Контрольная работа: Индо-буддийская культурная традиция

Название: Индо-буддийская культурная традиция
Раздел: Рефераты по культуре и искусству
Тип: контрольная работа

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Белгородский государственный технологический университет

имени В.Г. Шухова

Кафедра «Социологии»

Контрольная работа

по Культурологии

на тему

Индо-буддийская культурная традиция

Выполнила: студентка гр..

Принял:

Белгород 2009г.

Содержание:

Введение

1. Религия Древней Индии

1.1 Ведизм

1.2 Индуизм

1.3 Буддизм

2. Культура древней Индии

Заключение

Список используемой литературы

Введение

В современном мире Восток играет всё более заметную роль. Почти все страны традиционного Востока в наши дни переживают мучительный процесс внутренней трансформации. В ходе этого процесса на передний план энергично выдвигается национально-культурная традиция, защитно-охранительные функции которой опираются на религию как символ национального сопротивления. В этом смысле значимость и актуальность изучения религий и культурных традиций Востока вне сомнений.

В своё время, несколько столетий назад, страны Востока – в первую очередь Южного (Индия), Юго-Восточного и тем более Дальнего (Китай) – представлялись европейцам царствами сказочной роскоши, редких и ценных продуктов. Позже, когда эти страны были открыты и изучены, на передний план вышли представления об отсталости и закостенелости Востока. Пытаясь объяснить это явление, первые европейские востоковеды начали энергично изучать страны Востока, их историю, культуру, религию, социальный строй, политические институты, семейные связи, нравы, обычаи и т.п.

1. Религия Древней Индии.

Религия и санкционируемая ею традиция во многом определяет облик той или иной цивилизации. В жизни общества, в истории и культуре народа она играла высокую роль: и христианство, и ислам, и индо-буддизм, и конфуцианство – все эти доктрины вкупе с местными религиями типа даосизма, синтоизма, джайнизма настолько чётко определили лицо цивилизации, что могут считаться её “визитной карточкой”. Особенно это относится к религиям и цивилизациям Востока. И это не только потому, что восточных религий и цивилизаций много, а западная лишь одна (христианство). Здесь существеннее другое: в современном мире, столь остро ощущающем процесс развития и стремление развивающихся стран уравняться с развитыми, страны Запада уверенно задают тон в сфере технического прогресса. Итак, современный Восток более религиозен и традиционен, нежели Запад, причём не только вследствие меньшей развитости, но также и потому, что национально-религиозная традиция для него – защитный панцирь, позволяющий сохранить своё национальное “Я”, своё этническое лицо, свои нравы и обычаи.

И всё же даже по сравнению с мусульманским Ближним Востоком Индия – подлинное царство религии. Религиозные системы Индии – если сравнить их с ближневосточными представляются более глубокими и философски насыщенными. В них разум явно господствовал над свойственной монотеизму слепой верой во всемогущество великого Бога. Важная особенность индийских религий – их явственная обращённость вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к цели, спасения и освобождения для себя.

Незыблемое деление общества на замкнутые социальные группы с разными правами и обязанностями, с различным положением в обществе нашло свое обоснование в религии Индии, прошедшей сложный и длительный путь своего поэтапного формирования. Период разложения первобытнообщинного строя определил зарождение верования людей в могущественность природы, обожествление ее сил и явлений. Своеобразным отражением ранней стадии индуизма стала ведическая религия. Религиозная культура Индии оказала огромное влияние на психологию и социальное поведение индийцев, склонных интересоваться туманными абстракциями и погружаться в глубокий самоанализ.

1.1 Ведизм

К началу к I тысячелетия до н.э. в Индии сложилась религия, получившая название ведизм (веда – знание). О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода – ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригведы» и других ведийских сборников (самхит). Главным принципом видения мира, который отражен в «Ригведе», было обожествление природы как целого, а также придание ценностного значения отдельным явлением природной и социальной жизни. Веды содержат имена трех десятков богов. Они подобны людям, но обладали сверхъестественным могуществом и олицетворяли явления природы. Центральную роль играло жертвоприношение, которое было способом общения людей с богами.

Ведизм, или ведийская религия, уже содержал черты, характерные для более поздних индийских религий, в том числе и буддизма. К ним можно отнести представление о том, что все существующее живое связано между собой во времени постоянными переходами из одного телесного состояния в другое (переселение душ или перевоплощение), учение о карме, как о силе, определяющей форму этих переходов. Устойчивы оказались состав пантеона богов, а также вера в ад и рай. Эти идеи вошли в основу основ духовной жизни Индии, оказали влияние на социальную структуру цивилизации и проявили удивительную жизнестойкость, сохраняясь на протяжении огромного периода индийской истории.

