Реферат: Банки и их роль в рыночной экономике 6
Название: Банки и их роль в рыночной экономике 6 Раздел: Рефераты по банковскому делу Тип: реферат |
БАНКИ И ИХ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Содержание ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………….…3 БАНКИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. Сущность банков………………………………………………….…...5 1.2. Признаки и функции банков…………………………………….……7 1.3. Банковская система: сущность и структура…………………….…...9 1.4. Современная банковская система России…………………………..11 II. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. Сущность Центрального банка РФ и его структура………………..13 2.2. Функции и операции Центрального банка………………………….16 2.3. Взаимодействие Центрального банка РФ и коммерческих банков..20 III. КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3.1. Особенности деятельности коммерческих банков……………….…24 3.1.1 Сущность коммерческих банков…………………………….. 24 3.1.2 Функции и классификация коммерческих банков……….…..24 3.1.3 Операции коммерческих банков……………………………....26 3.1.4 Ресурсы коммерческих банков………………………………..30 3.2. Роль коммерческих банков в формировании рыночной среды…....34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………...36 ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………………………….…37 ВВЕДЕНИЕ Банковская система играет исключительную роль в нормальном развитии экономики стран. Россия не является исключением, и при переходе к рынку в ней сложилась новая банковская система. Естественно, она имеет некоторые особенности, свои собственные сложности и пути их разрешения. Вся система в данный момент находится в стадии становления, и не может избежать кризисов и потрясений. Именно поэтому важно понять, как свести негативные последствия к минимуму. Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Современная банковская система- это важнейшая сфера национального хозяйства развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. В России банковская система недостаточно развита. Можно сказать, что в нашем обществе еще нет завершенного понимания того места, которое должны занимать банки в системе управления экономикой. Обществу нужны обстоятельные, более глубокие представления о сути банка, необходима его концепция, выяснение его общественного назначения. Все это непростые вопросы, их корни заложены в истории развития банковского дела. Становление современного банковского дела в такой стране, как Россия, великой не только размерами и ресурсами, но также своими большими особенностями, представляет исключительно сложную задачу. Стабильность банковской системы имеет чрезвычайное значение для эффективного осуществления денежно-кредитной политики. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике. Именно необходимостью изучения такого важного компонента рыночной экономики и определяется актуальность данной темы. Данная курсовая работа посвящена вопросу организации Банковской системы в Российской Федерации. В данный момент очень актуальны проблемы развития Банковской системы в России, так как интенсивное развитие Банковской системы в России, происходившее в последнее десятилетие, определялось процессом трансформации плановой экономики в рыночную. За сравнительно короткое время была создана двухуровневая банковская система. Цель данной работы – исследовать банковскую систему РФ, рассказать о видах, функциях и роли банков в развитии экономики страны; В связи с целью работы были поставлены следующие задачи: - дать определение банковской системы, охарактеризовать её элементы; - осветить роль Центрального банка в функционировании Банковской системы РФ, в экономических процессах страны, а также рассмотреть основные функции и операции Банка России; - охарактеризовать коммерческие банки России в условиях перехода к рыночным отношениям, рассмотреть их операции, влияние на управление экономикой. I . БАНКИ И БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1. СУЩНОСТЬ БАНКОВБанки – особый вид предпринимательской деятельности, связанной с движением ссудных капиталов, их мобилизацией и распределением. В отличие от ссудного капиталиста (рантье) банкир представляет собой разновидность капиталиста – предпринимателя. Промышленные капиталисты вкладывают свой капитал в промышленность, торговые – в торговлю, а банкиры – в банковское дело. Ссудный капиталист предоставляет в ссуду собственный капитал, банкиры оперируют в основном чужими капиталами. Доходом ссудного капиталиста является ссудный процент, а доходом банкира – банковская прибыль (процент, доходы от ценных бумаг, комиссионные и пр.). Наиболее массовым представлением о банке является его определение как учреждения, как организации. "Банковские учреждения и организации" –довольно расхожий термин, сплошь и рядом его можно встретить как в серьезной научной, так и учебной литературе, банковском законодательстве, банковских документах и печати. Здесь и далее не следует забывать, что "организация" отсылает нас к определенной совокупности. "Организация – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе правил и процедур". Что это за объединение, чем оно занимается в соответствии со своими правилами – все это применительно к банку как учреждению, организации остается скрытым. Более того, банк как организация оказывается близко стоящим к понятиям "благотворительная организация", "общественная организация". Однако следует отметить, что банк, хотя и выполняет общественную миссию, тем не менее, имеет слабое отношение к этим понятиям. Банк как организация, как объединение людей, исторически скорее являлся уделом частного лица и лишь впоследствии, с развитием банковского дела, особенно в современных условиях хозяйствования, превратился в крупные, средние и мелкие объединения. Наконец, в представлении о банке как учреждении наши ассоциации оказываются ближе к банку как служебной конторе, аппарату управления. Именно так и довольно часто характеризуется банк. Распространено мнение, что социалистические банки сформировались как органы экономического управления. Подобное представление своими корнями опирается на тот период, когда банки из частных, стали превращаться в государственный орган, когда до предела обнажилась монополия государства на банковское дело. В СССР, как и в других бывших социалистических странах, на протяжении нескольких десятилетий существовали банки только государственного происхождения. На самом деле, банк как бы сросся с государством, стал частью государственного