Реферат: Особенности развития сервиса в России
Название: Особенности развития сервиса в России Раздел: Рефераты по физкультуре и спорту Тип: реферат | ||||||||||||||
Введение Рынок гостиничный услуг, предоставляемых на уровне западных стандартов, в России стал складываться с 1993 года. Раньше существовало четыре ведомства, занимавшихся гостиничным хозяйством: Госкоминтурист, ВЦСПС, муниципальные службы и молодежные организации. У каждой структуры были свои ведомственные критерии и принципы аттестации. Большая часть доходов шла, конечно же, от гостиниц сети «Интурист», а гостиницы для российских граждан были планово-убыточными. С переходом России к рыночным отношениям изменились и принципы гостиничного хозяйства, и сама ориентация гостиничного предпринимательства. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы, коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России. С 1992 года в России наблюдалось сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывало и вызывает сейчас наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов. Во времена существования Советского Союза высокий уровень наполняемости гостиниц, составлявший 74%, поддерживался за счет предоставления государственными предприятиями и министерствами гостиничных номеров своим работникам и их семьям по дотационным ценам. После либерализации цен из-за установления рыночных цен и снижения располагаемых доходов населения спрос на гостиничные услуги резко сократился, и уровень наполняемости гостиниц упал до 29%. Можно сравнить данный показатель, например, с индустрией размещения США. Сейчас наполняемость гостиниц в России в расчете на душу населения составляет около 5% от уровня США, что почти на 50% ниже показателя 1990 года. В результате 40-процентного падения доходов на душу населения после распада Советского Союза количество деловых командировок и туристических поездок в России резко сократилось. В настоящее время большинство российских потребителей не имеют возможности путешествовать во время отпуска, что в советское время они могли себе позволить, благодаря дотационным ценам. Таким образом, круг потенциальных пользователей гостиниц средней и низкой ценовой категории ограничился. Кроме того, в России значительно меньше, чем в других странах со сходным уровнем доходов населения (таких, как Южная Африка) распространена продажа товаров через торговых представителей, которые являются одной из основных целевых групп клиентов недорогих гостиниц в западных странах. Это - результат продолжающегося экономического застоя, а также наследие советской экономической системы, при которой эффективности торговли уделялось недостаточное внимание. Среди других причин неудачной работы отрасли можно назвать то, что многие гостинцы остаются в собственности государства, у их управляющих мало стимулов повышать эффективность работы предприятия, а также то, что существует низкий уровень квалификации и излишне узкой специализацией персонала. Во многих субъектах РФ расходы по эксплуатации превышают общие доходы гостиниц. За последние три года стабильно убыточными стали большинство гостиниц Сибири, Севера России, Татарстана, Башкортостана и некоторых других регионов. Степень физического и морального износа российского ГК определяется специалистами в 80%. Единственная причина, по которой большинство гостиниц продолжают работать, несмотря на крайне низкий уровень загрузки - низкие переменные операционные затраты (особенно в недорогих гостиницах), что позволяет им оставаться на рынке.
На общую статистику доходов и расходов гостиничного хозяйства весьма заметно влияют результаты хозяйственной деятельности гостиниц в Москве, так как доходность всего гостиничного хозяйства РФ обусловлена именно высокими показателями по Москве. Так, удельный вес московских гостиниц по доходам от дополнительных платных услуг составляет 77%, а по прочим 74% от общероссийского уровня. Коэффициент загрузки московских гостиниц в 1997 году составил 0,54 (1995 – 0,64, 1996 – 0,60). Произошло небольшое снижение, но, тем не менее, он остается на уровне мировых показателей.
В Федеральной программе «Развитие туризма в РФ» запланировано осуществление свыше 190 инвестиционных проектов в 57 субъектах РФ. В качестве государственной поддержки реализации данных проектов предусмотрена возможность использования государственных инвестиционных ресурсов из бюджета развития, что подразумевает либо выделение денежных средств, либо предоставление государственных гарантий на конкурсной основе. Однако, начиная с 1995 года капиталовложений на реконструкцию и строительство гостиниц практически не поступало. Из предусмотренной в программе не столь большой суммы в 2 млрд. рублей на обновление гостиниц и здравниц реально было выделено около 168 млн., то есть не более 9%. Что касается дальнейших государственных инвестиций, то они в настоящее время направляются на развитие эффективных проектов, окупаемых в кратчайшие сроки, в течение 1-2 лет. 3. Стандарты гостиничного сервиса в России. До 1995 года в России не существовало единой системы классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Например, московское городское объединение гостиниц определяло категорию гостиницы по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР. Совокупность данных нормативных документов дает мощную основу для развития индустрии размещения максимально приближенной, а по некоторым позициям даже превосходящей, зарубежные гостиничные предприятия. Однако, для полной реализации принципов формирования качественного гостиничного продукта у большинства предприятий просто не хватает ресурсов. 4.Деятельность международных гостиничных цепочек на рынке гостиничных услуг России. Первые шаги внедрения иностранных гостиничных компаний в России относятся к началу 90-х годов. До распада СССР в стране существовала единственная гостиничная цепь – цепь гостиниц «Интурист». В 1970 году она занимала 23 место среди крупнейших цепей мира и насчитывала свыше 27 тысяч номеров. Хотя эти гостиницы были лучшими в стране, уровень обслуживания в них был значительно ниже мировых стандартов. В настоящее время в России представлены следующие иностранные компании: - Kempinski («Балчуг Кемпински» в Москве, «Гранд отель Европа» в Санкт-Петербурге); - Accor («Новотель» и «Софитель» в Москве); - Inter-Continental Hotels («Метрополь» в Москве); - Forte Pie («Националь» Москва); - IMP Group Ltd («Аэростар» Москва); - New World/Renaissance Hotel («Олимпик Пента Ренессанс» Москва); 5.Перспективы развития гостиничной индустрии России
.
Таблица 1
Всего гостиничным хозяйством России в 1998 году было обслужено 13,5 млн. человек, из них: - 11,0 млн. россиян, - 829,3 млн. граждан СНГ, - 1 млн. 6271, 1 тыс. граждан стран дальнего зарубежья. Исследуя состояние российского гостиничного комплекса, следует обратить внимание на основные показатели, характеризующие его деятельности: среднюю наполняемость или коэффициент использования номерного фонда (КИНФ), доходность, степень износа объектов. Данные среднегодового КИНФ в 1998 году: 33% по стране в целом, 37% в городах, 11% - в сельской местности. Относительное благополучие по этому показателю в Москве (56%), Санкт-Петербурге (около 60%), а из регионов в Краснодарском крае. Заключение Подводя итоги, следует отметить, что в данной ситуации на отечественном рынке услуг гостеприимства, наблюдается больше недостатков, чем положительных факторов. Прежде всего - это практически полное отсутствие внутреннего туризма. Внутренний туризм является основным источником доходов предприятий сферы гостеприимства в таких странах как США и Канада. Оборот рекреационных предприятий на восемьдесят процентов пополняется деньгами «отечественных туристов». Однако эта проблема является скорее проблемой масштаба всей страны. Отсутствие внутреннего туризма – это проблема малых доходов населения. Таким образом, отечественные предприятия «сферы гостеприимства» недополучают очень большие прибыли. Из этой проблемы вытекают и другие недостатки. Как то было сказано, в России практически отсутствует сеть нормально обустроенных гостиниц класса «две-три звезды». |