Реферат: Органы управления биржей

Название: Органы управления биржей
Раздел: Рефераты по банковскому делу
Тип: реферат

Органы управления биржей

Биржа заинтересована в том, чтобы ее организационная структура максимально способствовала выполнению поставленных задач и обеспечивала низкие издержки, связанные с организацией биржевой торговли в условиях жесткой конкуренции со стороны внебиржевых организаторов торговли. Организационная структура биржи, ее органы управления должны обеспечивать доверие к ней со стороны ее членов. Российские биржи имеют разную организационно-правовую структуру: закрытое акционерное общество для валютных бирж, некоммерческое партнерство для фондовых, любую организационно-правовую форму, разрешенную законом для товарных бирж. Вместе с тем их организационная структура и органы управления имеют много общего.

Состав органов управления биржи определяется организационно-правовыми основами (ОПО) биржевой деятельности (рис. 6.1).

рис. 6.1

ОПО биржевой деятельности

- Институциональная структура биржи

- Организационно-правовая форма биржи

- Регулирование биржевой деятельности

- учредители и члены биржи

- Органы управления биржей

общественная структура

стационарная структура

Представленная схема (рис. 6.1) показывает, что органы управления биржи включают общественную и стационарную структуры.

Общественная структура может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 6.2).

Общественная структура

Общее собрание членов биржи является ее высшим законодательным органом управления. рис. 6.2


Биржевой совет или совет директоров

Секретарь совета
Председатель совета


Главный управляющий и его заместители

Правление биржи

Управляющие-руководители подразделений




Собрания членов биржи бывают годовыми, созываемыми в обязательном порядке раз в год с интервалом между ними не более 15 месяцев, и чрезвычайными (внеочередными). Последние созываются биржевым комитетом (советом), ревизионной комиссией или членами биржи, обладающими не менее 10% голосов.

К исключительной компетенции общего собрания относятся:

· осуществление общего руководства биржей и биржевой торговлей;

· определение целей и задач биржи, стратегии [1] ее развития;

· утверждение и внесение изменений во внутрибиржевые нормативные документы;

· формирование выборных органов;

· рассмотрение и утверждение бюджета биржи, годового баланса, счетов прибылей и убытков, распределение прибыли;

· прием новых членов биржи;

· утверждение сметы расходов на содержание комитета (совета) и персонала биржи, в том числе определение условий оплаты труда должностных лиц биржи, ее филиалов и представительств;

· принятие решения о прекращении деятельности биржи, назначении ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Так как собрание членов биржи собирается один раз в год, то для оперативного управления биржей выбирается биржевой совет . Он является контрольно-распорядительным органом текущего управления биржей и решает все вопросы ее деятельности, кроме тех, которые могут решаться только на общем собрании членов биржи.

Как правило, на биржевой совет возлагаются:

· заслушивание и оценка отчетов правления;

· внесение изменений в правила торговли на бирже;

· подготовка решений общего собрания членов биржи;

· установление размеров всех взносов, выплат, денежных и комиссионных сборов;

· подготовка решения о приеме или исключении членов биржи;

· руководство биржевыми торгами;

· распоряжение имуществом биржи;

· наем и увольнение персонала биржи и т.д.

Из состава совета формируется Правление, осуществляющее оперативное руководство биржей и представляющее ее интересы в организациях и учреждениях.

Порядок действия биржевого совета и Правления определяется уставом и может иметь особенности на разных биржах.

Состав биржевого совета формируется в России только из членов биржи. В него не включаются ни штатные работники самой биржи, ни представители «публики» - продавцов и покупателей биржевого товара. Следует обратить внимание на то, что в зарубежной практике в состав биржевого совета или Правления обязательно включаются и штатные сотрудники биржи, и представители основных групп продавцов и покупателей. Например, Правление Франкфуртской биржи состоит из 22 членов.

19 из них избираются на три года, а именно:

· 13 представителей банков-членов биржи;

· 2 курсовых маклера;

· 2 свободных маклера;

· 2 представителя служащих - членов биржи. Кроме них в состав Правления биржи входят:

· представитель компании, акциями которой ведется торговля;

· представитель вкладчиков;

· представитель инвестиционных фондов.

Плюралистический состав Правления биржи для Германии традиционен и обеспечивает соответствующее представительство интересов всех групп, участвующих в торговле, при формировании порядка и правил торговли ценными бумагами.
На Нью-Йоркской фондовой бирже из 27 членов биржевого совета 12 -представители «публики» (эмитенты, инвесторы, эксперты и т.д.). Совет управляющих на Токийской фондовой бирже, состоящий из 23 членов, включает 4 представителей «публики».
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью осуществляет ревизионная комиссия, избираемая собранием членов биржи одновременно с биржевым советом.

Ревизионная комиссия вправе оценить правомочность решений, принимаемых органами управления биржи. К общему собранию членов биржи ревизионная комиссия проводит документальную проверку финансово-хозяйственной деятельности биржи (сплошную или выборочную), результатов ее торговых, расчетных, валютных и других операций.

