Реферат: Избирательная система РФ 3

Название: Избирательная система РФ 3
Раздел: Рефераты по государству и праву
Тип: реферат

Оглавление

Введение.......................................................................................................................3

Глава I. Понятие избирательной системы и избирательного права.......................6

Глава II. Принципы избирательной системы РФ...................................................11

Глава III. Понятие избирательного процесса и его стадий …..............................22

Заключение................................................................................................................38

Список использованной литературы..................................................................... 39

Введение

«Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.»[1] .

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Выборы являются основополагающим средством формирования органов Российской Федерации.Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую избирательную легитимность всей структуре органов государственной власти. В Российском государстве Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

На федеральном уровне прямым способом избирается одна палата Федерального собрания – Государственная Дума и глава государства – Президент Российской Федерации. Именно в них воплощается высшая властеобразующая воля народа и от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне. На выборной основе формируются органы государственной власти в субъектах Федерации, а также органы местного самоуправления. Отсюда исключительно важное значение выборов на всех уровнях.

Выборы, как и референдум, представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении государственными делами. Гражданское общество, основанное на плюрализме мнений и интересов людей, не в состоянии обеспечить добровольного законопослушания граждан, избежать острых социальных взрывов, а может, и кровавых столкновений, если органы государственной власти не будут образованы на справедливой выборной основе с участием самих же граждан. Демократические выборы – это антипод гражданской войны и силового решения вопроса о власти.

Свободные демократические выборы чужды тоталитарному государству. В фашистских и коммунистических государствах порой проводились формальные “выборы”, которые являли собой сплошной фарс. Выборы не давали возможности выбора между разными кандидатами, они проводились под контролем властей, их итоги часто фальсифицировались. В советский период, например, “народные избранники” традиционно получали по официальным данным 98-99 процентов поданных голосов, партийные органы подбирали верных себе кандидатов якобы для зеркального отображения в представительных органах всех социальных групп населения.

Выборы непосредственно отражают политическую систему и со своей стороны влияют на неё. Вся их организация и порядок определения результатов голосования тесно связаны с политическими партиями. Различаются, например, избирательные системы и проводимые на их основе выборы при двухпартийной и многопартийной системах. Выборы позволяют гражданам уяснить подлинный смысл программ политических партий, борющихся за власть. Через них, и только через них, выявляется воля большинства народа, на основе которой может быть создана демократическая власть.

В основе института российского народовластия, отраженных в Конституции Российской Федерации лежат следующие международные правовые акты:

«Всеобщая Конвенция прав человека» 1948 года;

«Конвенция о стандартах демократических выборов» 1966 года;

«Международный пакт о гражданских и политических правах» 2002 года.

При написании курсовой работы мы использовали следующие правовые источники:

«Конституция РФ»;

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ФЗ от12.06.2002.

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», от 22.04.2005;

«О выборах Президента Российской Федерации», от 10.01.2003;

«О политических партиях» от 11.07.2001

Целью нашей курсовой работы показать особенность избирательной системы Российской федерации, раскрытие которой решается путем выполнения следующих задач:

1.Определить понятия избирательного права и избирательной системы РФ ;

2.Дать дефиницию и классификацию принципов избирательного права в РФ;

3.Охарактеризовать избирательный процесс в РФ.

Структура настоящей работы соответствует трем задачам работы и состоит из трех глав.

Глава I . Понятие избирательной системы и избирательного права

В начале обратимся к « Большому юридическому словарю» и дадим определение терминов «Избирательное право» и «Избирательная система».

«ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – 1) (в объективном смысле) система правовых норм, регулирующих порядок формирования выборных государственных органов, т.е. избирательную систему; является одним из институтов конституционного права;

2) ( в субъективном смысле) право гражданина избирать и избираться в в государственные органы (различаются, соответственно, активное избирательное право и пассивное избирательное право); является одним из основных конституционных прав граждан, относится к группе политических прав.»[2]

«ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства. И.с – важнейший элемент политической системы государства, она регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. И.с. охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избирательных органов; б) организацию и порядок выборов и (в некоторых странах) отзыва выборных лиц. Конституционными принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное избирательное право при тайном голосовании, свобода предвыборной агитации, равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании;

2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования. Известны два основных вида избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные избирательные системы»[3]

Как следует из определения , избирательное право это не только институт конституционного права, но и право гражданина стать участником конституционно-правового отношения, возникающего при выборах. В данном случае избирательное право гражданина быть зарегистрированным в качестве избирателя или кандидата, право на подачу голоса и т.д. и соответственно обязанность со стороны органов государства.

