективность3.7.Условия труда персонала. Эстетический вид объектаВыводы Литература Приложения ВведениеВ развитых странах основные результаты в природоохранной деятельности связаны с развитием экологического аудита и менеджмента. Широкое распространение экологического аудита связано с ужесточением законодательства в области охраны природы. В 1996 году Международной организацией по стандартизации была принята серия международных стандартов ИСО 14000, которые охватывают вопросы экологического аудита и менеджмента. Экологический аудит включается в систему мер по обеспечению экологической безопасности и устойчивого развития РФ на основе внедрения в практику хозяйственного регулирования системы независимой оценки и экспертизы. В наши дни деятельность в сфере экологического аудита сохраняет преемственность с достижениями отечественной экологической науки. Экологический аудит как самостоятельный негосударственный вид мониторинга и анализа нацелен именно на то, чтобы ключевым словом в характеристике человеческой деятельности стало прилагательное "разумная". Современные экологические проблемы не приобрели бы такую остроту, если бы приоритет отдавался этому качественному критерию применительно к оценке любых проектов по использованию и преобразованию природной среды. Сложность современных экологических проблем вызывает необходимость применения именно аудиторского подхода к их исследованию. Во-первых, в таких условиях обеспечивается высокий уровень проведения системных изысканий при оценке экологических проблем, что крайне важно, так как рассмотрению подлежит целый комплекс вопросов, среди которых финансово хозяйственные и юридические аспекты занимают не меньшее место, чем химические, биологические и иные факторы. Аудиторы могут не разбираться в тех или иных технологических тонкостях, но аудиторская фирма имеет право пригласить специалистов в нужной узкой области и координировать работу экспертов разных профилей. Во вторых, в аудиторском подходе приоритет отдается критериям независимости и объективности при проведении исследований и формировании суждений, выводов и заключений. В третьих, аудитор, являясь, с одной стороны, предпринимателем, а с другой стороны - беспристрастным аналитиком и проверяющим, неизбежно приобретает навыки практического психолога и социального дипломата. В данной работе была поставлена задача изучить роль экологического аудита в системе управления предприятием и выполнить процедуру учебного экологического аудита на примере автозаправочной станции. 1. Экологический аудит в системе менеджмента Экологический аудит является важным инструментом системы экологического менеджмента. Необходимость применения процедуры экологического аудита особенно стала очевидна в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий; при проведении риэлтерской деятельности; аудировании и сертификации объектов недвижимости, технологических процессов и производств по всему их “жизненному циклу”; установлении ответственности за ущерб, причиненный, например, отходами производства и потребления окружающей среде; развитии системы экологического страхования; обосновании с экологической точки зрения инвестиционных проектов и программ. Экологический аудит, к примеру, может способствовать созданию земельных фондовых активов для отдельных территорий и города в целом и на их основе введению ипотечного кредитования и системы земельных ценных бумаг. Как следствие, город и его отдельные административные образования превращаются из заемщика в кредитора, не создавая дополнительных финансовых нагрузок для бюджета. Процедуру экологического аудита можно также успешно использовать для управления государственным земельным кадастром города. Характерно, что в процессе сплошной инвентаризации городских земель во многих городах России было выявлено значительно больше землепользователей, чем их оформлено правоудостоверяющими документами. Проведенный анализ отечественной и международной практики позволил выделить следующие основные типы экологического аудита в зависимости от поставленных целей и задач. Основные типы экологического аудита o аудит, в задачу которого входит определение соответствия хозяйственной или иной деятельности предприятия природоохранительному законодательству и экологическим нормативам. Этот тип экологического аудита строго ориентирован на идентификацию деятельности предприятия и анализ ее соответствия требованиям, заложенным в экологических законах, стандартах и нормативах. Здесь же оценивается реальная возможность соответствия предприятия экологической политике государства в будущем; o аудит управления, позволяющий оценить эффективность внутренней системы управления и корпоративной политики, а также экологический риск, связанный с деятельностью предприятия. Этот тип экологического аудита направлен на проведение анализа и разработку рекомендаций по совершенствованию организации экологического менеджмента предприятия, а также управления основными видами ресурсов, определяющих экологическую значимость хозяйственной деятельности. В рамках данного типа аудита рассматриваются показатели, оценивающие состояние документации, руководящие принципы, структуру административного управления предприятием и т.