аппарата управления, контроля за деятельностью хозяйства. Можно сказать, что в период преобладания административно-командных методов управления, сращивания государственного аппарата с банковским аппаратом банк действительно напоминал такую надстройку. В этих условиях попытки объявить прежние наши банки базисом носили искусственный характер; для этого необходима была радикальная ломка их связей с клиентами, развитие коммерческих, а не директивных отношений между ними. Только благодаря этому отношения между банком и предприятиями приобретают подлинно экономический характер, а банк становится базисом. Как предприятие, банк является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладает правами юридического лица, производит и реализует продукт, оказывает услуги, действует на принципах хозрасчета. Мало чем отличаются и задачи банка как предприятия – он решает вопросы, связанные с удовлетворением общественных потребностей в своем продукте и услугах, реализацией на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов, как членов его коллектива, так и интересов собственника имущества банка. Как и любое предприятие, банк должен иметь специальное разрешение (лицензию). Вместе с тем банк как предприятие имеет свою специфику, его деятельность отличается от деятельности других предприятий. 1.2. ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ БАНКОВОсновное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Существует два признака, ставящие банки в особое положение. Банки – логически первичное, исходное звено в сфере финансового рынка, тогда как иные кредитные организации – звено вторичное, производное. Чтобы быть первичными по отношению к прочим кредитным организациям, банки должны определенным образом взаимодействовать с ними, вступать с ними в определенные экономические и иные связи. Это, во-первых, способность банков и только банков, начиная с центрального, выпускать в обращение и изымать из него деньги, т.е. снабжать экономический оборот большим или меньшим объемом платежных средств и тем самым регулировать массу денег в обращении (образование платежных средств, их выпуск в оборот и изъятие из оборота); во-вторых, первичный характер денег по отношению ко всему финансовому инструментарию, включая ценные бумаги, с которым преимущественно работают и предприятия, и небанковские кредитные организации; в-третьих, обслуживание небанковских кредитных организаций в банках наравне с прочими клиентами – юридическими и физическими лицами. Банк – основное, главное звено финансового рынка, т.е. банки и только банки способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, таким образом каждая такая организация действует на ограниченном числе элементов финансового рынка. Итак, банки по определению являются (могут быть) финансовыми институтами универсального характера. Но ни одна небанковская кредитная организация не обладает качеством универсальности. В то же время многие операции, относимые к банковским (расчетные, кассовые, кредитные, с ценными бумагами, доверительного управления, хранение ценностей и др.), выполняются и должны выполняться (при наличии соответствующего разрешения, если это необходимо) не только банками, но и другими кредитными организациями, а в определенной мере даже просто предприятиями. Однако имеются операции, которые могут и должны выполнять банки и только. Указанная исключительная прерогатива банков конкретно реализуется в следующих группах операций: – прием денег в депозиты (вклады) от юридических и физических лиц; – выдача юридическим и физическим лицам денежных кредитов (появление новых кредитных денег); – инкассация денег, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц: – купля-продажа иностранных валют; – открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц; – осуществление расчетов и платежей по поручению физических и юридических лиц с их банковских счетов. – привлекать во вклады и размещать от своего имени драгоценные металлы; – выдавать банковские гарантии. Банки выполняют в рыночном хозяйстве следующие важные функции. Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение — лицензия. Вторая функция банка — функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой. Третья функция банка — посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это — не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов. 1.3. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРАБанковская система – совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система в качестве составной части входит в большую систему – кредитную систему страны. А кредитная система – в экономическую систему страны. Это означает, что деятельность и развитие банков следует рассматривать в тесной связи с производством, обращением и потреблением материальных и нематериальных благ. В своей деятельности банки включены в общий механизм регулирования хозяйственной жизни, тесно взаимодействуя с бюджетной и налоговой системами, системой ценообразования. Действующие в стране банки могут иметь одноуровневую и двухуровневую организацию. Одноуровневый вариант действует, когда в стране нет центрального банка, либо есть только один центральный банк. Безусловно, в этом случае говорить о банковской системе ещё рано. Банковская система как элемент цивилизованной рыночной экономики может быть только двухуровневой. Первый, верхний уровень – центральный банк. Второй, нижний уровень – коммерческие банки и кредитные учреждения (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.). Необходимость создания двухуровневой системы банков обусловлена противоречивым характером рыночных отношений, которые с одной стороны, требуют свободы предпринимательства и распоряжения частными и финансовыми средствами, что обеспечивается элементами нижнего уровня – коммерческими банками; а с другой стороны, – необходимостью определенного государственного регулирования, что требует особого внимания института в виде центрального банка. Центральный банк страны является главным звеном банковской системы любого государства. Он – посредник между государством и экономикой. Чаще всего центральный банк является собственностью государства. Осуществляя свою деятельность на макроуровне, он отражает общенациональный интерес, проводит политику не в интересах того или иного региона, той или иной группы отраслей народного хозяйства, а в интересах государства в целом. Центральный банк играет ведущую роль – роль банка банков. Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов и непосредственно обслуживают юридических и физических лиц. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы страны. 1.4. СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА РОССИИБанковская система представляет собой включенную в экономическую систему страны единую и целостную (взаимосвязанную, взаимодействующую) совокупность кредитных организаций, каждая из которых выполняет свои особые функции, проводит свой перечень денежных операций, в результате чего весь объем потребностей общества в банковских продуктах (услугах) удовлетворяется в полной мере и с максимально возможной степенью эффективности. Современная банковская система России представлена двумя уровнями. В юридическом плане она базируется на основе принятых 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР специальных законов: Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности РСФСР» и Закона «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», а также новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятого в июле 1995 г. В новой редакции Закона РФ «О банках и банковской деятельности», принятой в июле 1995 г., отмечено, что банковская система России включает в себя Банк России (это официальное название Центрального банка), кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков. Законом «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность присутствия на российском кредитном рынке банков, предоставляющих иностранный капитал, определены условия лицензирования их деятельности и полномочия Банка России в отношении формирования их уставного капитала. Исключительное значение имело закрепление на законодательном уровне принципа независимости банков от органов государственной власти и управления при принятии решений, связанных с проведением банковских операций. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные, сберегательные, ипотечные, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.), «коммерческие банки с различным по своей широте ассортиментом («дифференцированная универсальность»), различными целями и часто также различными группами клиентов; они занимаются банковскими операциями, т.е. производят финансовые услуги, которые нужны на рынке». Центральный банк занимает особое место, выполняя роль главного координирующего органа всей банковской системы страны. Главная задача кредитно-денежной политики ЦБ - поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. Коммерческие (не эмиссионные) банки — это второй уровень банковской системы и в то же время это костяк кредитной системы, который концентрирует основную часть ее кредитных учреждений. Их деятельность довольно велика, поэтому их еще называют универсальными банками. Сегодня коммерческие банки способны предложить клиенту до 200 видов разнообразных банковских продуктов и услуг. В последнее время банки все активнее осуществляют нехарактерные для них операции, внедряясь в нетрадиционные для банков сферы финансового предпринимательства, включая лизинг, факторинг, форфейтинг и иные виды кредитно-финансового обслуживания. Еще один элемент банковской системы – банковская ассоциация – общественная некоммерческая организация, членами которой являются коммерческие банки, создаваемая с целью представления их интересов в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, а также в целях координации и совершенствования их деятельности. II . ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2.1. СУЩНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И ЕГО СТРУКТУРА Центральный банк Российской Федерации (Банк России) – высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности. Главная задача Центрального банка России заключается в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое развитие страны. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того, он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. ЦБ РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения и учебные заведения, хранилища, а также другие предприятия, учреждения и организации, в том числе подразделения безопасности, необходимые для успешной деятельности банка. Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России – город Москва. Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей. Банк России подотчетен только Федеральному собранию. Председатель банка назначается Государственной Думой сроком на 4 года по представлению президента. Банк России участвует в разработке экономической политики правительства. Председатель банка России или его заместитель участвует в заседаниях Правительства России. Министры финансов и экономики РФ или по одному из их заместителей могут участвовать в заседаниях Совета Директоров – высшего органа управления Банком – с правом совещательного голоса. В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. В соответствии со ст. 3 Закона «О центральном Банке РФ» целями деятельности Банка России являются: – защита и обеспечение устойчивости рубля; – развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Центральный банк РФ занимает особое положение среди всех юридических лиц, занятых управлением или хозяйственной деятельностью. Представляя собой орган государственного управления, Центральный банк выступает и как коммерческий банк. Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения. Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты налогов, сборов, пошлин и других аналогичных платежей. Центральный банк владеет такими ресурсами, которыми не в состоянии обладать ни один коммерческий банк. Это объясняется тем, что он: – монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; – выступает кредитором для коммерческих банков; – от имени правительства управляет государственным долгом, т.е. размещает, погашает и проводит другие операции с государственными ценными бумагами, эмитированными правительством; – наряду с коммерческими банками производит кассовое обслуживание бюджета, ведет счета внебюджетных фондов, обслуживает представительные и исполнительные органы власти, выдает краткосрочные ссуды правительству и местным властям; – является «банком банков», так как ведет счета коммерческих банков, связанные с межбанковскими операциями и хранением резервов. Деятельность Центрального банка РФ позволяет проводить реструктуризацию банковской системы таким образом, чтобы максимально сохранить потенциал российской банковской системы, повысить ее надежность, устойчивость, способность эффективно обслуживать потребности экономики. 