Реферат: Бизнес в мирохозяйственной сфере основные направления и формы
Название: Бизнес в мирохозяйственной сфере основные направления и формы Раздел: Рефераты по экономике Тип: реферат |
Содержание Введение.....................................................................................................................3 Глава 1: Сущность международного бизнеса.........................................................5 1.1. Понятие “международный бизнес”...................................................................5 1.2. Характерные черты современного международного бизнеса........................9 Глава 2: Бизнес в мирохозяйственной сфере: основные направления и формы.................................................................................................................................12 2.1. Понятие и особенности международных лизинговых операций...................12 2.2. Международный факторинг..............................................................................28 Заключение.................................................................................................................31 Список использованной литературы.......................................................................34 Введение Одной из основных тенденций, характеризующих мировую экономику на современном этапе развития, является ее глобализация. При этом, во-первых, возрастает межгосударственная и межфирменная конкурентная борьба за экономические ресурсы и рынки сбыта, во-вторых, происходит поэтапное развитие межгосударственных союзов сопряженных стран, создаваемых с целью достижения глобальных преимуществ перед общими конкурентами на мировом рынке (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Интеграционные процессы на региональном, межгосударственном уровне постепенно приводят к ослаблению значимости отдельных национальных экономик. С другой стороны, глобализация вызвала новые стратегические подходы во многих отраслях. Одновременно мощный импульс развития получает интеграционная хозяйственная деятельность на уровне компаний: все возрастающий уровень международной конкуренции вынуждает компании искать пути объединения потенциалов и сотрудничества в борьбе за выживание либо рыночное лидерство. Установление деловых партнерских отношений между компаниями различных стран и создание деловых структур различной степени интегрированности - одна из самых распространенных организационных стратегий в последние десятилетия. Стремление к более глубокой интеграции проявилось в последнее десятилетие, в частности, в мощном всплеске сделок по слиянию фирм и банков в США, Европе и Азии, причем с точки зрения как количества слияний, так и их объема. К числу наиболее известных примеров можно отнести недавние объединения банковских групп Citibank и Travellers, телекоммуникационных компаний WorldCom и MCI, автогигантов Daimler и Chrysler, нефтяных компаний BritishPetroleum и Amoco. Важной особенностью таких сделок и соглашений, в особенности крупномасштабных, является их международный, межнациональный характер, в результате чего возникает транснациональная кооперация. В международном бизнесе используются сравнительные преимущества десятков операций и сделок, участниками которых являются резиденты и нерезиденты. Объектами воздействия в рамках глобального бизнеса, бизнеса за рубежом, совместного предпринимательства, иностранного бизнеса являются различные виды и разновидности активов, и, прежде всего, интеллектуальные, материальные, валютные и фондовые активы, финансовые, банковские и кредитные инструменты и т.д. На договорных условиях осуществляются: толлинг, франчайзинг, биржевые сделки, банкинг, дилинг, лизинг, факторинг и др. В данной курсовой работе более подробно рассматриваются применяемые в мировой практике формах (видах) лизинга и факторинга. Глава 1: Сущность международного бизнеса 1.1. Понятие “международный бизнес” На рубеже XX-XXI вв. международный бизнес стал настолько всеобъемлющим и всепроникающим феноменом современной цивилизации, что дать этому сложнейшему явлению мировой экономики однозначное определение, по-видимому, практически невозможно. Поэтому ниже приводится так называемое конструктивное определение, то есть набор тех характерных черт, которыми категория «международный бизнес» может достаточно полно описываться: 1. Поскольку речь идет о деловых операциях, то международный бизнес, как и внутристрановый имеет главной своей целью извлечение прибыли. 2. Несмотря на то, что есть немало примеров международного бизнеса, в которых партнерами выступают, с одной стороны, частная фирма, а с другой — некое правительственное учреждение другой страны, все же более характерным следует считать либо межфирменные операции такого рода, либо внутрифирменные — в том случае, когда разные подразделения фирмы расположены в ряде стран и эти подразделения взаимодействуют между собой. Иными словами, международный бизнес — это в первую очередь деловое взаимодействие частных фирм либо их подразделений, находящихся в различных странах. Все вышесказанное относится к бизнесу как таковому, но необходим ответ на главный вопрос: что заставляет бизнес становиться международным, что предопределяет целесообразность, полезность, а нередко и необходимость выхода фирмы за границы собственной страны? 3. Международный бизнес базируется на возможности извлечения выгод именно из преимуществ межстрановых деловых операций, то есть из того факта, что продажи данного товара в другой стране, или налаживание фирмой одной страны производства в другой, или предоставление услуг совместно фирмами двух стран — третьей и т.