Реферат: Эколого-правовой режим пользования животным миром 2
Название: Эколого-правовой режим пользования животным миром 2 Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Федеральное агентство по образованию. ГОУ СПО «Златоустовский торгово-экономический техникум». КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА По дисциплине «Экологическое право России» Выполнил: Валова Т. Е. гр. 3П шифр ВП 126 Проверил: Харченко В. Д. г. Златоуст 2010 г. Вопросы 7, 22, 34 7. Соотношение экологического права с другими отраслями права. 22. Экологический механизм охраны окружающей природной среды. 34. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Соотношение экологического права с другими отраслями права. Экологическое право - совокупность юридических норм, предназначенных для регулирования поведения людей по отношению к окружающей природной среде. Экологическое право - часть современного общечеловеческого права, которая постепенно выделилась и сформировалась главным образом во второй половине XX в. Экологическое право не было известно древним правовым системам. Его не было во времена средневековья и даже в недалеком прошлом. Оно появилось тогда, когда люди стали осознавать необходимость подчинения своего поведения определенным правилам и требованиям, направленным на уменьшение вредного влияния человеческой жизнедеятельности на окружающую природную среду, чтобы в результате этого сохранить ее в благоприятном состоянии для живущих людей и будущих поколений. Вместе с тем экологическое право является результатом возросших и продолжающих возрастать человеческих знаний о природе и обществе, об объективных закономерностях их взаимодействия, о предельных возможностях природной среды «терпеть» возрастающее число людей на Земле с их многообразными потребностями. На основе этих знаний, путем дозволений и запретов и при помощи других юридических методов экологическое право определяет, что людям можно и чего нельзя делать, чтобы, обеспечивая себя средствами жизни, сохранить окружающую природную среду в благоприятном состоянии. Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы. периода. При этом определяющим является такой фактор, как Экологический механизм охраны окружающей природной среды. Эколого-правовой механизм охраны окружающей природной среды. Эколого-правовой механизм представляет собой самостоятельный институт российского экологического права и находит свое проявление в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Цель механизма: обеспечить материализацию эколого-правовой нормы. Структура механизма состоит из четырех звеньев. Первое звено – природоохранительные нормы права, главная функция которых состоит в том, чтобы закрепить базовые экологические императивы. Второе звено включает экологизированные правовые нормы и нормативы. Третье звено механизма составляет гарантии, обеспечивающие выполнение как базовых, так и экологизированных норм и нормативов. Наконец, четвертое звено – завершающий этап движения нормы, реализующий себя в правоотношении. · нормы-принципы, · нормы-приоритеты, · нормы-императивы, · нормы-гарантии Эффективность эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды – это оценка качества его работы. С точки зрения эффективности, данный механизм может быть исследован применительно к трем его стадиям движения: статической, динамической и результативной. На статической стадии эффективность механизма зависит от полноты и социально-экономической обоснованности природоохранительной нормы. На динамической стадии в действие вступают гарантии. Одним из условий эффективности нормы на динамической стадии является эколого-правовая культура. Под этим понимается комплекс эколого-правовых структур – знание закона, уважение закона, умение его правильно применить. С принятием нового природоохранительного закона в категорию факторов эффективности вошли гласность, участие населения, общественных объединений в охране окружающей среды, экономическое стимулирование природопользователей в охране природной среды. Экономический механизм охраны окружающей природной среды. В отличие от метода административно-правового воздействия, исходящего из отношений власти и подчинения, экономический механизм опирается на материальную заинтересованность исполнителя в достижении реальной цели. В состав экономического механизма входят как постоянно действующие институты, без которых он не может нормально функционировать, так и новые, возникшие на базе переходных отношений к рыночным отношениям. К институтам первой группы относятся природные кадастры, меры материально-технического и финансового обеспечения, платность за использование природных ресурсов, платежи за загрязнение окружающей среды, а также льготы по кредитованию, налогообложению и освобождению от обложения налогами. Кадастрами природных ресурсов называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих количество и качество природного ресурса, состав и категории природопользователей. Кадастры представлены по видам природного ресурса. Земельный кадастр включает в себя систему следующих сведений: количественный состав земель, распределение земель по категориям и по использованию, качественный состав земель, собственники земли, владельцы, пользователи, арендаторы. Кадастр месторождений полезных ископаемых включает сведения о хозяйственной ценности каждого месторождения, различные условия их разработки. Лесной кадастр содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов. Задачами водного кадастра являются текущая и перспективная оценка состояния водных объектов, предотвращения истощения водных источников, восстановление нормативного качества вод. В нынешнее время охрана природной среды как никогда нуждается в финансировании. Закон РФ об охране природной среды называет несколько источников финансирования: государственный бюджет, внебюджетные экологические фонды, средства предприятий, учреждений, организаций. Но опыт использования внебюджетных экологических фондов вскрыл много злоупотреблений, что снизило материальную