Курсовая работа: Управление финансами в условиях рыночных отношений 2

Название: Управление финансами в условиях рыночных отношений 2
Раздел: Рефераты по финансам
Тип: курсовая работа

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра финансов, бюджета и страхования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Дисциплина Финансы

Тема № 5

Название темы Управление финансами в условиях рыночных отношений

Выполнил студент

_______________________________________________________

(Фамилия, инициалы)

Группа №­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________________

Студенческий билет №­­­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________

Проверил:

_______________________________________________________

(Фамилия, инициалы)

Курск 2010 г.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Понятие управления финансами

1.1. Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями…………………………………………………5

1.2. Состав и структура органов общего управления системой финансов……….8

1.3. Базовые функции управления финансовой системой……………………….11

2. Правовое обеспечение системы управления финансами

2.1. Понятие финансового права и его роль в управлении финансами …………14

2.2. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы……………………………………………………………17

2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации………………………………………….20

3. Система органов управления финансами в Российской Федерации

3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов.........................22

3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы…………………………………………………31

Заключение ………………………………………………………………….…...34

Список использованной литературы ………………………………………..37

Приложения

Введение

Тема курсовой работы является очень актуальной для сегодняшнего дня. Система управления финансами в современной экономике имеет определяющее значение для ее функционирования и развития. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и некоторые другие. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики.

Между тем цивилизованная рыночная экономика не может успешно и стабильно функционировать и развиваться без хорошо отлаженной, управляемой финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовая система и финансовый рынок функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение. Финансовые (денежные) пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимость от результатов экономического роста. Следовательно, после того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.

Целью курсовой работы является изучение сущности и механизма управления финансами РФ, его экономического и законодательного базиса, а также рассмотрение проблем его функционирования и определение перспектив его развития.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

- определить, что представляет собой система управления финансами, обозначить ее роль и место в системе управления экономическими отношениями;

- охарактеризовать базовые функции управления финансовой системой;

- рассмотреть состав и структуру органов управления финансами, их эффективного взаимодействия в системе управления;

- выявить задачи и функции государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность;

- дать характеристику основным правовым актам, обеспечивающим правовое поле финансовой системы;

- отметить основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в РФ;

- показать направления перестройки системы управления финансами бюджетной сферы, осуществляемой в настоящее время.

Основными информационными источниками при написании данной работы являются труды отечественных ученных Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф., академика РАЕН - Поляка Г.Б., Заслуженного деятеля науки РФ, д. э. н., проф. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В., проф. Романовского М.В., проф. Врублевской О.В., проф. Сабанти Б.М., проф. Белоглазовой, к.э.н., проф. Нешитой и др.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

1.1. Сущность, роль и задачи управления финансами в системе управления экономическими отношениями

Экономическое развитие общества представляет собой много­фак­тор­ный и противоречивый процесс, в основе которого заложена эволюция про­из­водительных сил и производственных отношений, происходившая, как пра­вило, на основе расширенного воспроизводства. На процесс общест­вен­ного воспроизводства, с одной стороны, влияет множество факторов: коли­чест­во и качество материальных, финансовых, трудовых ресурсов, предпри­ни­мательские способности субъектов хозяйствования, ускорение научно-техни­ческого прогресса, степень развития рыночных отношений и другие фак­торы. Но с другой стороны, этот процесс представляет собой конфлик­т­ное взаимодействие и противоборство различных сил природного и общест­вен­ного характера, которые в совокупности создают объективные условия для проявления различного рода непредвиденных событий, нарушающих усло­вия функционирования и развития экономики в целом и отдельных субъек­тов хозяйствования, что влияет на финансовые показатели их дея­тель­ности и обусловливает необходимости регулирования финансовых от­но­ше­ний между ними. В целях поддержания стабильности финансового поло­же­ния государства, финансовой устойчивости субъектов хозяйствования ис­поль­зуются различные инструменты регулирования финансово-хозяйст­вен­ной деятельности организаций, распределения и перераспределения средств меж­ду уровнями бюджетной системы государства. [18, c.64]

Для обеспечения непрерывного и бесперебойного воспроиз­вод­ствен­ного процесса органы государственной власти и местного самоуправления и субъек­ты хозяйствования применяют и различные инструменты финансового меха­низма для воздействия на финансовые отношения с целью сохранения стабиль­ности финансово-хозяйственной деятельности в складывающихся усло­виях, т.е. управляют финансовыми потоками как на макроуровне, так и в рам­­ках отдельной организации. При этом под управлением понимается сово­купность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для дости­жения поставленной цели или определенного результата.

Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разно­образ­ные виды финансовых отношений, то управление представляет собой про­цесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финан­совых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъек­тов хозяйствования, целей и задач их деятельности. [18, c.64]

Цель управления финансами — обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге в росте благосостояния населения.