д. обеспечивают вовлеченным в бизнес сторонам большие преимущества, чем они бы имели, ведя дело только в своих странах. Действительно, ведь собственно решение о начале международных операций и есть (пусть даже чисто формально) тот первый шаг, который в итоге приводит к превращению фирменного менеджмента из страхового в международный. Международный бизнес подразумевает осуществление деловых операций партнерами из более чем одной страны. В качестве примера можно привести такие операции, как закупка сырья и материалов в одной стране и их перевозка на территорию другой страны для дальнейшей обработки или сборки; транспортировка готовой продукции из одной страны в другую с целью продажи в системе розничной торговли; сооружение заводов в зарубежных странах с целью получения доходов на базе использования более дешевой рабочей силы; получение кредита в банке одной страны для финансирования операций в другой стране. Стороны, участвующие в таких сделках, могут быть представлены физическими лицами, отдельными компаниями, группами компаний и/или государственными организациями. Чем международный бизнес отличается от коммерческой деятельности внутри одной страны? Если говорить кратко, внутреннее предпринимательство сводится к выполнению деловых операций, не выходящих за границы одного государства, в то время как международные деловые операции пересекают эти границы. Международный бизнес может отличаться от внутреннего по ряду других признаков, среди которых можно перечислить следующие: в разных странах, вовлеченных в международный бизнес, могут использоваться разные валюты, что приводит к необходимости конвертирования валюты по меньшей мере одной из сторон;существует вероятность наличия расхождений между правовыми системами разных стран, что вынуждает одну сторону или более вносить коррективы в свои действия, чтобы привести их в соответствие с местным законодательством. В некоторых случаях законодательные нормы разных стран могут оказаться несовместимыми, что является самой трудноразрешимой проблемой для международных менеджеров; между культурами разных стран также существуют различия, вынуждающие каждую из сторон формировать стратегию своего поведения таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ожиданиями другой стороны; для каждой страны характерен определенный состав и объем доступных ресурсов. Одна страна может иметь в своем распоряжении большие запасы природных ресурсов, но не иметь квалифицированной рабочей силы, тогда как другая страна обладает производительной, высококвалифицированной рабочей силой и в то же время испытывает недостаток природных ресурсов. Таким образом, способы производства продукции и типы выпускаемых продуктов могут различаться в зависимости от конкретных условий той или иной страны. В практике современного международного бизнеса выработаны разнообразные, в том числе достаточно гибкие, формы международной кооперации, к числу которых относятся: лицензионный договор - использование авторского права, товарного знака, патента; сопроизводство - изготовление комплексного изделия или его компонент одним из зарубежных партнеров; контракт-менеджмент - передача одним из партнеров другому ноу-хау в области менеджмента; франчайзинг - выдача лицензии на определенную деятельность с предоставлением дополнительной управленческой, маркетинговой и технологической поддержки; стратегический альянс - формальный или неформальный союз, создаваемый с целью объединения ресурсов для решения задач реорганизации, повышения рыночной эффективности и т. д., либо достижения "эффекта масштаба", либо с другими целями; совместное предприятие - одна из распространенных форм стратегичского альянса, сопряженная с созданием новой компании юридически и экономически самостоятельными предприятиями; многонациональная компания - наиболее "жесткая" форма международного сотрудничества, основанная на механизме акционерного участия и/или других способах корпоративного контроля. 1.2. Характерные черты современного международного бизнеса Будучи мощным инструментом экономической интеграции страны в мировую экономику, а следовательно — инструментом глобализации как таковой, международный бизнес в современных условиях определяется следующими характерными чертами: 1. Доступность и всеобщность. Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой; активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения. 2. Ступенчатость развития. Речь идет о том, что вхождение фирмы в международный бизнес, но существу и, как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы — мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала — и самовхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этане это как минимум — порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары заграницей, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д. На все это можно возразить следующее: в конце концов, в той или иной мере ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Что нового сегодня? Ответ очевиден: иная, принципиально новая технологическая основа. 3. Технологическая глобализация. Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты: ♦ он может эффективно осуществляться «не выходя из офиса; ♦ он может осуществляться в режиме реального времени; ♦ он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д. 4. Офинанашризация. Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером и очень точно отражает важнейшую черту глобализированного международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операции, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии. Конечно, и до эпохи глобализации прибыль была главной целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается в том, что поиск и использование международным конкурентных преимуществ теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. 5. Сложное взаимодействие национального и интернационального. Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса не возникало столько споров и исследователей, и практиков, как по вопросу о влиянии на жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур. Сегодня вряд ли можно однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном бизнесе — конвергентного или дивергентного, но и у практиков, и у теоретиков не вызывает сомнения главное: эффективная стратегия любой фирмы в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно. Глава 2: Бизнес в мирохозяйственной сфере: основные направления и формы 2.1. Понятие и особенности международных лизинговых операций Лизинг как своеобразная форма аренды, существенно отличается от других ее форм, от сдачи в наем, продажи в кредит и от проката. Термин "лизинг" происходит от английского глагола "tolease", что в переводе означает "нанимать", "брать в аренду". Возможности лизинга объясняются "раздвоением" функции собственности, т.