Реферат: Предпринимательский и ссудный капитал предприятия

Название: Предпринимательский и ссудный капитал предприятия
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Проблема снижения издержек производства на предприятиях

ВВЕДЕНИЕ

Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

Существует достаточно большое количество способов, с помощью которых предприятие может зарабатывать прибыль и в последствии превращать ее в деньги. И для каждого способа наиболее важным фактором является фактор издержек, т.е. тех реальных расходов, которые должно понести предприятие в процессе своей деятельности, направленной на получение прибыли. Если предприятие не уделяет должного внимания издержкам, они начинают вести себя непредсказуемо, вследствие чего величина прибыли закономерно уменьшается и зачастую становится отрицательной, т.е. деятельность начинает приносить убытки.

Анализ издержек должен начинаться с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. В самом общем случае любое предприятие может быть отнесено к производственным, торговым или предприятиям сферы обслуживания. Наибольшее внимание следует уделить производственным предприятиям, поскольку они имеют наиболее сложную структуру издержек. Следует отметить, что классификация издержек не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек и их реструктуризации.

Цель работы – выявить сущность проблемы управления издержками на предприятиях (в организациях), резервы и перспективы их снижения.

Задачи:

1. Проанализировать различные классификации издержек

2. Дать понятие себестоимости, определить ее состав и основные методы калькуляции

3. Обосновать выбор различных концепций управления издержками

4. На основе практической деятельности российских предприятий и организаций определить методы снижения себестоимости.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Классификации издержек

Основным признаком разделения издержек для общей классификации является место появления издержек и отношение издержек к различным сферам деятельности предприятия . Данная классификация используется для упорядочивания издержек в рамках отчета о прибыли предприятия и для последующего сравнительного анализа отдельных видов затрат предприятия. Основные виды издержек согласно общей классификации представлены в [Приложении 1]. Согласно этой классификации все издержки подразделяются на производственные и непроизводственные . В свою очередь производственные издержки состоят из:

    • издержек, связанных с использованием прямых материалов,
    • затрат на оплату прямого труда,
    • производственных накладных издержек.

Издержки на прямые материалы включают сумму затрат, понесенных предприятием на приобретение сырья и комплектующих материалов, т.е. тех физических субстанций, которые непосредственно используются в производстве и переходят после этого в готовую продукцию.

Издержки прямого труда представляют собой оплату труда основного производственного персонала (рабочих), усилия которых непосредственно (физически) связаны с производством готового продукта. Труд наладчиков оборудования, цеховых мастеров и управляющего аппарата в смысле издержек относится на производственные накладные издержки. Следует отметить известную условность этих определений в современных условиях, когда “истинно прямой” труд начинает играть все меньшую роль в современном высокоавтоматизированном производстве. Существуют полностью автоматизированные производства, для которых прямой труд, как таковой, отсутствует вовсе. Тем не менее, в общем случае понятие “основные производственные рабочие” остается в силе и их заработная плата относится к затратам прямого труда.

Производственные накладные издержки включают остальные виды издержек, которые обеспечивают стадию производства на предприятии. Структура этих издержек может быть очень сложной, а их количество велико. Наиболее характерными видами производственных накладных издержек являются непрямые материалы, непрямой труд, электрическая и тепловая энергия, ремонт и содержание оборудования, коммунальные услуги, амортизация производственных оборудования и помещений, определенная часть налогов, включаемых в число так называемых валовых издержек, и все прочие издержки, которые имманентно связаны с производственным процессом на предприятии.

Непроизводственные издержки делятся на:

    • издержки, связанные с продажей продукции,
    • административные издержки.

Издержки, связанные с продажей продукции , включают в себя все затраты предприятия, связанные с сохранением готовой продукции на складе, продвижением товара на рынок и доставкой товара потребителю.

Административные издержки включают в себя общую сумму затрат, связанных с общим управлением предприятия, т.е. содержанием “аппарата” управления, в том числе бухгалтерии, планово-финансового отдела и других управляющих подразделений.

К рассмотренной выше классификации непосредственно примыкает классификация издержек по отношению к готовому продукту . Все издержки предприятия подразделяются на две группы:

    • издержки, относящиеся к готовому продукту (Product Costs),
    • издержки, относящиеся к периоду времени (Period Costs).

