Реферат: Отчет по практике в бухгалтерии

Название: Отчет по практике в бухгалтерии
Раздел: Рефераты по бухгалтерскому учету и аудиту
Тип: реферат

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАНСКИЙ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ОТЧЕТ

О ПРАКТИКЕ ПО ПРОФИЛЮ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

студента(ки)__________курса _________________________группы

_________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Место прохождения практики________________________________

_________________________________________________________________

(наименование организации, предприятия)

Руководители практики:

от колледжа________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

от предприятия_____________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность)

Саранск 2010

Содержание

Общая характеристика предприятия, организации.................................................

Тема 1: Описание учетной политики, применяемой на предприятии,

в организациях……………………………………………………………………….

Тема 2: Учет денежных средств, расчетных и кредитных операции……………

Тема 3: Учет материально — производственных запасов……………………….

Тема 4: Учет основных средств и нематериальных активов…………………….

Тема 5: Учет труда и заработной платы……………………………………….

Тема 6: Учет затрат на производство и калькулирования себестоимости

продукции……………………………………………………………………………

Тема 7: Учет готовой продукции и ее реализации……………..............................

Тема 8: Учет финансовых вложений........................................................................

Тема 9: Учет валютных операции.............................................................................

Тема 10: Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной

деятельности...............................................................................................................

Тема 11: Бухгалтерская отчетность предприятия, организации.............................

Приложение………………………………………………………………………….


Тема 1. Учетная политика предприятия, организации.

Все организации имеют право самостоятельно определять конкретные формы и методы организации учета и контроля, исходя из организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевых особенностей, специфики сферы и характера деятельности, квалификации персонала и других задач.Практическая реализация такой самостоятельности выражается в обязательной разработке собственной учетной политики организации.

Под учетной политикой организации понимается выбранная организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Учетная политика организации является важным документом, в котором должны быть раскрыты все особенности ведения бухгалтерского учета в организации.

Принятая организацией учетная политика должна применяться с 1 января года, следующего за годом её утверждения. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается её руководителем.

При этом утверждаются:

1) рабочий план счетов бухгалтерского учета;

2) формы первичных учетных документов;

3) методы оценки активов и обязательств;

4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

5) правила документооборота и технология обработки учетной информации;

6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Методологические основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены ПБУ 1/98 "Учетная политика организации".

Учетная политика организации принимается на ряд лет и не должна ежегодно меняться. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

- изменения законодательства РФ или нормативных актов, влияющих на постановку бухгалтерского учета;

- разработки организацией новых способов бухгалтерского учета, применение которых позволит более достоверно отражать факты хозяйственной деятельности или уменьшить трудоемкость учетного процесса;

- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и др.

Изменения в учетной политике должны быть обоснованными. Они должны вводиться с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа.Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

После утверждения учетной политики руководителем организации она приобретает статус юридического документа.


Тема 2. Учет денежных средств, расчетных и кредитных операций.

Кассовыми операциями называются хозяйственные операции, связанные с получением и расходованием наличных денег непосредственно из кассы предприятия.

Касса — это структурное подразделение предприятия, предназначенное для приема, хранения и выдачи наличных денежных средств. В кассе предприятия могут храниться не только наличные денежные средства, но и денежные документы, и бланки строгой отчетности.

Для ведения кассовых операций в штате предприятия предусмотренадолжность кассира, который несет материальную ответственность за сохранность всехпринимаемых им ценностей. После издания приказа о назначении кассираруководитель предприятия обязан ознакомить его с правилами ведения кассовыхопераций и заключить с ним договор о полной материальной ответственности.

Кассир не может передоверить, кому бы то ни было выполнение своих обязанностей. При необходимости временной замены обязанности кассира возлагаются на другого работника, с которым, заключают договор о полной материальной ответственности. В случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь) находящиеся у него под отчетом ценности передают другому кассиру в присутствии инвентаризационной комиссии с обязательным составлением акта (форма инв-15).

Кассир, согласно законодательства «О материальной ответственности рабочих и служащих» несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию, как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям. Поступление денежных средств осуществляется: с расчетного счета в банке (заработная плата, пособия, хозяйственные расходы и т.д.); с платежей наличными за реализованные товарно-материальные ценности; возврат ранее выданных сумм.

Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов (в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии) до установленного срока их выплаты.

Наличные деньги, полученные кассой, расходуются на выплату заработной платы и других платежей работникам, выдаются на хозяйственные и другие расходы или вносятся на счета в банках. Расходные кассовые документы подписываются главным бухгалтером. А на ведомостях и заявлениях, кроме того, обязательна и разрешительная надпись руководителя предприятия. В тех случаях, когда на прилагаемых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

При выдаче денег по расходному кассовому ордеру или заменяющему егодокументу отдельному лицу кассир требует предъявления документа (паспорта илидругого документа), удостоверяющего личность получателя, записываетнаименование и номер документа, кем и когда он выдан и отбирает распискуполучателя.

Расписка в получении денег может быть сделана получателем только собственноручно чернилами или шариковой ручкой с указанием полученной суммы: рублей — прописью, копеек — цифрами. При получении денег по платежной (расчетно-платежной) ведомости сумм прописью не указывается.

