Реферат: Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности
Название: Управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ
ВведениеВ рыночных условиях хозяйствования эффективная система управления требует рациональной организации коммерческо-сбытовой деятельности, которая в значительной мере предопределяет на предприятии уровень использования средств производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение прибыли и рентабельности. Реализованная продукция позволяет возмещать понесенные предприятием затраты, своевременно выплачивать заработную плату и рассчитываться с кредиторами, развивать и совершенствовать производственную деятельность. Для достижения этих целей особое внимание необходимо уделить изучению рыночной среды, формированию спроса потребителей, выпуску высококачественной и конкурентоспособной продукции. Немаловажное значение имеет также правильная организация учета готовой продукции, ее отгрузки и реализации, так как она напрямую влияет на финансовые показатели деятельности организации. Правильная, четкая и своевременная организация учета выпущенной, отгруженной и реализованной продукции способствует усилению контроля за сохранностью материальных ценностей, обеспечению предприятий финансовыми ресурсами и ускорению оборачиваемости оборотного капитала. Предметом исследования является коммерческо-сбытовая деятельность и документация, связанная с ней. Целью написания курсовой работы является изучение управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности предприятия и выявление имеющихся недостатков организации учета у рассматриваемого объекта. Задачами данной курсовой работы являются: – рассмотрение места коммерческо-сбытовой деятельности в управленческой системе организации; – понятия и оценки готовой продукции; – методики планирования продаж; – изучение организации учета готовой продукции, ее продажи и результатов продажи на предприятии; – предложение мероприятий по совершенствованию управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности организации. Объектом исследования является компания «Enterprises». 1 управленческий учет коммерческо-сбытовой деятельности1.1 Коммерческо-сбытовая деятельность и ее место в управленческой системе организацииПод коммерческо-сбытовой деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с целью извлечения предпринимательской прибыли. К основным объектам коммерческо-сбытовой деятельности организации относятся: – покупатель (его возможности, потребности, запросы и предпочтения); – товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена, качество, привлекательность для потребителя и др.); – каналы товародвижения. Ученые-экономисты выделяют два подхода в определении сущности «сбыта». Согласно первому, сбытовые операции начинаются с момента выхода изделия непосредственно с предприятия и заканчиваются передачей товара покупателю. Сбыт, в широком смысле данного понятия представляет собой процесс реализации производственной продукции с целью преобразования товаров в деньги и удовлетворения запросов и потребностей покупателей. Специфика сбыта в узком понимании охватывает только заключительную фазу воспроизводственного процесса – непосредственное общение продавца и покупателя, а все остальные операции в области «сбыта» большинство экономистов относят к товародвижению. Это связано с тем, что сделка при непосредственном общении продавцов с покупателями подвержена влиянию множества факторов, связанных с внешним окружением (атмосфера места продажи), в котором она совершается. Логический подход к организации коммерческой деятельности производственного предприятия обуславливает следующие определенные цели, предметы, субъекты, объекты, характер и содержание сбыта. Цель сбыта – доведение до конкретных потребителей конкретного товара требуемых потребительских свойств в необходимом количестве (объеме) в точное время (в точный срок) в определенном месте с минимальными затратами. Предмет сбыта – продукция, услуги производственного предприятия (товар, ценность). Субъекты сбыта – производственное предприятие и посреднические сбытовые (торговые) организации. Объекты сбыта – покупатели (потребители) товара производственного предприятия. Определение объектов сбыта в данном случае дается исходя из конечной направленности (адресности) сбытовой деятельности и ее предмета. Субъекты и объекты сбыта не следует отождествлять с субъектами сделки (в частности со сделками купли-продажи аренды). Характер сбыта – адресный, определяемый его целью и направленностью всей деятельности предприятия на конкретных потребителей его товара. Радикальное реформирование отечественной экономики заставляет по-новому взглянуть на роль сбыта в общей системе управления организацией. Правильно подстраиваться под платежеспособный спрос покупателей помогает рыночно ориентированная служба сбыта. Рынок перестраивает предпринимательские акценты, а вместе с ними и затраты товаропроизводителей с проблем сугубо производственно-технического характера на проблемы сбыта. Поэтому сбытовая деятельность – это не только продажа готовой продукции, но и ориентация производства на удовлетворение платежеспособного спроса покупателей, и активная работа на рынке по поддержанию и формированию спроса на продукцию предприятия, и