Реферат: Организация системы управления персоналом на предприятиях сервиса и туризма
Название: Организация системы управления персоналом на предприятиях сервиса и туризма Раздел: Рефераты по географии Тип: реферат |
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СЕРВИСА И ТУРИЗМА В связи с трансформацией российского общества изменилась ор- ганизация социально-культурной системы индустрии сервиса и туриз- ма и ее взаимосвязи с потребностями человека. Сфера услуг перестает быть связанной в сознании людей только с удовлетворением насущ- ных потребностей, она трансформируется в относительно самостоя- тельную культурную нишу обитания человека, оказывающую значи- тельное влияние на процессы культуры, формирующую у индивидов и социальных групп определенную нормативную модель поведения, а также качественно новую систему ценностей. По нашему мнению, индустрия сервиса должна стать одним из приоритетных направлений в современной социальной политике госу- дарства, так как, с одной стороны, развитие индустрии сервиса и ту- ризма – одна из сфер социальной политики, а с другой – именно дина- мичное развитие данной индустрии в состоянии обеспечить эффектив- ную социальную политику государства. Сервис – это сфера реализации индивидуальных и социальных потребностей человека. Важной особенностью предприятий индустрии сервиса и туризма является широкое участие персонала в производст- венном процессе, поэтому человеческий фактор оказывает значитель- ное влияние на однородность и качество предоставленных услуг. Ме- неджеры сферы сервиса однозначно признают, что квалифицирован- ные опытные работники выступают в качестве основного актива, а не вспомогательного компонента в процессе оказания услуг, и успеш- ность их функционирования во многом определяется уязвимым и не- стабильным человеческим фактором, поэтому управление персоналом на сервисных предприятиях становиться для них первостепенной задачей. Сервисное предприятие можно рассматривать как систему управ- ления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, – как часть производственных отношений. С совершенствованием трудовых отношений, организации труда, повышением профессионального и культурного уровня работников, а вместе с тем с интенсивным разви- тием новых технологий, вопросы управления персоналом преврати- лись в новое направление прикладной науки. Цель настоящей статьи – рассмотреть систему управления персо- налом на предприятиях индустрии сервиса и туризма. Система управления персоналом помогает формировать цели, функции организационной структуры управления персоналом, верти- кальные и горизонтальные функциональные взаимосвязи руководите- лей и специалистов в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Целью организации управления персоналом является достижение высокой производительности и каче- ства труда. В этой связи в качестве прибыли от реализации мер по управлению персоналом можно рассматривать прирост объема ока- занных услуг в стоимостном выражении, вызванный ростом произво- дительности, и отдачу от затрат на персонал. Специфика системы управления обусловливает особенности управления процессом труда на каждом предприятии индустрии сервиса и туризма, что находит свое выражение в рационализации, совершенствовании форм и прие- мов трудовой деятельности, в том числе и в управлении персоналом. Технология управления персоналом предполагает организацию найма, отбора, приема персонала, его деловую оценку, расстановку, профориентацию и адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, мотивацию и организацию труда, управление конфликтами и стрессами, обеспече- ние социального развития организации, высвобождение персонала и др. [1, 176]. Персонал (от лат. personalis – личный) – это личный состав работ- ников организации, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев [1, 174]. Персонал в инду- стрии сервиса и туризма (гостиниц, туристических агентств, авто- транспортных предприятий, предприятий питания и др.) является од- ним из основных ресурсов конкурентных преимуществ организации. В функции персонала входят различные задачи по приему клиентов, предоставлению сервисных услуг, которые через их посредничество становятся частью продукта сервисного предприятия, и, следователь- но, качество обслуживания на предприятиях зависит от профессиона- лизма служащих. Но, помимо технологической подготовки персонала, знаний в области сервисного и туристского бизнеса, для квалифициро- ванной работы в индустрии сервиса и туризма необходима соответст- вующая психологическая подготовка, владение умениями межлично- стного общения. Такие личностные качества, как коммуникабельность, корректность, ориентация на достижение результата, клиентоориенти- рованность, ответственность, обучаемость, способность планировать работу, стрессоустойчивость, умение работать в команде, аккурат- ность, внимательность, для работников индустрии сервиса и туризма приобретают огромное значение. Ошибка, допущенная персоналом при обслуживании клиента, может повлиять на удовлетворенность качеством обслуживания, на его дальнейший выбор, а, в итоге, на имидж всего сервисного предприятия. На основании этого главные усилия менеджмента на предприяти- ях индустрии сервиса и туризма должны быть направлены на систему управления человеческими ресурсами (персоналом), оно ориентирова- но на определение будущих потребностей и развитие потенциала ра- ботников, а также на осознание каждым работником собственных за- дач, создание