Реферат: Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом и связью
Название: Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом и связью Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» НЕФТЕКАМСКИЙ ФИЛИАЛ Гуманитарный факультет Кафедра государственного права КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по предмету: «Административное право» Выполнил: студент 2 курса заочной формы обучения группа Ю-22СВ Юмашев И.Ф. Проверила: старший преподаватель Зиганурова Р.П. Нефтекамск 2009 СОДЕРЖАНИЕ Введение 3 I. Теоретическая часть 4 1. Организационно-правовая система управления транспортно- дорожным комплексом и связью 4 2. Управление информационными технологиями и связью 13 3. Сущность и значения государственного контроля и надзора в области транспорта 18 4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления коммуникациями 22 Заключение 25 Список используемой литературы 26 II. Практическая часть ВВЕДЕНИЕ Транспортный комплекс включает в себя гражданскую авиацию, морской, внутренний водный, автомобильный, городской электрический (включая метрополитен), промышленный (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорт и дорожное хозяйство с входящими в них юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые осуществляют: перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность; работы (услуги), связанные с обслуживанием пассажиров, грузов, транспортных средств и их экипажей и др. Железнодорожный транспорт составляет основу транспортного комплекса Российской Федерации и имеет большое экономическое, оборонное, социальное и политическое значение. Министерство транспорта действует на основанииположения оМинистерстве транспорта Российской Федерации от 30 декабря 2000г.[1] В соответствии с этим положением Министерство транспорта Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области транспортного комплекса, а также в случаях, установленных законодательством РФ, координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство транспорта Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также положением о нем. I . ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 1. Организационно-правовая система управления транспортно-дорожным комплексом и связью В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся федеральные транспорт, пути сообщения и связь. Органы управления транспортом создаются на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные и рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического (включая метрополитен) и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, геодезии и картографии, является Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России). Минтранс России руководствуется в своей деятельности Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» от 30 июля 2004 г. № 395.[2] Минтранс России в установленном порядке организует проведение переговоров и заключение международных договоров в установленной сфере деятельности. Минтранс России при реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. Минтранс России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: – вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств; – самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования, применения тарифов, взимания сборов в области гражданской авиации, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок крупногабаритных и тяжеловесных грузов; порядок осуществления контроля за судами и регулирования деятельности в речном порту; правила перевозок опасных грузов на внутреннем водном транспорте; нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Минтранс России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального дорожного агентства, Федерального агентства железнодорожного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и Федерального агентства геодезии и картографии. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта Ространснадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации, морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства. Ространснадзор руководствуется в своей деятельности Положением о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» от 30 июля 2004 г. № 398.[3] Ространснадзор осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: – осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации: о гражданской авиации; о торговом мореплавании; о внутреннем водном транспорте Российской Федерации; о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль); о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также промышленной безопасности на железнодорожном транспорте; осуществляет иной контроль и надзор за соблюдением законодательства в установленной сфере; – осуществляет лицензирование следующих видов деятельности: перевозки морским транспортом пассажиров; перевозки морским транспортом грузов; перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя); иных перевозок; – проводит сертификацию: юридических и физических лиц, имеющих воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующих указанное воздушное судно для полетов; образовательных учреждений, осуществляющих подготовку специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; иных физических и юридических лиц; – выдает: лицензии и сертификаты, в том числе сертификаты (свидетельства) авиационного персонала, а также приостанавливает, ограничивает действие и аннулирует их; иные разрешительные документы в установленной сфере деятельности; – осуществляет в установленном порядке: весовой контроль автотранспортных средств, осуществляющих грузовые перевозки, и организацию на федеральных автомобильных дорогах стационарных пунктов для проведения такого контроля; ведение учета авиационных происшествий и инцидентов; регистрацию гражданских воздушных судов и организацию регистрации морских судов, судов внутреннего водного и смешанного (река-море) плавания, включая спортивные и прогулочные, а также в случаях, установленных законодательством РФ, ведение соответствующих реестров; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Ространснадзор находится в ведении Минтранса России и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральное агентство воздушного транспорта Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта и гражданской является Росавиация. Агентство в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 396.