Реферат: Иосафат Кунцевич
Название: Иосафат Кунцевич Раздел: Рефераты по истории Тип: реферат | |
Введение Архиепископ Иосафа́т Кунце́вич (польск. Jozafat Kuncewicz, укр. Йосафа́т Кунце́вич,белор. Язафат Кунцэвіч 1580 — 12 ноября 1623) — униатский епископ украинского происхождения; архиепископ Полоцкий (с 1618 до своей смерти). В католической церкви прославлен как мученик и святой. 1. Виленский период Родился в 1580 году во Владимире-Волынском в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отцом был небогатый купец Гавриил, матерью — Марина[1]. По другим сведениям, отец будущего святого был простым сапожником [2]. Ещё в отроческом возрасте, вскоре после Брестской унии 1596 года переехал вместе с родителями в Вильно. Около 1604 года он был пострижен в монашество (Братство святого Василия Великого) с именем Иосафат. Уже тогда он пишет сочинения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под началом папы римского, постоянно проповедует и обращает в Унию значительное количество людей, за что даже был прозван православными «душехват» . В 1609 году был посвящен в священники католическим епископом, а в 1614 году Иосафат стал архимандритом виленского монастыря Святой Троицы. В том же году митрополит Иосиф Руцкий взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в обращении православных киевлян в унию. В Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, сильно возмутившие иноков, которые стащили его с амвона и сильно избили, однако после богословского диспута враждебность улеглась. 2. Полоцкий период В 1617 году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года — самостоятельным Полоцким архиепископом. Первыми шагами Кунцевича на новом поприще стало возрождение церковной жизни: восстановление храмов (в том числе Полоцкого Софийского собора[3]), учреждение церковно-приходских школ, «чистка» клира. Одновременно он обозначил себя страстным сторонником единства Западной и Восточной церквей. Вместе с тем активность Кунцевича вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 года при попытке посещения Могилёва, власти города закрыли перед ним ворота и пригрозили расправой. Кунцевич пожаловался польскому королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви[4]. В марте 1620 года на обратном пути из Москвы в польский Киев прибыл Иерусалимский патриарх Феофан, который активно проводил протурецкую политику[5]. Он посвятил новых епископов взамен существовавших, чем обострил противоречия в среде польских христиан. В частности в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, действия которого были расценены в Польше как подстрекательство к мятежу и церковному расколу в угоду Турции. В частности польский король Сигизмунд писал: Однако пропаганда Мелетия Смотрицкого принесла свои плоды. В адрес Кунцевича посыпались обвинения в преследовании православных, на что он вынужден был ответить письмом, адресованным Льву Сапеге: В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал:
Стоит отметить, что сами сторонники католицизма и унии приводимые в выступлении сведения расценивают как преувеличение, граничащее с клеветой[8]. Несмотря на это Кунцевич продолжил действовать по-прежнему и после сейма 1623 года приказал не только не пускать православных в церкви, но и запретил богослужения на дому, а также за городом в шалашах. Активисты-униаты с ведома Кунцевича нападали на эти шалаши и жестоко избивали священников и молящихся. Православные священники и наиболее активные миряне по приказу униатского архиерея были арестованы, многие были изгнаны за пределы Полоцкой епархии. 3. Гибель Проповедническая деятельность Кунцевича вызвала ненависть к нему горожан, подстрекаемых памфлетами Смотрицкого. Поводом для расправы 12 ноября 1623 года стал приказ Кунцевича арестовать православного священника Илью, который вопреки запретам продолжал совершать богослужения в шалаше за городом. Для горожан это было последней каплей — они ударили в набат, разъяренная толпа ринулась в покои Иосафата Кунцевича, растерзала его и избила слугу епископа. Окровавленное тело архиепископа поволокли через весь город и сбросили в Двину. После гибели Кунцевича, его оппонент Мелетий Смотрицкий перешёл в унию. К моменту прибытия в город следственной комиссии, большая часть участников расправы бежала из города. К суду было привлечено лишь 19 человек, которые были казнены. Имения всех виновных были конфискованы. Город был лишен Магдебургского права, с ратуши и церквей сняты были колокола, в которые били в набат, поднимая народ против епископа; жители Витебска обязаны были на свой счёт великолепно отстроить соборную церковь, при которой убит был Кунцевич. Мощи св. И. Кунцевича были захоронены в базилике св. Петра в Риме. 4. Канонизация В 1641 папа Урбан VIII подписал беатификационный декрет, провозглашавший Иосафата блаженным, а папа римский Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для России и Польши. По одной из версий, это было сделано с единственной целью «досадить» России, так как только что было подавлено польское восстание 1863 года, активно поддерживаемое католиками. Папа римский Иоанн Павел II назвал Кунцевича «апостолом единения». Список литературы: 1. Житие священномученика Иосафата — епископа Полоцкого 2. http://www.vitebsk.orthodoxy.ru/publicat/031010-3-publicat.shtml 3. Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке 4. Могилёв 5. Первоначальная история Брестской унии (1596—1773 гг.) 6. УБИЙСТВО ИОСАФАТА КУНЦЕВИЧА 7. Письмо Иосафата Кунцевича канцлеру Сапеге 8. Правда об унии. «Крестовые походы 20-го века» Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Иосафат_(Кунцевич) |