Реферат: Иностранный капитал в России проблемы улучшения инвестиционного климата
Название: Иностранный капитал в России проблемы улучшения инвестиционного климата Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОЗОЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФАКУЛЬТЕТ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Иностранный капитал в России: проблемы улучшения инвестиционного климата Контрольная работа по мировой экономике Проверил: Конина Е.А Выполнил: Коренева О.В. Специальность: 080109 Гр. 115 шифр:0905233 Ижевск 2010 Содержание: 1.Введение 2. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций 2.1. Понятие и виды иностранных инвестиций 2.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства 3. Особенности инвестиционного климата в России. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования 4. Заключение 4.1 Инвестиционные заморозки 4.2 Меры по улучшению инвестиционного климата в России 5. Список литературы Приложение Введение В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что делает возможность создавать накопления и больше потребить в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства. Россия, являясь составной частью мирового хозяйства, участвует во всех протекающих в нем процессах, в том числе в международной миграции капитала, как его импортер (страна принимающая, ввозящая капитал), так и его экспортер (страна, вывозящая капитал). По вопросу привлечения в Россию иностранного капитала существуют противоположные точки зрения: · иностранный капитал следует привлекать в максимальной степени, снимая при этом все барьеры и ограничения; · иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом притоке в экономику России таят в себе опасность утраты страной национальной экономической, а вслед за ней, возможно, и политической независимости. На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем: 1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны; 2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.). Перспективным направлением развития международного инвестиционного сотрудничества России является возрастание роли и, вместе с тем, экономической компетенции регионов. Выработка мероприятий по улучшению инвестиционного климата регионов позволяет местным правительствам привлечь иностранный капитал в целях повышения конкурентоспособности региональных хозяйственных комплексов и увеличения темпов экономического роста. Целью данной работы – является исследование сущности и роли иностранных инвестиций в развитии экономики России на современном этапе. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи : - проанализировать понятие и виды иностранных инвестиций; - исследовать особенности влияния иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства; - исследовать структуру и динамику иностранных инвестиций России; - исследовать особенности инвестиционного климата в России на современном этапе; - проанализировать факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования в России; - обосновать приоритетные направления совершенствования государственной инвестиционной политики по привлечению иностранного капитала в экономику Российской Федерации 2. Теоретические аспекты привлечения иностранных инвестиций 2.1. Понятие и виды иностранных инвестиций Международное движение капитала – многосторонний процесс. Одной из составляющих этого движения являются международные инвестиции, к которым относятся долгосрочные вложения капитала в различные отрасли мирового хозяйства с целью получения прибыли[1] . Однако, необходимо учитывать, что осуществление инвестиций должно быть взаимовыгодным процессом, то есть приносить прибыль как получателю, которому направляются инвестиции, так и корпорации - инвестору. Экономический смысл привлечения иностранного капитала в Россию заключается в том, что вместе с ним в национальную экономику приносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов. В мировой практике выделяют три основные формы зарубежного инвестирования: 1. Прямые , или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг, непосредственно в предприятия). Эта форма вложений дает инвестору непосредственное право собственности на ценные бумаги или имущество и контроль над ними 2. Портфельные , или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги). Портфельные инвестиции – основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений). 3. Прочие инвестиции (среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы ссудного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям). Таким образом, инвестиции являются неотъемлемой частью современных экономических отношений, которые постоянно развиваются и требуют своего дальнейшего изучения. При этом, важной особенностью инвестиционной деятельности можно считать возможность обеспечения с ее помощью устойчивого развития различных отраслей хозяйства, и, в конечном счете, всей жизнедеятельности общества – как для стран-доноров, так и стран-реципиентов. 