д., а также проводится построение экологических показателей, закладываемых в экологическую стратегию предприятия; o аудит снабжения, заключающийся в изучении существующей практики закупки сырья и материалов и выявлении альтернативной продукции и оборудования, использование которых снижает воздействие на окружающую среду и не вызывает увеличения себестоимости производимой продукции или услуг, а в идеальном варианте даже уменьшает себестоимость. При этом анализируются потоки сырья и материалов (как основных, так и вспомогательных), даются рекомендации по сокращению воздействия на окружающую среду за счет оптимизации поставок, замены сырья на более экологичное, более полной переработки сырья, снижения выхода неутилизируемых отходов. Отдельно рассматриваются потери предприятия при транспортировке, перегрузке, первичной переработке, хранении; o аудит недвижимости (аудит основных фондов), предназначенный для оценки прошлого экономического ущерба от загрязнения, оценки возможных экологических последствий из-за критического износа основных фондов, идентификации потенциальной экологической ответственности и определения реальной стоимости предприятий, земельных участков и расположенных на них производственных и жилых строений и конструкций, а также необходимого объема экологически ориентированных инвестиций; o аудит обращения с отходами в целях снижения количества и опасности отходов производства и оптимальной их утилизации, захоронения, размещения. Этот тип аудита является одним из самых сложных типов экологического аудита, так как в процессе его проведения необходимо учитывать практически все характеристики заготовительного, основного и вспомогательного производственных циклов, а также отследить на них не только традиционные технологические количественные факторы, но и параметры воздействия того или иного вида отходов на окружающую среду; o аудит энергосбережения, позволяющий проследить энергопотребление на предприятии и снизить в результате этого воздействие на окружающую среду. При этом рассматривается потребление собственных и оплачиваемых энергоресурсов, количественно и качественно оцениваются энергопотери и даются рекомендации по их сокращению; o аудит территории (локальной производственной или жилой площадки, микрорайона, района, округа, города, региона) с целью улучшения на территории экологической обстановки; o аудит деловых партнеров в целях оценки соответствия деятельности существующих и потенциальных деловых партнеров экологическим принципам и политике предприятия; o стратегический аудит в целях выработки перспективной стратегии бизнеса с учетом экологических характеристик предприятия; o страховой экологический аудит, предшествующий экологическому страхованию, направленному на защиту имущественных интересов граждан, юридических лиц и государства при причинении им убытков в результате негативных последствий для окружающей среды в случае технической аварии и технологического сбоя, нерационального природопользования, а также стихийных природных процессов; o аудит, предшествующий переходу права собственности на предприятия и иные объекты, представляющие экологическую опасность или влекущие за собой экологическую ответственность за прошлые накопленные ущербы; o инвестиционный экологический аудит, предшествующий инвестированию расширения, реконструкции, перепрофилирования, вывода из эксплуатации предприятия для оценки необходимых затрат на экологические аспекты его деятельности. Потенциальные эффекты от использования экологического аудита зависят от конкретных особенностей различных организаций. На базе международного стандарта ИСО 14010 в нашей стране в качестве государственного стандарта был принят Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. Перечень вопросов, раскрываемых в этом стандарте, включает в себя следующее: Требования к экологическому аудиту. Основные принципы экологического аудита. Цели и план проведения аудита. Вопросы объективности, независимости и компетенции в процессе экологического аудита. Профессиональная подготовка, правила поведения аудиторов и взаимоотношения между членами группы аудиторов, с клиентами и другими сторонами. Методическое обеспечение экологического аудита, процедурные вопросы. Критерии экологического аудита, соответствующая информация и выводы. Надежность выводов и заключений по результатам аудита. Отчет по экологическому аудиту. Состав информации и