организацию эффективных каналов распределения и продвижения товаров [3, С.238]. Подобные тенденции перемещения центра затрат с производства на сбыт в настоящее время наблюдаются и в российской экономике. Анализ конъюнктуры российского рынка дает основание утверждать, что основной причиной кризиса сбыта, является несогласованность ассортимента произведенной продукции со структурой потребительского спроса. Дело в том, что падение платежеспособного спроса покупателей касается в большей степени отечественных, а не импортных потребительских товаров, о чем свидетельствует постоянная тенденция роста импорта и устойчиво высокой доли в нем потребительских товаров. Отечественным производителям характерно стремление продавать то, что они производят, а не производить то, что может быть продано. При этом большинство российских производителей пока тяготеют к сбытовой, а не к маркетинговой ориентации. Такое положение вещей можно объяснить вынужденной концентрацией своих усилий на товаре, а не на нуждах потребителей, из-за весьма ограниченных инвестиционных возможностей; сдерживанием внедрения гибких производств для широкого товарного ассортимента технологической отсталостью; отсутствием значительных производственных резервов; отсутствием профессиональных маркетологов; сохраняющейся экономической и политической нестабильностью российского общества и др. Несомненно, цели сбыта производны от цели предприятия, следовательно, прибыль, получаемая от сбытовой деятельности, по своей природе является предпринимательской прибылью. Достижение данной цели возможно при успешной реализации следующих задач в области сбытовой деятельности: – производственные мощности оптимально загружены благодаря заказам потребителей; – рационально выбраны каналы товародвижения; – минимизированы совокупные затраты в хозяйственном цикле товара, включая расходы на послепродажное обслуживание и потребительский сервис. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что с переходом от рынка продавца к рынку покупателя конкурентоспособность предприятия во все возрастающей степени зависит от того, насколько совершенны и жизнеспособны его маркетинг и сбыт продукции [3, С.241]. Основная задача в сфере сбыта – определение окончательного результата всех усилий предприятия, направленных на развитие производства и получение максимальной прибыли. Сбытовая сеть как бы продолжает процесс производства, беря на себя доработку товара и его подготовку к продаже. Во время сбыта происходит выявление и изучение вкусов и предпочтений потребителей. Ориентация коммерческой деятельности по сбыту товаров на концепцию маркетинга внесла значительные изменения в организацию сбыта. Производитель товаров должен быть не только поставщиком, он обязан постоянно проводить анализ эффективности сбытовой деятельности, разрабатывать и внедрять новые формы сбыта. Важнейшими сбытовыми функциями являются: 1) установление коммерческих взаимоотношений с покупателями; 2) разработка сбытовой программы; 3) составление графиков поставки продукции и отгрузка ее покупателям; 4) ведение расчетов за проданную продукцию; 5) контроль за расчетами с покупателями и платежеспособностью последних. Продажа, наряду с политикой сбыта, является частью системы сбыта. Ее задача состоит в установлении контакта с покупателями и побуждении их к покупке. Если данное действие не достижимо, то все остальные маркетинговые действия оказываются напрасными. Многие предприятия, до сих пор успешно функционирующие на рынке продавца, при переходе к рынку покупателя стали ощущать важность политики продажи для обеспечения эффективности сбыта. Рациональное формирование политики продажи требует точного знания факторов, определяющих актуальную сбытовую ситуацию. К ним относятся: 1) конкуренция; 2) учет запросов покупателей, который необходим для того, чтобы оперативно и гибко реагировать на меняющиеся условия конкуренции; 3) наличие массового рынка, имеющего место тогда, когда выпускается продукция, предназначенная для широких слоев покупателей; 4) насыщенность рынка, которая появляется тогда, когда организация сталкивается с застывшим или падающим спросом; 5) частые изменения ситуации на рынке, способствующие возникновению проблем и рисков, а также шансов на дальнейшее развитие (изменение желаний покупателей, падение спроса, появление конкурентов и новых рынков и др.); 6) производственная мощность предприятия, так как управление крупными предприятиями требует научного профессионализма, основанного на всестороннем знании законов рыночного спроса и предложения; 7) растущие расходы по сбыту и др. [16, С.310]. Коммерческо-сбытовая деятельность является посредническим звеном между процессами производства, распределения и потребления, в результате которой предприятие извлекает предпринимательскую прибыль. При организации управления коммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать влияние таких факторов, как: – масштаб и номенклатура производства; – количество и география потребителей; – численность и интенсивность каналов распределения; – характер и формы организации каналов товародвижения; – имидж товаропроизводителя, его торговой сети и т.