2.2. Влияние иностранных инвестиций на экономическое развитие принимающего государства Зарубежные инвестиции играют большую роль в экономическом развитии любого государства независимо от уровня его экономического развития — будь-то промышленно развитая или наименее развитая страна. Иностранные инвестиции содействуют экономическому росту принимающей экономики на основе более эффективного использования национальных ресурсов. Можно выделить два канала эффективности: - выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний, что приводит к перераспределению внутренних ресурсов между более и менее рентабельными компаниями и способствует росту среднего уровня производительности труда и среднедушевых доходов в принимающей стране. - второй канал эффективности иностранных инвестиций связан с ростом конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний. Деятельность последних побуждает национальные фирмы работать эффективнее. Аналогичным образом деятельность зарубежных фирм содействует более быстрой передаче новой и передовой технологии и усовершенствованной практики менеджмента местным фирмам на основе вертикально интегрированных связей и т.н. показательного (или демонстрационного) эффекта. Транснациональные корпорации (ТНК) предоставляют принимающей стране свои международные каналы закупок, производства и сбыта, что создает условия для доступа на мировой рынок национальных фирм и расширению или, напротив, сокращению их связей с местными поставщиками. Как правило, ТНК реинвестируют большую часть полученной прибыли в дочерние компании и меньшую часть прибыли вывозят за рубеж. Т.е. в отличие от местных фирм они имеют более высокую способность оставлять полученные прибыли для реинвестирования в принимающей стране. Это также содействует более высокому уровню формирования капитальных фондов в национальной экономике. Даже когда ТНК используют национальные источники финансирования капиталовложений, их экспансия может осуществляться на основе формирования капитала, если она не ведет к вытеснению местных производителей. Исследования по выявлению эффекта зарубежных инвестиций на экономическое развитие принимающей страны установили: - иностранные инвестиции могут увеличить объем совокупного капитала, а значит, содействовать экономическому росту. Однако необходимо, чтобы зарубежные инвестиции не вытесняли равные суммы национальных капиталов вследствие роста конкуренции на рынках; - вклад в увеличение экономического роста возможен только в условиях наличия связи между инвестициями и уровнем квалификации трудовых ресурсов. Иностранные инвестиции - основной канал передачи передовой технологии развивающимся странам и государствам с переходной экономикой. Но негативную роль могут сыграть отдельные факторы. Например, в условиях протекционистской торговой политики могут быть единственным путем доступа на внутренний рынок в отличие от традиционного экспорта товаров в принимающую страну. Аналогично правительство может предложить стимулы иностранным инвесторам, чтобы стимулировать инвестиции в целях пополнения валютных резервов и развития конкретных отраслей, являющихся стратегическими с точки зрения промышленной политики. Наряду с положительными эффектами иностранных инвестиций на экономическое развитие и рост экономики принимающей страны есть и потенциальные негативные эффекты: - вытеснение национальных капиталов и компаний - содействие оттоку капитала из страны на основе трансфертного ценообразования. 3. Особенности инвестиционного климата в России на современном этапе. Факторы, препятствующие и способствующие развитию иностранного инвестирования Российская экономика в последние десятилетия развивалась в условиях острейшего инвестиционного кризиса. Практически все отрасли сталкивались с нехваткой инвестиционных ресурсов не только для расширенного воспроизводства, но даже для поддержания функционирования имеющегося производственного потенциала в нормальном рабочем состоянии. Топливно-энергетический комплекс, в значительной мере ориентированный на экспортную деятельность, не является в этом смысле исключением. И это при том, что он в силу своей природы относится к числу исключительно высококапиталоемких отраслей[2] . По оценкам отраслевых ведомств, Союза производителей нефтегазового оборудования и Счетной палаты РФ, средний уровень износа основных фондов в главном секторе экономики и экспорта России - нефтегазовом комплексе - достиг критической черты: 50-53 процента в бурении с добычей и до 77-80 процентов в нефтепереработке. В текстильном комплексе этот показатель превышает 65 