Реферат: Социальное значение физической культуры и спорта

Название: Социальное значение физической культуры и спорта
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: реферат

СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

1. Структура физической культуры как социального явления.

2. Основные функции и разделы физической культуры.

3. Какие особенности характеризуют спорт?

4. Перечислите социальные функции спорта высших достижений.

5. Раскройте престижную функцию спорта.

6. Почему спорт называют послом мира? Основные задачи Олимпийских игр.

7. Обоснуйте связь спорта и политики. Приведите примеры.

8. Какие функции выполняет массовый спорт в современном обществе?

9. Раскройте воспитательную функцию физической культуры.

10. Почему физическая культура является важнейшим средством оздоровления народа?

11. Обоснуйте досуговую и коммуникативную функции физической культуры.

12. Почему социально-экономическая роль физической культуры и спорта возрастает в условиях научно-технического прогресса?

13. В чем заключается экономическая функция физической культуры?

14. Какие социальные факторы, по вашему мнению, определяют отношение различных социальных групп населения к физической культуре?

15. Есть ли взаимосвязь между занятиями физической культурой и учебной деятельностью? Обоснуйте.

16. Какие социальные факторы, по вашему мнению, могут повысить интерес студенческой молодежи к занятиям спортом?


1. Структура физической культуры:

Как вид деятельности по целевой направленности физическая культура подразделяется на собственно физическую культуру и спорт. В свою очередь физическую культуру и спорт можно подразделить на более простые компоненты: существуют базовая физическая культура, обеспечивающая основные двигательные навыки (бег, прыжки, метания и т.д.), и базовый уровень общей физической подготовленности; профессионально-прикладная физическая культура (обеспечивает специальную физическую подготовленность к профессиональной деятельности).

2. Функции физической культуры:

а) оздоровительная;

б) досуговая;

в) коммуникативная;

г) воспитательная;

д) экономическая.

Разделы (компоненты) физической культуры:

а) физическое воспитание (приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей);

б) оздоровительно-реабилитационная физическая культура (направленное использование физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний и восстановления нарушенных вследствие заболеваний функций организма);

в) фоновые виды физической культуры. К ним относят:

- гигиеническую физическую культуру (утренняя гимнастика, прогулки и т.д.);

- рекреативную физическую культуру (туризм, физкультурно-оздоровительные развлечения).

3. Особенности, характеризующие спорт:

Основной особенностью спорта является его направленность на достижение максимальных результатов. В зависимости от этого спорт подразделяют на спорт высших достижений и массовый спорт.

4. Социальные функции спорта высших достижений:

а) достижения рекорда;

б) зрелищная;

в) престижная;

г) укрепления мира;

д) воспитательная.

5. Престижная функция спорта:

Результаты, показанные спортсменами на крупных международных соревнованиях, в определенной мере отражают уровень экономического и научного развития государств. Ведь подготовка высококлассного атлета требует значительных затрат, наличия квалифицированных тренеров, спортивных сооружений и научных методик подготовки и контроля. Более того, существуют попытки использовать крупные соревнования для повышения политического престижа.

6. Спорт – посол мира:

В этом утверждении заключается функция укрепления мира. Спорт является антиподом войны. Он возник в тесной взаимосвязи с созидательной деятельностью человека. Соревнования всегда являлись средством общения людей, развития и сопоставления лучших качеств личности и коллектива. Именно идея установления дружеских связей между народами легла в основу современного олимпийского движения.

Целью Олимпийского движения является содействие построению мирного и лучшего мира посредством восприятия молодежи занятиями спортом без какой-либо дискриминации и в олимпийском духе, что включает в себя взаимопонимание, дух дружбы, солидарности и честной игры.

7. Связь спорта и политики:

Связь спорта и политики связана с престижной функцией спорта высших достижений. Результаты, достигнутые спортсменами данного государства, в определенной мере отражают уровень экономического и научного развития государства. Существуют также попытки использовать крупные соревнования для повышения политического престижа.