Заработную плату, пособия по временной нетрудоспособности, премии

кассир выплачивает по платежным ведомостям. На титульном листе платежнойведомости делается разрешительная надпись в кассу о выдаче денег заподписями руководителя предприятия и главного бухгалтера, с указанием сроковвыдачи денег и их суммы (прописью).

По истечении трех рабочих дней после получения денег из учреждения банка для оплаты труда, пособий, премий кассир в платежной ведомости против фамилии лиц, не получивших деньги, делает пометку от руки "Депонировано", затем составляет реестр депонированных сумм. В ведомости кассир делает надпись о фактически выплаченных и неполученных суммах, которую заверяет своей подписью. На выписанный по платежной ведомости сумму выписывают расходный кассовый ордер.

Выдачу денег кассир производит только лицу, указанному в расходном кассовом ордере или заменяющем его документе. Если выдача денег производится по доверенности, оформленной в установленном порядке, в тексте ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег бухгалтерией указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Если выдача денег производится по ведомости, перед распиской в получении денег кассир делает надпись: «По доверенности». Выдача по доверенности производится лицу, указанному в доверенности, при предъявлении паспорта или другого документа, удостоверяющего личность получателя. Доверенность остается в документах дня, как приложение к расходному кассовому ордеру или ведомости.

Приходные кассовые ордера и квитанции к ним, а также расходные кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выписаны на машине (пишущей, вычислительной). Подчистки, помарки или исправления в кассовых документах не допускаются.

Деньги по кассовым ордерам принимаются и выдаются только в день составления этих документов. Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их документы не выдаются на руки лицам, вносящим или получающим деньги.

При завершении операций кассир обязан подписать расходные и приходные кассовые ордера, а приложенные к ним документы погашаются штампом или надписью: приходные - «Получено», расходные - «Оплачено» с указанием даты (числа, месяца, года).

Приходные и расходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. По данным журнала регистрации контролируется целевое назначение полученных и израсходованных наличных денежных средств предприятием, присваиваются номера кассовым документам, проверяется полнота произведенных кассиром операций.

Тема 3. Учет материально — производственных запасов

К материально-производственным запасам относятся активы, удовлетворяющие критериям, установленным ПБУ 5/01. К материально-производственным запасам предприятия относятся следующие материальные ценности:

-сырье и материалы, используемые при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

-материалы и запасные части, предназначенные для производства любых видов ремонтов, замены изношенных частей машин и оборудования, автомобильных шин в запасе и обороте;

-топливо;

-тара и тарные материалы;

-материалы, переданные в переработку на сторону;

-инвентарь и хозяйственные принадлежности, используемые для производственных и управленческих нужд организации сроком менее 12 месяцев;

-любые виды рекламной продукции, используемые на предприятии не для продажи;

-спецодежда и др.

Материально-производственные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, включающей в себя суммы фактическихзатрат, связанных с их приобретением и доставкой. Поступление материалов насклад оформляют следующими документами:

- приходный ордер (форма М-4);

- акт о приемки материалов (форма М-7). Товарно-транспортную накладную применяют в качестве приходногодокумента у покупателя в случае отсутствия расхождения количества поступившего груза с данными накладной. Поступление на склад отходов производства, а также внутреннее перемещение оформляют требованием-накладной (форма М-11). Расход материала со склада на производственные и хозяйственные нужды оформляют следующими документами:

- лимитно-заборной картой (форма М-8);

- требованием-накладной на отпуск материалов (форма М-11);

- накладной на отпуск материалов на сторону (форма М-15). Предприятия-поставщики одновременно с отгрузкой высылают

покупателю расчетные документа (платежное требование-поручение, счет-фактуру), товарно-транспортную накладную, квитанцию и железнодорожную накладную. Учет расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей ведут в журнале-ордере №6.Заполняется журнал-ордер №6 на основании акцептованных платежных требований-поручений, счетов-фактур, приходных ордеров, актов о приемке материалов, выписок банка.


Тема 4. Учет основных средств и нематериальных активов

К основным средствам относятся активы, используемые в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд ООО «АНЦЕК - Фарм» в течение срока продолжительностью более 12 месяцев. Объекты основных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат государственной регистрации права собственности, до момента указанной регистрации продолжают учитываться в составе вложений в необоротные активы. Амортизация по данному имуществу начисляется с момента принятия в эксплуатацию и фактического использования. Не относятся к основным средствам:

-машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся на складах, как товары и предназначенные для перепродажи;

-предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути;

-капитальных и финансовых вложений.

