Учебное пособие: Программно методическое обеспечение спецкурса
Название: Программно методическое обеспечение спецкурса Раздел: Исторические личности Тип: учебное пособие | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Курский Государственный университет
Программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ по специальности 020700 в соответствии с требованиями рабочего учебного плана специальности 020700, утвержденного ректором Курского Государственного университета Гвоздевым В. В. Рабочая программа разработана (составлена) ст. преп. Свинцовой Н. В. (Степень, должность, Ф.И.О.) и представлена на рассмотрение ______________________________________ дата Подпись автора (составителя) ___________________________________Пояснительная записка Рабочая программа спецкурса «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв.» является дисциплиной по выбору для студентов 4 курса, обучающихся по специальности 020700 – история. Изучение данного курса предполагает, что предварительно студентами были освоены такие базовые курсы, как новая история Европы и Америки, культурология, политология, социология, правоведение. Курс «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв.» содержательно связан с такими спецкурсами, как история мировой и отечественной культуры, история политических учений. Содержание курса разработано на основе материалов Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования по специальности 020700 – история. Назначение курса состоит в том, чтобы, опираясь на потребности, интересы, ориентации студентов в области высшего исторического образования, на предшествующий опыт изучения предметов гуманитарно-экономического и общепрофессионального блока содействовать формированию профессиональной культуры будущих историков, овладению основными понятиями и методологией социально-структурной региональной истории. Образовательная цель курса включает в себя овладение студентами Знаниями: об основных ценностных ориентациях представителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв.; о характерных чертах образа жизни различных групп английского общества; о политическом и экономическом положении типичных представителей общественных слоев, обладающих различным статусом; об особенностях трансформации духовно-нравственного мира англичан в указанный период; об основных элементах социальной структуры и их эволюции в Англии указанного периода. Умениями и навыками: характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений; анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога. планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе; применять и использовать сервисные программы, пакеты прикладных программ и инструментальные средства ЭВМ для подготовки методических материалов; наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий. Организационно – педагогической целью курса является создание условий для успешного овладения студентами основными понятиями региональной социально-структурной истории и навыками анализа конкретных исторических явлений и процессов. Образовательные задачи курса: Формирование у будущих историков базовой системы знаний об обществе как целостно развивающейся системе, общественно-политической структуре Англии эпохи Просвещения, образе жизни и ценностно-идеологической системе англичан в рассматриваемый период; Актуализация формирования и развития системы профессиональных умений и навыков в области социально-структурной региональной истории. Основные идеи курса: · Культурно-историческая обусловленность мировоззрения и образа жизни; · Взаимосвязь ценностных ориентаций с такими конкретными условиями общества, как социально-политическое устройство, структура экономики, возможности социальной мобильности и социально-культурных коммуникаций; · Взаимосвязь исторического опыта Англии с современными тенденциями европейского общественного развития; В структуру курса входят два взаимосвязанных блока: «Социально-политическое положение Англии эпохи Просвещения» и «Мировоззрение и образ жизни англичан в конце XVII – XVIII вв.». Различные блоки знаний интегрированы на основе системно-структурного подхода и обеспечивают методологические, теоретические и междисциплинарные основы курса. Материал курса ориентирован также на образование историка как субъекта профессиональной деятельности, на стимулирование потребности в научно-исследовательском совершенствовании и формировании у студентов целостной профессиональной позиции. Целостность курса обеспечивается единством и взаимодополняемостью информационного материала, предлагаемого преподавателем в лекционном курсе, и материала, осваиваемого студентами в режиме диалога через семинарско - практические занятия, и в ходе самостоятельной работы студентов. Семинарско - практические занятия проводятся с целью углубленной переработки научных аспектов курса в его содержательно-целевом, организационно-процессуальном и операционально-технологическом аспектах. Они включают дискуссии, коллоквиумы и практические задания. Изучение курса в восьмом семестре заканчивается зачетом. