Реферат: Специфика научного познания
Название: Специфика научного познания Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат | ||||
1. Специфика научного познания. Научная рациональностьВ целом мы можем говорить о множественности форм познания: научное, художественное, религиозное, обыденное, мистическое и пр. Наука отличается от других сфер духовной деятельности человека тем, что когнитивная составляющая в ней является доминантной. выделяют следующие особенности научного познания: Это позволяет науке выполнять основные познавательные функции:
Выделяют следующие этапы развития представлений о научной рациональности:
Классическая рациональность связана с дедуктивной моделью (Евклид, Аристотель, Декарт) и индуктивной моделью (Ф. Бэкон). Ее возможности исчерпали себя к середине девятнадцатого века. Поскольку позитивизму принадлежит особая роль в развитии методологии научного познания, то рассмотрим это философское течение подробнее. Позитивизм возникает в 30—40- гг. XIX века во Франции. Родоначальник — О. Конт. Позитивизм (от лат positivus — положительный) рассматривается им как высший этап развития мышления, двигавшегося по пути от мифологического, к метафизическому и достигшего высшей ступени — в позитивизме. Позитивизм призывает отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного, реального знания, точного и конкретного. Позитивизм исходит из признания данной, то есть позитивной реальности, того, что поддается проверке эмпирическими или логико-математическими средствами. Эта проверка (верификация) должна носить общезначимый характер. Позитивизм серьезно претендовал на роль «философии науки». Позитивистские системы Конта, Спенсера, Милля — создали определенную научную картину мира, опирающуюся на принцип механического истолкования действительности. 2. Научные революции и смена типов рациональностиРассматривая закономерности развития науки как целостной системы, основоположник критического рационализма К. Поппер пришел к выводу, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и не сводимы к наблюдениям, то есть они не верифицируемы. Поэтому науке нужен не принцип верификации (так как всегда есть соблазн учесть факты, подтверждающие теорию, и не учитывать факты, опровергающие ее), а нужен принцип фальсификации, то есть не подтверждение на истинность, а опровержение истинности. Период «нормальной науки» с определенной парадигмой сменяется периодом научной революции, в процессе которой утверждается новая научная парадигма и наука вновь на некоторое время находится в состоянии «нормальной науки». Переход от старой парадигмы к новой не может основываться на чисто рациональных доводах, хотя это элемент значителен. Здесь необходимы также волевые факторы — убеждение и вера. Необходимо верить, что новая парадигма достигнет успеха в решении большего круга проблем, чем старая.
О ДОСТОИНСТВЕ ФИЛОСОФИИСогласно Канту, достоинство философии определяется "мировым понятием" о ней, как о науке о последних целях человеческого разума. В контексте вышеприведенного, именно знание конечных целей нашего разума самим человеческим разумом определяет "абсолютную ценность" философии. Следовательно, именно философия как наука, обладающая абсолютной внутренней ценностью, может выступить своеобразным "цензом" других видов знания. Последнее, в свою очередь, будет диктовать, а в системной философии так или иначе диктовало, трехмерную организацию философии как "цензурующей" науки: знания, их систематическое единство, целесообразность данного единства по отношению к конечным целям. Указанная организация структуры философии будет порождать и свою, сугубо внутреннюю проблематику, которую в общих чертах можно определить как несоответствие знаний, взятых систематически, конечным целям. Следует заметить, что цели, в зависимости от уровня развитости разума, его культуры, могут выступать как "высшие" и "конечные" и только в узкообъективном смысле. В этом случае речь пойдет о целях, формирующих философию обыденного сознания, и соответственно обыденную логику действий. Внутренняя ценность указанных целей и философии, их выражающей, можно охарактеризовать как ценность единично-субъективную, которая может приобретать черты ценности "абсолютной" лишь для конкретного, его исповедующего сознания. Другой разновидностью субъективных целей могут предстать высшие субъектные цели. Соответственно здесь мы будем говорить о конечных и