Инвентарным объектом основных средств признается:

- отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;

-обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов-это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. При наличии у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств. По окончании процесса восстановления объектов основных средств амортизационные отчисления определяются исходя из остаточной стоимости на дату начала процесса восстановления, увеличенной на суммы затрат на восстановление, и оставшегося срока полезного использования, если указанное восстановление осуществлялось в течение установленного срока полезного использования;

Амортизационные отчисления определяются исходя из суммы затрат на восстановление, и установленного после восстановления нового срока полезного использования, если указанное восстановление осуществлялось по истечении первоначально установленного срока полезного использования. Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. При приобретении основных средств за плату первоначальная стоимость определяется как сумма фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление за исключением НДС и иных возмещаемых налогов и без учета общехозяйственных расходов. При получении основных средств по договору дарения и в иных случаях безвозмездного поступления первоначальной стоимостью признается их рыночная стоимость на дату оприходования, увеличенная на сумму дополнительных расходов, связанных с поступлением объекта. Первоначальной стоимостью основных средств, полученных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами, признается стоимость ценностей переданных или подлежащих передаче со стороны ООО «АНЦЕК - Фарм».

При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или подлежащие передаче, стоимость основных средств, полученных организацией по договорам,предусматривающим исполнение обязательств не денежными средствами,определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствахприобретаются аналогичные объекты основных средств.

В первоначальную стоимость объектов основных средств, независимо от способаприобретения, включаются также фактические затраты на доставку объектов иприведение их в состояние, пригодное для использования.

Амортизация по объектам основных средств производится линейным способом,исходя из сроков полезного использования этих объектов.

Амортизация не начисляется:

-по жилищному фонду;

-по земельным участкам и объектам природопользования;

-по объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам.

Объекты основных средств стоимостью не более 10000 рублей за единицу, а такжеприобретенные книги, брошюры, издания, не входящие в библиотечный фонд,списываются на расходы по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или

при эксплуатации в ООО «АНЦЕК - Фарм» организуется контроль за ихдвижением на забалансовом счете.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.

Доходы и расходы от списания основных средств с бухгалтерского учета в результатеих продажи подлежат зачислению в состав операционных доходов и расходов.

При выбытии объектов основных средств по причине невозможностииспользования ввиду непригодности к дальнейшей эксплуатации, морального износаи прочего списания, когда является определенным неполучение доходов илипоступление активов в результате этих операций, убыток от выбытия и прочегосписания имущества, выявленный на счетах бухгалтерского учета, подлежитотражению как прочие внереализационные расходы.

К НМА относятся объекты, отвечающие всем признакам ПБУ 14/00:

-исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец,полезную модель;

-исключительное право автора и иного правообладателя на использование программыдля ЭВМ, базы данных;

-исключительное право автора или иного правообладателя на использованиетопологии интегральных микросхем;

-исключительное право на товарный знак, знак обслуживания, наименование местапроисхождения товаров и фирменное наименование;

-владение «ноу-хау», секретной формулой или процессом, информацией в отношении промышленного, коммерческого или научного опыта.

Нематериальные активы, приобретенные за плату, оцениваются в сумме фактических расходов на приобретение без возмещаемых налогов.

Нематериальные активы, полученные по договорам дарения, оцениваются исходя из их рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету. Для определения рыночной стоимости используется экспертное заключение независимого лицензированного оценщика.

Нематериальные активы, полученные по договорам, предусматривающим оплату не денежными средствами, оцениваются по стоимости товаров подлежащих передаче, а при невозможности определить цену товаров по цене приобретения нематериальных активов в аналогичных сравнимых обязательствах.

Нематериальные активы, полученные в пользование, учитываются пользователем на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре. В ООО «АНЦЕК-Фарм» применяется линейный способ начисления амортизационных отчислений исходя из первоначальной стоимости и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования объекта нематериальных активов. ООО « АНЦЕК - Фарм» устанавливает срок полезного использования по каждому виду амортизируемых нематериальных активов при их постановке на учет исходя из:

-срока действия патента, свидетельства или других ограничений срока использования объектов интеллектуальной собственности;

-ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого система может получать экономические выгоды, при этом срок полезного использования объекта нематериальных активов определяется специально созданной коммисией;

-количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на 10 лет, но не более срока деятельности организации.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам, кроме организационных расходов, отражаются в бухгалтерском учете на счете 05 «Амортизация нематериальных активов».


Тема 5. Учет труда и заработной платы.

Формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты обязательны для применения юридическими лицами всех форм собственности, за исключением бюджетных организаций.

Заработная плата начисляется в лицевом счете, в расчетной ведомости или расчетно-платежной ведомости. Лицевой счет рекомендуется применять в любых организациях для отражения сведений о заработной плате за прошлые периоды.

Он применяется для записи всех видов начислений и удержаний из заработной платы на основании первичных документов по учету выработки и выполненных работ, отработанного времени и документов на разные виды оплаты. На основании данных лицевого счета составляется расчетная ведомость.

Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условиями выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

Основной формой оплаты труда является выплата заработной платы в денежной форме в валюте РФ (в рублях).

В соответствии с коллективным договором или трудовым договором пописьменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иныхформах, не противоречащих законодательству РФ и международным договорам РФ.

Для заработной платы, выплачиваемой в не денежной форме (например, в натуральнойформе), не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.

Заработная плата каждого работника зависти от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается.

В то же время в РФ на законодательном уровне гарантируется минимальный размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда.

Организации при оплате труда работников могут применять тарифные ставки, оклады или бестарифную систему. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий и иных выплат коммерческие организации определяют самостоятельно и фиксируют в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах организаций, трудовых договорах.