2.2. ФУНКЦИИ И ОПЕРАЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются: – защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам; – развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие: – активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной' политики Правительства РФ; – всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране; – сокращение бюджетного дефицита, поддержание стабильного денежного обращения; – обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты; – обеспечение государственного фонда валютных резервов; – расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда: – расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей; – максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой. Согласно 4-й статье Закона «О Центральном банке РФ» Банк России выполняет следующие функции: 1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; 2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; 3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования; 4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации; 5) устанавливает правила проведения банковских операций; 6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов; 7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России; 8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; 9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор); 10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; 11) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России; 12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации; 13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами; 14) устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации; 15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю; 16) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации; 17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты; 18) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные; 19) осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами. В рамках установленных законом функций и достижения поставленных целей и задач Центральный банк Российской Федерации: – проводит операции по выпуску денег в обращение; – предоставляет кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете; – покупает и продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; – покупает и продает облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты; – покупает и продает иностранную валюту, а также платёжные документы и обязательства, номинированные в иностранной валюте, выставленные российскими и иностранными кредитными организациями; – покупает, хранит, продает драгоценные металлы и иные валютные ценности; – проводит расчётные, кассовые и депозитные операции, принимает на хранение и в управление ценные бумаги и другие активы; – выдает поручительства и банковские гарантии; – осуществляет операции с финансовыми инструментами, используемые для управления финансовыми рисками; – открывает счета в российских и иностранных кредитных организациях на территории России и территориях иностранных государств; – выставляет чеки и векселя в любой валюте; – осуществляет другие банковские операции и сделки от своего имени в соответствии с обычаями делового оборота, принятыми в международной банковской практике. Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюджетных фондов, воинских частей. Банк России вправе обслуживать клиентов, не являющихся кредитными организациями, в регионах, где отсутствуют кредитные организации. Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки на комиссионной основе. Таким образом, список операций, осуществляемых Центральным банком очень велик, однако, соблюдая закон, Банк России не имеет права: – осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензий на проведение банковских операций, и физическими лицами; – приобретать акции кредитных и иных организаций (за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России) – проводить операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России и его организаций; – заниматься торговой и производственной деятельностью, за исключением случаев, предусмотренных Законом о Банке России; – пролонгировать предоставленные кредиты (исключение может быть сделано по решению Совета директоров). 2.3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РФ И КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ Функции общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно-кредитной системы сегодня возложены на ЦБ РФ. Это регулирование призвано содействовать обеспечению: – устойчивости работы и укреплению финансового положения коммерческого банка; – ориентации и стимулированию деятельности банка в области кредитования на выполнение приоритетных задач развития экономики и повышения благосостояния общества; – научной организации денежного обращения в народном хозяйстве. При этом со стороны ЦБ РФ используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные. Организация взаимоотношений ЦБ с коммерческими банками и методы регулирования деятельности последних предусмотрены соответствующие банковским законодательством. ЦБ регулирует деятельность коммерческих банков посредством использования такого комплекса экономических методов, как: – изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими банками в ЦБ; – изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБ коммерческим банкам, а также процентных ставок по кредитам; – проведение операций с ценными бумагами и с иностранной валютой. Для этих целей ЦБ были разработаны инструкции №1 «О порядке регулирования деятельности коммерческих банков», которая вступила в действие с 1 июня 1991 г. и «Указания о порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за счет взносов коммерческих банков», вступившие в действие с 1 июля 1991 г. В соответствии с вышеуказанными нормативными документами ЦБ образует резервный фонд кредитной системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов. Фонд обязательных резервов создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в качестве кредитных ресурсов. Банк России, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в обращении. Так, например, уменьшение нормы обязательных резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать сформированные ими кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в народное хозяйство. Однако следует учитывать, что такая политика ведет к росту денежной массы в обращении и в условиях спада производства вызывает инфляционные процессы. При систематическом нарушении