В управлении финансами, как и в любой другой управляемой системе, выде­ляют объекты и субъекты управления. Объектами управления (то, что подлежит управлению) выступают разнообразные виды финансовых отно­шений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений и их использованием субъектами хозяйствования и государством. [16,с.110]

В целом это государственные и муниципальные финансы; финан­сы организаций.В частности, это бюджеты, государственные внебюджетные фон­ды, государственный кредит, страховые фонды, фонд оплаты труда, резерв­ный фонд, уставный фонд и др. [15, с.57]

Субъектами управления являются те организационные структуры, кото­рые осуществляют управление. [16, с.110] На макроуровне к таким структурам относятся органы государственной власти, органы мест­ного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осу­щест­вля­ющие управление государственными и муниципальными финансами. В ком­мер­ческих и некоммерческих организациях управление финансами осущест­в­ляют финансовые управления, отделы или службы. Структура органов управ­ле­ния финансами организации зависит от ее размера (холдинг, среднее, ма­лое предприятие и т.д.), вида деятельности (страховая, инвестиционная, бан­ков­ская деятельность и др.), а в ряде случаев от организационно-право­вой формы (например, бюджетное учреждение, унитарное предприятие).[18,с. 66]

Элементы системы управления финансами представлены на рисунке 1.

Рис.1 . Элементы системы управления финансами

1.2. Состав и структура органов общего управления системой финансов

Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управ­ление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность этих органов характеризуется многоаспектностью и боль­шой сложностью, поскольку объектом управления финансами высту­па­ют финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресур­сов, составляющие сферы и звенья финансовой системы государства, т.е. каж­дая сфера и звено финансовой системы является объектом управления финан­сами.[18, c.66]

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления.

1.Президент РФ определяет цели финансовой политики, подписывает бюд­жетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, при­нятое Федеральным Собранием РФ.

2.Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума) устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает Феде­раль­ный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный ко­декс РФ, Налоговый кодекс РФ) и др.

3.Правительство РФ разрабатывает федеральный бюджет, выступает как коорди­нирующий центр управления финансами. [19, c. 51]

4. Министерство финансов РФ (Минфин России) — центральный орган, осуществля­ющий реализацию финансовой политики. Оно обеспечивает единст­во финансовой, денежно-кредитной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Косновным функциям Минфина России относятся следующие:

- внесение предложений по формированию финансовой политики;

- проведение мероприятий по реализации финансовой политики;

- разработка проектов законов, регулирующих и регламентирующих финансовые отношения;

- осуществление методического руководства в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

- организация разработки федерального бюджетного плана;

- участие совместно с Министерством экономического развития РФ (Минэкономразвития России) в разработке баланса финансовых ресурсов страны; и др.

На Минфин России и Федеральное казначейство возложены обязанности по организации исполнения федерального бюджета, проведению меропри­ятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целевому назна­че­нию. Минфину России предоставлены большие права: получать от ми­нистер­ств, федеральных служб, агентств, организаций, учреждений мате­риа­лы, необходимые для составления и исполнения бюджетного плана; огра­ни­чи­вать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения финансовой дисциплины; проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций; и др. [19, c.53]

5. Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетные фонды налогов, таможенных доходов, сборов и других платежей. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует управление государственным имуществом с целью получения доходов неналогового характера (арендная плата, доходы от продажи государственного имущества). Федеральная служба по финансовым рынкам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля. Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

6. Система Банка России является важным органом по реализации денежно-кредитной и финансовой политики. Банк России осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

7. Счетная палата РФ контролирует выполнение финансового законодательства и движение федеральных денежных средств. Она независима от Правительства РФ и подотчетна Федеральному Собранию РФ.[21, c.29]

Проведение финансовой политики в субъектах РФ, их административно-территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения. [19, c.54]

Проводимая в настоящее время административная реформа, направленная на повышение эффективности государственного управления, существенным образом изменяет содержание и структуру управления государственными финансами и, прежде всего, за счет оптимизации и сокращения функций, выполняемых (регулируемых) государственными финансовыми институтами.

1.3.Базовые функции управления финансовой системой

Содержание процесса управления финансами раскрывается в следу­ющих функциональных элементах , к которым относятся финансовое плани­ро­вание и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используется для науч­ного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изме­не­ний в конкретном периоде темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйство­вания, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образо­ванием и использованием финансовых ресурсов.

В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное сос­то­яние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответ­ствующих финансовых планов, обосновываются показатели соответ­ст­вующих финансовых планов, определяются реально возможный объем моби­лизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направ­ле­ния использования. Система финансовых прогнозов способствует выработке финансо­вой концепции развития страны или субъекта хозяйствования, поскольку широко используется на макро- и микро- уровнях как инструмент науч­ного предвидения, вариантного анализа получения дополнительной инфор­мации при выработке решений. Финансовые прогнозы позволяют орга­нам управления финансами наметить разные варианты развития финансовой сис­темы, предвидеть формы и методы реализации финансовой политики.