д. Управление коммерческо-сбытовой деятельностью предприятия организационно осуществляется через отдел сбыта, структура которого зависит от объемов сбытовой деятельности, вида, характера отгружаемой продукции и целого ряда других факторов. Наиболее распространенной формой структурного построения отделов сбыта является функциональная, в состав которой входят группы маркетинга, сбыта и складов готовой продукции. Однако если предприятием выпускается широкий ассортимент продукции, отдел сбыта может дополняться группой по контролю за выполнением планов поставок отдельных ее видов. На небольших предприятиях могут быть организованы единые снабженческо-сбытовые отделы. Успех системы управления коммерческо-сбытовой деятельностью во многом зависит от эффективности организации оперативной работы, в ходе которой уточняются и детализируются ранее составленные планы поставок, разрабатываются календарные задания по поставкам, согласовываются конкретные сроки отгрузки продукции и на этой основе составляются календарные графики поставки продукции. Кроме того, в процессе оперативной работы осуществляется контроль за ходом поступления продукции из производства, ее приемка, подготовка и отправка потребителям. В функцию отдела сбыта также входит транспортное обеспечение поставок, постоянная связь с потребителями, контроль за ходом поставок, представление своевременной отчетности о продажах [3, С. 245]. 1.2 Готовая продукция и ее оценка. Основные задачи учета готовой продукцииВыпуск продукции является конечным этапом производственного процесса, в результате которого ее стоимость переходит из сферы производства в сферу обращения. Согласно ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» готовая продукция является частью материально-производственных запасов, предназначенных для продажи, технические и качественные характеристики которых соответствуют условиям договора или требованиям иных документов в случаях, установленных законодательством [11]. Готовая продукция – это изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре. Изделия, которые не прошли всех стадий обработки, испытаний и технической приемки, считаются незаконченными и входят в состав незавершенного производства предприятия [1, С.156]. Организация изготавливает продукцию в соответствии с плановыми заданиями по ассортименту, количеству и качеству на основе заключенных с покупателями договоров. Продукцию производственных предприятий можно разделить по составу и назначению на валовую и товарную. В состав валовой продукции предприятия включают стоимость изделий, полуфабрикатов и услуг производственного характера, предназначенных для использования как внутри предприятия, так и отпущенных на сторону, стоимость изготовления и ремонта тары, если она не включается в цену затариваемой продукции. Валовая продукция характеризует общий объем производственной деятельности независимо от степени готовности продукции. Товарная продукция – это продукция, предназначенная для реализации потребителям. При этом необходимо иметь в виду, что если предприятие производит продукцию из давальческого сырья, то она включается в состав товарной продукции без стоимости сырья, т.е. по стоимости обработки. [3, С.256] Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изделия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техническим причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки. Планирование и учет готовой продукции ведут по видам, сортам и местам хранения в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Условно-натуральные показатели используют для получения обобщенных данных об однородной продукции [5, С.178]. Готовая продукция в зависимости от принятой учетной политики оценивается и отражается в бухгалтерском учете предприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. При этом в стоимость готовой продукции включают либо все затраты, входящие в производственную себестоимость, либо только прямые расходы, когда косвенные расходы списываются со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счет 90 «Продажи». При организации синтетического учета готовой продукции по фактической себестоимости аналитический учет отдельных наименований изделий может вестись по фактической производственной себестоимости или по учетным ценам. Фактическая производственная себестоимость применяется в основном при единичном и мелкосерийном производстве, а также при выпуске массовой продукции небольшой номенклатуры. Ее можно рассчитать только по окончании отчетного периода (месяца). Движение же продукции происходит ежедневно (выпуск, отпуск, отгрузка, реализация), поэтому для текущего учета необходима условная оценка продукции: плановая себестоимость, отпускная цена (учетная) и т.