коммерческим банком сроков внесения подлежащих резервированию средств к нему может быть применена более жесткая мера экономического воздействия в виде повышения нормы обязательных резервов, но не более чем на 10 пунктов. Это достаточно эффективная мера, поскольку применение ее снижает возможности банка по предоставлению кредита и соответственно его доход. В полной сумме зарезервированные средства могут быть возвращены коммерческому банку только при его ликвидации. Экономические отношения между ЦБ и коммерческими банками и регулирование деятельности последних могут возникать и осуществляться в результате предоставления в распоряжение этих банков централизованных кредитных ресурсов для целей последующего предоставления ссуд хозяйственным организациям. Так, когда кредитные ресурсы отдельных коммерческих банков, мобилизованные ими на местах, недостаточны, а возможности получения кредитов у других коммерческих банков исчерпаны, ЦБ РФ может предоставлять таким банкам ссуды на условиях кредитного договора. При этом ЦБ оказывает воздействие экономическими методами на кредитную и процентную политику, проводимую коммерческими банками по отношению к своим заемщикам. К ряду экономических мер по регулированию деятельности коммерческих банков относятся: операции ЦБ РФ на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой. В частности, Банк России, продавая коммерческим банкам государственные ценные бумаги и свободно конвертируемую валюту, ограничивает кредитную экспансию коммерческих банков, снижает денежную массу в обращении, ослабляя тем самым давление платежных средств на товарный рынок, и повышает курс рубля. Рассматривая все вышеуказанные методы регулирования деятельности коммерческих банков, следует сказать о том, что они могут быть в достаточной степени эффективны только в случае проведения государством согласованной денежно-кредитной и финансовой политики. Наряду с экономическими методами, посредством которых ЦБ РФ регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы. При крайне неблагоприятном состоянии денежного обращения, наличии активных инфляционных процессов в экономике ЦБ в целях улучшения положения в этой области может проводить более жесткие мероприятия, носящие административный характер, посредством ограничения объема кредитных вложений коммерческих банков, установления предельных размеров процентных ставок по выдаваемым ими кредитам. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров (пайщиков), вкладчиков, клиентов, ЦБР может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны ЦБР по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. III . КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3.1. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ 3.1.1 Сущность коммерческих банков Коммерческие банки представляют второй уровень банковской системы. Они концентрируют деловую часть кредитных ресурсов. Современные коммерческие банки — это банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население — своих клиентов. Коммерческие банки являются основным звеном банковской системы. Они организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные, кооперативные. Однако независимо от форм собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Характерная особенность коммерческих банков, отличающая их от государственных банков второго уровня и кредитных кооперативов, заключается в том, что основной целью их деятельности является получение прибыли (в этом состоит их «коммерческий интерес» в системе рыночных отношений). В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основываются на Законе РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», принятом 2 декабря 1990 г. В соответствии с этим законом банки в России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств за третьих лиц, посреднические и доверительные операции и т.п. 3.1.2 Функции и классификация коммерческих банков Коммерческий банк – это институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли. По уровню специализации коммерческие банки делятся на: – универсальные, т.е. осуществляющие практически все виды банковских операций: предоставление как краткосрочных, так и долгосрочных кредитов; операции с ценными бумагами; прием вкладов всех видов; оказание всевозможных услуг и т. п.; – специализированные, т.е. осуществляющие в силу тех или иных причин специализацию на определенных видах банковских операций (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки). Коммерческий банк выполняет следующие функции. 1. Аккумуляция и мобилизация денежного капитала. С помощью этой функции коммерческих банков происходит сосредоточение временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и превращение их в капитал. 2. Посредничество в кредите. Данная функция определяется тем фактом, что прямые отношения между кредиторами и заемщиками невозможны из-за совпадения суммы и срока капитала, предлагаемого в ссуду, и потребностью заемщика в них. Коммерческие банки, выполняя роль посредника к кредите, устраняют эти затруднения. 3. Создание кредитных денег. Данная функция является особой функцией банков по созданию кредитных денег в виде банковских депозитов, которые используются с помощью чеков, пластиковых карточек, электронных переводов. Коммерческие банки образуют депозиты, во-первых, принимая наличные деньги от своих клиентов, когда происходит замена одного вида денег (банкнот) другим видом (депозитами). Во-вторых, банк создает депозиты на основе выдачи банковских ссуд, приобретая у клиентов ценные бумаги, иностранную валюту и золото. В этом случае происходит обратный переход денег из безналичной форсы в наличную. 4. Осуществление расчетов в народном хозяйстве. В условиях совершенствования расчетных отношений в народном хозяйстве промышленно развитых стран всё большая часть расчетов между юридическими лицами осуществляется в безналичной форме, и коммерческие банки выступают организаторами и посредниками подобных расчетов. Они осуществляют платежи по поручению клиентов, принимают деньги на счета и ведут учет всех денежных поступлений и выдач у своих клиентов. 5. Организация выпуска и размещения ценных бумаг. Через данную функцию реализуется роль коммерческих банков в организации первичного и вторичного рынков ценных бумаг в стране, которые, безусловно, дополняют систему кредита и взаимодействуют с ней. 6. Оказание банками консультативных услуг. Данная функция связана с заинтересованностью банков в устойчивой, эффективной и прибыльной работе своих клиентов. В связи с этим банки осуществляют консультирование по вопросам повышения кредитоспособности своих клиентов, оптимизации их расчетов, налогового планирования, по проблемам составления отчетности и т.