[4] Росавиация в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия авиационных властей в области гражданской авиации в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом при исполнении обязательств, вытекающих из международных договоров РФ. Росавиация осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. – организует: проведение обязательной сертификации аэродромов (кроме международных и категорированных), используемых в целях гражданской авиации, аэропортов, объектов Единой системы организации воздушного движения, а также юридических лиц, обеспечивающих воздушные перевозки. – осуществляет: аккредитацию представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации на территории Российской Федерации; согласование и подтверждение (одобрение) выполнения регулярных и нерегулярных полетов в случаях, предусмотренных международными соглашениями; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Росавиация находится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральное дорожное агентство Росавтодор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета федеральных автомобильных дорог. Росавтодор в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 374[5] и постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 173 «Вопросы Федерального дорожного агентства».[6] Основными функциями Росавтодора в установленной сфере деятельности являются: – реализация межгосударственных и федеральных целевых программ; – издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента РФ, Правительства РФ и Министерства транспорта РФ; – предоставление государственных услуг по управлению состоянием и развитием федеральной сети автомобильных дорог Российской Федерации. Росавтодор осуществляет полномочия компетентного органа в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства по реализации обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом и находится в ведении Министерства транспорта РФ. Федеральное агентство железнодорожного транспорта Росжелдор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Росжелдор в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 397[7] и постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. № 174 «Вопросы Федерального агентства железнодорожного транспорта». Основными функциями Росжелдора являются: – функции государственного заказчика по организации исполнения федеральных целевых программ в сфере железнодорожного транспорта и федеральной адресной инвестиционной программы; – оказание неопределенному кругу лиц имеющих общественную значимость услуг в сфере железнодорожного транспорта в соответствии с установленными федеральным законодательством условиями, в том числе: – организация перевозок опасных грузов; – организация работ по обязательному подтверждению соответствия продукции, работ и услуг, а также аккредитация испытательных лабораторий (центров), органов по сертификации. Росжелдор осуществляет полномочия железнодорожной администрации РФ по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом и находится в ведении Минтранса России. Федеральное агентство морского и речного транспорта Росморречфлот является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские торговые, рыбные, кроме рыбопромысловых колхозов, и специализированные порты) и речного транспорта. Росморречфлот в своей деятельности руководствуется Положением о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371. Росморречфлот осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Агентства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. – организует: проведение работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов морского и речного транспорта; мероприятия по защите морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания; диспетчерское регулирование движения судов по внутренним водным путям РФ; обучение и повышение квалификации специалистов в области морского и речного транспорта в соответствии с международными и российскими требованиями; – осуществляет: оформление и выдачу паспортов моряка членам экипажей морских судов и судов смешанного (река-море) плавания в случаях, установленных законодательством РФ; осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство геодезии и картографии Роскартография является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере геодезической и картографической деятельности, а также наименований географических объектов и находится в ведении Минтранса России. Роскартография руководствуется в своей деятельности Положением о Федеральном агентстве геодезии и картографии, утвержденным постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве геодезии и картографии" от 29 июля 2004 г. № 386[8] . Роскартография осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: – проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг, на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; – осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству; – организует: создание и ведение в пределах своей компетенции федерального и региональных картографо-геодезических фондов РФ; создание и ведение Государственного каталога географических названий; службу контроля деформации земной поверхности, входящую в федеральную систему сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений; работу (в пределах своей компетенции) по установлению, нормализации, употреблению, регистрации, учету и сохранению наименований географических объектов; установление единых государственных систем координат, высот и гравиметрических измерений; установление единого масштабного ряда государственных топографических карт и планов; установление в пределах своей компетенции местных систем координат; геодезическое, картографическое, топографическое и гидрографическое обеспечение делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы РФ, а также делимитации морских пространств РФ; обеспечение геодезическими, картографическими, топографическими и гидрографическими материалами и данными об установлении и изменении границ субъектов РФ, границ муниципальных образований; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности. 