Реферат: Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия 2
Название: Анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия 2 Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Содержание
2.2. Анализ и оценка ликвидности баланса 24 2.3. Комплексная оценка финансовой устойчивости 27 3. Основные направления улучшения финансовой устойчивости ООО «Домоцентр розница» 36 Выводы и предложения 42 Список литературы 45 Приложения 47 Введение Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансового состояния предприятия. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников. Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания. Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия являются данные финансовой отчётности. Ведь для того, чтобы принять решение, необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами. Оценка этих показателей, нужна для эффективного управления фирмой. С их помощью руководители осуществляют планирование, контроль, улучшают и совершенствуют направление своей деятельности. Финансовая отчетность является по существу «лицом» фирмы. Она представляет собой систему обобщенных показателей, которые характеризуют итоги финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Цель написания курсовой работы — изучение методик комплексной оценки финансовой устойчивости предприятия, и их применение в ООО «Домоцентр-Розница». Для достижения цели были поставлены следующие задачи: 1. Раскрыть цель и содержание оценки финансовой устойчивости; 2. Изучить показатели, характеризующие финансовую устойчивость предприятия; 3. Рассмотреть методики комплексной оценки финансовой устойчивости предприятия различных авторов; 4. Провести анализ финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности; 5. Сформировать рекомендации по улучшению финансовой устойчивости предприятия. Таким образом, предмет исследования курсовой работы – анализ и оценка финансовой устойчивости предприятия. Объект исследования – финансовые показатели ООО «Домоцентр-Розница» Период исследования – 2005-2007 гг. В процессе исследования использовалась следующая информационная база: бухгалтерский баланс (форма № 1), Отчет о прибылях и убытках (форма № 2). В работе использованы такие приемы и методы, как группировка и обобщение данных, метод сравнения, расчетно-конструктивный, анализ относительных и абсолютных величин, диалектический, методы детерминированного факторного анализа. Методологической основой написания курсовой работы послужили учебная литература по финансовому анализу и периодические издания. 1. Теоретические аспекты анализа и оценки финансовой устойчивости предприятия 1.1. Понятие, цели, задачи и функции анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия Одним из важнейших условий успешного управления финансами предприятия является анализ его состояния. Объектом такого анализа является финансовое состояние предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия является составной частью анализа финансового состояния предприятия. Практически все авторы под финансовой устойчивостью предприятия понимают совокупность показателей, отражающих процесс формирования и использование его финансовых средств. Савицкая Г.В. под финансовой устойчивостью понимает способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующее его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска. Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. [28, с.61] Анализ финансовой устойчивости - это комплексное понятие, оно характеризуется многими взаимосвязанными показателями, которые необходимо систематически изучать. Данный анализ является одним из методов наблюдения и приспособления к изменяющимся условиям рынка. В традиционном понимании анализ финансовой устойчивости представляет собой метод оценки и прогнозирования финансовой устойчивости предприятия, то есть представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера. Анализ финансовой устойчивости позволяет определить насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течении определённого периода. Всё это предопределяет важность проведения анализа финансовой устойчивости предприятия и повышает значение такого анализа в экономическом процессе. Анализ финансовой устойчивости является непременным элементом как финансового менеджмента на предприятии, так и его экономических взаимоотношений с партнёрами, финансово-кредитной системой. Практически все пользователи финансовых отчётов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов. Анализ необходим, чтобы своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансовой устойчивости предприятия и его платежеспособности. Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования. [11, с. 60] Ключевой целью анализа финансовой устойчивости является получение определённого числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и точную, обоснованную характеристику финансовой устойчивости. Это относится прежде всего к изменениям в структуре активов и пассивов, в расчётах с дебиторами и кредиторами, в составе прибылей и убытков. Среди локальных целей финансового анализа можно выделить следующие: - оценка финансовой устойчивости предприятия на определённую дату; - выявление изменений финансовой устойчивости в пространственно-временном разрезе; - установление основных факторов, вызывающих изменения финансовой устойчивости; - прогноз основных тенденций финансовой устойчивости. Альтернативность целей финансового анализа определяют не только его временные границы. Она зависит также от целей, которые ставят перед собой пользователи финансовой информации. Цели анализа (исследования) достигаются в результате решения определённого взаимосвязанного набора альтернативных задач: * предварительный отчёт бухгалтерской отчётности; * характеристика имущества предприятия: внеоборотных и оборотных активов; * оценка финансовой устойчивости; * на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между разными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия; * прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличие собственных и заёмных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов; * анализ прибыли и рентабельности; * разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния. Данные задачи выражают конкретные цели анализа с учётом организационных, технических и методических возможностей его осуществления. Основными факторами в конечном счёте являются объём и качество аналитической информации. В тоже время надо учитывать, что периодическая, бухгалтерская и финансовая отчётность предприятия - это лишь "сырая информация", подготовленная в ходе выполнения на предприятии учётных процедур. Чтобы принимать решения по управлению в сфере производства, сбыта, финансов, инвестиций и инноваций, руководству предприятия необходима систематическая деловая осведомлённость по вопросам, которые являются результатом отбора, анализа, оценки и обобщения