д. 3.1.3 Операции коммерческих банков Пассивные операции коммерческих банков – это операции по формированию источников средств, ресурсов банка, которые отражаются в пассиве его баланса. Ресурсы коммерческих банков состоят из двух основных видов источников: собственных средств банка и привлечённых средств. Необходимо отметить, что особенностью банковского бизнеса является тот факт, что коммерческий банк работает преимущественно на привлечённых средствах, которые в совокупных пассивах банка составляют до 90%, в то время как собственные около 10%. Анализ пассивов банка начинается обычно именно с его собственного капитала. Собственный капитал формируется в момент создания банка и первоначально состоит их сумм, полученных от учредителей в качестве их взноса в уставный капитал банка, который может производиться как напрямую – если банк создаётся в форме общества с ограниченной ответственностью, так и через покупку акций – если банк создан в форме акционерного общества. К собственному капиталу относятся так же все накопления, полученные банком в процессе его деятельности, которые не были распределены среди акционеров банка в виде дивидендов либо израсходованы на другие цели. Собственный капитал выполняет пять основных функций: регистрационную, защитную, оперативную, регулирующую, эмиссионную. Защитная функция означает защиту экономических интересов вкладчиков и кредиторов, т. е. возможность выплаты им компенсации в случае возникновения убытков или банкротства банка, а так же продолжение деятельности банка вне зависимости от его убытков. Регулирующая функция проявляется в том, что размер имеющихся у банка собственных средств определяет масштабы его деятельности. По действующему законодательству экономические нормативы, установленные ЦБ РФ и регулирующие деятельность коммерческих банков, в основном зависят от размера собственных средств банка. Оперативная функция собственного капитала заключается в том, что он является источником вложений в собственные материальные активы, источником развития материальной базы банка. Эмиссионная функция связана с формированием акционерного капитала. Источниками собственного капитала банка служат: уставный капитал, добавочный капитал, фонды банка, нераспределённая прибыль отчётного года и прошлых лет. На практике существует два пути накопления собственного капитала: накопление прибыли, привлечение дополнительного капитала на финансовом рынке. Накопление прибыли может происходить в форме ускоренного создания резервного и других фондов банка с последующей их капитализацией либо в виде накопления нераспределённой прибыли предшествующих лет. Привлечение дополнительного капитала банка может происходить на основе, как дополнительных вкладов его участников, так и вкладов в уставный капитал банка третьих лиц, которые становятся при этом участниками данного банка. Привлечённые средства составляют подавляющую часть ресурсов коммерческого банка. Структура привлечённых средств коммерческих банков представлена на рис.1. Активные операции коммерческого банка означают использование им от своего имени привлечённых и собственных средств для получения соответственного дохода. Основными видами активных операций коммерческого банка являются: предоставление кредитов юридическим и физическим лицам на различных условиях и на различный срок; операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счёт; инвестирование; валютные операции; нетрадиционные операции. Активные операции осуществляются коммерческими банками с целью получения прибыли при одновременном поддержании необходимого уровня ликвидности банка и оптимального распределения рисков по отдельным видам операций. Необходимость соблюдения данных требований заставляет банки размещать часть своих активов во вложения, не приносящие дохода. По экономическому содержанию все активы банка можно разделить на группы. Свободные резервы – наличные деньги в кассе, остатки на корреспондентском счёте в РКЦ Банка России и на корреспондентских счетах в других организациях. Свободные резервы – самый ликвидный вид активов банка. Но эти активы не дают дохода или приносят минимальный доход. Кредиты и средства, размещённые в виде депозитов в других кредитных организациях, в том числе в Банке России. При размещении ресурсов в форме кредитов или депозитов у банка возникают фиксированные по суммам требования к заёмщикам. Доход банка по этим операциям устанавливается при заключении сделки. Он выплачивается в виде процента. Инвестиции – это вложение ресурсов банка в ценные бумаги и другие финансовые активы, а так же долевое участие в совместной хозяйственной деятельности. Активы коммерческих банков можно группировать по уровню доходности, уровню риска и степени ликвидности. По уровню риска все активы в соответствии с инструкцией ЦБ РФ № 1 от 1 октября 1997 года подразделяются на 5 групп. Каждой группе присвоен соответствующий коэффициент риска, который показывает, насколько надёжно вложение средств банка в те или иные активы: 1-я группа – безрисковые активы 0%; 2-я группа – низкорисковые активы 10%; 3-я группа – активы средней степени риска 20%; 4-я группа – активы с повышенным риском 70%; 5-я группа – высокорисковые активы 100%. Активы банка должны быть по возможности ликвидными, то есть легко обращаться в наличные средства. С точки зрения ликвидности в банковской практике различают: – высоколиквидные активы, то есть активы, находящиеся непосредственно в денежной форме либо легко обращаемые в денежную форму. К ним относятся кассовая наличность, остатки на корреспондентских счетах, легкореализуемые государственные ценные бумаги. – краткосрочные ликвидные активы – краткосрочные ссуды и ценные бумаги, имеющие вторичный рынок. – труднореализуемые активы – долгосрочные ссуды, ценные бумаги, не имеющие развитого вторичного рынка, долевое участие в совместной деятельности. – низколиквидные активы – вложения в основные фонды банка. 