Кроме того, ревизионная комиссия проверяет:

· финансово-хозяйственную деятельность биржи, состояние ее счетов и достоверность бухгалтерской документации;

· постановку и правильность оперативного, бухгалтерского и статистического учета и отчетности;

· выполнение установленных смет, нормативов и лимитов;

· своевременность и правильность платежей в бюджет;

· соблюдение биржей и ее органами законодательных актов и инструкций, а также решений общих собраний членов биржи;

· состояние кассы и фондов биржи.

Ревизионная комиссия ведет проверки по поручению общего собрания членов биржи или по собственной инициативе. Ревизии проводятся не реже одного раза в год.

Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц биржи представление всех необходимых документов и личных объяснений.

Результаты проверок направляются общему собранию членов биржи . При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам, на основании которого общее собрание членов биржи может его утверждать. Члены ревизионной комиссии обязаны потребовать созыва чрезвычайного собрания членов биржи, если возникла серьезная угроза интересам биржи .

На некоторых биржах для выполнения ее стратегических задач, координации основных направлений ее деятельности, определения приоритетных задач и построения взаимоотношений с органами власти и управления (центральными и местными) может создаваться Попечительский совет, основное назначение которого заключается в том, чтобы согласовать деятельность биржи с органами власти и управления, способствовать привлечению к работе на бирже нерезидентов.

Стационарная структура биржи необходима для ведения хозяйственной биржевой деятельности.

От того, как осуществляют свою работу подразделения, входящие в стационарную структуру, во многом зависит эффективность работы биржи.

Стационарная структура делится на исполнительные (функциональные) подразделения и специализированные.

Исполнительные (функциональные) подразделения - это аппарат биржи , который готовит и проводит биржевой торг. Они весьма разнообразны и зависят от объема биржевых сделок, количества членов биржи и брокеров, которые работают на бирже. Однако обязательны такие подразделения, как информационный отдел, отдел экспертизы или допуска биржевого товара к торгам (отдел листинга на фондовой бирже), регистрационное бюро, бюро по программному обеспечению, отдел по организации торгов.

Например, исполнительные подразделения на РБ включают следующие отделы:

- отдел регистрации обеспечивает регистрацию биржевых посредников, ведение учета реквизитов и кадрового состава биржевых посредников, осуществляет выдачу паролей биржевым посредникам, аккредитацию брокеров, выдачу биржевых пропусков и контроль за правильностью данной информации в биржевой базе данных. Отдел регистрации также в праве лишить нарушителя правил торговли аккредитации на бирже;
- экономическая служба - расчетный центр проводит взаимные расчеты между биржевыми посредниками и биржей;
- биржевой информационный канал круглосуточно принимает информацию от биржевых посредников и их клиентов, готовит ее к предстоящим торгам и круглосуточно отвечает на запросы брокеров по информации, выставленной на предстоящие торги;
- информационно-вычислительный центр осуществляет техническое обслуживание компьютерной техники и акустической системы биржевого зала и программное обеспечение биржевой базы данных;
- отдел биржевой информации занимается распространением биржевой информации, обеспечивает брокеров информацией по предстоящим торгам и по результатам прошедших торгов, информацией о товарных рынках и рыночной конъюнктуре. Биржа бесплатно или за соответствующую плату обеспечивает участников торгов информацией о биржевых товарах, выставленных на торги, информацией о сделках предшествующих торгов, о котировке биржевых цен, о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров и другой имеющейся у нее информации;
- маклерский отдел проводит торги, регистрирует сделки и оформляет результаты торгов. Биржевой маклер, ведущий торги, обязан оповещать участников торгов о начале и окончании торгов, о причине прерывания или задержки торгов;
- фьючерсный отдел регистрирует биржевых посредников и брокеров, участвующих во фьючерсных торгах, подготавливает и оформляет результаты фьючерсных торгов;
- аналитический отдел разрабатывает методы анализа биржевой деятельности, собирает и обрабатывает аналитическую биржевую информацию, занимается подготовкой аналитических материалов для средств массовой информации;
- служба безопасности осуществляет соблюдение пропускного режима биржи, поддерживает порядок в помещениях биржи и обеспечивает сохранность имущества в помещениях биржи. За распространение в биржевом зале ложных слухов, которые могут привести к изменению конъюнктуры или подрыву репутации брокеров и биржи, за публичное оскорбление служащих биржи или подрыв репутации биржи служба безопасности удаляет виновных из биржевого зала.

Специализированные органы - это комиссии биржи и ее коммерческие организации. Среди комиссий наиболее значительными являются котировальная и арбитражная.

Котировальная комиссия необходима для того, чтобы организовать учет различных видов цен (спроса и предложения, договорных, высших и низших, начальных и заключительных) при заключении биржевых сделок. На основе обобщения таких цен определяются котировальные (справочные) цены, которые публикуются в биржевых бюллетенях и рассматриваются в качестве биржевого справочника.

