Контрольная работа: Учет НДС в 1С Бухгалтерия 80
Название: Учет НДС в 1С Бухгалтерия 80 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оглавление1. Краткая характеристика «1С: Бухгалтерии 8»«1С: Бухгалтерия 7.7» и «1С: Бухгалтерия 8»Функциональные возможности программы 1С: Бухгалтерия 82. Расчеты по НДС2.1. Общие положения2.2. Назначение документа «Счет-фактура»2.3. Формирование и печать книги продаж2.4. Формирование и печать книги покупок2.5. Особенности регистрации счетов-фактур на авансБиблиографический список1. Краткая характеристика "1С:Бухгалтерии 8""1С:Бухгалтерия 8" обеспечивает высокий уровень автоматизации ведения бухгалтерского и налогового учета и подготовки обязательной (регламентированной) отчетности в хозрасчетных организациях. Программа является универсальной и поддерживает любые виды деятельности: · оптовая и розничная торговля, · оказание услуг, · производство · и т.д. Она разработана с учетом законодательства 2005 года и предназначена для ведения учета, начиная с 01.01.2005. "1С:Бухгалтерия 8" - это готовое решение для ведения учета и может самостоятельно осваиваться пользователем в процессе работы. Управление методикой учета осуществляется в рамках настройки учетной политики без специальных знаний и навыков конфигурирования. "1С:Бухгалтерия 8" обеспечивает решение всех задач, стоящих перед бухгалтерской службой предприятия, если бухгалтерская служба полностью отвечает за учет на предприятии, включая, например, выписку первичных документов, учет продаж и т.д. Данное прикладное решение также можно использовать только для ведения бухгалтерского и налогового учета, а задачи автоматизации других служб, например, отдела продаж, решать специализированными конфигурациями или другими системами. Так, в "1С:Бухгалтерию 8" заложена возможность совместного использования с прикладными решениями "Управление торговлей" и "Зарплата и Управление Персоналом" системы "1С:Предприятие 8". 1.1. "1С:Бухгалтерия 7.7" и "1С:Бухгалтерия 8"В "1С:Бухгалтерии 8" сохранена методологическая преемственность с "1С:Бухгалтерией 7.7".
[1, с. 114]1.2. Функциональные возможности программы 1С:Бухгалтерия 8- Ведение учета деятельности нескольких организаций. С помощью "1С:Бухгалтерии 8" можно вести бухгалтерский и налоговый учет хозяйственной деятельности нескольких организаций. Учет по каждой организации можно вести в отдельной информационной базе. В то же время "1С:Бухгалтерия 8" предоставляет возможность ведения бухгалтерского и налогового учета нескольких организаций в общей информационной базе. Это будет удобно в ситуации, когда хозяйственная деятельность этих организаций тесно связана между собой: при этом в текущей работе можно использовать общие списки товаров, контрагентов (деловых партнеров), работников, собственных складов и т.д., а обязательную отчетность формировать раздельно. Благодаря возможности ведения учета деятельности нескольких организаций в единой информационной базе, конфигурация может использоваться и в небольших организациях, и в холдингах со сложной организационной структурой. - Учет материально-производственных запасов. Учет товаров, материалов и готовой продукции реализован согласно ПБУ 5/01 "Учет материально - производственных запасов" и методическим указаниям по его применению. В соответствии с учетной политикой организации поддерживаются следующие способы оценки МПЗ: · по средней себестоимости; · по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО); · по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ЛИФО). - Складской учет. На счетах бухгалтерского учета ТМЦ может вестись учет по местам хранения (складам). Складской учет может быть как количественным, так и количественно-суммовым. В первом случае оценка товаров и материалов для целей бухгалтерского и налогового учета не зависит от того, с какого склада они выбывают. Складской учет может быть отключен, если в нем нет необходимости. В "1С:Бухгалтерии 8" регистрируются данные инвентаризации, которые автоматически сверяются с данными учета. На основании инвентаризации отражается выявление излишков и списание недостач. - Учет торговых операций. Автоматизирован учет операций поступления и реализации товаров и услуг. При продаже товаров выписываются счета на оплату, оформляются накладные и счета-фактуры. Все операции по оптовой торговле учитываются в разрезе договоров с покупателями и поставщиками. Для импортных товаров учитываются данные о стране происхождения и номере грузовой таможенной декларации. Для розничной торговли поддерживаются технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками. Автоматизировано отражение возвратов товаров от покупателя и поставщику. - Учет комиссионной торговли. Автоматизирован учет комиссионной торговли как в отношении товаров, взятых на комиссию (у комитента), так и переданных для дальнейшей реализации (комиссионеру). Возможно отражение операций и по передаче товаров на субкомиссию. При формировании отчета комитенту или регистрации отчета комиссионера можно сразу произвести расчет и отразить удержание комиссионного вознаграждения. - Учет операций с тарой. Автоматизированы операции по учету возвратной многооборотной тары. Учтена специфика налогообложения таких операций и расчетов с поставщиками и покупателями. В "1С:Бухгалтерии 8" могут использоваться нескольких типов цен, например: "Оптовая", "Мелкооптовая", "Розничная", "Закупочная" и т.