На основе показателей финансовых прогнозов осуществляется финансовое планирование с целью научного обоснования движения финансовых ресурсов и изменения соответствующих финансовых отношений на определенный период. Финансовое планирование способствует достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. В ходе планирования субъекты хозяйствования и органы государственной власти и местного самоуправления оценивают свое финансовое состояние, выявляют возможности увеличения объема финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. [18, c.67]

Оперативное управление представляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления заключается в рациональном использовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности. [16, с. 111]

В период становления рыночной экономики возможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизни общества особенно возрастает вследствие высо­кой степени стихийности рынка, основанного на свободной конку­рен­ции. В этих условиях и субъекты хозяйствования, и субъекты власти могут ре­шать определенные задачи общественного развития, будучи уверенными, что средства производства, предметы труда, население материально защи­ще­ны от любых случайностей.

Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятель­нос­ти органов государственной власти, органов местного самоуправления и фи­нан­совых служб организаций по сбору и анализу информации о действи­тельном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности при­нятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осу­ществ­ляется сопоставление текущих и плановых финансовых показателей, провер­ка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается пра­вомер­ность действий финансовых работников и руководителей орга­ни­за­ций, министерств и ведомств, непосредственно участвующих в распре­де­ле­нии финансовых средств на соответствующем уровне управления. Таким обра­зом, с переходом к рыночным отношениям изменилась цель финансо­вого контроля – от контроля за выполнением плана в условиях центра­ли­за­ции плановой экономики к контролю за соблюдением законодательства.

Управление финансами можно также классифицировать по характеру и пери­оду управления, в соответствии с которыми различают стратегическое (об­щее) и оперативное управление финансами.

Стратегическое управление финансами осуществляется высшими орга­на­ми законодательной и исполнительной власти (Президентом РФ, Прави­тельством РФ, Федеральным собранием РФ) в процессе осуществления опре­деляются источники и размеры финансовых ресурсов, которые должны обес­печить воспроизводство в тех пропорциях, которые были заложены в соответ­ствии с основными направлениями финансовой политики, устанав­ли­ва­ется оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами органов госу­дарственной власти и местного самоуправления и субъектов хозяйство­ва­ния: выявляются наиболее эффективные направления использования финан­совых ресурсов и резервы их роста.

Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, служ­бами, агентствами, ведомствами и организациями, непосредственно участву­ющими в реализации финансовых планов на централизованном и децентра­лизованном уровнях. [18, с.68]

Рыночные условия хозяйствования обусловливают необходимость пере­смотра действовавшего в советское время механизма управления финан­сами на макро- и микро-уровнях, разработки принципиально новых методов управ­ления финансами, которые должны обеспечить финансовую само­стоя­тельность административно-территориальных образований на территории РФ, финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, их инвести­цион­ную активность и создать другие необходимые условия для устойчивого и стабиль­ного развития экономики и ее дальнейшего роста.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ

2.1. Правовое оформление финансовых отношений

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реали­за­ции финансового механизма и механизма управления финансами большое зна­че­ние имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйство­вания и органов государственной власти и органов местного само­управления.

Роль финансового права значительно возрастает и в связи с переходом в на­шей стране от административно-командной системы управления к рыноч­ной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построе­ние федеративных отношений между органами власти непосредст­вен­но влияют на состав финансовой системы нашего государства, что дик­ту­ет необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансо­вого законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответст­ву­ющих новым условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил орга­ни­за­ции этих отношений, позволяет эффективно управлять финансами органов влас­ти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъек­тов финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисцип­лину.

Финансовое право тесно связано с другими отраслями права: часть финан­совых отношений регулируется нормами гражданского права (напри­мер, вопросы формирования, распределения и использования финансовых ресур­сов организаций различных организационно-правовых форм, распре­де­ле­ния финансовых полномочий между участниками организации, состава госу­дарст­венной и муниципальной казны и проч.) и административного права (административные штрафы).

Таким образом, финансовое право представляет собой совокупность юри­дических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе обра­зо­вания, распределения и использования денежных фондов органов госу­дарст­венной власти и органов местного самоуправления, а также субъек­тов хозяйствования, необходимых для реализации возложенных на них функ­ций и выполнения, стоящих перед ними задач . [21, c.22]

Предметом финансового права являются финансовые отношения, связан­ные с функционированием как бюджетов органов государственной влас­ти и местного самоуправления и бюджетов государственных внебюд­жет­ных фондов, так и денежных фондов субъектов хозяйствования, а также отно­ше­ния, в которых государство и муниципальные образования участия не прини­мают, но которые влекут увеличение имущественной основы налого­об­ло­жения, препятствуют сокрытию доходов и легализации части доходов, полу­чен­ных противоправным путем. [21, c.5]

В зависимости от субъектов финансового права отношения, регу­ли­ру­емо­го его нормами, можно разделить на следующие группы: между РФ, ее субъек­тами и местным самоуправлением при разграничении доходных и расход­ных полномочий; между финансовыми, налоговыми органами и ЮЛ, ФЛ по поводу формирования доходной части бюджета; между бюджетными учреж­дениями и их собственниками – органами государственной власти и мест­­ного самоуправления при формировании уставного фонда, дохода, ответствен­ности по обязательствам и т.д.