Признаком разделения издержек согласно данной классификации является способ, с помощью которого издержки относятся на себестоимость проданных товаров. Издержки первой группы включаются в себестоимость проданных товаров только тогда, когда готовая продукция, в состав которой вошли эти издержки, продана. До момента продажи эти издержки в составе товарно-материальных запасов предприятия представляют собой его активы, т.е. они материализованы в составе незавершенного производства или готовой продукции и хранятся на складе. Издержки второй группы включаются в отчет о прибыли, т.е. учитываются при расчете прибыли предприятия, в течение того периода, когда они были фактически понесены. Характерным примером второй группы являются издержки, связанные с общим управлением предприятия.

Ясно, что согласно этой классификации производственные издержки (в своей основной массе) относятся к первой группе, а непроизводственные издержки – ко второй. В [Приложении 2] иллюстрируется трансформация ресурсов предприятия в издержки и их участие в формировании чистой прибыли.

Согласно этой схеме, ресурсы предприятия, которые формируют издержки, относящиеся к готовому продукту, являются активами предприятия до тех пор, пока предприятие ни продаст готовую продукцию. В то же время, издержки, относящиеся к периоду времени, признаются издержками предприятия именно в тот период, когда они были понесены, независимо от того, была продана готовая продукция или нет.

Классификация издержек по характеру поведения. Согласно этой классификации, основным признаком является зависимость изменения издержек в связи с изменением какого-либо базового показателя. В качестве последнего обычно используется объем проданных товаров. В соответствии с этим признаком издержки подразделяют на два вида: фиксированные (постоянные) и переменные . Переменные издержки - это такие издержки, которые меняются (в целом) пропорционально увеличению или уменьшению объема производства и продаж (в предположении, что издержки на единицу продукции остаются почти постоянными, стабильными). Постоянные издержки - это такие издержки, которые не меняются при изменении уровня производства и продаж за какой-то определенный период времени. К переменным издержкам относятся затраты на сырье и материалы, энергию и коммунальные услуги (используемые в процессе производства), комиссионные с продаж (если они определяются объемом продаж), зарплата рабочим (при условии, что она может быть увеличена или уменьшена при увеличении или уменьшении объема производства). Примерами фиксированных издержек являются затраты на амортизацию зданий и оборудования, амортизацию предоперационных расходов, аренду и лизинг (которые не изменяются при изменении объема продаж и объема производства), проценты по кредитам, заработная плата служащих, управляющих, контролеров (которые по предположению не изменяется при изменении уровня производства), общие административные расходы.

Некоторые из этих издержек, например заработная плата или общие административные расходы, могут изменяться не совсем прямо пропорционально объему и в то же время не быть постоянными. Они могут быть обозначены как смешанные (полупеременные). Такие издержки можно разбить на переменные и постоянные компоненты и рассматривать их отдельно. Рассмотрим классификацию издержек более подробно, придавая этому рассмотрению количественное содержание. В процессе этого анализа нас в первую очередь будут интересовать те характеристики издержек, которые остаются неизменными в процессе изменения объема производства и продаж. Эти характеристики называются инвариантами. По причине своей низменности инварианты являются основой решения задач планирования.

Следует отметить, что постоянные издержки могут меняться при существенном изменении объема производства. Причем это изменение носит, как правило, скачкообразный характер. Например, при увеличении объема производства может потребоваться аренда дополнительного производственного помещения и покупка нового оборудования, что приведет к увеличению постоянных издержек на сумму арендных платежей новых помещений, а также эксплуатационных и амортизационных издержек по новому оборудованию. С учетом отмеченной особенности постоянных издержек вводится понятие релевантного интервала изменения объема реализации продукции, на протяжении которого величина суммарных постоянных затрат остается неизменной.

Классификация издержек на прямые и косвенные. Данная классификация используется при рассмотрении вопроса о факте отнесении издержек на определенный вид продукции или на определенное подразделение (цех) предприятия. В соответствии с этой классификацией издержки подразделяются на

    • прямые и
    • косвенные.

Принципиальным различием между прямыми и косвенными издержками является то, что прямые издержки непосредственно связаны с производством и реализацией конкретного вида продукции и потому без труда могут быть отнесены на его себестоимость. Характерными статьями прямых издержек являются:

    • сырье и основные материалы,
    • покупные изделия и полуфабрикаты,
    • силовая электроэнергия,
    • основная заработная плата производственных рабочих.

