Контрольная работа: Методы анализа эмпирических данных 2
Название: Методы анализа эмпирических данных 2 Раздел: Рефераты по социологии Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание Введение……………………………………………………………………………….3 1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу………………5 2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных…………………………………………………..9 3. Структура отчета о социологическом исследовании, основные требования к его составлению…………………………………………….13 Заключение……………………………………………………………………………16 Список литературы…………………………………………………………………...18 Введение Эмпирические данные социологического исследования еще не позволяют сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Полученную первичную социологическую информацию следует обобщить, проанализировать и научно интерпретировать. Для этого все собранные анкеты или бланки интервью необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д. Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных. Для того чтобы добиться поставленной цели необходимо, решить поставленные задачи: во-первых, подробно разобрать этапы процесса анализа социологической информации, определить их роль в социологическом исследовании, дать характеристику подготовки и обработки методического инструментария, выделить особенности процедуры кодирования, указать известные мне системы кодирования; во-вторых, дать определение статистической группировке, определить ее функции, перечислить виды и типы группировок, а также способы их классификации, подробно описать свойства простой и сложной группировки данных, указать характеристику ряда распределения, перечислить виды и типы таблиц и графиков; в-третьих, показать структуру отчета о социологическом исследовании, сформулировать основные требования к его составлению. Для решения этих задач я использовала следующую литературу. В учебном пособии для вузов М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги «Прикладная социология» подробно разобрана подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. В учебнике «Социология» под редакцией В.Н. Лавриненко ясно освещены вопросы подготовки и обработки инструментария, кодирования информации и группировки данных. Для более полного развернутого ответа в моей работе я также использовала такую литературу, как: учебное пособие Зборовского Г.Е., Шуклина Е.А. «Прикладная социология», учебное методическое пособие Пузикова В.Г., Тимофеева А.Ф. «Прикладная социология», учебник Фролова С.С. «Социология». А также я использовала информацию, взятую на сайте http://www.isras.ru/ - это официальный сайт «Социологического журнала». 1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
![]() разработки всего плана социологического исследования. Первым его этапом выступает проверка пригодности анкет. Затем наступает черед редактирования, кодирования и переноса данных. Данные очищаются и, при необходимости, проводится работа с пропущенными данными. Часто необходимо также провести статистическую корректировку информации для того, что бы сделать ее репрезентативной для генеральной совокупности. Затем исследователю необходимо выбрать подходящую стратегию анализа данных. Характеристика подготовки и обработки инструментария. Анализ получаемых в ходе социологического исследования данных начинается сконтроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и отбраковки (выбраковки) некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны, подходы здесь неоднозначны: 1. Выявляется полнота и правильность ответа на каждый вопрос и при необходимости ответ исправляется. 2. Подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае, если респондент не ответил на 10—15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «Нет ответа»,и анкета идет на обработку в ЭВМ. Более жесткие требования предъявляются к вопросам, касающимся социально-демографических характеристик респондентов (пол, возраст, образование и т.д.). Если нет ответов на эти вопросы, то инструментарийизымается из общего массива. Исключаютсяиз обработки на ЭВМ документы,заполненные неразборчиво, а также записи, которые не поддаются однозначному толкованию. Сущность обработки первичной информации заключается в ее обобщении. Результаты обобщения называют социологической информацией. Способы обработки информации: 1. Вручную (если анкета содержит до 20 вопросов: при наличии 200 – 350 анкет; если более 20 вопросов – 100 – 200 анкет). 2. На ЭВМ (в виде табуляграмм). Особенности процедуры кодирования. Допущенные к обработке документы нумеруются, начиная с № 1 в целях контроля заих прохождением. В дальнейшем массивдокументов передается накодирование. Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. Существует два типа вопросов: открытые и закрытые . Поэтому, перед тем как передать анкеты в руки операторов, надо закодировать открытые вопросы: 1. Варианты ответов выписывают отдельно. 2. Подсчитывают число употреблений каждого варианта — частота его повторения. 3. Варианты группируются по смысловой близости, совпадению. Таких групп, как показывает практика, набирается четыре-пять, и каждой из них присваивается свой шифр или код. Различают два вида открытых и полуоткрытых вопросов: перечневые и текстовые. Перечневые открытые вопросы содержат многократно повторяющуюся и легко поддающуюся группировке информацию (фамилии, названия партий, национальность респондентов и т.д.). Такая информация легко вводится в компьютер, при помощи которого и осуществляется ее группировка. После подсчета частоты (повторяемости) идентичных по смыслу суждений близкие по содержанию объединяются в одну группу. Тем самым многозначность суждений сводится к пяти-десяти укрупненным смысловым индикаторам, достаточным для поиска решения задач исследования. Далее каждой из полученных групп присваивается числовой код, который и вводится в ЭВМ. Способы кодирования закрытых вопросов: · Линейная форма – это когда вариантам ответа присваивается порядковый числовой код в виде натурального числа. Например: 1. «Примете ли Вы участие в голосовании?» 1— Да 2 — Нет 3 — Еще не решил(а) Номер варианта ответа, который респондент обводит кружком в соответствии со своим мнением и есть код. · Табличная форма. В этом случае обычно аккумулируют несколько линейных вопросов, они всегда кодируются в соответствии с расположением («вдоль») шкалы измерения. В перечневых таблицахшкала измерения, как правило, располагается горизонтально, соответственно, и коды «выстраиваются» в горизонтальный ряд натуральных чисел. Например: 2. «В работе каких общественных движений Вы готовы участвовать?»