е. отделением владения имуществом (владельца) от пользования им (пользователя) и применением специальной системы финансирования. Лизинг - специфическая форма финансирования приобретения различных видов оборудования. Обычно лизинговые операции осуществляются при посредничестве специализированной финансовой (лизинговой) компании. Лизингодатель, лизинговая компания - это арендодатель - фирма или лицо, предоставляющее в лизинг объект (предмет) лизинга на согласованных договорных условиях с лизингополучателем. Его главные обязанности: • заключить договор купли-продажи с фирмой-поставщиком на согласованных между лизингополучателем и поставщиком коммерческих и технических условиях; • направить поставщику наряд на поставку объекта сделки в соответствии с согласованными заранее условиями; • подписать протокол приемки после ввода объекта в эксплуатацию. Лизингодатель является владельцем и собственником объекта лизинговой операции; он заключает договор страхования на весь срок лизингового контракта. Именно лизинговая компания приобретает для пользователя право собственности на движимое имущество у его производителя (или владельца) и отдает его в лизинг - на средне- или долгосрочный период. Принципиальная схема предоставления лизинговых услуг такова: • от производителя к пользователю идет имущество; • от пользователя к лизинговой фирме направляются лизинговые платежи (взносы); • и наконец, от лизинговой фирмы к производителю -оплата покупки. Лизинговые платежи - вид регулярных взносов, представляющих собой оплату за производственное использование объекта лизинговой операции. Порядок, способы и условия внесения платежей - единовременных или периодических - устанавливаются в договоре. В случае просрочки или неуплаты платежей лизингодатель имеет право расторгнуть лизинговый контракт и воспользоваться предоставленными ему гарантиями. Процедурой внесения лизинговых платежей предусматривается, что эти взносы могут быть пропорциональными, прогрессивными и дегрессивными. Разумеется, в эту принципиальную модель могут быть внесены изменения в зависимости от различных форм лизинга. Система лизинга приобрела широкое распространение, в том числе в области международных коммерческих связей. Отношения между всеми участниками лизинговых операций, т.е. между арендодателем или лизингодателем, владельцем имущества (либо лизингодержателем) и арендатором или лизингополучателем определяются в соответствии с условиями лизингового договора. В качестве лизингополучателя выступает арендатор (пользователь) - фирма или лицо, получившее для производственного использования объект лизинга на согласованных с лизингодателем и поставщиком условиях. Он обязан: • произвести приемку объекта лизинговой сделки; • подтвердить комплектность поставки и безупречное его функционирование, отметив это в протоколе приемки; • при обнаружении недостатков их перечень указывается в протоколе приемки и сообщается лизингодателю, который должен потребовать от поставщика их устранения или замены предмета лизинга; • после приемки объекта лизингополучатель берет на себя все права лизингодателя в отношении поставщика. Между лизингодателем, в роли которого выступает лизинговая компания, и лизингополучателем возникают специфические отношения по поводу объекта лизинга. Лизинговая компания рассчитывает на получение дохода в соответствии с логикой, по которой ставка арендной платы должна быть не ниже средней нормы прибыли на вложенный капитал. Лизингополучатель в результате эксплуатации объекта аренды извлекает прибыль, но ее величина ориентирована на стоимость аренды, объем которой ниже стоимости банковского кредита на приобретение оборудования. Арендатор благодаря лизингу использует дорогостоящую технику без значительных первоначальных затрат на капитальные вложения. Арендодатель, в свою очередь, расширяет рынок сбыта, дифференцируя риск потерь в связи с неплатежеспособностью заказчиков. Посредником между производителем оборудования и фирмой, нуждающейся в его использовании, в лизинговых операциях является лизинговая компания. Обычно в качестве лизинговой компании выступает дочернее общество крупных коммерческих, частных или муниципальных банков. В своей деятельности лизинговая компания использует как собственные, так и заемные средства, например, в виде банковских кредитов. Доход лизинговой компании определяется суммой арендных платежей и периодичностью их выплаты. Именно лизинговая компания получает заявку от фирмы, претендующей на аренду оборудования или недвижимого имущества, и в соответствии с запросами этой фирмы готовит проект лизингового контракта. В мае 1988 г. в г. Оттаве (Канада) проходила Международная конференция по вопросам лизинга и факторинга. В ее работе участвовали представители 55 государств, включая Советский Союз. Участники конференции подписали "Конвенцию о международном факторинге" и "Конвенцию о международном финансовом лизинге". В Конвенции по выработке унифицированных правил в области международного кредита, осуществляемого посредством финансового лизинга, дается четкое и, главное, - согласованное на межгосударственном уровне определение лизинга. В соответствии с понятием, которое определено в названной Конвенции, под лизингом разумеется такая операция, в итоге которой предоставляющее лицо передаст в распоряжение пользователя материальное имущество, предварительно приобретенное им и выбранное по желанию пользователя, в обмен на выплату определенных фиксированных взносов с учетом амортизации имущества. Анализируя приведенное выше определение, следует обратить внимание на некоторые его особенности. Во-первых, речь идет о том, что пользователь впоследствии получает право на приобретение материального имущества. Во-вторых, материальное имущество в общем и целом не должно предназначаться для использования в личных целях или же для домашних (семейных) нужд пользователя. В-третьих, в тексте Конвенции обращается внимание на необходимость регулирования отношений между поставщиком, предоставителем и пользователем. Именно последний должен взять на себя заботы по уходу за предметом лизинга и использовать его разумно, чтобы поддерживать его в рабочем состоянии. Вместе с тем, пользователь принимает на себя обязанности регулярно выплачивать взносы. Третье лицо - поставщик - принимает те же обязательства относительно пользователя, что и в отношении покупателя - предоставителя, хотя и не является стороной контракта о продаже. Представитель не несет ответственности перед пользователем в случае задержки или невыполнения поставки объекта лизинга за исключением тех случаев, когда это вменяется ему в вину. Вообще существует много определений понятия и стоящего за ним явления лизинга. Кроме приведенного выше определения, можно сослаться на практику предоставления лизинговых услуг в Германии, где