Косвенные издержки связаны с производством одновременно нескольких видов продукции, так что невозможно непосредственно выделить ту часть издержек, которая приходится на конкретный вид продукции. Ниже приведены характерные статьи косвенных издержек:

    • ремонт и содержание универсального оборудования,
    • общецеховые издержки,
    • общезаводские издержки,
    • часть непроизводственных издержек.

Себестоимость продукции и методы ее калькуляции

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Себестоимость является объектом планирования (сметы затрат, плановые калькуляции) и бухгалтерского учета затрат.

Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.

Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам или статьям расходов.

Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия. В промышленности принята следующая группировка затрат по их экономическим элементам:

- сырье и основные материалы,

- вспомогательные материалы,

- топливо (со стороны),

- энергия (со стороны),

- амортизация основных фондов,

- заработная плата,

- отчисления на социальное страхование,

- прочие затраты, не распределенные по элементам.

Соотношение отдельных экономических элементов в общих затратах определяет структуру затрат на производство. В различных отраслях промышленности структура затрат на производство неодинакова; она зависит от специфических условий каждой отрасли.

Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты предприятия без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить себестоимость единицы продукции. Поэтому наряду с группировкой затрат по экономическим элементам затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции).

Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

В промышленности применяется следующая номенклатура основных калькуляционных статей:

1) сырье и материалы

2) топливо и энергия на технологические нужды

3) основная заработная плата производственных рабочих

4) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

5) цеховые расходы

6) общезаводские (общефабричные) расходы

7) потери от брака

8) непроизводственные расходы.

Первые семь статей расходов образуют фабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается из фабрично-заводской себестоимости и внепроизводственных расходов. При подробном изучении себестоимости продукции (работ, услуг) в ее составе можно выделить:

1) затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопро­вождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации;

2) затраты, связанные с использованием природного сырья;

3) затраты на подготовку и освоение производства; устройство временных подъездных путей и дорог для вывозки добываемого сырья, другие виды работ; затраты на освоение новых организаций, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы); проверка готовности новых организаций, производств, цехов и агрегатов к вводу их в эксплуатацию путем комплексного опробования (под нагрузкой) всех машин и механизмов (пробная эксплуатация);

4) затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса.;

5) затраты, связанные с изобретательством и рационализаторством: проведением опытно-экспериментальных работ, изготовлением и испытанием моделей и образцов по изобретениям и рационализаторским предложениям, организацией выставок, смотров, конкурсов и других мероприятий по изобретательству и рационализации, выплатой авторских вознаграждений и т. п.:

6) затраты на обслуживание производственного процесса; по обеспечению производства материалами, сырьем, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда; по поддержанию основных производственных фондов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего, среднего и капитального ремонта);

7) затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;

8) текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения: очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы по захоронению экологически опасных отходов;

9) затраты, связанные с управлением производством: содержание работников аппарата управления организации и его структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

10) затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров: выплата работникам организаций средней заработной платы по основному месту работы во время их обучения с отрывом от работы в системе повышения квалификации и переподготовки кадров;

11) выплаты, предусмотренные законодательством Российской Федерации о труде, за не проработанное на производстве (неявочное) время; оплата очередных и дополнительных отпусков, компенсация за неиспользованный отпуск;

12) отчисления (страховые взносы) в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования и фонд занятости населения от расходов на оплату труда работников, занятых в производстве продукции (работ, услуг), в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации.;

13) затраты на создание страховых фондов (резервов) в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, для финансирования расходов по предупреждению и ликвидации последствий аварий, пожаров, стихийных бедствий, экологических катастроф и других чрезвычайных ситуаций, а также для страхования имущества организаций, жизни работников и гражданской ответственности за причинение вреда имущественным интересам третьих лиц.;

14) затраты на оплату процентов по полученным кредитам банков (за исключением ссуд, связанных с приобретением основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов), процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам), процентов по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга;

15) затраты; связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, транспортировкой до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), оплатой услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных (факторинговых) и других аналогичных операций/ рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты;

16) амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке;

17) амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности, по нормам амортизационных отчислений, рассчитанным организацией исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного использования (но не более срока деятельности организации).;