п. Это упрощает отражение операций поступления и реализации. - Учет банковских и кассовых операций. В "1С:Бухгалтерии 8" реализован учет движения наличных и безналичных денежных средств. Поддерживается ввод и печать платежных поручений, приходных и расходных кассовых ордеров. Автоматизированы операции по расчетам с поставщиками, покупателями и подотчетными лицами, внесение наличных на расчетный счет и получение наличных по денежному чеку. При отражении операций суммы платежей автоматически разбиваются на аванс и оплату. На основании кассовых документов формируется кассовая книга установленного образца. Реализован механизм обмена информацией с программами типа "Клиент банка". - Учет расчетов с контрагентами. Учет расчетов с поставщиками и покупателями можно вести в рублях, условных единицах и иностранной валюте. Курсовые и суммовые разницы по каждой операции рассчитываются автоматически. Расчеты с контрагентами можно вести по договору в целом или по каждому расчетному документу (отгрузки, оплаты и т.п.). Способ ведения расчетов определяется конкретным договором. При оформлении документов поступления и реализации можно использовать как общие цены для всех контрагентов, так и индивидуальные для конкретного договора. - Учет основных средств и нематериальных активов. Учет основных средств и нематериальных активов ведется в соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Автоматизированы все основные операции по учету: поступление, принятие к учету, начисление амортизации, модернизация, передача, списание. Возможно распределение сумм начисленной амортизации за месяц между несколькими счетами или объектами аналитического учета. Для основных средств, использующихся сезонно, возможно применение графиков начисления амортизации. - Учет основного и вспомогательного производства. Автоматизирован расчет себестоимости продукции и услуг, выпускаемых основным и вспомогательным производством. Учет выпущенной готовой продукции в течение месяца ведется по плановой себестоимости. В конце месяца рассчитывается фактическая себестоимость выпущенной продукции и оказанных услуг. Номенклатуру и количество материалов и комплектующих для передачи в производство можно автоматически рассчитать на основании данных о выпущенной продукции и сведений о нормативах расхода (спецификации). - Учет полуфабрикатов. Для сложных технологических процессов, предполагающих промежуточные стадии с учетом выпуска полуфабрикатов, поддерживается складской учет полуфабрикатов и автоматический расчет их себестоимости. - Учет косвенных расходов. Для учета общехозяйственных расходов поддерживается применение метода "директ-костинг". Этот метод предусматривает, что общехозяйственные расходы списываются в месяце их возникновения и полностью относятся на стоимость реализованной продукции. Если в организации метод "директ-костинг" не применяется, то общехозяйственные расходы распределяются между стоимостью произведенной продукции и незавершенным производством. При списании косвенных расходов возможно применение различных методов распределения по номенклатурным группам продукции (услуг). Для косвенных расходов возможны следующие базы распределения: · объем выпуска; · плановая себестоимость; · оплата труда; · материальные затраты. - Учет НДС. Для целей учета НДС поддерживаются методы определения выручки "по отгрузке" и "по оплате". Книга покупок и Книга продаж формируются автоматически. Автоматизирован учет НДС по приобретенным товарам, реализуемым с применением ставки НДС 0%. Возможно распределение сумм НДС, предъявленных поставщиками приобретенных ценностей, в соответствии со ст.170 НК РФ по операциям реализации, облагаемым НДС и освобожденным от уплаты НДС. - Учет заработной платы, кадровый и персонифицированный учет. В "1С:Бухгалтерии 8" ведется учет движения персонала, включая учет работников по основному месту работы и по совместительству, при этом внутреннее совместительство поддерживается опционально (т.е. поддержку можно отключить, если на предприятии это не принято). Обеспечивается формирование унифицированных форм по труду. Автоматизировано начисление зарплаты работникам предприятия по окладу и ведение взаиморасчетов с работниками вплоть до выплаты зарплаты, а также исчисление регламентированных законодательством налогов и взносов, облагаемой базой которых служит заработная плата работников организаций, и формирование соответствующих отчетов (по НДФЛ, ЕСН, взносам в ПФР), включая подготовку отчетности для системы персонифицированного учета ПФР. При выполнении расчетов учитывается наличие на предприятии: · инвалидов; · налоговых нерезидентов. - Налоговый учет (по налогу на прибыль). В конфигурации поддерживаются следующие системы налогообложения: · Общая система налогообложения (для плательщиков налога на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ); · Упрощенная система налогообложения (гл.26.2 НК РФ); · Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл.26.3 НК РФ). Для ведения налогового учета (по налогу на прибыль) в конфигурации добавлен специальный (налоговый) план счетов, структура и организация аналитического учета в котором приближены к бухгалтерскому плану счетов. Это упрощает сопоставление данных бухгалтерского и налогового учета для выполнения требований ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль". Вместе с тем, налоговый план счетов отражает и специфику налогового учета в соответствии с гл.25 НК РФ. По данным налогового учета автоматически формируются налоговые регистры и автоматически заполняется налоговая декларация по налогу на прибыль. - Упрощенная система налогообложения. Учет