Реферат: Транспортные двигатели
Название: Транспортные двигатели Раздел: Рефераты по транспорту Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введение Во второй половине XIX века произошли события, приведшие впоследствии к появлению наиболее массового средства передвижения – автомобиля. В 1860г. французский механик Этьен Ленуар создал первый двигатель внутреннего сгорания. Однако этот двигатель во многом уступал паровым машинам того времени. Существенно повысить его эффективность удалось механику из Кельна Августу Отто, построившему в 1862г. четырехтактный двигатель внутреннего сгорания со сжатием горючей смеси. Отто понадобилось 15 лет, чтобы сконструировать работоспособный двигатель. Однако этот двигатель работал на газе, был тихоходным и тяжелым, из-за чего получил применение лишь в стационарных условиях. Только перевод двигателя внутреннего сгорания на жидкое топливо открыл ему широкую дорогу на транспорте. Такой двигатель был создан в 1881г. техническим директором завода Отто в г. Дойце Готтлибом Даймлером. Претерпев значительные конструктивные изменения, постоянно совершенствуясь, двигатели Отто с принудительным искровым воспламенением и до настоящего времени остались наиболее массовой силовой установкой автомобиля. В данной контрольной работе необходимо рассмотреть тепловой расчет автомобильного двигателя, определить основные параметры рабочего процесса двигателя. Также необходимо определить индикаторные и эффективные показатели работы двигателя и построить индикаторную диаграмму. Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в таблице 1. Таблица 1 – Исходные данные
1 Расчет объема камеры сгорания Объем камеры сгорания определяется по формуле: , (1.1) где Vc – объем камеры сгорания двигателя, м3 ; Vh – рабочий объем цилиндра, м3 ; e – степень сжатия; e = 14,5. Рабочий объем цилиндра определяется по формуле: , (1.2) где Fп – площадь поршня, м2 ; S – ход поршня, S = 0,102 м. F п = πD 2 / 4,(1.3) где D – диаметр поршня, D = 0,095 м. Площадь поршня согласно формуле (1.3) составит: F п = 3,14 · 0,0952 / 4 = 0,708 · 10– 2 м2 . Рабочий объем цилиндра согласно формуле (1.2) равен: Vh = 0,708 · 10– 2 × 0,102 = 0,723 · 10– 3 м3 . Объем камеры сгорания равен: Vc = 0,723 · 10– 3 / (14,5 – 1) = 0,054 · 10– 3 м3 . Объем цилиндра в точках "а " и "b " индикаторной диаграммы для четырехтактного двигателя: , (1.4) где V а ,V в – объем цилиндра в точках "а " и "b " индикаторной диаграммы соответственно. Vа = Vв = 0,054 · 10– 3 + 0,723 · 10– 3 = 0,777 · 10– 3 м3 . 2 Расчет процесса наполнения Давление в цилиндре в конце процесса наполнения для четырехтактных ДВС без наддува можно ориентировочно принять: Ра = (0,85 – 0,9) Ро , (2.1) где Р о – атмосферное давление воздуха, МПа. Для стандартных атмосферных условий Ро = 0,101 МПа [2]. Ра = 0,87 · 0,101 = 0,088 МПа. Температура заряда в конце процесса наполнения определяется по формуле: (2.2) где Т о – температура воздушного заряда на входе в двигатель, Т о = 293 К [2]; Dt – подогрев рабочего тела в цилиндре от стенок в конце наполнения, Dt = 15 °C [2]; Тr – температура выпускных газов, Тr = 800 К [2]; gr – коэффициент остаточных газов, gr = 0,05 [2]. Коэффициент наполнения цилиндра определяется по формуле: (2.3) 3 Расчет параметров сжатия рабочего тела в цилиндре Давление и температура в конце сжатия определяется по формуле: (3.1) (3.2) где n 1 – показатель политропы сжатия, n 1 = 1,35 [2]. 4 Расчет процесса сгорания Количество воздуха, необходимое для сгорания 1 кг топлива, определяется по формуле: (4.1) где – элементарный состав соответственно углерода, водорода и кислорода в топливе по массе, [2]. кмоль. Количество свежего заряда в цилиндре, кмоль, приходящегося на 1 кг топлива, определяется по формуле: М 1 = a Lо , (4.2) где a– коэффициент избытка воздуха, a = 1,3 [2]. М 1 = 1,3 × 0,495 = 0,644 кмоль. Общее количество продуктов сгорания на 1 кг топлива определяется по формуле: (4.3) кмоль. Химический коэффициент молекулярного изменения рабочего тела: (4.4) Действительный коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси с учетом наличия в цилиндре остаточных газов определяется по формуле: (4.5)
Уравнение сгорания для дизельных двигателей имеет вид: (4.6) где x – коэффициент использования теплоты, для дизельных двигателей, x = 0,7; Нu – низшая теплота сгорания топлива, Н u = 42500 кДж/кг [2]; mcvc – средняя молярная теплоемкость свежего заряда. mcv ” – средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания. Средняя молярная теплоемкость свежего заряда определяется по формуле: m cvc = 20,16 + 1,74 ×10-3 Тс ; (4.7) mcvc = 20,16 + 1,74 ×10-3 ∙ 821 = 21,589. Средняя молярная теплоемкость продуктов сгорания определяется по формуле: m cv ” = (4.8) m cv ” = Степень повышения давления в цилиндре определяется по формуле: lz = Pz / Pc . (4.9) lz = 6,7 / 3,253 = 2,060. Подставляя полученные значения величин в уравнения сгорания, получаем уравнение с двумя неизвестными: максимальной температурой сгорания Т z и теплоемкости продуктов сгорания mc v ” при этой же температуре. После подстановки в уравнение сгорания известных параметров в виде числовых значений и последующих преобразований оно превращается в квадратное уравнение: АТz 2 + ВТz + С = 0, (4.10) где А, В, С – числовые коэффициенты. 