Курсовая работа: Планирование и прогнозирование использования городской территории
Название: Планирование и прогнозирование использования городской территории Раздел: Рефераты по геологии Тип: курсовая работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАФЕДРА ГОРОДСКОГО КАДАСТРА И ГЕОДЕЗИИ Дисциплина: Основы градостроительства КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Тема: «Планирование и прогнозирование использования городской территории» Исполнители: ст. гр. ФЭГК-41 Малышева Н.Н. Рябцева О.Н. Вологда 2008 г ЗАДАНИЕ На выполнение курсового проекта по специальности 120303 «Городской кадастр» студентам IV курса группы ФЭГК – 41 Ф.И.О. Малышевой Н.Н., Рябцевой О.Н. 1. Тема проекта: «Планирование и прогнозирование использования городских территорий». 2. Срок сдачи проекта « 13 » мая 2008г. 3. Исходные данные по проекту: – план города Вологды. 4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень вопросов, подлежащих разработке): Часть I «Анализ градостроительной ситуации»: Введение. 1. Анализ жилищной ситуации в микрорайоне Водники, застрока. 2. Сфера обслуживания населения, проживающего на исследуемой территории и пограничных с ней участках. 3. Исследование культурно-исторических и природных объектов в микрорайоне, ограниченном улицами Горького, Фрязиновского, Карла Маркса и Северной. 4. Повышение уровня автомобилизации на улицах Горького, Карла Маркса, Фрязиновского и Северной, прилегающих к исследуемой территории. Заключение. Список литературы. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН Разработки курсового проекта по дисциплине «Основы градостроительства» студентами группы ФЭГК – 41
Руководитель курсового проекта: ________________________ Парфенов Г.К. Содержание Введение 1. Анализ жилищной ситуации в микрорайоне Водники, застройка 2. Сфера обслуживания населения, проживающего на исследуемой территории и пограничных с ней участках 3. Исследование культурно-исторических и природных объектов в микрорайоне, ограниченном улицами Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского 4. Повышение уровня автомобилизации на улицах Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского, прилегающих к исследуемой территории Заключение Приложения Введение Принятие любого планировочного градостроительного решения, связанного с размещением новых объектов различного вида строительства или с реконструкцией уже существующих, неизбежно сталкивается с необходимостью получения достоверной информация о территории, на которой это решение реализуется. Такая информация может быть получена в результате анализа территорий. В ходе выполнения курсового проекта произведен анализ одного из районов города Вологды. Исследуемый район ограничен улицами Горького, Фрязиновского, Карла Маркса, Северной, Прокатова и имеет площадь около 0,3 кв. км. Выбранная территория находится в микрорайоне Водники города Вологды. Цель курсового проекта состоит в том, чтобы на практическом примере ознакомиться с приемами и методами градостроительного анализа, прогнозирования и планирования, учитывая важность комплексного подхода к оценке градостроительной ситуации, выполнить обобщающий анализ. В качестве задач выполнения курсового проекта можно перечислить следующие: -формирование навыков к самостоятельному научному исследованию темы; -выработка практических навыков работы с картографическим материалом, имеющимся на исследуемую территорию, учебной и научной литературой; -углубление знаний по вопросу анализа градостроительной ситуации -выработка практических навыков по планированию повышения эффективности использования исследуемой городской территории. Среди применяемых в ходе курсового проектирования методов можно выделить такие как анализ, синтез полученной информации, планирование, прогнозирование. Анализ исследуемой территории производился относительно различных аспектов городской инфраструктуры: рассматривалась жилая зона, сфера обслуживания населения, уровень автомобилизации на улицах, использование ценных культурно-исторических и природных объектов, экологические условия проживания на данной территории. Исследования первой части курсового проекта произведены на основе визуально-аналитического анализа на апрель 2008 года. 1. Анализ жилищной ситуации в микрорайоне Водники, застройка Жилищная проблема является одной из самых существенных социальных проблем любого города и одним из приоритетных вопросов Генерального плана его развития. Жилые зоны представляют собой основную "ткань" городской среды и являются наиболее крупной по площади функционально-пространственной составляющей городских земель. От правильной организации жилой зоны зависит благополучие населения, а также дальнейшее развитие городской территории. На территории исследуемого района расположены двадцать жилых домов, из них четыре студенческих общежития ВоГТУ и ВоГПУ, шесть семейных общежития. Застройка пяти- и девятиэтажная, строчного типа, что экономически выгодно, но не благоприятно с эстетико-психологической точки зрения. Достаточно близкое расположение зданий не благоприятно влияет на человека, на его эмоциональное