процентов, лесном комплексе - минимум 60 процентов. Средний уровень износа основных фондов в целом по промышленности превышает 55 процентов, удельный вес полностью изношенных фондов уже превысил 20 процентов, в том числе по машинам и оборудованию - достиг 35 процентов. Затраты предприятий реального сектора на капитальный ремонт оборудования составляют 35-40 процентов собственных инвестиционных средств К настоящему времени прямое государственное финансирование производственных и социальных объектов сохранилось преимущественно лишь для тех случаев, значение которых для страны может считаться чрезвычайным. В производственной сфере, например, речь идет о таких инвестиционных программах, как оборона, безопасность ядерных объектов, некоторые важнейшие направления развития транспорта и связи, частично агропромышленного комплекса. Основная же масса инвестиционного финансирования в новых условиях должна быть обеспечена самими хозяйствующими субъектами за счет собственных и привлекаемых средств. Одним из основных критериев макроэкономической стабильности можно отнести считать фактическую способность государства обеспечить защиту права собственности и имущественных интересов владельцев капиталов, выступающих в роли инвесторов[3] . Так, только при высказывании российского президента осенью 2002 г. о возможном пересмотре результата приватизации, западные инвесторы тут же заговорили о существенном ухудшении инвестиционного климата в России. При оценке состояния инвестиционного климата в той или иной стране большое значение на международном уровне придается условиям, которые обеспечиваются ее властями именно для иностранных инвесторов. Именно в этой сфере зачастую возникают коллизии между общепринятыми в мировой практике нормами и принципами инвестиционного сотрудничества и «правилами игры», укоренившимися в национальной инвестиционной политике. Чем шире спектр таких противоречий, тем менее благоприятным может оказаться инвестиционный климат, причем не только для иностранных, но и для своих, отечественных, инвесторов. В мае 2005 года президент России Владимир Путин поручил правительству до 1 ноября внести в Госдуму законопроекты, которые бы ограничили участие иностранцев в отраслях экономики страны, которые, по мнению российского лидера, имеют стратегическое значение. В поручении президента упоминаются отрасли, обеспечивающие безопасность государства, объекты инфраструктуры, предприятия, выполняющие оборонный заказ, естественные монополии, разработка полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение". Уже существуют законодательно оформленные ограничения на долю иностранного капитала в "Газпроме" (20%), а "Российские железные дороги" и "Транснефть" полностью контролируются государством. В РАО "ЕЭС России" ограничения в 25% перестали действовать с 1 января в процессе реформы энергетики, в которой немалая роль отводится иностранному капиталу. Интересы обороноспособности уже стали причиной отказа германскому концерну «Siemens» в праве получить контрольный пакет акций компании "Силовые машины". Силовики выступают против и пока не объявленной продажи "Связьинвеста". Инвесторы испытали немалое беспокойство в связи с "делом «ЮКОСа», когда крупная частная российская компания, у которой есть иностранные акционеры, стала испытывать серьезные затруднения из-за претензий налоговых органов и, в конце концов, лишилась самого привлекательного актива, проданного за долги[4] . Приведенные выше перечни различных ограничений в сфере инвестирования свидетельствуют скорее о принципиальной возможности наличия таковых в законодательстве или в практике международного инвестиционного сотрудничества отдельных государств. На деле же в последние годы все отчетливее наблюдается тенденция к серьезной либерализации инвестиционных режимов для иностранного капитала. Число применяемых в этом отношении ограничений постепенно сокращается, и международные стандарты инвестиционного климата, благоприятного для иностранных инвесторов, становятся все более либеральными. Для России как страны с «переходной экономикой» характерна незавершенность формирования конкретных условий функционирования рыночной экономики, в том числе и инвестиционного режима, адекватного современным критериям международного инвестиционного сотрудничества. Однако становление благоприятного инвестиционного климата в нашей стране не может быть сведено только к получению статуса страны с рыночной экономикой (который был присвоен России осенью 2002 г.), хотя соответствующая правовая база, безусловно, является его главной предпосылкой при условии, конечно, что вводимые в действие законы и иные нормативные правовые акты будут строго выполняться, чего до сих пор, к сожалению, далеко не всегда удается добиваться российским властям. Оценивая