по упрощенной системе налогообложения (УСН) реализован на отдельном плане счетов. Книга учета доходов и расходов формируется автоматически. Организации, применяющие УСН, могут использовать в качестве объекта налогообложения: · Доходы; · Доходы, уменьшенные на величину расходов. - Учет деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход. Независимо от того, применяет организация УСН или общую систему налогообложения, некоторые виды ее деятельности могут облагаться единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). В конфигурации предусмотрено разделение учета доходов и расходов, связанных с деятельностью облагаемой и не облагаемой ЕНВД. Расходы, которые нельзя отнести к определенному виду деятельности в момент их совершения, можно распределить автоматически. - Завершающие операции месяца. Автоматизированы регламентные операции, выполняемые по окончании месяца, в том числе переоценка валюты, списание расходов будущих периодов, определение финансовых результатов и другие. - Типовые операции. Основным способом отражения хозяйственных операций в учете является ввод документов конфигурации, соответствующих первичным бухгалтерским документам. Кроме того, допускается непосредственный ввод отдельных проводок. Для группового ввода проводок можно использовать типовые операции - простой инструмент автоматизации, легко и быстро настраиваемый пользователем. - Стандартные бухгалтерские отчеты. В конфигурацию "Бухгалтерия предприятия" включен набор стандартных отчетов, предназначенных для анализа данных по остаткам и оборотам счетов и проводкам в самых различных разрезах. В их числе оборотно-сальдовая ведомость, шахматная ведомость, оборотно-сальдовая ведомость по счету, обороты счета, карточка счета, анализ счета, анализ субконто. - Регламентированная отчетность. В конфигурации формируется обязательная (регламентированная) отчетность следующих видов: бухгалтерская, налоговая, статистическая, по физическим лицам, а также отчетность для предоставления в различные фонды. Предусмотрено формирование отчетности по физическим лицам в электронном виде. - Эргономичный пользовательский интерфейс. Новый современный дизайн интерфейса обеспечивает легкость освоения "1С:Бухгалтерии 8.0" для начинающих и высокую скорость работы для опытных пользователей... - Конфигурирование. Типовая конфигурация "Бухгалтерия предприятия" реализует наиболее общие схемы учета и может использоваться в большинстве организаций. Для отражения специфики учета конкретной организации типовую конфигурацию можно изменить. "1С:Бухгалтерия 8.0" имеет режим запуска "Конфигуратор", который обеспечивает: · настройку системы на различные виды учета; · реализацию любой методологии учета; · организацию любых справочников и документов произвольной структуры; · настройку поведения и алгоритмов работы системы в различных ситуациях с помощью встроенного языка; · возможность наглядного представления информации в виде диаграмм; · и т.д. - Масштабируемость. "1С:Бухгалтерия 8.0" может использоваться в следующих вариантах: · однопользовательский - для небольших организаций или персонального использования; · файловый - для многопользовательской работы, обеспечивающий простоту установки и эксплуатации; · клиент-серверный вариант работы на основе трехуровневой архитектуры, обеспечивающий надежное хранение и эффективную обработку данных при одновременной работе большого количества пользователей. - Работа с территориально-распределенными информационными базами· неограниченное количество автономно работающих информационных баз; · полная или частичная синхронизация данных; · произвольный порядок и способ передачи изменений. - Интеграция с другими системами. "1С:Бухгалтерия 8.0" имеет широкие возможности взаимодействия с другими приложениями и обеспечивает: · загрузка курса валют из Интернета; · загрузка адресных классификаторов; · обмен данными с другими приложениями через текстовые файлы, DBF-файлы и XML-документы. - Администрирование. "1С:Бухгалтерия 8.0" предоставляет удобные инструменты для администрирования: · настройку прав доступа пользователей на основе механизма ролей, назначение интерфейса и языка пользователя; · журнал регистрации действий пользователей и системных событий; · возможность выгрузки и загрузки информационной базы; · средства установки и обновления платформы и прикладных решений. [1, с. 130] 2.1. Общие положения Учет НДС в "1С:Бухгалтерии 8.0" ведется автоматически на основании документов и операций, которые вводятся пользователями в информационную базу, а также ряда специализированных документов, описание которых приведено ниже. "1С:Бухгалтерия 8.0" обеспечивает автоматическое формирование отчетных форм, предусмотренных НК РФ и другими нормативными документами: · книга продаж; · книга покупок; · налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость; · налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов. Порядок ведения учета НДС состоит из 3 частей. Первая часть ("Начало ведения учета НДС") посвящена тому, каким образом начать ведение учета НДС в программе таким образом, чтобы в дальнейшем использовать заложенные в ней функциональные возможности. Процедура ввода начальных остатков по НДС не сводится только к вводу начальных сальдо по счетам 19 "НДС по приобретенным ценностям", 76.Н "Расчеты по НДС, отложенному для уплаты в бюджет" (для организаций, определяющих налоговую базу НДС "по оплате") и 76.