Контрольная работа: Факторный индексный анализ Методика и проблемы 2
Название: Факторный индексный анализ Методика и проблемы 2 Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту Тип: контрольная работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Новосибирская Государственная Академия экономики и управленияКОНТРОЛЬНАЯ РАБОТАпо курсу «Теория анализа хозяйственной деятельности» Вариант № 1Выполнил: Проверил: ЯкутскСОДЕРЖАНИЕ Факторный индексный анализ. Методика и проблемы……...………..……..3 1. Понятие, типы и задачи факторного анализа …………………………3 2. Измерение влияния факторов в индексном анализе ………………….6 Список литературы………………………………….………….. ……………11 ФАКТОРНЫЙ ИНДЕКСНЫЙ АНАЛИЗ. МЕТОДИКА И ПРОБЛЕМЫ. 1. Понятие, типы и задачи факторного анализа Анализ финансово-хозяйственной деятельности (АФХД) предприятия является важной частью, а по сути, основой принятия решений на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне субъектов хозяйствования. Финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно представить как непрерывный процесс привлечения разного рода ресурсов, объединения их в процессе производства для получения некоторого финансового результата. Функционирование любой социально-экономической системы осуществляется в условиях сложного взаимодействия комплекса факторов внутреннего и внешнего порядка. Все эти факторы находятся во взаимосвязи и взаимной обусловленности. Связью экономических явлений называется совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм связей между явлениями важную роль играет причинная, сущность которой состоит в порождении одного явления другим. Признаки, характеризующие причину (условия), называются факторными (независимыми, экзогенными). Признаки, характеризующие следствие, называются результативными (результатными, зависимыми). Каждый результативный показатель зависит от многочисленных и разнообразных факторов. Отсюда важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей. Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей. Различают несколько типов факторного анализа. Один из них – детерминированный факторный анализ. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, т.е. когда результативный показатель представлен в виде произведения, частного или алгебраической суммы факторов. В детерминированном факторном анализе используются несколько способов для определения величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей. Один из них – индексный. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом – от общего к частному. Обратный факторный анализ осуществляет исследование причинно-следственных связей способом логичной индукции – от частных, отдельных факторов к обобщающим. Факторный анализ может быть одноступенчатым и многоступенчатым. Первый тип используется для исследования только одного уровня (одной ступени) подчинения без их детализации на составные части. Например, ВП = ЧР х ГВ, где ВП – объем валовой продукции, ЧР – численность рабочих, ГВ – среднегодовая выработка. При многоступенчатом факторном анализе проводится детализация факторов на составные элементы с целью изучения их поведения. Например, годовую выработку можно представить в виде произведения ГВ = Д х ДВ, где Д – количество отработанных дней одним рабочим за год, ДВ – среднедневная выработка продукции одним рабочим. Тогда формула объема валовой продукции приобретет следующий вид: ВП = ЧР х Д х ДВ. Детализация факторов может быть продолжена и дальше. В данном случае изучается влияние факторов различных уровней соподчиненности. Необходимо различать также статистический и динамический факторный анализ. Первый вид принимается при изучении влияния факторов на результативные показатели на соответствующую дату. Другой вид представляет собой методику исследования причинно-следственных связей в динамике. И наконец, факторный анализ может быть ретроспективным , который изучает причины прироста результативных показателей за прошлые годы, и перспективным , который исследует поведение факторов и результативных показателей в перспективе. Основными задачами факторного анализа являются следующие: · Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели. · Классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности. · Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем. · Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями. · Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя. · Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами). 2. Измерение влияния факторов в индексном анализе Индекс - это статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака. С помощью индексов проводятся сравнения с планом, в динамике, в пространстве. Индекс называется простым (синонимы: частный, индивидуальный), если исследуемый признак берется без учета связи его с другими признаками изучаемых явлений. Простой индекс имеет вид: i = Р 1 / Ро, где Р 1 и Ро - сравниваемые состояния признака. Индекс называется аналитическим (синонимы: общий, агрегатный), если исследуемый признак берется не изолированно, а в связи с другими признаками. Аналитический индекс всегда состоит из двух компонент: индексируемый признак р (тот, динамика которого исследуется) и весовой признак q . С помощью признаков-весов измеряется динамика сложного экономического явления, отдельные элементы которого несоизмеримы. Простые и аналитические индексы дополняют друг друга. 