рекомендаций по аудиту, которые могут быть включены в отчет. Ответственность клиента и аудируемой организации за проведение необходимых корректирующих действий по результатам. На базе международного стандарта ИСО 14012 в нашей стране в качестве государственного стандарта был принят Российский стандарт ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. Перечень вопросов, раскрываемых в этом стандарте, включает в себя следующее: Образование и опыт работы аудиторов по уровню и содержанию. Стажировка аудиторов (обязательная и рабочая). Предметные области обязательной стажировки, подтверждение компетентности. Стажировка по профилю работы (содержание, сроки). Официальное свидетельство образования, опыта и стажировки. Личные качества (черты характера, знания и умение). Содержание основных требований. Квалификационные критерии для ведущего эколога-аудитора. Поддержание компетентности экологов-аудиторов, предметные области актуализации знаний. Требования профессионального долга и этики. Вопросы использования языка в налаживании эффективных коммуникаций. Рекомендации по оценке квалификации экологов-аудиторов (организация процесса оценки; содержание процедуры оценки образования, опыта работы, уровня профессиональных знаний и личных качеств). Международные стандарты серии ИСО 14000, другие международные документы и опыт других стран являются одной из основ разработки и внедрения российских стандартов, норм и правил в области экологического менеджмента и аудита. Следует отметить большие перспективы экологического аудита при разработке, внедрении, эксплуатации и развитии систем управления окружающей средой на предприятиях, при обеспечении безопасности производственных объектов, в страховании, лицензировании, сертификации, оценке природоохранной документации. Важно использовать возможности экологического аудита во взаимодействии с другими механизмами менеджмента на различных этапах сопровождения инвестиционных проектов: при их обосновании, оценке, разработке, внедрении, дальнейшем развитии. Развитие системы экологического менеджмента, а также объективные процессы смены ориентиров в управлении требуют кардинальной перестройки деятельности промышленных предприятий различных форм собственности, связанной, прежде всего, с развитием новой базы критериев социальной, экономической и экологической оценки их экологически значимой деятельности, а также оптимизацией процедур, реализуемых в рамках как административных, так и рыночных методов управления природопользованием, особенно для реконструируемых и переходящих на гражданские технологии высокотехнологичных производств предприятий оборонно-промышленного комплекса, устаревших производств и т.п. Воздействие таких предприятий на окружающую среду, как правило, многофакторно, что должно приниматься во внимание при разработке специализированного комплекса мероприятий в ходе проведения их экологической оценки и требует особых процедур и методов определения. Последующий материал данного раздела посвящен экологическому аудиту промышленных предприятий, который определяется как квалифицированный независимый анализ, оценка и разработка соответствующих рекомендаций и предложений по результатам экологически значимой хозяйственной деятельности предприятий. При этом особенно важно поставить акцент на особенностях промышленного предприятия, представляющего собою комплекс связанных и дополняющих друг друга производств, образующих законченное целое с точки зрения общности потребляемого сырья, материалов, технологических процессов, на основе которых создаются конечные продукты и услуги. Кроме того, каждое промышленное предприятие характеризуется индивидуальными признаками организационно-административной самостоятельности (в зависимости от формы собственности), например, механизмом принятия решений руководством, ограниченным или расширенным списком видов деятельности, закрепленных в учредительных документах и т.п., а также признаками хозяйственной обособленности (принадлежность предприятию основного и оборотного капитала, выявление прибыли или убытков, возможность самостоятельного распоряжения финансовыми ресурсами, обладание расчетным счетом, системой бухгалтерского учета и отчетности), которые бывают полными или частичными. Экономическая ситуация в РФ, сложившаяся в переходный период, заставляет рассматривать именно промышленные предприятия как базу подъема экономики. Однако их деятельность не может быть на 100% экологически безопасной по тем же экономическим соображениям, поэтому для любой процедуры в рамках экологической оценки (в т.ч. и экологического аудита) особенно важно поставить акцент на определении физико-химической составляющей воздействия промышленных предприятий на окружающую среду. По проверке деятельности предприятия АЗС №10 ЗАО «Волга –Петролеум» в г.Н.