АВ "НДС по авансам и предоплатам". Для правильной работы системы в дальнейшем нужно заполнить регистры "НДС продажи" (в котором накапливаются все данные о начисленных суммах НДС) и "НДС покупки" (служит для хранения данных о суммах НДС, подлежащих принятию к вычету), при этом данные регистров и данные бухгалтерского учета не должны противоречить друг другу. Для решения этой задачи предназначен документ "Ввод начальных остатков НДС" (меню "Основная деятельность"). Документ имеет три режима заполнения и проведения ("Операции"): · НДС по приобретенным ценностям; · НДС по авансам полученным; · НДС, не полученный от покупателей. Вторая часть ("Начисление НДС к уплате и книга продаж") посвящена вопросам автоматизированного учета начислений НДС к уплате в бюджет. Третья часть ("Вычеты по НДС и книга покупок") посвящена вопросам учета сумм НДС, предъявляемых к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ. [3, с. 98] 2.2. Назначение документа счет-фактура Согласно п.1 ст.169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) к вычету или возмещению из бюджета соответствующих сумм НДС. Счет-фактура должен быть составлен в двух экземплярах (первый - покупателю, второй - продавцу) и выставлен покупателю не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг). Кроме того, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру в одном экземпляре для себя в следующих случаях: · при получении предоплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), имущественных прав, том числе и по экспортным операциям; · при выполнении строительно-монтажных работ собственными силами; · при выполнении обязанностей налогового агента; · при безвозмездной передаче имущества; · при получении финансовой помощи, денежных средств на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, процентов по векселям, процентов по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставкой рефинансирования ЦБ РФ, страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения договорных обязательств (п.19 Правил); · при возникновении положительных суммовых разниц (в счете-фактуре следует указать формулировку: "Суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг, имущественных прав" - см. п.19 Правил) Обязаны составлять счета-фактуры и вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур налогоплательщики: · по операциям, подлежащим налогообложению; · по операциям, освобожденным от налогообложения в соответствии со ст.149 НК РФ; · освобожденные от исполнения обязанностей плательщиков НДС в соответствии со ст.145 НК РФ. Не обязаны составлять счета-фактуры: · лица, не являющиеся плательщиками НДС; · организации (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению за наличный расчет, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (бланк строгой отчетности); · налогоплательщики по операциям реализации ценных бумаг (за исключением брокерских и посреднических услуг), освобождаемых от налогообложения; · банки по операциям, освобождаемым от налогообложения; · страховые организации по операциям, освобождаемым от налогообложения; · негосударственные пенсионные фонды по операциям, освобождаемым от налогообложения. Если организация реализует товары (работы, услуги) через обособленные структурные подразделения, то согласно Письму МНС РФ от 21.05.01 №ВГ-6-03/404 и Письму Минфина России от 04.05.2006 №03-04-09/08 счета-фактуры и книги продаж оформляются следующим образом: · счета-фактуры на отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги) выставляются обособленными структурными подразделениями от имени организации; · нумерация счетов-фактур производится в порядке возрастания номеров в целом по организации (можно резервировать номера по мере их выборки, или присваивать составные номера с индексом обособленного подразделения); · при заполнении счетов-фактур по товарам, реализованным подразделениями, в строках 2 "Продавец" и 2а "Адрес" указываются реквизиты организации-продавца; в строке 2б "ИНН/КПП продавца" - КПП соответствующего структурного подразделения; в строке 3 "Грузоотправитель и его адрес" - наименование и почтовый адрес структурного подразделения; · журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур ведутся структурными подразделениями в виде разделов единых журналов учета организации; · порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения. Счет-фактура выписывается налогоплательщиком не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или со дня передачи имущественных прав - п.3 ст.168 НК РФ. Счета-фактуры составляются в соответствии с требованиями, перечисленными в п.5 и п.6 ст.169 НК РФ. Счета-фактуры, составленные с нарушением этих требований, не могут являться основанием для принятия сумм налога к вычету или возмещению. В свою очередь, дополнительные, не предусмотренные п.5 и п.6 ст.169 НК РФ, требования, предъявляемые к счету-фактуре, не могут быть основанием для отказа принять к вычету сумму налога, предъявленную налогоплательщиком - п.2 ст.169 НК РФ. Допускается заполнение счета-фактуры комбинированным способом (с помощью компьютера и от руки) - п.14 Правил и Письмо МНС РФ от 26 февраля 2004 г. №03-1-08/525/18. Главное - не нарушать последовательности расположения реквизитов, содержание и число показателей счета-фактуры, утвержденных п.2 ст.169 НК РФ. Нумерация счетов-фактур осуществляется в течение года в хронологическом порядке. Несмотря на то, что все расчеты на территории России производятся только в рублях (для расчетов в иностранной валюте на территории России требуется разрешение Центрального банка РФ), Налоговый