В целях управления государственными финансами, регулирования финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования и доходов населения субъекты власти используют финансово-правовые акты , которые представляют собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию, и содержат соответствующие правовые нормы по рассматриваемому вопросу.

Используемые в ходе управления финансами финансово-правовые акты весьма многообразны и классифицируются по различным признакам. По юридической силе эти акты подразделяются на законы и подзаконные акты; по уровню власти – на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления; по степени регулирования сфер и звеньев финансовой системы – на финансово-правовые акты, которые применяются для управления финансовыми отношениями в каждой сфере финансовой системы (Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ), и правовые акты, регулирующие финансовые отношения в отдельной сфере или звене финансовой системы. [18, с.75]

2.1. Характеристика основных правовых актов, обеспечивающих правовое поле финансовой системы

Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем РФ трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. Кроме того, нормы непосредственно регулирующие финансовые отношения, содержатся в ст.8 Конституции РФ, закрепляющей принцип единства экономической системы РФ; в ст. 35 – право частной собственности; ст. 71-73 определяют предметы ведения РФ и ее субъектов, в т.ч. и в сфере финансовых отношений. В Конституции РФ устанавливаются правовые основы деятельности Президента РФ, органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе.

Нормы Бюджетного кодекса РФ регулируют финансовые отношения, возникающие в процессе функционирования бюджетной системы РФ, формирования доходов бюджетов всех ее уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов и расходования их средств, в ходе реализации межбюджетных отношений, осуществления бюджетного процесса на территории РФ и применения мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства РФ.

Нормы Налогового кодекса РФ регулируют отношения по установлению, взиманию налогов и сборов на территории РФ, отношения в области налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные отношения соответственно на территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Среди наиболее важных финансово-правовых актов в этой сфере следует отметить ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, ФЗ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ФЗ от 25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления», ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации РФ», ФЗ от 15.08.1996 №115-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», ФЗ от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и др.

Кроме финансового законодательства, важное место в системе правового регулирования финансовых отношений в сфере государственных и муниципальных финансов занимают указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и ведомственные нормативно-правовые акты – приказы, письма и инструкции федеральных министерств, служб и агентств, органов исполнительной власти регионального уровня и органов местного самоуправления по финансово-бюджетным вопросам.

Указы Президента , как правило, содержат поручения органам государственной власти по разработке нормативных актов, определяют порядок их обработки и основные направления деятельности этих органов в сфере финансов (например, Указ Президента РФ от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

На основании постановлений Правительства РФ осуществляется правовое регулирование процесса управления государственными финансами со стороны высшего органа исполнительной власти в РФ, который в соответствии с Конституцией РФ обеспечивает проведение единой финансовой и налоговой политики. К примерам наиболее значимых из них в настоящее время относятся Постановление Правительства РФ от 20.05. 1998 №463 «О программе пенсионной реформы в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.08.2001 №584 «О Программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 г.», Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетной расходов».

Ведомственные нормативные акты также играют важную роль в управлении государственными и муниципальными финансами, т.к. позволяют осуществлять государственное правовое регулирование финансовых отношений в различных отраслях экономики, между распорядителями и получателями бюджетных средств. При этом правовому регулированию подлежат все составляющие процесса управления финансами – прогнозирование и планирование источников формирования и направлений использования финансовых ресурсов на макроуровне, управление исполнением бюджетов и порядок проведения финансового контроля за деятельностью государственных исполнительных органов местного самоуправления. К указанным нормативным актам относятся, прежде всего, приказы, письма и инструкции Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы, органов Федерального казначейства, Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, органов управления государственными и социальными внебюджетными фондами.

В сфере финансов субъектов хозяйствования правовые основы управления финансами регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, определяющими правила организации финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования всех организационно-правовых форм; федеральными законами об АО, ГУП, МУП, ООО; финансовым законодательством и ведомственными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по мобилизации субъектами хозяйствования дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке. [18, c.76-77]

Совокупность всех финансовых правовых актов, источников финансового права , которая составляет правовую основу управления финансами в РФ, представлена в приложении 1.

2.3. Основные проблемы совершенствования правовой основы управления финансами в Российской Федерации

Эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому во всех странах правовыми вопросами регулирования экономики государства уделяется повышенное внимание. В конституциях некоторых государств (например, в Бельгии, Германии, Швеции) в отдельный раздел выделяются финансовые вопросы – финансовая конституция.