2,740 · 10–3 Тz 2 + 30,549 Тz – 75781,564 = 0. Тогда решение уравнения имеет вид (4.11) Максимальная температура сгорания равна Т z = 2089 К. Теоретическое максимальное давление цикла определяется по формуле: Рz ¢ = Рz . (4.12) Рz ¢ = 6,7 МПа. 5 Расчет процесса расширения Степень предварительного расширения для дизельных двигателей определяется по формуле: r= (m / lz ) × (Тz / Тс ) ; (5.1) r = (1,049 / 2,060) · (2089 / 821) = 1,296. Объем цилиндра в точке Z определяется по формуле: Vz = Vc r; (5.2) Vz = 0,054 · 10– 3 × 1,296 = 0,070 · 10– 3 м3 . Степень последующего расширения определяется по формуле: d = e / r; (5.3) d = 14,5 / 1,296 = 11,188. Давление и температура в цилиндре в конце процесса расширения определяются по формулам: (5.4) (5.5) где n 2 – показатель политропы расширения, n 2 = 1,26 [2]. Рв = 6,7 / 11,1881,26 = 0,320 МПа; Тв = 2089 / 11,1881,26 – 1 = 1117 К. 6 Индикаторные показатели работы двигателя После определения параметров характерных точек индикаторной диаграммы вычисляются показатели рабочего процесса. Средним индикаторным давлением Рi называют отношение работы газов за цикл Li к рабочему объему Vh четырехтактного двигателя. Среднее индикаторное давление теоретического цикла для дизелей определяется по формуле: (6.1) Среднее индикаторное давление действительного цикла для четырехтактного двигателя определяется по формуле: Рi = jп Рi ¢ ,(6.2) где jп – коэффициент полноты индикаторной диаграммы, jп = 0,94 [2]. Рi = 0,94 · 0,882 = 0,829 МПа. Индикаторный коэффициент полезного действия hi характеризует степень совершенства рабочего процесса в двигателе и представляет собой отношение теплоты, эквивалентной индикаторной работе цикла, к теплоте сгорания топлива: (6.3) Удельный индикаторный расход топлива определяется по формуле: (6.4) г/кВт.ч. Индикаторная мощность двигателя определяется по формуле: (6.5) где i – число цилиндров двигателя, i = 6; n – частота вращения коленчатого вала двигателя, n = 3800 об/мин; t – коэффициент тактности двигателя, для 4-х тактных ДВС t = 4, кВт. 7 Эффективные показатели работы двигателя Эффективные показатели характеризуют двигатели в целом, так как учитывают не только потери теплоты, но и механические потери в двигателе. Для их определения вначале находят среднее давление механических потерь: Рм = 0,103 + 0,012 Cm , (7.1) где Сm – средняя скорость поршня, м/с: (7.2) Среднее давление механических потерь равно: Рм = 0,103 + 0,012 · 12,92 = 0,258 МПа. Среднее эффективное давление определяется по формуле: Ре = Рi – Рм ; (7.3) Ре = 0,829 – 0,258 = 0,571 МПа. Механический КПД двигателя определяется по формуле: (7.4) Эффективный КПД двигателя определяется по формуле: hе = hi hм ; (7.5) hе = 0,374 × 0,689 = 0,258. Удельный эффективный расход топлива определяется по формуле: (7.6) Эффективная мощность двигателя, определяется по формуле: Nе = Ni hм .(7.7) Nе = 113,88 × 0,689 = 78,46 кВт. 8 Построение индикаторной диаграммы Индикаторная диаграмма строится в координатах давление Р – V . По оси абсцисс откладываются вычисленные ранее объемы Va , Vc , Vz , Vв , соответствующие положению характерных точек индикаторной диаграммы. По оси ординат откладываются вычисленные ранее давления Pa , Pc , Pz , Pв . По значениям объемов и давлений находим положение характерных точек индикаторной диаграммы ("а ", "с ", "z ", "в "). Далее необходимо определить координаты промежуточных точек политроп сжатия "а " – "с " и расширения "z " – "b ". Для этого выразим значение давлений Р этих политроп при заданном текущем объеме V . Расчет политропы сжатия (8.1) Расчет политропы расширения (8.2) Объем цилиндра определяется по формуле: V = Vc + F п S .(8.3) Ход поршня определяется по формуле: S = R (1 – cos j + l (1 – cos 2j) / 4), (8.4) где R – радиус кривошипа коленчатого вала (берется по заданию как половина хода поршня), R = 0,051 м; j – угол поворота коленчатого вала, град. l – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна: (8.5) где l ш – длина шатуна, l ш = 0,26 м. Пример расчета при j = 180º. S = 0,051 · (1 – cos 180º + 0,196 · (1 – cos (2 · 180º)) / 4) = 0,102 м; Результаты расчетов политропных процессов расширения и сжатия приведены в таблице 2. Таблица 2 – Результаты расчета политропных процессов сжатия и расширения
Индикаторная диаграмма дизельного двигателя изображена на рисунке 1. Список использованных источников 1 В. М Кленников., Ю. И. Боровских и др. Устройство автомобиля. – М.: Высшая школа, 1978. – 165 с. 2 С. И. Сухопаров, Р. К. Гизатуллин. Термодинамика и транспортные двигатели: методические указания по выполнению контрольной работы "Расчет рабочего процесса автотранспортного двигателя". – Гомель/БелГУТ , 2005. – 18 с. Содержание
|