кодекс разрешает указывать суммы в счетах-фактурах в иностранной валюте, если по условиям сделки обязательство выражено в иностранной валюте - п.7 ст.169 НК РФ. При этом в договоре указывается по какому курсу и на какую дату производится пересчет валютных обязательств в рубли. Если указаний на курс в договоре нет, то пересчет происходит по курсу Центрального банка РФ на дату исполнения договора. Однако, достаточно часто обязательства по условиям сделки бывают выражены в условных единицах. В таких случаях, по мнению авторов, налогоплательщики могут указать в счете-фактуре суммы, выраженные в условных единицах. При заключении условий сделки в условных единицах необходимо указать порядок пересчета условных единиц в рубли. В соответствии с Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур по срокам и графам счета-фактуры указываются следующие данные: · По строке 1 - индивидуальный порядковый номер и дата выписки счета-фактуры; · По строке 2 - полное или сокращенное наименование продавца в соответствии с учредительными документами; · По строке 2а - место нахождения продавца в соответствии с учредительными документами; · По строке 2б - ИНН и КПП налогоплательщика-продавца/ Если реализация производится обособленным подразделением - указывается ИНН налогоплательщика и КПП подразделения; · По строке 3 - полное или сокращенное наименование грузоотправителя в соответствии с учредительными документами - Если продавец и грузоотправитель одно и то же лицо, то в этой строке пишется "он же"; - Если продавец и грузоотправитель не являются одним и тем же лицом, то указывается почтовый адрес грузоотправителя; - Внимание! Если счет-фактура выставляется за работы или услуги, т.е. понятие "грузоотправитель" отсутствует, то в этой строке ставится прочерк - Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 сентября 2004г. №03-04-11/158 · По строке 4 - полное или сокращенное наименование грузополучателя в соответствии с учредительными документами и его почтовый адрес. Если грузополучателем (покупателем) является обособленное подразделение, то в данной строке указывается наименование и адрес подразделения; · По строке 5 - реквизиты (номер и дата составления) платежно-расчетного документа или кассового чека (при расчете с помощью платежно-расчетных документов или кассовых чеков, к которым прилагается счет-фактура). !!! При безналичных расчетах данная строка заполняется только в случае получения авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) - согласно пп.4 п.5 ст.169 НК РФ. А при расчетах НАЛИЧНЫМИ - в данной строке счета-фактуры номер и дату составления ЧЕКА надо указывать всегда. В противном случае по строке ставится прочерк. · По строке 6 - полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами; · По строке 6а - место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами; · По строке 6б - ИНН и КПП налогоплательщика-покупателя; · В графах 1-11 указываются следующие сведения о реализованном товаре (работе, услуге), переданном имущественном праве; - в графе 1 - наименование поставляемых (отгруженных) товаров (описание выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. !!! Наименование товаров следует писать на русском языке - Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 15 марта 2005 г. №19-11/16874 "По вопросу оформления счетов-фактур" - в графе 2 - единица измерения (при возможности ее указания); - в графе 3 - количество (объем) поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав исходя из принятых единиц измерения (при возможности их указания); - в графе 4 - цена (тариф) товара (выполненной работы, оказанной услуги), переданных имущественных прав за единицу измерения (при возможности ее указания) по договору (контракту) без учета НДС, а в случае применения государственных регулируемых цен (тарифов), включающих в себя НДС, с учетом суммы налога; - в графе 5 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), имущественных прав, без НДС; !!! Если по одному счету-фактуре отгружается несколько наименований товаров, итог общей стоимости товаров без учета налога на добавленную стоимость в таком счете-фактуре не проставляется - Письмо Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве от 14 ноября 2006 г. №03-04-09/19 "О необходимости указания в графе 5 счета-фактуры итоговой стоимости отгруженных товаров" - в графе 6 - сумма акциза по подакцизным товарам; - в графе 7 - налоговая ставка; - в графе 8 - сумма НДС, предъявляемая покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, определяемая исходя из применяемых налоговых ставок; - в графе 9 - стоимость всего количества поставляемых (отгруженных) по счету-фактуре товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом НДС; - в графе 10 - страна происхождения товара. Если товары Российского происхождения, ставится прочерк - последний абзац п.5 ст.169 НК РФ; - в графе 11 - номер таможенной декларации. Если товары российского происхождения, ставится прочерк - последний абзац п.5 ст.169 НК РФ. Счет-фактуру подписывают (с обязательной расшифровкой подписи) руководитель и главный бухгалтер, либо иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или имеющие соответствующую доверенность от организации. [3, с. 120] 2.3. Формирование и печать книги продаж Книгу продаж можно сформировать для любой организации и за любой период времени (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги продаж" - "Книга продаж"). Перед формированием книги продаж следует удостовериться, в частности, в