18) плата за аренду отдельных объектов основных производственных фондов (или их отдельных частей), а также лизинговые платежи по операциям финансового лизинга;

19) платежи (страховые взносы) по обязательным видам страхования, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

20) налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

21) затраты на проведение сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности;

22) плата за провоз тяжеловесных грузов при проезде по автомобильным дорогам общего пользования;

23) другие виды затрат, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством порядком. В фактической себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются также: потери от брака, затраты на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание изделий, на которые установлен гарантийный срок службы; потери от простоев по внутрипроизводственным причинам; недостачи материальных ценностей в производстве и на складах при отсутствии виновных лиц; затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, при осуществлении выплат по возмещению указанного вреда. Не подлежат включению в себестоимость. продукции (работ, услуг): затраты на выполнение самим предприятием или оплату им работ (услуг), не связанных с производством продукции (работ по благоустройству городов и поселков, оказанию помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

Теперь необходимо проанализировать различные способы отнесения отдельных видов издержек на готовую продукцию. Данная задача решается при условии, что распределение косвенных издержек межу видами продукции уже произведено. Более того, все производственные издержки распределены на переменную и постоянную компоненты.

Все производственные издержки подразделяются на затраты прямых материалов, прямого труда и производственные накладные издержки. Если первые две группы, как правило, являются прямыми переменными издержками и непосредственно относятся на произведенный продукт, то производственные накладные издержки являются смешанными, т.е. включают как переменную, так и постоянные компоненты. Переменные производственные накладные издержки со всей очевидностью следует отнести на себестоимость готового продукта, так как они включают силовую энергию, непрямые материалы, упаковку, контроль качества и т.д. В то же время такой уверенности в отношении постоянных производственных издержек нет. Существует два варианта того, как распорядиться постоянными накладными издержками:

· включить их в состав производственной себестоимости, т.е. “размазать” равномерно по всей произведенной продукции, или

  • подобно маркетинговым и административным издержкам отнести к затратам периода, т.е. отнести на совокупность затрат, связанных с реализацией продукции в конкретный период (чаще всего, месяц).

Другими словами, центральным вопросом оценки себестоимости продукции является следующее - какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:

  • период, в котором издержки фактически появляются,
  • период, в котором продукция реализуется.

Наиболее распространены два метода калькуляции себестоимости:

    • метод поглощенных затрат (Absorption Costing), при котором все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;
    • метод прямых затрат (Direct Costing), при котором все затраты подразделяются на переменные и постоянные, при этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию.

Метод прямых затрат часто называют методом переменных затрат (Variable Costing), причем это название в большей степени отражает сущность метода, так как в стоимость товарно-материальных запасов готовой продукции включаются не только прямые затраты труда и материалов, но и переменные производственные издержки.

Для того чтобы понять принципиальное различие между этими подходами, следует принять во внимание то, что из общего объема произведенной продукции только часть реализуется, т.е. приносит доход, а остальная часть остается на складе и ждет своей очереди. Сторонники метода поглощенных затрат утверждают, что при оценке запасов на складе необходимо учитывать постоянные производственные издержки, так как они необходимы для производства продукции. Сторонники же метода прямых затрат настаивают на том, что постоянные производственные издержки – это затраты, связанные со способностью производить (содействовать производству), а не с выпуском конкретных единиц продукции. Поэтому их следует учитывать как издержки конкретного периода и сразу же списывать на продукцию, реализованную в данном периоде.

Для иллюстрации различия между подходами рассмотрим следующий пример. Предприятие производит один вид продукции, который характеризуется следующими данными.

Цена за единицу продукции (без НДС) …………………...

11

тыс. руб.

Переменные издержки на единицу продукции …….…….

8

тыс. руб.

Постоянные производственные издержки за месяц ……..

240

тыс. руб.

Нормальный уровень производства ………………………

150

изделий

Административные и маркетинговые издержки в месяц...

100

тыс. руб.

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

Объем продаж

140

130

160

150

160

160

Объем производства

150

150

150

150

170

130

При этом на начало первого периода склад был пуст.

Проведем сравнительный анализ расчета себестоимости и прибыли в каждом месяце с помощью двух сравниваемых методов. В таблице 2 представлены результаты расчета согласно методу прямых издержек.

