Контрольная работа: Проблемы правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов в России
Название: Проблемы правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов в России Раздел: Рефераты по экономике Тип: контрольная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа "Организация и техника внешнеторговых операций" ТЕМА: "Проблемы правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов в России" Содержание 1. Правовое обеспечение деятельности иностранных инвесторов в России 2. Сущность и понятие инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в России 3. Иностранные инвестиции в российской экономике ВведениеЦелью любой предпринимательской деятельности является получение максимальной прибыли. Но получение прибыли невозможно, если не вкладывать в деятельность инвестиции. Инвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достижения положительного социального эффекта. Инвесторами в российскую экономику могут являться также и иностранные граждане. В данной работе рассматривается законодательное регулирование отношений, государственные гарантии прав и деятельность иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации. В третьей главе работы приведены данные о вложении иностранных инвестиций в российскую экономику и проведен анализ этих данных. 1. Правовое обеспечение деятельности иностранных инвесторов в РоссииЕсли суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом, то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность негативных перемен в политике, экономике и праве. Имидж России так же ухудшается вследствие роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц, занятых в сфере иностранных инвестиций. Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики, низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов вызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаяся непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского законодательства об иностранных инвестициях. Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей, разумеется, когда дело с обеих сторон ведётся грамотно, на профессиональной основе и с соблюдением интересов России. Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная часть процесса формирования правового государства в России. Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены более общими законами. Это, прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и другим общим законам. В новом Земельном Кодексе полностью решается вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для становления рыночной экономики. Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках и банковской деятельности". Основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации определяются Федеральным Законом № 160-ФЗ от 09 июля 1999 года "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон направлен на привлечение и эффективное использование в экономике Российской Федерации иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, управленческого опыта, обеспечение стабильности условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение соответствия правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной практике инвестиционного сотрудничества. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также в страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности и законодательством Российской Федерации о страховании. Настоящий Федеральный закон также не распространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной, которые регулируются законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях. 2. Сущность и понятие инвестиционной деятельности иностранных инвесторов в РоссииИнвестиционная деятельность - это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в форме капитальных вложений. Инвесторы - субъекты инвестиционной деятельности, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации. Иностранный инвестор - это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Иностранными инвесторами также могут быть: иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами. Вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте РФ), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации называются иностранными инвестициями. Иностранный инвестор для осуществления инвестиционной деятельности в России должен предоставить инвестиционный проект, включающий проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством РФ и обосновать экономическую целесообразность, объемы и сроки осуществления иностранных инвестиций. Инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей является приоритетным инвестиционным проектом. Срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации приобретет положительное значение. Правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. Изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов могут быть установлены федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Российская коммерческая организация получает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня вхождения в состав ее участников иностранного инвестора. С этого дня коммерческая организация с иностранными инвестициями и иностранный инвестор пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными законом. Иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов, которая обеспечивается законами, а также международными договорами Российской Федерации. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории России в любых формах, не запрещенных законодательством. Стабильность для иностранного инвестора, осуществляющего инвестиционный проект, условий и режима, гарантируется в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций (срок может быть продлен по решению Правительства РФ). Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории России, разрешается в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством Российской Федерации налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли и на их беспрепятственный перевод за пределы России. Инвесторы также имеют право приобрести акции и иные ценные бумаги российских коммерческих организаций и государственные ценные бумаги в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации на условиях и в порядке, которые установлены законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, приобретать права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Существуют также определенные льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями. К таким льготам можно отнести: льготы по уплате таможенных платежей (при осуществлении приоритетного инвестиционного проекта), льготы и гарантии, предоставляемые в пределах своей компетенции субъектами РФ и органами местного самоуправления (осуществление финансирования и оказания поддержки инвестиционного проекта за счет средств бюджетов, местных бюджетов, а также внебюджетных средств). Иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе путем создания на территории РФ коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица для производства