Избирательное право подразделяется на субъективное и объективное. Субъективное избирательное право представляет собой право избирать и быть избранным, которым обладает каждый отдельно взятый гражданин. Оно включает в себя активное и пассивное избирательное право. Под активным избирательным правом понимают право гражданина избирать лиц в состав представительных органов и на отдельные должности, а также право участвовать в референдуме. Пассивное избирательное право - это право быть избранным, т.е. право выдвигаться в установленном порядке в качестве кандидата на выборную должность. Обладание как активным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных стран связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Они именуются избирательными цензами.

Важное значение для функционирования политической системы государства имеют избирательные системы, от характера которых в значительной степени зависит состав центральных и местных представительных учреждений, а также исход выборов должностных лиц – от президентов до муниципальных чиновников. « Избирательная система представляет собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.»[4] -в широком понимании избирательной системы.

Введение той или иной избирательной системы в определенной мере является результатом соотношения политических сил в обществе.

« Мажоритарная избирательная система – один из видов избирательных систем, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются; применяется во многих странах, в том числе и в России.»[5]

Мажоритарная избирательная система имеет свои разновидности и состоит в следующем. Территория государства или предстательного органа разбивается на территориальные единицы – от каждой избирается чаще один, но порой два и более депутата. Каждый кандидат выдвигается и избирается в личном качестве, хотя при этом может быть обозначено, какую партию, движение он представляет. Если для победы кандидату надо набрать не только большинство голосов, но и не менее половины от числа избирателей, принявших участие в голосовании, то в этом случае принято говорить о мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства. Если считается победителем кандидат, набравший больше голосов, чем его соперники, и при этом неважно, сколько это составит от количества проголосовавших избирателей, такую систему принято называть мажоритарной избирательной системе относительного большинства Голосование по мажоритарной избирательной системе относительного большинства проводится в один, по другим разновидностям – в два тура. Во второй тур выходят два кандидата, получившие наибольшее число голосов, а победителем может считаться тот, кто набрал определенное число голосов либо больше голосов, чем соперник.

. Если для победы необходимо определенное число голосов,например, 25, 30, 40% 2/3 от числа участников. Мажоритарная система квалифицированного большинства

При этой системе избранным считается кандидат (список кандидатов), получивший квалифицированное большинство голосов. Квалифицированное большинство устанавливается законом и, во всяком случае, превышает большинство абсолютное. Такая система чрезвычайно редка, поскольку еще менее результативна, чем система абсолютного большинства

Пропорциональная избирательная система

«Пропорциональная избирательная система – один из видов избирательных систем, применяемый во многих странах, в том числе и в России.

Пропорциональная избирательная система имеет много разновидностей, но суть ее состоит в следующем. Территория государства или представительного органа объявляется единым избирательным округом. Политические партии и движения, их союзы выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет зачастую ведется лишь по спискам, набравшим более 5% (например, ФРГ, РФ; может быть и другой процент – в частности, 4% в Швеции, 3 – в Аргентине, 2 – в Дании, 1% в Израиле). Общее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании, делится на общее количество депутатских мандатов, замещаемых по пропорциональной избирательной системе. Получается избирательное частное. Так устанавливается, сколько партии, движения получили мест в представительном органе. Внутри списка мандаты получают кандидаты согласно их очередности, начиная от первого. Если список разбит на центральную часть и региональные группы, первыми проходят в парламент кандидаты из центральной части. Кандидаты из региональных групп получают мандаты пропорционально голосам избирателей, подданным за данный список в соответствующем регионе.»[6]

Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том. что они состоят не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами

Смешанная избирательная система

При смешанной избирательной системе допускается одновременное использование элементов различных избирательных систем. Это связано со стремлением уменьшить негативные последствия применения мажоритарной либо пропорциональной системы в чистом виде.

Существует и узкое понимание избирательной системы, а именно это совокупность избирательных органов в Российской Федерации это система избирательных комиссий:

- Центральная избирательная комиссия;

- Избирательные комиссии субъектов Федерации;

- Территориальные избирательные комиссии;

- Окружные избирательные комиссии;

- Муниципальные избирательные комиссии;

- Участковые избирательные комиссии.

Избирательные комиссии – это централизованная система, построенная на общих принципах

Глава II . Принципы избирательной системы РФ

Ключевыми категориями выборного процесса повсеместно являются содержательные дефиниции "избирательного права" и “избирательной системы”. Данные понятия определяют модель построения системы непосредственной демократии в каждом отдельном государстве, закладывая тем самым характерные черты развития законодательства в данной сфере.

Как было выше указано избирательное право обычно понимается в двух значениях.

«1. Объективное избирательное право - система конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления.