Тема 6. Учет затрат на производство калькулирования себестоимости продукции.

Себестоимость продукции - выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В условиях рыночной экономики себестоимость продукции является важнейшим показателем производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Исчисление этого показателя необходимо для оценки выполнения плана по данному показателю и его динамики; определения рентабельности производства и отдельных видов продукции; осуществления внутрипроизводственного хозрасчета; выявления резервов снижения себестоимости продукции; определения цен на продукцию.

В отечественной практике учет затрат на производство и калькулированиесебестоимости продукции являются составной частью общей единой системы бухгалтерского учета.

В странах с развитой рыночной экономикой учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции выделены в управленческий учет, призванный дать информацию для управления себестоимостью продукции специалистам и администрации предприятия и его подразделений.

Система калькуляции себестоимости может быть определена как наборопределенных действий и записей, призванных обеспечить руководителя различнойинформацией в процессе управления предприятием. В своей основе системакалькуляции обычно включает определение себестоимости продукции, издержекобращения и распределения.

Система калькуляции издержек это больше, чем просто набор карточек для учета контрольных часов, регистрационные карточки, бухгалтерские книги и другие проявления бухгалтерской деятельности. Это только внешняя сторона. В основе же лежат гораздо более важные процессы — механизм сбора и движения информации внутри фирмы. Методы, применяемые в системе калькуляции себестоимости, в конечном итоге определяют, насколько эффективно будут обработаны первоначальные данные.

До известной степени организация работы предприятия и движение продукции в процессе производства являются частью системы калькуляции, так как они составляют ту основу, на которой строится вся система. Структура производства, местоположение материалов, инструментов, оборудования обычно планируется заранее для того, чтобы производственный процесс был наиболее эффективным. Так или иначе, когда предпринимается попытка калькуляции и определения себестоимости продукции или затрат на производство в заданной области, сама суть организации производственного процесса определяет методы подсчета. Требуемые записи и сама система, следовательно, не могут быть определены до тех пор, пока нет четкого плана организации конкретного производственного процесса.Для того чтобы собрать данные о себестоимости и проанализировать их,необходимо знать заранее все об этой продукции. Бухгалтер должен иметь четкое представление о том, что производится, чтобы суметь определить какие счета необходимо вести по учету себестоимости. Как результат, техническая характеристика всех выпускаемых изделий должна включать в себя элементы системы подсчета себестоимости или хотя бы базу, на которой строится эта система. Конечно, системы учета расходов не сводятся лишь к определению себестоимости продукции ни, конечно же, к определению издержек только лишь в сфере производства. Системы учета торговых издержек и издержки обращения в большинстве случаев не менееважны, чем издержки производства. Таким образом, методика учета издержек обращения становится неотъемлемой частью системы калькуляциисебестоимости продукции. Записи по счетам должны вестись с учетом методов, используемых при продаже и движении товара к потребителю.

Издержки на содержание административного аппарата в некоторых случаях не только относят к себестоимости продукции, но они также подвержены контролю, как и многие другие виды, и, следовательно, составляют часть производственного учета издержек и являются одной из основ системы калькуляции себестоимости.

Система калькуляции себестоимости должна включать соответствующие процедуры по организации и анализу издержек на управление независимо от того, как используются эти расходы.

Система калькуляции является дополнением к обычным бухгалтерским книгам и отражает детали производства, распределения и управленческих расходов содержащиеся в периодических отчетах о прибылях и убытках. Она также содержит подробности конкретной части бухгалтерского баланса; например, основные средства, товарно-материальные запасы, отсроченные платежи или выданные авансы. Система калькуляции, следовательно, является группой вспомогательных счетов ведущихся отдельно от основных.

Тема 7. Учет готовой продукции и ее реализации.

Остатки готовой продукции на складе на конец (начала) отчетного периода оцениваются в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по производственной себестоимости без учета общехозяйственных расходов. Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях. Учет готовой продукции на счете 43 «Готовая продукция» ведется по фактической производственной себестоимости.

В аналитическом учете движение ее отдельных наименований отражается по учетным ценам с выделением отклонений фактической производственной себестоимости изделий от их стоимости по учетным ценам.

Такие отклонения учитываются по однородным группам готовой продукции, которые формируются организацией исходя из уровня отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по учетным ценам отдельных изделий. При списании готовой продукции со счета 43, относящаяся к этой продукции сумма отклонений фактической производственной себестоимости от стоимости по ценам, принятым в аналитическом учете, определяется по проценту, исчисленному исходя из отношения отклонений на остаток готовой продукции на начало отчетного периода и отклонений по продукции, поступившей в течение отчетного месяца, к стоимости продукции по учетным ценам.


Тема 8. Учет финансовых вложений.

Ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. К ценным бумагам относятся: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.

В зависимости от срока, на который произведены финансовые вложения, они подразделяются на долгосрочные (когда установленный срок их погашения превышает 1 год или вложения осуществлены с намерением получать доходы по ним более 1 года) и краткосрочные (когда установленный срок их погашения не превышает 1 года или вложения осуществлены без намерения получать доходы по ним более 1 года).

