Доклад: Экспертные системы 2
Название: Экспертные системы 2 Раздел: Рефераты по информатике Тип: доклад |
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Омский промышленно-экономический колледж” Доклад на тему Экспертные системы по дисциплине «Основы построения автоматизированных информационных систем» Содержание1) Основные понятия и определения 2) Структуру экспертной системы 3) Классификация экспертных систем 1. Основные понятия и определенияЭкспертные системы (ЭС) – это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях и тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. В нашей стране современное состояние разработок в области экспертных систем можно охарактеризовать как стадию всевозрастающего интереса среди широких слоев экономистов, финансистов, преподавателей, инженеров, медиков, психологов, программистов, лингвистов. К сожалению, этот интерес имеет пока достаточно слабое материальное подкрепление – явная нехватка учебников и специальной литературы, отсутствие символьных процессоров и рабочих станций искусственного интеллекта, ограниченное финансирование исследований в этой области, слабый отечественный рынок программных продуктов для разработки экспертных систем. Поэтому распространяются “подделки” под экспертные системы в виде многочисленных диалоговых систем и интерактивных пакетов прикладных программ, которые дискредитируют в глазах пользователей это чрезвычайно перспективное направление. Процесс создания экспертной системы требует участия высококвалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта, которых пока выпускает небольшое количество высших учебных заведений страны. Современные экспертные системы широко используются для тиражирования опыта и знаний ведущих специалистов практически во всех сферах экономики. Традиционно знания существует в двух видах: · Коллективный опыт; · Личный опыт; Если большая часть знаний в предметной области представлена в видеколлективного опыта(например, высшая математика), эта предметная область не нуждается в экспертных системах. Если в предметной области большая часть знаний являетсяличным опытомспециалистов высокого уровня, если эти знания по каким-либо причинам слабо структурированы, такая предметная область, скорее всего, нуждается в экспертной системе. 2. Структуру экспертной системы
пользователь – специалист предметной области, для которого предназначена система. Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС. Инженер по знаниям – специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Интерфейс пользователя – комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получение результатов. База знаний - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому как “ человеческому” представлению существует БЗ во внутреннем “машинном” представлении. Решатель – программа, моделирующая ход рассуждений эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Подсистема объяснений – программа, позволяющая пользователю получить ответ на вопрос (например: вопрос “Почему система приняла такое решение?” ответ “почему” - ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад). Интеллектуальный редактор БЗ – программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме. Включает в себя систему: a) Вложенное меню; b) Шаблонов языка представления знаний; c) Подсказок (“помощь”). В коллектив разработчиков ЭС входит как минимум четыре человека: - эксперт; - инженер по знаниям; - программист; - пользователь. 3. Классификация экспертных систем
Классификация по решаемой задаче: Интерпретация данных. Под интерпретацией понимается определение смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Например: обнаружения и идентификация различных типов судов (SIAP). Диагностика. Под ней понимается обнаружение неисправности в некоторых систем. Например: диагностика ошибок в аппаратуре и математическом обеспечении ЭВМ (CRIB). Мониторинг. Основная задача мониторинга является непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и предупреждение о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Например: контроль за работой электростанций (СПРИНТ). Проектирование. Это подготовка спецификаций на создание объектов с заранее определенными свойствами. Например: проектирование конфигураций ЭВМ (VAX). Прогнозирование. Они логически выводят вероятные следствия из заданных ситуаций. Например: прогнозы в экономике (ECCON), предсказания погоды (WILLARD). Планирование. Под ним понимается нахождения планов действий, относящийся к объектам, способным выполнять некоторые функции. Например: планирование промышленных заказов (ISIS). Обучение. Система диагностирует ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью ЭВМ, и подсказывают правильные решения. Например: обучение языку программирования Паскаль. Квалификация по связи с реальным временем: Статические. Разрабатываются в предметных областях, в которых БЗ и данные не меняются во времени, они стабильные. Например: диагностика неисправности в автомобиле. Квазидинамические. Интерпретируют ситуацию, которая меняется с некоторым фиксированным интервалом времени. Динамические. Работают в сопряжении с датчиками объектов в режиме реального времени с непрерывной интерпретацией поступаемых данных. |