Табл. 2. Расчет прибыли по методу прямых издержек

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

Запасы на начало

0.00

80.00

240.00

160.00

160.00

240.00

Переменные издержки

1200.00

1200.00

1200.00

1200.00

1360.00

1040.00

Запасы на конец

80.00

240.00

160.00

160.00

240.00

0.00

Себестоимость

1120.00

1040.00

1280.00

1200.00

1280.00

1280.00

Пост. произв. Издержки

240.00

240.00

240.00

240.00

240.00

240.00

Суммарные произв. Изд.

1360.00

1280.00

1520.00

1440.00

1520.00

1520.00

Выручка

1540.00

1430.00

1760.00

1650.00

1760.00

1760.00

Валовая прибыль

180.00

150.00

240.00

210.00

240.00

240.00

Общехоз. издержки

100.00

100.00

100.00

100.00

100.00

100.00

Чистая прибыль

80.00

50.00

140.00

110.00

140.00

140.00

В таблице 3 аналогичные расчеты проведены с помощью метода поглощенных затрат.

Табл. 3. Расчет прибыли по методу поглощенных затрат

Номер месяца

1

2

3

4

5

6

Запасы на начало

0.00

96.00

288.00

192.00

192.00

282.35

Производ. издержки

1440.00

1440.00

1440.00

1440.00

1600.00

1280.00

Запасы на конец

96.00

288.00

192.00

192.00

282.35

0.00

Себестоимость

1344.00

1248.00

1536.00

1440.00

1509.65

1562.35

Выручка

1540.00

1430.00

1760.00

1650.00

1760.00

1760.00

Валовая прибыль

196.00

182.00

224.00

210.00

250.35

197.65

Общехоз. издержки

100.00

100.00

100.00

100.00

100.00

100.00

Чистая прибыль

96.00

82.00

124.00

110.00

150.35

97.65

Принципиальное различие между расчетными схемами достаточно очевидно из приведенных в таблицах данных. Следует отметить, что в соответствии с обеими схемами суммарная величина прибыли за полугодие одинакова и составляет 660 тыс. руб. Следовательно, в общем итоге предприятие ничего не теряет и ничего не выигрывает.

Основные особенности метода поглощенных затрат:

  • в основном используется для внешней отчетности.
  • основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции.
  • предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные.
  • запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости.
  • так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции. В результате и цены на эти виды продукции как правило получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности продукции.

Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:

· на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;

· сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

· имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.

Основные особенности метода прямых издержек состоят в следующем:

  • независимо от учетной политики, принятой на предприятии, этот метод необходим в управленческом учете.
  • метод основывается на учете конкретных производственных затрат.
  • постоянные издержки всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.
  • предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные и, следовательно, дает возможность проводить анализ безубыточности.
  • запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам.
  • дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе.

Кроме того, метод прямых затрат дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объем продаж.

Концептуальные основы управления затратами

Концепция (от лат. conceptio — понимание, систе­ма) — это определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководя­щая идея их освещения, ведущий замысел, конструктив­ный принцип той или иной деятельности. В такой тео­ретической и практической области знания, как управ­ление затратами основными базовыми концепциями являются:

♦ концепция затратообразующих факторов;

♦ концепция добавленной стоимости;

♦ концепция цепочки ценностей;

♦ концепция альтернативности затрат;

♦ концепция трансакционных издержек;

♦ концепция ABC;

♦ концепция стратегического позиционирования.

Концепция затратообразующих факторов являет­ся традиционной для большинства видов предпринима­тельской деятельности. Форму концепции эта практика обрела в 80-х годах XX столетия в работах Шерера (Scherer, 1980), Остера (Oster, 1982), Каплана (Kaplan, 1982. 1987), Дикина и Махера (Deakin & Maher, 1984), Портера (Porter, 1985), Купера (Cooper, 1986) и Риле (Riley, 1987). В основе концепции функциональные (опе­рационные) и структурные затратообразующие факто­ры.

Функциональные (операционные) факторы связа­ны со способностью компании успешно функциониро­вать. В числе функциональных факторов все виды внут­рифирменных ресурсов (мощностей) и эффективность их использования, а также вовлеченность рабочей силы в процесс постоянного усовершенствования, комплекс­ное управление качеством, рациональность планирования, конфигурация проекта (расчета), использование связей с поставщиками и/или заказчиками в контексте цепоч­ки затрат фирмы.