бытует следующая трактовка лизинга. Лизинг - это передача в аренду материальных ценностей (обычно машин, оборудования и недвижимого имущества) во временное пользование с оплатой потребленной стоимости, услуг арендодателя и процента по стоимости оборудования. Применительно к тем случаям, когда в виде объекта аренды выступают машины, оборудование, приборы и контролирующие устройства, различают в зависимости от срока следующие формы аренды: рейтинг - краткосрочная аренда (от нескольких дней до полгода), чертер (до года); хайринг - среднесрочная аренда (от года до 3 лет); лизинг - долгосрочная аренда (до 20 лет). Например, фермеру, выращиваемому зерновые, нужны различные сельскохозяйственные машины. Скажем, сеялка требуется на два-три дня, и он ее может взять по рейтингу. Борона ему необходима на более длительный срок, что отвечает потребностям проведения сезонных работ. Фермер может ее получить по чертеру (хайрингу). А вот что касается трактора или грузового автомобиля, то они ему необходимы в течение длительного срока пользования, и поэтому он их возьмет по лизингу. Различают около 30 видов (разновидностей, форм, типов) лизинга в зависимости от одновременного действия многих и вместе с тем разнонаправленно проявляющихся факторов. Виды лизинга систематизируются в качестве своеобразных, как правило, парных разновидностей. Так, выделяют: • по способу использования - производственный и потребительский - в зависимости от финансирования либо производственных капиталовложений, либо потребительских товаров длительного пользования; • по предмету - движимый и недвижимый, т. е. в первом случае речь идет об оборудовании, машинах, механизмах, приборах, а во-втором, - о заводских зданиях, складских помещениях и других сооружениях исключительно производственного характера; • по методу использования - индивидуальный и лизинг бланке, в зависимости от экономической цели использования предмета лизинга. Если компания или предприятие удовлетворяет только собственную потребность в реконструкции основного капитала (основных фондов), то в этом случае речь идет об индивидуальном применении объекта лизинга. Лизинг - бланке означает, что компания заботится не только о техническом перевооружении собственных производств, но и также тех предприятий или фирм, которые с ней состоят в отношениях кооперации или являются ее субпоставщиками. Для того, чтобы иметь качественные комплектующие, необходимо обеспечить соответствие технических условий производства и технологического уровня выпуска этих изделий требованиям компании, которая осуществляет сборку конечного продукта и его реализацию; • по характеру взаимодействия между лизингодателем и лизингополучателем - чистый лизинг (передается только предмет лизинга) и широкий - предоставляются также разнообразные сопутствующие услуги, перечень которых может быть достаточно значительным; кроме того, выделяют "мокрый" лизинг, согласно которому лизингопользователь может получить техническое обслуживание объекта лизинга, его ремонт, страхование и иные услуги - подготовку квалифицированного персонала, маркетинг, рекламу готовой продукции, поставку сырья и т.д.; • по сфере предоставления объекта лизинга - внутренний, если предмет лизинга предоставляется отечественном лизингополучателю, и внешний - в том случае, если предмет лизинга передается зарубежному лизингополучателю. В случае международного лизинга выделяют: экспортный лизинг в виде сделки, при которой лизинговая компания покупает объект лизинга у национальной компании, и предоставляет его зарубежному лизингопользователю;импортный лизинг - лизингодатель покупает предмет лизинга у иностранной фирмы и предоставляет его отечественному лизингополучателю; сублизинг - операция, в которой участвуют основной лизингодатель, зарегистрированный в одной стране, и посредник другой страны, который сдает объект лизинга лизингопользователю. Нередко лизинговые компании открывают филиалы в оффшорных центрах. На рынке лизинговых услуг наибольшей популярностью и известностью пользуются виды лизинга, связанные с характером предоставления объекта лизинга. Здесь выделяется финансовый лизинг. В этом случае лизинговая компания берет на себя лишь финансовую часть сделки, а риск использования предмета лизинга ложится на пользователя. Для финансового лизинга характерен длительный срок сделки, что связано с нехваткой денежных средств у арендатора; одновременно не предусматривается повторная сдача, т.е. иными словами, финансовый лизинг практически близок к форме продажи в кредит. Кроме того, финансовый лизинг представлен контрактами, предусматривающими выплату лизинговых платежей в течение установленного срока, обычно близкого к периоду службы оборудования, а также арендными отчислениями, сумма которых достаточна для полного возмещения всех расходов лизингодателя и обеспечения ему установленной договором прибыли. Важным признаком финансового лизинга является невозможность расторжения лизингового договора в течение всего срока контракта. Дополнительным моментом, характеризующим именно финансовый лизинг, является обязательно трехстороннее соглашение, т.е. необходим поставщик-владелец имущества, сдаваемого в лизинг. Финансовый лизинг может осуществляться в следующих разновидностях: лизинг стандарт, т.е. изготовитель передает предмет лизинга финансирующей компании, которая через свою лизинговую компанию сдает его в лизинг потребителю, и лизингпоставщику, при котором роль продавца и функции арендатора совмещаются, хотя предмет лизинга передается в субаренду. Парной категорией для финансового лизинга является оперативный лизинг. Этот вид лизинговых операций характеризуется короткими сроками аренды, значительно меньшими периодами службы взятого в лизинг оборудования; предоставлением широкой гаммы сопутствующих услуг, в частности, предполагающим обслуживание, ремонт и страхование предмета лизинга. Условием широкого применения оперативного лизинга является наличие рынка частично изношенного оборудования, а также потребность во вторичной сдаче в аренду объекта лизинга, разумеется, за меньшую плату. Оперативный лизинг включает арендные операции, не нацеленные на однодоговорную компенсацию затрат лизингодателя, но связанные с приобретением и содержанием сдаваемого в аренду оборудования, в течение основного срока аренды. Иными словами, лизингодатель не рассчитывает компенсировать (амортизировать) все свои затраты за счет поступлений