том, что: · зарегистрированы все исходящие счета-фактуры, в том числе счета-фактуры на аванс, причем последнее действие можно сделать с помощью обработки "Регистрация счетов-фактур на аванс" (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги продаж" - "Регистрация счетов-фактур на аванс"); · записаны и проведены необходимые документы "Отражение реализации товаров и услуг для НДС" - для регистрации НДС тех продаж, которые отражены в программе ручными проводками (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги продаж" - "Отражение реализации товаров и услуг для НДС"); · введены все необходимые начальные остатки по суммам НДС, не полученным от покупателей (если организация определяет налоговую базу для НДС "по оплате"), а также внесены все данные о фактах реализации с НДС 0%, имевших место до даты начала ведения учета в информационной базе, и по которым на эту дату не была подтверждена (либо не подтверждена) ставка НДС 0%; · записаны и проведены документы "Регистрация оплаты от покупателей для НДС" - если в договоре с контрагентом не установлено свойство "Вести расчеты по документам" (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги продаж" - "Регистрация оплаты от покупателей для НДС"); · записаны и проведены документы "Подтверждение нулевой ставки НДС" (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги продаж" - "Подтверждение нулевой ставки НДС"); · по всем договорам, по которым организация выступает в роли налогового агента по НДС, установлены соответствующие реквизиты. Книга продаж (меню "Основная деятельность - Ведение книги продаж - Книга продаж") формируется на основании записей регистра "НДС продажи" за указанный пользователем период для указанной организации по следующему алгоритму: · Если установлена учетная политика по определению налоговой базы - "по отгрузке", то включаются записи регистра с событиями "Реализация", "Получен аванс" и "НДС начислен к уплате"; · Если установлена учетная политика по определению налоговой базы - "по оплате", то включаются записи регистра с событиями "Оплата", "Получен аванс" и "НДС начислен к уплате"; · Для операций реализации с НДС 0%, независимо от установленной учетной политики по определению налоговой базы, включаются записи регистра с событиями "Подтверждена ставка 0%", "Не подтверждена ставка 0%". Регистр "НДС с продажи" содержит записи о событиях, связанных с настоящим или будущим начислением НДС, а именно: · Реализация - регистрируется факт совершения операции реализации; в случае, если учетная политика по определению налогооблагаемой базы НДС - "по отгрузке", то данное событие является основанием для внесения записи в книгу продаж и отражения реализации в налоговой декларации по НДС, за исключением применения нулевой ставки НДС (где необходимо еще подтверждение/неподтверждение нулевой ставки НДС); · Оплата - регистрируется факт получения оплаты от покупателя; в случае, если учетная политика по определению налогооблагаемой базы НДС - "по оплате", то данное событие является основанием для внесения записи в книгу продаж и отражения реализации в налоговой декларации по НДС, за исключением применения нулевой ставки НДС (где необходимо еще подтверждение/неподтверждение нулевой ставки НДС); · НДС начислен к уплате - безусловное начисление НДС к уплате в бюджет (например, в случае получения сумм, связанных с реализацией); · Получен аванс - регистрируется факт получения аванса от покупателя (заказчика); · Подтверждена ставка 0% - регистрируется подтверждение нулевой ставки НДС по реализации; с этого момента выручка с нулевой ставкой НДС включается в книгу продаж; · Не подтверждена ставка 0% - регистрируется подтверждение нулевой ставки НДС по реализации; с этого момента выручка с нулевой ставкой НДС включается в книгу продаж. В отчете "Книга продаж" имеется возможность просмотреть документ, явившийся основанием для записи, по двойному щелчку мыши в графе 1 "Дата и номер счета-фактуры продавца" в соответствующей строке отчета. !!! Переход с порядка определения налоговой базы НДС "по отгрузке" на порядок определения "по оплате" и наоборот в настоящее время в программе не реализован. [2, с. 177] 2.4. Формирование и печать книги покупок Книга покупок может быть сформирована для любой организации и за любой период времени (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги покупок" - "Книга покупок"). Перед ее формированием следует удостовериться, что: · внесены необходимые начальные остатки НДС по приобретенным ценностям и по авансам полученным; · зарегистрированы все входящие счета-фактуры; · записаны и проведены документы "Отражение поступления товаров и услуг для НДС" - для регистрации тех покупок, которые отражены в программе с помощью ручных проводок (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги покупок" - "Отражение поступления товаров и услуг для НДС"); · записаны и проведены документы "Регистрация оплаты поставщику для НДС" - если в договоре с контрагентом не установлено свойство "Вести расчеты по документам" (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги покупок" - "Регистрация оплаты поставщику для НДС"); · записаны и проведены документы "Распределение НДС косвенных расходов", "Восстановление НДС", "Вычет НДС по приобретенным ценностям", "Вычет НДС с аванса" (меню "Основная деятельность" - "Ведение книги покупок"). Книга покупок (меню "Основная деятельность - Ведение книги покупок - Книга покупок") формируется на основании записей регистра "НДС покупки" за указанный пользователем период для указанной организации по следующим записям: · с событием "Предъявлен НДС к вычету" · событием "Предъявлен НДС к вычету 0%" · событием "Восстановлен НДС" (корректирующая запись). Регистр "НДС покупки" содержит записи о событиях, связанных с настоящим или будущим вычетом НДС, а именно: · Предъявлен НДС поставщиком - событие, которое регистрируется по факту выделения НДС поставщиком в первичных документах (накладных, актах выполненных работ и т.