В более поздних религиях были развиты многие элементы ведийской символики, почитание некоторых растений и животных, большинство бытовых и семейных обрядов. В ведийской религии уже отражалось классовое расслоение общества. Она освящала неравенство людей, объявляя, что деление людей на варны (касты в древней Индии) установлено высшим божеством - Брахмой.

Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики – прямой наследник ведической культуры. Однако брахманизм – явление уже новой эпохи. Всего было четыре касты (варны): брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, торговцы и шудры – низший слой общества. Сословие жрецов занимало ведущие позиции: жрецы-брахманы приносили жертвы богам, совершали обряды, держали в своих руках монополию на грамотность, священные тексты, знания. Усилиями жрецов-брахманов были составлены так называемые брахманы – прозаические тексты. Формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. Брахманы за совершавшиеся ими обряды жертвоприношения получали плату: считалось, что без этого жертва бесполезна. Согласно брахманам – комментариям, существовали 4 формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой.

Вне каст оказались бывшие рабы и представители презираемых обществом профессий, со временем составивших многочисленные касты «неприкасаемых». Обозначившиеся со временем границы между варнами возводили запрет на смешанные браки и переход их одной варны в другую. Это нашло отражение в законах образа жизни – дхармах. Установившийся кастовый строй, безусловно, придавая своеобразие индийской общественной жизни, в свою очередь, тормозили экономическое, политическое и культурное развитие страны, оставляя на тысячелетия многочисленные слои общества в нищете и невежестве.

Социальная несправедливость оправдывалась учением о карме - тем, что во всех несчастиях человека виноваты грехи, совершенные им в прежних перерождениях. Она объявляла государство институтом, созданным богами, и приравнивала покорность властителям к выполнению религиозного долга. Даже обильные жертвоприношения, доступные лишь богатым и знатным, свидетельствовали якобы о большей близости последних к мору богов, а для низших варн многие обряды были вообще запрещены. Ведизм отражал сравнительную неразвитость антагонистических противоречий в индийской общине, сохранение значительных элементов племенной раздробленности и исключительности. К середине 1 тысячелетия до н.э., эти черты патриархальности приходят вовсе более резко выраженное противоречие с такими крупными сдвигами в общественных отношениях, которые и являлись основной причиной возникновения буддизма.

Йога является одной из ведических философских школ. Йога аскетическое учение означает "освобождение", достижение особого духовного состояния Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над дыханием, чувствами и мыслями, концентрация, в первую очередь при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Слияние с духом Вселенной необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится.
Например, пища в гунах невежества и страсти способна умножить страдания, несчастья, болезни (прежде всего, это мясо). Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям. Многие черты ведизма вошли в индуизм, это был новый этап в развитии духовной жизни, т.е. появление первой религии.

1.2 Индуизм

Индуизм свидетельствует о важнейших культурных традициях Почитание в повседневных обрядах и ритуалах отводится «личным богам» - Вишну и Шиве, покровительствующим основным сферам человеческой жизни и поддерживающим и помогающим обращающемуся к ним за помощью человеку.

Центральное место в индуизме занимает представление о трех фазах существования мира: творение, жизнь, гибель. Эти три фазы олицетворяют три божества: Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников. Вишну - это бог охранитель, обладал исключительной способностью к перевоплощению. Одним из его воплощений был Кришна, культ которого стал необычайно популярным. Шиву - бог - разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлениий в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли сложившейся в первом веке нашей эры.

Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор - шаман. Это говорит о том, что в культ Шивы примешались местные верования.

Индийцы считали, что индуистом нельзя стать им можно только родится; что Варна - социальная роль предопределена навсегда и менять ее это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века став основной религией населения. “Книгой книг” индуизма была и остается “Бхагавадгита” часть этической поэмы “Махамхарата”, в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.