заинтересованность предприятий в охране среды и породило стремление избежать отчислений в эти фонды. С целью консолидации в бюджете России всех внебюджетных фондов Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. все фонды были уничтожены, а поступающие в них средства перечисляются в государственный бюджет с сохранением целевой направленности. Введение платности использования природных ресурсов является прямым следствием преобразования ресурсовых отношений на базе проводимой рыночной реформы. При этом преследуются следующие задачи: повышается заинтересованность производителя в эффективном использовании природных ресурсов; появляется материальная заинтересованность в сохранении и воспроизводстве природного ресурса; получаются дополнительные средства на восстановление и воспроизводство ресурсов. Существуют несколько видов платы. Платазаиспользованиеприродныхресурсов включает плату за право пользования ресурсами, за сверхлимитное и нерациональное использование, плату на воспроизводство и охрану ресурсов. Платазаземлювыступает в трех формах: земельного налога, арендной платы, нормативной цены земли. Закон РФ «О недрах» устанавливает три формы платызаиспользованиенедр – за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу, использование недр для других целей. Платазапользованиеприроднымиводнымиобъектамиустановлена в двух формах: за право пользования водными объектами и на восстановление и охрану вод. Существуют так же платы за пользование лесными, растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Особым видом является платазазагрязнениеприроднойсреды. Ее сущность раскрывается в трех значениях: компенсационном, стимулирующем, экономическом. Для решения неотложных природоохранительных задач: восстановления потерь в окружающей среде и других задач, создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местные фонды. Экологические фонды расходуются на оздоровление природной среды, населения, проведение мер по охране окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов и на иные цели, связанные с охраной природной среды. Закон РФ «Об охране окружающей среды» категорически запрещает расходовать средства экологических фондов на цели, не связанные с природоохранительной деятельностью. Экологическое страхование. Экологическим страхованием называются такие отношения, которые направлены на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при наступлении экологических неблагоприятных последствий за счет денежных фондов, создаваемых страхователями. Закон допускает обязательное и добровольное страхование. Объектом экологического страхования является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение в результате наступления страхового события. Страховым событием является внезапное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, которые привели к неожиданному выбросу вредных веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности или сбросу сточных вод. Непременным условием наступления страхового события являются внезапность и непреднамеренность. Отсутствие данных условий лишает предприятия права на получение страхового возмещения. Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя следующие показатели: компенсацию ущерба, выплату убытков, компенсацию расходов по очистке территории и спасению жизни и имущества. Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Животный мир является достоянием народов Российской Федерации, неотъемлемым элементом природной среды и биологического разнообразия Земли, возобновляющимся природным ресурсом, важным регулирующим и стабилизирующим компонентом биосферы, всемерно охраняемым и рационально используемым для удовлетворения духовных и материальных потребностей граждан Российской Федерации. Правовое определение понятия «животный мир» содержится в Федеральном законе от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.), согласно ст. 1 которого животный мир – это совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию России и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (ст. 4) к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия относит не животный мир, а животных и других организмов, а также их генетический фонд. Под охраной животного мира понимается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1 Закона «О животном мире»). В свою очередь, устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. Под охрану Закона «О животном мире» берутся не только животные, относящиеся к объектам охоты и рыболовства, но и все другие животные, находящиеся в условиях естественной свободы. Отношения в области охраны и использования объектов животного мира, содержащихся в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания (например, в рыбопитомниках) в целях сохранения ресурса и генетического фонда объектов животного мира и в иных научных и воспитательных целях, регулируются названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ. Домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе (в зоопарках, аквариумах и т.п.), не являются объектами животного мира в смысле законодательства об окружающей среде. Отношения по поводу таких видов животных регулируются аграрным, гражданским и иным законодательством. Основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются (ст. 12 Закона «О животном мире»): – обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования животного мира; – поддержка деятельности, направленной на охрану животного мира и среды его обитания; – осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности; – недопустимость совмещения деятельности по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной животного мира и среды его обитания с деятельностью по использованию объектов животного мира; – привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира; – отделение права пользования животным миром от права пользования землей и другими природными ресурсами; – платность пользования животным миром; – приоритет международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания. В