высших целях личности и индивидуальности, задающих проблемное поле этики и эстетики. Высшие субъектные цели в принципе следует мыслить как цели сопрягающиеся с конечными целями мировой философии, поскольку последняя, согласно воззрениям Канта, является также наукой практической, наукой о принципах применения разума, или "высшей максиме" применения последнего. Поиск систематического единства для обновляющихся знаний и поиск сообразности высшим целям можно рассматривать как динамические составляющие философии. Знание конечных целей - как ее внутреннюю константу. Отсюда незнание высших целей есть ситуация, лишающая мировую философию ее "абсолютного" основания и мирового достоинства. Кроме того, в данной ситуации ломается и организация внутренней структуры философии как ценностей и систематизирующей дисциплины. Что же означает отсутствие стремления разума к знанию своих конечных целей? Знание человеческим разумом высших и конечных целей, согласно Канту, есть его свобода. Следовательно, отсутствие стремления нашего разума к знанию своих конечных целей есть не что иное, как смерть свободы разума, и как следствие, смерть философии как таковой. Но Кант говорит не только о свободе разума, но и его свободном применении. Свободное применение разума - применение его не как аналога инстинкта в сфере природной определенности, но применение его в области свободы как автономного принципа. Следовательно, свободное применение разума есть и определение последним воли к "действию" для созидания "предмета" конечной цели. Таким образом, знание конечных целей следует понимать не только как свободное определение, но и всегда также и как определение воли к их созиданию. И тем самым, мы должны говорить как о высшей качественной определенности мышления, так и о высшей "качественной" определенности воли. Итак, знание конечных целей оказывается в принципе полаганием в сверхчувственном. Соответственно философия, определяющая указанные цели, необходимо должна мыслиться как метафизика. Но метафизика, в ее определении Кантом в отношении нашего разума, есть уровень высочайшей культуры организации последнего. Следовательно, именно метафизика будет соответствовать статусу высочайшей качественной определенности мышления. Кроме того, поскольку в рамках вышеприведенных положений мы мыслим одновременно и волевую направленность, то сама метафизика предстает как "дисциплина" также и практическая. Более того, на основе исходных данных, метафизика как исключительно теоретическая дисциплина вообще невозможна. Если в плане рефлексивном субъектом определения конечных целей выступает "Я" философа, то в плане метафизического рассмотрения данным субъектом, по идее, должна выступать личность как лицо умопостигаемое и субъект практической свободы. Отсюда сам факт стремления разума к знанию высших целей есть проявление волевой направленности, а определение указанных целей, их видение - умопостигаемое действие. Далее, если мы принимаем, что знание конечных целей всегда есть также умопостигаемое действие, то метафизическое рассуждение будет рассуждением не о "метафизических" константах или "реалиях", но о "становящемся" сверхчувственном. Или, метафизический дискурс есть размышление, которому предпосылается некое видение того, что не дано, ясность созерцания "неземного" возрастает с ходом размышления. Соответственно убывание степени ясности прозреваемого будет говорить о том, что ход рассуждения деструктивен. Таким образом, конечные цели человеческого разума можно мыслить и как вечно определяемое, но неопределенное сверхчувственное, имеющее своей "абсолютной" реальностью и сферой свободы лишь созидающий разум. Из вышеприведенного можно заключить, что наиболее глубокие противоречия, и, как следствие, наиболее глубокие внутренние проблемы метафизика встретит не со стороны знаний о феноменальном или физическом мире, а со стороны "знаний" о мире сверхчувственном, если, конечно, мы не допускаем, что таковые могут иметь место. Представления, претендующие быть охарактеризованными как знания о сверхчувственном, мировая философия встречает в лице религиозного опыта и эзотерических практик. И те, и другие представления дают сведения о конкретике сверхчувственного, так или иначе определенного. Но конкретика сверхчувственного, взятая в плане философского рассмотрения, есть область имманентной метафизики, при всей "непостижимости", а на языке философии - ложной