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание курсаТема 1. Предмет и задачи курса. Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории. Основные методологические подходы к изучению ценностных ориентаций и стилей жизни. Междисциплинарные связи курса. Проблема исследования ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной исторической науке. Тема 2. Социально – политическое устройство Англии 1688-1789 гг. Место Англии в структуре европейской цивилизации. Концепция естественных прав человека и автономии личности, правового государства и гражданского общества. Общая характеристика британской конституции. Государственно-территориальное устройство Великобритании. Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.) Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги. Роль элиты в государственном управлении. Тема 3. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг. Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты. Тема 4. Средний класс в Англии 1688-1789 гг. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя. Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности. Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей. Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни, копирование атрибутов аристократического образа жизни. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа. Тема 5. «Низы» английского общества 1688-1789 гг. Трансформация структуры сельского населения Англии. Анализ изменений в традиционной патриархальной системе ценностей: усиление влияния предпринимательских идеалов. Классификация наемных работников: виды деятельности, статус, базовые ценности. Формирование идеологии класса наемных работников: идеалы равенства, трудолюбия, вера в «справедливое распределение» материальных благ. Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения. Классификация маргинальных слоев. Способы борьбы с бедностью и преступностью: работные дома, их виды и функции; зарождение государственной социальной политики и законодательство о бедных, социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля. Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.). Материалы уголовных дел тюрем Ньюгет и Олд Бэйли как исторический источник. Семинарские занятия Семинар 1. Социально – политическое устройство Англии 1688-1789 гг. Цель занятия: проанализировать социально-политическое устройство Англии 1688-1789 гг. Студент должен знать: · Содержание теорий естественных прав человека и автономии личности, общественного договора и правового государства; · Общую характеристику британской конституции, основы деятельности органов государственной деятельности; · Содержание основных концепций конституционной монархии; · Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении. Студент должен обладать умениями и навыками: · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе; · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы. Вопросы для обсуждения: 1. Место Англии в структуре европейской цивилизации. 2. Концепции естественных прав человека, общественного договора и правового государства в трудах просветителей. 3. Общая характеристика британской конституции: · Государственно-территориальное устройство Великобритании. · Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. · Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги. 4. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.). 5. Роль различных общественных слоев Англии в политико-государственном управлении. Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить реферат на тему: «Концепции конституционной монархии в творчестве английских просветителей» ( по выбору студента). Обязательная литература 1. Всемирная история; В 24 т. Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск: Литература, 1996. 2. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 – 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с. 3. Дополнительная литература 1. Айзенштат М. П. Великобритания Нового времени. Политическая история. М., 2002. 2. Айзенштат М. П. Политические организации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования. 3. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с. 4. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М.:ИВИ РАН, 1998. 307 с. 5. Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» в истории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 –155. 6. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с. 7. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с. 8. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с. 9. Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев. 1997. 10. Вольтер Ф. М. Важное исследование милорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284. 11. Доброва Е. А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 – 176. 12. История государства и права зарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма – Инфра, 1999. 624 с. 13. Козлов А.Е. Конституционное право. – М., Бек, 1996. 14. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М., Бек, 1998/1999. 15. Корсаков К.Н. История Великобритании. М. 1997. 