Новгород. Мною, экологическим аудитором ФИО , был проведен экологический аудит хозяйственной деятельностиавтозаправочной станции (в дальнейшем АЗС) №10 ЗАО «Волга –Петролеум» г.Нижний Новгород. 2.1. Основные цели экоаудита - определение соответствия хозяйственной деятельности предприятия по обеспечению нефтепродуктами автотранспорта требованиям нормативно-правовых и законодательных актов. - оценка необходимости проведения улучшающих или корректирующих действий в процессеработы АЗС. 2.2. Основные задачи экологического аудита - сбор, обобщение и организация исходных данных по организации а) оценить состояние атмосферного воздуха. Место хранения нефтепродуктов, марки колонок, марки нефтепродуктов (бензина); б) оценить состояние водных объектов. Водоснабжение, канализация, сточные и ливневые сточные воды; в) оценить состояние почвенного покрова. Рекультивация почв, меры предотвращения утечек, хранения ТБО. Размещение объекта на территории; г) оценить состояние растительного покрова и животного мира. д) размещение объекта, размещение жилой зоны, дороги, завода, административного здания; е) общая экологическая опасность объекта; ж) условия труда работающих. Эстетический вид объекта. - определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности данного предприятия (доведение сточных вод до ПДК; поиск новых способов снижения или использования отходов); - разработка рекомендаций по совершенствованию деятельности предприятия в области обеспечения рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности. 2.3. Объект программы экологического аудита Объект экологического аудита, т.е. АЗС №10 расположена по адресу: г. 603139, Нижний Новгород, ул. Гаугеля, 2/а. Основные экономические показатели: Число занятых 12 чел Оборот 3000 тыс. руб. Прибыль до уплаты налогов1200 тыс. руб. Расход сырья 50000 т Расход воды 500 м3 /год. Потребление электроэнергии: 147000 кВт/год Основные экономические показатели: Сброс сточных вод 500 м3 /год. Выбросы в атмосферу 14 т/год Отходы: промышленные 12 т/год бытовые 53 т/год 2.4. Бюджет и сроки проведения программы Программу экологического аудита планируется провести в два этапа: 1- подготовка и непосредственное обследование объекта - 2 месяца 2 – выработка рекомендаций и предложений – 1 месяц Бюджет проведения процедуры экологического аудита составляет 300 тыс. рублей. 2.5. Формирование группы экологического аудита Проведение экологического аудита на предприятии осуществляется следующей группой специалистов: аудитором, ведущим аудитором, инженером по ТБ ЗАО «Волга-Петролеум»; технологом по очистным сооружениям, юристом, экономистом и лаборантами. 2.6. Программа экологического аудита
2.7. Предварительный сбор, обобщение, и организация исходных данных В ходе аудиторской проверки АЗС были рассмотрены следующие нормативные документы, которые послужили исходными данными для планирования программы экологического аудирования: 1. Устав и регистрационные документы; 2. Лицензия на осуществление деятельности; 3. Документация по персоналу АЗС; 4. Договор о предоставлении земельного участка в пользование и обустройство; 5. Договор на поставку с ООО "Лукойл Нижегороднефтепродукт"; 6. Справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах продаж продукции; 7. Договор об аренде торговых площадей с ООО "Продукт Сервис" 8. Нормативные документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды; 9. Нормативные документы, лимитирующие загрязнение водной среды; 10. Разрешение «Водоканала» на забор воды; 11.Договор с ОАО «ГАЗ» на вывоз отходов на полигон; 12.Экологическая статистическая отчетность за последние 5-10 лет для 13.Справки о платежах за загрязнение окружающей природной среды, 14.Технические паспорта очистных сооружений, установленных на 15. Документация о периодичности проверок оборудования и технологических процессов на соответствие проектным требованиям; 16. Технологические регламенты по эксплуатации основных производств, загрязняющие окружающую среду, природоохранных технологий и оборудования; 17. Проекты строительства, реконструкции, систем очистки сточных вод, систем размещения и утилизации отходов; 18. Карта источников негативного воздействия на окружающую среду; 19. Производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки об их фактическом выполнении. На предприятии отсутствуют исходные нормативные документы: - экологические ситуационные планы. 2.8.Жизненный цикл продукции При выполнении экологического аудита проводится анализ жизненного цикла продукции. Это необходимо для того, чтобы определить проблемные места предприятия. 1 2 67 3 4
5 1 – резервный парк 2 -заправочные островки с раздаточными агрегатами 3- вход в магазин и кафе 4 – кассовое окно и вход в операторскую 5 – контейнеры ТБО 6 – бордюр, ограждающий участок АЗС от проезжей части 7 – емкости с песком и пожарный щит