п., которые разрабатываются организацией самостоятельно. [4, С.449] При использовании в текущем учете учетных цен обособленно выделяются отклонения фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам. При списании отгруженной и реализованной готовой продукции сумма отклонений фактической себестоимости от стоимости их по учетным ценам определяется по среднему проценту отклонений, сложившемуся по готовой продукции в отчетном месяце. Для определения суммы отклонений составляется специальный расчет. На суммы выявленных отклонений делают корректировочные записи: если фактическая себестоимость выше плановой – методом допроводки, если фактическая себестоимость ниже плановой – методом «красное сторно». Подобный расчет составляют и при использовании неполной производственной себестоимости. Но в нем нет необходимости, если организация использует для учета выпуска продукции счет 40 «Выпуск продукции (работ, услуг)» [5, С.179]. Основными задачами учета готовой продукции являются: 1) контроль за выполнением заданий по объему, ассортименту, качеству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам; 2) контроль за выполнением плана по реализации продукции и своевременностью расчетов с покупателями и заказчиками; 3) контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением установленных лимитов; 4) контроль за соблюдением сметы расходов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции; 5) своевременное и достоверное определение результатов, связанных с отгрузкой и реализацией продукции и др. [3, С.255] Успешное выполнение этих задач зависит от ритмичности работы организации, правильной организации сбыта и складского хозяйства, своевременности документального оформления хозяйственных операций. 1.3 Планирование продажВ условиях рыночных отношений организация стремится при помощи гибких методов управления обеспечить непрерывный рост производства и сбыта продукции и на этой основе гарантировать собственное процветание. Одним из них является процесс планирования как тактического, так и стратегического [16, С.316]. Процесс тактического планирования начинается с определения объемов продаж. На основе плана продаж осуществляется планирование производственной программы предприятия, своевременная подготовка сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания необходимых производственных запасов. Чтобы не потерпеть поражение в конкурентной борьбе, каждое предприятие должно тщательно прогнозировать потребности рынка и планировать перспективу продаж как минимум на 2 – 3 года, начиная с разработки проекта изделия, технологического процесса изготовления, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском изделий в производство, а затем выходом на рынок с новой продукцией и прекращением производства старых изделий. Заканчивается работа по планированию продаж составлением портфеля заказов [3, С. 247]. Портфель заказов формирует отдел сбыта предприятия самостоятельно. Как правило, портфель заказов состоит из трех разделов: 1) текущих заказов, обеспечивающих ритмичную работу предприятия в данный период; 2) среднесрочных заказов со сроком исполнения 1 – 2 года; 3) перспективных заказов, охватывающих период времени более 2 лет. Спланировать портфель заказов на более длительные сроки не представляется возможным в связи с неустойчивостью и неопределенностью спроса. Текущие заказы должны быть подкреплены договорами, заключенными предприятием с покупателями продукции. Продукция, на которую не заключен договор, может быть изготовлена лишь при наличии твердой уверенности в ее сбыте. На среднесрочные и перспективные заказы также желательно заключать договоры поставки. Однако не всегда можно найти клиента, гарантирующего покупку продукции на несколько лет вперед, особенно для новой продукции, неизвестной широкому кругу покупателей [16, С.363]. При формировании портфеля заказов должны учитываться отраслевые особенности и жизненный цикл продукции. В процессе обоснования объема продаж выделяют следующие пять последовательных этапов, имеющих между собой прямые и обратные связи: 1) исследование конъюнктуры рынка; 2) планирование ассортимента; 3) оценка конкурентоспособности; 4) планирование цены; 5) прогнозирование величины продаж. Средства прогнозирования объема продаж можно свести в две группы: основанные на экспертных оценках и экономико-статистические. Методы экспертных оценок предполагают изучение мнений специалистов предприятий-производителей и потребителей продукции, торгово-посреднических фирм, предприятий розничной торговли, консалтинговых организаций о возможных объемах продаж продукции предприятия в планируемом периоде. На их основе экспертным путем определяются три вида прогноза: оптимистический, пессимистический и рациональный (вероятный). Основным фактором в данном случае является квалификация экспертов, поэтому они должны знать особенности продукции, рынок, конкурентов и их продукцию, тенденции научно-технологического развития, динамику цен, итоги работы отрасли в предшествующем периоде. Экономико-статистические методы включают обширный круг различных количественных средств. Наиболее часто на практике применяются методы регрессионного и корреляционного анализа; скользящей средней; взвешенной скользящей средней (экспоненциального сглаживания); следящего сигнала. Метод регрессионного и корреляционного анализа – это способ нахождения объема продаж конкретного изделия, основанный на выявлении и установлении зависимости искомого показателя от других факторов. При этом подходе фактически планирование продаж сводится к установлению цены исходя из выбранной стратегии. К числу простых методов прогнозирования объема продаж относится расчет скользящей средней величины продаж, которая рассчитывается путем деления фактического объема продаж на продолжительность анализируемого периода и принимается за планируемый объем продаж. Метод взвешенной скользящей средней отличается