Финансовые вложения учитывают на счете 58 «Финансовые вложения». К этому счету могут быть открыты субсчета 58 - 1 «Паи и акции», 58 - 2 «Долговые ценные бумаги», 58 - 3 «Предоставленные займы» и 58 – 4 «Вклады по договору простого товарищества». Счет 58 «Финансовые вложения» активный.

Средства долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, переведенных предприятием, на которые в отчетном периоде не получены документы, подтверждающие права предприятия (ценные бумаги, свидетельства на произведенные вклады и другие), учитываются на счете 58 обособленно.

Аналитический учет долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений ведется по видам вложений (паи, акции, облигации и другие) и объектам, в которые осуществлены эти вложения (предприятиям-продавцам ценных бумаг, предприятиям-заемщикам и т.п.). При этом построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о финансовых вложениях на территории страны и за рубежом. При использовании журнально-ордерной формы учета записи по кредиту счета 58 могут производиться в журнале-ордере № 8 и ведомости № 7. В этих же регистрах можно отражать соответствующие данные аналитического учета. Дебетовый оборот по счету 58 отражается в журналах-ордерах № 2 (по кредиту счета 51), № 2/1 (по кредиту счета 52), № 8 (по кредиту счета 76) и др.

При использовании компьютерных систем по операциям на счете 58 формируются соответствующие машинограммы - учетные регистры.

Исправления в Книгу учета ценных бумаг могут вноситься лишь с разрешения руководителя и главного бухгалтера с указанием даты внесения исправлений. В случае ведения Книги учета ценных бумаг с помощью средств вычислительной техники результатная информация может формироваться в виде выходного документа на машиночитаемых носителях. Распечатка информации с машиночитаемых носителей осуществляется по мере необходимости или требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры, но не реже 1 раза в год.

Ответственность за организацию хранения Книги учета ценных бумаг несет руководитель организации.

При хранении бланков (сертификатов) ценных бумаг в депозитарии они продолжают числиться в бухгалтерском учете у организации-владельца с указанием в аналитическом учете реквизитов депозитария, которому они переданы на хранение. Начисление расходов по оплате услуг депозитариев отражается по дебету счета 91«Прочие доходы и расходы» и кредиту счетов учета расчетов, а при перечислении депозитарию указанных сумм - по дебету счетов учета расчетов и кредиту счетов учета денежных средств. Рассмотрим порядок оценки ценных бумаг.

Общие правила оценки финансовых вложений установлены Федеральным законом «О бухгалтерском учете», согласно которому имущество, приобретаемое за плату - учитывается в размере фактически произведенных расходов; имущество, полученное безвозмездно - по рыночной стоимости на дату его оприходования; имущество, произведенное в самой организации - по стоимости его изготовления.

При оценке ценных бумаг учитывают следующие показатели.

Номинальная стоимость — сумма, обозначенная на бланке ценной бумаги. Суммарная стоимость всех акций по номинальной стоимости отражает величину уставного капитала организации.

Эмиссионная стоимость — цена продажи ценной бумаги при ее первичном размещении, которая может не совпадать с номинальной стоимостью. Разница между указанными видами оценки ценных бумаг умноженная на их количество, составляет эмиссионный доход организации.

Курсовая (рыночная) стоимость — цена, определяемая как результат котировки ценных бумаг на вторичном рынке. Она отражает равновесие между совокупным спросом и предложением в определенном интервале времени.

Ликвидационная стоимость акций и облигаций - стоимость реализуемого имущества ликвидируемой организации, в фактических ценах выплачиваемая на одну акцию или облигацию.

Выкупная стоимость — сумма, выплачиваемая акционерным обществом за приобретение собственных акций или при досрочном погашении облигаций (стоимость так называемых «отзывных» акций и облигаций).

Балансовая стоимость акций, которая определяется по данным баланса делением собственных источников имущества на количество выпущенных акций. Учетная стоимость — сумма, по которой ценные бумаги отражают в балансе организации в данный момент времени.

В соответствии с Порядком отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора.

Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть:

- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

-суммы, уплачиваемые специализированным организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением ценных бумаг;

-вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги;

-расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг до принятия их к бухгалтерскому учету;

-иные расходы, непосредственно связанные с приобретением ценных бумаг.

По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на их приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты организации.

Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости, если последняя, ниже стоимости, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность производится образование в конце отчетного года резерва под обесценение вложений в ценные бумаги за счет финансовых результатов организации.


Тема 9. Учет валютных операций.