2.9. Определение маршрутов и проведение «обзорных туров» «Обзорные туры» 1. Операторская и административное помещение. Изучение плана административного здания. Анализ соответствия помещений, с канализационными трубами, мест складирования бытового мусора на плане и в реальной ситуации. 2. Магазин и кафе. Изучение плана помещения. Изучение мест Обход административного здания по внешнему периметру. 3. Очистные сооружения. Изучение плана очистных сооружений, мест 4. Контейнеры для сбора ТБО, посещение площадки. 5. Изучение источников выбросов, канализации, возможности размещения производственных и бытовых отходов. Выявление и анализ случаев воздействия на окружающую среду. Внешнее обследование раздаточных агрегатов. 6. Резервуары для горючего. Изучение плана резервного парка, контролирующего оборудования. Изучение условий хранения топлива. Ознакомление с рабочим журналом, технологическим регламентом, проектом по поставке топлива. Наблюдение за процессом закачивания топлива в подземные хранилища. 3. Общая оценка состояния АЗС3.1. Характеристика расположения АЗССостав АЗС№7: - операторская; - 5 заправочных островков с 5 раздаточными агрегатами (АИ 80- 1 шт., АИ 92- 2 шт., АИ 95- 1 шт., ДТ 1- шт.); - резервный парк (4 подземных горизонтальных резервуара для хранения бензина и дизельного топлива); - 6 емкостей с песком (объемом 0,5 м3 ); - 1 контейнер для сбора ТБО; - 4 огнетушителя, находящиеся в здании операторной. Также на территории АЗС расположены магазин и кафе. Санитарно-защитная зона для АЗС, служащей для заправки легкового автотранспорта, составляет 50 м, это соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 п. 2.12 "Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с техническими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающею среду токсичных и пахучих веществ, создаваемого шума и т.д. устанавливают минимальные размеры СЗЗ: предприятия первого класса опасности – 1000 м, предприятия второго класса опасности – 300 м, предприятия четвертого класса опасности – 50 м." АЗС относится к пятому классу опасности. С северо-западной стороны расположен жилой сектор, расстояние до которого составляет 200 м., границу АЗС и жилого сектора разделяет проезжая часть, а также неиспользуемая земельная площадь, что соответствует: - СанПиН 2.21/2.1.1.103-01 п. 2.18 "размещение предприятий 4,5-х классов опасности, не требующих железнодорожных путей и интенсивного движения грузового автотранспорта, допускается в пределах жилой зоны". - СНиП-у п.6.42 "Расстояние от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до границ земельных участков, детских, дошкольных учреждений, образовательных школ, лечебных учреждений со стационаром или до стен любых других общественных зданий и сооружений следует принимать 50 м. Указанное расстояние следует принимать от топливно-раздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива. Расстояние от АЗС, предназначенных для заправки легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до указанных объектов допускается уменьшить, но принимать не менее 25 м." С северо-восточной стороны от АЗС расположен , расстояние до которой составляет 50 м. С юго-восточной стороны от АЗС расположены: асфальтированное шоссе шириной 9 м., в 30 м. от которого расположена лесополоса. С юго-западной стороны от АЗС расположена лесополоса, расстояние до которой составляет 50 м. 3.2. Оценка состояния атмосферного воздухаНа территории АЗС имеются 5 заправочных островков с 5 раздаточными агрегатами. Расстояние между островками 8 м. Раздаточные колонки предназначены для снабжения автотранспорта бензином марок: АИ 80-1 шт., АИ 92-2 шт., АИ 95-1 шт., ДТ- 1 шт. Загрязнение атмосферного воздуха происходит при (регламентируемые источники загрязнения): раздаче бензина (испарение нефтепродуктов); закачке бензина в подземные резервуары; хранении топлива. К не регламентируемым источникам загрязнения относятся: вентиляция газового пространства резервуаров; сточные воды, содержащие нефтепродукты; перелив резервуаров и цистерн; аварийные ситуации, связанные с коррозийным разрушением резервуаров и коммуникаций, особенно при подземном хранении; выбросы от автотранспорта. Воздействие АЗС на атмосферу не противоречит ФЗ РФ "Об охране атмосферного воздуха",1999. ст.3 "Основные принципы государственного управления в области охраны атмосферного воздуха" ст.9(п.1., п.3) "Программа охраны атмосферного воздуха и мероприятии по его охране" ст.14(п.1, п.2.. п.3) "Разрешение на выбросы ВВ в атмосферный воздух и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух ". ст.15 "Общие требования к хозяйственной или иной деятельности оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух". Ст.16(п.1, п.2, п.8) "Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности". 3.3.