В Российской Федерации современное финансовое право проходит новый виток в своем развитии, не все финансовые отношения получили четкую, правовую регламентацию, что на практике приводит к применению в ряде случаев директивного управления финансами, а не управления посредством закона. Вместе с тем многие действующие юридические нормы, в том числе относящиеся к финансовому праву, еще недостаточно совершенны по ряду причин, к которым относятся:

· противоречия между федеральным и региональным (муниципальным) законодательством, что, с одной стороны, приводит к сепаратистским тенденциям в построении финансовых отношений между субъектами власти разных уровней бюджетной системы РФ, а с другой — к ущемлению интересов субъектов РФ и муниципальных образований в федеральном законодательстве (например, до сих пор отсутствует четкое разграничение доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы РФ);

· противоречия между отдельными законами и ведомственными нормативно-правовыми актами, порождающие их неоднозначное толкование;

· формальный характер научной экспертизы принимаемых проектов законов и нормативно-правовых актов в финансовой сфере;

· наличие законов и нормативно-правовых актов, которые не исполняются в течение ряда лет из-за отсутствия финансовых ресурсов для их реализации;

· нечеткие формулировки в нормативных документах, порождающие необходимость их уточнения и дополнения;

· сложный, псевдонаучный язык нормативных документов;

· несвоевременное принятие и опубликование в печати законов и подзаконных нормативно-правовых актов по финансовым вопросам.

Решение указанных проблем в области финансового права позволит обеспечить стабильность развития экономики нашего государства, повысить финансовую устойчивость субъектов хозяйствования, усилить действенность финансового контроля за деятельностью органов власти и отдельных организаций и укрепить финансовое положение государства. [18, c.80]

На современном этапе развития остается острой необходимость дальнейшего совершенствования структуры аппарата управления финансами, которая связана с изменением проводимого до августа 1998 г. экономического курса в стране, повышением роли финансовой системы в экономическом и социальном развитии. В основе совершенствования управления финансовыми отношениями должна быть активация финансовой политики. В частности, это связано с улучшением системы налогообложения, повышением ее влияния на развитие экономики, внедрением долговременных финансовых нормативов, экономических методов управления. [16, c.118]

Совершенствование управления финансами вызвано также расширением финансовой самостоятельности субъектов РФ, возрастанием значения территориальных и местных финансовых органов в реализации финансовой политики.

ГЛАВА 3. СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Характеристика и ключевые функции органов управления финансами на федеральном уровне и на уровне хозяйствующих субъектов

На федеральном уровне непосредственное управление финансами осу­ществ­ляется Министерством финансов РФ иучреждениями, входящими в его систему: Федеральной службой по финансовому мониторингу, Феде­раль­ной налоговой службой, Федеральной службой финансово-бюджетного над­зо­ра РФ, Федеральной службой страхового надзора, функционально-отрас­ле­вы­ми подразделениями исполнительных органов. [17, c.545]

Рис. 2. Федеральные службы, подчиненные Министерству финансов РФ

Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным орга­ном исполнительной власти и его основными задачами являются: выра­бот­ка государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфе­ре бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятель­нос­ти, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драго­цен­ных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определение тамо­жен­ной стоимости товаров и транспортных средств, инвестирование средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, орга­ни­за­ция и проведение лотерей, азартных игр, производства и оборота защи­щен­ной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной служ­бы, противодействие легализации доходов, полученных преступным пу­тем, и финансированию терроризма.

Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными зада­чами можно назвать:

·разработку проектов законов по вопросам развития бюджетной сис­те­мы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий меж­ду РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления;

·разработку проектов законов в области налогообложения, а также форм доку­ментов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

·разработку проекта закона о федеральном бюджете и организацию его испол­нения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;

·координацию бюджетной и денежно-кредитной политики;

·управлением государственным долгом РФ и эмиссию государственных цен­ных бумаг от имени РФ;

·ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии госу­дарственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных образований;

·разработку нормативных актов в области бухгалтерского учета и состав­ления финансовой отчетности.[1]

Постановление Правительства РФ от 07.04.2004 №185 «Вопросы Ми­нистер­ства финансов РФ» определяет, что оно осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через территориальные органы федерального казначейства.

Федеральное казначейство (Казначейство России) является Феде­раль­ным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществля­ющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функ­ции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслу­жи­ва­нию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и те­ку­щему контролю за ведением операций со средствами федерального бюд­жета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств феде­рального бюджета, также осуществляет управление и обслуживание сов­местно с ЦБ РФ государственного долга РФ, сбор, обработку и анализ инфор­­мации о состоянии государственных финансов, предоставление выс­шим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управ­­ления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ и состо­­янии бюджетной системы России.[2]

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным орга­­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и над­­зору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правиль­­ностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответ­ству­ющий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных зако­но­­дательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевре­мен­­ностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных пла­тежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спирто­содер­жащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валют­ного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. ФНС Рос­сии является уполномоченным федеральным органом исполнительной влас­ти, осуществляющим государственную регистрацию ЮЛ, ФЛ в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а так­же уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обес­пе­чивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкрот­ства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денеж­ным обязательствам.[3]

Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела):

·принимает решения о выдаче лицензий и квалификационных аттестатов;

·ведет единый государственный реестр субъектов страхового дела;

·осуществляет контроль за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства;

·получает, обрабатывает и анализирует отчетность, представляемой субъектами страхового дела;

·выдает предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

·обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации страхового субъекта;