какого-либо пользующегося повышенным спросом товара, а затем самоликвидации в целях продвижения на рынок аналогичного товара иностранного происхождения, а также посредством злонамеренного соглашения о ценах или о распределении рынков сбыта товара либо об участии в торгах (аукционах, конкурсах). В соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества. Правительство Российской Федерации: определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений; определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации; утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов; разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций; привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения; осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества; осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов; осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций. Очевидно, что закон об иностранных инвестициях может действовать только в пакете с другими законами, прежде всего о частной собственности на землю, о приватизации, банкротстве, валютном регулировании, налогообложении. Вместе они должны формировать единую государственную инвестиционную политику. При работе над совершенствованием правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов представляется целесообразным учитывать весь опыт развития законодательства об иностранных инвестициях, начиная с периода, когда законы об иностранных инвестициях впервые появились в развивающихся странах, чтобы избежать ошибок прошлого этапа развития нормативной базы. Основываясь на опыте правового регулирования иностранных инвестиций промышленно развитых стран в современных условиях, следует попытаться решить некоторые концептуальные проблемы в рассматриваемой области. Одной из таких проблем в конспекте развития отечественного законодательства об иностранных инвестициях является вопрос о предмете регулирования инвестиционного права. Многие недостатки российского Закона об иностранных инвестициях могут быть компенсированы за счёт положений двусторонних международных договоров, направленных на поощрение и защиту иностранных инвестиций. Далее рассмотрим деятельность иностранных инвестиций в российской экономике. 3. Иностранные инвестиции в российской экономикеНесмотря на проблемы в мировой экономике, иностранные инвесторы, вкладывающие средства в российскую экономику, не снизили своей активности. В соответствии с рейтингом инвестиционной привлекательности (FDI Confidence Index), опубликованным в сентябре 2007 года консалтинговой компанией "Kearney" и характеризующим инвестиционную привлекательность стран мира (рейтинг отражает не текущий объем прямых инвестиций, а лишь настроения инвесторов и их намерения), Россия впервые после кризиса 1998 года вошла в 25 наиболее привлекательных для инвесторов стран и заняла 17 место, обогнав такие страны, как Гонконг, Нидерланды, Таиланд, Южную Корею, Сингапур, Бельгию, Тайвань и Австрию. За первое полугодие 2007 года поступления иностранных инвестиций в экономику РФ выросли по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 25,2% и составили по оценкам около 8,4 млрд. долларов. По состоянию на 1 июля 2007 года накопленные иностранные инвестиции в Россию, включая вложения из государств-участников СНГ, оцениваются в 38,2 млрд. долл. Рис.1. Динамика объема иностранных инвестиций в экономику России (без учета денежно-кредитного регулирования и банковского сектора) Превышение абсолютной величины прочих вложений над иностранными инвестициями является неблагоприятным фактором, поскольку, преобладающие в их составе кредитные ресурсы являются возвратными, к тому же платными и государство несет по прочим инвестициям экономические и политические обязательства. Анализ конъюнктуры инвестиционного рынка свидетельствует о сохранении интереса иностранных инвесторов к топливной и пищевой промышленности, металлургии, сфере торговли и общественного питания. Распределение иностранных инвестиций по основным отраслям российской экономики представлено в таблице 1. Таблица 1. Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в I полугодии 2002-2007 гг.
Источник: Госкомстат России Отраслевая структура иностранных инвестиций характеризуется ростом вложений в промышленность и торговлю на фоне сокращения вложений в другие сферы экономики. В первом полугодии текущего года темы роста иностранных вложений в промышленность (+30,5%) были выше аналогичных показателей роста совокупного объема иностранных инвестиций в российскую экономику. При этом, прямые инвестиции в промышленность увеличились по отношению к 1 полугодию 2006 года на 6,7% и составили 887 млн. долл. (47,4% совокупных прямых иностранных вложений в экономику РФ). Прочие инвестиции в промышленность за данный период выросли на 48,1%, достигнув 2,26 млрд. долл. (36% совокупных прочих иностранных вложений в экономику РФ). Снижение объема портфельных иностранных инвестиций в промышленность составило 26%. В последние годы сохраняется устойчивый рост удельного веса торговли и общественного питания в инвестиционных предпочтениях зарубежных инвесторов, поскольку данная отрасль характеризуется быстрой окупаемостью. При этом, из 3,6 млрд. долл., направленных иностранными инвесторами в эту сферу экономики в 1 полугодии текущего года, около 83% пришлось на прочие инвестиции, формирующиеся в основном за счет кредитов. Снижение объемов инвестиций в основные отрасли промышленности в первой половине текущего года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года имело место в химической и нефтехимической промышленности (-11,9%), в машиностроении и металлообработке (-12,5%) и пищевой промышленности (-8,4%). Вложения иностранных инвесторов в российский топливно-энергетический комплекс увеличились за рассматриваемый период в 2,75 раза, что привело к росту доли ТЭКа в совокупных объемах иностранных инвестиций в промышленность с 12% в 2006 году до 25,3% в 2007 году. Удельный вес металлургии в иностранных вложениях в промышленность снизился с 32,2% до 30,5%. Данное снижение обусловлено отставанием темпов роста иностранных вложений в металлургию (+23,6% к 1 полугодию 2006 года) от аналогичных показателей увеличения иностранных инвестиций в промышленность в целом. В 1 полугодии 2007 года в российскую экономику поступали инвестиции из 93 стран-экспортеров капитала. При этом, на долю 10 наиболее крупных инвесторов в 1 полугодии 2007 года приходилось 83% совокупного объема накопленных на 1 июля 2004 года иностранных инвестиций. Аналогичные показатели по итогам 1 полугодия 2006 и 2007 гг. составляли 87,5% и 86,2%, соответственно. На первую десятку стран-экспортеров капитала в Россию приходится также 79,4% прямых накопленных инвестиций, 68,4% и 87,9% - портфельных и прочих инвестиций, соответственно. Рис. 2 Региональная структура иностранных инвестиций в российской экономике в 1 полугодии 2007 года*. * Данные Госкомстата России. Таблица 2. Структура накопленных иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам.