В функциональных таблицах, измеряющих разные типы поведения респондента, коды, как правило, располагаются вертикально. Например: 3. «С какими общественными движениями Вы знакомы, какие из них имеются в вузе и в работе каких Вы принимаете участие?»
Аналогично ставятся коды, если в вопросе табличной формы шкала измерения расположена вертикально. Например: 4. «Как Вы оцениваете социально-психологический климат в вузе в целом, на факультете, в своей учебной группе?»
Каждое линейное сочетание объекта оценки и шкалы измерения обозначается отдельным числом (в вопросе 2 в виде нумерации общественных движений, в вопросах 3 и 4 — в виде чисел в скобках). Такая нумерация необходима для формализации вопросов при их обработке на ЭВМ. В этом случае, например, табличный вопрос 4 как бы разбивается на три линейных: 4/1, 4/2 и 4/3. Если перечень оцениваемых объектов превышает девять и их нумерация происходит при помощи двухзначного числа, перед кодами, обозначенными одной цифрой, ставится ноль: 4/01, 4/02,...,4/10, 4/11,... Приведенные правила кодирования необходимо соблюдать на стадии составления макета анкеты. На этой же стадии предусматривается размерность кодов числовых величин или балльной оценки, которые при обработке на ЭВМ используются в качестве условной интервальной шкалы. Пример числовой «закрытой» шкалы. 5. «Каков процент вероятности, что летом Вы поедете отдыхать за границу? (Обведите соответствующий процент на шкале)» 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100% Пример балльной шкалы. 6. «В какой степени Вы удовлетворены работой телеканалов?» (Оцените по 5-балльной шкале: 1 - самая низкая,..., 5 -самая высокая оценка)
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных Наиболее простой формой обобщения первичной социологической информации является группировка – это расчленение изучаемого явления на однородные группы по существующему варьирующему признаку. Статистической группировке можно дать и такое определение: статистическая группировка – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей. Выделенные группы при исследовании можно легко сопоставить, сравнить, а, следовательно, глубже и обстоятельнее проанализировать то или иное социальное явление, мотивы, интересы опрашиваемых. Первый шаг в построении группировки является определение группировочного признака, следовательно, социологическая информация может быть сгруппирована по: • количественному признаку (группы характеризуются числовым значением, они качественно сравнимы между собой, например группировка по возрастным интервалам: 18—20 лет, 21—25 лет, 26—30 лет и т.д.); • качественному (атрибутивному) признаку: - признакам, соответствующим ранговым шкалам (например, по характеру труда: ручной труд, работа с механизмами, наладка станков, интеллектуальный труд); - номинальному признаку (род занятий, национальность и т.д.). Основной функцией статистической группировки является работа с номинальными и ранжированными группами, которая ведется с использованием приемов математики. При изучении взаимосвязи, признаки подразделяются на: 1. Факторные, то есть воздействуют на другие признаки. 2. Результативные, то есть испытывают на себе влияние других признаков. Виды группировок: 1. Простая группировка данных. Простая группировка возникает, когда исследователь суммирует число ответов на вопросы анкеты. 2. Перекрестная (комбинированная) группировка . Если опрашиваемых необходимо сгруппировать по двум или более признакам (пол, возраст, образование). В зависимости от решаемых в ходе исследования задач, она может быть: -структурной (если надо установить возрастной состав опрашиваемых, т.е. респондентов классифицируют по объективному признаку, присущему всей совокупности опрашиваемых), -типологической (если из респондентов необходимо выделить группы по признаку: отношение к частной собственности, т.е. выделяются соответствующие типы респондентов), Многомерная группировка – это разновидность типологической группировки, в которой типы, как правило, выделяются на основании субъективного признака, измеренного по оценочной шкале, либо на базе нескольких признаков. -аналитической (если нужно проверить, имеется ли связь между интересом к вопросам нравственного воспитания и чтением литературы, то группировку следует сделать по этим двум признакам, то есть группировка производится по двум и более признакам и служит для выявления их взаимосвязи). Характеристика ряда распределения. В социологическом исследовании, как правило, выделяется не одна, а несколько групп респондентов (по возрасту, образованию, месту проживания и т.п.). Каждой группе соответствует некоторое выделенное число (n1 , n2 , n3 ….nz ), которое характеризует количественный состав группы. Такой ряд чисел, получаемый в результате группировки, социологи называют рядом распределения . Существуют два вида распределений: вариационный и атрибутивный. Вариационный ряд распределения основывается на количественных признаках изучаемых явлений, процессов, атрибутивный — отражает результаты группировки опрашиваемых по качественным признакам. В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные . Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные , с возрастающими и убывающими значениями . Числа, обозначающие интервалы, называются границами . Последние, в свою очередь, могут быть установленными и неустановленными. Ряды распределения, помимо числовой, имеют и текстовую характеристику. Отображение данных с сопроводительным объясняющим текстом осуществляется при помощи таблиц. Виды таблиц: 1. Перечневая – простая таблица, составленная на основании ряда распределения по одному признаку. 2. Комбинационная – таблица, отображающая ряды распределений по двум и более признакам. Составление таблиц не является отдельным видом математической операции обобщения первичной социологической информации. Это только форма отображения рядов распределения, преимущество которой в том, что в ней кратко даются пояснения числовых параметров соответствующих групп. Структура таблицы . Числовые данные в таблице объясняются заголовками, подлежащим и сказуемым . Заголовки таблиц бывают общие , выступающие в качестве названия таблицы и раскрывающиеструктуру группировки рассматриваемой совокупности респондентов, либо связь между рядами распределения. Нарядус этим в названии таблицы целесообразно указывать место ивремя, к которым относятся приводимые сведения, а такжеобщие для всех показателей единицы измерения (проценты, численность респондентов, оценочный индекс, номинал денег и т.д.). Содержание строк и столбцов раскрывается внутренними заголовками : боковыми для строк и верхними для столбцов. Подлежащим в таблице называется объект (совокупность респондентов), характеристики которого — сказуемое — выражены в таблице в числовом виде. Наряду с табличными в целях наглядности широко применяется графический способ отображения социологических данных. Чаще всего он имеет вид полигона или гистограммы . Полигон используется преимущественно для графического отображения непрерывных рядов распределения , а гистограмма — дискретных . Строятся графики в прямоугольной системе координат, в которой на оси у отмечается общая численность, или доля респондентов (в %) по группам, на оси х — значения, или порядок признака. Виды графиков: 1. Простой график (отображает развитие процесса с течением времени). 2. График с накоплением (отображает изменения вклада каждого значения с течением времени). 3. Нормированный график с накоплением (отображает изменения процентного вклада каждого значения с течением времени). 4. График с маркерами (отображает развитие процесса с течением времени). 5. График с маркерами и накоплением (отображает изменение вклада каждого значения с течением времени). 6. Нормированный график с маркерами и накоплением. 7. Объемный график. 3. Структура отчета о социологическом исследовании, основные требования к его составлению Итоги анализа и интерпретации социологических данных излагаются в документах, имеющих как теоретическое, так и практическое значение. Это: отчет по итогам исследования , приложение к отчету и информационная или аналитическая справка (записка). Основной документ — отчет по итогам исследования. Его структура: 1. глава первая включает краткое обоснование актуальности исследованной проблемы и характеристику исследования (выборка, репрезентативность данных, методы сбора информации и др.); 2. в главе второй приводится характеристика объекта исследования по социально-демографическим признакам (пол, возраст, образование и др.); 3. третья и последующие главы посвящены проверке гипотез. В соответствии с характером предмета исследования главы могут разбиваться на разделы (параграфы). Каждая глава и раздел заканчиваются формулировкой максимального числа частных выводов, вытекающих из интерпретации данных, соответствующих тематике главы и раздела. Последняя глава отчета включает общие выводы, а также практические рекомендации. Объем отчета не ограничивается. В зависимости от вида исследования и числа, решаемых в ходе него задач он может быть изложен и на нескольких десятках, и на двух-трех сотнях страниц. На основе отчета составляется аналитическая записка, объем которой может быть от 5 до 25 страниц. Структура записки идентична структуре отчета, однако логика изложения в ней материала как бы «перевернута». Если в отчете при написании главы сначала осуществляются анализ и интерпретация социологических данных, а потом на этой основе делаются выводы, то в справке каждый пункт излагается в форме выводов и рекомендаций (иногда рекомендации могут быть вынесены и в конец справки), а социологические данные приводятся лишь для подтверждения, иллюстрации выводов. Поэтому в аналитической справке таблицы и графики, как правило, не используются, либо используются в ограниченном количестве и в максимально упрощенной