1.3 Буддизм

Буддизм – распространенная во многих странах Востока одна из трех мировых религий, возникшая в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. на основе культа Будды как воплощения наивысшего духовного развития.
Буддизм – древнейшая из мировых религий, сыгравшая важную роль в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации. До настоящего времени он оказывает огромное влияние на культурный облик и образ жизни Индии. В мире, по разным подсчетам, насчитывается от 300 до 600 млн. буддистов. По существу буддизм – это грандиозный социо - культурный комплекс, включающий как религиозное мировоззрение и культ, так и философские системы, этические взгляды, традиции и обычаи, специфические жанры искусства, методы практической деятельности и отношение к миру.Буддизм - самая ранняя по времени появления из «мировых» религий - играл и играет в истории народов Азии очень крупную роль, во многом аналогичную той, какая была суждена христианству в Европе, исламу на Ближнем и Среднем Востоке и в Северной Африке. Первые письменные памятники надписи царя Ашоки (Ш в. до н.э.) относятся ко времени, когда буддизм уже представлял собой сложившуюся религию, со своей оформленной организацией, догматикой, традицией. Эта мощная культурная традиция долгое время развивалась на собственной основе, в отрыве от христианской и мусульманской культур.

В Буддизме нет Бога, которого можно было бы умолять о помиловании, здесь невозможно «стереть» грехи жизни покаянием, - здесь есть лишь личная карма и «мировой закон», который «сработает» четко и неумолимо. Но зато здесь нет и вечной смерти (христианского и мусульманского ада), - здесь есть только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь рождений и смертей, бесконечное «вращение» всех живых существ в кругу перерождений. Правда, буддизм не отрицал существование множества почитаемых ранее богов и демонов, но выше их всех по святости и силе стоял просветленный аспект, навсегда сбросивший иго кармы. Время жизни основателя этой религии принца Готама (Гаутама) относят к VI в. до н.э.

К 35 годам жизни у него созрело убеждение в близости открытия истины, и Готама погрузился в медитацию, в которой пребывал без еды и питья по одной версии четыре недели, а по другой - семь недель. В процессе медитации Готама достиг просветления и стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. После этого Будда решил сделать свое просветление всеобщим достоянием и начал проповедовать. в течение 45 лет ходил по стране и проповедовал свое учение. Умер он в возрасте 80 лет.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию. Буддизм впервые обратился к человеку не как к представителю какого-либо сословия, клана, племени или определённого пола. Для буддизма в человеке важны были только личные заслуги. Как и другие религии, буддизм обещает людям избавление от самых тяжких сторон человеческого существования – страданий, невзгод, страстей, страха смерти. Однако, не признавая бессмертие души, не считая её чем-то вечным и неизменным, буддизм не видит смысла в стремлении к вечной жизни на небесах, поскольку вечная жизнь с точки зрения буддизма – это лишь бесконечная череда перевоплощений, смена телесных оболочек. Человек под влиянием его поступков постоянно меняется. Поступая плохо, он пожинает болезни, бедность, унижения. Поступая хорошо, вкушает радость и умиротворенность. Мир для буддистов – это непрерывный поток рождений и смертей и новых рождений, возникновения, разрушения и нового возникновения. В него вовлечено всё живое и неживое на всех уровнях существования. Количество миров в буддизме практически бесконечно.
За многие сотни лет своего существования буддизм разделился на множество школ, течений и направлений. Одни из них делают упор на практические аспекты учения, другие – на психологические, метафизические, этические. Но всегда остается нечто общее, присущее всем направлениям, что позволяет говорить о буддизме вообще.

Основы буддизма содержаться в «четырех благородных истинах» , сформулированных Буддой: 1) жизнь есть страдание; 2) причина страдания – желания привязанности; 3) избавившись от желаний и привязанностей, можно избавиться от страданий; 4) путь к спасению лежит через достижение нирваны . Нирвана – внутреннее состояние, при котором угасают все чувства и привязанности, и человек освобождается от своего страдающего «Я». Предполагаемый путь: праведное решение; праведное слово; праведное дело; праведная жизнь; праведное стремление; праведное воспоминание; праведное самоуглубление. Этот путь формирует особый тип культуры психической деятельности, особого отношения к миру, главным следствием которого выступает терпимость, ненанесение вреда окружающему миру.

После беспрестанного круговорота в бесчисленных формах существования, после бесчисленных перемен состояний, после всех трудов, беспокойств, волн, страданий, неразлучных с переселением души, мы наконец свергаем с себя узы страстей, освобождаемся от всякой формы существования, времени и пространства и погружаемся в покой и безмолвие, в убежище от всех печалей и страданий, в ничем не нарушаемое благополучие – нирвану.
К нирване должен стремиться каждый, кто хочет освободиться от мира страданий; к ней должны быть направлены все помыслы человека. Она вожделенная цель для всех людей. "Нирвана - это вода жизни, утоляющая жажду пожеланий, это лечебница, врачующая всякого рода страдания".