п.); · Получен счет-фактура от поставщика - событие, записываемое по факту регистрации счета-фактуры поставщика; · НДС оплачен поставщику; · Уплачен НДС на таможне - регистрируется на основании грузовой таможенной декларации (ГТД) по импорту товаров; по своему влиянию на вычет эквивалентно совокупности трех предыдущих событий (счета-фактуры таможня отдельно не выдает - вместо него используется ГТД; поскольку таможня обычно ГТД без оплаты не оформляет, то НДСМ считается оплаченным); · Предъявлен НДС к вычету - факт предъявления определенной суммы НДС к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ; данное событие служит основанием для записи в книгу покупок и отражения вычета в налоговой декларации (кроме операций, связанных с реализацией по нулевой ставке НДС - они отражаются в отдельной декларации, и для них существует отдельное событие - см. далее); · НДС включен в стоимость - данное событие регистрирует факт включения НДС в стоимость приобретенной ценности в соответствии со ст. 170 НК РФ; · Восстановлен НДС - данное событие фиксирует факт восстановления НДС, ранее принятого к вычету (например, в соответствии со ст. 170 НК РФ); такие события отражаются в книге покупок корректирующей (сторнировочной) записью, также включаются в соответствующий показатель налоговой декларации; · Передан НДС на строительство - событие означает, что определенная сумма НДС относится к ценностям, переданным на строительство объектов основных средств, следовательно, не подлежит вычету, пока объект строительства не будет введен в эксплуатацию, и по нему не начнет начисляться амортизация (в соответствии с п.5 ст. 172 НК РФ), даже если все остальные необходимые условия вычета будут выполнены; · ОС введено в эксплуатацию - событие означает, что объект основных средств введен в эксплуатацию (либо даже просто принят к учету именно как объект основных средств - если не требовался монтаж или не имело место строительство); · Предполагается ставка 0% - событие записывается, когда приобретенная ценность использована для операций, по которым предполагается применение нулевой ставки НДС (например, совершена отгрузка товаров на экспорт), а следовательно, вычет НДС предполагается только после представления в налоговые органы всех необходимых документов (в соответствии с п.3 ст. 172 НК РФ); · Подтверждена ставка 0% - событие регистрируется по всем приобретенным ценностям, использованным при осуществлении операций реализации, по которым подтверждена нулевая ставка НДС; это событие "разблокирует" вычет по НДС по ценностям, по которым ранее было записано событие Предполагается ставка 0%; · Не подтверждена ставка 0% - событие регистрируется по всем приобретенным ценностям, использованным при осуществлении операций реализации, по которым не подтверждена нулевая ставка НДС; · Предъявлен НДС к вычету 0% - факт предъявления определенной суммы НДС к вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ по операциям, связанным с применением ставки НДС 0%; данное событие служит основанием для записи в книгу покупок и отражения вычета в налоговой декларации по ставке НДС 0%. В отчете "Книга покупок" имеется возможность просмотреть документ, явившийся основанием для записи, по двойному щелчку мыши в графе 1 "Дата и номер счета-фактуры продавца" в соответствующей строке отчета. [2, с. 195] 2.5. Особенности регистрации счетов-фактур на аванс Для формирования счетов-фактур на аванс в конфигурации 1С:Бухгалтерия 8.0 предназначена специальная обработка Регистрация счетов-фактур на аванс (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Регистрация счетов-фактур на аванс ). Однако последовательность операций, необходимых для формирования счетов-фактур на аванс, отличается при различных настройках, установленных в Настройках параметров учета (меню Предприятие — Настройка параметров учета ). В случае, когда в Настройках параметров учета на закладке Аналитический учет расчетов с контрагентами не стоит флажок, следует вести расчеты по документам. В этом случае в программе не ведется аналитический учет по документам и лишь отслеживается общее состояние взаиморасчетов по договору в целом. Порядок формирования счета-фактуры на аванс в программе при данной настройке: Пусть 4 сентября от Покупателя поступила предоплата в размере 23600 рублей. Программа автоматически отслеживает авансы и формирует в регистре бухгалтерии проводку по дебету счета 51 Расчетные счета и кредиту счета 62.02 Расчеты по авансам, полученным на сумму предоплаты. Пусть 25 сентября наша организация отгрузила Покупателю 10 столов на сумму 23600 рублей. Отгрузку столов отражаем в программе с помощью документа Реализация товаров и услуг (меню Основная деятельность — Продажа — Реализация товаров и услуг ). В подвале документа требуется ввести выданный счет-фактуру. Причем при проведении документа автоматически зачитывается аванс, т.