2. Субъективное избирательное право - гарантированная государством возможность гражданина участвовать в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления (активное и пассивное избирательное право).»[7]

Объективное избирательное право - это основанное на определенной системе представление о должном и справедливом избирательном процессе, совокупность норм, исполнение которых обеспечивается государством, регулирующим процесс избрания членов представительных органов и отдельных должностных лиц. Выборы, порядок их организации и проведения, а также определение результатов регулируются объективным правом как совокупность юридических норм, регулирующих избирательный процесс.

Современное российское избирательное законодательство обозначает следующие принципы избирательной системы.

Обязательность выборов.

Периодичность выборов.

Свобода выборов

Альтернативность выборов

Допустимость различных избирательных систем

Независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов.

Участие граждан в выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права и тайного голосования.

« К обобщённым принципам избирательного права России с учетом общемировых тенденций демократизации»[8] следует отнести:

1) Всеобщность (избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами). « Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.»[9]

«. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума»[10] . «1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

2. Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган муниципального образования образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет число голосов, равное числу мандатов, подлежащих распределению в избирательном округе с наименьшим числом мандатов, либо один голос)»[11]

Всеобщность избирательного права означает, что субъективное избирательное право предоставляется каждому гражданину по достижении определенного возраста, если этот гражданин не является умалишенным (слабоумным, душевнобольным). Является или нет какой-либо человек умалишенным, устанавливается на основе результатов специальной экспертизы судебными органами в строго установленном порядке. В ряде стран избирательное право гражданина приостанавливается (или он лишается избирательных прав) по решению суда.

2) Свободное участие в выборах (избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой мере. Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом, и оно может быть как аполитичным - болезнь, отъезд, отсутствие интереса; так и политическим - своеобразная демонстрация против неугодных кандидатов. В некоторых странах предусмотрен обязательный вотум (юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании - Австрия, Бельгия, Болгария, Бразилия, Греция, Дания, Италия, Нидерланды, Турция и т.д.).

3) Равное избирательное право - это установленные законом равные для каждого избирателя возможности влиять на результат выборов и одинаковые возможности быть избранным в соответствии с условиями закона ("один человек - один голос"). Нарушение этого принципа - плюральный вотум, когда большинство избирателей имеют один голос, а некоторые - несколько голосов. Равенство нарушается также вследствие куриальных выборов, когда население делится на группы с неравным представительством (Китай), избирательной географии (геометрии) , когда избирательные округа нарезаются с неравным количеством населения.

Принцип равного избирательного права. Данный принцип состоит в предоставлении каждому гражданину возможности в одинаковой с другими гражданами степени влиять на исход выборов. Равенство избирательного права может носить формальный и материальный характер. Формальное равенство избирательного права означает, что каждый гражданин, участвующий в выборах, независимо от возраста, пола, расы, национальности, имущественного положения, социального происхождения и т.п., имеет одинаковое с другими избирателями количество голосов на выборах, а также во всем остальном участвует в выборах на равных основаниях.

4) Прямые выборы (Прямое (непосредственное) - означает право избирать и избираться непосредственно в выборный орган или выборную должность; («Граждане Российской Федерации голосуют на выборах и референдумах соответственно за кандидатов (списки кандидатов), а в случаях, предусмотренных законом, - за или против кандидата, за вынесенные на референдумы вопросы или против них непосредственно.»[12] - так отражен этот принцип в законодательстве Российской Федерации.

5) Тайное голосование (Исключение внешнего наблюдения и контроля за волеизъявлением избирателя. Нарушение тайны голосования, как правило, карается законом ( в законодательстве РФ так закреплен этот принцип:«Голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.»[13] )

Принцип тайного голосования призван обеспечить избирателю полную свободу волеизъявления на выборах. В большинстве стран тайное голосование осуществляется посредством бюллетеней, в которых избиратель либо вычеркивает фамилии кандидатов или названия партий, против которых он выступает, либо, наоборот, отмечает фамилию кандидата или название партии, за которую отдает свой голос. Производится это в специальном помещении, в котором избиратель находится один. Затем избиратель опускает бюллетень в ящик для голосования. В некоторых странах (Болгария, Польша) с целью дополнительного обеспечения тайны голосования бюллетени вкладываются в конверты. В США голосование осуществляется посредством избирательной машины.

Обладание как активным, так и пассивным избирательным правом законодательство различных стран связывает с определенными требованиями, которым должен отвечать гражданин. Они именуются избирательными цензами.