Однако она освобождает человека не только от необходимости, но и от всякого положительного содержания его личности. В буддизме прорыв в свободу оборачивается прорывом в ничто, в абсолютный ноль.

2. Культура Древней Индии .

Своеобразие индо-буддийской духовности определило характер музыки и литературы, живописи и архитектуры, символики танца и религиозных обрядов.

Главным образом культура Древней Индии развивалась в северной части Индии. Культура Древней Индии начала складываться уже в период разложения первобытнообщинного строя, т.е. в Ш тыс. до н.э.

Достижения древних индийцев в самых различных областях – литературе, искусстве, науке, философии, вошли в золотой фонд мировой цивилизации и оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран.

Наука. В глубокой древности в Индии начинает складываться богатая и своеобразная наука. Со второй половины III тысячелетия до н. э. здесь известна письменность, насчитывающая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В древнейших источниках сохранились упоминания об агрикультуре (удобрения, севообороте, вредителях хлебов, орудия земледелия из железа и прочее), обработке металла (олова, меди, свинца, серебра, золота), медицине (анатомии, патологии, терапии, хирургии и т.д.), геометрии (соотношение сторон прямоугольника при построении жертвенников), шахматах. Подлинный подъем и расцвет индийская культура и наука достигли в IV-II вв. до н. э. – VIII в. н. э. В этот период индийскими учеными была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененной форме арабскими). Были известны извлечения квадратного и кубического корней, исчисление числа р (3,1416…), арифметическая и геометрическая прогрессии, основы тригонометрии и алгебры. Астрономы довольно точно исчисляли движение небесных тел. Двенадцать месяцев (по 30 дней в каждом) года делились на шесть сезонов. Каждые пять лет добавлялся 13-й месяц. Известна была разница в длине дня и ночи в разных широтах земного шара. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности Земли, предполагали о ее вращении вокруг своей оси. Знания химии позволили изготавливать кислоты, краски, лекарства, духи, цемент, соли металлов, сложные препараты из ртути и т.д. Ученый брахман Панини (V - IV века до н. э.) осуществил обработку языка поздневедической литературы, названного санскритом и получившего широкое распространение в стране как важное средство общения между многочисленными племенами и народностями.

Искусство и зодчество . Значительное значение в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Будучи неотъемлемой частью народного празднества, театр «сангит» выражал единство пения, инструментальной музыки, богатого мимикой и жестами танца. Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера. Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Красочные и реалистические изображения богов, людей и животных проникнуты поэзией и любовью к природе, для них характерны совершенство образов и пластики. Сюжеты росписей составляют сцены жизни Будды: Будда в одеянии князя, перед которым склоняются цари и царицы; блестящий двор индийских слонов, битвы за Цейлон, изображения купцов, воинов, отшельников, рабов и нищих.

Литература . С конца II - начала I тысячелетий до н.э. дошли до наших дней памятники древнеиндийской литературы – веды, созданные на древнеиндийском (ведийском) языке. Ведическая литература представлена сборниками гимнов и жертвенных формул. Вплотную к ведической примыкают «Священные предания», включающие сутры – руководство по древним ритуалам, законодательству и правилам домашней жизни. Ценнейшим для изучения древнеиндийских общественно-экономических отношений, а также культуры и науки первой половины I тысячелетия до н.э. служит эпическая литература. Ее основными памятниками стали «Махабхарата» и «Рамаяна», записанные на санскрите в первых веках н. э., но в совей основе существовавшие уже в IV веке до н. э.Сюжетная основа «Махабхараты» («Великой войны потомков Бхараты»), состоящей из 107 тысяч двустиший, - борьба за власть внутри одного из самых могущественных царских родов Северной Индии, потомков мифического царя Бхараты. Древнее сказание о кровопролитной войне со временем обросло множеством дополнительных эпизодов, содержащих различные сказания и легенды, рассуждения на религиозно-философские и другие темы. «Махабхарата», по сути, стала не поэмой, а огромным сборником древнеиндийского эпоса. Поэма «Рамаяна» отличается большой стройностью композиции и тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи двустиший, повествующих о победе царевича Рамы над царем демонов Раваной. Уже более двух тысяч лет обе эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои – Кришна («Махабхарата») и Рама («Рамаяна») – обожествлены и считаются воплощением Вишну. Образцы народной мудрости содержат многочисленные индийские народные сказки, басни, рассказы. В них простые люди обладают смелостью, честностью, находчивостью, а власть имущие зачастую показаны критически, с юмором. На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальником стала танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием сказите; позднее заговорили и актеры. Подлинным классиком древнеиндийской драматургии и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V века). В его драмах, сюжеты которых заимствованы из эпоса, раскрыт внутренний мир героев. Заметна по объему и тщательной обработкой. Она включает в себя 24 тысячи двустиший, повествующих о победе царевича ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, сложность и многообразие композиций, мастерство передачи движений и чувств.