16. Кравченко Г. Н. Консервативная идеология в Англии в конце XVIII века. Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с. 17. Краткая история Англии: пособие для старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск: Харвест, 2003. 418 с. 18. Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48. 19. Лабутина Т. Л. Идейное наследие английского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 31-43. 20. Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 – 10. С. 45-53. 21. Лабутина Т. Л. Теория конституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М. : Наука, 1995. С. 74-94. 22. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 – 1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с. 23. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально – экономической литературы, 1960. 532 с. 24. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с. 25. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1. 26. Мирошников И. В. Великобритания от Георга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998. 38 с. 27. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1999. 28. Остапенко Г. С. Британские монархи от Эдуарда VIII до Елизаветы II // Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 176 – 183. 29. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с. 30. Семенов С. Б. Между монархией и республикой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112. 31. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с. 32. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с. 33. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999. 34. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М., Юристъ, 1999. 35. Шарифжанов И. И. Английская историография XX в. Основные теоретико – методологические тенденции, школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с. 36. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 – 282 с., Т. 2 – 416 с. 37. Яковлев Н.Н. Европа накануне Семилетней войны. М. 1997. Рекомендуемые интернет-ресурсы 1. Institute of European and Comparative Law // www.iecl.ox.ac.uk 2. International Law and Comparative Law // jurist.law.pitt.edu 3. Журнал Европейского делового права // www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941 4. Журнал Обзор европейского частного права // www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801 Семинар 2. Ценностные ориентации и образ жизни элиты английского общества в 1688-1789 гг . Цель занятия: проанализировать место элиты в социальной структуре; особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты. Студент должен знать: · Состав элиты английского общества эпохи Просвещения, ее социально-экономическое и политическое положение; · Особенности мировоззрения и образа жизни представителей элиты Студент должен обладать умениями и навыками: · характеризовать культурные процессы в их конкретно-историческом своеобразии, культуру личности и межличностных отношений; · анализировать соотношение традиций и инноваций в культуре, приобретение навыков и качеств культурной коммуникации и диалога. · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе; · применять и использовать сервисные программы и инструментальные средства ЭВМ для подготовки к занятию; · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; · устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий. Вопросы для обсуждения: 1. Английское дворянство как социокультурный феномен. Трансформация состава элиты. 2. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение; гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль. 3. Досуговая культура и игровые стереотипы. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. 4. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты. Задания для самостоятельной работы: Подготовить доклад об отражении внешних атрибутов элитарного образа жизни Англии эпохи Просвещения в художественных произведениях. Обязательная литература 1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII веков. Пер. с фр. В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с. 2. История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с. 3. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987. 4. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с. 5. Тревельян Дж. Социальная история Англии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 586 с. 6. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с.. Дополнительная литература 1. Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с. 2. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с. 3. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с. 4. Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодая гвардия, 1971. 208 с. 5. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с. 6. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с.. 7. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана. Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с. 8. Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. с англ. М.: Правда, 1981. 306 с. 9. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1989. 318 с. 10. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; 11. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997. 12. Кинелев В. Г. , Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520 с. 13. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997. №6.С.14-27. 14. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Спб., 2001. 15. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с. 16. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб., 2000.С. 167-222. 17. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство, 1966. Т. 3. 503 с. 18. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1975. 19. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с. 20. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. 623 с. 21. Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ. Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с. 22. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с. 23. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с. 24. Смоллет Т. Приключения Родрика Рендома. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1949. 550 с. 25. Смоллетт Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с. 26. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Пер. с англ. М. – Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с. 27. Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.: типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с. 28. Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2003. 384 с. 29. Филдинг Г. Избранные сочинения. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1989. 686 с. 30. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. В 2 ч. М.: Правда, 1982. Ч. 1 – 512 с., Ч. 2 – 486 с.; Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с. 31. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э. История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с. 32. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 479 с. 33. ХейзингаЙ. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс, 1992. 464 с. 34. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 – 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с. 35. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа, 1973. Т.1 – 447 с., Т. 2 – 446 с. 36. Шеридан Р. Б. Драматические произведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с. 37. Шефтсбери A. Эстетические опыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с. Рекомендуемые интернет-ресурсы 1. Glossary of 18th Century Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html. 2. National Portrait Gallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/ 3. Observastions on Female Literature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/ 4. W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/ Семинар 3. Средний класс в Англии 1688-1789 гг. Цель занятия: проанализировать особенности образа жизни и ценностных ориентаций представителей среднего класса Англии эпохи Просвещения. Студент должен знать: · Ценностные ориентации и образ жизни английских предпринимателей с различным уровнем дохода в контексте формирования буржуазного общества и создания новой идеологии; · Особенности социального положения и образа жизни служителей культа в Англии эпохи Просвещения, отношение англичан к религии. Студент должен обладать умениями и навыками: · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; · устанавливать обратные связи, оценивать полученные результаты, анализировать достижения и недостатки профессиональных действий. · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе. Вопросы для обсуждения: 1. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя: · Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности; · Промышленный переворот и расширение сфер деятельности предпринимателей; · Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни. 2. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки. 3. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. Социальное положение и образ жизни служителей культа. Задания для самостоятельной работы: Подготовиться к коллоквиуму по книге М. Оссовской «Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали».-М., 1987. Основная литература 1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с. 2. Мортон А.Л. История Англии. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1950. 462 с. 3. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 – 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с. Дополнительная литература 1. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии XVI – XIX веках. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с. 2. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с. 3. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с. 4. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с.. 5. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с. 6. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с. 7. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1, С.5-36. 8. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с. 9. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 – 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с. Рекомендуемые интернет-ресурсы 1. Lynch K. The Samuel Johnson Sound Bite Page // www.samueljohnson.com/ 2. Mackenzie H. // www.english.upenn.edu/ 3. National Portrait Gallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/ 4. W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/ Семинар 4. «Низы» английского общества 1688-1789 гг. Цель занятия: проанализировать особенности социального состава, идеологии и образа жизни представителей социальных «низов» Англии эпохи Просвещения. Студент должен знать: · О трансформации социального состава, образа жизни и системы ценностей английского крестьянства в рассматриваемый период; · О формировании идеологии и особого стиля жизни класса наемных работников; · Об особенностях образа жизни и мироощущения представителей социального «дна»; · Об особенностях зарождения социальной политики в Англии эпохи Просвещения. Студент должен обладать умениями и навыками: · наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать исторические факты и явления, понимать внутреннюю связь между явлениями, аргументировать выводы; · планировать собственную исследовательскую деятельность, ориентироваться в специальной литературе. Вопросы для обсуждения: 1. Трансформация структуры сельского населения Англии, его образа жизни и системы ценностей. 2. Классификация наемных работников: · Виды деятельности, статус, базовые ценности. · Формирование идеологии класса наемных работников: идеалы равенства, трудолюбия, вера в «справедливое распределение» материальных благ. 3. Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения: · Классификация маргинальных слоев. · Работные дома, их виды и функции; · Зарождение государственной социальной политики и законодательство о бедных; · Социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля. · Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.). Задания для самостоятельной работы: Подготовиться к коллоквиуму по работе Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9. С 231-517. Основная литература 1. Мортон А.Л. История Англии. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1950. 462 с. 2. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 – 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с. 3. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9. С 231-517. Дополнительная литература 1. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. М.: Просвещение, 1963. 184 с. 2. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с. 3. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с. 4. Мещерякова Н. М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIII века). М.: МГУ, 1979. 359 с. 5. Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. 1770-1920. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1959. 420 с. 6. Поулсен Ч. Английские бунтари. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 280 с. 7. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с. 8. Рюде Д. Народные низы в истории. Пер. с англ. 1730 –1848. М., 1984. 196 с. 9. Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII в.-начале XIX в. М.: Наука, 1962. 718 с. Рекомендуемыеинтернет-ресурсы 1. Index of Pirates // Eighteenth – Century Recourses by J. Lynch // www.newark.rutgers.edu/ 2. W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/ Вопросы к зачету 1. Мировоззрение и образ жизни как проблема социально-структурной региональной истории. 2. Проблема исследования ценностных ориентаций в отечественной и зарубежной исторической науке. 3. Место Англии в структуре европейской цивилизации. 4. Концепции естественных прав человека, общественного договора и правового государства в трудах английских просветителей. 5. Общая характеристика государственно-территориального устройства Великобритании. 6. Монарх в Великобритании: порядок престолонаследия, полномочия. 7. Парламент Великобритании: общая характеристика, структура. 8. Феномен конституционной монархии и его истолкование в трудах английских мыслителей эпохи Просвещения (Г. Болингброк, Д. Толанд, А.Шефтсбери и др.) 9. Партийное развитие: формирование двухпартийной системы, идеология и состав формирующихся партий тори и виги. 10. Роль различных общественных слоев Англии эпохи Просвещения в государственном управлении. 11. Английское дворянство как социокультурный феномен. 12. Оформление общей системы ценностей: корпоративная дворянская идеология и ее изменение. 13. Гендерные стереотипы, семейно-брачные отношения и сексуальная мораль элиты английского общества. 14. Досуговая культура и игровые стереотипы элиты английского общества эпохи Просвещения. 15. Образ жизни элиты, внешняя атрибутика и символика. 16. Художественная культура как отражение стиля жизни и ценностей элиты. 17. Оформление английских предпринимателей как отдельного социального слоя. 18. Социально-политическое положение предпринимателей, основные виды деятельности. 19. Формирование предпринимательской системы ценностей и стиля жизни. 20. Лица «свободных профессий»: состав, статус, базовые мировоззренческие установки. 