«Российскому избирательному праву известны два вида цензов: возрастной ценз и ценз оседлости (проживание на соответствующей территории в течение определенногосрока)»[14]
В Российской Федерации активное избирательное право предоставляется федеральными законами гражданам, достигшим 18 лет. Поскольку эта норма не является конституционно установленной, в Государственной Думе уже обсуждалось предложение о внесении поправки в Федеральный закон о выборах Президента РФ, снижающей возраст. для участия в выборах с 18 до 16 лет. Следует отметить, что такой низкий возрастной ценз установлен только в нескольких странах мира, в то время как в» большинстве стран он равен 18 годам или даже превышает 18 лет (до 21 года). Из лиц, обладающих активным избирательным правом, образуется избирательный корпус, или электорат. Этим понятием охватываются также граждане Российской Федерации, проживающие за ее пределами.
Предоставление гражданам активного избирательного права не означает принуждения их к участию в выборах (обязательный вотум). Гражданин свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах. В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум не предусмотрен. В то же время для многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей в выборах, которое в конституционном праве обозначают термином «абсентеизм» (от англ. слова, означающего отсутствие). Неучастие в выборах может иметь значение определенного политического решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры. Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство устанавливает обязательный процент участия зарегистрированных избирателей, ниже которого выборы признаются недействительными.
Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Так, Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Субъектам Федерации, которые вправе принимать собственные избирательные законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной власти минимальный возраст. кандидата не может превышать 21 года, а при выборах главы исполнительного органа государственной власти (Президента) – 30 лет. При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным законом минимальный возраст. не может превышать 21 года. В этих нормах заключены гарантии для молодых граждан, желающих выдвинуть свою кандидатуру в парламент или на должность главы исполнительной власти.
Пассивное избирательное право ограничивается и рядом других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации «Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами иных законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов муниципальных образований, выборными должностными лицами местного самоуправления. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности), должности государственной гражданской службы и муниципальные должности муниципальной службы. Депутаты представительных органов муниципальных образований не могут замещать муниципальные должности муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти. Иные ограничения, связанные со статусом депутата, выборного должностного лица, могут устанавливаться федеральным законом.»[15]
Федеральным законом установлено одно общее ограничение активного и пассивного избирательного права. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору суда гражданину возвращаются избирательные права в полном объеме.
Российское избирательное право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны демократическим государствам. Установление такого предела в ряде субъектов РФ неправомерно.
Российским федеральным законом не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее возможность досрочного лишения полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических странах (США, Австрия), но в целом довольно редко, главным образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся концепции независимости депутатов.

Избирательным законодательством как в отношении пассивного, так и активного избирательного права закреплен ценз оседлости

« 3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации»[16] (введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

4. «Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа»[17]

5. «Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.»[18]

Согласно требованиям норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст. 4) федеральными конституционными законами и федеральными законами могут устанавливаться дополнительные условия приобретения гражданином активного избирательного права, связанные с постоянным или преимущественным проживанием на определенной территории. Тем не менее, данные условия не могут содержать какие-либо требования относительно продолжительности и сроков такого проживания, а законы субъектов Российской Федерации должны предусматривать предоставление активного избирательного права на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления всем гражданам, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего субъекта Федерации или муниципального образования. Таким образом, действующее законодательство в решении вопроса об обладании гражданином активным избирательным правом исходит из самого факта постоянного или преимущественного проживания на определенной территории, не указывая иных условий.

Установление ценза оседлости в отношении пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может осуществляться Конституцией Российской Федерации. Реализуя эту норму статья 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закрепляет, что установление федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации продолжительности и срока постоянного или преимущественного проживания гражданина на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве основания для приобретения пассивного избирательного права, не допускается. И хотя в законе отсутствует прямое упоминание о невозможности закрепления аналогичных ограничений в федеральных конституционных законах и уставах муниципальных образований, видно, что Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» исходит из того, что ценз оседлости в отношении пассивного избирательного права может являться следствием исключительно конституционных положений. Исходя из этого правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане Российской Федерации, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются.

« Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации»[19]

« Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.»[20]

«[21] Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.»

Глава III . Понятие избирательного процесса и его стадий.

Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны и в совокупности образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избира­тельное право предметно регламентирует определенные ас­пекты общественно-государственной деятельности, касающие­ся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как форма реали­зации субъективного политического права отражает техноло­гию участия избирателей в осуществлении власти.

Суще­ственным компонентом в избирательном процессе является доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим орга­низацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и обще­ства, определяет смысл современного избирательного процес­са[22] .

По­нятие "избирательный процесс" является по своему содержа­нию и объему более широким и включает, наряду с организа­ционно-технологическими и информационно-финансовыми ас­пектами, некоторые новые аспекты, отражающие современ­ные социально-политические условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампаниикак основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избиратель­ных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту консти­туционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.[23] Конституция Ро

Избирательный процесс использует­ся в широком и узком значении. В рамках настоящей курсовой работы нас в большей степени интересует именно узкое значение данного понятия, которое нами трактуется, как формализованное явление, включающее установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность.[24]

Стадии изби­рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра­нии выборного должностного лица. Только совокупность юри­дически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспе­чить конституционно-правовую легитимность выборов.

Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу­дарственным органом, органом местного самоуправления, дол­жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги­тация; 7) голосование и определение итогов голосования, ре­зультатов выборов и их опубликование; 8) проведение в предусмотренных за­коном случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса.[25]

Стадии избирательного процесса.

Назначение выборов.

Хронологически первой и одной из основных стадий избиратель­ного процесса является назначение выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Конституция Российской Федерации закреп­ляет порядок назначения выборов только в федеральные орга­ны государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уста­вах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

В целом в федеральном и региональном избирательном за­конодательстве закреплено несколько основных моделей ре­гулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответ­ствующего уровня (или уровней) назначаются законодатель­ным (представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представи­тельным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных закона­ми, проводятся Центральной избирательной комиссией Россий­ской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российс­кой Федерации либо дата проведения региональных и муници­пальных выборов назначается в судебном порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов).[26]

Порядок назначения выборов в федеральные органы госу­дарственной власти включает порядок назначения общих и дос­рочных выборов депутатов Государственной Думы Федераль­ного собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. Эти выборы на­значает Президент и днем выборов является первое воскресе­нье после истечения конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее че­тырех месяцев.[27] В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Централь­ной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором исте­кают полномочия Государственной Думы.[28] При роспуске Госу­дарственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Кон­ституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее вос­кресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, рас­пустив Государственную Думу, не назначит выборы, они про­водятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4).[29] Выборы Президента назнача­ет Совет Федерации. Днем выборов является первое воскресенье после ис­течения конституционного срока, на который был избран Пре­зидент. Срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четы­рех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит вы­боры в срок, установленный законом, выборы проводятся Цен­тральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в кото­ром истекают полномочия Президента.[30]

Выборы депутатов законода­тельного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации назначаются главой исполни­тельной власти либо законодательным (представительному) органом государственной власти.

Составление списков избирателей

При проведении выборов соответствующими избирательными комиссиями состав­ляются списки избирателей на осно­вании сведений, полученных с использованием государствен­ной системы регистрации (учета) избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об ос­новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральны­ми конституционными законами, иными федеральными зако­нами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на изби­рательных участках включаются граж­дане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправ­ления в списки изби­рателей в соответствии с междуна­родными договорами Российской Федерации и соответствую­щими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом недееспо­собными, не содержатся в местах лишения свободы по приго­вору суда и которые постоянно или преимущественно прожи­вают на территории муниципального образования, где прово­дятся выборы.[31]

Основанием для включения гражданина Российской Феде­рации в список избирателей на кон­кретном избирательном участке явля­ется факт его постоянного или преимущественного, а в случа­ях, предусмотренных федеральным законодательством или за­конодательством субъектов Российской Федерации, также вре­менного проживания на территории этого участка.

Список избирателей составля­ется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной фор­ме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части[32] .

Список избирателей составля­ется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и ме­сяц рождения), адрес места постоянного или преимуществен­ного проживания избирателя. Список избирателей подписывается предсе­дателем и секретарем территориальной избирательной комис­сии, в случае отсутствия территори­альной избирательной комиссии — окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию— также председателем и секретарем участковой избирательной комис­сии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список избирателей подпи­сывается председателем и секретарем участковой избиратель­ной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных ко­миссий.

Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей и представляет его для все­общего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей зап­рещается.[33]

Образование избирательных округов и избирательных участков

Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании дан­ных о численности избирателей, зарегистрированных на соот­ветствующей территории, которые предоставляются соответ­ственно уровню выборов исполнительными органами государ­ственной власти или органами местного самоуправления, а так­же командирами воинских частей. Избирательная комиссия определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунк­тов, входящих в каждый избирательный округ.[34]

При проведении выборов избира­тельные округа должны образовываться при соблюдении сле­дующих требований:

· примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред­ставительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и

· избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не грани­чащих между собой территорий, за исключением случаев, ус­тановленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.[35]

Публикация (обнародование) схемы избира­тельных округов, включая ее графическое изображение, осу­ществляется соответствующим представительным органом го­сударственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения.

Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов изби­рателей образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образо­вания по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности изби­рателей, зарегистрированных на тер­ритории избирательного участка, из рас­чета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах.[36]

В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального образования. Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки.[37]

Избирательные участки для граж­дан Российской Федерации, находящихся на территориях ино­странных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российс­кой Федерации на территории страны их пребывания. Требова­ние о числе избирателей на каждом избирательном участке может не при­меняться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации.

Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избиратель­ных участков, образованных за пределами территории Россий­ской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными зако­нами и федеральными законами.

Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помеще­ний для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов.

Формирование избирательных комиссий.

В основу формирования избирательных комиссий всех уровней положено обеспечение их независимого статуса. Если же Центральная Избирательная Комиссия (ЦИК) и комиссии субъектов являются постоянно действующими органам и не нуждается в формировании или реформировании накануне выборов, то территориальные, окружные избирательные комиссии и участковые комиссии заново формируются в преддверии выборов.

Формирование избирательных комис­сий субъектов Российской Федерации осуществляется двумя ветвями государственной власти на основе предложений обще­ственных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательных комиссий предыдущего состава. При этом половина членов комиссии назначается законодательным (пред­ставительным) органом, а другая половина — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Феде­рации.[38]

Представленные в Федеральном законе положения в пол­ном объеме применяются и при формировании окружных из­бирательных комиссий по выборам в федеральные и регио­нальные органы государственной власти, органы местного са­моуправления, территориальных и участковых избирательных комиссий[39] .

Вместе с тем следует учитывать, что назначение членов территориальных избирательных комиссий, окружных изби­рательных комиссий по выборам в региональные органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, а так­же членов участковых избирательных комиссий производится представительным органом местного самоуправления. Кроме того, при формировании участковой избирательной комиссии не учиты­ваются предложения избирательной комиссии предыдущего состава,[40] что, с нашей точки зрения, полностью соответствует демократическим принципам и в частности принципу срочности и сменяемости государственной власти, закреплённому в Конституции РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов

Выдвижение кандидатов. Реализация пассивного изби­рательного права, которым обладает согласно закону опреде­ленное лицо, начинается с процедуры выдвижения кандида­тов. Это ключевой момент в избирательной кампании, в значительной степени определяющий весь ее дальнейший ход.

Большое значение имеет то, что предусмот­рена возможность выдвижения кандидатов одновременно и по списку, то есть в общефедеральном округе, и в одномандат­ных округах. Это дает двойное преимущество ряду кандидатов от избирательных объединений перед независимыми кандида­тами, выдвинутыми в одномандатных округах.[41]

Федеральный закон об основных гарантиях внес немало нового в порядок выдвижения кандидатов не только избира­тельными объединениями, но и непосредственно избирателя­ми.

Согласно статье 29 выдви­жение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществ­ляться регистрация кандидатов, и последующим сбором под­писей в поддержку кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении.[42]

Существует два возможных способа выдвижения кандидатов:

· самовыдвижение;

· выдвижение кандидата политической партией.

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.[43]

Политическая партия является единственным видом общественного объединения, имеющим право выдвигать кандидата на выборы.При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу. [44]

В настоящее время, следуя общероссийской тенденции, большинство субъектов РФ переходят на списочное формирование органов государственной власти в субъектах федерации. Так, в Ивановской области, выборы в Ивановскую областную Думу 2 марта 2008г стали последними выборами, которые проводились как по одномандатным округам, так и по спискам. Относиться к этому процессу можно по-разному, но с необходимостью следует признать объективность и, вероятно, необратимость данного процесса.

Регистрация кандидатов (списков кандидатов). Регистрацию кандида­тов следует рассматривать как протяженный во времени про­цесс проверки избирательными комиссиями соответствия фак­тического порядка выдвижения кандидатов тому, который ус­тановлен законом. Одно из существенных правил, которое соблюдается при регистрации кандидатов, направлено на обеспечение альтер­нативности выборов. Дело в том, что этот главный принцип демократических выборов нельзя соблюсти, если в избиратель­ном опросе не будут соревноваться минимум двое кандидатов или два списка кандидатов, поэтому избирательные законы определяют, что, в случае если ко дню голосования в избира­тельном округе не останется ни одного кандидата, либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установлен­ного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистри­рован только один список кандидатов, выборы в данном изби­рательном округе по решению соответствующей избиратель­ной комиссии откладываются на срок не более четырех меся­цев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кан­дидатов) и осуществления последующих избирательных действий.[45]

Если такая ситуация создастся в результате того, что кан­дидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кан­дидатуру либо его регистрация была отменена в связи с тем, что он нарушил избирательный закон, на выборах в федераль­ные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного са­моуправления все расходы, понесенные соответствующей из­бирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся на счет этого кандидата. Законом субъекта Российс­кой Федерации при наступлении данных обстоятельств может предусматриваться проведение голосования по одной кандида­туре на выборах депутатов органов местного самоуправления, при этом кандидат считается избранным, если за него прого­лосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших уча­стие в голосовании.[46]

Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — деятельность граждан Российской федерации, кандидатов, общественных объединений, имеющая цель побудить или побуж­дающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов (списки кандидатов) или против них.[47] Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, политическим партиям при прове­дении выборов свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Граждане Российской Федерации, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата (за список канди­датов или против него). Кандидатам и избирательным объединени­ям и блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных меро­приятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публич­ных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных печатных ма­териалов.