от одного лизингополучателя. Этот вид лизинга позволяет: • сократить сроки аренды (до физического износа объекта лизинга), • понизить риск в связи с порчей, утратой или потерей предмета лизинга, • по окончании срока аренды продать объект аренды (арендодателю) или сдать его в лизинг другому клиенту, • арендодателю осуществить физическое обслуживание, включая текущий ремонт и прочий уход за сданным в лизинг оборудованием. Оперативный лизинг применяется тогда, когда доходы от использования арендуемого оборудования не окупают первоначальной его цены, объект лизинга сдается на небольшой срок и арендуемое оборудование требует специального обслуживания, например, в случае применения уникальных или новых, недостаточно проверенных, машин и механизмов. Оперативный лизинг связан также с тем, что лизингодатели, как правило, обоснованно применяют узкую товарную специализацию. В ряде случаев они проводят лизинговые операции через дилеров, знающих специфику данного рынка и способных предоставлять широкий перечень технических услуг. В 80-е годы в зарубежной практике начали применяться два новых вида лизинга, один из которых называется "лиз-бэк", или "возвратный" лизинг. Операции по этому виду лизинга осуществляются по следующей схеме: предприниматель продает имущество, собственником которого он является и которое уже, естественно, им используется, лизинговой компании с тем, чтобы затем взять его в лизинг. Скажем: фирма или предприятие часть своего собственного имущества продает лизинговой компании при условии одновременного подписания с ней контракта о его лизинге. Такая сделка дает возможность фирме получить денежные средства за счет продажи элементов основного капитала, не прекращая их эксплуатации; эти средства можно использовать для реинвестиций. Рентабельность операции такого рода тем выше, чем доходы от новых инвестиций будут больше суммы арендных платежей. Широкое распространение получили и лизинговые сделки типа "бай-бэк", которые предусматривают оплату обязательств поставкой продукции, полученной на оборудовании, взятом в лизинг. Этот вид лизинга можно посоветовать для широкого использования российским предпринимателям, так как речь может идти о типичном случае для фирм, предприятий и объединений, испытывающим нехватку валютных средств, необходимых и достаточных для приобретения высокопроизводительного иностранного оборудования. Правда, здесь есть и соответствующие лимиты. В качестве серьезных ограничителей в применении этого вида лизинга является качество используемого сырья и квалификация применяемой рабочей силы. Ведь в конечном счете лизинговая компания возьмет только ту продукцию для реализации на требовательных западных рынках, которая отвечает строгим стандартам международной сертификации. Причем понятие "конкурентоспособность" распространяется как на технические параметры и технологические показатели изделий, например, экологическая чистота изделий, надежность, управляемость и другие, так и на ценовые характеристики выпускаемой продукции. Кроме названных выше лизинговых операций, существуют и некоторые иные, которые применяются локально. Например, в Соединенных Штатах очень распространенной формой лизинга является многосторонний лизинг. Это особая форма лизинга, предусматривающая трехсторонность отношений по "нормальному" лизингу между арендатором, поставщиком и лизинговой компанией, к которым добавляется нетрадиционный четвертый партнер, а именно тот, кто прямо финансирует производство лизингового имущества. Кроме того, применяется так называемый крупномасштабный лизинг, предполагающий крупные по своим финансовым показателям сделки, например, аренду самолетов, крупнотоннажных судов и т. п. Наряду с названными выше и охарактеризованными видами лизинга применяются и иные его виды, такие, как: торговый лизинг, предпринимательский лизинг, коммунальный лизинг. В Германии и Австрии, а также в некоторых других странах Запада применяется "Gross-leasing", илиполносервисный лизинг, и "Teil-service-leasing", или частичносервисный лизинг. Регламентация названных видов лизинга находится в зависимости от того, сколь полно берет на себя лизинговая компания осуществление сервисных услуг: иногда это широкий перечень, а чаще список ее услуг не является достаточно полным. преимущества лизинга. Лизинг нашел широкое применение именно потому, что он приносит выгоды всем участникам договорных отношений. В чем суть привлекательности лизинговых сделок? Лизинговые операции, как правило, сопровождаются специальным сервисом. Он включает: регистрацию оборудования, страхование, получение экспортных лицензий (квот), оформление финансовых документов, предоставление налоговых, валютных и финансовых льгот. Например, могут быть выделены государственные субсидии из фондов финансирования экспорта. Сопутствующие услуги лизинговой компании могут также распространяться на транспортно-экспедиторское обслуживание, монтаж (установку) оборудования, пуск объекта, достижение проектной мощности, осуществление текущего и регламентных видов ремонта, подготовку необходимых кадров для грамотной эксплуатации нового оборудования и другие виды услуг. Что же касается налоговых льгот, то суть их сводится к тому, что налоговый режим страны лизингодателя может предоставлять право на ускоренное амортизационное списание имущества, полученного в лизинг. Налоговые льготы проистекают также из того факта, что налогообложение права собственности и права владения различно. Анализ зарубежной практики осуществления лизинговых операций показывает, что экономическое их значение очень тесно связано с выгодами, которые предоставляет лизинг. В наиболее общем виде преимущества лизинга можно сгруппировать следующим образом. 1. Финансовые, одновременное решение вопросов и приобретения, скажем, оборудования, и финансирования этой операции; остается благоприятным для предпринимателя соотношение между собственной и заемной частями в функционирующем капитале; лизинг позволяет оперативно реагировать на рыночные изменения с учетом возможности аренды дополнительного оборудования и новых технологий, что повышает эффективность использования производительного капитала, так как вкладываемые средства относятся к областям, приносящим наибольшие доходы; лизинговые платежи не зависят от индекса цен и поэтому в отличие от аренды не изменяются; стороны лизингового соглашения согласовывают лизинговые платежи - объем выплат,их порядок и процедуру, а наличие льгот позволяет лизингодателю учесть финансовые интересы лизингополучателя, например, в виде уменьшения размера лизинговых платежей. 