от рассмотренного метода тем, что при расчете средней величины продаж за ретроспективный период в модель вводятся весовые коэффициенты фактическим продажам за конкретный период и прогнозу за этот же период, дающие в сумме единицу и отражающие меру влияния различных факторов. Метод «следящего сигнала» учитывает ошибку прогноза и рассчитывается путем деления абсолютной суммы отклонений (без учета знака) на среднее отклонение. Если этот показатель выходит за пределы норматива (3,0 – 7,0), то метод расчета планируемого показателя не адекватен условиям данного предприятия и подлежит усовершенствованию [3, С.251]. Планирование продаж основывается на прогнозе развития потребностей, которые может удовлетворить предприятие своими товарами. С этих позиций различают две группы потребителей: конечные потребители и предприятия-потребители, для каждого из которых применяют свой подход к прогнозированию объемов продаж. Для предприятий-потребителей объем продаж рассчитывается на основе конечного использования их продукта. При этом прогнозирование объема продаж базируется на прогнозах развития отраслей-потребителей продукции предприятия и смежных отраслей, поставляющих аналогичные по потребительским свойствам виды продукции. Объемы продаж конечным потребителям рассчитываются по «доли рынка предприятия». При прогнозировании объема продаж по этому методу используются данные о среднегодовых темпах роста емкости целевого рынка в прошедшем периоде, его емкости в текущем году и планируемой доли предприятия в общем объеме продаж. Эффективность применения того или иного метода прогноза продаж зависит от конкретных условий и специфики хозяйственной деятельности предприятия [3, С.253]. 2 Разработка смет по данным компании «Enterprises»2.1 Исходные данныеКомпания Enterprises производит два изделия – «А» и «Б». Изделия последовательно проходят переработку в обоих цехах: в цехе 1-ом изготовляются полуфабрикаты, поступающие в полном объеме на доработку во 2-ой цех. Имеется информация на 20Х1 год. Покупные цены на материалы и стоимость одного часа труда основных производственных рабочих в обоих цехах составляют (в тыс. руб.): Таблица 1 – Стоимость единицы материальных и трудовых ресурсов
Накладные расходы возмещаются на базе показателя рабочего времени основных производственных рабочих. Нормативы расхода основных материалов и рабочего времени на изделие (в натуральных единицах) представлены в таблице 2. Таблица 2 – Смета расхода материальных и трудовых ресурсов на единицу продукции по цехам
Сметные данные за предыдущий 20Х0 год. Таблица 3 – Баланс на начало отчетного периода
Другие релевантные данные на 20Х1 год представлены в таблицах 4-8. Таблица 4 – Смета запасов готовой продукции
Таблица 5 – Смета основных материалов
Таблица 6 – Смета накладных расходов по цехам
Таблица 7 – Смета постоянных накладных расходов
Таблица 8 – Оценка непроизводственных накладных расходов
Движение денежной наличности следует рассчитать исходя из следующих данных: а) период оборачиваемости дебиторской задолженности составляет 2 месяца, кредиторской – 1 месяц; б) заработная плата выплачивается в том же месяце, в котором начисляется. В практической части курсовой работы необходимо разработать систему бюджетирования на рассматриваемом предприятии, а также спрогнозировать величины основных финансовых показателей на конец исследуемого периода. Для этого предлагается составить ряд бюджетов: - программу сбыта; - производственную программу; - смету использования основных материалов; - смету затрат на приобретение основных материалов; - смету по труду основных рабочих; - годовую производственную смету по цехам 1 и 2; - смету цеховых накладных расходов; - смету отдела сбыта и администрации; - кассовую консолидированную смету; - калькуляции себестоимости изделий А и Б методом полной и сокращенной калькуляций. Кроме того, необходимо провести экспресс-анализ хозяйственной деятельности предприятия, используя отчетные и плановые данные, сделать обоснованные выводы о финансовом положении предприятия и разработать рекомендации, позволяющие улучшить финансовое состояние предприятия. 2.2 Разработка сбытовой и производственной программыПрограмма сбыта является результатом обсуждения управляющими, аналитиками и персоналом отдела реализации планов реализации продукции предприятия. Планирование сбыта – это сложный процесс, при котором необходимо учитывать множество факторов: историю продаж, общее состояние экономики, ценовую политику, результаты маркетинговых исследований, производственные мощности, конкуренцию, наличие ограничений со стороны государства и т.п. Программа сбыта показывает количество каждого изделия, которое компания планирует продать, и ожидаемую цену реализации. В ней представлен прогноз совокупного дохода, на основе которого будут оцениваться поступление денег от потребителей, а также рассчитываться издержки производства, расходов на реализацию в соответствующих сметах. Программа сбыта – основа для всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если она составлена неудачно, все остальные расчеты будут неверны. Предположим, компания Enterprises произвела анализ рынка и по его результатам разработала общую программу сбыта на год (таблица 9). Таблица 9 – Программа сбыта на 20Х1 г.
