Реферат: Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения
Название: Сравнительная работа философии эпохи Средневековья и Возрождения Раздел: Рефераты по философии Тип: реферат |
Общая характеристика философии эпохи Средневековья и эпохи Возрождения 1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. Первый из них – древнегреческая философия, прежде всего в ее неоплатоновской традиции. Второй источник – Священное Писание. 2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. 3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации. Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. 4. Все философски вопросы решались с позиции теоцентризма, креацинизма, провиденциализма. Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика и схоластика. В свою очередь каждая из них делится на несколько различных периодов и направлений. Философами эпохи Средневековья являются: Тит Флавий Климент (Климент Александрийский), Григорий Богослов, Августин Блаженный, Антоний Великий, Иоанн Златоуст, Фома Аквинский, Пётр Дамиани. Важнейшая особенность философии Возрождения - антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта - создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Так, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения - антропоцентризм . Человек - не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей. Деление философской мысли эпохи Возрождения на этапы является условным и носит не хронологический, а типологический характер. Традиционно в ней выделяют следующие направления: * Гуманизм * Натурфилософия *Социально-политические идеи Философами эпохи Возрождения являются: Леонардо Бруни, Манетти, Жан Боден, Мишель Монтень, Мартин Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор. |