е. формируется проводка по дебету счета 62.02 Расчеты по авансам, полученным и кредиту счета 62.01 Расчеты с покупателями и заказчиками. Перед формированием счетов-фактур на аванс в случае, когда в Настройках параметров учета на закладке Аналитический учет расчетов с контрагентами не стоит флажок Вести расчеты по документам , необходимо ввести документ Регистрация оплаты покупателей для НДС (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Регистрация оплаты от покупателей для НДС ). По кнопке Заполнить происходит автоматическое заполнение табличной части документа счетами-фактурами по ранее не зачтенным авансам, а также счетами-фактурами, по которым еще не было оплаты. Только после проведения данного документа можно приступать непосредственно к формированию счетов-фактур на аванс (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Регистрация счетов-фактур на аванс ). При нажатии на кнопку Заполнить происходит автоматическое заполнение табличной части документа ранее не зачтенными авансами. При выполнении обработки (кнопка Выполнить ) осуществляется: - создание счетов-фактур на аванс (отличительным признаком которых является номер, начинающийся с литеры А ); - автоматическая регистрация созданных счетов-фактур в учете (проведение). В результате проведения счетов-фактур на аванс формируются: - записи в регистре НДС начисленный на сумму НДС, начисленного с аванса; - записи в регистре НДС с авансов для целей отслеживания вычетов НДС с авансов; - бухгалтерские проводки по начислению авансов (по дебету счета 76.АВ НДС по авансам и предоплатам и кредиту счета 68.02 Налог на добавленную стоимость ). В случае, если за указанный период ранее уже были сформированы счета-фактуры на аванс, предлагается их удалить и сформировать заново, во избежание двойной регистрации. По кнопке Список счетов-фактур ( выд.) можно осуществить просмотр созданных ранее счетов-фактур. Далее можно приступить к формированию записей соответственно в книгу покупок и книгу продаж. Сначала сформируем записи в книгу продаж (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Формирование записей книги продаж ). На закладке НДС с авансов при нажатии на кнопку Заполнить автоматически регистрируем в книге продаж суммы НДС по авансам, полученным от покупателей (рис. 6 ). На закладке НДС по реализации при нажатии на кнопку Заполнить автоматически регистрируем в книге продаж суммы НДС, начисленных при реализации ценностей. Далее сформируем записи в книгу покупок (меню Основная деятельность — Ведение книги покупок — Формирование записей книги покупок ). При наличии в отчетном периоде фактов зачета авансов полученных и регистрации счетов-фактур на авансы предлагается принять НДС с авансов к вычету. При нажатии на кнопку Заполнить на закладке Вычет НДС с авансов соответствующая строка автоматически заносится в табличную часть. При проведении документа формируются: - записи по регистрам учета НДС (регистр накопления НДС покупки и регистр накопления НДС с авансов ); - бухгалтерские записи по дебету счета 68.02 Налог на добавленную стоимость и кредиту счета 76АВ НДС по авансам и предоплатам. Далее можно формировать отчеты Книга продаж (меню Основная деятельность — Ведение книги продаж — Книга продаж ) и Книга покупок (меню Основная деятельность - Ведение книги покупок — Книга покупок ). Итак, в случае предоплат от покупателя последовательность ввода документов в программе 1 C :Бухгалтерия 8.0 , когда в Настройках параметров учета на закладке Аналитический учет расчетов с контрагентами не стоит флажок Вести расчеты по документам , следующая: - Ввод документов предварительной оплаты; - Ввод документов реализаций; - Ввод счетов-фактур выданных; - Ввод документа Регистрация оплаты покупателей для НДС ; - Формирование счетов-фактур на аванс с помощью обработки Регистрация счетов- фактур на аванс ; - Формирование записей книги покупок и книги продаж. Рассмотрим последовательность операций, необходимых для формирования счетов-фактур на аванс, в случае, когда в Настройках параметров учета (меню Предприятие — Настройка параметров учета ) на закладке Аналитический учет расчетов с контрагентами стоит флажок Вести расчеты по документам. В этом случае на счетах расчетов с контрагентами (60,62,76 и т.д.) ведется аналитический учет по документам, т.е. у этих счетов появляется субконто Документы расчетов с контрагентами . Так как требуемые для формирования счетов-фактур на аванс движения в регистрах накопления НДС расчеты с поставщиками и НДС Учет распределенных оплат поставщикам заполняются автоматически при проведении документов оплат, то нет необходимости в создании документа Регистрация оплаты покупателей для НДС. Следовательно, при формировании счетов-фактур на аванс в этом случае достаточна следующая последовательность операций: - Ввод документов предварительной оплаты; - Ввод документов реализаций; - Ввод счетов-фактур выданных; - Формирование счетов-фактур на аванс с помощью обработки Регистрация счетов-фактур на аванс ; - Формирование записей книги покупок и книги продаж. [4, с.156] Библиографический список 1. Гладкий, А. 1С: Предприятие 8.0 [Текст] / А. Гладкий. – М.: Питер, 2005. – 256 с. 2. Головко, Н. А., Шубина, Е. В. 1С: Предприятие 8.0 в вопросах и ответах [Текст] : учеб. – практ. пособие для бухгалтеров / Н. А. Головко, Е. В. Шубина. – М.: ИТК Дашков и К, 2006. – 208 с. 3. Каширина, Н. А. 1С: Предприятие 8.0. Управление торговлей [Текст] / Н. А. Каширина. – М.: Феникс, 2006. – 288 с. 4. Радченко, М. Г. 1С: Предприятие 8.0. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы [Текст] / М. Г. Радченко. – М.: ООО "1С-Паблишинг", 2004. – 331 с. |