исходной сырой информации. На практике необходимо правильно читать информацию об исходных показателях, опираясь на цели анализа и управления. Анализ финансовой устойчивости является прерогативой высшего звена управленческих структур предприятия, способных влиять на формирование финансовых ресурсов и потоки денежных средств. Финансовый анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием. Основными функциями анализа финансовой устойчивости являются: * объективная оценка финансовой устойчивости объекта анализа; * выявление факторов и причин достигнутой устойчивости; * подготовка и обоснование принимаемых управленческих решений в области финансов; * выявление и мобилизация резервов улучшения финансовой устойчивости и повышение эффективности всей хозяйственной деятельности. Основными исполнителями такого анализа стали бухгалтеры и финансовые менеджеры. Но кроме этого, такого рода анализ может быть выполнен как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку в основном базируется на общедоступной информации. Каждый субъект анализа изучает информацию, исходя из своих интересов. Таким образом, субъектами анализа выступают как непосредственно, так и опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. Условно некоторые авторы пользователей финансовой отчётности разделяют на две группы субъектов анализа. К первой группе субъектов анализа относятся - собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и т.д.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персонал предприятия и руководство. Так, собственникам, в том числе акционерам важно знать, какова будет отдача от вложение в предприятие средств, прибыльность и рентабельность предприятия, а также уровень экономического риска и возможность потери своих капиталов; кредиторов и инвесторов интересует оценка возможности возврата выданных кредитов и возможности предприятия реализовать инвестиционную программу. Для поставщиков важна оценка оплаты за поставленную продукцию, выполненные услуги и работы. Следует отметить, что только руководство (администрация) предприятия, финансовые менеджеры могут углубить анализ отчётности, используя данные производственного учёта в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления, для принятия необходимого хозяйственного решения. Банки - для оценки условий кредитования и определение степени риска. Налоговые органы - для выполнения плана поступления средств в бюджет и т.д. Ко второй группе субъектов анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчётностью, относятся аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы. Тем не менее другие авторы субъектов анализа делят в зависимости от вида анализа финансовой устойчивости. Это внутренний и внешний анализ и, следовательно, внутренние и внешние пользователи финансовой отчётности. Внутренний анализ проводится службами предприятия, т.е. его работниками. Информационная база такого анализа гораздо шире и включает любую информацию, циркулирующую внутри предприятия и полезную для принятия управленческих решений. Соответственно расширяются и возможности анализа. Результаты такого анализа используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния предприятия. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заёмные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование предприятие, получение максимума прибыли и исключение банкротства. Внешний анализ проводится аналитиками, являющимися посторонними лицами для предприятия и потому не имеющими доступа к внутренней информационной базе предприятия. То есть он осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчётности. Внешний анализ менее детализирован и более формализован. Целью такого анализа является установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери. Таким образом, перечень перечисленных групп потребителей финансового анализа показывает, что в нём нуждаются все участники экономического процесса. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценить финансовую устойчивость как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов. А для этого прежде всего необходимо: - владеть методикой оценки финансовой устойчивости предприятия; - иметь соответствующее информационное обеспечение; - иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике. Также можно твёрдо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. Результаты анализа финансовой устойчивости способствуют росту информированности администрации предприятия и других пользователей экономической информации (субъектов анализа) о состоянии интересующих объектов. В условиях рынка действия российских предприятий связано с их попаданием в зону повышенного риска. Анализ финансовой устойчивости становится необходимым вопросом каждого предприятия, поскольку его дальнейшее выживание связано с его доходностью, с его способностью поддерживать свою платежеспособность. Поэтому проведение такого анализа имеет большое значение как для самого предприятия, так и для его партнёров, собственников, финансовых органов. Таким образом можно предупредить неблагоприятные факторы и явления. Можно твёрдо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения. В последние годы появилось достаточно много серьёзных и актуальных публикаций, посвящённых анализу финансовой устойчивости. Активно осваивается и зарубежный опыт такого анализа. Практически в каждой промышленно развитой стране сложились свои многовековые учётные традиции, взгляды, привычки. 1.2. Методика проведения анализа финансовой устойчивости Как любая финансово-экономическая категория, финансовая устойчивость выражается системой количественных и качественных показателей и тесно связана с показателями ликвидности и обеспеченности оборотных активов, в частности, таких как материально-производственные запасы, дебиторская задолженность и др. Если ликвидность количественно выражается определенным уровнем превышения оборотных активов над обязательствами и обеспечивает, таким образом, конкретное состояние платежеспособности, то платежеспособность дает представление о финансовых возможностях (обеспеченности) предприятия оплатить (погасить) в срок и в полном объеме краткосрочные обязательства на момент (дату) их возникновения. По мнению Гиляровской соотношение стоимости либо всех активов предприятия, либо только оборотных активов или их главной составляющей материально-производственных запасов и затрат (З) с величиной (стоимостью) собственного и/или заемного капитала как главных источников их формирования определяют степень финансовой устойчивости. Обеспеченность хотя бы только запасов и предстоящих затрат (стр.210 Баланса) источниками их формирования выражает сущность финансовой устойчивости, в то время как платежеспособность выступает ее внешним проявлением. Источниками покрытия и увеличения запасов и затрат являются: -собственный капитал (СК),стр.490, скорректированный на сумму целевых средств и поступлений и финансирования; - краткосрочные кредиты и займы (ККЗ), стр.610; - кредиторская задолженность (КЗ),стр.620; - задолженность участникам(учредителям) по выплате доходов (срок возмещения которой еще не наступил) (ЗУ),стр.630; - прочие краткосрочные обязательства(ПКО),стр.660. Выбор конкретных источников покрытия из всех названных выше прерогатива хозяйствующего субъекта. Средства долгосрочных кредитов и займов (ДО),стр.590 Баланса, расходуются как правило, на пополнение внеоборотных активов, хотя частично организация может их использовать в отдельных случаях и для покрытия недостатка оборотных средств. Имея эту информацию по данным Бухгалтерского баланса, можно выявить типы финансовой устойчивостью организации. (см. Таблица 1) Степень финансовой устойчивости можно оценить и по другим показателям: · Коэффициент обеспеченности запасов и затрат соответствующей суммой собственных оборотных средств (СОС): (КОСС)3 = СК-ВА / З; (1) Таблица 1 – Сводная таблица показателей по типам финансовых ситуаций