Развитие внешней торговли вызвало необходимость упорядочения международных расчетов, вовлекших в международные экономические отношения национальные денежные знаки. Любая национальная денежная единица является валютной и выполняет функцию мировых денег, но любой продавец на мировом рынке предпочитает получать эквивалент своих товаров в валюте свое страны, поэтому всегда в валюте отражаются связи и взаимодействие национального и мирового хозяйства. Отсюда вытекает необходимость обмена денежных единиц одной страны на деньги другой. Вся совокупность финансовых отношений, возникающих при осуществлении торговых операций, кредитовании, вложении капиталов и при функционировании мирового хозяйства, получила название валютных отношений. В сфере валютных отношений появляются новые особенности и тенденции:

- усиливаются международные функции национальных валют (национальные денежные единицы участвуют в международных расчетах);

- масштабы участия любой валюты в международном платежном обороте определяются комплексом факторов (исторического, экономического, международно-правового), в том числе и национальной политики;

- отсутствует единая денежная основа в валютной сфере мировые деньги;

- в условиях свободной конвертируемости валют и перелива капитала между странами размываются границы между внутренним денежным оборотом и Международным платежным оборотом;

- тенденция к сращиванию национального и международного денежно — кредитного рынка прокладывает себе дорогу в условиях сохраняющейся специфики и особенностей, национальных денежно — кредитных рынков.

Отдельные элементы валютных отношений появились еще в древнем мире в виде векселей. Занимались обменом валют и специальные менялы. С развитием международного обмена и становления капиталистического производства обмен стали осуществлять банки. Сегодняшние валютные отношения появились в результате роста производительных сил, создания мирового рынка и мировой системы хозяйства, интернационализации всей системы мирохозяйственных связей.

Субъектами валютных отношений могут быть государство, предприятия и организации, а также отдельные частные лица. Если государство монополизировало внешнеэкономические отношения, то отдельные физические и юридические лица могут участвовать в них крайне ограниченно и только по специальному разрешению государственных органов. В свободной экономике ограничения для участия в международных отношениях незначительных и затрагивают только ту сферу деятельности, на которую распространяется государственная монополия.

Валютные отношения, как и все международные экономические отношения, являются вторичным, производными от воспроизводственных отношений, складывающихся внутри страны. Они зависят от динамики и темпов экономическогороста, от соотношения спроса и предложения на национальном рынке, но в последние годы на них все большее влияние оказывают развивающийся процесс интернационализации производства, развитие мирового рынка, движение рабочей силы и капиталов.

Развитие международных валютных отношений потребовало их определенной организации, в результате чего сформировались сначала национальные валютные системы, а затем и международные. Национальная валютная система устанавливает принципы организации и регулирования валютных отношений внутри отдельнойстраны. Она является частью денежной системы данной страны, но относительно самостоятельна и имеет право выхода за национальные границы. В каждой стране, особенности такой системы определяются уровнем развития экономики и внешнеэкономических связей. В состав национальной валютной системы входят следующие элементы:

· национальная валютная единица;

· режим валютного курса;

· условия обратимости валюты;

· система валютного рынка и рынка золота;

· порядок международных расчетов страны;

· состав и система управления золотовалютными резервами страны;

· статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны.

На основе национальных валютных систем сформировалась международная (мировая) валютная система, которая является формой организации валютных отношений, закрепленных межгосударственными соглашениями. Она преследует глобальные мирохозяйственные цели и имеет специфический механизм функционирования. Ее основными элементами являются:

· основные международные платежные средства (национальная валюта, золото, международные валютные единицы - СДР, экю);

· механизм установления и удержания валютных курсов;

· порядок балансирования международных платежей;

· условия обратимости (конвертируемости) валют;

· режим международных валютных рынков и рынков золота;

· статус межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

В условиях рыночной экономики движение денежных средств из страны в страну, обмен и продажа валют осуществляется, прежде всего, через деятельность крупных коммерческих банков. Эти банки располагают сетью филиалов в разных странах или валютными счетами в банках других стран. Проводя через такие банки торговые и иные внешнеэкономические операции, клиенты имеют возможность вносить средства на счета банка в одной стране и при необходимости переводить эти вклады в другую страну в иной валюте.


Тема 10. Учет фондов и финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия, организации.

Для того чтобы предприятие функционировало, т.е. продолжало существовать, необходимо, как минимум, чтобы расходы по ведению деятельности (постоянные и переменные, прямые и накладные, связанные с самой деятельностью и налоги, - все, вне зависимости от классификации) покрывались доходами. Уже из одной этой посылки следует несколько финансовых показателей: себестоимости, валовой выручки, чистой прибыли. Кроме того, хозяева предприятия захотят услышать от руководителя ответ на следующий вопрос: получили ли мы по итогам такого-то периода деятельности предприятия больше доходов, чем могли бы получить, если бы

вложили деньги в другое дело? Какова рентабельность предприятия? Это еще один показатель, который характеризует размер доходности вложений инвесторов. Кредиторов наверняка заинтересует получение ответа на еще один, крайне важный для них вопрос: сумеет ли предприятие расплатиться с долгами по кредиту, который руководитель предприятия просит в банке? Какова ликвидность предприятия, т.е. сколько рублей собственных средств обеспечивают рубль, полученный от кредитора? Контрагентов предприятия (к примеру, крупных и ценных для него поставщиков) может также заинтересовать вопрос о том, как быстро предприятие может расплачиваться по долгам, и, если такая возможность по каким-либо снижается, то насколько быстро предприятие восстановит ее.

Это всего лишь некоторые примеры логического выведения финансовыхкоэффициентов и показателей. Существует колоссальное множество подобных показателей, среди которых производительность труда, фондоотдача, материалоемкость и многие другие, причем некоторые являются производными от подобных "простых" коэффициентов и показателей.

