Контрольная работа: Контрольная работа по Международным экономическим отношениям
Название: Контрольная работа по Международным экономическим отношениям Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа |
ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Заочный факультет Кафедра маркетинга и менеджмента КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по дисциплине «Международные экономические отношения» Вариант №19 Выполнил: И.Д. Калечиц студент, курс 4 группа 2527 Проверил: В. В. Мигас К. э. н., профессор Минск 2010 СОДЕРЖАНИЕ 1. Этапы создания и проблемы функционирования экономического и валютного союза ЕС. 2. Понятия международного кредита и его классификация. 3. Тест 4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1.Этапы создания и проблемы функционирования экономического и валютного союза ЕС. Европейский Союз является наиболее продвинутой с точки зрения форм экономической интеграции группировкой в мире. Исходной точкой формирования ЕС принято считать подписание 18 апреля 1951 г. в Париже Францией, ФРГ, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом Договора о создании Европейского объединения угля и стали. Через шесть лет (25 марта 1957 г.) в Риме этими же странами были подписаны договоры о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Вместе с Парижским договором Римский договор 1957 г. заложил конституционные основы Европейского сообщества, став фундаментом для создания зоны свободной торговли шести стран. В соответствии с Римским договором миссия сообщества заключается в том, чтобы путем создания общего рынка и постепенного сближения экономической политики государств-членов способствовать гармоничному развитию экономической деятельности во всем сообществе, непрерывному и сбалансированному экономическому росту, повышенной стабильности, ускоренному подъему уровня жизни и более тесным связям между государствами, которое оно объединяет. Конкретные положения договора касаются создания единого рынка товаров, организованного и ограниченного общими правилами и политикой, в особенности в области сельского хозяйства. В 1950-1958 гг. в рамках Европейского платежного союза (ЕПС) использовалась система многосторонних расчетов. В сходных условиях преодоления экономического кризиса и перехода от государственной экономики к системе рыночного хозяйства, нехватки валютных резервов и неконвертируемости национальных валют широко практиковались взаимные торговые ограничения. Торговый обмен регулировался двусторонними соглашениями, жестко ограничивающими объемы экспортно-импортных потоков. Торговля нередко носила бартерный характер. ЕПС способствовал развитию внутриевропейской торговли, создал условия для быстрого подъема производства, роста занятости и стабилизации цен. Страны-участницы ЕПС увеличили свои золотовалютные резервы и создали предпосылки, необходимые для введения конвертируемости национальных валют. С 1 января 1959 г., после введения обратимости основных западноевропейских валют по текущим операциям, на смену ЕПС пришло Европейское валютное соглашение. В 60-е годы был создан Таможенный союз, разрабатывалась общая сельскохозяйственная политика и единый механизм оказания помощи развитию африканских государств. В 1967 г. произошло объединение исполнительных органов трех сообществ в единые исполнительные органы – Комиссию и Совет Министров Европейского сообщества. Европейское строительство получило новый импульс в начале 70-х годов, когда было выражено пожелание преобразовать совокупность связей между государствами – членами Европейского Союза. Расширение выразилось в присоединении к сообществу Дании, Ирландии и Великобритании (1 января 1973 г.). Углубление интеграции означало выработку поэтапного плана экономического и валютного союзов, который закончился в 1979 г. созданием Европейской валютной системы и претворением в жизнь региональной политики. Следующий важный этап начался в 80-х годах, когда Европейское сообщество расширилось за счет трех новых государств-членов: Греции – 1 января 1981 г., Испании и Португалии – 1 января 1986 г. В июне 1987 г. вступил в силу Единый европейский акт, предоставивший юридическую основу для создания единого рынка в течение пяти лет. В 1992 г. сообщество заключает Союзный договор, провозглашающий создание Европейского Союза, основанного на координации внешней и внутренней политики и гражданства в ЕС (Маастрих). 1993 г. ознаменовался созданием единого европейского рынка, основанного на свободном перемещении людей, товаров, услуг и капитала. В 1995 г. к ЕС присоединились Австрия, Финляндия и Швеция. Реализуемый сегодня план наднационального валютно-политического союза – это третий, после Римского и Маастрихтского договоров, шаг к созданию единой Европы. Таким образом, западноевропейская интеграция в своем развитии прошла следующие этапы: 1958-1969 гг. – этап создания зоны свободной торговли; 1968-1976 гг. – этап создания таможенного союза; 1987-1992 гг. – этап создания общего рынка; с 1993 г. – этап создания экономического и валютного союза (ЭВС). Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных фаз: а) 1990-1993 гг. – последовательная, связанная с либерализацией движения капиталов внутри ЕС, завершением формирования единого внутреннего рынка, разработкой мер по сближению ряда макроэкономических показателей стран-членов; б) 1994-1998 гг. – учреждение Европейского валютного института, разработка юридической базы и процедур будущей Европейской системы центральных банков во главе с Европейским центральным банком, подготовка к введению евро; в) 1999-2002 гг. – осуществление участниками валютного союза единой валютной политики, введение евро сначала в безналичный, а потом в наличный оборот и изъятие из обращения национальных денежных знаков. Начиная с 80-х годов в ЕС проводится активная региональная политика. Ее главными особенностями являются: а) выделение всех средств из бюджета ЕС; б) постепенный отказ от автоматизма и компенсирующего подхода в субсидировании, критериальность, адресность и гласность в выделении и использовании средств; в) конкурсный характер выделения ассигнований; г) комбинирование субсидий и коммерческого банковского финансирования. Кроме рассмотренных основных форм сотрудничества в рамках ЕС осуществляется единая транспортная, промышленная, торговая политика, политика в области окружающей среды и социальная политика. Несмотря на то что Европейский Союз является мощнейшим экономическим блоком Европы и влиятельным участником международных отношений, он сталкивается с рядом проблем . Главная проблема Европы - это изменение демографической ситуации. Население сокращается и стареет, в результате чего все меньшее число работающих будет вынуждено обеспечивать большее число пенсионеров. Европа также отстает от США в разработке и внедрении информационных технологий; более того, в силу глобализации повышается конкуренция, особенно со стороны Индии и Китая. [1.c.112] Расширение Европейского союза - еще один фактор, требующий ускорения экономического развития, чтобы оправдать законные надежды новых стран-членов ЕС. И хотя экономика присоединившихся стран растет быстрее среднего показателя, необходимо обеспечить более высокие темпы экономического роста в Евросоюзе в целом. Это позволит странам Центральной и Восточной Европы избавиться от ощущения социальной несправедливости, а нынешним членам ЕС - ослабить напряженность в отношениях друг с другом, поскольку более низкие налоги и зарплаты в недавно присоединившихся странах привлекают больший объем инвестиций и создают больше рабочих мест. Проблема образования в Европе, высшее образование в Европе в целом находится в ужасном состоянии. В процентном отношении к ВВП США тратят на НИР и высшее образование вдвое больше, чем Европа, и поэтому европейские страны имеют меньше возможностей для того, чтобы удержать кадры исследователей и ученых, которые формируются в европейской науке. Фактически лишь четверть европейцев, обучающихся в аспирантуре американских университетов, возвращается в Европу. [5.c.271] Следующая проблема Европейского Союза - языковая проблема. Для того чтобы ЕС стал хорошо действующим демократическим союзом, в котором граждане ЕС поддерживали бы его солидарность и беспристрастность, требуется межъевропейская дискуссия, а может быть также, на федеральном уровне, дискуссии среди европейских партий. Для того, чтобы они состоялись, наряду с различными национальными языками требуется общий язык ЕС. Если мы получим общий легко изучаемый язык ЕС, язык, на котором смогут общаться все граждане ЕС, мы получим вскоре европейские газеты и межъевропейскую дискуссию. На сегодняшний день 23 официальных рабочих языка в ЕС. Нелегальная иммиграция также оказывает негативное влияние на экономику стран ЕС, государственная казна получает меньше денег, потому что существует так много людей, кто работает и не платит налоги. Нелегальные иммигранты, которые приезжают в страны ЕС в поисках лучших условий жизни, также в большей степени готовы работать за меньше. Это, как правило, вызывают напряженность и недовольство коренных жителей. Таким образом, можно выделить следующие проблемы ЕС: - проблема низкой эластичности рынка труда ЕС, сложившейся не только вследствие низкой мобильности рабочей силы, но также из-за сильного влияния профсоюзов на политику в отношении заработной платы; - проблемы реформирования системы социального обеспечения стран ЕС; - проблемы государственного долга стран ЕС; - проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение; - большие затраты на подготовку стран-кандидатов на вступление в ЕС; - демографическая проблема, связанная с уменьшением и старением населения, и экологическая проблема стран ЕС; - проблема расширения Европейского Союза; - проблема образования в Европейском Союзе, связанная с введением единых стандартов обучения; - проблема языка в ЕС и проблема нелегальной иммиграции; - проблемы европейской и международной безопасности в ЕС. К внешнеэкономическим проблемам Европейского Союза относят: - проблемы финансирования государственной социальной сферы стран ЕС; - проблемы государственного долга стран ЕС и дефицита бюджета некоторых стран ЕС; - проблема перепроизводства сельскохозяйственной продукции стран ЕС; - финансовая проблема в еврозоне, которая расколола ЕС; - проблема гармонизации и приведения к единообразию торгово-экономического законодательства стран ЕС; - проблемы, связанные с введение «евро» в наличное обращение. 