· Излишек (+), недостаток (-) средств для устойчивой обеспеченности запасов: DФУ=(СС-ВА)+ККЗ+КЗ+СКос -З; (2) · Продолжительность (Т) финансовой устойчивости (неустойчивость), в днях: Т=DФУ*360/N; (3) · Излишек (недостаток) источников покрытия на 1 руб. запасов и затрат: А=ФУ/З (4) Обобщающие показатели оценки финансовой устойчивости по Л.Т.Гиляровской рассмотрим в таблице 2. Таблица 2 – Обобщающие показатели оценки финансовой устойчивости
Чтобы получить объективную и достоверную оценку финансовой устойчивости предприятия на основе первичных документов, данных текущего учёта, показателей бизнес-плана, баланса и других финансовых отчётов, необходимы определённые показатели, правила и методика их оценки. [50, с.452] По методике Чернова Балансовая модель финансовой устойчивости имеет следующий вид: F+ Z+ Ra= Ис+ Кт + Кt+ Rp + К0, (5) где F- основной капитал (итог раздела I актива баланса); Z-запасы. Для обеспечения равенства валюты агрегированного Ra — расчеты (дебиторская задолженность), товары отгруженные, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и прочие активы раздела II актива баланса; Z + Ra = О — оборотные активы (итог раздела II актива баланса); Ис — источники собственных средств (итог раздела III пассива баланса и статьи: «Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов», «Доходы будущих периодов», «Резервы предстоящих расходов» раздела V пассива баланса); Kт — долгосрочные кредиты и займы (итог раздела IV пассива баланса) Кt – краткосрочные кредиты и заемные средства (стр.610 раздела 5 пассива баланса) Rp – расчеты (кредиторская задолженность) и прочие пассивы (стр.620; и стр.660 раздела 5 пассива баланса) K0 – обязательства не погашенные в срок (данные из раздела 1; 2 и справки к разделу 2 формы №5). [39, с.515] Согласно рассмотренных методик ключевой целью анализа финансовой устойчивости предприятия является получение определённого числа основных (наиболее информативных) показателей, дающих объективную картину финансовой устойчивости предприятия: - изменения в структуре активов и пассивов; - динамика расчётов с дебиторами и кредиторами; - величина прибылей и убытков и уровень рентабельности активов и продаж. Для проведения анализа финансовой устойчивости предприятия используются определённые методы и инструментарий. Чтобы разумно использовать законы рынка, а не быть его жертвой, необходимо применять передовые методы анализа финансовой устойчивости предприятия. Среди основных методов финансового анализа, которые уже выработаны практикой, можно выделить следующие: - горизонтальный анализ; - вертикальный анализ; - трендовый анализ; - сравнительный (пространственный) анализ; - факторный анализ; - метод финансовых коэффициентов. Финансовые коэффициенты используются для сравнения показателей финансовой устойчивости конкретного предприятия с аналогичными показателями других предприятий или среднеотраслевыми показателями; для выявления динамики развития предприятия; для определения нормальных ограничений и критериев различных сторон финансовой устойчивости. Финансовые коэффициенты некоторые авторы рассматривают в качестве инструментария для анализа финансовой устойчивости . Анализ финансовой устойчивости предприятия проводится с помощью следующих основных приёмов: - сравнения; - сводки и группировки; - цепных подстановок; - разниц. В отдельных случаях могут быть использованы методы экономико-математического моделирования (регрессионный анализ, корреляционный анализ). Для удобства и чёткости проведения аналитической работы каждый вид анализа разбивается на ряд последовательно проводимых этапов. Анализ финансовой устойчивости предприятия основан на определённых алгоритмах и формулах. Помимо этого существуют также и количественные методы анализа финансовой устойчивости, которые в свою очередь подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические Понимание особенностей аналитического процесса, применение разнообразных методов для анализа является необходимыми условиям формирования высокого профессионального уровня аналитиков (бухгалтеров, аудиторов, финансистов и т.д.) Как правило предполагаемые методики анализа финансовой устойчивости предприятия копируют западные, не учитывая особенностей хозяйствования нашей экономики. А российскому предпринимателю и бухгалтеру хорошо известны несовершенства нашей экономики, налогового законодательства. Устойчивость финансового состояния предприятия может быть восстановлена путем ускорения оборачиваемости капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное его сокращение на рубль товарооборота; обоснованное уменьшение запасов и затрат; пополнение собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников. Одним из показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия, является его платежеспособность, то есть возможность наличными денежными средствами погасить свои платежные обязательства. Анализ платежеспособности необходим не только для предприятия с целью оценки и прогнозирования финансовой деятельности, но и для внешних инвесторов. Таблица 3 - Группировка активов предприятия по степени ликвидности