трансцендентности своего содержания. В данной ситуации метафизика конечных целей должна не только осмыслить "данности" сверхчувственного, но и увязать определенную организацию "миров иных" с возможностью высших целей разума. Однако и религиозная философия, и эзотерические воззрения затрагивают ту же полемику со своей стороны, и, так или иначе, также претендуют на знание конечных целей. Следовательно, обе из указанных "дисциплин" будут оспаривать у философии притязания последней как на мировое достоинство, так и соответственно на ее "абсолютную" внутреннюю ценность. Недостатки: эта концепция не может ответить на вопрос, как возникает сознание. Позитивизм отрицает почти все предшествующее развитие философии и настаивает на тождестве философии и науки, а это не продуктивно, поскольку философия является самостоятельной областью знания, опирающейся на весь массив культуры, в том числе и на науку. Философия Огюста Конта (1798-1857) (основатель позитивизма, ввел это понятие в 30 гг. XIX века), Милля, Спенсера – 1 историческая форма позитивизма. Согласно Конту: в науке на первом месте должно быть описание явлений. Методы естественных наук применимы к анализу общества, социология – опорная наука, в которой позитивизм может проявить все свои возможности, способствуя совершенствованию языка науки и прогрессу общества, взгляд на общее умственное развитие человечества, результатом которого является позитивизм, свидетельствует о том, что существует основной закон. По этому закону выделяют три стадии развития человечества: 1. теологическая (состояние вымысла) – необходимая точка отправления человеческого ума. 2. метафизическая (абстрактное). Попытка построения общей картины бытия, переход от первого к третьему. 3. позитивная (научная, положительная). – твердое и окончательное состояние. Недостатки: характерен не критический подход к науке, ее восхваление, поспешность выводов. Вторая форма позитивизма объединяет махизм (Мах) и эмпириокритицизм (Авенариус) под общим названием «новейшая философия естествознания XX века». Основное внимание махистами уделялось объяснению «физических» и «психических» элементов мира в опыте людей, а также «совершенствованию «позитивного» языка науки. Авенариус пытался построить новую философию как строгую и точную науку, подобную физике, химии и другим конкретным наукам, обосновывая философию как метод экономии мышления, наименьшей траты сил. Мах больше внимания уделял освобождению естественных наук от метафизической, умозрительно-логической философии. Неопозит концепции ф н. Учения о ф н выдающихся мыслителей XX века Л.Витгенштейна и К.Поппера относятся к 3 этапу фил позитивизма, кот называют «лингвистическим позитивизмом», или «неопозитивизмом». Главные идеи мыслителя в области ф н таковы: н нуждается в очищении своего языка. Л.Витгенштейн выдвинул принцип «верификации», согласно которому любое высказывание в н верифицируемо, т.е. подлежит опытной проверке на истинность. К.Поппер в ходе исследования сущности н, ее законов и методов пришел к идеям, несовместимым с принципом верификации. В своих трудах «Логика н открытия» (1959), «Предположения и опровержения» (1937) и др. он выдвигает идею о невозможности сведения содержания н, ее законов только к утверждениям, основанным на опыте, т.е. к наблюдению, эксперименту и т.д. Н не может сводиться к верифицируемым высказываниям. Н знание, считал мыслитель, выступает в виде набора догадок о законах мира, его строении и прочее. При этом истинность догадок установить очень трудно, а ложные догадки доказываются легко. ПР, то, что Земля плоская и Солнце ходит над Землей, понять легко, а то, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца, устанавливалось тяжело, в борьбе с церковью и с рядом ученых. Постпозитивистская ф н XX века представлена работами Т.Куна, И.Лакатоса, П. Фейерабенда, М.