·обобщает практику страхового надзора, разрабатывает и представляет предложения по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.[4]

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля:

·проводит ревизии и проверки правомерности и эффективности исполь­зо­вания средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фон­дов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собствен­ности, на территории РФ и за рубежом, а также мероприятия по преду­преж­де­нию, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансо­во-бюджетной сфере;

·контролирует соответствие проводимых в РФ резидентами и нерезиден­тами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных опе­раций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, соблю­де­ние ими требований актов валютного регулирования и валютного контроля;

·формирует единую информационную систему контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.[5]

Федеральная служба по финансовому мониторингу является Феде­раль­ным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противо­действию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступ­ным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти:

·осуществляет контроль и надзор за выполнением ЮЛ и ФЛ требований законо­дательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмы­ванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

·формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методо­логическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

·обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

·создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности.[6]

Минэкономразвития России является федеральным органом испол­ни­тель­ной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прог­но­зи­рования социально-экономического развития, развития предпри­ни­ма­тельской деятельности, в т.ч. среднего и малого бизнеса, внешне­экономической деятельности (за исключением внешней торговли), иму­щест­вен­ных отношений, несостоятельности (банкротства) и финансового оздо­ров­ле­ния организаций, оценочной деятельности, земельных отношений (за исклю­чением земель сельскохозяйственного назначения), государственного ка­дастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового уче­та и кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, госу­дарственного мониторинга земель (за исключением земель сельско­хозяйствен­ного назначения), государственной регистрации прав на недви­жи­мое имущество, геодезии и картографии, государственной статистической деятель­ности, инвестиционной деятельности и государственных инвестиций, форми­рования межгосударственных и федеральных целевых программ, ведомственных целевых программ, разра­бот­ки и реализации программ социально-экономического развития РФ, соз­да­­ния и функционирования особых экономических зон на территории РФ, уп­рав­ления государственным материальным резервом, размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, осуществляет регулирование оценочной деятель­нос­ти. [7]

Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным орга­ном исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию норма­тивных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рын­ков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности): само­стоятельно принимает нормативные правовые акты по утверждению стан­дартов эмиссии ценных бумаг, проспектов ценных бумаг эмитентов, госу­дарственной регистрации отчетов об итогах выпуска (дополнительного вы­пуска) эмиссионных ценных бумаг; регистрирует выпуски эмиссионных цен­ных бумаг, а также проспекты ценных бумаг; контролирует порядок прове­дения операций с денежными средствами или иным имуществом, совер­шаемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в це­лях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученные преступ­ным путем и др. [8]

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) принимает норма­тивные правовые акты в сфере защиты конкуренции на рынке финан­со­­вых услуг; определяет наличие доминирующего положения финансовых орга­низаций на финансовых рынках. Руководство ФАС России осуществляет Правительство РФ.[9]

Управление финансами на региональном уровне.

Высшие органы законодательной власти субъектов РФ утверждают зако­ны в области финансов в рамках своей компетенции (о введении регио­наль­ных налогов и сборов в соответствии с перечнем, установленным налоговым законо­дательством РФ, о бюджете субъекта РФ на соответствующий финан­со­вый год и отчете о его исполнении, о бюджете территориального фонда обяза­тельного медицинского страхования и отчете о его исполнении, о мерах государ­ственной финансовой поддержки организаций и отраслей региональной экономики и др.)

Высшие органы исполнительной власти субъектов РФ ответственны за выра­ботку финансовой политики региона, составление проекта бюджета субъекта РФ и организацию его исполнения. В составе администраций субъектов РФ создаются специализированные финансовые органы: ми­нистерства финансов (в республиках, а также некоторых краях и областях), депар­таменты финансов, комитеты по финансам и бюджету, финансовые управ­ления и т.п. Их функции сходны с функциями Министерства финансов РФ, но в пределах исполнительных органов субъектов РФ. К основным функ­циям относятся: разработка региональной финансовой политики, непо­сред­ственная разработка проектов региональных бюджетов, организация их испол­нения, разработка программ государственной финансовой поддержки отдель­ных отраслей и организаций региона, осуществление государственных заимство­ваний субъектов РФ. [18, c.86]

Управление финансами на местном уровне.

Представительные органы местного самоуправления принимают реше­ния об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, прини­ма­ют решения по другим финансовым вопросам, относящимся к ведению муни­ципальных образований. Исполнительные органы местного самоуправления ответ­ствен­ны за разработку муниципальной финансовой политики, в т.ч. долго­вой, составление и исполнение местного бюджета. В их сос­таве действуют местные финансовые или финансово-казначейские орга­ны. Органы управления финансами в коммерческих организациях.