Изобразительное искусство и архитектура

В архитектуре Индии, относящейся ко времени I - III вв. н.э., происходят изменения в сторону большей декоративности форм. Строительным материалом становится кирпич. Одним ив лучших художественных ансамблей, создаваемых в период с III в. до н.э. и до VII в. н.э, были буддийские храмы Аджанты, находящиеся в центральной Индии (нынешняя провинция Бомбей). Эти храмы были вырублены в почти отвесных скалах живописной долины над рекой Вагхо-ра. Фасады пещерных храмов пышно декорированы скульптурой. Ниши стен заполняет большое количество статуй Будды. В структурных памятниках Аджанты видно развитие традиций прошлого и в содержании, и в трактовке образов. Но здесь эти образы предстают уже более зрелыми по мастерству, более свободным и совершенными по форме. Во многих древнеиндийских текстах описываются загородные парки с искусственными водоемами, фонтанами, а также ландшафтные парки. Одним из главных видов буддийских культовых памятников были ступы. Она представляли собой сложенные из кирпича и камня полусферические сооружения, лишенные внутреннего пространства, по облику восходящие к древнейшим погребальным холмам. Она воздвигалась на круглом основании, но верху которого был сделан круговой обход. На вершине ставился кубический «божий дом», или реликварий из драгоценного металла (золота и др.). Над реликварием возвышался стержень, увенчанный убывающими кверху зонтами - символами знатного происхождения Будды. Лаконичность и монументальность тяжелых и мощных форм характерны для культового зодчества Маурья. Изобилие скульптуры, резьбы и росписей свидетельствуют о богатсве и роскоши. Правдивая и меткая наблюдательность в бытовых сценах, изображениях животных, архитектуре сочеталась с большим декоративным мастерством, своеобразной ритмичностью, красочностью, свободой в построении многофигурных сцен, в основе которых лежали реалистические народные тенденции.

Заключение

Индо-буддийская культура учит не отказу от жизни и деятельности, а отрешенности от мировой суеты. Постоянно принимая жизнь, пропуская через свое сердце, наслаждаясь и страдая, человек в то же время отказывается стать ее жертвой и рабом.

Индо-буддийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока. В период Хараппской цивилизации установились культурные и торговые отношения с Месопотамией, Ираном, Средней Азией. Чуть позже появились культурные и экономические контакты с Египтом, Юго-Восточной Азией, Дальним Востоком. Особенно тесными были связи с Ираном: влияние индийской культуры сказалось на архитектуре этой страны, Иран много позаимствовал из древнеиндийской науки. Древнеиндийская культура оказала большое влияние на культуру Шри-Ланки и Юго-Восточной Азии; письменности этих регионов сложились на основе индийской, в местные языки вошло много индийских слов.

В более поздние эпохи индийская культура оказала большое влияние на многих выдающихся европейских писателей и поэтов. В России в 1778 году с древнеиндийского был сделан перевод «Бхагавдгиты»; 1792 году Карамзин перевел сцены из поэмы «Шакунтала» и сравнил Калидасу с Гомером. Переводами древнеиндийской литературы и ее анализом занимались Жуковский, Тютчев, Белинский, Фет, Бунин, Брюсов, Бальмонт, Блок.

В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Несмотря на традиционализм и особую специфику древнеиндийской культуры, она относиться к величайшим достижениям человечества.

Список используемой литературы:

1. История религий Востока. Л.С.Васильев, В 2т. Т.1-М.: Высш. шк., 1994г. – 157с.

2. Культорология: Учебное пособие / А.А. Радченко, А.И. Папков, Л.С. Лашина, А.А. Красников – БГТУ им. В.Г.Шухова, 2004г. – 78с.

3. Религии мира. А.Е. Кулаков изд. АСТ, 1998г. – 432с.

4. Религия в истории и культуре. М.Г. Писманик, Вертинский А.В, изд. Юнити 2000г. – 591с.

.