Биржевой бюллетень является каталогом обработки многочисленных сведении не только по уже совершенным, т.е. заключенным, сделкам, но и по товарам, предлагавшимся к торгам, а также по заявкам о спросе, в том числе и при внебиржевых операциях. Обязанностью котировальной комиссии является наблюдение за своевременным представлением участниками торгового процесса достаточно полных и объективных сведений. Она также должна устанавливать базу биржевого бюллетеня, т.е. список котируемых товаров с указанием типичного объема товарной партии. Котировальная комиссия поставляет в информационно-справочный отдел биржи данные о ценах и тенденциях их движения так же, как и по тем товарам, которые не вошли в официально опубликованную котировку. Совместно с арбитражной комиссией она устанавливает цены при возникновении спорных вопросов.

В случае возникновения споров между покупателями, продавцами и брокерами в ходе заключения или исполнения биржевых сделок они могут обращаться в третейский суд - арбитражную комиссию биржи для разрешения этих споров. Она не наделена правом принимать решения, обязательные к исполнению сторонами конфликта. Это своего рода согласительная комиссия. При неудовлетворенности какой-либо из сторон итогами разбирательства в арбитражной комиссии дело передается в судебные инстанции. Среди других комиссий, которые создаются на бирже, также можно выделить:

- комиссию по торговой (деловой) этике, которая выполняет функцию жюри заседателей по внутренним дисциплинарным вопросам биржи.

Основными функциями комиссии являются: контроль за исполнением участниками биржевых торгов, а также сотрудниками, членами и посетителями биржи правил биржевой торговли и других правил, установленных биржей, информирование биржевого комитета об имевших место нарушениях правил и подготовка соответствующих документов; подготовка в необходимых случаях предложений о замене полномочных представителей предприятий и организаций, нарушивших правила биржи; представление консультаций заинтересованным организациям и лицам по вопросам, входящим в компетенцию комиссии;

· комиссию по приему новых членов биржи, основными функциями которой являются:

· рассмотрение заявлений о приеме новых членов биржи;

· анализ хозяйственного и финансового положения предприятий и организаций, изъявивших желание вступить в члены биржи, оценка профессиональных качеств полномочных представителей новых членов биржи;

· подготовка предложений и рекомендаций совету директоров о приеме новых членов биржи.

Среди коммерческих организаций, которые могут создаваться биржей или при ее непосредственном участии, можно выделить Расчетную (Клиринговую) палату, биржевые склады, депозитарии и другие подразделения.

Функции Расчетной палаты заключаются в оперативном и точном проведении расчетов по биржевым сделкам, в регулировании и формализации процедуры платежей. На отечественных биржах пока еще нет современных расчетных палат в полном смысле этого слова. Подобным подразделением на российской бирже являются расчетно-финансовые центры, без которых нормальная жизнедеятельность биржи невозможна. На фьючерсных биржах Расчетная палата становится главным гарантом исполнения сделок, так как она осуществляет учет находящейся в залоге маржи и предоставляет кредит контрагентам сделки;
- складские помещения необходимы бирже для организации поставки товаров. Склад может принадлежать бирже или она заключает договор о хранении товаров на складе.

Место поставки товаров является важным элементом унификации биржевых контрактов. Покупатели не станут заключать сделок на бирже, если не будут знать, где они смогут получить товар по контракту, или если место поставки будет неприемлемо для них. Поэтому им разрешается поставлять товар в места, предписанные правилами биржи. Склады располагаются либо сравнительно недалеко от биржи (особенно при торговле реальным товаром), либо в других местах, находящихся даже в других странах, обеспечивающих потребности и отвечающих требованиям мировой торговли (например, на лондонских биржах разрешена поставка товара не только в Англии, но и в североморских портах других государств).

Для того чтобы склад мог приобрести статус утвержденного склада биржи, необходимо заявление руководству биржи, в котором указывается местонахождение и его мощности, ссылка на документ, уполномочивающий склад заниматься складским бизнесом, продолжительность действия договора, заключенного с биржей .

Склад должен отвечать следующим условиям: предоставлять бирже такие услуги, которые может потребовать от нее совет директоров; представлять бирже тарифные ставки всех расходов/связанных с обработкой и хранением грузов; вывозить товар со склада только по требованию собственника товара после передачи им складского свидетельства, против которого совершаются сделки на бирже и производится расчет; уведомлять биржу об изменении владельцев акционерного капитала склада; отвечать требованиям законов, регулирующих биржевую торговлю; вести учет, составлять отчетность, разрешать необходимые посещения и инспекции складских помещений; обеспечивать сохранность товаров; осуществлять страхование товара, находящегося на складе.

Список используемой литературы

1. Галанов В.С. Рынок ценных бумаг. – М: Финансы и статистика, 2002

2. Мусатов В.Т. Биржа и экономика. – М.: Финансы и статистика, 1995

3. Дегтярева О.И., Коршунова Н.М., Жукова Е.Ф. Рынок ценных бумаг и биржевое дело: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ _ ДАНА, 2004