1р= р 1 q 1 / р 0 q 1 или I р = р 0 q 1 / р 0 q 0 , где q 1 илиq 0 - весовой признак. С помощью индексов в анализе финансово-хозяйственной деятельности решаются следующие основные задачи: - оценка изменения уровня явления (или относительного изменения показателя); - выявление роли отдельных факторов в изменении результативного признака; . - оценка влияния изменения структуры совокупности на динамику. Центральной проблемой при построении аналитических индексов является проблема взвешивания. Решая ее, аналитику необходимо сначала выбрать сам весовой признак, а затем - период, на уровне которого берется признак-вес. Первая из этих задач решается довольно легко путем отыскания системы связанных признаков, произведение которых дает экономически понятный показатель (например, Т = Ч • В, где Т-товарооборот, Ч-численность работающих, В-выработка на одного работающего). Что касается второй задачи, то научного обоснования выбора периода весов не существует, в каждом конкретном случае аналитик делает это исходя из задач анализа. Индексы, взвешенные на базовые или отчетные значения, имеют разный вид и по-разному могут интерпретироваться. Признак, непосредственно относящийся к изучаемому явлению и характеризующий его количественную сторону, называется первичным или количественным . Первичные признаки объемные, их можно суммировать. Примерами таких признаков являются численность работающих на предприятии (Ч), величина основных средств (ОС) и т.д. Признаки, относящиеся к изучаемому явлению не непосредственно, а через один или несколько других признаков и характеризующие качественную сторону изучаемого явления, называются вторичными или качественными .. Отличительными особенностями вторичных признаков является то, что это всегда относительные показатели, их нельзя непосредственно суммировать в пространстве (исключение - суммирование при расчете некоторых статистик, например, коэффициентов регрессии, корреляции и др., когда экономическая природа показателя не принимается во внимание). В качестве примера можно привести показатели средней заработной платы, рентабельности и т.п. Существует следующее правило определения периода для признака-веса: при построении аналитических индексов по вторичным признакам рекомендуется брать веса на уровне отчетного периода, а по первичным –базисного. Это обусловлено приоритетностью качественных показателей перед количественными: практический интерес представляет определение экономического эффекта от изменения качественного показателя, полученного в отчетном, а не в базисном периоде. Рассмотрим основные моменты, используемыепри решении задач с помощью индексного метода. Факторный индексный метод основан на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде (или к плановому или по другому объекту). С помощью агрегатных индексов можно выявить влияние различных факторов на изменение уровня результативных показателей в мультипликативных и кратных моделях. Для примера возьмем индекс стоимости товарной продукции: å р 1 q 1 I тп = --------------. å р 0 q 0 Он отражает изменение фактического объема товарной продукции (q ) и цен (р ) и равен произведению этих индексов. I тп = Iq хIp . Чтобы установить, как изменилась стоимость товарной продукции за счет количества произведенной продукции и за счет цен, нужно рассчитать индекс физического объема Iq и индекс цен Ip : å р 0 q 1 Iq = -------------- ; å р 0 q 0 å р 1 q 1 I р = --------------. å р 0 q 1 Рассмотрим еще один пример применения факторного индексного метода. Данный способ основывается на методе элиминирования. Элиминировать – значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д., при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности. Порядок применения этого способа рассмотрим на следующем примере (табл.1). Таблица 1Данные для факторного анализа объема валовой продукции
В нашем примере объем валовой продукции можно представить в виде произведения численности рабочих и их среднегодовой выработки. Следовательно, индекс валовой продукции I вп будет равен произведению индекса численности рабочих I чр и индекса среднегодовой выработки I гв : ЧРф х ГВф 1200 х 200 240000I вп = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,5; ЧРпл х ГВпл 1000 х 160 160000 ЧРф х ГВпл 1200 х 160 192000I чр = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,2; ЧРпл х ГВпл 1000 х 160 160000 ЧРф х ГВф 1200 х 200 240000I гв = ------------------ = ---------------- = ------------- = 1,25; ЧРф х ГВпл 1200 х 160 192000 I вп = I чр х I гв = 1,2 х 1,25 = 1,5. Если из числителя вышеприведенных формул вычесть знаменатель, то получим абсолютные приросты валовой продукции в целом и за счет каждого фактора в отдельности (табл.2). Таблица 2 Результаты факторного анализа валовой продукции
В многофакторных моделях следует сначала упорядочить факторы по принципу первичности и вторичности, а затем последовательно заменять их. Мы привели здесь лишь самые общие формулировки аналитических задач, решаемых с помощью индексного метода. На самом же деле этот метод является одним из самых мощных, информативных и распространенных инструментов экономического анализа во всех его аспектах: от анализа деятельности отдельных хозяйствующих единиц до макроэкономических исследований национальных экономик. ЛИТЕРАТУРА 1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 1996. 2. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ. Учебное пособие. – М.: Филинъ, 1998. 3. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики. – М.: Финансы и статистика, 1999. 4. Казинец Л. С. Измерение структурных сдвигов в экономике. - М.: Экономика, 1969. 5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000. 6. Популярный экономико-статистический словарь-справочник / Под ред. И. И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 1993. 7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – минск: ООО «Новое знание», 2000. 8. Сивцов В.Н. Статистика промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1981. 9. Теория статистики. Учебник/ Под ред. Р.А.Шмоловой. – М.: Финансы и статистика, 1998. 10. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование / Под ред. М.И.Баканова, А.Д.Шеремета. – М.: Финансы и статистика, 2000. |