2. Управление информационными технологиями и связью Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра является Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации (Мининформсвязи России). Мининформсвязи России выступает в качестве почтовой администрации Российской Федерации и выполняет функции администрации связи Российской Федерации при осуществлении международной деятельности в области связи. Мининформсвязи России руководствуется в своей деятельности Положением о Министерстве информационных технологий и связи РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве информационных технологий и связи РФ» от 26 июня 2004 г. № 311.[9] Мининформсвязи России осуществляет следующие полномочия: вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере ведения Министерства и к сферам ведения подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Министерства; – самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: требования к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи; требования к использованию радиочастотного спектра; требования к порядку взаимодействия сетей связи, составляющих единую сеть электросвязи Российской Федерации; требования к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи; требования к оказанию услуг связи, в том числе универсальных; порядок приема и передачи почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи; требования по организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети почтовой связи; требования по эксплуатации средств почтовой связи; перечень мест международного почтового обмена на территории РФ; нормативные правовые акты по другим вопросам установленной сферы деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральной службы и федеральных агентств; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности. Мининформсвязи России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере связи, Федерального агентства по информационным технологиям и Федерального агентства связи. Федеральная служба по надзору в сфере связи Россвязьнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи и находится в ведении Министерства информационных технологий и связи РФ. Россвязьнадзор руководствуется в своей деятельности Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденном постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи» от 30 июня 2004 г. № 318[10] и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Россвязьнадзор осуществляет следующие полномочия: осуществляет государственный надзор и контроль в области связи, в том числе: за соблюдением требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи; за соблюдением операторами связи требований к пропуску трафика и его маршрутизации; за соблюдением порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации; осуществляет контроль и надзор за выполнением требований в сфере информационных технологий; осуществляет иные полномочия в установленной сфере. Федеральное агентство по информационным технологиям Росинформтехнологии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Росинформтехнологии является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи и находится в ведении Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Росинформтехнологии руководствуется в своей деятельности Положением о Федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» от 30 июня 2004 г. № 319.[11] Росинформтехнологии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. – организует: подтверждение подлинности электронных цифровых подписей уполномоченных лиц удостоверяющих центров в выданных ими сертификатах ключей подписей; обязательную сертификацию информационных технологий, предназначенных для обработки государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей; регистрацию государственных информационных ресурсов и систем; осуществляет иные функции по оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности. Федеральное агентство связи Россвязь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания и находится в ведении Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации. Россвязь руководствуется в своей деятельности Положением о Федеральном агентстве связи, утвержденным постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» от 30 июня 2004 г. № 320.[12] Россвязь осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, оказание услуг, выполнение работ, включая проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, в том числе для обеспечения нужд Агентства; осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности. – организует: выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи Российской Федерации при чрезвычайных ситуациях; систему сертификации в области связи, включающую в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения. 3. Сущность и значения государственного контроля и надзора в области транспорта Транспорт – источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специализированный контроль. В сфере транспорта функции государственного контроля и надзора в первую очередь осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, несущие ответственность за состояние и развитие подведомственных им сфер деятельности. В этих целях создаются специальные контрольно-надзорные службы или подразделения. Применительно к наземным видам транспорта в качестве надзорного органа функционирует Российская транспортная инспекция, имеющая свои территориальные подразделения. Положение о ней было принято Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002г.