На основании данных о прогнозируемом объеме продаж, а также о запасах на начало и конец учетного периода определяется количество изделий «А» и «Б», которое необходимо произвести для выполнения плана. Бюджет производства (производственная программа) определяет, сколько единиц продукции необходимо произвести для выполнения программы сбыта и для поддержания запасов готовой продукции на уровне, запланированном руководством. Производственная программа рассчитывается следующим образом: Производственная программа = Программа сбыта + Прогнозируемый запас готовой продукции на конец периода – Запасы готовой продукции на начало периода. Расчет количества изделий, которое необходимо для удовлетворения спроса на рынке, с учетом остатков изделий на начало периода и планируемых остатков на конец года представлен в таблице 10. Таблица 10 – Годовая производственная программа
2.3 Расчет затрат на материалы и заработную платуНа следующем этапе, на основании полученных выше данных, составляется смета использования основных материалов, необходимых для выполнения производственной программы. При планировании закупок материалов необходимо учитывать уровень запасов материалов как на начало, так и на конец планируемого периода. Но для большего удобства можно составить таблицу нормативов расхода основных материалов на весь объем производства продукции (в натуральном выражении), исходя из нормативов расхода основных материалов на единицу продукции (таблица 2) и из производственной программы (таблица 10). Таблица 11 – Затраты материалов, необходимые для производства запланированного объема готовой продукции, ед.
Полученные данные пересчитываются в денежном выражении с использованием информации о ценах на материалы и систематизируются в смету использования основных материалов. Таблица 12 – Смета использования основных материалов
Количество единиц взято из таблицы 11, цена за единицу – из таблицы 1. На основании данных о запасах на начало и конец отчетного периода, а также, исходя из сметы использования основных материалов, составляется смета затрат на приобретение основных материалов в денежных единицах (таблица 13). Таблица 13 – Смета затрат на приобретение основных материалов
После систематизации данных по материалам следует перейти к расчету сметы по труду основных производственных рабочих. Для этого целесообразно пересчитать нормативы расхода рабочего времени на весь объем производства. Расчет представлен в таблице 14. Таблица 14 – Нормативы расхода рабочего времени на весь объем производства
Затраты рабочего времени на единицу продукции взяты из таблицы 2. На основании полученных данных и информации о почасовых ставках заработной платы составляется смета по труду основных производственных рабочих в стоимостном выражении. Расчет представлен в таблице 15. Таблица 15 – Смета по труду основных производственных рабочих
После составления смет по прямым расходам необходимо изучить и систематизировать накладные расходы. Предварительно их следует разделить на управляемые и неуправляемые руководителем центра ответственности и установить контроль над ними. Годовая смета цеховых накладных расходов составляется на основании затрат времени основных производственных рабочих по цехам, а также на основании ставок распределения переменных накладных расходов (на час труда основных производственных рабочих) и информации о постоянных накладных расходах. 2.4 Расчет накладных расходовТаким образом, прогнозируемая деятельность основных производственных рабочих, исходя из таблицы 14, составляет: – в цехе №1 47600 ч; – в цехе №2 77400 ч. Эти данные являются основанием для расчета суммы накладных расходов в целом по предприятию и в расчете на одно изделие. Для расчета сумм отдельных видов контролируемых накладных расходов необходимо известные ставки распределения умножить на количество часов труда основных производственных рабочих в каждом цехе. Сумма неконтролируемых накладных расходов известна в целом по предприятию. Однако, для обеспечения возмещения накладных расходов необходимо произвести расчет данных расходов на единицу продукции. Также данная операция производится с целью определения полной себестоимости продукции. Базой распределения накладных расходов, согласно исходным данным, является количество часов труда основных производственных расходов. Годовая смета цеховых накладных расходов представлена в таблице 16. Таблица 16 – Годовая смета цеховых накладных расходов, тыс. руб.
