Содержание
стр
Введение. 3
1.Основы теории спроса и предложения. 4
2.Виды спроса и предложения. 7
3. Понятие эластичности и ее виды.. 8
4. Взаимодействие спроса и предложения. 12
Заключение. 15
Список использованной литературы.. 17
Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических
наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. [1]
Рыночная экономика нестабильна и находится в постоянном движении. Актуальность данной работы обусловлена тем, что сейчас в период глубокого экономического кризиса экономические проблемы стоят особенно остро. Для объяснения многих изменений, происходящих в экономике, есть очень эффективный инструмент – это теория спроса и предложения
Целью работы является изучение спроса и предложения и их влияния на рыночные механизмы.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические понятия спроса и предложения;
- выяснить основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
- проанализировать взаимодействие спроса и предложения на рынке.
Предмет исследования в работе - экономические категории спроса и предложения.
Объект исследования - факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.
Практическая значимость работы заключается в важности знания механизмов взаимодействия спроса и предложения и их функционирования в рыночной экономике.
Рис
. 1.3. Кривая предложения
Объем предложения регулирует экономические интересы производителя, которые зависят от рыночной цены товара. Чем выше цена товара, тем большая возможность, что производитель окупит затраты и получит прибыль.
Объем спроса зависит от многих факторов. Одним из основных является цена на данный товар. Устойчивая повторяющаяся взаимосвязь между объемом спроса и ценой, имеющая обратно пропорциональный характер называется законом спроса. Количество товаров, которое покупается людьми, всегда зависит от цен на товары.
Эластичность спроса на товар
- это процентное соотношение между изменением в цене или доходе и изменением спроса.
Она показывает, в какой мере потребитель реагирует на изменение цен.
, где:
E(p)- эластичность спроса по цене;
dQd (%)- процентное изменение спроса;
dP(%) - процентное изменение цены.
При измерении процентного изменения экономических величин обычный способ вычисления не применим, т. к. одинаковое количественное изменение в другом направлении дает иное процентное соотношение. Например, если величина спроса на товар составляла 10000 единиц, а затем уменьшилась на 2 500, то произошло изменение спроса на 25%. Однако увеличение спроса на данный товар с 7500 единиц до 10000 даст 33% увеличение спроса. Поэтому в экономической теории используют более универсальный метод, названный формулой средней точки Аллена.[3]
Тогда:
х 100% , где
Q2
и Q1-
- конечный и начальный спрос;
, где
P2
и P1
- конечная и начальная цена.
Выделяют несколько видов эластичности спроса по цене в зависимости от величины коэффициента эластичности.
E > 1 - эластичный спрос (на товары роскоши);
E < 1 - неэластичный спрос (на предметы первой необходимости);
E = 1- спрос с единичной эластичностью (зависит от индивидуального выбора);
E = 0 - совершенно неэластичный спрос (соль, медикаменты);
E - совершенно эластичный спрос (в условиях совершенного рынка).
На графике спрос разной степени эластичности можно представить следующим образом:
Рис. 3.1. Эластичность спроса
Нельзя говорить об эластичных или неэластичных кривых спроса, т. к. эластичности действительны для отдельных точек на кривой спроса. На каждой такой кривой спроса, как правило, имеются точки с эластичным и неэластичным спросом. В качестве исключения рассматриваются лишь совершенно эластичные и совершено неэластичные кривые спроса, на которых каждая точка представляет одну и ту же эластичность.
, где
dY (%) - процентное изменение дохода
Значение эластичности по доходам тесно связано с понятием нормальных товаров и товаров низшего качества. Для нормальных товаров повышение дохода вызывает повышение спроса. Поскольку в этом случае доход и спрос меняются в одном направлении, то эластичность спроса по доходу является положительной. Наоборот, для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Доход и спрос меняются в противоположных направлениях, поэтому в этом случае эластичность спроса по доходу является отрицательной. На отдельные группы товаров (соль, спички) спрос не увеличивается при увеличении дохода, эластичность является нулевой.
, где
E (k) - перекрестная эластичность;
dQ1
(%) - процентное изменение спроса на один товар;
dP2
(%) - процентное изменение цены на другой товар.
С помощью коэффициента эластичности можно определить следующие виды перекрестной эластичности:
а) E (k) > 0 для товаров-субститутов;
б) E (k) < 0 для товаров- комплементов;
в) E (k) = 0 для индифферентных (независимых) товаров.
Эластичность предложения товара (по цене) - это процентное соотношение между изменением в цене и изменением предложения.
Одним из определяющих элементов эластичности предложения какого-либо товара или услуги является мобильность факторов его производства и выпуска, т.е. легкость с которой необходимые факторы производства могут быть привлечены из других отраслей. Второй важный фактор - это время. Как и в случае спроса, эластичность предложения по цене имеет тенденцию увеличиваться на долгосрочных временных интервалах. Частично это связано с мобильностью ресурсов, но также зависит и от применяемых технологий, состояния производственной базы и т.д. С течением времени адаптация производителей к рыночным условиям улучшает конъюнктурные возможности соответствия выпуска их продукции возросшему спросу, что приводит к повышению эластичности предложения.
Теория эластичности спроса и предложения имеет важное практическое значение. Эластичность спроса является важным фактором, влияющим на ценовую политику фирмы.
1. Войтов А.
Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная теория экономики): Учебник. - М.:ИВЦ «Маркетинг», 2006.
[1]
Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс. // Классика экономической мысли: Сочинения. - М .: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
[2]
Экономическая теория: Вводный курс. Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2005
[3]
Николаева Г.А. , Черная И.П.Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Высшая школа. – 2007
|