21. Англиканская церковь как одна из основ мировоззрения англичан. 22. Социальное положение и образ жизни служителей культа. 23. Трансформация структуры сельского населения Англии. 24. Эволюция традиционной системе ценностей и образа жизни английского крестьянства. 25. Классификация наемных работников: виды деятельности, статус, особенности образа жизни. 26. Формирование идеологии класса наемных работников 27. Проблема бедности, роста преступности в Англии эпохи Просвещения. 28. Зарождение государственной социальной политики и законодательство о бедных. 29. Социальные проекты Г. Филдинга, Д. Мэсси, Б. Мандевиля. 30. Организованные преступные сообщества в Англии: попытки классификации ( Д. Дефо, Р. Гей, Г. Филдинг и др.). Основная литература 1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV – XVIII веков. Пер. с фр. В 3 т. М.: Прогресс, 1986. Т. 1. Структуры повседневности. М.: Прогресс, 1986. 622 с.; Т. 2. Игры обмена. М.: Прогресс, 1988. 632 с. 2. Всемирная история; В 24 т. Т.15.Эпоха Просвещения // Бадах А. Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. и др. Минск: Литература, 1996; 3. История Европы. // Под ред. Ш. Дюпона. Пер. с фр. М.: Владос, 1996. 486 с. 4. История Европы. Т. 4. История Нового времени ( XVII – XVIII вв.). М.: Наука, 1994. 684 с. 5. Кертман Л.Е. История культуры стран Европы и Америки. 1870-1917. М. 1987. 6. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: исследования по истории морали. Пер. с польск. М.: Прогресс,1987. 528 с. 7. Мортон А.Л. История Англии. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1950. 462 с. 8. Татаринова К.Н. Очерки по истории Англии. 1640 – 1815 гг. М.: ИМО, 1958. 455 с. 9. Тревельян Дж. Социальная история Англии. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 586 с. 10. Тревельян Дж. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2001. 624 с.. 11. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 9. С 231-517. Дополнительная литература 2. Айзенштат М. П. Великобритания Нового времени. Политическая история. М., 2002. 3. Айзенштат М. П. Политические организации Британии в последней трети XVIII в // Всеобщая история: современные исследования. 4. Алентьева Т. В. Культура Западной Европы. XVIII век. Курск, КГПУ, 2002. 496 с. 5. Алябьева Л. Литературная профессия в Англии XVI – XIX веках. М.: Новое литературное обозрение, 2004. 400 с. 6. Английские материалисты XVIII века. Собрание произведений. Пер. с англ. В 3 т. Под ред. Б. В. Мееровского. М.: Мысль, 1967. Т. 1 – 445 с., Т.2 – 405 с., Т. 3 – 550 с. 7. Английские художники от Хогарта до Тернера. М.: Изобразительное искусство, 1966. 64 с. 8. Английское свободомыслие: Д. Локк, Д. Толанд, А. Коллинз. Пер. с англ. М.: Мысль, 1981. 301 с. 9. Англия в памфлете: Англ. публицист. Проза нач.XVIII века. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 528 с. 10. Барг М. А., Авдеева К. Д. От Макиавелли до Юма: становление историзма. М.:ИВИ РАН, 1998. 307 с. 11. Барлова Ю. Е. «Гнилые местечки» в истории Англии // Вопросы истории. 2001. № 8. С. 150 –155. 12. Бокль Г. История цивилизации в Англии. СПб.: типография газеты «Новости», 1895. 146 с. 13. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. Пер. с англ. М.: Наука, 1978. 360 с. 14. Быков Г. Очерки по истории социальных движений в Англии (1764-1836). М. – Л.: Соцэкгиз, 1934. 150 с. 15. Виноградов К. Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: ЛГУ, 1975. 224 с. 16. Виппер Р.Ю. История нового времени. Киев. 1997. 17. Вольтер Ф. М. Важное исследование милорда Болингброка. // Соч. в 3 Т. Т. 3. С. 239-284. 18. Герман М. Ю. Хогарт. М.: Молодая гвардия, 1971. 208 с. 19. Голдсмит О. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Иностр. Литер., 1959. 196 с. 20. Голдсмит О. Избранное. Стихи. Векфилдский священник. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1978. 302 с.. 21. Дефо Д. Молль Флендерс. Роксана. Пер. с англ. Челябинск: Интер, 1992. 486 с. 22. Дефо Д. Робинзон Крузо. Пер. с англ. М.: Правда, 1981. 306 с. 23. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Вып. 2: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. М.: Искусство, 1989. 318 с. 24. Доброва Е. А. Теория разделения властей в Англии эпохи Просвещения // Вопросы истории, 1984. № 4. С. 172 – 176. 25. Елистратова А. А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966; 26. Ерофеев Н. А. Промышленная революция в Англии. М.: Просвещение, 1963. 184 с. 27. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII-XX вв.). М. 1997. 28. История буржуазного конституционализма XVII – XVIII вв. М.: Наука 1983. 324 с. 29. История государства и права зарубежных стран. // Под ред. Н. Д. Крашенинниковой. Ч. 1. М.: Норма – Инфра, 1999. 624 с. 30. История искусств зарубежных стран XVII – XVIII веков. // Под ред. В.И. Раздольской. М.: Искусство, 1988. 286 с. 31. Кинелев В. Г. , Миронов В. Б. Образование, воспитание, культура в истории цивилизаций. М.: Владос,1998. 520 с. 32. Козлов А.Е. Конституционное право. – М., Бек, 1996. 33. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 1, 2. Общая часть / Отв. ред. Б.