Состояние водных объектовНа АЗС есть централизованное водоснабжение, осуществляемое по разрешению «Водоканала». На территории АЗС присутствует канализационный люк. Территория АЗС заасфальтирована, имеется небольшой уклон покрытия в сторону проезжей части. Не решен вопрос с очисткой от нефтепродуктов ливневых стоков. Содержание взвешенных веществ в ливневых и талых водах, стекающих с территории АЗС, по данным многолетних наблюдений составляет 800-1200 мг/л, нефтепродуктов – 50-100 мг/л, величина биохимической потребности в кислороде (БПК) колеблется в пределах 20-50 мг /л. Анализ состава таких вод показывает, что для обеспечения высокой степени очистки, допускающей их дальнейший сброс в канализацию, в водоемы или на рельеф местности, помимо методов механической обработки, включающей отстаивание или флотацию с последующей фильтрацией через пористые материалы, необходим эффективный и надежный метод удаления из очищаемой воды растворенных органических соединений, в том числе нефтепродуктов. 3.4. Состояние почвенного покроваИзымание земель под строительство АЗС соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, 1994: Ст.27 Предоставление земельных участков для несельскохозяйственных нужд "Для строительства промышленных предприятий и иных несельскохозяйственных нужд предоставляются по согласованию с собственником земли, землевладельцам земельные участки несельскохозяйственного назначения и не пригодные для сельского хозяйства, либо с/х угодья худшего качества по кадастровой оценке". Размер земельного участка определяет в соответствии с: - Земельным кодексом РФ, 1994г. Ст.79 земли промышленности, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения. "…Размер земельных участков, предоставляемых для указанных целей, определяются в соответствии с учрежденными в установленном порядке нормами или проектно-технической документацией". - СНиП-ом "Градостроительство. Планирование и застройка городских и сельских поселений".2.07.01. п. 6.41 "Автозаправочные станции следует проектировать из расчета - одна топливно-раздаточноя колонка на 1200 легковых автомобилей, принимая размеряя из земельных участков, (га) для станций": -на 2 колонок – 0,1; - на 5 колонок - 0,2 - на 7 колонке – 0,3 - на 9 колонок – 0,35 - на 11 колонок – 0,4 - на 12 колонок – 0,45 Размер рассматриваемой АЗС- 0,45 (га). На территории находится 5 ТРК, что соответствует требованиям. Территория АЗС заасфальтирована. Без асфальтного покрытия- место хранения топлива, эта территория ограждена бордюром и забором высотой 1 м. Предусмотрено хранение 4-х видов топлива: бензина АИ 80 – 1 резервуар, бензин АИ 92 – 1 резервуар, бензин АИ 95 –1 резервуар, ДТ-1 резервуар. Имеются барометры и наблюдательные скважины. Для предотвращения утечек бензина предусмотрены следующие меры: Раздаточные колонки, расположенные на металлическом корпусе, на высоте 0,5 м от земли; Асфальтовое покрытие; Пистолет вставляется вертикально вверх для стекания остатков бензина по шлангу; Процесс раздачи бензина автоматизирован. Для сбора ТБО предусмотрено 2 контейнера, расположенных слева от здания операторной. На территории АЗС и прилегающей территории проведена рекультивация нарушенных земель, при ее строительстве, она в себя включает: асфальтирование территории АЗС (мера, направленная на предотвращение размывания, а также попадание нефтепродуктов в почву); посев газона; посадка деревьев и кустарник. 3.5. Растительный и животный мирПо периметру АЗС произрастают зеленые насаждения, такие как: - газон; - деревья (американский клен, серебристый тополь); - кустарники (акация), что соответствует СанПиН-у 2.2.1/2.1.1.1031-01 п.2.28. Животный мир на территории АЗС практически отсутствует, встречаются лишь синантропные виды: - птицы (серая ворона, сизый голубь, воробьи); - мелкие грызуны (мыши). Растений и животных, занесенных в Красную книгу, нет. Данный объект не нарушает путей миграции птиц, что соответствует ФЗ РФ "О животном мире" от 22.03.1995г. №17 ст.22 "Сохранение среди обитания объектов животного мира. При размещении, строительстве и проектировании аэродромов, ж/д, шоссейных, трубопроводных магистралей, линий электропередач и связи, а так же каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений, должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки". 3.6. Общая экологическая эффективностьОсновную опасность вызывает возгорание нефтепродуктов, в связи с этим предусмотрены следующие противопожарные меры: на территории АЗС расположена 6 емкостей с песком, пожарный щит 1 (лопата, багор, топор, ведро); 4 огнетушителя в операторной, 8 молниеотводов. 3.7.