Полани, в кот прослеживается общая установка на анализ роли социокультурных факторов в динамике н. Т. Куну удалось преодолеть некоторые недостатки, присущие позитивистским взглядам на н. В н нет непрерывного прогресса и кумуляции знания. Каждая парадигма формирует уникальное понимание мира и не имеет особых преимуществ перед другой парадигмой. Н прогресс лучше понимать как н эволюцию — прирост знания внутри парадигмы. Н всегда социокультурно обусловлена. Чтобы понять н, необходим новый историко-эволюционный подход. Истины н достаточно релятивны, действуют в рамках парадигмы. Эти идеи оказали влияние на современную философию науки. Современная ф н выступает от имени естественнонаучного и гуманитарного знания, пытается понять место нв совр циви-и в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым ф н выполняет и общекультурную функцию, не позволяя ученым стать невеждами, абсолютизирующими узкопрофессиональный подход к явлениям и процессам. Она призывает обращать внимание на фил план любой проблемы, на отношение н мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности, предстает как развернутая диаграмма воззрений на проблему роста н знания. 3. Наука (с лат - знание) как часть культуры. Отношения науки с искусством, религией и философией. Наука в совр.мире может рассматриваться в различных аспектах: как знание и деятельность по производству знаний, как система подготовки кадров, как непосредственная производительная сила, КАК ЧАСТЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ. 2. А) Философия. Философские проблемы научного познания
Вопросы и ответы по философии, а именно по курсы «Философские проблемы научного познания». Что такое наука? Наука – это деятельность, направленная на получение истинного знания. Что включает в себя наука? Наука включает в себя: 1. Ученные в их знанием квалификацией и опытом. 2. Научные организации и учреждения, научные школы и сообщества. 3. Эксперементально-техническая база научной деятельности. 4. Налаженная и эффективная система научной информации. 5. Система подготовки и аттестации кадров. Функции науки. Наука выполняет следующие функции: 1. Детерминирует социальные процессы. 2. Является производительной силой общества. 3. Выполняет мировоззренческую функцию. Какие существуют виды знания? 1. Обыденное 2. Научное 3. Мифологическое 4. Религиозное 5. Философское 6. Художественное Наиболее характерные особенности обыденного познания 1. Складывается стихийно под воздействием ежедневного опыта. 2. Не предполагает постановку задак, которые бы шли дальше повседневной практики. 3. Обусловлено, социальной, профессиональной, национальной, возрастной особенностью носителя. 4. Передача знаний предполагает личное общение с носителем этого знания 5. Осознано не в полном объёме 6. Низкий уровень формализации. Что такое мифологическое знание? Мифологическое знание – это особый вид целостного знания в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. Мифологическое знание имеет мировоззренческий характер. Источником мифов является неполное знание. Что такое религиозное знание? Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами (природными и социальными). Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер. Что такое художественное знание? Художественное знание – это знание, опирающиеся на художественный опыт – это наглядное знание. Особенности научного знания 1. Строгая доказательность, обоснованность, достоверность результатов 2. Ориентация на объективную истинность, проникновение в сущность вещей 3. Универсальный надличностный характер 4. Воспроизводимость результата 5. Логически организовано и системно 6. Обладает особым, высокоформализованым языком 7. Скептическое отношение к авторитетам Структура научного знания В структуре научных знаний в зависимости от предмета и метода исследований выделяют: 1. Естествознание или наука о природе 2. Обществознание или социально-гуманитарные знания 3. Технические науки 4. Математика 5. Философия По удаленности от практики науки можно разделить на: 1. Фундаментальные 2. Прикладные Уровни научного исследования 1. Метатеоретический 2. Теоретический 3. Эмпирический Особенности эмпирического уровня познания 1. Предмет исследования: внешние стороны объекта исследования 2. Методы исследования: наблюдение, эксперимент 3. Гносеологическая направленность исследования: исследование феноменов 4. Характер и тип получаемого знания: научные факты 5. Познавательные функции: описания явлений Что такое наблюдение? Наблюдение – это планомерное, целенаправленное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Наблюдение может быть: 1. Непосредственное 2. Опосредованное (с помощью различных приборов) Ограниченности метода наблюдения: 1. Узость диапазона восприятия различных органов чувств 2. Пассивность субъекта познания, т.