А. Страшун. – М., Бек, 1998/1999. 34. Корсаков К.Н. История Великобритании. М. 1997. 35. Кравченко Г. Н. Консервативная идеология в Англии в конце XVIII века. Кировоград: Имэкс, 2002. 354 с. 36. Краткая история Англии: пособие для старшеклассников // Адамчик В. В., Адамчик М. В., Бадах А. Н. и др. Минск: Харвест, 2003. 418 с. 37. Лабутина Т. Л. Женское образование в стюартовской Англии (1603 – 1714 гг.) // Новая и новейшая история. 2001. №2. С. 137-146. 38. Лабутина Т. Л. «Консерватор» Свифт и «реформатор» Дефо // Вопросы истории, 1995, №11-12. С. 39-48. 39. Лабутина Т. Л. Идейное наследие английского Просвещения в творчестве энциклопедистов Франции. // Человек эпохи Просвещения. М., 1999. С. 31-43. 40. Лабутина Т. Л. Политическая мысль раннего английского Просвещения // Вопросы истории. 1991. № 9 – 10. С. 45-53. 41. Лабутина Т. Л. Ранние английские просветители о роли и месте женщин в обществе // Вопросы истории. 1997. №6.С.14-27. 42. Лабутина Т. Л. Теория конституционной монархии в раннем английском Просвещении // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М. : Наука, 1995. С. 74-94. 43. Лабутина Т. Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль Английского Просвещения (1689 – 1714). М.: Ирис-пресс, 1995. 304 с. 44. Лабутина Т.Л. Воспитание и образование англичанки в XVII веке. Спб., 2001. 45. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство XVIII века. М.: Искусство, 1966. 480 с. 46. Локк Д. Избранные философские произведения. В 2 Т. Т.2. М.: изд-во социально – экономической литературы, 1960. 532 с. 47. Мандевиль Б. Басня о пчелах. Пер. С англ. М., 1974. 264 с. 48. Манту П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии (опыт исследования). Пер. с фр. М.: Соцэкгиз, 1937. 440 с. 49. Манхейм К. Эссе о социологии культуры // Манхейм К. Избранное: Социология культуры. Пер. с англ. М.-Спб., 2000.С. 167-222. 50. Мастера искусства об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов. В 7 т. М.: Искусство, 1966. Т. 3. 503 с. 51. Мееровский Б. В. Английский материализм XVIII в // Английские материалисты XVIII в. В 3 Т. М.: Мысль, 1967. Т. 1, С.5-36. 52. Мещерякова Н. М. Пролетариат Англии в процессе формирования (первая половина XVIII века). М.: МГУ, 1979. 359 с. 53. Мирошников И. В. Великобритания от Георга I до королевы Виктории (1714-1901). Воронеж: ВГУ, 1998. 38 с. 54. Михальская Н.П., Аникин Г.В. История английской литературы. М., 1975. 55. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. – М., 1999. 56. Мортон А., Тэйт Дж. История английского рабочего движения. 1770-1920. Пер. с англ. М.: иностр. Лит., 1959. 420 с. 57. Остапенко Г. С. Британские монархи от Эдуарда VIII до Елизаветы II // Новая и новейшая история. 2000. № 6. С. 176 – 183. 58. Парсонс Т. Система современных обществ. Пер. с англ. М.: Мысль, 1997. 324 с. 59. Поулсен Ч. Английские бунтари. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 280 с. 60. Просветительское движение в Англии. Под ред. Н. М. Мещеряковой. М.: МГУ, 1991. 445 с. 61. Роджерс П. Генри Филдинг. Биография. Пер. с англ. М.: Радуга, 1984. 208 с. 62. Рюде Д. Народные низы в истории. Пер. с англ. 1730 –1848. М., 1984. 196 с. 63. Свифт Дж. Дневник для Стеллы. Пер. с англ. М.: Наука, 1981. 623 с. 64. Свифт Дж. Избранное. Пер. С англ. Л.: Худож. Литер., 1987. 446 с. 65. Свифт Дж. Путешествия Гулливера. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1982. 364 с. 66. Семенов С. Б. Между монархией и республикой: радикальный выбор XVIII в. // Монархия и народовластие в культуре Просвещения. М.: Наука, 1995. С. 103-112. 67. Смит А. Теория нравственных чувств. Пер. с англ. М.: Республика, 1997. 351 с. 68. Смоллет Т. Приключения Родрика Рендома. Пер. с англ. М.: Гослитиздат, 1949. 550 с. 69. Смоллетт Т. Путешествие Хамфри Клинкера. Пер с англ. М.: Правда, 1983. 440 с. 70. Соколов А. Б. Британская империя XVIII века в зарубежной историографии // Вопросы истории. 1993. №7. С. 37-42. 71. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена. Пер. с англ. М. – Л.: Худ. Лит., 1949. 693 с. 72. Тэн Г. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы. Пер. с фр. СПб.: типография товарищества «Общественная польза», 1871. Кн.1. 281 с. 73. Уоллер М. Лондон. 1700 год. Пер. с англ. Смоленск: Русич, 2003. 384 с. 74. Фадеева Л. А. «Профессиональный класс» в английской социальной истории XIX в. // Новая и новейшая история, 1998, №3. С. 43-65. 75. Филдинг Г. Избранные сочинения. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1989. 686 с. 76. Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. В 2 ч. М.: Правда, 1982. Ч. 1 – 512 с., Ч. 2 – 486 с.; Фильдинг Г. История Тома Джонса, найденыша. Пер. с англ. М.: Худож. Литер., 1973. 686 с. 77. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век. Пер. с нем. М.: Республика, 1994. 316 с.; Фукс Э. История нравов. Пер. с нем. Смоленск: Русич, 2002. 624 с. 78. Хатчесон Ф. и др. Эстетика. Пер. с англ. М.: Искусство, 1973. 479 с. 79. ХейзингаЙ. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. Пер. с голл. М.: Прогресс, 1992. 464 с. 80. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789 – 1848. Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 480 с. 81. Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII века. // Под ред. Пуришева Б. И. М.: Высшая школа, 1973. Т.1 – 447 с., Т. 2 – 446 с. 82. Черняк Е. Б. Массовое движение в Англии и Ирландии в конце XVIII в.-начале XIX в. М.: Наука, 1962. 718 с. 83. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. М.: Наука, 1978. 351 с. 84. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М., Юристъ, 1999. 85. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. – М., Юристъ, 1999. 86. Шарифжанов И. И. Английская историография XX в. Основные теоретико – методологические тенденции, школы и направления. Казань: КГУ, 2004. 240 с. 87. Шеридан Р. Б. Драматические произведения. Пер. с англ. М.: Искусство, 1956. 483 с. 88. Шефтсбери A. Эстетические опыты. Пер. с англ. М.: Наука, 1974. 496 с. 89. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Пер. с англ. М.: Канон, 1995. Т.1 – 282 с., Т. 2 – 416 с. 90. Яковлев Н.Н. Европа накануне Семилетней войны. М. 1997. Перечень рекомендуемых сайтов Интернет: 1. Glossary of 18th Century Costume Terminology //www.ai.mit.edu/people/sfelshin/revwar/glossary.html. 2. Index of Pirates // Eighteenth – Century Recourses by J. Lynch // www.newark.rutgers.edu/ 3. Lynch K. The Samuel Johnson Sound Bite Page // www.samueljohnson.com/ 4. Mackenzie H. // www.english.upenn.edu/ 5. National Portrait Gallery’s 18th – Century // www.npg.org.uk/live/ 6. Observastions on Female Literature in General, including Some Рarticulars // www.feminist.org/ 7. W. Hogarth’s Realm // www.hogarth.cjb.net/ 8. Institute of European and Comparative Law // www.iecl.ox.ac.uk 9. International Law and Comparative Law // jurist.law.pitt.edu 10. Журнал Европейского делового права // www.wkap.nl/journalhome.htm/0959-6941 11. Журнал Обзор европейского частного права // www.wkap.nl/jrnltoc.htm/0928-9801 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ Основной целью семинарских занятий по спецкурсу «Ценностные ориентации и образ жизни представителей различных слоев английского общества в конце XVII – XVIII вв.» является создание условий для успешного овладения студентами основными понятиями социокультурной истории Англии. Полученные на лекции знания закрепляются потом на семинарах. Подготовка к семинарским занятиям и активное участие в них – путь к прочному усвоению знаний. Несмотря на разнообразие форм и методов проведения семинаров, есть некоторые общие положения, относящиеся ко всем случаям. Подготовку к семинару надо начинать с усвоения соответствующих разделов учебника и других учебных пособий, что дает студенту общее представление о месте и значении данной проблемы в изучаемом курсе, а также вооружит его необходимым минимумом фактического материала по теме. Далее следует приступить к изучению общей и специальной литературы по теме, рекомендуемых источников, помещенных в хрестоматиях, практикумах и т.д. В процессе работы над литературой и источниками по теме семинара студент составляет конспект прочитанного. Конспект может быть текстуальным или тематическим. Текстуальный конспект посвящен определенной монографии, статье. В нем сохраняется логика и структура изучаемого текста, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. Желательно начинать конспектирование после того, как все произведение прочитано и продумано. Первым шагом здесь является составление плана произведения, в соответствии с которым и составляется конспект. Конспект включает краткую запись предложений и выводов, доказательств, фактический материал. В него входят отдельные места, цитируемые дословно, а также примеры, цифры, таблицы, схемы, взятые из конспектируемой книги. На полях ставится тезис о содержании выписок. Иначе говоря, конспект – это пересказ изучаемого материала, а не сплошное переписывание книги, что часто и делают первокурсники. Конспект ведется в отдельной тетради. Приступая к его составлению, прежде всего следует указать фамилию автора, полное название работы, место, год ее издания, количество страниц. Например: Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива. – М., 1978. Если конспектируется статья, что указывается где и когда она была напечатана, страницы.: Барг М.А. О категории «цивилизация». // Новая и новейшая история. – 1990. - № 5. – С. 25 – 41. Конспект подразделяется на части в соответствии с составленным планом. Пункты этого плана целесообразно записывать на полях. Писать конспект рекомендуется четко и разборчиво. При конспектировании допускается сокращение слов (например, гектара – га, миллион – млн. и т.д.), но нужно соблюдать здесь известную осторожность и постараться выработать определенную систему сокращений. Недопустимы сокращения в наименованиях и фамилиях. Тематический конспект посвящен, как правило, нескольким произведениям. За его основу берется не план произведения, а содержание какой-либо темы (проблемы). Он составляется обычно для того, чтобы глубже изучить определенный вопрос, подготовиться к докладу или выступлению на семинарском занятии. |