Условия труда персонала. Эстетический вид объектаЗдание операторной оснащено центральным отоплением и водоснабжением, имеется местная канализация, а также электроснабжение. Размеры операторной – 6 х 9 м. Территория освещена 7-ю фонарями. Процесс подачи бензина автоматизирован, что не требует большого числа служащих. Территория удобна, имеются зеленые насаждения, а также территория заасфальтирована. Объекты АЗС (операторная, бордюры, раздаточные колонки, емкости с песком, контейнеры для сбора ТБО и пожарный щит) окрашены. ВыводВ ходе аудиторской проверки хозяйственной деятельности АЗС№7 ЗАО «Волга-Петролеум», расположенной в г.Н.Новгород, сделано следующее заключение: В целом АЗС соответствует требованиям природоохранного законодательства, согласно выбранным критериям и требованиям по экологическому соответствию. Выявлены следующие несоответствия экологическим требованиям нуждающиеся в устранении: Не производится сбор нефтяного (попутного) газа, не снижается негативное воздействие на окружающую среду (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1031-01 п. 2.12). Ливневые стоки с территории АЗС не подвергаются необходимой очистке, в связи с чем в канализацию попадают нефтепродукты. Рекомендации: С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду необходимо установить оборудование для сбора нефтяного (попутного) газа (Приложение 1) Следует дополнить систему очистных сооружений дополнительной очисткой ливневых стоков, для чего установить систему сепараторов (приложение 2) Приложение 1 Установка улавливания и рекуперации углеводородных паров «ЭРЕСТ» . 1.1. Назначение оборудования Установка улавливания и рекуперации углеводородных паров предназначена для улавливания (рекуперации) паров моторного топлива (бензины, дизельное) и прочих нефтепродуктов 1-5 групп, паровой фазы СУГ (ШФЛУ), а также формальдегидов, спиртов и эфиров, образующихся и выбрасываемых в атмосферу при осуществлении следующих технологических операций: - налив (автомобильный, железнодорожный, в резервуары),- слив (из автоцистерны, из ж/д цистерны, из резервуара), При операциях слива/налива установкой рекуперации обеспечивается сокращение потерь нефтепродукта от испарения («большое дыхание»). При хранении нефтепродукта обеспечивается исключение выброса углеводородов из-за: изменения температуры окружающей среды, атмосферного давления, частичной выкачки продукта («малые дыхания», и «обратный выдох» соответственно). 1.2. Общие преимущества использования установки рекуперации для сокращения потерь от испарения нефтепродуктов (в сравнении с Российскими и зарубежными аналогами): - использование при работе из всех энергоресурсов только электроэнергии; - минимальная площадь, занимаемая установкой; -возможность обеспечения учета сконденсированных нефтепродуктов (по дополнительному требованию, с возможностью удаленного считывания (передачи) показаний); - ликвидация потерь легких углеводородов из резервуаров и сохранение товарных свойств нефтепродукта (плотность, фракционный состав, октановое число); - уменьшение загрязнения воздуха в районе размещения резервуарного парка; - сокращение внутренней коррозии крыш резервуаров за счет уменьшения содержания влажного воздуха; - входящий в комплект установки рекуперации насос откачивает сконденсированный продукт обратно в товарный парк; - интеграция с системой верхнего уровня АСУ объекта; - надежность, неприхотливость, простота конструкции; отсутствие необходимости ремонта. - отсутствие необходимости в абсорбенте; - эффективность улавливания составляет не менее 95%; - общая масса установки «ЭРЕСТ» (металлоемкость) на 2 тонны ниже; 1.3. Требования безопасности Предлагаемое оборудование в целом и составные части соответствуют требованиям: - общие требования безопасности по ГОСТ 12.2.003-9; - электробезопасности по ГОСТ 12.2.007.0-75 ССБТ, ГОСТ 22789-75 и ГОСТ Р МЭК 335-94; - пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ, ГОСТ 12.1.018-93, ГОСТ 9219-88; - взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств ПБ 09-540-03; - Требованиям пожарной безопасности НПБ 111-98; - Правил устройства электроустановок ПУЭ-86; - ПБ 09-592-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации холодильных систем»; - ПБ 10-115-96 «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением»; - ГОСТ Р 12.2.141 - 99 «Системы холодильные холодопроизводительностью свыше 3 кВт». 