3.1.4 Ресурсы коммерческих банков В современных условиях проблема формирования ресурсов коммерческого банка приобрела для них первостепенное значение. Более того, коренным образом меняется сам характер банковских ресурсов. Во-первых, резко сузился общегосударственный фонд банковских ресурсов. Теперь сфера его функционирования сосредоточена в ЦБ РФ. Во-вторых, полная хозяйственная самостоятельность коммерческих банков обусловила появление их собственного капитала как базового элемента банковских ресурсов. В-третьих, наличие предприятий и организаций различной форм собственности означает возникновение таких новых собственников временно свободных денежных средств, которые самостоятельно определяют место и способ хранения своих средств, что способствует созданию рынка кредитных ресурсов. Это во многом по-новому ставит перед банками проблему привлечения ресурсов, что создает конкуренцию в этой сфере, что в свою очередь положительно сказывается на рыночную среду в стране. Ресурсы коммерческого банка (банковские ресурсы) – совокупность собственных и привлеченных средств, имеющихся в распоряжении банка и используемых им для активных операций. Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют привлеченные средства. Собственные же средства редко превышают 20% от совокупных ресурсов банка. Важно отметить, что половина привлеченных средств составляет прибыль текущего года, которая используется для выплаты дивидендов и покрытия текущих расходов и поэтому не увеличивает капитал банка. В собственных средствах практически отсутствует прибыль прошлых лет, а доля резервных фондов также незначительна (2 млн. рублей по российскому законодательству). Яркой характеристикой привлеченных ресурсов является высокий удельный вес средств хранящихся на расчетных, текущих и других счетах, составляющих депозиты до востребования и незначительную долю срочных депозитов, особенно вклады населения в коммерческие структуры. Что касается собственных средств, то можно сказать, что их структура в коммерческих банках России неоднородна по качественному составу и изменяется на протяжении года в зависимости от ряда факторов, в частности от характера использования полученной прибыли. Важной частью собственных средств является уставной капитал. Уставной капитал Российских банков формируется за счет паевых взносов, либо средств поступающих в оплату акций. У крупных банков в состав денежных средств, образующих уставной капитал, значительный удельный вес составляет иностранная валюта. По действующим правилам такая валюта пересчитывается в рублевый эквивалент по курсу ЦБ на день подписания учредительного договора. Дальнейший ее пересчет не производиться. В условиях постоянной инфляции, сопровождающейся падением курса рубля, возникают сложности в оценке последующих взносов валюты в уставной капитал. Главная из них состоит в том, что при равновеликой сумме взноса в иностранной валюте, рублевое выражение взноса значительно возрастает, что дает значительно больше голосов новому акционеру (пайщику). В уставных капиталах коммерческих банков определенную долю занимают ценные бумаги (акции), которые отвечают следующим требованиям: не должны быть эмитированы вносителем и должны иметь рыночную котировку. Собственный капитал банка - это основа наращивания объема его активных операций. Поэтому для каждого банка чрезвычайно важно находить источники его увеличения. Ими могут быть: нераспределенная прибыль прошлых лет, включая резервы банка; размещение дополнительного выпуска акций или привлечение новых пайщиков. Наиболее предпочтителен первый источник. Однако следует помнить, что накопление прибыли вызывает сокращение дивидендов, выплачиваемых банком, и снижения курса его акций, что в итоге затрудняет привлечение новых акционеров и ослабляет возможность увеличения капитала банка. Обратные результаты могут дать увеличение дивидендов и рост курса акций. Но этот путь, хотя он и связан с ограничением накопления прибыли, может оказаться вынужденным, если большинство акционеров предпочтет немедленное увеличение текущих дивидендов возможным будущим доходам. Кроме того, говоря о втором источнике, надо иметь в виду, что выпуск и распространение акций требуют расходов, которые могут оказаться весьма чувствительными для небольших коммерческих банков. Наконец, дополнительный выпуск акций может отрицательно сказаться на текущих доходах акционеров, так как прибыль будет распределяться между большим количеством акций, а также привести к перераспределению контроля за деятельностью банка. Не смотря на выгодность второго способа Российские коммерческие банки, недостаточно используют его, предпочитая направлять прибыль на другие цели. Между тем собственный капитал и его наращивание имеют первостепенное значение, поскольку этот капитал выполняет функции необходимые для существования банка: защитную, оперативную, регулирующую. Защитная функция является главной, так как она предполагает защиту интересов вкладчиков- компенсации в случаи ликвидации банка и погашение убытков, не покрытых текущими доходами банка, обеспечивающая сохранение платежеспособности банка за счет разного рода резервов и продолжении деятельности банка независимо от угрозы появления убытков. Особенностью функционирования банков является то, что большая часть их убытков покрывается текущими доходами. Поэтому у банков, в отличие от предприятий, платежеспособность обеспечивается лишь частью собственного капитала. Банк считается платежеспособным, пока не тронут его акционерный капитал, то есть пока стоимость активов банка равна сумме его обеспеченных обязательств и акционерного капитала. Оперативная функция собственного капитала банка, которую можно также назвать функцией обеспечения финансовой основы деятельности банка, считается не столь важной, поскольку активные операции проводятся в основном за счет привлеченных средств. Регулирующая функция отражает особую заинтересованность общества в успешном функционировании банковской системы, необходимость государственного контроля за деятельностью банков по определенным правилам. Правила касающиеся собственного капитала коммерческих банков требуют соблюдения: минимальной величины уставного капитала; предельной суммы кредита (риска) на одного заемщика; предельного объема совокупного риска активных операций банка. Что касается привлеченных ресурсов, то в общей сумме банковских ресурсов они занимают преобладающее положение. В мировой банковской практике все привлеченные средства по способу их аккумулирования группируются следующим образом: депозиты и другие привлеченные средства. К числу новых для наших условий форм привлечения ресурсов следует отнести банковские векселя, которые могут быть использованы для расчетов за товары и услуги и в качестве залога для получения ссуды. К их достоинствам относится высокая ликвидность, высокая