2. Понятия международного кредита и его классификация. Международный кредит представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением товарных и валютных ресурсов. Возник международный кредит в XIV—XV вв. в международной торговле, особенно после освоения морских путей из Европы на Ближний и Средний Восток, а позднее — в Америку и Индию. Функционирует такой кредит на принципах возвратности, срочности, платности, обеспеченности, целевого характера за счет внешних и внутренних источников. Классификация международного кредита : По назначению: - коммерческие кредиты, обслуживающие международную торговлю товарами и услугами; - финансовые кредиты, используемые для инвестиционных объектов, приобретения ценных бумаг, погашения внешнего долга, проведения валютной интервенции центральным банком; - промежуточные кредиты для обслуживания смешанных форм экспорта капитала, товара и услуг (например, инжиниринг). По видам: - товарные; - валютные. По технике предоставления: - наличные; - депозитные сертификаты; - в виде облигационного займа; - акцентные, т.е. с согласием оплаты безналичной формы расчета со стороны банка или импортера. По валюте займа: - в валюте должника; - в валюте кредитора. По срокам: - сверхсрочные (суточные, недельные, до 3 месяцев); - краткосрочные (до года); - среднесрочные (от года до 10 лет); - долгосрочные (свыше 10 лет). По обеспечению: - обеспеченные; - необеспеченные. В зависимости от категории кредитора различаются международные кредиты: - фирменные; - банковские; - брокерские; - правительственные; - смешанные; - межгосударственные. Фирменный кредит предоставляется экспортером иностранному инвестору в виде отсрочки платежа на срок от 2 до 7 лет. Оформляется векселем или по открытому счету. При вексельном кредитовании выставляется переводной вексель на импортера, который обналичивает его после получения коммерческих документов. Кредит по открытому счету основан на соглашении экспортера и импортера о записи на счет покупателя его задолженности по ввезенному товару, и обязательства его получить в определенный срок (в начале или середине месяца) авансовым платежом импортера. Авансовый платеж импортера - покупательский аванс, являющийся не только формой кредитования иностранного экспортера, но и гарантией принятия импортером заказного товара, который трудно реализовать. Банковский международный кредит предоставляется банками под залог товароматериальных ценностей, реже только при условиях доверительных отношений между банком и клиентом. С целью страхования от банковских рисков создаются синдикаты, холдинги, пулы, консорциумы. Брокерский кредит - это промежуточная форма между фирменными и банковскими кредитами, т.к. брокеры запрашивают денежные средства у коммерческих банков и предоставляют самостоятельно их в кредит. Следовательно, значимость банков снижается. С 80 годов активно развивается проектное финансирование (кредитование) совместно с несколькими кредитными учреждениями (иногда до 200) без привлечения средств правительства. Специальной формой кредитного обслуживания являются лизинг, факторинг, форфейтинг. Лизинг - это долгосрочная аренда (10-15 лет) с правом последующего выкупа. Лизинг в отличие от традиционной аренды является более эффективной формой приобретения имущества, где лизингополучатель самостоятельно выбирает оборудование, а лизингодатель приобретает его за свой счет. Факторинг - переуступка прав требований экспортеров банку обязательств с импортером. Банк оплачивает от 70 до 90% суммы контракта до наступления срока их оплаты. Факторинг-компания кредитует экспортера на срок до 120 дней. Форейтирование - покупка банком или форейтором на полный срок на заранее оговоренных условиях векселей или других финансовых документов, тем самым экспортер передает форейтору коммерческие риски, связанные с неплатежеспособностью импортера. В результате этой операции упрощается структура баланса фирмы-экспортера, сокращаются сроки инкассации, требований, бухгалтерского администрирования расходов. 3.Тест Счет движения капитала платежного баланса включает: А) товарный экспорт; Б) изменения в активах страны за рубежом; В) односторонние трансфертные платежи; Г) чистые доходы от инвестиций; Д) транспортные услуги иностранцам. Ответ: Б), т.к счёт движения капитала — раздел платежного баланса страны, субсчет ВНП, выражающий соотношение вывоза и ввоза государственных и частных капиталов, полученных и предоставленных кредитов. В доходную часть баланса движения капиталов и кредитов включаются: - поступления от займов и кредитов из других стран; - доходы по капиталовложениям за границей; - дивиденды и проценты по займам и кредитам, представленным данной стране другими странами. В расходной части баланса движения капиталов и кредитов отражаются: - предоставление займов и кредитов другими странам; - перевод доходов за границу; - прямые и портфельные инвестиции: приобретение, строительство объектов за рубежом и приобретение ценных бумаг по инвестициям; - уплата дивидендов и процентов по полученным займам и кредитам. Счёт движения капиталов состоит из (чистого) оттока капиталов, (чистого) притока капиталов и итогов сделок по правительственным резервам. Счёт движения капиталов завершает международный счет страны и дополняется статистическим расхождением и итоговой строкой, подводящей итог счету текущих операций и счету движения капиталов. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Ливенцев Н. Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала: инвестиционная политика зарубежных стран. – М., 2004. 2. Мигас В. В. Международные экономические отношения. Учебно-методическая разработка в вопросах и ответах. – Мн., 2006. 3. Международные экономические отношения. \Под ред. В.Е.Рыбалкина. – М., 2004. 4. Международные экономические отношения. \Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М., 2001. 5. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность. \Под ред. М.И. Плотницкого., Г.В. Турбан. – Мн., 2006. |