Баланс считается абсолютно ликвидным если имеют место следующие соотношения: А1>=П1, А2>=П2, А3>=П3, А4<=П4 Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеров средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности. Анализ показателей ликвидности В дополнение к абсолютным показателям рассчитывают относительные индикаторы ликвидности, которые широко используются в зарубежной практике. Оценка бухгалтерской отчетности основана на относительных показателях. Ценность относительных показателей: 1. они сжато реализуют отдельные отчетные данные и связывают их элементы друг с другом; 2. благодаря им картина деятельности предприятия раскрывается в виде небольшого числа ключевых параметров. Анализ показателей ликвидности очень важен. Способность предприятия платить по своим обязательствам при наступлении сроков платежа – определяющий фактор прочности финансового положения.[5, с.10] Для оценки платежеспособности предприятия используются три относительных показателя ликвидности: Коэффициент текущей ликвидности – дает общую оценку ликвидности активов. Показывает сколько рублей текущих активов предприятия приходится на 1 рубль текущих обязательств. Удовлетворяет обычно коэффициент 1,5-2,0. Однако если производить расчет общего коэффициента ликвидности по такой схеме, то почти каждое предприятие, накопившее большие материальные запасы, часть которых трудно реализовать, оказывается платежеспособным. Поэтому банки и прочие инвесторы отдают предпочтение коэффициенту быстрой ликвидности. Коэффициент быстрой ликвидности (Промежуточный коэффициент ликвидности) – рассчитывается аналогично предыдущему показателю, с той лишь разницей, что из расчета исключается стоимость запасов. Удовлетворяет обычно соотношение 1:1. Однако оно может оказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляет дебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В таких случаях требуется соотношение 1,5 : 1. Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть погашена немедленно. Это наиболее жесткий показатель ликвидности. Его значение признается достаточным, если он выше 0,25 -0,3. Если предприятие в текущий момент может на 25% - 30% погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Отметим, что на основании только этих показателей нельзя безошибочно оценить финансовое состояние предприятия, так как данный процесс очень сложный, и дать ему полную характеристику 2-3 показателями нельзя. Коэффициенты ликвидности- показатели относительные и на протяжении некоторого времени не изменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Само же финансовое положение за это время может существенно измениться, например, уменьшиться прибыль, уровень рентабельности, коэффициент оборачиваемости и др. поэтому для более полной и объективной ликвидности можно использовать следующую факторную модель: , (6) где ТА – текущие активы; БП – балансовая прибыль; КД – краткосрочные долги; Х1 - показатель, характеризующий стоимость текущих активов, приходящихся на рубль прибыли, Х 2 -показатель, свидетельствующий о способности предприятия погашать свои долги за счет результатов своей деятельности. Он характеризует устойчивость финансов. Чем выше его величина, чем лучше финансовое состояние предприятия. Еще одним показателем ликвидности является коэффициент самофинансирования - отношение суммы самофинансируемого дохода (прибыль + амортизация) к общей сумме внутренних и внешних источников финансирования доходов. Данный коэффициент можно рассчитать соотношением самофинансируемого дохода к добавленной стоимости. Он показывает степень, с которой предприятие самофинансирует свою деятельность в отношении к созданному богатству. Можно определить также, сколько самофинансируемого дохода приходится на одного работника предприятия. Такие показатели в странах Запада рассматриваются как одни из лучших критериев определения ликвидности и финансовой независимости предприятия и могут сравниваться с другими предприятиями.[28, с.68] Согласно рассмотренных методик ключевой целью анализа финансовой устойчивости предприятия является получение определённого числа основных показателей, дающих объективную картину финансовой устойчивости предприятия. Для проведения анализа финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия используются определённые методы и инструментарий. 2. Анализ и оценка финансовой устойчивости в «Домоцентр-Розница» 2.1. Краткая характеристика предприятия Общество с ограниченной ответственностью «Домоцентр-Розница» магазин «Прораб-Барнаул», создано на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона, действующего законодательства и настоящего Устава. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Уставный капитал Общества составляет 600 тыс. руб. Численность работников в настоящее время составляет 112 человек. Общество осуществляет следующие виды деятельности: - оптовая и розничная торговля строительными и хозяйственными товарами. Главное место в управлении занимает Совет директоров, которому подчиняется генеральный директор. Генеральному директору в свою очередь подчиняются начальники структурных подразделений. Генеральный директор в соответствии с действующим законодательством руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия. Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учёта хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Организует управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений в целях наиболее эффективного использования всех видов ресурсов в процессе производства и получения максимальной прибыли. Начальник отдела сбыта осуществляет рациональную организацию сбыта строительных материалов в соответствии с заказами и заключёнными договорами, обеспечение предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами и их рациональное использование с целью сокращения издержек. Бухгалтер выполняет работу по ведению бухгалтерского учёта имущества, обязательств и хозяйственных операций (учёт основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализация продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчёты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.). Основными целями деятельности ООО «Домоцентр-Розница» являются насыщение рынка товарами и услугами, получение прибыли. 2.2. Анализ и оценка ликвидности баланса Необходимо исследовать ликвидность предприятия, т.е. сравнить средства по активу, сгруппированные по степени их ликвидности и расположенные в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы, представленные в таблице 2.1. Таблица 2.1. Группировка активов по уровню их ликвидности и обязательств по срочности их оплаты ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007 гг. (тыс. руб.)
Продолжение таблицы 2.1.
От абсолютно ликвидного баланса в 2005, 2006 гг. соотношения отличаются первым и вторым неравенством. Предприятие испытывает недостаток в наиболее ликвидных активах (денежных средствах), а также в быстрореализуемых активах (дебиторская задолженность). В 2007 году та же ситуация, но недостаток средств компенсируется избытком «трудно реализуемых активов». Но трудно реализуемые активы не могут заместить более ликвидные. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность анализируемого баланса как недостаточную. Сопоставление первого неравенства свидетельствует о том, что в ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Проводимый анализ ликвидности баланса является приближенным. Более детальным является анализ платежеспособности при помощи финансовых коэффициентов. Результаты вычислений коэффициентов ликвидности представлены в табл.2.2. Таблица 2.2. Показатели ликвидности ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007 гг.