российскую действительность с позиций необходимости создания в стране более благоприятного инвестиционного климата, следует признать, что комплекс подлежащих решению проблем в этой сфере сближает Россию скорее с развивающимися, чем с промышленно развитыми странами. Специфическая особенность состоит, например, в том, что в нашей стране пока еще не созданы основополагающие условия для существования единообразного инвестиционного климата для всего ее экономического пространства[5] . На региональном уровне существует отчетливо проявляющаяся дифференциация субъектов Федерации по инвестиционному климату. Львиная доля инвестиций (отечественных и иностранных) сосредоточена в регионах с высоким экономическим потенциалом и незначительным предпринимательским риском[6] . Это особенно характерно для иностранных инвесторов. Отечественные же инвесторы проявляют большую, чем иностранцы, готовность вкладывать свои капиталы и в регионы с высоким риском при наличии, однако, высокого инвестиционного потенциала. Таким образом, при характеристике инвестиционного климата для иностранного капитала в России, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий и даже отраслей к эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Если обратиться к чисто количественным характеристикам, то перечень уже принятых и вступивших в действие федеральных законов, прямо или косвенно относящихся к регулированию инвестиционной деятельности, выглядит весьма впечатляюще. Только за период 1995-2006 гг. было принято более 100 федеральных законов (основной Закон РФ "Об иностранных инвестициях" от 1999 года) указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Не менее солидно представлен и «задел» законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в этой сфере, о чем свидетельствует и весьма обширный «портфель» законопроектов, подготовленных к рассмотрению российскими законодателями. Необходимо принять во внимание, что Россия - не только самая богатая природными ресурсами страна, но и страна, где многие ресурсы находятся в частной собственности, поэтому инвесторы могут прийти в Россию и заключить соглашения с частным бизнесом. Квалифицированные и готовые к инновациям люди, не требующие чрезмерно высоких зарплат, - еще один привлекательный момент. У Boeing огромный исследовательский центр в Москве, у Intel-в Нижнем Новгороде, и дело не столько в дешевизне труда, сколько в том, что русские ученые оказались способными решать сложные задачи. Выше рассмотренные преимущества и недостатки инвестиционного климата России можно подытожить в SWOT-матрице (табл.1 ). Таблица 1 SWOT-анализ иностранных инвестиций в Россию
4. Заключение 4.1 Инвестиционные заморозки Вывод невеселое нынешнее положение с инвестициями в российскую экономику. В прошлом году общий объем капвложений в экономику страны сократился на 17% (в реальном исчислении с поправкой на инфляцию). "На фоне общего падения в 2009 году объема прямых иностранных инвестиций в мировую экономику приток инвестиционных средств в Россию снизился на 41%, а это печально. В результате доля прямых иностранных инвестиций в ВВП России в прошлом году составила 3,6% - снижение приблизительно на один процентный пункт по сравнению с 2008 годом. Оживление мировой экономики после кризиса создает благоприятные условия для возобновления роста иностранных инвестиций. Однако "наша экономика сможет получить их в нужных объемах только тогда, когда условия для размещения инвестиций в нашей стране будут относительно лучше, чем в странах, которые конкурируют с нами за привлечение иностранного капитала" Белоруссия и Казахстан занимают соответственно 58 и 63 места в рейтинге стран с благоприятными условиями для ведения бизнеса (Россия опустилась в этом рейтинге на две ступени и занимает 120 место). "В отличие от нас они двигаются вверх. Это тоже повод призадуматься. Вопрос улучшения инвестиционного климата является достаточно острым. Нынешняя мировая экономическая ситуация не позволяет России, если говорить о формировании бюджета, полагаться на нефтегазовые доходы, как раньше. "Поэтому наряду с этими доходами, если говорить о бюджетном аспекте, нужны доходы от других секторов, нужна их развитость, и нужны инвестиции. При этом в других секторах инвестиции более чувствительны к составляющим инвестклимата. Могло быть хуже Тем не менее, России удалось избежать "панического бегства капитала из страны". ,благодаря антикризисным действиям и ранее принятым решениям, в России удалось создать "базовые условия для формирования благоприятного инвестиционного климата, обеспечить политическую и макроэкономическую стабильность". Несколько лет назад была проведена либерализация валютного регулирования и снято ограничение по перемещению капитала. Число лицензированных видов деятельности сократилось, процедуры проверки малого бизнеса стали более четко регламентированы, установлены понятные прозрачные правила допуска иностранных инвесторов в стратегические отрасли. В целом мы имеем открытую для инвестиций экономику. В стране создана достаточно качественная налоговая система, которая отвечает и отдельным критериям инновационной экономики, и необходимости развивать инвестиционную активность. В частности ставка корпоративного налога на прибыль была снижена до 20%, а налог на доходы физических лиц уже на протяжении восьми лет является одним из самых низких и стабильных в странах с развитой экономикой. 