Ставка распределения накладных расходов на 1 час труда основных производственных рабочих взята из таблицы 6, контролируемые НР посчитаны, исходя из прогнозируемой деятельности основных производственных рабочих (пример: 47600×0,30=14280), неконтролируемые НР взяты из таблицы 7. 71400/47600 = 1,5 31299/77400 = 0,404 102699/125000 = 0,822 Далее составляется смета отдела сбыта и администрации. Эта информация необходима для заполнения отчета о прибыли и убытках (формы №2). Смета отдела сбыта и администрации в переработанном виде представлена в таблице 17. Таблица 17 – Смета отдела сбыта и администрации
Далее составляются сметы подразделений, необходимые для контроля за уровнем издержек – цех №1 и цех №2. Для упрощения дальнейших действий составим дополнительные таблицы 18-19. Таблица 18 – Нормативы расхода рабочего времени на весь объем производства в денежном выражении
Таблица 19 – Нормативы расхода основных материалов по цехам на весь объем производства в денежном выражении
Таблица 20 – Цех №1. Годовая производственная смета, тыс. руб.
Таблица 21 – Цех №2. Годовая производственная смета, тыс. руб.
2.5 Расчет себестоимости продукцииСебестоимость единицы продукции рассчитывается следующим образом (таблицы 22-23). Согласно заданию, необходимо определить себестоимость продукции двумя способами: методом полной и сокращенной калькуляции. Расчет себестоимости методом сокращенной калькуляции представлен в таблице 22. Таблица 22 – Расчет себестоимости методом сокращенной калькуляции
Примечание: 1) 4×0,8 = 3,2; 2) 6×0,7 = 4,2 3) 5×0,8 = 4 4) 10×0,7 = 7. Расчет себестоимости методом полной калькуляции представлен в таблице 23. Таблица 23 – Расчет себестоимости методом полной калькуляции
1. 4×1,5 = 6 2. 5×1,5 = 7,5 3. 6×0,404 = 2,424 4. 10×0,404 = 4,04 2.6 Основные формы финансовой отчетностиКогда все сметы составлены, составляется сметный счет прибылей и убытков. Таблица 24 – Сметный счет прибылей и убытков на 20Х1 г., тыс. руб.
1. 4500*2,6 + 3800*4,2 = 23441 (без НДС) 2. 500*105,024 +400*124,82 = 102440 После составляются консолидированная кассовая смета, формы №1 и №2, которые представлены в приложении А, Б и С соответственно. ЗАКЛЮЧЕНИЕЭффективная система управления требует рациональной организации коммерческо-сбытовой деятельности. При этом под коммерческо-сбытовой деятельностью понимается деятельность, направленная на реализацию произведенных или закупленных предприятием товаров, работ, услуг с целью извлечения предпринимательской прибыли, а ее основными объектами являются покупатель; товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена, качество, привлекательность для потребителя и др.); каналы товародвижения. Мы выяснили, что коммерческо-сбытовая деятельность является посредническим звеном между процессами производства, распределения и потребления, в результате которого предприятие извлекает предпринимательскую прибыль. При этом конкурентоспособность предприятия во все возрастающей степени зависит от того, насколько совершенны и жизнеспособны его маркетинг и сбыт продукции. При организации управления коммерческо-сбытовой деятельностью необходимо учитывать влияние таких факторов, как масштаб и номенклатура производства; количество и географию потребителей; численность и интенсивность каналов распределения; характер и формы организации каналов товародвижения; имидж товаропроизводителя, его торговой сети и т.д. Мы определили, что управление коммерческо-сбытовой деятельностью предприятия организационно осуществляется через отдел сбыта, структура которого зависит от объемов сбытовой деятельности, вида, характера отгружаемой продукции и целого ряда других факторов. На небольших предприятиях могут быть организованы единые снабженческо-сбытовые отделы. Готовой продукцией являются изделия, прошедшие все стадии технологической обработки на предприятии, соответствующие действующим стандартам, техническим условиям или требованиям заказчика, предусмотренным в договоре, а изделия, которые не прошли всех стадий обработки, испытаний и технической приемки, считаются незаконченными и входят в состав незавершенного производства предприятия. Готовая продукция в зависимости от принятой учетной политики оценивается и отражается в бухгалтерском учете предприятия по фактической или нормативной (плановой) себестоимости. Для обеспечения непрерывного роста производства и сбыта продукции необходимо планировать объем продаж на основе составленного портфеля заказов, используя экономико-статистические и основанные на экспертных оценках средства прогнозирования объема продаж. Компания работает достаточно ритмично и стабильно, правда в начале данного периода наблюдался недостаток средств вследствие кредиторской задолженности на начало года и дебиторской, и было принято решение о взятии кредита. К концу данного периода наблюдается нераспределенная прибыль. Одной из основных задач управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности является сбор и обобщение информации, необходимой для принятия руководством предприятия правильных управленческих решений. Поэтому для совершенствования управленческого учета коммерческо-сбытовой деятельности можно предложить анализ безубыточности производства продукции. Анализ безубыточности производства проводится в целях изучения зависимости между изменениями объема производства, издержками и прибылью в течение краткосрочного периода. Для предприятия так же важно определить зону безопасности, или запас прочности (кромка безопасности). Этот показатель показывает, насколько может сократиться объем реализации, прежде чем организация начнет нести убытки. Показатели анализа безубыточности производства можно использовать для прогнозирования развития предприятия, т. е. выбрать оптимальную стратегию в управлении прибылью, затратами. Таким образом, оптимальная стратегия компании в управлении прибылью, затратами – увеличение цены реализации. Перед предприятиями, выпускающими разноименные виды продукции, стоит задача рационального планирования ассортимента ее выпуска и реализации. При планировании ассортимента выпуска и реализации продукции можно предложить принять следующие решения: 1) максимально развивать производство и продажу изделия «Б», так как этот вид продукции по сравнению с другим видом дает предприятию в процентном соотношении больший маржинальный доход; 2) по изделию «А» необходимо либо уменьшить затраты на его производство, чтобы его продажа приносила более высокий доход, либо сократить производство. Данные выводы сделаны на основе рентабельности продукции А и Б, а также других показателях представленных ниже.