В числе структурных факторов — масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальная и вертикальная интеграция, технологии, используемые на каждой стадии цепочки затрат, сложность, обусловлен­ная широтой ассортимента изделий и услуг. Каждый из этих факторов подразумевает выбор компании, управляющей себестоимостью. При некоторых допущениях возмож­но определение влияния на затраты каждого такого фактора. Структурные факторы не соизмеряются пропорционально с показателями деятельности компании, т.е. для каждого из структурных факторов «больше» не всегда означает «лучше». Например, масштаб деятельности наряду с экономией может при определенных обстоятельствах превратиться в собственную противоположность.

Итак, концепция затратообразующих факторов с включением в число таковых структурных факторов, как теоретическая основа управления затратами, была сфор­мулирована на Западе в 80-х годах XX столетия. Следует отметить, что в этот же пери­од (1985 г.) в России была проанализирована зави­симость поведения затрат от структурных факторов применительно к бытовым услу­гам. Таким образом, движение экономической мысли развивалось в этом случае в одном направлении как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях, несмот­ря на принципиальные различия в социально-экономических системах того периода.

До настоящего времени в практической области как на Западе, так и в России, рассматривается главным образом зависимость поведения затрат от функциональных (операционных) факторов. Это во многом объясняется консервативностью учетных систем, формирующих информационную базу управления затратами, и привержен­ностью аналитиков к традиционным методам финансовых оценок.

Очевидно, что структурные затратообразующие факторы влияют на общий уро­вень затрат не столько в учетном бухгалтерском, сколько в экономическом смысле. Эффект оптимизации в данном случае достигается не в результате изменения состава затрат, а за счет рационализации использования внутрихозяйственных ресурсов, по­вышения их оборачиваемости.

Концепция добавленной стоимости также широко распространена в западной теории и практике. Наряду с изложенной выше концепцией она представляет совре­менную традиционную парадигму управления затратами. В рамках концепции добав­ленной стоимости составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией соб­ственной продукции, работ и услуг. Ключевым моментом такого подхода к управле­нию затратами является максимизация разницы (добавленной стоимости) между за­купками и реализацией, соответственно из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей.

Думается, что такой подход суживает сферу влияния операционных расходов на затраты, и аналитические оценки с этих позиций вряд ли могут быть исчерпывающи­ми в материалоемких видах деятельности. Что же касается нематериалоемких работ и услуг, то подход к анализу поведения затрат с позиции концепции добавленной сто­имости может быть вполне оправданным.

Концепция цепочки ценностей впервые была сформулирована Портером (Porter, 1985). Концепция исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффек­тивного управления затратами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. По мнению автора управление затратами на основе добавленной стоимости

♦ с одной стороны,,начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие ре­шения могут быть сведены на «нет» из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков;

♦ с другой стороны, заканчивается слишком рано и опускает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирова­ния на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товара или получения услуги.

Концепция цепочки ценностей, таким образом, основывается на расширитель­ном подходе к формированию и управлению затратами и предлагает учитывать затратообразующие механизмы по всей цепочке ценностей в рамках согласованного набо­ра видов деятельности, начиная от исходных источников сырья и заканчивая готовой продукцией или услугами, полученными конечными пользователями.

В этой концепции имеется очевидное рациональное зерно, однако, предлагаемые в ней подходы к управлению затратами труднореализуемы в отечественной хозяйственной среде из-за отсутствия необходимой информации.

Концепция альтернативности затрат , или затрат упущенных возможностей, ос­новывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравне­ния альтернативных затрат, и практическая реализация всякого управленческого ре­шения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.

Действие данной концепции распространяется:

♦ на текущие операционные затраты, например осуществить доставку собствен­ным транспортом или воспользоваться услугами специализированных струк­тур;

♦ на принятие финансовых решений текущего характера, например в отноше­нии управления дебиторской задолженностью: дебиторская задолженность равносильна омертвлению оборотных средств; альтернативой этому могло бы быть депонирование средств в банке и получение процентов по депозитам или приобретение краткосрочных финансовых активов; однако многие ком­пании вынуждены поддерживать определенный уровень дебиторской задол­женности, предоставляя покупателям право рассрочки платежей и стимули­руя ускорение оплаты за товары, работы и услуги, проданные в кредит, цено­выми скидками для поддержания своего сбытового рынка;

♦ на организацию внутрифирменного управления, в частности на создание си­стемы управленческого контроля; любая система контроля связана с затрата­ми, которых в принципе можно избежать; с другой стороны отсутствие си­стематизированного контроля может привести к гораздо большим потерям;

♦ на принятие и проведение инвестиционных решений, например при оценке вариантов возможного вложения капитала.