В 1936 г. Гитлер использовал Олимпийские игры для подтверждения идей расового превосходства арийской нации. Эта попытка сорвалась. В 80-е гг. олимпийское движение стало ареной политической конфронтации между СССР и США. А в 1986 г. Южная Корея совершила экономический и политический прорыв, проведя на высоком уровне Олимпиаду 1988 г. в Сеуле.

8. Функции массового спорта в современном обществе:

Массовый спорт в современном обществе выполняет те же функции, что и собственно физическая культура:

а) оздоровительную;

б) воспитательную;

в) экономическую;

г) досуговую;

д) коммуникативную.

9. Воспитательная функция физической культуры:

Приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями способствует формированию красоты тела и движений, которые обладают самостоятельной эстетической ценностью. Нравственное воспитание спортсмена осуществляется в рамках правил соревнований и норм спортивной этики. Честная спортивная борьба, проявление благородства являются неотъемлемой частью соревнований и способствуют воспитанию нравственных качеств. Трудовое воспитание связано с необходимостью систематически выполнять значительные нагрузки. Интеллектуальное воспитание обусловлено тем, что для достижения победы спортсмену приходится уметь эффективно использовать свои сильные стороны или ошибки соперников, в кратчайшее время анализировать игровую ситуацию и выбирать решение и т.д.

10. Важнейшее средство оздоровления народа:

За последние 100-150 лет характер труда изменился коренным образом. Малоподвижный образ жизни приводит к резкому увеличению сердечно-сосудистых и нервных заболеваний. Выход из этой ситуации исследователи видят в профилактике. И в первом ряду здесь стоят регулярные и длительные физические упражнения.

11. Досуговая и коммуникативная функции физической культуры:

Досуговая функция: сочетание умственной работы или учебы с занятиями спортом является активным переключением деятельности и ведет к снижению утомления. Современная трудовая деятельность связана с высокой степенью нервного напряжения, преодолением стрессовых ситуаций. Занятия спортом помогают человеку выплеснуть накопившиеся эмоции.

Коммуникативная функция: общение в спортивной деятельности упрощено в связи с общностью цели и интересов участников этой деятельности. Поэтому многие спортивные или оздоровительные группы превращаются в своеобразные клубы, куда приходят люди не только позаниматься физическими упражнениями, но и пообщаться, обсудить проблемы, почувствовать себя в окружении единомышленников.

12. Возрастание социально-экономической роли физической культуры и спорта в условиях научно-технического прогресса:

В условиях научно-технического прогресса потребность в физической силе снижается, но несравненно возрастает значение зрительной и двигательной реакции, быстроты и точности выполняемых операций, общей и специальной выносливости.

В тоже время, если раньше трудовая деятельность требовала значительных физических усилий и тем самым физически развивала человека, то теперь высокий уровень автоматизации освободил его от тяжелого физического труда. Единственным эффективным средством сохранения здоровья в таких условиях являются систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

13. Экономическая функция физической культуры:

Занятия физической культурой и спортом укрепляют здоровье людей, занятых в материальном производстве, повышают уровень их работоспособности. Значит, физическая культура и спорт способствуют повышению производительности труда.

14. Социальные факторы, определяющие отношение различных социальных групп населения к физической культуре:

Отношение населения к физической культуре определяется его ценностными ориентирами. Различные социальные группы населения имеют различные цели и мотивы в занятиях физической культурой и спортом, что и порождает различное отношение. Например, некоторые социальные группы могут заниматься физической культурой, потому что это престижно. Другие занимаются исключительно с целью поддержания здорового образа жизни.

15. Взаимосвязь между занятиями физической культурой и учебной деятельностью:

Существует определенная взаимосвязь между занятиями физической культурой и учебной деятельностью. По исследованиям доктора медицинских наук А.В. Чоговадзе, у студентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом на протяжении всего периода обучения в вузе, физический статус, психофизический тонус значительно лучше, выше, чем у тех, кто пренебрегает активным двигательным режимом. Поэтому от постановки физического воспитания в университете зависит подготовка будущих специалистов.

16. Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

- с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

- с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

- с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Поэтому следует проводить со студентами беседы, на которых они могли бы узнавать больше о пользе и преимуществах физических упражнений.