В 2005-2007 гг. ООО «Домоцентр-Розница» имело неудовлетворительную структуру баланса, т.е. за счет имущества не обеспечивалось своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности данного имущества, а следовательно было неплатежеспособным. Об этом свидетельствует то, что все рассчитанные коэффициенты ликвидности и платежеспособности меньше нормативного их значения. Общий показатель ликвидности меньше нормативного значения, и наблюдается тенденция снижения данного показателя, это произошло в связи с увеличением кредиторской задолженности, краткосрочных обязательств, а именно увеличением займов и кредитов, а также долгосрочных обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно. Этот коэффициент наиболее важен для поставщиков товарно-материальных ресурсов и для банка, кредитующего предприятие. Наиболее ликвидными оборотными активами в 2007 году может быть покрыто 0,0011 (в 2006 году 0,0020, в 2005 году 0,0037) краткосрочной задолженности при минимальном нормативе 0,2-0,7. Это очень низкий показатель. Коэффициент критической ликвидности (промежуточного покрытия) показывает какую часть долгов, мы можем покрыть не только за счет денежных средств, но и за счет дебиторской задолженности. Этот коэффициент наиболее интересен для банка, дающего кредит предприятию. Данный коэффициент ниже нормативного, в 2005 году составил 0,2923, в 2006 году 0,3298, в 2007 году 0,3101, при нормативе 1,0, также в ООО «Домоцентр-Розница» это очень низкий показатель. Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущей задолженности организация может покрыть в ближайшей перспективе при условии полного погашения дебиторской задолженности. Этот коэффициент более всего интересен для покупателей и держателей акции предприятия Превышение текущих активов над текущими пассивами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех текущих активов, кроме наличности. Коэффициент текущей ликвидности обобщает показатели ликвидности и является одним из показателей, характеризующих удовлетворительность (неудовлетворительность) бухгалтерского баланса. Таким образом, за исследуемый период 2005-2007 гг. ООО «Домоцентр-Розница» за счет имущества не обеспечивалось своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности данного имущества, а следовательно было неплатежеспособным. Об этом свидетельствует то, что все рассчитанные коэффициенты ликвидности и платежеспособности меньше нормативного их значения. Общий показатель ликвидности в 2007 году снизился на 33,4% по сравнению с 2005 годом, основной причиной послужило снижение наиболее ликвидных и быстрореализуемых активов. Коэффициент текущей ликвидности также снизился на 23,7%, основной причиной явился рост кредиторской задолженности. Сумма оборотных активов меньше суммы краткосрочных обязательств, основной причиной явилось уменьшение оборотных активов. В 2007 году наблюдается превышение кредиторской задолженности над дебиторской на 3613 тыс. руб., причина рост кредиторской задолженности. Таким образом, согласно проведенного факторного анализа коэффициентов ликвидности выявлено, что коэффициент текущей, быстрой, абсолютной ликвидности снизился в 2007 году, это произошло за счет увеличения внешних краткосрочных обязательств и снижения денежных средств. Основными причинами снижения денежных средств на расчетном счете и в кассе является сезонность продаж строительных материалов в весенне-летний период выручка увеличивается, но в осеннее-зимний период снижается, также основной причиной является высокая конкуренция на рынке строительных материалов, в г.Барнауле открыты такие супермаркеты, как Формула М2, Практика, Знак, Строймода и т.д. 2.3. Комплексная оценка финансовой устойчивости Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным является выполнение условия: · коэффициент текущей ликвидности имеет значение менее 2, в нашем случае это так. · коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами имеет значение менее 0,1 Если одно из названных выше значений не выполняется, оценивается возможность восстановления платежеспособности предприятия. Таблица 2.4. Показатели платежеспособности ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007 гг.
Коэффициент текущей ликвидности ниже норматива 2, в 2005 году он составили 1,677, а в 2006 году 1,594, в 2007 году 1,280. Это однозначно свидетельствует о потере доверия со стороны кредиторов, наблюдается тенденция снижения этого показателя. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1, следовательно, предприятие не имеет собственные оборотные средства, необходимые для его финансовой устойчивости. Коэффициент восстановления платежеспособности в 2007 году принимает значение 0,820, т.е меньше 1, что свидетельствует о том, что в ближайшее время у предприятия нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность. Таким образом ООО «Домоцентр-Розница» в 2005-2007 гг. предприятие неплатежеспособно, структура баланса заслуживает неудовлетворительную оценку, динамика показателей платежеспособности отрицательная. Предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности. Рассмотрим простую двухфакторную модель прогнозирования вероятности банкротства. Используем показатель текущей ликвидности и показатель удельного веса заемных средств в активах. Z=a+b*коэффициент текущей ликвидности +y*удельный вес заемных средств в активах Z=-0.3877+1.280*(-1.0736)+0.0579*0.314=-0.3877-1.3742+0.0182=-1.7437 Z<0, вероятность банкротства невелика. Так как в России, в отличие от США, иные финансовые условия, другие темпы инфляции, другие условия кредитования, другая налоговая система и т.п., двухфакторная модель не обеспечивает комплексную оценку финансового положения организации. Поэтому рассмотрим пятифакторную модель прогнозирование возможного банкротства ООО "Домоцентр-Розница» с помощью расчета индекса кредитоспособности, предложенного западным экономистом Альтманом. Для расчета индекса кредитоспособности (Z) нам необходимо знать следующие коэффициенты: Zc ч e т = 3,3 * K1 + 1,0 * К2 + 0,6 * К3 + 1,4 * К4 + 1,2К5 , где К1 - доля чистого оборотного капитала в активах предприятия; К2 - доля нераспределенной прибыли в активах предприятия (рентабельность активов); К3 - отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к активам предприятия; К4 - отношение собственного капитала (по рыночной оценке) к привлеченному капиталу; K5 - отношение выручки от реализации к активам. Если Z < 1,8 то вероятность наступления банкротства очень высокая, 1,8 < Z£ 2,7 - высокая, 2,71 < Z£2,9 - возможная, Z > 2,9 - очень низкая. Z-счет имеет общий серьезный недостаток - по существу его можно использовать лишь в отношении крупных кампаний, котирующих свои акции на биржах. Именно для таких компаний можно получить объективную рыночную оценку собственного капитала. Таблица 2.5. Расчет индекса кредитоспособности ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007 гг.
По нашим расчетам «Z=счет» показателей баланса ООО «Домоцентр -Розница» за 2005-2007 гг. вероятность банкротства высокая, так как Z<1.8. Выводы по главе В результате всего вышеизложенного мы пришли к выводу что ООО «Домоцентр-Розница» является практически неплатежеспособной, как на текущей момент времени так и в перспективе и основной причиной этого является неэффективное использование средств организации. Предприятие испытывает недостаток в наиболее ликвидных активах (денежных средствах), а также в быстрореализуемых активах (дебиторская задолженность), в ближайший промежуток времени организации не удастся поправить свою платежеспособность. Основными причинами снижения денежных средств на расчетном счете и в кассе является сезонность продаж строительных материалов, в весенне-летний период выручка увеличивается, но в осеннее-зимний период снижается, также основной причиной является высокая конкуренция на рынке строительных материалов, в г.Барнауле открыты такие супермаркеты, как Формула М2, Практика, Знак, Строймода и т.д. Предприятию можно порекомендовать в осеннее-зимний период применять гибкую систему скидок на строительные материалы, заинтересовывая покупателя более низкими ценами на строительные материалы. Финансовая устойчивость характеризует способность предприятия использовать финансовые ресурсы, свободно маневрируя денежными средствами и эффективно используя их, для того чтобы обеспечивать бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также финансирование затрат, связанных с расширением и развитием производства. Результаты расчета и анализа относительных коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Домоцентр-Розница» занесены в таблицу 2.6., на основании бухгалтерских балансов и отчетов о прибылях и убытках за 2005-2007 гг. Таблица 2.6. Расчет и анализ относительных коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007 гг.