Альтернативные затраты, называемые также ценой шанса, или ценой упущен­ных возможностей, представляют собой сумму экономии (прирост дохода), которую могла бы получить компания, если бы избрала иной вариант использования ресурсов.

Концепция трансакционных издержек . Концептуально трансакционные издер­жки вызревали в 30-х годах XX столетия в рамках «нового институционализма». В качестве самостоятельной темы проблематика трансакционных издержек заявляет о себе в 60-70-х годах в США и Западной Европе и связана в первую очередь с именами двух экономистов — Р.Коуза и О.Уильямсона.

В отечественной экономической литературе эта проблема затрагивается главным образом с 90-х годов XX столетия. Во второй половине 90-х годов в работах таких авторов, как В. Кокорев, Р. Капелюшников, В. Курченков и В. Радаев проблема­тика трансакционных издержек рассматривается системно, а затраты, имеющие при­роду трансакционных издержек, трактуются как экономическая категория. Причем если первоначально трансакционные издержки затрагивались в экономических ис­следованиях, посвященных предпринимательству, косвенно, поскольку не замечать их было просто невозможно, то в последние годы они все чаще выступают в качестве самостоятельного предмета исследований.

Концептуальным зерном концепции является тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек:

♦ производственные (операционные);

♦ трансакционные.

Базовой единицей в теории трансакционных издержек признается акт экономи­ческого взаимодействия, сделка, трансакция. Категория трансакции понимается пре­дельно широко и используется для обозначения обмена товарами, юридическими обязательствами, сделками краткосрочного и долговременного характера, требующи­ми детального документального оформления и предполагающими простое взаимопо­нимание сторон. Затраты и потери, которыми может сопровождаться такое взаимо­действие, получили название трансакционных издержек.

В современных условиях при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять разногласия. Причем это справедливо как при вступлении организации в контакт с внешними субъектами рыночных отношений, так и внутри организации, поскольку деловое сотрудничество в рамках иерархических структур также не свободно от трений и потерь. Трансакционные издержки включают издержки сбора и переработки информа­ции, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением кон­трактов и принуждения к их выполнению.

К трансакционным издержкам относят:

Издержки поиска информации . Издержки такого рода складываются из затрат времени и ресурсов, необходимых для ведения поиска, а также из потерь, связанных с неполнотой и несовершенством получаемой информации. Поиск может вестись на обеих сторонах рынка — как продавцами, так и покупателями. Например, на рынке труда работодатели дают объявления об имеющихся вакансиях, посылают заявки в службы занятости, производят тестирование и отбор кандидатов и т.д. В свою очередь соискатели рабочих мест опрашивают друзей и родственников, становятся на учет в агентства занятости, рассылают резюме, обзванивают или посещают заинтересовав­шие их фирмы. На товарных рынках производители затрачивают немалые средства на изучение потребительского спроса, маркетинг, рекламу, а потребители — на изучение рекламных проспектов, посещение магазинов, стояние в очередях.

Издержки ведения переговоров . Рынок требует отвлечения значительных средств на проведение переговоров, на заключение и оформление контрактов. Чем больше участников сделки и чем сложнее ее предмет, тем выше эти издержки. Потери из-за неудачно заключенных, плохо оформленных и ненадежно защищенных согла­шений являются мощным источником этих издержек.

Издержки измерения . Любой продукт или услуга — это комплекс характерис­тик. Иногда интересующие качества товара вообще неизмеримы, и для их оценки приходится пользоваться интуицией (например, судить о вкусе яблок по их цвету). Оценка качеств товара или услуги может осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежание нерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однажды и чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками. Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийный ремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий това­ров по образцам и т.д.