Кандидат, избирательное объединение имеют право самостоятельно определять форму и характер пред­выборной агитации через средства массовой информации. В предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательных комиссий, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, военнослужащие при исполнении ими должностных или служебных обязанностей.

Кандидат, избирательное объединение имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.[48]

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности для всех кандидатов при проведении этих встреч.

При проведении предвыборной агитации не допускаются злоупотребления свободой массовой информации; агитация, воз­буждающая социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, призывы к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны и иные формы злоупотребления свободой массо­вой информации, запрещенные законом.[49]

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации канди­датов и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зда­ний и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах. В течение трех дней до дня голосования, включая день голосования, опубликование в средст­вах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, свя­занных с выборами, не допускается.

Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

Голосование, подсчет голосов, установление результатов выборов — завершающая, самая ответственная стадия избира­тельного процесса. Практически на этой стадии подводится итог всей работы по подготовке к выборам.

Го­лосование на выборах проводится в календарный выходной день, как правило с 8 до 20 часов. Избиратель, который не будет иметь возможности прибыть в помещение для голосования того избирательного участка, где он включён в список избирателей, в день голосования вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение для голосования на выборах и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования, в пределах избирательного округа, этот избиратель обладает активным избирательным правом.

Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем из­бирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважитель­ным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. В этих целях у участковой избирательной комиссии должно быть необходимое число (но не более трех) переносных избирательных ящиков, которое определяется решением окружной избиратель­ной комиссии. Заявление о предоставлении возможности проголо­совать вне помещения для голосования должно быть подтвержде­но избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. Члены этой комиссии, выез­жающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосова­ния, дополнительно вносятся в список. При проведении голосова­ния вне помещения для голосования вправе присутствовать на­блюдатели. Организация голосования вне помещения должна ис­ключать возможность нарушения избирательных прав граждани­на, а равно искажение волеизъявления избирателя[50] .

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участ­ковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на ос­нове поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по кото­рым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени неустановленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

Чтобы исключить возможность фальсификации итогов голосо­вания, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окон­чания времени голосования и проводится без перерыва до установ­ления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, иностранные (международные) наблюдатели.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса[51] .

Окружная избирательная комиссия может признать выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или определении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей также если они признаны недействительными не менее чем одной четвертой части избирательных участков или по решению суда.

Окончательные результаты выборов подлежат опубликованию в официальных средствах массовой информации в кратчайшие сроки для ознакомления с итогом всего процесса всех граждан Российской Федерации и мировой общественности.[52]

Заключение

Современная избирательная система России очень молода. Законы о выборах демократичны, но не «обкатаны» достаточно российскими реалиями политической жизни. Выше говорилось о том, что многие положения Закона «О гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме» обтекаемы и ЦИК вынуждена восполнять пробелы и конкретизировать их. Это приводит к тому, что ЦИК, как орган, отнюдь не независимый от исполнительной власти, может действовать в интересах политической элиты.

Существенным механизмом, обеспечивающим выборные гарантии, едва ли не единственным, является система электоральной демократии. Это способ непрерывной политико-правовой оценки и ревизии действий всех субъектов государственной системы и прежде всего самого государства в лице его выборных законодательных органов. Гарантии свободы выборов являются неотъемлемой частью электоральной демократии, необходимо осознавать ее не как вид демократии, а как одну из государственных доктрин в области строительства избирательной системы.

Факты, рассмотренные выше, тем не менее, не мешают А.Вешнякову, председателю ЦИК РФ, констатировать следующее: «Главным итогом совместной работы всех государственных органов, политических партий, общественности стало создание по-настоящему новой российской демократической избирательной системы, которая обеспечивает проведение свободных и честных выборов».[53]

С конца сентября 1993 года ведется отсчет нового этапа в истории избирательной системы России, главными отличительными особенностями которой стали открытость и состязательность кандидатов, демократические стандарты. В России на регулярной основе проходили выборы федеральных и региональных законодательных (представительных) и исполнительных органов местного самоуправления; на базе российской Конституции создано новое, соответствующее международным нормам и стандартам федеральное и региональное законодательство о выборах и референдумах, разработаны и внедрены передовые избирательные технологии, впервые на российскую политическую сцену вышли в качестве основных участников избирательного процесса политические партии и движения.

