Реферат: Федеральный закон О прокуратуре РФ - основной закон, регулирующий деятельность прокуратуры РФ
Название: Федеральный закон О прокуратуре РФ - основной закон, регулирующий деятельность прокуратуры РФ Раздел: Рефераты по государству и праву Тип: реферат |
Введение. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. С принятием Закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» (1992г.) Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив, ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся её криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости наказания за совершенное преступление. Конституция РФ и Закон «О прокуратуре Российской Федерации» содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты. 1. Система органов прокуратуры, их структура. ПРОКУРАТУРА - специальный государственный орган (система органов), в компетенцию которого входит возбуждение уголовных дел, поддержание обвинения, представительство интересов государства в судебном процессе. Конституция устанавливает лишь наиболее общие принципы организации прокуратуры , оставляя регулирование всех остальных вопросов правового статуса этого органа за федеральным законом. Согласно ст. 129 Конституции РФ прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ; Прокуроры субъектов РФ назначаются Генеральным прокурором РФ по согласованию с ее субъектами; иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Статья 129 КРФ: 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами. 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 129) и Законом «О прокуратуре РФ» (ст. 10) органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ. Систему органов прокуратуры РФ составляют: Генеральная прокуратура РФ; Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры; -прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры; -научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Система прокурорских органов строится на основе административного и национально-государственного устройства. Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральная прокуратура РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют: главные управления; -управления в федеральных округах[1] : -управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Управления и отделы создают в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры. Это управления по надзору: -за расследованием преступлений;законностью судебных постановлений по уголовным делам;законностью судебных постановлений по гражданским делам; -исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др. -В соответствии с законодательством РФ органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ — пять лет. В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, являющаяся совещательным органом. Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора. При Генеральной прокуратуре также действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура и Главное следственное управление, возглавляемые заместителями Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации», другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Территориальные органы прокуратуры включают в себя: прокуратуры субъектов РФ; -прокуратуры городов и районов. -Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов. В Москве вместо прокуратур районов — прокуратуры округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность без указания срока полномочий Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ. В этих прокуратурах также образуют коллегии в составе прокурора субъекта РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности) и других прокурорских работников, назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). К числуспециализированных прокуратур относятся: -природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды (например, Волжская природоохранная прокуратура); -прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими пенитенциарными учреждениями[2] . Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность без указания срока полномочий и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Образование, реорганизацию и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляет Генеральный прокурор РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. 2. Основные направления деятельности прокуратуры. В соответствии со стоящими перед прокуратурой РФ целями, она выполняет ряд определённых функций, которые определяют направления её деятельности: -надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, -надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ,органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: -надзор за исполнением законов администрациями:органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; -надзор за исполнением законов судебными приставами; -уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ; -координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ: -участвуют в рассмотрении дел судами, обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции — -осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними; -заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью; -участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. 3. Понятие прокурорского надзора. Основной функцией всех органов прокуратуры является прокурорский надзор , который представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации. Основными отраслями и направлениями прокурорского надзора являются: -надзор за исполнением законов: федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов; -надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина:федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими: оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие; -надзор за исполнением законов: администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и направлениям четко регламентирована действующим законодательством РФ. При осуществленииобщего надзора прокуроры имеют следующие полномочия : -по предъявлении служебного удостоверения: беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, на которые распространяется надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления: необходимых документов, материалов,статистических и иных сведений,выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; -вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по по -вынести представление об устранении нарушений; -принести протест на противоречащий законам правовой акт; -обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о при- -освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов; -вынести постановление о возбуждении уголовного дела или -потребовать письменно привлечения виновного лица к иной Заключение. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992г., Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: -надзор за исполнением законов; -надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина; -надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; -надзор за исполнением судебных решений судебными приставами; -надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; -уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; -координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Список использованной литературы. Нормативная: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. 2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1”О прокуратуре Российской Федерации” (ред.02012000). 3. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 № 98”Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах”. Специальная: 1. Лукичев Ю.А., Вахмистрова С.И. правоохранительные органы РФ: Курс лекций.- СПб.: Изд. “Юридический центр Пресс”, 2003. 2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Зерцало, 1997. 3. Винокуров А.Ю., Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. – М.: Изд-во МНЭПХ, 2005. [1] Образованы Приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2000г. № 98 “Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах”. [2] Пенитенциарные учреждения - это учреждения осуществляющие исполнения наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений. |