Коэффициент капитализации ООО «Домоцентр-Розница» на протяжении рассматриваемого периода соответствует нормативу <=1. Этот коэффициент показывает сколько заемных средств предприятие привлек на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования показывает какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников, на протяжении всего периода значения показателя были меньше норматива, что говорит о том, что собственных источников не хватает. Коэффициент финансовой независимости показывает удельный вес собственных средств в общей сумме источников финансирования, в исследуемом периоде значение коэффициента больше норматива, что оценивается положительно. Этот показатель характеризует долю владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Считается, что чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов предприятие. Коэффициент финансирования показывает какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных. На протяжении всего периода значение коэффициента превышало нормативное значение, что оценивается положительно. Коэффициент финансовой устойчивости указывает какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, значения коэффициентов у предприятия были близки к нормативу. Таким образом на протяжении исследуемого периода относительные коэффициенты финансовой устойчивости в ООО «Домоцентр-Розница» снижаются, что оценивается отрицательно. Снижение коэффициента финансовой независимости в 2007 году на 7,8% или на 0,055 по сравнению с 2005 годом произошло за счет снижения собственного капитала ,(получение убытков). Снижение коэффициента собственных оборотных средств на 0,162, свидетельствует об отсутствии собственных оборотных средств, т.е внеоборотные активы превышают собственный капитал. В оценке риска банкротства с целью обобщения расчетов по различным показателям применим интегральную оценкуфинансовой устойчивости.Сущность такой методики заключается в классификации организаций по степени риска, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. Таблица 2.7 Группировка организаций по критериям оценки финансового состояния
Iкласс присваивается организациям с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующем своевременное погашение обязательств; II класс — организации, демонстрирующие некоторую степень IIIкласс — проблемные организации. Здесь маловероятна потеря средств, но полное получение процентов банком и выполнение IVкласс — организации с высоким риском банкротства. Кредиторы организации рискуют потерять свои средства и проценты; V класс — организации наиболее высокого риска, не платежеспособные, несостоятельные. Проведем обобщающую оценку финансовой устойчивости ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007гг. Таблица 2.8. Обобщающая оценка финансовой устойчивости ООО «Домоцентр-Розница» за 2005-2007гг.
ООО «Домоцентр-Розница» на протяжении 2005-2007гг. принадлежало к IVклассу — организация с высоким риском банкротства, при котором кредиторы организации рискуют потерять свои средства и проценты. 3. Основные направления улучшения финансовой устойчивости ООО «ДОМОЦЕНТР-РОЗНИЦА» Так как ООО «Домоцентр-Розница» кроме розничной продажи осуществляет мелкооптовую продажу строительных материалов, у предприятия имеется дебиторская задолженность, которая отвлекает средства из оборота фирмы, таким образом можно говорить о том, что предприятие выбрало неправильную политику в предоставлении потребительского кредита покупателям. ООО «Домоцентр-Розница» можно порекомендовать для повышения финансовой устойчивости и платежеспособности использовать следующие методики управления дебиторской задолженностью: В экономически развитых странах одной из наиболее распространённых является схема типа «d/k чисто n», означающая, что: – покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение «к» дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара); – покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k+1)-го по “n-й” день кредитного периода; – в случае неуплаты в течение «n» дней покупатель будет вынужден дополнительно уплатить штраф, величина которого варьирует в зависимости от момента оплаты. Предоставление скидки выгодно как покупателю так и продавцу: - покупатель имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров; - продавец – получает косвенную выгоду, в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая представляет собой иммобилизацию денежных средств. Таблица 3.1 Варианты скидок предоставленные оптовым покупателям
Для мелкооптовых покупателей разработаем варианты скидок по схеме типа «d/knetn». Из таблицы 3.1. следует, что покупатели получают скидку в размере 0%, 0,5%, 1%,2%,3%, в случае оплаты в течение 15,12,8,5,2 дней 1 соответственно. В случае задержки оплаты более чем 15 дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты. В качестве примера возьмем вариант 5. Таблица 3.2 Влияние предоставленных скидок на дебиторскую задолженность
При проведении предложенных предприятию скидок, предполагается снижение величины дебиторской задолженности и увеличении коэффициента ее оборачиваемости. Из таблицы 3.2 следует, что в 2008 году при предоставлении скидки покупателям произойдет снижение общей величины дебиторской задолженности на 121 тыс. руб. Оборачиваемость в 2008 году ускорится на 0,19 оборота, или на 2 дня, что положительно окажет влияние на финансовые показатели предприятия в данном периоде. Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в т.ч. и с использованием некоторых формализованных алгоритмов, в которых учтены влияния инфляции и сокращение расходов на поддержание источников финансирования дебиторской задолженности. Кроме того, на предприятии имеются свободные площади, которые временно не используются и выгоднее всего их сдать в аренду, т.к. от сдачи складского помещения в аренду ООО «Домоцентр-Розница» получит дополнительную прибыль, что немаловажно для предприятия. Если анализируемое предприятие сдаст в аренду складское помещение 28 м2, средняя ставка арендной платы за 1 кв.м. - 850 руб. сроком на 1 год, то мы будем иметь следующие данные. Анализ доходов от сдачи складского помещения в аренду ООО «Домоцентр-Розница» рассмотрим в таблице 3.3. Таблица 3.3 Расчет доходов от сдачи в аренду складского помещения в ООО «Домоцентр-Розница»