Чем лучше поставлена финансовая работа на предприятии, тем, по-видимому, больше показателей будет рассчитываться, и тем более полным и точным будет анализ деятельности, а степень прогноза на будущее - выше. То же самое относится к аудиторам общества - тем более масштабную работу они проведут по анализу показателей и коэффициентов, тем более весомую картину получат от них акционерына собрании, после акции либо упадут, либо поднимутся в цене. Анализ финансовой отчетности предприятия может производиться с целью выявления структурных компонентов и показателей (это так называемый вертикальный анализ) - так, к примеру, определяется, какова удельная стоимость основного капитала, а в нем - основных средств. Анализироваться может и изменение тех или иных показателей за год, что именуется горизонтальным анализом. В этом случае пользователи информации получают сведения об изменениях в тех или иных показателях за год или иной период, в том числе, в процентном отношении. К примеру, акционеры могут одобрить представляемый директором отчет, где содержатся сведения о том, что стоимость машин оборудования предприятия за год возросла, а незавершенного строительства - снизилась. Весьма важным является трендовый анализ, то есть выявление общих, глобальных направлений в деятельности предприятия. Обычно это означает обобщение, и анализ показателей за достаточно длительный период времени и с включением как можно большего количества отчетных периодов.

Как указывалось выше, предприятие (в случае управленческого учета и планирования), его акционеры (в случае внутреннего контроля и внешнего аудита) может самостоятельно использовать неограниченное количество показателей. Как правило, в крупных и известных компаниях так и происходит. Однако наряду с этим подходом существует необходимость рассчитывать, как минимум, три показателя, предписанные законодательством: Если из бухгалтерской отчетности следует, что какой-либо из нормативов не выполнен, то структура баланса считается неудовлетворительной. Это означает, что у налоговой инспекции предприятия появляется формальное основание инициировать процедуру признания предприятия банкротом, у акционеров предприятия появляются серьезные претензии к деятельности директора, у кредиторов возникает желание отозвать назад кредит, да и в целом престиж предприятия падает.

Помимо финансовых показателей за какой-либо отчетный период, может возникнуть потребность рассчитать доходность того или иного проекта. К примеру, директор предприятия на очередном собрании акционеров после доклада об итогах и показателях вносит предложение об инвестировании средств предприятия встроительство дочернего предприятия. Это предложение должно быть подкреплено расчетами, которые затем будут неоднократно проверяться акционерами и их доверенными лицами. Каковы методики и основные показатели анализа в этом случае. Не вызывает сомнения, что оценке подлежит, прежде всего, эффективность проекта, способность принести большую, нежели иные проекты, прибыль. Эффективность проекта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам его участников.


Тема 11. Бухгалтерская отчетность предприятия

Все организации, независимо от формы собственности, находящиеся как на самоокупаемости, так и на бюджетном финансировании, обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Состав бухгалтерской отчетности с 1 января 1999г. С вводом в действие Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ определяется непосредственно данным Положением. Ранее он утверждался соответствующими приказами Министерства финансов РФ.

Бухгалтерская отчетность организации, за исключением отчетности бюджетных организаций, включает в себя:

· Бухгалтерский баланс;

· Отчет о прибылях и убытков;

· Приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;

· Аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

· Пояснительная записка;

Годовая бухгалтерская отчетность должна представляться в отдельной папке в сброшюрованном виде и включает:

1) типовые формы:

· Бухгалтерский баланс (ф. № 1)

· Отчет о прибылях и убытках (ф. № 2)

2) пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

· Отчет об изменениях капитала (ф. № 3)

· Отчет о движении денежных средств (ф. № 4)

· Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5)

· Пояснительная записка (Приложение№7)

3) Специализированные формы. Перечень их устанавливается соответствующими министерствами и ведомствами РФ по соглашению с министерствами финансов РФ и республик, входящих в их состав

4) отчет об использовании организацией бюджетных ассигнований (ф. № 2) и справкуоб остатках средств, полученных из федерального бюджета.

Представлению форм годовой бухгалтерской отчетности предшествует большаяподготовительная база. Ее содержание определяет необходимость подтверждениясоответствия учетных данных фактическому наличию имущества и источников егоформирования. Поэтому для годового баланса характерна более высокая достоверностьотносительно балансов, представляемых в течение года, поскольку в основеподготовительной работы лежит проводимая инвентаризация всех видовхозяйственных средств и их источников.

Нормативными документами установлен принцип периодичности предоставлениябухгалтерской отчетности. Так, для годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря включительно. Квартальная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года. Отчетность, представляемая в течение года нарастающим итогом с начала года (месяц, квартал, полугодие, девять месяцев), называется периодической, или промежуточной, отчетностью.

Вновь созданные предприятия (не на базе ликвидированных и реорганизованных), которые зарегистрированы после 1 октября отчетного года, представляют годовую отчетность с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Требования, предъявляемые к составлению отчетности в более широкомаспекте, включает обязательное отражение в ней реальных и условных фактов, имевших место как после 31 декабря отчетного года до даты ее подписания и представления в соответствующие адреса, так и на отчетную дату, когда имеет место неопределенность не только в отношении последствий условных фактов, но и вероятность их возникновения. Необходимость учета таких фактов в отчетности обусловлена их влиянием (при наличии существенности) на оценку ее пользователями финансового положения организации, движения денежных потоков и результатов деятельности.