4.2 Первоочередные меры, которые необходимо предпринять, чтобы улучшить инвестиционный климат в России: - В том числе, снятие квот по найму высококвалифицированных иностранных специалистов и улучшение ситуации со своевременным возмещением НДС при капитальном строительстве и экспорте несырьевой продукции. - Кроме того, необходимо предпринять "оптимизацию механизмов администрирования расходов на НИОКР; - Введение облегченного порядка таможенного оформления для предприятий, производящих машинотехническую продукцию и высокотехнологичные товары". Текущий уровень инвестиций по отношению к ВВП составляет около 20%, и по сравнению со странами, которые активно развивались, этого недостаточно. По нашим оценкам, для того, чтобы выполнить все поставленные задачи (модернизационного развития), уровень инвестиций должен приближаться к 30% от ВВП. Источниками инвестиций могут быть как внутренние, так и внешние. Сегодня в мире прямые иностранные инвестиции составляют около 1 трлн долларов США, несмотря на падение в 2009 году. Россия по показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций уступает многим странам. Вопрос не только в абсолютных размерах иностранных инвестиций, но и в их структуре. Кроме того, основной объем инвестиций по странам происходит из так называемых оффшорных юрисдикций. 5. Список используемой литературы: - http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=121791 - http://www.gks.ru - Внешнеэкономическая деятельность: Учебник для студ. Учреждений сред. Проф. Образования / Б. М. Смитиенко, В. К. Поспелов, С. В. Карпова и др.; 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 - Инвестиции.: учебник / Г.П. Подшиваленко, Н.И. Лахметкина, М.В. Макарова. М.: КноРус, 2007. - Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. А. Г. Грязновой и Н. Н. Думной, - М.: КноРус, 2006. - Балацкий Е., Павличенко Р. Иностранные инвестиции и экономический рост: теория и практика исследования // Мировая экономика и международные отношения. 2002 - Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, Воронина Н.В. 2004, № 4 ПРИЛОЖЕНИЕ Об иностранных инвестициях 1. По состоянию на конец 2009г. накопленный иностранный капитал2) в экономике России составил 268,2 млрд.долларов США, что на 1,4% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,5% (на конец 2008г. - 51,6%), доля прямых инвестиций составила 40,7% (46,3%), портфельных - 3,8% (2,1%). В 2009г. в экономику России поступило 81,9 млрд.долларов США иностранных инвестиций, что на 21,0% меньше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,0 млрд.долларов США (на 30,3% меньше), во II квартале - 20,2 млрд.долларов США (на 31,2% меньше), в III квартале - 22,5 млрд.долларов США (на 22,9% меньше), в IV квартале - 27,2 млрд.долларов США (на 2,8% меньше). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в 2009г. 76,7 млрд.долларов США, или на 12,8% больше, чем в 2008г. (в I квартале 2009г. - 12,1 млрд.долларов США (на 15,3% меньше), во II квартале - 19,7 млрд.долларов США (на 1,2% меньше), в III квартале - 18,8 млрд.долларов США (на 36,2% больше), в IV квартале - 26,1 млрд.долларов США (на 30,9% больше). ______________________ Поступление иностранных инвестиций по типам
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности млн.долларов США
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России млн.долларов США
Поступление иностранных инвестиций млн.долларов США
2. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2009г. составил 65,1 млрд.долларов США. В 2009г. из России за рубеж направлено 82,6 млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 27,5% меньше, чем в 2008 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 76,1 млрд.долларов США, или на 26,2% меньше, чем в 2008 году. [2] Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, 2004, № 4, с. 31. [3] Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. Вопросы экономики, 2002, № 7, с.104. [4] BBCRussian.com [5] Воронина Н.В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе. Финансы и кредит, 2004, № 4, с. 33. [6] Дзедзичек М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, 2004, № 52, с. 21. |