[13] Основными задачами Российской транспортной инспекции в этой сфере являются: 1) осуществление в порядке и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, государственного контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями нормативных правовых и нормативных технических актов, регламентирующих деятельность транспортного комплекса; 2) осуществление государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий субъектами транспортного комплекса, осуществляющими деятельность, лицензирование которой возложено на Министерство транспорта Российской Федерации; 3) лицензирование отдельных видов деятельности в транспортном комплексе Российской Федерации, отнесенных Министерством транспорта Российской Федерации к ее компетенции; 4) осуществление транспортного контроля за выполнением международных автомобильных перевозок в пунктах пропуска автотранспортных средств через государственную границу Российской Федерации и в контрольных пунктах, создаваемых в установленном порядке на территории Российской Федерации.[14] При Минтрансе России действует также Российский речной регистр, осуществляющий технический надзор за судами внутреннего и смешанного (река-море) плавания. Государственный контроль (надзор) за соблюдением правил сертификации в системе сертификации на железнодорожном транспорте и за сертифицированными в ней объектами осуществляется в установленном порядке МПС РФ. Кроме этого МПС России осуществляет контроль (надзор) за соблюдением требований актов в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологической безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, изготовления, приемки и эксплуатации транспортных и иных связанных с перевозочным процессом технических средств, соответствующее нормативное регулирование в области промышленной безопасности. На воздушном транспорте государственный надзор за обеспечением безопасности полетов возложен на региональные управления Министерство транспорта, на его соответствующие подразделения, а также на органы Единой системы управления воздушным движением. Так, их представители вправе применять меры административной ответственности за нарушение правил безопасности полетов, правил поведения на воздушном судне, правил международных полетов и т.д. Регулирование и организация использования воздушного пространства Российской Федерации возложен на Единую систему организации воздушного движения, состоящую из военной и гражданской подсистем. Контрольными полномочиями наделены практически все полномочные должностные лица железнодорожного (например, контролеры-ревизоры пассажирских поездов, метрополитена), морского (например, капитаны портов), речного (например, капитан портового надзора), воздушного (например, начальник аэропорта), пассажирского городского автомобильного и электротранспорта (например, билетные контролеры). Значительными административными полномочиями в транспортно-дорожной сфере наделены органы и должностные лица Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) МВД России. В деятельности ГИБДД имеются все элементы, характерные для административного надзора. Во-первых правотворческий: участие в разработке законов, постановлений Правительства, приказов МВД, иных правовых актов (федеральных, региональных, муниципальных), связанных с безопасностью дорожного движения, и внесение предложений по их совершенствованию. Во-вторых, с целью предупреждения нарушений ГИБДД осуществляет: разъяснение законодательства о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасности поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения; разработку мероприятий по повышению безопасности дорожного движения; выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению; функции государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности движения. В-третьих, ГИБДД осуществляет предварительный контроль: 1) за соблюдением требований: к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования; 2) путем принятия квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами: трамваями и троллейбусами, выдачи водительских удостоверений; 3) производя регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, выдачу документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним; 4) в ходе государственного технического осмотра автомото-транспортных средств и прицепов к ним. В-четвертых, ГИБДД большое внимание уделяет текущему контролю, ее сотрудники наблюдают за соблюдением правил всеми участниками дорожного движения. При этом они вправе: останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз; использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог. В-пятых, сотрудники ГИБДД решительно пресекают неправомерные действия. Законодатель позволяет им использовать большой арсенал пресекательных средств. Среди надзорных служб страны ни одна не обладает столь широкими полномочиями по пресечению нарушений и наказанию виновных. Это обусловлено и значением безопасности дорожного движения, и тем, что сотрудники ГИБДД служат в милиции и наделены соответствующими правами. В-шестых, ежегодно ГИБДД привлекает к административной ответственности миллионы граждан. Так, только за 1 полугодие 2009г. было оштрафовано почти 20 млн. лиц, лишены прав 20 тыс. водителей. Сотрудники ГИБДД вправе применять ко всем участникам дорожного движения такие взыскания, как предупреждение, штраф, а к водителям – еще и лишение прав на управление транспортными средствами. Поскольку ГИБДД является составной частью милиции, помимо выполнения общих для любого административного надзора видов деятельности, она осуществляет и специфическую – милицейскую деятельность. 4. Полномочия органов местного самоуправления в сфере управления коммуникациями Необходимо также отразить деятельность органов местного самоуправления в той части их компетенции, которая касается управления транспортно-дорожным комплексом. Основное внимание органов местного самоуправления, естественно, уделяется вопросам организации работы городского и междугороднего транспорта. В их в ведении может находятся пассажирский городской и междугородний автомобильный, а также электротранспорт(трамваи, троллейбусы, электрички и т.д.). В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления организуют транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений, осуществляют муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения.[15] В собственности муниципальных образований могут находиться транспортные предприятия и организации, предприятия и организации, занимающиеся строительством и содержанием дорог местного значения. В местных бюджетах предусматриваются денежные средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий в этой сфере. Осуществляя строительство, реконструкцию и ремонт дорог местного значения, органы местного самоуправления на договорной основе привлекают к этой работе предприятия и организации, расположенные на территории муниципального образования, но не входящие в состав муниципальной собственности. Органы местного самоуправления на договорных началах привлекают также предприятия и организации к транспортному обслуживанию населения. Они согласовывают маршруты и графики движения для массовых пассажирских перевозок на подведомственной территории, контролируют обслуживание пассажиров на вокзалах, пристанях и в аэропортах; организуют работу предприятий дорожного хозяйства. Органы местного самоуправления могут иметь муниципальные организации, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств. Режим работы этих организаций устанавливается органами местного самоуправления. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления вправе вводить налог на перепродажу автомобилей, сбор за парковку автотранспорта на территории муниципального образования. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, также принимают меры необходимые для обустройства автомобильных дорог, которые находятся в их в велении, объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших учреждений здравоохранения и связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.[16] ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом можно выделить следующие основные задачи и функции которые выполняет Министерство транспорта Российской Федерации в области государственного регулирования, контроля и надзора: – организует по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации стационарные пункты, на которых производится весовой контроль транспортных средств; – организует и осуществляет в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации, лицензирование соответствующих видов деятельности, надзор за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности лицензионных требований и условий; – осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов воздушным, морским, внутренним водным, автомобильным и промышленным транспортом; – организует и координирует работу специализированных организаций при разливах нефти и нефтепродуктов в море и на внутренних водных путях с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности; – организует государственную регистрацию гражданских воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, а также в случаях, установленных федеральными законами, прав собственности, иных вещных прав на них и сделок с ними.[17] Все названные контрольно-надзорные звенья, используют в отношении нарушителей соответствующих правил меры, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях РФ либо специальными ведомственными правилами. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативные источники: 1. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» от 30 декабря 2000г.-№1038. (в ред. от 10.01.2003)// Собрание законодательство РФ от 15 января 2001г.,№3, ст.235 2. Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3342. 3. Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3345. 4. Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3343. 5. Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31. Ст. 3264. 6. Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004г. № 15. Ст. 1465. 7. Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3344. 8. Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2774. 9. Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2781. 10. Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2782. 11. Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2783. 12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. 18.01.2003)// Собрание законодательство РФ-2002г.,№28, ст.2871 13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. от 18.01.2003) // Собрание законодательство РФ – 2002г.,№28, ст.2871. 14. Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г. – М., ПРОСПЕКТ – 2001г. Учебная и научная литература: 1. Бахрах Д.Н. Административное право России/ Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. – М., Эксмо, 2006. – 528 с. 2. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности/ Учебное пособие – Пермь – 1999. 3. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. /2-е изд., испр. и доп. – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003. – 496 с. 4. Рогачева О.С. Административная ответственность:// Учебное пособие. – М.: Высшая школа, – 2005. 5. Салищева Н.Г. Проблемные вопросы института административной ответственности в России / В сб.: Административная ответственность: вопросы теории и практики. – М., – 2004. 6. Сорокин В.Д. Административный процесс и административно-процессуальное право. – СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 2002. – 474 с. II . Практическая часть Протокол 77 АН № 1415818 от 12.07.2008 года по делу об административном правонарушении.Копия. Постановление 99 ХА 0498677 по делу об административном правонарушении от 12.07.2008 года.Копия. УСТАНОВИЛ: 12.07.08 в 05-10 водитель управляя т/с проехал регулируемый перекресток ул. Большой Никитской и ул. Моховая на запрещающий сигнал светофора. ПОСТАНОВИЛ: 1. Признать ________________ В.В. виновным (-ой) в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.12. КоАП РФ. Мне разъяснено, что постановление может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. Подпись. Жалоба на не вступившее в законную силу постановление 99 ХА 0498677 от 12.07.2008 года по делу об административном правонарушении.