Среди требований, предъявляемых к бухгалтерской (финансовой) отчетности, важным является требование отражения в отчетности фактов хозяйственной деятельности, носящих неопределенный, т.е. условный,характер. Этанеопределенность вызвана незаконностью экономического события на дату составления отчетности с точки зрения последствий, возникновение которых зависит от того, могут ли иметь место в будущем одно или несколько неопределенных событий. Прогнозирование таких условных факторов производится потому, что последствия их бывают значительными, как и в ситуациях наличия событий после отчетной даты. Поэтому оценка последствий неопределенности соответствующих экономических событий должна определяться с учетом требований осмотрительности. Общее требование к формам бухгалтерской отчетности предусматривает отсутствие в них различных подчисток и помарок. Если в формах выявлены ошибки, то они исправляются. Выявленные ошибки в бухгалтерской отчетности независимо от периода, к которому они относятся (после их утверждения) или которые вообще трудно установить, необходимо исправить в первом периоде (квартале, с начала года), следующим за отчетным. Такой вариант исправления допускается при выявлении в ходе проверок и инвентаризаций неточностей, обнаруженных органами внутреннего аудита или контролирующими органами. Исправления осуществляются путем соответствующих оговорок за подписью руководителя и главного бухгалтера, с указанием даты исправления.

Таким образом, требования, предъявляемые к составлению бухгалтерскойотчетности, в целом соответствует требованиям, предъявляемым к оформлению текущего бухгалтерского учета.

Отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером. (Приложение №7) В тех организациях, где бухгалтерский учет осуществляется на договорных условиях специализированной организацией (централизованная бухгалтерия) или внештатным специалистом по бухгалтерскому учету, бухгалтерская отчетность подписывается руководителем организации, руководителем сторонней фирмы или указанным выше специалистом, осуществляющим ведение бухгалтерского учета.

Порядок составления бухгалтерских отчетов

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено, соблюдение следующих условий:

- полное отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов;

- полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета;

-осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к нейтехнических носителей информации;

Составлению отчетности должна предшествовать значительная подготовительная работа, осуществляемая по заранее составленному специальному графику. Важным этапом подготовительной работы составления отчетности является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей.

Приступая к закрытию счетов, следует иметь в виду, что современныеорганизации являются сложными объектами учета и калькулирования себестоимостипродукции. Их продукция используется по различным направлениям. Взаимныеуслуги оказывают друг другу и основному производству вспомогательныепроизводства.

При взаимном использовании продукции и услуг невозможно во всех случаях отнести на асе объекты калькуляции фактические затраты. Какую-то часть затрат по некоторым объектам калькуляции организации вынуждены отражать в плановой оценке. В этих условиях важное значение имеет обоснование последовательности закрытия счетов.

Обобщение накопленного опыта в этом деле позволило выработать следующие рекомендации: закрытие счетов начинают со счетов производств, имеющих максимальное количество потребителей и минимальные встречные затраты, и заканчивают счетами с минимальным количеством потребителей и максимальным количеством встречных затрат. В соответствии сданным подходом закрытие счетов осуществляют в следующей последовательности.

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 «Вспомогательные производства». Во вторую очередь распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 «Расходы будущих периодов», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 «Основное производство». После этого осуществляют списание затрат со счета 29 «Обслуживающие производства и хозяйства».

Отчетным годом для ООО «АНЦЕК - Фарм» считается период с 1 января по 31 декабря включительно.

Первым отчетным годом считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря включительно. Вновь созданным организациям после 1 октября разреша­ется считать первым отчетным годом период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные вступительного баланса должны соответствовать данным утвержденного заключительного баланса за период, предшествующий отчетному. В случае изменения вступительного баланса на 1 января отчетного года причины следует объяснить.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.

Событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или на результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Для оценки в денежном выражении последствий события после отчетной даты составляется соответствующий расчет и обеспечивается подтверждение такогорасчета. Расчет составляется службой, к которой, в соответствии с выполняемыми функциями, относится событие.

В бухгалтерской отчетности организации отражаются все существенные условные факты хозяйственной деятельности, в отношении последствий которых и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. конечный результат которых будет подтвержден только при наступлении одного или нескольких неопределенных событий в будущем. Условные обязательства, возникающие вследствие условного факта, отражаются в синтетическом и аналитическом учете заключительными оборотами отчетного периода до утверждения годового бухгалтерского отчета.

Условные активы в бухгалтерском учете не отражаются, и информация о них раскрывается в пояснительной записке.

ПОСЛЕДНЯЯ СТРАНИЦА ОТЧЕТА

Отчет о практике по профилю специальности

студента (ки)________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Руководитель организации

(предприятия) ________________________

(подпись)

Главный бухгалтер _________________________

(подпись)

Печать «________»____________________200__г.