состояние, проживающий в данной среде человек теряет возможность к уединению. Массовое строительство частных домов коттеджного типа, блокированных жилых домов усадебного типа, домов средней и повышенной этажности неперспективна из-за отсутствия свободных удобных строительных площадок. Выборочная застройка отдельными жилыми зданиями более эффективна. В настоящее время начато строительство жилого комплекса на пустыре рядом с АЗС «Лукойл» на пересечении улиц Северной и Карла Маркса, а также строительство нежилого здания (предположительно офисного) на пересечении улиц Судоремонтной и Северной, что свидетельствует о развитии данной территории Количество проживающих в общежитиях студентов приближается к 1800 чел., общее количество людей, проживающих в общежитиях, около 4500 чел. Всего в данном районе проживает приблизительно 14 500 чел. При площади исследуемой территории в 277 314 кв. м средняя плотность населения примерно равна 0,05 чел/кв. м Проживание на данной территории студентов обуславливает наличие в этом районе спортивных площадок, информационной сети между персональными компьютерами, развлекательных заведений (кафе-баров, игрового клуба). Таким образом, можно сказать, что интересы населения повлияли на формирование среды обитания. 2. Сфера обслуживания населения, проживающего на исследуемой территории и пограничных с ней участках Для обеспечения благоприятной среды для проживания современного человека в настоящее время большое значение приобретает наличие развитой сферы обслуживания. На исследуемой территории имеются учреждения и объекты, обеспечивающие основной необходимый комплекс повседневных услуг населению в сфере культурно-бытового обслуживания, среди них можно перечислить следующие: -средняя общеобразовательная школа № 17; -спортивные площадки; -детская библиотека; -крытый рынок и ряд магазинов, обеспечивающих потребности населения в продуктах питания и промышленно-бытовых товарах; -торговые ряды; -мастерские по ремонту обуви и одежды; -кафе-бары; -АЗС; -станции технического обслуживания легкового автотранспорта; -торговые павильоны – ларьки. Данные об объектах обслуживания населения представлены в таблице 1. Вблизи района расположены две крупных торговых точки города: ТЦ «Апельсин», один их супермаркетов торговой сети «Макси». Радиус торговых связей непрестанно увеличивается, население получает большинство необходимых услуг. Образовалось культурное пространство, на которое оказывает влияние школа № 17. Ее посещает примерно 1550 учащихся, проживающих на исследуемой территории, а также на близлежащих улицах (ул. Разина, Пугачева, Некрасова и др.). Таблица 1. Объекты обслуживания населения на исследуемой территории
3. Исследование культурно-исторических и природных объектов в микрорайоне, ограниченном улицами Карла Маркса, Северной, Горького и Фрязиновского Важное значение для социально-культурного развития современного человека имеет наличие культурно-исторических объектов на территории его проживания. С точки зрения экологического благополучия жилого района большое значение имеет наличие зеленой зоны, различных природных объектов. Рассмотрим наличие ценных культурно-исторических и природных объектов на исследуемой территории: памятник И. В. Бабушкину, с небольшой площадью, прилегающего к нему парка, придаёт данному микрорайону неповторимое своеобразие и повышает его историческое, культурное и эстетическое значение. Указанный объект наследия придаёт особый и запоминающийся колорит не только исследуемому микрорайону, но и близлежащим территориям. Памятник И. В. Бабушкину ограничивается улицами Горького и Прокатова и своим удобным месторасположением выполняет две основные функции: -эмоционально-эстетическую функцию, связанную с расположением его сразу после съезда с моста 800-летия; -познавательно-информационную и воспитательную функции, связанные с расположением его напротив общеобразовательной школы № 17. Таким образом, возможно повышение общественного интереса к памятникам культуры может увеличить приток в данный микрорайон городского населения или туристов. 4. Повышение уровня автомобилизации на улицах Горького, Карла Маркса, Фрязиновского и Северной, прилегающих к исследуемой территории Территория исследуемого микрорайона расположена близко к окраине города, но данный недостаток компенсируется хорошей транспортной обеспеченностью, которая связывает район практически с любым районом города напрямую. Время доступности до центра города составляет в среднем 15 минут на общественном транспорте и 10 минут на личном автотранспорте при условии отсутствия различного рода аварий и ДТП. Обеспеченность исследуемой территории общественным транспортом достаточная. Имеются остановки автобусов следующих маршрутов: № 6 (Дальняя - Бывалово); № 8 (Разина - Лукьяново); № 14 (ВПИ - с/о Розочка); № 16 (ВПЗ-23 - Дальняя); №19 (Разина - Возрождения). Также многочисленны маршрутные такси. Остановки автобусного транспорта расположены удобно. Время доступности до них в среднем составляет 5 минут. Наиболее эффективно используемыми улицами большегрузными и легковыми автомобилями являются улицы Северная и Горького. Улица Северная переходит в улицу Прокатова, которая соединяется с мостом 800-летия и соединяет исследуемый микрорайон с центром города. Улица Горького проходит вдоль реки Вологда и связывает данный микрорайон с центральной частью города, а также с выездом из города через улицу Чернышевского. К постоянным связям района с центром города и другими микрорайонами можно отнести следующие: -учебные (студенты различных учебных заведений), что связано с наличием на территории общежитий; -культурные (посещение театров, кинотеатров, кафе, парков отдыха, библиотек, выставок, мест массового отдыха и т.