форме, а в качестве доказывающих аргументов берутся наиболее общие, усредненные числовые величины. Приложение к отчету содержит все методологические и методические документы исследования (программу, план, инструментарий, инструкции и др.), а также те социологические данные (таблицы, графики, индивидуальные мнения, перечень наименований, адресов и т. д.), которые не вошли в отчет при поиске ответа на основную гипотезу. Эти документы могут быть с успехом использованы при разработке программы нового исследования. Подготовкой названных документов завершается научная реализация цели и функций социологического исследования. Основные требования к составлению отчета о социологическом исследовании: 1. Название организации, проводившей исследование; 2. Даты проведения исследования (полевых работ); 3. Используемые источники информации, эмпирическая база исследования; 4. Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки; 5. Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ); 6. Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии; 7. Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями); 8. Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.); 9. Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера. Заключение Уже полученная в ходе исследования социологическая информация, прошедшая обработку и анализ, позволяет сделать верные выводы, обнаружить тенденции, проверить выдвинутые в программе исследования гипотезы. Поэтому цель моей работы: изучить методы анализа эмпирических данных, достигнута. Были решены поставленные мною задачи и на все выделенные вопросы ответы найдены. При подготовке и обработке инструментария в первую очередь осуществляется контроль за качеством (правильность и полнота) заполнения анкет, затем проводится исправление анкет и подсчитывается число неправильных ответов и отбраковка некачественно заполненных анкет. Кодирование — связующее звено между качественной и количественной информацией. Кодирование открытых вопросов осуществляется в несколько этапов: варианты ответов выписываются отдельно, подсчитывается число употреблений каждого варианта и по совпадению варианты ответов группируются. Способы кодирования закрытых вопросов заключаются в линейной и табличной формах. После проведения кодирования наступает черед статистической группировки – это объединение изучаемых единиц в частную совокупность, которая характеризуется системой обобщенных показателей. Она осуществляется по варьирующему признаку. По форме выражения группировочные признаки делятся на качественные и количественные. В зависимости от решения задач различают следующие виды группировок: простая и сложная или комбинированная, которая подразделяется на типологическую, структурную и аналитическую группировки. В результате группировки наблюдается ряд чисел, который называется рядом распределения. Характеристика такого ряда выражена в числовой и текстовой форме. Отображение данных осуществляется при помощи таблиц и графиков, которых существует великое разнообразие. Основные виды таблиц: перечневые и комбинационные. После проведения анализа эмпирических данных составляется отчет о социологическом исследовании, в структуру которого входят три главы, содержащие в себе все этапы проведенного социологического исследования. Основными требованиями к его составлению являются следующие моменты: - Название организации, проводившей исследование; - Даты проведения исследования (полевых работ); - Используемые источники информации, эмпирическая база исследования; - Тип (вид) выборки, ее объем, сведения о ремонте выборки. Ошибка выборки; - Описание методов сбора данных (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, контент-анализ); - Описание методов анализа данных. При использовании коэффициентов корреляции указывать их статистическую зависимость, при использовании факторного анализа - процент объясненной дисперсии; - Авторство методического инструментария (авторский, полномочными частями); - Указание точной формулировки вопросов, а также их формы (открытый, закрытый, полузакрытый и проч.); - Краткое изложение позитивного и негативного методического опыта: апробация методического инструментария, сложности в реализации исходных замыслов, обнаруженные несовершенства инструментария, нештатные ситуации организационного и методического характера. Список литературы 1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное пособия для вузов. – М., 2003. 2. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Прикладная социология: Учебное пособие. – М., 2004. 3. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология: Учебно-методическое пособие. – Омск, 2003. 4. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 3-е изд. – М., 2004. 5. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007. 6. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник для вузов. – СПб, 2007. 7. Социологический журнал: http://www.isras.ru/ . |