* в скобках приводится изменение по отношению к 1.07.2006 года Источник: Госкомстат России. В первом полугодии текущего года по отношению к соответствующему периоду 2006 года на 32,4% сократилось поступление капитала из США (1 полугодие 2007 г. - 554 млн. долл) и на 26% снизились французские вложения (1 полугодие 2007 года - 492 млн. долл) на фоне роста инвестиций из других стран. Так, в 1 полугодии текущего года инвестиции из Германии составили 1,63 млрд. долл. (что в 3,4 раза превышает показатель за 1 полугодие 2006 года), Великобритании - 906 млн. долл. (+54,6% к 1 полугодию 2006 года). Инвестиции из США в 1 полугодии 2007 года направлялись в сферу торговли и общественного питания (49,3% от общего объема инвестиций из США), а также в промышленность (35,2%). Наиболее привлекательными отраслями промышленности для американских инвесторов были машиностроение, вложения в которое составили 46,7% от объема инвестиций США в промышленность, и пищевая промышленность (33,3%). В структуре накопленного капитала, вложенного в российскую экономику американскими инвесторами преобладают прямые инвестиции, составившие около 4,1 млрд. долл. (76,5% от общего объема накопленных инвестиций из США). Основная часть инвестиций из Германии (1,48 млрд. долл. или 91,1% от общего объема вложений из Германии) приходится на торговлю и общественное питание (68,3%) и на промышленность (22,9%). Среди производственных комплексов немецкие предприниматели отдавали предпочтение металлургии, куда было вложено за 1 полугодие текущего года 194 млн. долл. или 52,2% от совокупных инвестиций в российскую промышленность из Германии. На фоне роста иностранных инвестиций в российскую экономику в 1 полугодии 2007 года неутешительным является тот факт, что инвестиции из России за рубеж за данный период составили 10 млрд. долл., что на 20,1% выше объема иностранных вложений в РФ. В 1 полугодии 2006 года инвестиции из России за рубеж оценивались в 6,48 млрд. долл., в то время как иностранные инвестиции в РФ составили 6,68 млрд. долл. ЗаключениеИностранные инвесторы с особой осторожностью вкладывают деньги в российскую экономику. Это обусловлено и нестабильностью в стране, опасностью негативных перемен в политике, экономике и праве, ростом преступности. Российские предприниматели, в свою очередь, убеждены в том, что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые интересные перспективы. Несмотря на проблемы правового обеспечения деятельности иностранных инвесторов в России, несовершенную законодательную систему РФ, увеличение иностранных инвестиций положительно сказывается на результатах экономической деятельности РФ. Иностранные инвестиции играют большую роль в российской экономике. В данной работе рассмотрено законодательное регулирование отношений, государственные гарантии прав и деятельность иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации, а также проанализированы данные о вложении иностранных инвестиций в российскую экономику. Литература1. Басс Л.А. Политика в области иностранных инвестиций и их ограничений в России // Внешняя торговля, 2003, №1. 2. Басс Л.А. Поощрение иностранных инвестиций и политика протекционизма в России // Внешняя торговля, 2002, № 6. 3. Булатов А.С. Экономика внешних связей России: Учебн. для предпринимателей. М., 2005. 4. Грачев Ю.В. Внешнеторговые операции. М., 1999. 5. Доронина Н., Семилютина Н. Проблемы отечественного законодательства об иностранных инвестициях // Право и экономика, 2004, №1. 6. Данные Госкомстата РФ. 7. Зыкин И.С. Внешнеэкономические операции: право и практика. М.: Международные отношения, 2006. 8. Киселев С. Правовое регулирование иностранных инвестиций // Журнал для акционеров, 2004, № 7. 9. Кузнецова Г.В. Организация предпринимательской деятельности с участием иностранного капитала: Теорет. курс. - М., 2005. 10. Попова А. Анализ законодательных актов регулирующих инвестиционную деятельность // Рынок Ценных Бумаг, 2002, № 4. 11. Совин В.А. Россия как потенциальный рынок для привлечения иностранных инвестиций // Маркетинг в России и за рубежом, 2005, № 1. 12. Федеральный Закон № 160-ФЗ от 09 июля 1999 года "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // Информационно-правовая база "Консультант-плюс". 13. Фомичев В.И. Основы внешнеэкономической деятельности: Учебн. пособие. - СПб., 2006. |