е. фиксация того, что происходит в реальном процессе без вмешательства в него. Что такое эксперимент? Эксперимент – это метод исследования, с помощью которого явления изучаются в контролируемых и управляемых условиях. Научный эксперимент предполагает: 1. Наличие цели исследований 2. Базируется на определенных исходных теоретических предположениях 3. Требует определенного уровня развития технических средств познания 4. Проводится людьми имеющими достаточно высокую квалификацию Преимущества эксперимента: 1. Удается изолировать объект от влияния побочных, затемняющих его сущность, объектов 2. Планомерно изменить условия протекания процесса 3. Многократное воспроизведение Виды эксперимента: 1. Поисковый 2. Проверочный 3. Демонстративный Типы экспериментов: 1. Натурные 2. Математические 3. Вычислительные Что такое научный факт? Научный факт – это всегда достоверная, объективная информация – факт выраженный научным языком и включен в систему научного знания. Особенности теоретического уровня научного познания 1. Предмет исследования: идеализированные объекты, сформированные в результате идеализации. 2. Гносеологическая направленность: познание сущности, причины 3. Методы: моделирование 4. Познавательные функции: объяснение, прогнозирование 5. Характер и тип получаемого знания: гипотеза, теория Основные формы знания на теоретическом уровне познания 1. Гипотеза 2. Теория Что такое гипотеза? Гипотеза – недоказанное логическое предположение, основанное на фактах. Гипотеза – это научно-обоснованное предположение, исходящее из фактов. Гипотеза – вероятностное знание, предположительное решение проблемы. Пути формирования гипотезы: 1. На основе чувственного опыта 2. С помощью метода математических гипотез Основные требования к гипотезе 1. Гипотеза должна быть совместима со всеми фактами, которых она касается 2. Должна быть доступна эмпирической проверке или логическому доказательству 3. Должна объяснять факты и обладать способностью предсказывать новые факты Что такое теория? Теория – это система достоверного знания, объективного знания, доказанного, проверенного практикой знания, сущностных характеристик определенного фрагмента реальности. Теория – это сложная система знаний, которая включает в себя: 1. Исходную эмпирическую основу – множество зафиксированных фактов в данной области. 2. Исходную теоретическую базу – множество допущений, аксиом, законов, описывающих идеализированный объект. 3. Правила логического вывода и доказательства, допустимые в рамках теории 4. Законы разной степени общности, которые выражают существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями, обхватываемые данной теорией 5. Понятия и категории данной теории. Взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней исследования 1. Эмпирические знания всегда теоретически нагружены 2. Теоретические знания эмпирически проверенны Метатеоретический уровень научного познания Метатеоретическое знание является условием и предпосылкой для определения вида теоретической деятельности по объяснению и систематизации эмпирического материала. Метатеоретическое знание – это совокупность для данной эпохи норм научного мышления, идеалов и норм научного познания, допустимых способов получения достоверного знания. Структура метатеоретического уровня познания 1. Идеалы и нормы исследования 2. Научная картина мира 3. Философские основания Идеалы и норма исследования – это совокупность определенных концептуальных ценностных методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе её развития. Идеалы и норма исследования включают в себя: 1. Идеалы и нормы доказательности и обоснования знаний. 2. Описание объяснение знаний 3. Построение знаний Идеалы и нормы исследования обусловлены: 1. Спецификой исследуемых объектов 2. Образом познавательной деятельности – представлением об обязательных процедурах, которые обеспечивают постижение истины. 3. Мировоззренческие структуры, которые лежат в основе фундамента культуры той или иной исторической эпохи. Что такое научная картина мира (НКМ)? Научная картина мира – это целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности. Научная картина мира построена в результате обобщения фундаментальных научных понятий. Научная картина мира обеспечивает систематизацию знаний в рамках соответствующей науки, задает систему установок и приоритетов теоретического освоения мира в целом и изменяется под непосредственным воздействием новых теорий и фактов. Типы научной картины мира: 1. Классическая 2. Неклассическая 3. Постнеклассическая Наиболее характерные особенности философского знания 1. Чисто теоретический характер. 2. Имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и так далее). 3. Предмет исследования философии шире предмета исследования любой науки, стремится открыть законы всего мирового целого. 4. Философские знания ограничены познавательными способностями человека. Т.е. имеет неразрешимые проблемы, которые на сегодняшний день не могут быть разрешены логическим путем. 5. Изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания. 6. Несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Чем отличается философское знание от научного? Между ними есть два серьезных различия: 1. Любая наука имеет дело с фиксированной предметной областью (физика открывает законы физической реальности; химия – химической, психология – психологической). 2. Наука ищет истину, не обсуждая, хорошим или плохим является то, что она нашла, и есть ли во всем этом какой-то смысл. Иными словами, наука отвечает преимущественно на вопросы «почему?» «как?» и «откуда?», не задается вопросами «зачем?» и «для чего?». Философские основания науки Философские основания науки – это система философских идей, которые задают общие ориентиры для познавательной деятельности. Философские основания науки обеспечивают “стыковку” нового научного знания с господствующем мировоззрением, включая его социо-культурный контекст эпохи. Как называется исторически первая форма взаимосвязи науки и философии? Натурфилософия. Что такое натурфилософия? Натурфилософия – это способ миропонимания, основанный на определенных умозрительно установленных общих принципах и дающих общую картину, которая охватывает всю природу в целом. Натурфилософия – это форма взаимосвязи науки и философии (культура западной Европы до начала XIX века) Натурфилософия — попытка объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. К примеру, на философский вопрос о происхождении Вселенной пытаются ответить такие науки, как космогония и космология, основывающиеся в свою очередь на физике, математике, астрономии. Основные причины гибели натурфилософии: 1. Становление науки, как социального института 2. Становление дисциплинарной организации наук 3. Критика умозрительности философских построений со стороны крупных естествоиспытателей. Что такое позитивизм? Позитивизм – это философское учение, которое в XIX веке объявило единственным источником истинного знания конкретные эмпирические науки и отрицало познавательную ценность традиционного философского исследования. Позитивизм стремится свести все научные знания к совокупности чувственных данных и устранить ненаблюдаемое из науки. Согласно позитивизму, задачей философии является поиск универсального метода получения достоверного знания и универсального языка науки. Все функции науки сводятся к описанию, а не объяснению. Исходный тезис позитивизма: метафизика, как учение сущности явлений должна быть отброшена. Наука должна ограничиваться описанием внешнего облика явлений. Философия должна выполнять задачу систематизации, упорядочивания и классификацию научных выводов. Основатели позитивизма: Конт, Спенсер, Милль Что такое метафизика? Метафизика – это учение о первопричинах, первосущностях. Что такое махизм? Махизм или эмпириокритицизм – это измененная форма позитивизма (60-70 года XIX века). Что такое неопозитивизм? Неопозитивизм – это измененная в 20 годах XX века форма позитивизма. Причины изменения формы позитивизма: 1. Необходимость осмысления роли знаково-символических средств научного мышления в связи с математизацией научных исследований 2. Необходимость осмысления соотношения теоретического и эмпирического знания 3. Необходимость разделения науки и метафизики. Основатели школы неопозитивизма: Витннштейн. Предмет исследования неопозитивизма – языковые формы знания. Согласно неопозитивизму, цель философии сводится к логическому прояснению мысли. Философия – не теория, а деятельность по анализу научного знания и возможности его выражения в языке. Разграничение научного и ненаучного знания возможно на основе использования принципа верификации , суть которого заключается в необходимости сопоставления научного утверждения и эмпирических данных. Кризис неопозитивизма обусловлен: 1. Невозможностью свести теоретическое знание к эмпирическому 2. Невозможностью в полной мере формализовать язык науки Что такое прагматизм? Прагматизм – это измененная в конце XIX форма позитивизма Представители прагматизма: Пирс, Дьюн, Джеймс. Философия должна быть не размышлением о первоначальном бытие, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях. Цель метода: превратить проблемную ситуацию в решенную, а его истинность зависит от того, на сколько он способствует достижению цели. Критический рационализм Карла Поппера Отказ от поиска абсолютно достоверной основы знания, поскольку эмпирическая основа знания зависит от теории. Разграничение научного и ненаучного знания возможно на основе принципа фальсификации, т.