процентная ставка, отсутствие ограничений на передачу, различная срочность. В последние годы отдельные коммерческие банки стали выпускать валютные векселя, что расширяет их возможности для привлечения ресурсов в иностранной валюте. При организации депозитных операций коммерческие банки должны соблюдать условия ликвидности баланса и учитывать следующие требования: – депозитные ресурсы должны быть согласованы по срокам и суммам с финансируемыми активными операциями; – депозитные операции должны способствовать максимизации банковской прибыли сейчас или в будущем; – необходимо уделять особое внимание привлечению средств на срочные депозиты; – надо расширять виды депозитных операций предоставляя по ним дополнительные услуги или льготы с целью увеличения их числа и размеров вкладов. В современной банковской практике широкое распространение получили недепозитные формы привлечения ресурсов, способствующие улучшению ликвидности. К ним относят: получение займов на межбанковском рынке; соглашения о продаже ценных бумаг; учет векселей и получение ссуд у ЦБРФ; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродоллара; выпуск облигаций. 3.2. РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ФОРМИРОВАНИИ РЫНОЧНОЙ СРЕДЫ Банковская система — ключевое звено кредитной системы. Она концентрирует множество кредитных и финансовых операций. В современной рыночной экономике, в механизме функционирования кредитной системы коммерческим банкам отведена огромная роль. Коммерческие банки предоставляют широкий диапазон финансовых услуг. Они относятся к особой категории деловых предприятий, называемых финансовыми посредниками. Привлекая капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, они предоставляют их во временное пользование тем, кто нуждается в дополнительном капитале. Таким образом, коммерческие банки выполняют функцию аккумуляции и мобилизации денежного капитала. Эта деятельность банка приносит реальную пользу всем заинтересованным сторонам. Вкладчики на вложенные денежные средства в виде депозитов получают доход — проценты. Заемщики получают доступ к денежным фондам на различные периоды, что позволяет им вести деловые операции, приносящие прибыль. Банки также извлекают прибыль из разницы между более высокой ставкой процента по ссудам и ставкой, выплачиваемой по вкладам Заемщиками банков являются: правительственные органы в лице центрального правительства и местных органов власти, которые берут денежные средства на покрытие дефицита бюджета; фирмы используют ссуды для пополнения оборотных средств, покупки нового оборудования; население берет денежные средства для покупки товаров длительного пользования и жилья. Коммерческие банки, выступая в качестве финансовых посредников, в процессе деятельности создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке. Принимая вклады клиентов, банк создает новое обязательство — депозит, а выдавая ссуду — новое требование к заемщику. Суть финансового посредничества коммерческих банков — в процессе создания новых обязательств и обмена их на обязательства других контрагентов и в аккумуляции денежных средств из различных источников, исключая прямой контакт сберегателей и заемщиков, регулируя совпадение интересов тех и других. Масштабы финансового посредничества в современной экономике поистине огромны. Представление об этом дает статистика денежных потоков. В этой системе учета хозяйство разделено на ряд секторов: домашние хозяйства, деловые предприятия, государственные учреждения, финансовые институты, заграничный сектор. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проведенное исследование позволяет сделать ряд выводов. Несмотря на некоторые успехи отечественной банковской системы, остается еще много нерешенных проблем. Одной из важнейших является инфляция, характерная для переходной экономики. Стабилизация рубля возможна лишь при грамотном сочетании продуманной денежно-кредитной и фискальной политики, при создании соответствующей законодательной базы. В российской банковской системе очень велика доля банков, находящихся в собственности государства. Роль банковской системы в экономике любой страны чрезвычайно велика. Строгое «разделение властей», то есть, определение четких границ полномочий и разделение сфер влияния между Центральным банком и коммерческими банками способно значительно повысить эффективность работы банковской системы, что поможет развитию экономики страны. Банк России не может стать гарантом прибыльности и стабильности каждого отдельного банка, так как в нашей стране всё-таки рыночная экономика. Поэтому любой коммерческий банк должен самостоятельно стремиться улучшить свою деятельность в следующих направлениях: – внедрение стратегического планирования и подготовка стратегических бизнес-планов; – укрепление структуры капитала, в т.ч. путем его рекапитализации; – усиление контроля за текущей ликвидностью, кредитными и другими рисками; – внедрение комплексных программ подготовки кадров; – обеспечение открытости в работе с населением. Проведя полный анализ банковской системы, Центрального Банка РФ и банковского сектора можно смело заключить, что наша экономика и власть должны сделать социальный заказ на создание в России сильной, эффективной, надежной, финансово стабильной и конкурентоспособной банковской системы. ЛИТЕРАТУРА 1. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. 2. Банковское дело: управление и технологии: Учеб. пособие для вузов/Под ред. проф. А.М. Тавасиева -М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 3. Братко А.Г. Центральный банк в банковской системе России. – М.: Спарк, 2001. 4. Гейвандов Я.А. Центральный банк Российской Федерации: юридический статус, организация, функции, полномочия. М.: Моск. независимый ин-т права, 2003 5. Гилл Э., Коттер Р., Рид Э., Смит Р. Коммерческие банки. – М.: Прогресс, 2004. 6. Организация деятельности центрального банка: учебник / Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушина, И.Д. Мамонов; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006. 7. Сборник Законов Российской Федерации. – М.: Изд-во «ЭКСМО», 2006. 8. Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 480с. 9. Титова Н.Е., Кожаев Ю.П. «Деньги, кредит, банки»: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 10. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Учебник для вузов / Под ред. Л.А. Дробзиной. М., 2005. 11. Эриашвили Н.Д. Банковская система РФ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. |