Управление финансами в коммерческих организациях осуществляется выс­шими органами управления (например, для АО это собрание акцио­не­ров), которые определяют финансовую стратегию организации, утверждают фи­нансо­вые планы, отчеты об их исполнении. Непосредственно финансо­вы­ми потоками управляют руководство организации (совет директоров, гене­раль­ный директор) и специально созданные финансовые службы, они также разра­­батывают проекты финансовых планов, принимают решения о разме­ще­нии финансовых ресурсов в различные виды активов, осуществляют взаимо­действие с финансово-кредитными организациями. В небольших орга­ни­за­циях функции финансовых служб выполняют бухгалтерии. Для ком­мерчес­ких организаций, входящих в ФПГ, большое значение в управлении финан­сами имеют решения, принимаемые головной компанией этой группы, то же каса­ется крупных холдингов, не зарегистрированных как ФПГ. [18, c.88]

Органы управления финансами в некоммерческих организациях.

Состав органов управления финансами в некоммерческих организациях опре­де­ляется их организационно-правовыми формами и видом деятельности. Кро­ме руководителей таких организаций, решения по финансовым вопросам мо­гут принимать специально созданные попечительские советы, реви­зион­ные комиссии и др. Наибольшей спецификой управления финан­сами по срав­не­нию с другими некоммерческими организациями обладают бюд­жетные учреж­дения. Финансовые планы в виде смет доходов и расходов бюд­жетных учреж­дений утверждают главные распорядители и распорядители бюджет­ных средств, от решений которых во многом зависит финан­совое состояние учреж­дения. Главные распорядители и распорядители бюд­жетных средств факти­чески определяют структуру расходования бюд­жет­ных средств учреждениями, принимают решения о возможности полу­че­ния допол­ни­тель­ного финансирования за счет сдачи государственного и муници­пального иму­щества в аренду, а также утверждают сметы доходов и рас­ходов от предприни­мательской и приносящей доходы деятельности. Боль­шую роль в управле­нии финансами бюджетных учреждений и других неком­мер­ческих орга­ни­заций играют бухгалтерии, которые разрабатывают проек­ты смет, ве­дут бухгалтерский учет и составляют отчетность об исполнении смет дохо­дов и расходов. Бюджетные учреждения могут обслуживаться центра­лизованными бухгалтериями, создаваемыми при органе государствен­ной влас­ти или органе местного самоуправления. [18, c.89]

Совершенствование организации управления финансами, развитие пра­во­вой базы и использование современных информационных технологий - автоматизированных систем управления (АСУ) явля­ются основными направлениями обеспечения эффективности форми­ро­ва­ния и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой сис­темы.

3.2. Современные направления совершенствования системы управления финансами бюджетной сферы

Основные направления совершенствования системы управления финан­сами бюджетной сферы изложены в проекте Программы повышения эффектив­ности бюджетных расходов на период до 2012 года .

В настоящее время сформированы основы современной системы управ­ле­ния государственными и муниципальными финансами на базе инфор­ма­цион­но-технологической инфраструктуры Федерального казначейства, обес­пе­­чивающей полный, достоверный и оперативный охват информации о денеж­ных потоках сектора государственного управления. Однако современ­ное состояние общественных финансов предъявляет новые требования к уров­ню предоставления информации в целях обеспечения единого инфор­ма­цион­ного пространства для повышения эффективности деятельности органов госу­дарственной власти и местного самоуправления и обеспечения публич­нос­ти результатов их деятельности.

Для этого на базе ресурсов Федерального казначейства предлагается соз­дать Единую интегрированную информационную систему управления го­су­дарственными финансами , которая:

· обеспечит интеграцию информации о финансовой деятельности и финан­совом состоянии каждого публично-правового образования и создаст еди­ное информационное пространство, позволяющее на основе обработки и ана­лиза значительных массивов данных повысить качество управления закуп­ками, персоналом, активами и обязательствами публично-правовых обра­зований;

· создаст инструменты для взаимоувязки стратегического и бюджетного пла­нирования, определения плановых результатов бюджетных расходов и мони­торинга их достижения;

· обеспечит единство процессов составления, исполнения бюджетов, бюд­жетного учета и подготовки финансовой и иной регламентированной отчет­ности публично-правовых образований («электронный бюджет»), в том чис­ле, позволит обеспечить оптимизацию межведомственного взаимо­дейст­вия;

· позволит осуществить централизацию и обеспечить единство учета объек­тов государственной и муниципальной собственности, объектов капитальных вложений;

· обеспечит прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· обеспечит механизмы общественного контроля за эффективностью и ре­зульта­тивностью деятельности публично-правовых образований путем публи­кации в открытом доступе информации о плановых и фактических результа­тах деятельности организаций сектора государственного управления, инфор­мации о стоимости предоставленных государственных и муни­ци­паль­ных услуг, в том числе, информацию в разрезе программ, услуг, объектов финанси­рования в натуральном и стоимостном выражении.

В рамках создания Единой интегрированной информационной системы управ­ления государственными финансами в частности потребуется создание сле­дующих информационных ресурсов и общероссийских реестров:

· реестр организаций государственного сектора;

· информационная база по Основным направлениям деятельности Правительства РФ, долгосрочным и ведомственным целевым программам;

· информационная база государственных (муниципальных) заданий, ока­зы­ваемых услуг и деятельности государственных (муниципальных) учреждений;

· реестры государственных или муниципальных контрактов, заклю­чен­ных по итогам размещения заказов; реестр государственных (муни­ципальных) служащих.