Список используемой литературы.

Нормативный материал:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета. 25 декабря 1993г.

2. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 22.04.2005 № 51-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2005.№ 21. Ст. 1919; 2011.№1. Ст.16.

4. О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171;2011. №1. Ст.16.

5. О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 № 95 -ФЗ ( в ред. От 30.11.2010) // СЗ РФ.2001. № 29. Ст. 2950;2010. №45. Ст.5754.

Специальная литература:

1. Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. М., 2003.

2. Веденеев Ю.А., Мостовщиков В.Д. Введение в избирательное право. М., 2008.

3. Веденеева Ю.А. Развитие избирательной системы Российской Федерации: проблемы правовой институционализации // Журнал российского права. 2006. № 6.

4. Жакаева Л.С. О процедурах формирования избирательных органов Республики Казахстан // Конституционное и муниципальное право. 2006. №2.

5. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации.М.,2007.

6. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика/ А.В. Иванченко. М., 2009.

7. Карапетян Л.М. Конституция и партийно-политическая система в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

8. Страшун Б. А Конституционное (государственное) право зарубежных стран: в 4-х т. / Б.А. Страшун. 3-е изд. М.,2002. Т.2.

9. Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2007.

10. Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.

11. Маклаков В.В. Зарубежное избирательное право. М., 2008.

12. Масловская М.В. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности // Конституционное и муниципальное право. 2006. №3.

13. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009.

14. Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008.

15. Пошивайлова А.В. Понятие и особенности избирательного спора // Право и политика. 2005. № 11.

16. Постников А.Е. Избирательное право России. М., 2009.



[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета.- 25 декабря 1993г.,Р.аздел 1,Гл.1,ст.3

[2] Сухарев А.Я. Большой юридический словарь. М., 2007. С.281.

[3] Там же. С. 282.

[4] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С.15.

[5] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации/http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=15787&p_page=2

[6] Там же.

[7] Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. М., 2009. С.153.

[8] Автономов А.С., Веденеев Ю.А., Луговой С. Сравнительное избирательное право. М., 2003.С. 87.

[9] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года//Российская газета 25 декабря 1993г. Р.аздел 1,Гл.1,ст.3

[10] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[11] Там же. Ст.26.

[12] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[13] Там же. Ст 7.

[14] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С.258.

[15] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[16] Там же. Ст. 36.

[17] Там же.

[18] Там же. Ст. 4.

[19] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[20] Там же.

[21] Там же. п.5.

[22] Цит по: Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. М., 2000.

[23] Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации//http://window.edu.ru/window_catalog/pdf2txt?p_id=15787&p_page=2

[24] Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008. С. 230.

[25] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С.120.

[26] Постников А.Е. Избирательное право России. М., 2009. С. 233.

[27] О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: ФЗ от 22.04.2005 № 51-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2005.№ 21. Ст. 1919; 2011.№1. Ст.16.

[28] Там же

[29] Постников А.Е. Избирательное право России. М., 2009. С. 199.

[30] О выборах Президента Российской Федерации: ФЗ от 10.01.2003 № 19-ФЗ ( в ред. От 28.12.2010) // СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 171;2011. №1. Ст.16

[31] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[32] Цит по: Выборы органов гос. власти РФ, органов гос. власти и местного самоуправления субьектов РФ (порядок подгатовки и проведения). М., 2009.

[33] Там же.

[34] Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008. С. 230.

[35] Там же. С.67.

[36] Там же. С.98.

[37] Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика/ А.В. Иванченко. М., 2009.

[38] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[39] Минц Б.И. Избирательный процесс и местное самоуправление. М., 2008. С. 132.

[40] Там же. С. 28.

[41] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[42] Там же. Ст.33,п.2

[43] Там же. Ст.34.п.1

[44] О политических партиях: ФЗ от 11.07.2001 № 95 -ФЗ ( в ред. От 30.11.2010) // СЗ РФ.2001. № 29. Ст. 2950;2010. №45. Ст.5754.

[45] Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: ФЗ от 12.06.2002 № 67 — ФЗ ( с изм. и доп. от 28.12.2010) // СЗ РФ.2002. № 24.Ст. 2253;2011. №1. Ст.16.

[46] Там же. Ст.38.

[47] Там же. Ст.2.

[48] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003. С. 67.

[49] Там же.

[50] Выдрин И.В. Институт общественных наблюдателей за выборами органов власти// Госуд. и право. 1996. №6.

[51] Козлова И.Е. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2003.

[52] Там же

[53] Избирательной системе Российской Федерации – 5 лет. Материалы научной конференции // Государство и право. 1999. №3.