Из данных таблицы 3.3 видно, что ООО «Домоцентр-Розница» получит чистую прибыль за год в сумме 149264 руб., рентабельность от сдачи имущества в аренду составит 69%. Для того, чтобы повысить показатели финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «Домоцентр – Розница», необходимо использовать следующие пути их ускорения: - совершенствовать товародвижение; - совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи; - совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями; - улучшать претензионную работу; - ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке; - свести к минимуму запасы строительных материалов. Особое внимание необходимо уделить изучению причин выявленных отклонений по отдельным видам оборотных активов и разработать меры по их оптимизации. Рост товарных запасов может быть результатом недостатков в организации торговли, рекламе, изучении спроса покупателей, другой маркетинговой деятельности, наличия залежалых и неходовых товаров. Сверхнормативные остатки товарно-материальных ценностей являются результатом наличия или приобретения излишних и ненужных материалов, сырья и других материальных ценностей. Снизить запасы товаров, материалов, сырья до оптимальных размеров можно путем их оптовой реализации или бартерных сделок, равномерного и частого завоза. Нормализации остатков товаров и денежных средств в кассе и в пути способствует ритмичное развитие розничного товарооборота. Остатки порожней тары можно минимизировать за счет своевременного ее возврата поставщикам, ускорения сдачи тарособирающим предприятиям, организации централизованного вывоза тары. Наиболее последовательная политика предприятия, отвечающая целям укрепления финансового состояния, состоит в том, чтобы увеличивать реализацию продукции, необходимость которой определена путем улучшения рыночной конъюнктуры. Необходимо расширять ассортимент продукции для удовлетворения возрастающих потребностей клиентов. Основными источниками резервов повышения платежеспособности являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости строительных материалов. Существенным резервом роста прибыли являются: - улучшение качества товарной продукции; - увеличение объема реализации продукции; - повышение цен; - снижение себестоимости продукции; - поиск более выгодных рынков сбыта; - реализация в более оптимальные сроки. Также ООО «Домоцентр – Розница» необходимо увеличивать объемы реализуемой продукции, снижать коммерческие и управленческие расходы, совершенствовать методику маркетинговых исследований с целью выявления новых и расширения действующих рынков сбыта продукции, проводить анализ спроса и предложения. Административно – управленческий и вспомогательный персонал премировать только в случаях повышения прибыли от продаж предприятия в % отношении от увеличения. Для привлечения потенциальных покупателей в планируемом периоде можно разработать определенный комплекс мер, направленных на расширение рынка сбыта. Так, используя рекламу в средствах массовой информации можно более широко заявить о своем присутствии на рынке. Рекомендуется также участвовать в различных выставках, проводить розыгрыши и т. д. Подобный инструмент маркетинговых коммуникаций позволит охватить новый рынок сбыта, позволяющий значительно увеличить количество потенциальных покупателей. Данные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать увеличению оборота розничной торговли, что повлечет за собой увеличение, а следовательно, и чистой прибыли, получение которой является конечной целью любой коммерческой организации, соответственно увеличатся показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Выводы и предложения Объектом исследования выбрано ООО «Домоцентр-Розница», занимающееся розничной и мелкооптовой продажей строительных материалов. В 2005-2007 гг. ООО «Домоцентр-Розница» имело неудовлетворительную структуру баланса, т.е. за счет имущества не обеспечивалось своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности данного имущества, а следовательно было неплатежеспособным. Об этом свидетельствует то, что все рассчитанные коэффициенты ликвидности и платежеспособности меньше нормативного их значения. Динамика показателей платежеспособности отрицательная. Предприятие находится в кризисном финансовом состоянии, при котором предприятие на грани банкротства, поскольку в данной ситуации денежные средства, дебиторская задолженность не покрывают его кредиторской задолженности. Согласно проведенного факторного анализа коэффициентов ликвидности выявлено, что коэффициенты текущей, быстрой, абсолютной ликвидности снизились в 2007 году, это произошло за счет увеличения внешних краткосрочных обязательств, и снижения денежных средств. Основными причинами снижения денежных средств на расчетном счете и в кассе является сезонность продаж строительных материалов, в весенне-летний период выручка увеличивается, но в осеннее-зимний период снижается, также основной причиной является высокая конкуренция на рынке строительных материалов, в г.Барнауле открыт такие супермаркеты, как Формула М2, Практика, Знак, Строймода и т.д. Предприятию можно порекомендовать в осеннее-зимний период применять гибкую систему скидок на строительные материалы, заинтересовывая покупателя более низкими ценами на строительные материалы. Рассматривая простую двухфакторную модель прогнозирования вероятности банкротства в ООО «Домоцентр-Розница» Z<0, вероятность банкротства невелика, но так как в России, в отличие от США, иные финансовые условия, другие темпы инфляции, другие условия кредитования, другая налоговая система и т.п., двухфакторная модель не обеспечивает комплексную оценку финансового положения организации. Поэтому рассмотрели пятифакторную модель прогнозирование возможного банкротства ООО "Домоцентр-Розница» с помощью расчета индекса кредитоспособности, предложенного западным экономистом Альтманом, так как Z<1.8 в ООО «Домоцентр - Розница» за 2005-2007 гг. вероятность банкротства высокая. Мы пришли к выводу что ООО «Домоцентр-Розница» является практически неплатежеспособной, как на текущей момент времени так и в перспективе и основной причиной этого является неэффективное использование средств организации. Анализируя финансовую устойчивость на протяжении 2005-2007гг. относительные коэффициенты финансовой устойчивости в ООО «Домоцентр-Розница» снижаются, что оценивается отрицательно. В оценке риска банкротства с целью обобщения расчетов по различным показателям применили интегральную оценкуфинансовой устойчивости, исходя из фактических значений показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах. ООО «Домоцентр-Розница» на протяжении 2005-2007гг. принадлежало к IVклассу — организация с высоким риском банкротства, при котором кредиторы организации рискуют потерять свои средства и проценты Анализируя абсолютные показатели финансовой устойчивости ООО «Домоцентр-Розница» также наблюдается кризисное финансовое положение. На предприятии наблюдается на протяжении 2005-2007 гг. наличие просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей и неспособность предприятия погасить их в срок. Предприятие находится на грани банкротства. Основными резервами роста финансовой устойчивости и платежеспособности являются: - применение торговых скидок мелкооптовым покупателям строительных материалов, с целью ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности; - сдача