1.4. Качество исполнения установки рекуперации и соответствие нормам промышленной безопасности России подтверждается: - заключением ВНИИПО о пожаровзрывобезопасности установки (№43/2.1 1104 от 31.05.2005); - экспертным заключением Инженерно-промышленной нефтехимической компании (№ 771 от 24.11.2005); - заключением Московского государственного университета инженерной экологии (№ МИЧ-114 от 02.05.06 2. Принципиальная схема и описание работы Установка для улавливания и рекуперации паров углеводородов представляет собой проточный сепаратор открытого типа. Принцип сепарации (разделения) - низкотемпературная конденсация паров нефтепродуктов и воды. Образовавшийся углеводородный конденсат возвращается в товарооборот. - блок обезвоживания - выделяет до 95% влаги, содержащейся в ПВС и улавливает 50…55% углеводородов; - блок финишной очистки - производит окончательную конденсацию остаточных паров углеводородов (более тяжелые фракции) – 90...95%. После блока финишной очистки очищенный от углеводородов и воды воздух выбрасывается в атмосферу через дыхательный клапан. Cепаратор - осуществляет отделение капельной влаги от паров. В установке используется 2-х ступенчатое отделение - гравитационного (гидрозатвор) и циклонного типа. Холодильная машина обеспечивает охлаждение теплообменников до требуемой температуры. Щит управления служит для управления работой холодильной машины, процессом откачки конденсата и контроля основных технических параметров установки. Устройство сепараторов нефтепродуктов
Камера для сбора осадка Задерживает все тяжелые субстанции (осколки камней, гравий, песок, ил и пр.), содержащиеся в сточных водах, до входа стоков в сепаратор нефтепродуктов. Сепараторы оборудованы встроенной камерой для сбора осадка. Камера для сбора осадка в виде отдельного корпуса, сблокированного с корпусом сепаратора, поставляется для типоразмеров сепараторов, на производительность 5 л/сек и более, а для наиболее востребованных сепараторов производительностью 1,5 или 3 л/сек отстойник осадка и сепаратор интегрированы в одном корпусе. Коалесцентная кассета
Бай-пасс Представляет собой обводной канал, встроенный в сепаратор, предохраняющий от переполнения резервуара. При его использовании номинальный поток может быть увеличен в пять раз, что представляет собой стандартное решение. Сепараторы, оснащенные бай-пассами, используются при сборе осадков с больших поверхностей. Благодаря бай-пассу сепаратор может использоваться во время сильных ливней. Во время дождя количество сточных вод, попадающих в сепаратор, превышает его номинальную пропускную способность. Когда допустимый уровень превышается, в работу включается бай-пасс, который расположен в камере для сбора осадка над входным порогом в сепаратор. Таким образом, избыток сточных вод не содержит чрезмерное количество нефтепродуктов и не нарушает работу сепаратора, в то же время ил, песок и другие твердые субстанции задерживаются в камере для сбора осадка. Система автоматической блокады
Оснащение:
Размещение устройства в местах движения транспорта При размещении сепаратора в месте, где предвидится движение транспорта, необходимо сверху предохранить его бетонной плитой, а также оборудовать чугунными люками, способными выдерживать необходимую нагрузку. Рамы чугунных люков должны быть вмонтированы в бетонную плиту, опирающуюся на края ямы, в которую помещен сам сепаратор.
Размещение устройства при высоком уровне грунтовых вод:
Преимущества оборудование при работе не потребляет электроэнергию
Литература1. Серов Г.П. Экологический аудит. Учебно-практическое пособие. – М.: "Экзамен", 1999 – 448 с. 2. Управление природоохранной деятельностью в Российской Федерации. Учебное пособие. - М. 1996. 3. Экологический аудит. Сборник нормативно-правовых актов. – СПб. Региональный Экологический Центр «Петрохим-технология», 1997 4. Экологическое право России. Сборник нормативных актов. – М.: Изд-во БЕК, 1997 5. Лопатин В.Н. Хрестоматия «Менеджмент и маркетинг в экологии»,М., 2001г. 6. Экономическая и финансовая политика в сфере охраны окружающей среды: Сборник аналитических материалов, нормативных правовых актов и ведомственных документов. – М. Изд-во НУМЦ Госкомэкологии России, 1999-с.10-25 7. Европейская сеть исследовательских организаций по охране окружающей среды, ENERO, Scoping study on general approach and assessment of waste generation and flows – отчет для представления в Европейское Агентство по охране окружающей среды, ноябрь, 1996 8. UNEP IE (1992) От регулирования до экологической эффективности промышленных предприятий: институциональные возможности. Технический отчет No. 11ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. - М., ИПК Издательства стандартов, 1998, - 5с. 9. ГОСТ Р ИСО 14010-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой. - М., ИПК Издательства стандартов, 1998, - 6с. 10. ГОСТ Р ИСО 14012-98 Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии. - М., ИПК Издательства стандартов, 1998, - 5с. 11. Макаров С.В., Шагарова Л.Б. Экологическое аудирование промышленных производств. – М.: НУМЦ Госкомэкологии России, 1997 – 144с. 12. Пашков Е.В., Фомин Г.С., Красный Д.В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического управления. – М.: ИПК Издательства стандартов, 1997. 13. Методические и нормативно-аналитические основы экологического аудирования в Российской Федерации. Учебное пособие по экологическому аудированию. Ч. 1, 2/ А.М. Корелов и др. – М.: Тройка, 1999 – 776 с. |