е. принципиальной возможности опровержения утверждений относящихся к науке. Рост знаний, с точки зрения Поппера, состоит в выдвижении смелых гипотез, их опровержения, в результате чего решаются научные проблемы. Научно-исследовательская программа (НИП) Научно-исследовательская программа (НИП) – это метатеоретическое образование, в пределах которого осуществляется теоретическая деятельность. Научно-исследовательская программа – это совокупность сменяющих друг друга теорий, объединяемых определенной совокупностью базисных идей и принципов. Структура НИП включает в себя: 1. Жесткое ядро 2. Защитный пояс 3. Систему методологических правил или «эвристику» В развитии НИП выделяют 2 этапа: 1. Прогрессивный 2. Регрессивный Концепция смены парадигм Куна С точки зрения Куна – наука – это деятельность научных сообществ, члены которой придерживаются определенной парадигмы. Что такое парадигма? Парадигма – это система норм научного сообщества, базисных теоретических взглядов, методов, фундаментальных фактов, образцов научной деятельности, которые признаются и разделяются всеми членами данного научного сообщества. Что такое научная картина мира? Научная картина мира – это система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтезе фундаментальных научных понятий и принципов. Научная картина мира развивается под непосредственном влиянием новых теорий и фактов, господствующих ценностей культуры, оказывая на них обратное воздействие. Что такое классическая картина мира? Классическая картина мира рассматривает мир, как механическую систему, состоящую из множества неделимых атомов и их взаимодействие осуществляется как мгновенная передача сил по прямой. Атомы и образованные из них тела перемещаются в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Поведение объектов подчиняется однозначной причинно-следственной зависимости, т.е. прошлое однозначно определяется будущее. Что такое редукционизм? Редукционизм – это такая философская традиция, которая утверждает возможность сведения всего многообразия структурного мира к единому фундаментальному уровню. Типы редукционизма: 1. Механицизм – это стремление объяснить всё с помощью классической механики 2. Физицизм – объясняет стороны бытия, опираясь на законы квантовой механики Что такое формализация? Формализация – это процесс перевода содержательных фрагментов знания на искусственный, символический, логико-математический, математический языки, подчиненные четким правилам, построением формул и их преобразованием. Что такое аксиологические проблемы науки? Аксиологические проблемы науки – это проблемы в социальной, нравственной, эстетической, культурной, ценностной ориентации научных исследований и их результатов. Ценностные ориентации науки 1. Сциентизм 2. Антисциентизм Что такое сциентизм? Сциентизм – ценностная ориентация науки, которая рассматривает науку, как абсолютную ценность, преувеличивая её роль и возможности в решении социальных проблем. Сциентизм является основанием технологического детерминизма. Что такое технологический детерминизм? Технологический детерминизм – это учение утверждающее, что наука и техника однозначно определяет процессы общественного развития. Что такое детерминизм? Детерминизм — это учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями. Что такое индетерминизм? Индетерминизм – полностью или частично отрицает существование такой связи. Что такое Лапласовский детерминизм? Французский ученый Пьер Симон Лаплас, цитата: «Всякое явление не может возникнуть без производящей его причины. Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего». Все процессы в мире обратимы во времени, предсказуемы и ретросказуемы на определенном участке времени. Случайному во вселенной места нет, поскольку траектория любого объекта однозначно определяется начальными условиями. То же самое можно записать в виде формулы: L(U(ti )) = U(ti +1) Закон L , действуя на U(ti ) , приводит к возникновению U(ti +1) . ti — определенный момент времени. Что такое антисциентизм? Антисциентизм – это ценностная ориентация науки, которая оценивает науку как враждебную для человека силу, отказывая ей. Ценностные ориентации ученного 1. Когнитивные – ценности научного познания, как особого вида деятельности. 