целях сохранения и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания осуществление отдельных видов пользования животным миром, а также пользование определенными объектами животного мира могут быть ограничены, приостановлены или полностью запрещены на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки решением органа исполнительной власти РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ в пределах их компетенции по представлению соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. В настоящее время полномочия по осуществлению государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания возложены на Федеральную службу по надзору в сфере экологии и природопользования, подведомственную Министерству природных ресурсов РФ. Кроме того, управленческие функции в данной сфере осуществляют подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ Федеральное агентство сельского хозяйства и Федеральное агентство по рыболовству. Отметим, что наиболее распространенными видами пользования животным миром является охота и рыболовство. Сохранение объектов животного мира может быть также достигнуто путем изменения вида пользования животным миром с запрещением изъятия объектов животного мира из среды обитания и организации использования этих объектов без изъятия в культурно-просветительных, рекреационных и эстетических целях, включая организацию экологического туризма. В Законе «О животном мире» важное значение отводится сохранению среды обитания объектов животного мира. Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Хозяйственная деятельность, связанная с использованием объектов животного мира, должна осуществляться таким образом, чтобы разрешенные к использованию объекты животного мира не ухудшали собственную среду обитания и не причиняли вреда сельскому, водному и лесному хозяйству. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, осуществлении других видов хозяйственной деятельности должны предусматриваться и проводиться мероприятия по сохранению среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, а также по обеспечению неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий. При размещении, проектировании и строительстве аэродромов, железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации, в том числе в период размножения и зимовки. Независимо от видов особо охраняемых природных территорий в целях охраны мест обитания редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов животного мира выделяются защитные участки территорий и акваторий, имеющие местное значение, но необходимые для осуществления их жизненных циклов (размножения, выращивания молодняка, нагула, отдыха, миграции и других). На защитных участках территорий и акваторий запрещаются отдельные виды хозяйственной деятельности или регламентируются сроки и технологии их проведения, если они нарушают жизненные циклы объектов животного мира. Основными организационно-правовыми инструментами регулирования охраны и использования животного мира, в соответствии с Законом «О животном мире», являются: государственный учет, государственный кадастр (ст. 14), государственный мониторинг объектов животного мира (ст. 15), нормирование в области использования и охраны животного мира и среды его обитания (ст. 17), государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания (ст. 18), экологическая экспертиза (ст. 20), государственный контроль в данной области (ст. 16). Специальные меры охраны животного мира и среды его обитания применяются к: – особо охраняемым природным территориям (государственных природных заповедников, национальных парков, заказников и т.п.); – редким и находящихся под угрозой исчезновения объектам животного мира, занесенным в Красную книгу РФ и (или) субъектов Федерации (см. например, Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от б января 1997 г. № 13). Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (ст. 24 Закона «О животном мире»). Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны создавать необходимые условия для сохранения и разведения редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира, в том числе путем специализации зоопарков и организации питомников. Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране окружающей природной среды в порядке, предусмотренном Правительством РФ. Содержание указанных животных в неволе и выпуск их в естественную природную среду также допускаются в исключительных случаях, определяемых Правительством РФ. Субъекты Федерации в пределах своих полномочий также могут принимать специальные нормы» регулирующие охрану и использование объектов животного мира (см., например, Закон г. Москвы от 30.06.1999 г. «О регулировании использования редких и исчезающих диких животных и растений на территории города Москвы», законы Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.10.1998 г. «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе» и от 03.06.1998 г. «О рыболовстве в Ямало-Ненецком автономном округе» и др. Список литературы: 1. Конституция Российской Федерации, 1993г. 2. Федеральный закон от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) «О животном мире». 3. Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 19 января 1998 г. 4. Постановление Правительства РФ "О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов" от 2 февраля 1998 г. 5. Комментарий к Закону о животном мире // Законодательство и экономика. 1996. № 1/2. 6. Нецветаев А.Г. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕПРАВО: Учебно-практическое пособие /Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. – М., 2006. 7. Доржиев Ж.Б., Хамнаев И.В. Экологическое право: Учебно-методическое пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006. 8. Боголюбов С. А. Экологическоеправо. Учебникдлявузов.– М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА– ИНФРА • М), 2001 9. Семьянова А.Ю.Экологическое право. Курс лекций - Москва: Юстицинформ, 2005. 10. Кузнецова Н.В. Экологическоеправо: Учебное пособие. – М.: Юриспруденция, 2000. |