в аренду неиспользуемой торговой площади. Для того, чтобы повысить показатели финансовой устойчивости и платежеспособности ООО «Домоцентр – Розница», необходимо использовать следующие пути их ускорения: - совершенствовать товародвижение; - совершенствовать организацию торговли, внедрять прогрессивные формы и методы продажи; - совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями; - улучшать претензионную работу; - ускорять оборот денежных средств за счет улучшения инкассации торговой выручки, строгого лимитирования остатков денежных средств в кассах торговых предприятий, в пути, на расчетном счете в банке; - свести к минимуму запасы строительных материалов. Также ООО «Домоцентр – Розница» необходимо увеличивать объемы реализуемой продукции, снижать коммерческие и управленческие расходы, совершенствовать методику маркетинговых исследований с целью выявления новых и расширения действующих рынков сбыта продукции, проводить анализ спроса и предложения. Данные мероприятия, на наш взгляд, будут способствовать увеличению оборота розничной торговли, что повлечет за собой увеличение, а следовательно, и чистой прибыли, получение которой является конечной целью любой коммерческой организации, соответственно увеличатся показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Список литературы 18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 425 с. 19. Соломатин А.Н. Экономика и организация деятельности торгового предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 292с. 20. Тарбеева, Е.М. Оценка рентабельности финансово-хозяйственной деятельности – основной источник средств // Главбух. - 2006.- №2. С.92 . 21. Терещенко Н.Н. Эффективность деятельности торгового предприятия: теория, методология, практика оценки.- Красноярский государственный торгово-экономический институт. – Красноярск, 2006. -229с. 22. Терехин в.И. Моисеев Г.Н. Финансовое управление фирмой. - М.: ОАО изд-во «Экономика», 2006.-285с. 23. Чечевицина Л.Н., Чуев И.Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебник. – 2-е изд. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2005. – 352 с. 24. Чернов В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учеб.псобие для вузов / Под ред. Проф. М.И. Баканова.-М.Юнити-Дана,2005.-686с. 25. Чернышева Ю.Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности .- М.: Ростов-на Дону: «Феникс», 2005.-284с. 26. Экономический анализ. Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской.- 2-е изд., доп.. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 615 с. Приложение 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ┌─────────┐ на 1 января 2008 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │08│02 │20 ├──┴───┴──┤ Организация ООО «Домоцентр-розница» __ по ОКПО │ 13966618│ ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД│ 26.61│ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/форма собственности _____│ │ │ Частная _________________________ по ОКОПФ/ОКФС │65 │ 16│ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб ./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Cправка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Руководитель _________ Главный бухгалтер _________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "20" 02. 2008г. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ┌─────────┐ за год_2007 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │07│ 03│20│ ├──┴───┴──┤ Организация ООО «Домоцентр-розница ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 ├─────────┤ Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД │ 26.61 │ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/частная _____│ 65│ 16 │ ________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │ │ │ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "_20. 02 2008 г. Приложение 2. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ┌─────────┐ на 1 января 2007 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │07│03 │20 ├──┴───┴──┤ Организация ООО Домоцентр-розница __ по ОКПО │ 13966618│ ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД│ 26.61│ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/форма собственности _____│ │ │ Частная _________________________ по ОКОПФ/ОКФС │65 │ 16│ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб ./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Cправка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Руководитель _________ Главный бухгалтер _________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "20" марта 2007г. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ┌─────────┐ за год_2006 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │07│ 03│20│ ├──┴───┴──┤ Организация ООО «Домоцентр-розница» ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 ├─────────┤ Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД │ 26.61 │ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/частная _____│ 65│ 16 │ ________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │ │ │ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "_20 марта _______ 2007 г. Приложение 3. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС ┌─────────┐ на 1 января 2006 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 1 по ОКУД │ 0710001 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │06│03 │20 ├──┴───┴──┤ Организация ООО «Домоцентр-розница» __ по ОКПО │ 13966618│ ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД│ 26.61│ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/форма собственности _____│ │ │ Частная _________________________ по ОКОПФ/ОКФС │65 │ 16│ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб ./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘ ┌───────────┐ Дата утверждения │ 20.03.2006│ ├───────────┤ Дата отправки (принятия) │ │ └───────────┘
Cправка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Руководитель _________ Главный бухгалтер _________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "20" марта 2006г. ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ ┌─────────┐ за год_2005 г. │ КОДЫ │ ├─────────┤ Форма N 2 по ОКУД │ 0710002 │ ├──┬───┬──┤ Дата (год, месяц, число) │06│ 03│20│ ├──┴───┴──┤ Организация ООО «Домоцентр-Розница» ├─────────┤ Идентификационный номер налогоплательщика ИНН │2225004257 ├─────────┤ Вид деятельности оптовая и розничная торговля ОКВЭД │ 26.61 │ ├────┬────┤ Организационно-правовая форма/частная _____│ 65│ 16 │ ________________________________________ по ОКОПФ/ОКФС │ │ │ ├────┴────┤ Единица измерения: тыс. руб./млн. руб. по ОКЕИ │ 384/385 │ (ненужное зачеркнуть) └─────────┘
Руководитель _________ ____________ Главный бухгалтер _________ ____________ (подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка подписи) подписи) "_20 марта _______ 2006 г. |