психологически благоприятного микроклимата в коллек- тиве, мотивирующего на достижение поставленных целей. Для поддержания качества обслуживания многие организации ин- дустрии сервиса и туризма разрабатывают стандарты обслуживания – комплекс обязательных для исполнения правил обслуживания отды- хающих и туристов, которые признаны гарантировать установленный уровень качества для всех производимых операций, вырабатывают систему культуры обслуживания – утверждаются нормы и технологии поведения с клиентами, изготовляется специальная одежда, внедряется стиль поведения работников предприятия в целом. Стандарт определя- ет критерии, по которым оценивается уровень обслуживания клиентов и деятельность персонала организации. Однако стандартизация не ре- шает всех вопросов качественного обслуживания клиента, так как ка- чество услуг в индустрии сервиса и туризма – это свойство, которое предназначено для формирования у потребителя чувства удовлетво- ренности, восприятия им полученного обслуживания как соответст- вующего его ожиданиям. Управление персоналом организации – целенаправленная дея- тельность руководящего состава организации и специалистов подраз- делений, включающая разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации. Оно заключается в формировании системы управления персоналом; планировании кадровой работы, разработке оперативного плана рабо- ты с персоналом; проведении маркетинга персонала; определении кад- рового потенциала и потребности сервисного предприятия в персонале (кадрового резерва), планирование карьеры сотрудников [1, 174]. Управление персоналом на предприятиях индустрии сервиса и ту- ризма включает разработку форм и методов, направленных на активи- зацию деятельности работников; позволяющих предоставить качест- венное обслуживание заказчикам и нацеливающих персонал на удов- летворение их ожиданий. Однако следует признать, что в подавляющем большинстве пред- приятий сферы сервиса и туризма не уделяется должного внимания управлению персоналом, отсутствует система практических мер по ее реализации. Подразделение по работе с персоналом нередко имеет низкий административно-организационный статус и не выполняет це- лый ряд задач кадровой политики. Весьма часто за рамками внимания менеджеров остаются следующие кадровые проблемы: - мотивационная и социально-психологическая диагностика работников; - анализ и регулирование групповых и личных взаимоотношений; - управление производственными, социальными конфликтами и стрессами работников; - оценка и подбор кандидатов на вакантные должности; - маркетинг кадров, планирование и контроль деловой карьеры. Между тем в практике работы сервисного предприятия все ука- занные кадровые проблемы приобретают важный характер. Персонал, напрямую сталкиваясь с потребителями и обслуживая их, персонифи- цированно демонстрирует уровень эффективности работы фирмы. Руководители разных подразделений предприятий сервиса и ту- ризма наиболее часто сталкиваются с невысокой мотивацией работни- ков, с их неудовлетворенностью характером труда, заработной платой и др. Психологи и специалисты по проблемам труда выяснили, что чаще всего ожидания работников предприятий индустрии сервиса и туризма связаны с тремя группами факторов: - с экономическим вознаграждением (оплата труда, материальное поощрение); - с внутренним удовлетворением трудом (интерес к работе, возмож- ность карьерного роста и др.); - с удовлетворенностью социальными и психологическими отноше- ниями в коллективе [2, 287]. При организации системы управления персоналом на первом пла- не должна стоять ориентация на человека, что особенно актуально для индустрии сервиса и туризма. Умело проводимая работа с персоналом является следствием пробуждающейся у каждого сотрудника гордости за свою компанию, желание сделать ее лучшей сравнительно с конку- рентами. Разрабатываются различные приемы управления для порож- дения у персонала чувства сопричастности к общему делу, высокой мотивации; методы стимулирования всех участников трудового про- цесса, дифференцированный подход к трудовому потенциалу при вы- работке общих для сервисного предприятия принципов и правил рабо- ты с персоналом. Усиливающаяся конкуренция на рынке индустрии сервиса и ту- ризма обусловливает поиск способов повышения внутренней эффек- тивности на сервисных предприятиях, заставляет персонал работать сплоченно, становиться соучастниками процессов совершенствования деятельности сервисного предприятия. Метод сотрудничества (при этом соревновательность не исключается), доверие друг к другу – не- обходимые условия для успешного развития сервисного предприятия, способного в полной мере реализовать интеллектуальный, трудовой и творческий потенциал персонала. В соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутрен- ней среды изменяется и совершенствуется структура управления на предприятиях индустрии сервиса и туризма. Для реализации меро- приятий по поддержанию эффективной работы в системе управления персоналом на предприятиях индустрии сервиса и туризма необходи- мо формирование и постоянное совершенствование организационной структуры самой службы управления на сервисных предприятиях. Библиографический список 1. Зайцева , Н . А . Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / Н.А. Зайцева. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 2. Аванесова , Г . А . Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст] / Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2007.__ |