2. Инвестиционные, компании, предприятию проще или легче получить имущество в лизинг, нежели ссуду на его покупку, т.к. объект лизинга выступает в качестве залога; лизинг не требует значительной доли собственных средств, как при предоставлении кредита банком. Дело в том, что банковский кредит обычно выдается на 75-80% стоимости приобретаемого имущества; лизинг же обеспечивает 100% стоимости сделки и значительно ускоряет оборот; инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредитования снижает риск невозврата средств, т.к. за лизингодателем сохраняются права собственности; возможность сэкономить финансовые средства и направитьих на решение иных инвестиционных задач фирмы или предприятия; действующие налоговые и правовые нормы делают лизинг более выгодным, чем кредит; получение льгот, предоставляемых лизинговыми компаниями в виде, например, скидок на цены прейскуранта; 3. Организационно-эксплутационные: немедленная эксплуатация наряду с освобождением от единовременной оплаты полной стоимости оборудования, машин и механизмов; эксплуатация объекта лизинга дает прибыль, необходимую для оплаты лизинговых платежей, а остаток остается арендатору; сокращение потерь, связанных с моральным старением средств производства. 4. Сервисные: арендатор объекта лизинга получает возможность воспользоваться значительными по своему объему сопутствующими сервисными услугами - страхованием, транспортировкой, установкой с гарантией готовности к эксплуатации, профилактикой; расширение услуг, связанных с банкингом и ростом числа клиентов банковских операций. 5. Учетно-бухгалтерские: расходы по лизингу рассматриваются как текущие затраты со всеми вытекающими последствиями их калькулирования, при этом лизинговые платежи относятся на издержки производства (себестоимость) лизингопользователя, что снижает налогооблагаемую прибыль; предмет лизинга учитывается в балансе лизинговой компании (на этот счет имеются четкие указания в гражданском и налоговом законодательстве многих западных стран) и не учитывается в балансе пользователя. Кроме того, важны и такие преимущества: • производитель материальных ресурсов - активов, предназначенных для лизинга, значительно расширяет возможности гарантированного сбыта своей продукции; • лизингопользователь, используя лизинг, повышает конкурентоспособность, экономит средства, получает скидку на налог. Преимущества лизинга наиболее полно раскрываются, если провести сравнительный анализ эффективности лизинговых операций и других форм финансирования инвестиций. В этом случае обнаруживается, что: • выживаемость лизинговой компании обусловлена ценовой конкурентоспособностью и качеством услуг, которые она предоставляет, т.е. цена оборудования будет значительно ниже; • размер арендной ставки определяется величиной процента, начисляемого арендодателем на сумму основного долга арендатора; • после истечения срока аренды в соответствии с соглашением о лизинге лизингодатель получает возможность коммерческой реализации объекта лизинга; • быстрое изменение соотношения курсов национальных валют увеличивает риск лизингодателя. В том случае, если сильны инфляционные процессы, то лизингодатель прибегает к использованию страховых фондов по системе страхования экспортных кредитов. Участие в лизинговых операциях предоставляет всем их сторонам различные юридические, налоговые и бухгалтерские четкие права и нормы, а также накладывает определенные обязательства. Таким образом, лизинг - эффективное средство сбыта продукции машиностроения и решения инвестиционных проблем, что представляется очень важным с позиции лизингодателя. Для лизингополучателя активная работа на рынке лизинговых услуг обусловливает оперативное обновление основного капитала, без крупных разовых инвестиций. Кроме того, участие в лизинговых операциях дает возможность представителям мелкого и среднего бизнеса, испытывающим определенное затруднение в наличных финансовых ресурсах, производительно использовать необходимое им новое и новейшее оборудование, не приобретая его в собственность и не прибегая к разорительным кредитам. Нельзя, однако, не отметить и ряд недостатков, присущих лизингу. К их числу следует отнести: • операции, связанные с лизингом, отличаются значительной сложностью как по разработке приемлемой схемы, выявлению условий сделки, так и по документальному ее оформлению; • лизингодатель должен обладать значительным первоначальным капиталом или иметь стабильный источник денежных средств; • лизингополучатель проигрывает на повышении остаточной стоимости лизингового имущества, в частности из-за инфляции; • стоимость лизинга выше, чем цена покупки, ссуды (банковского кредита), поскольку риски износа (морального старения) объекта лизинга ложатся на лизингодателя, который закладывает их в стоимость лизинга. Правовое обеспечение лизинга. Лизинговый бизнес должен иметь надежное правовое обеспечение, поскольку все участники лизинговой сделки заинтересованы в строгих юридических гарантиях надлежащего выполнения договорных обязательств. Правовое регулирование отношений участников лизинговой сделки имеет твердые параметры на международном уровне; лизинговая деятельность в некоторых зарубежных странах, например, в Бельгии, Италии, Франции и др. базируется на специальном лизинговом законодательстве; в большинстве стран мира отношения, вытекающие из лизингового договора, регулируются общими положениями гражданского (торгового) права. В 1974 г. в рамках Международного института по унификации частного права была создана группа по разработке унифицированных правил по международному (внешнему) лизингу. Эта работа завершилась 28 мая 1988 г. в г. Оттаве принятием уже упоминавшейся "Конвенции о международном финансовом лизинге". В Конвенции устранены юридические препятствия на пути развития международного финансового лизинга, предложены средства адаптации двухсторонних договоров аренды к трехсторонним отношениям лизинга и установлены единые нормы, регулирующие правовые отношения участников лизингового соглашения; в ней определены обязанности лизингодателя и специфика лизинговых платежей. В России первым документом о лизинге был Указ Президента РФ от 17.09.1994 г. № 1929, хотя он и носил декларативно порученческий характер. Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" устанавливает требования и формирует условия для лизингового бизнеса; им утверждено "Временное положение о лизинге" - первого нормативного документа, определяющего финансовый лизинг, его объекты и субъекты и основные требования к операциям, относящимся к финансовому лизингу. Однако в этом документе имеются и отступления от мировой практики. К их числу относятся положение об ответственности за риск случайной гибели, утраты или порчи объекта лизинга, который несет лизингодатель. В мире принято, что в момент перехода имущества к лизингополучателю этот риск переходит к нему же. Заметим, что в Гражданском кодексе РФ (часть II п. 6 - стр. 665,670) переход названного риска уже увязан именно с мировым опытом. Определенное значение имеет Постановление Правительства "Об утверждении Положения о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации" (от 26 февраля 1996 г. № 167). Лицензия на ведение лизинговой деятельности выдается Министерством экономики РФ. На рассмотрение Парламента РФ представлено несколько проектов Закона о лизинге. К числу основных положений этого Закона следует отнести: распространение его действия на все формы лизинга, неограниченное число участников лизинговой операции, гарантии лизинговых платежей и т.д. Значительны особенности учета лизинговых операций в бухгалтерском деле и аудите, определенную специфику они имеют при осуществлении страхования, валютных расчетов, при финансовой отчетности и бухгалтерском учете. 2. Международный факторинг Параллельно с возникновением в России рынка лизинговых услуг постепенно формируется на финансовом рынке специальный сектор факторинговых операций. В практике международной торговли факторинг появился в 60-х годах текущего столетия, наибольшее развитие он получил в 80-е годы. За 1981-1995 гг. оборот по факторингу вырос в Италии - в 74 раза, в Испании - в 14 раз, в Великобритании и Франции в - 7,5 раз и т.д. В России в 1989-1992 гг. операции, отдаленно напоминающие факторинг, начал осуществлять Промстройбанк в виде дисконтирования платежных требований. Однако значительные убытки из-за невозврата средств этого и других банков (к 1 июля 1991 г. около 12,3 млрд. руб.) поубавили интерес к факторингу. В 1994 г. Тверьуниверсалбанк заключил первый договор по факторингу с фактор-компанией Турции. При этом фактор-компанией называют компанию, которая тесно связана с банком или является его дочерней фирмой; объект ее деятельности - факторинг. Ее комиссия составляет от 2 до 8% стоимости поставленного товара. Существует международное объединение фактор компаний. Примеру Тверьуниверсалбанка последовали Мосбизнесбанк, Альфа-банк, ММБ. Именно последний успешно осуществлял экспортный факторинг посредством дисконтирования счетов - фактур. Если Альфа-банк, ММБ и некоторые другие банки осуществляют комплекс факторинговых операций по эффективному осуществлению конкретной торговой сделки преимущественно экспортно- импортного характера, то банк "Российский кредит" и другие банки вводят постоянное факторинговое обслуживание всего спектра торговых операций своих клиентов. Ожидается, что по итогам 1996 г. оборот факторинга в России превысит 1 трлн. руб. В мировой практике специальные фактор-компании, как правило, предлагают своим клиентам полный комплекс факторинговых услуг - от учета и контроля за платежами и поставками до прямого финансирования поставок. При этом договор о факторинге автономен, независим от договора о купле-продаже.Внешний (международный) факторинг подпадает под действие международной Конвенции о факторинге, подписанной также в мае 1988 г. в г. Оттаве. Однако как и Конвенция о лизинге она пока не имеет юридической силы, т.к. не завершена процедура ратификации странами, ее подписавшими. Вместе с тем, в практике и лизинга, и факторинга, в том числе и в России, положения этих документов учитываются. Международный факторинг используется в экспортной торговле; он упрощает получение наличных денег в ходе деловых операций экспортера, что имеет важное значение, ибо при экспортных поставках осуществляется кредитование, нередко на безоборотной основе и в этом случае факторинг защищает от безнадежных ("плохих") долгов. В число основных видов факторинга входят прямой и косвенный. При прямом факторинге действует одна компания-фактор - по экспорту в стране импортера-продавца, с которой экспортер имеет договор о факторинге. В соответствии с соглашением о прямом факторинге по уступке права требования покупной цены фактор вступает в прямые отношения с иностранным покупателем. Косвенный факторинг предполагает две фактор-компании: фактор по экспорту и фактор по импорту (в стране импортера-покупателя). В случае косвенного факторинга иностранный покупатель оплачивает стоимость экспортированной им продукции фактору по импорту в своей стране, который этот платеж переводит фактору по экспорту а последний предоставляет обусловленную сумму экспортеру. Преимущество косвенного факторинга состоит в том, что каждый из факторов имеет договорные отношения с отечественным клиентом, кредитоспособность (кредитопригодность) которого фактору известна. Обычно выделяют две основные формы факторинга: раскрытый и нераскрытый. При операциях в режиме раскрытого факторинга получение платежа осуществляется через фактор, имеющий с экспортером договор, согласно которому фактор обязуется приобрести подтвержденные краткосрочные долги иностранных покупателей. Иными словами, экспортер уступает фактору право требования оплаты экспортируемого товара. Покупатель оплачивает покупную цену не экспортеру, а фактору; при этом неподтвержденные долги, подлежащие оплате, приобретаются фактором с правом на регрессивные требования. Если договоренности о факторинге не раскрываются зарубежному покупателю - речь идет о нераскрытом факторинге; наиболее распространенный его вид: дисконтирование счетов или выкуп счетов со скидкой. По желанию экспортера фактор может профинансировать сделку в дополнение к услугам по получению покупной цены. В этом случае он немедленно выплачивает экспортеру до 80% балансовой стоимости по подтвержденным счетам и одновременно предоставляет кредит иностранному покупателю. В практическом факторинге встречается проблема увязки Оттавской конвенции о факторинге и Венской конвенции о договорах купли-продажи. Заключение Итак, анализ международного бизнеса позволяет выделить следующие его основные черты: 1. Извлечение прибыли как целевую детерминанту ведения международного бизнеса отличает от аналогичной характеристики странового бизнеса стремление использовать для эффективного ведения деловых операций преимущества выхода за пределы чисто национальных границ. 