Итог ББ на конец года по сравнению с началом изменился на 339764 тыс. руб.: – в Активе в основном за счет увеличения ДЗ (на 181700 тыс. руб.), что является неблагоприятным фактором, отвлекающим средства предприятия; также за счет увеличения НДС (на 102008 тыс. руб.). – в Пассиве в основном за счет увеличения долга перед бюджетом по налогам и сборам (на 232429 тыс. руб.); также за счет взятия кредита, увеличивающего долг предприятия на 151666 тыс. руб. Доля собственного капитала в валюте баланса больше 50%; размеры, доля и темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности примерно одинаковые – это является благоприятным фактором, но в ББ есть непокрытые убытки, что является неблагоприятным фактором. Все это говорит о плохой рентабельности предприятия в данном году. Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ:1. Расторгуева, Р.Н. Бухгалтерский учет в организациях: учебник / Р.Н. Расторгуева, А.В. Казакова, А.И. Павлычев и др. – М.: ПрофОбрИздат, 2002. – 416 с. 2. Гвоздкова, К.В. Бухгалтерский учет «незавершенки» и готовой продукции// Российский налоговый курьер. – 2004. – №22. 3. Керимов, В.Э. Управленческий учет: учебник. / В.Э. Керимов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. – 416 с. 4. Козлова, Е.П. Бухгалтерский учет в организациях: учебник / Е.П.Козлова, Т.Н. Бабченко, Е.Н.Галанина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 800 с. 5. Кондраков, Н.П. Бухгалтерский учет: учебное пособие для переподготовки и повышения квалификации бухгалтеров. / Н.П. Кондраков. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 319 с. 6. Курбангалеева, О.А. Учет реализации продукции / О.А. Курбангалеева // Главбух. Приложения. – 2004. - №1. 7. Лисович, Г.М. Сельскохозяйственный учет (финансовый и управленческий): учебник. Серия «Экономика и управление». / Г.М. Лисович. – Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 720 с. 8. Пизенгольц, М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.1. Ч.1. Бухгалтерский финансовый учет: учебник. / М.З. Пизенгольц. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 488 с. 9. Пизенгольц, М.З. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве. Т.2. Ч.2. Бухгалтерский управленческий учет. Ч.3. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: учебник. / М.З. Пизенгольц. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 408 с. 10. Российская Федерация. Приказы Министерства Финансов. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению от 31.10.2000 №94н. 11. Российская Федерация. Приказы Министерства Финансов. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 от 09.06.2001 г. № 44н. – СПС «Гарант». 12. Российская Федерация. Приказы Министерства Финансов. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 от 06.05.99 г. № 32н. – СПС «Гарант». 13. Российская Федерация. Приказы Министерства Финансов. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 от 06.05.99 г. № 33н. – СПС «Гарант». 14. Российская Федерация. Приказы Министерства Финансов. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации от 29.07.98 №34н. – СПС «Гарант». 15. Российская Федерация. Законы. О бухгалтерском учете от 21.11.1996 №129-ФЗ: федер. закон. – СПС «Гарант». 16. Волкова, О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник / О.И. Волкова, доц. О.В. Девяткина. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 601 с. |