п.); -торговые (посещение торговых центров, вещевых рынков, базаров, магазинов бытовой техники и т.п.); -деловые (связанные с работой населения). Чтобы проанализировать уровень автомобилизации на улицах, прилегающих к исследуемой территории, нужно рассчитать интенсивность перевозок, плотность транспортной сети, а также изучить качественные и количественные показатели работы общественного транспорта, развитие сети предприятий по обслуживанию автотранспортных средств, экологическое состояние окружающей среды. 1. Интенсивность перевозок может быть выражена формулой: ΣN = Nчас пик + N, где ΣN - общее количество (ед.), N час пик - количество, определённое в часы «пик». N час пик (N) = n ∙ m, где n - количество единиц, определённое в единицу времени «t»; t - продолжительность исследований (t = 10 мин); m = 60: t ( 60 мин = 1 час). N = 203 ∙ 6 = 1218 N час пик = 237 ∙ 6 = 1422 ΣN = 1218 + 1422 = 2640 автомобилей в час. 2. Плотность транспортной сети определяется как отношение длины уличных проездов Lc, обслуженных линиями транспортной сети, к селитебной площади микрорайона Fселит. S = Lc/Fселит S = 2,037км : 0,277км2 = 7,4 3. Количественные и качественные показатели работы общественного транспорта, а именно радиус доступности остановок общественного транспорта отражены в приложении Б. Общественный транспорт, обслуживающий данный район в основном представлен автобусами и маршрутными такси. Троллейбусные линии не заходят в пределы исследуемой территории (троллейбусы с моста 800-летия поворачивают на улицу Горького и по ней движутся в сторону улицы Чернышевского). С одной стороны, это не благоприятно сказывается на транспортной обеспеченности данного района, т.к. троллейбусный транспорт города в целом развит хорошо и маршруты троллейбусов удобны для перемещения в различные районы города. С другой стороны, это компенсируется автобусным транспортом, маршруты которого обеспечивают доступность населения в различные районы города. 4. В связи с постоянно увеличивающимся количеством автомашин в исследуемом микрорайоне происходит развитие предприятий по обслуживанию автотранспортных средств: автозаправочная станция «Лукойл» с автосервисом и автомойкой на улице Карла Маркса, станции технического обслуживания легкового автотранспорта («Шиномонтаж», «Автозапчасти», «Шинный центр VIANOR»). 5. Дорожные условия в данном микрорайоне требуют существенной доработки. В связи с увеличением количества автотранспорта на пересечении улиц Судоремонтной и Северной, а также Северной и Карла Маркса, на наш взгляд, необходимо установить светофоры, что снизило бы аварийность и увеличило безопасность пешеходов, пересекающих данные улицы, а также пропускную способность дорог этого района. Для увеличения безопасности пешеходов на перекрестке улиц Судоремонтная и Северная установлены «лежачие полицейские». Главную роль, на наш взгляд, в снижении пропускной способности и увеличении аварийности на улице Северной играет железнодорожный переезд. Эта железнодорожная линия используется достаточно редко для нужд предприятий города. Переезд оборудован шлагбаумом, дорожное покрытие при въезде и выезде с переезда сильно испорчено и требует капитального ремонта. Переезд формирует сужение проезжей части. Проезд через него предусмотрен в две полосы, что становится причиной затора в ту и другую сторону движения. Существенным аспектом является то, что на пересечении улиц Карла Маркса и Северной расположены два крупных торговых центра, что увеличило потом пешеходов на этом перекрестке, увеличило количество припаркованных машин. Перекресток имеет большие размеры и является сложным. 6. Большое влияние на экологическую обстановку оказывает рост шума и вибрации, загрязнения атмосферы выхлопными газами вследствие близости расположения жилой застройки к проезжей части. Заключение Исследования, проведённые в микрорайоне, ограниченном улицами Северная, Карла Маркса, Фрязиновская, Горького, направлены на выявление приоритетных стратегических направлений. Такими направлениями в данном микрорайоне является развитие жилой застройки, объектов культурно-бытового обслуживания, строительство которых происходит и на сегодняшний день. Увеличение количества транспортных единиц также имеет важное социально-экономическое значение. Дальнейшие исследования помогут не только количественно оценить развитие данной территории, но и спрогнозировать её дальнейший прогресс. Приложение А Схема обеспечения населения остановками общественного транспорта:
Приложение Б |