2. Стремясь реализовать эти преимущества (а для начала — найти их), предприниматели стремятся использовать полннтельные экономические воз можности, вытекающие из: ♦ ресурсных особенностей зарубежных рынков (имеются в виду ресурсы любых видов); ♦ емкости зарубежных рынков; ♦ правовых особенностей зарубежных стран; ♦ специфики межстрановых (межгосударственных) политических и экономических взаимоотношений, регулируемых соответствующими формами межгосударственного взаимодействия. 3. Международный бизнес существенно интернационализируется в зависимости от двух главных параметров его развития и в первую очередь от глубины вовлечения (уровня интернационализации). 4. Чем более интернационализируется любой страновый бизнес, тем, в большей мере ему доступен глобальный бизнес-сервис, то есть абсолютно не за-висящий от национальной принадлежности и ориентированный только на экономическую эффективность пакет разнообразных услуг: от научных дофинансовых и от транспортных до подбора интернациональных коллективов, который позволяет сегодня максимально реализовать возможности международности в бизнесе. 5. Есть ряд непременных условий, которые ставит международный бизнес перед любой фирмой, стремящейся серьезно войти в него, и важнейшее из них — учет в бизнесе культурного фактора, то есть всей совокупности требований и ограничений, накладываемых культурой данной страны на тех, кто ведет в ней бизнес. Эта проблема остра ровно настолько, насколько разнятся культуры страны базирования данной фирмы и той или иной страны ее пребывания. Извлечение (или потеря) дополнительной прибыли за счет культурного фактора зависят, естественно, от организации, ситуационных факторов и т. д. 6. Глобальный характер международного бизнеса есть его важнейшая определяющая черта сегодня: он. по существу, охватывает мировую систему информационного делового обмена, всемирный финансовый рынок, глобальную структуру технологических нововведений и т. д. (и сам охватывается ими). По мере продвижения от уровня к уровню интернационализации все более возрастает значение того, как это качество проявляется в данном бизнесе или, точнее, как эффективность этого бизнеса определяется использованием глобализации. А уже сама глобализация органически переплетает внутри себя те пять характерных признаков, которые отмечены выше (доступность и всеобщность; ступенчатость развития; технологичеекая глобализация; и т.д.). 7. И наконец, международный бизнес как система обновляющихся и сложно взаимодействующих профессиональных знаний принципиально более высокого уровня, нежели имеющаяся в любом страновом бизнесе — еще одна и, по-видимому, наиболее важная современная характеристика этой категории. 8. «Мулынповерхность- соприкосновения с рынком и «экстрагирование-» лучших национальных образцов позволяет международному бизнесу постоянно впитывать все лучшее в мировой практике. Международный бизнес вызывает сегодня особый интерес. 9. Информация — главный стратегический ресурс, а адаптивность — главное стратегическое оружие. 10. Принципиальным отличием международного бизнеса является возможность так называемой обратной оценки страновой ситуации: негативные тенденции в экономике страны (или отдельной ее отрасли) могут быть совершенно иначе расценены международной фирмой, поскольку именно эти тенденции и могут открыть фирме дополнительные возможности бизнеса. 11. В отличие от внутристрановой конкуренции международный бизнес может ощущать поддержку своего государства в борьбе с конкурентами во многих неявных формах. Бизнес в мирохозяйственной сфере составляет главное содержание международных экономических отношений в рыночной экономике. Принципы бизнеса пронизывают все формы международных экономических отношений. На современном этапе все возрастающее значение приобретают новые направления и формы бизнеса международных экономических отношений. Среди них выделяют лизинг и факторинг. Развитие этих направлений и форм обогащают международные экономические отношения, отражая новые качественные моменты мирохозяйственных связей. Список использованной литературы 1. Авдокушин E.Ф., Международные экономические отношения, М., Юристъ, 2003 2. Акопова Е.С., Воронова О.Н., Мировая экономика и экономические отношения, Ростов-Н-Д., Феникс, 2000 3. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н., Международные экономические отношения, М., Финансы и статистика, 2003 4. Джон Д. Дэниелс, Ли Х. Радеба. Международный бизнес: внешняя среда и деловые операции. - М., “Дело”., 1998 5. Долгов С.И. Глобализация экономики. Новое слово или новое явление. М.: Экономика, 1998 6. Дякин Б., Панюшкин В., Тулукова Н. Лизинг - перспективная форма хозяйствования. Выпуски 1. 2. 3. -М., "РОСБИ". 1992 7. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков. / Серия "Международный банковский бизнес". М., Изд-во АО "Консалтбанкир", 1996. 8. Международные экономические отношения. Учеб. для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. Изд. 4-е, перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 9. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник/ Под ред. доктора наук, проф. В.П. Колесова и доктора наук, проф. М.Н. Осьмовой. – 2-е изд. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2001 10. Носкова И.Я., Максимова Л.М. Международные экономические отношения. – М.: Экуономик-пресс, 2001 11. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХl вв., М., Инфра-М, 2003 12. Прилуцкий Л. Лизинг. Правовые основы лизинговой деятельности в Российской Федерации. М„ Изд-во "Осв-89", 1996.; Ханс-Иоахим Шпитлер. Практический лизинг. Пер. с нем. Общая редак. и вступ. статья д.эк.н„ проф. Дякина Б.Г. М., "РОСБИ". 1991. 13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Современный экономический словарь, М., Инфра-М., 2004 14. Резинский И.А., Международная экономика и мировые рынки, М., Приор, 2003 15. Рябов А. В. Мировая экономика и международные отношения. - М: НАУКА, 2003 16. Смирнов А.Л. Лизинговые операции. / Серия "Международный банковский бизнес". -М„ Изд-во АО "Консалтбанкир", 1995. 17. Чекмарева Е.Н. Лизинговый бизнес (Практич. пособие по организации и проведению лизинговых операций). -М„ "Экономика", 1994 |