Начальнику Управления ГИБДД ГУВД Заявитель: _________ Владимир Викторович Ж А Л О Б А 12.07.2008 года в 05 часов 10 минут, управляя по доверенности автомобилем ВАЗ-21144 государственный номерной знак «Х ХХХ ХХХ RUS», я следовал в потоке автомобилей по улице Охотный ряд города Москвы от Моховой улицы в сторону Театральной площади. ПДД РФ не нарушал. В районе дома № 1 меня остановил инспектор ДПС с нагрудным знаком № 77-1765, который не представился, не приложил руку к головному убору, не назвал свою должность, специальное звание и фамилию, обвинил меня в нарушении п. 6.2 ПДД РФ (видимо он хотел меня обвинить в нарушении п. 6.13 ПДД РФ), ответственность за которое предусмотрена ст. 12.12 КоАП РФ и потребовал документы. Предъявив документы, я с нарушением ПДД РФ не согласился, так как на запрещающие сигналы светофоров не проезжал. Инспектор составил протокол об административном правонарушении 77 АН № 1415818 от 12.07.2008 года. Я не смог прочитать мелкий шрифт протокола и попросил инспектора ДПС зачитать мне содержание статьи 25.1 КоАП РФ, но инспектор ДПС права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ мне прочитать и разъяснить отказался. В протоколе я заявил письменное ходатайство о направлении протокола для рассмотрения по месту жительства, с целью получения возможности воспользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ. Инспектор в удовлетворении моего ходатайства отказал в устной форме, в нарушении ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ решение об отказе в удовлетворении ходатайства в виде определения не вынес - вынес постановление 99 ХА 0498677 по делу об административном правонарушении от 12.07.2008 года, назначил административное наказание в виде штрафа 700 рублей. Считаю, что при возбуждении и рассмотрении дела об административном правонарушении инспектор ДПС нарушил законодательство об административных правонарушениях:
Таким образом, составленный с нарушениями требований КоАП РФ протокол об административном правонарушении 77 АН № 1415818 от 12.07.2008 года не может являться доказательством моего правонарушения, так как в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
То есть постановление также вынесено с нарушением закона. Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Из постановления по делу об административном правонарушении усматривается, что при рассмотрении дела инспектор в качестве доказательства по делу об административном правонарушении приводит данные установленные протоколом об административном правонарушении, однако в протоколе, составленном с нарушением закона, из объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении видно, что он с предъявленным обвинением не согласен. К протоколу не приложены и в деле отсутствуют показания потерпевших, свидетелей, заключений эксперта, иные документы, показания специальных технических средств, а также вещественные доказательства, в связи с чем, выводы, изложенные в постановлении, вынесенном к тому же с нарушением закона, не соответствуют обстоятельствам дела, доказательства наличия события административного правонарушения отсутствуют. Установленный законом порядок возбуждения, подготовки к рассмотрению и рассмотрения дела об административном правонарушении предусмотренный главами 28 и 29 КоАП РФ нарушен. При изложенных выше обстоятельствах, обжалуемое постановление, нельзя признать законным и подлежит отмене, а производство по делу — прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения. Учитывая изложенное, - прошу: Не вступившее в законную силу вынесенное с нарушением закона постановление по делу об административном правонарушении 77 ХА 0498677 от 12.07.2008 года о привлечении _________ Владимира Викторовича к административной ответственности по ст. 12.12 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 700 рублей отменить, производство по делу, руководствуясь п. 1) ч. 1 ст. 24.5 и п. 3) ч. 1 ст. 30.7. прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения. С уважением, Приложение:
Письмо № 45/Н-92 от 15.08.2008 года заместителя начальника УГИБДД ГУВД по городу Москве Подольного А.В.МВД России __________ В.В. Сообщаю, что Ваша жалоба, поступившая в Управление ГИБДД ГУВД по г. Москве, рассмотрена, а по обстоятельствам, указанным в ней, проведена проверка. В результате ее проведения информация, указанная в жалобе, частично подтвердилась. В ходе проведения проверки, установлено, что в действиях должностных лиц 1 отдела ДПС ГИБДД (на спецтрассе) ГУВД по г. Москве выявлены нарушения требований нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД. Виновные должностные лица ГИБДД будут привлечены к дисциплинарной ответственности. Постановление 99 ХА К 0498677 по делу об административном правонарушении от 12.07.2008 г., вынесенное в отношении Вас, отменено. На основании ч. 1 ст. 24.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Вас, направлен по месту жительства. Заместитель начальника А.В. Подольный. [1] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» от 30 декабря 2000г.-№1038. (в ред. от 10.01.2003)// Собрание законодательство РФ от 15 января 2001г.,№3, ст.235 [2] Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3342. [3] Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3345. [4] Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3343. [5] Собрание законодательства РФ от 2 августа 2004 г. № 31. Ст. 3264. [6] Собрание законодательства Российской Федерации от 12 апреля 2004 г. № 15. Ст. 1465. [7] Собрание законодательства РФ от 9 августа 2004 г. № 32. Ст. 3344. [8] Российская газета от 3 августа 2004 г. № 164. [9] Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2774. [10] Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2781. [11] Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2782. [12] Собрание законодательства РФ от 5 июля 2004 г. № 27. Ст. 2783. [13] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. 18.01.2003)// Собрание законодательство РФ-2002г.,№28, ст.2871 [14] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Российской транспортной инспекции Министерства транспорта Российской Федерации» от 11 июля 2002г.-№515 (ред. от 18.01.2003) // Собрание законодательство РФ - 2002г.,№28, ст.2871. [15] Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995г.М., ПРОСПЕКТ 2001г [16] Федеральный закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991г.-№1759-1. (с изм. и допол. на 01.01.2003) //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного суда РСФСР от 31 октября 1991г.,№44, ст.1426. [17] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» от 30 декабря 2000г.-№1038. (в ред. от 18.09.03)//Собрание законодательство РФ - 2001г.,№3, ст.235 |