2. Ценности, которыми руководствуется ученный, как личность Что такое этос науки? Этос науки – это ценностные ориентации, которые составляют основы профессиональной деятельности ученного. К этосу науки относится: 1. Универсальность 2. Всеобщность 3. Бескорыстность 4. Организованный скептицизм Какие представления включают в себя основания науки (по Степину В.С.)? 1. Идеалы и нормы исследования 2. Научная картина мира 3. Философские основания науки Кто разработал и обосновал значение индукции в научном познании? Индукция — метод рассуждения от частного к общему. Ищутся факты, на которых основываются доказательства. Противоположность дедукции. Разработал и обосновал понятие индукции британский философ Карл Поппер. Как понимает роль хаоса в процессе развития современная наука? Хаос может приводить к порядку. Приведем наглядный пример. Допустим имеется закрытая система, в которой наблюдается хаотичное движение частиц. Чем выше хаос в этой системе, тем с большей уверенностью можно сказать, что система обладает термодинамическим равновесием. Что такое синергетика? Синергетика – это учение о возможности перехода от хаоса к порядку. Интуиция с точки зрения философииВ истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания(интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…». Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления. Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального. Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — воспринимаемый как "истина", c более высокой вероятностью определения истины, чем случайность, но менее высокой, чем логическое мышление. Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство. Б)Проблему "природа и общество" по-разному решают разные философские течения. Например, объективные идеалисты игнорируют связь общества с природой, рассматривая историю человечества не как развитие материального производства на земле, а как развитие мирового ума, абсолютной идеи. Субъективные идеалисты самую природу считают комплексом человеческих ощущений. С количественной стороны общество определяется его численностью, а с качественного — характером отношений между людьми. Общество — это совокупность людей, объединенных стойкими связями. Природа (географическая среда) и общество образовывают диалектическое единство. Она заключается в том, что социальная форма движения материи является высшей формой движения, которая ( как и другие) подчиняется действия законов диалектики. 3. Религия (От лат. religio - благочестие, набожность, святыня) - мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов. Религия - это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения. Именно так понимали религию многие мудрецы и философы - Зороастр, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед Искусство – это форма отражения действительности в сознании человека вхудожественных образах. Отражая окружающий мир, искусство помогает людямпознавать его, служит могучим средством политического, нравственного ихудожественного воспитания.Искусство (художественное познание) – творческая деятельность, впроцессе которой создаются художественные образы, отражающиедействительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека.Существуют различные виды искусства, отличающиеся особой структуройхудожественного образа. Одни из них прямо изображают явления жизни(живопись, скульптура, графика, художественная литература, театр, кино).Другие же выражают порождаемое этими явлениями идейно-эмоциональноесостояние художника (музыка, хореография, архитектура).Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидетьрезультаты его практического преобразования свойственно не только науке, нои обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ееоснове. По мере того как развитие практики опредмечивает в орудиях функциичеловека и создает условия для исчезновения субъективных и антропоморфныхнаслоений при изучении внешних объектов, в обыденном познании появляютсянекоторые виды знаний о реальности, в общем-то сходные с теми, которыехарактеризуют науку. |