Реферат: Определение момента инерции в машине Атвуда
Название: Определение момента инерции в машине Атвуда Раздел: Рефераты по физике Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение момента инерции в машине Атвуда Приборы и принадлежности: машина Атвуда, набор грузов, секундомер, масштабная линейка. Цель работы: изучение вращательного и поступательного движений на машине Атвуда, определение момента инерции блока и момента сил трения в оси блока. Описание установки и исследуемые закономерности Машина Атвуда является настольным прибором, ее изображение приведено на рис. 3.1. На вертикальной стойке 1 основания 2 расположены три кронштейна: нижний 3, средний 4 и верхний 5. На верхнем кронштейне 5 крепится блок с узлом подшипников качения, через который переброшена нить с грузом 6. На верхнем кронштейне находится электромагнит 7, который при подаче на него напряжения с помощью фрикциона удерживает систему с грузами в неподвижном состоянии. На среднем кронштейне 4 крепится фотодатчик 8, выдающий электрический сигнал по окончанию счета времени равноускоренного движения грузов. На среднем кронштейне есть риска, совпадающая с оптической осью фотодатчика. Нижний кронштейн представляет собой площадку с резиновым амортизатором, о который ударяется груз при остановке. На вертикальной стойке 1 укреплена миллиметровая линейка 9, по которой определяют начальное и конечное положение грузов, т.е. пройденный путь. Начальное положение определяют визуально по нижнему краю груза, конечное положение – по риске среднего кронштейна. Секундомер 10 выполнен как самостоятельный прибор с цифровой индикацией времени. Машина Атвуда предназначена для изучения законов поступательного и вращательного движений. Принцип работы установки основан на том, что, когда на концах нити подвешены грузы различной массы, система начинает двигаться равноускоренно. В комплект грузов входит несколько перегрузов, что позволяет исследовать движения с различными ускорениями. На каждый груз действует две силы – сила тяжести и сила натяжения нити, под действием которых грузы движутся. Полагая, что нить невесома и нерастяжима, получим, что ускорения обоих грузов будут постоянны, одинаковы по значению и противоположны по направлению. На основании второго закона Ньютона для первого груза с перегрузом и второго груза можно записать ; (1) , (2) где m1 и m2 – массы 1-го и 2-го грузов; - масса перегруза, находившегося на 1-м грузе; Т1 и Т2 – силы натяжения нити, действующие на 1-й и 2-й грузы; a – ускорение грузов. Вращение блока описывается уравнением ; (3) где r – радиус блока; - момент сил трения в оси блока; I – момент инерции блока; - угловое ускорение блока. Из этих уравнений можно получить: ; (4) ; (5) , (6) где S– пройденный грузом за время tпуть. Целью выполнения работы является определение момента инерции блока и момента сил трения в блоке. Для этого экспериментально исследуется зависимость М от ε. Различные значения М реализуются с помощью набора перегрузов массой и определяются по формуле. Значения ε рассчитываются по формуле. Величины I и Мтр определяются по формулам линейной регрессии (методом наименьших квадратов). Результаты наблюдений Таблица №1
Значение масс Значение с прибора см Расчеты: Для определения I и методом наименьших квадратов по уравнению (4) необходимо рассчитать: - - Для каждого случая. Таблица №2
Из сопоставлений линейной зависимости и уравнения (3) получим ; ; ; (7) Заменив в этих формулах XK на МК , а YK на , вычислим параметры линейной зависимости по формулам МНК. Среднее значение X(MK ), Y(): Вычисляем среднее значение коэффициентов а и b: Из соотношения (7) получим: Окончательный результат: Момент сил трения в оси блока = 0,00012 Момент инерции блока = 0,000066 Вывод: в ходе работы были изучены вращательное и поступательное движения на машине Атвуда, определен момента инерции блока и момента сил трения в оси блокаи |