Для решения поставленных задач планируется реализовать следующие меро­при­ятия:

· разработать Концепцию создания и внедрения Единой интегри­ро­ван­ной информационной системы управления государственными финансами и план мероприятий по ее реализации;

· обеспечить проектирование Единой интегрированной инфор­ма­цион­ной системы управления государственными финансами как комплекса вза­имо­­­увязанных компонентов, обеспечивающих функционирование сис­те­мы: нормативное и методическое обеспечение, программного обеспечение, орга­ни­зационное обеспечение, информационно-технологическое обеспечение;

· разработать нормативно-правовые акты и методические материалы для обес­­печения создания и централизованного ведения общероссийских реест­ров и информационных ресурсов, организации эффективного инфор­ма­цион­ного межведомственного взаимодействия;

· обеспечить создание портала «Государственные и муниципальные финан­сы РФ» для обеспечения публичного доступа к информации.

Внедрение интегрированной системы позволит перейти на качественно но­вый уровень управления государственными финансами и обеспечит инстру­ментарием для принятия обоснованных управленческих решений с це­лью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.[14]

Таким образом, автоматизированные системы управления представляют ка­чествен­но новый шаг в совершенствовании управления экономикой и финан­сами. В целях повышения эффективности их функционирования требу­ют­ся меры по техническому оснащению работников финансовых служб, постоян­ное совершенствование системы управления.

Заключение

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Управление финансами предполагает целенаправленную деятельность государства, связанную с практическим использованием финансового механизма. Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Управление включает в себя ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление и контроль. Все эти элементы обеспечивают проведение мероприятий финансовой политики в текущей деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

Государственное регулирование финансов в рыночной экономике играет ведущую роль. В то же время эта роль государства в регулировании финансов рыночной экономики принципиально отличается от функций государства в планово-централизованной экономике. Это обусловлено, с одной стороны, коренным отличием рыночной экономики, ее институциональной структуры, организации финансов и связей между хозяйствующими субъектами от планово-централизованной экономики, базирующейся главным образом на административных методах управления, а с другой стороны, принципиально иной организацией устройства государственной власти гражданского общества, когда в той или иной мере конституционно закреплено разделение ветвей власти: законодательной (представительной), исполнительной, судебной.

Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений.

Система российского финансового права — это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее его строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты. Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации.

В современном гражданском обществе государственная организация управления финансами оказывается весьма сложной и требует для стабильности общественно-политической жизни определенного равновесия, сбалансированности взаимодействия между различными ветвями власти, в том числе и в части регулирования экономики и ее финансовой сферы.

Представительные органы и органы исполнительной власти общей компетенции всех уровней осуществляют функции в области финансовой деятельности наряду с другими своими функциями в пределах соответствующей территории. В их компетенцию входят общие финансовые вопросы, решение которых обеспечивает в целом жизнедеятельность Федерации или ее субъектов, а также административно-территориальных единиц местного уровня. Это, прежде всего утверждение бюджетов соответствующих уровней, установление налогов и сборов.

Возглавляет систему финансовых органов РФ Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной политики и осуществляющим общее руководство организацией финансов в стране. Министерству финансов РФ подведомственны Федеральная налоговая служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство.

Совершенствование организации управления финансами, развитие пра­во­вой базы и использование современных информационных технологий (автоматизированных систем управления) явля­ются основными направлениями обеспечения эффективности форми­ро­ва­ния и использования финансовых ресурсов во всех сферах финансовой сис­темы.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации – М.: Юрайт-Издат, 2009.

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2008.

4. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

5. Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329

6. Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669

7. Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506

8. Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330

9. Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278

10. Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307

11. Положение «О Министерстве экономического развития РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 №437

12. Положение «О Федеральной службе по финансовым рынкам», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №317

13. Положение «О Федеральной антимонопольной службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №331

14. Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года

15. Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – 2-е изд., доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.

16. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.

17. Финансы: учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮГИТИ-ДАНА, 2008.

18. Финансы: Учебник. / Под ред. Грязновой А.Г., Маркиной - М.: Финансы и статистика – 2004.

19. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. Проф. М.В, Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006.

20. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004.

21. Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1С, 2008.

22. Официальный сайт Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/

Приложение 1

Правовая основа управления финансами в Российской Федерации


[1] Положение «О Министерстве финансов Российской Федерации», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №329

[2] Положение «О Федеральном казначействе», утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №669

[3] Положение «О Федеральной налоговой службе», утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506

[4] Положение «О Федеральной службе страхового надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 330

[5] Положение «О Федеральной службе финансово-бюджетного надзора», утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 г. №278

[6] Положение «О Федеральной службе по финансовому мониторингу», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 №307

[7] Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 №437 «Об утверждении Положения о Министерстве экономического развития РФ»

[8] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №317 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам»

[9] Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»