Издержки спецификации и защиты прав собственности . В эту категорию вхо­дят расходы на содержание судов, арбитража, государственных органов, затраты вре­мени и ресурсов, необходимых для восстановления нарушенных прав, а также потери от плохой их спецификации и ненадежной защиты. Любое нарушение требуется сна­чала зафиксировать, затем оценить его тяжесть, обеспечить поимку или явку наруши­теля, наложить наказание. Все это обходится далеко не бесплатно.

Издержки оппортунистического поведения . Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторон­них выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обма­на, бездельничанья на работе и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точ­ной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки.

Издержки «политизации» . Этим общим термином обозначаются издержки,
сопровождающие принятие решений внутри организаций. Если участники наделены равными правами, то решения принимаются на коллективной основе, путем голосования. Если они располагаются на разных ступенях иерархической лестницы, то вы­шестоящие в одностороннем порядке принимают решения, которые обязательны к выполнению для нижестоящих. Но и при коллективном, и при централизованном принятии решений минимальная гарантия эффективности отсутствует. Большинство избирателей страны, большинство акционеров корпорации, большинство членов ко­оператива могут высказаться за решение, наносящее явный ущерб меньшинству. Ру­ководитель может принять решение, крайне невыгодное для подчиненных, которых оно касается, без всякого согласования с ними.

Концепция трансакционных издержек является предметом повышенных инте­ресов российских экономистов в последние годы. Однако учет их в управлении затра­тами в отечественных организациях чрезвычайно проблематичен:

♦ во-первых, из-за высокой доли подобных издержек, носящих нелегальныйхарактер;

♦ во-вторых, из-за трудностей их выделения из совокупности легальных зат­рат, так как отечественными регулятивами бухгалтерского учета такое поня­тие, как трансакционные издержки, не предусмотрено.

Концепция ABC формализует учет и анализ затрат по видам деятельности (activity-based costing) в части распределения накладных расходов на конкретные то­вары, работы и услуги. Традиционные варианты распределения накладных расходов реализуются в бухгалтерском учете и основываются на показателях объема (натураль­ных или стоимостных), прямых затратах на оплату труда или машино-часах (при вы­сокой степени механизации и автоматизации труда). В основе концепции ABC не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический рас­чет реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отра­жения данных в рамках главной книги. Подобные расчеты не требуют ежемесячного мониторинга и не корректируются с закрытием бухгалтерских счетов в конце каждого месяца. Они выполняются вне бухгалтерских регистров и носят долгосрочный харак­тер. Временной рамкой таких расчетов является полугодие или год.

Наиболее эффективно концепция ABC реализуется в тех случаях, когда из на­кладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова, независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей.

Ключевой идеей концепции является включение в сферу управленческого учета и анализа затрат подробной информации о стратегическом развитии компании, от­расли и экономики в целом.

Известно, что компания может выдерживать конкуренцию либо поддерживая низкие затраты (лидерство на основе затрат), либо предлагая превосходящую конку­рентов продукцию (услуги). Эти две принципиально различающиеся стратегии дол­жны представлять интерес не только в рамках стратегического менеджмента, они предполагают различные перспективы анализа затрат и управления затратами. Ин­формация об издержках в той или иной форме важна для всех компаний, но различ­ные стратегии требуют различных взглядов на затраты.

На наш взгляд, очевидна оправданность такого подхода к управлению затрата­ми, однако его практическая реализация в отечественной сфере услуг требует более высокого уровня внутрифирменного финансового менеджмента.

Перечисленные концепции управления затратами, как видно, не однородны. Одни концепции (функциональные затратообразующие факторы, добавленная сто­имость) основываются на учетных характеристиках затрат и затрагивают бухгалтерс­кую сторону управления затратами. Другие концепции (структурные затратообразую­щие факторы, цепочка ценностей, ABC, стратегическое позиционирование) рассмат­ривают затраты как объект управления не столько в учетном, сколько в экономическом плане.

Снижение себестоимости продукции. Специфика российских предприятий

Среди основных методов и резервов снижения себестоимости продукции можно выделить следующие:

1. Внедрение новой техники, механизация и автоматизация производственного процесса, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных материалов: как можно более дешевых и одновременно более качественных по своим физическим и потребительским свойствам. Речь здесь идет о так называемых инновациях на предприятиях: продуктовые, технологические и организационные инновации, тем или иным образом предполагающие получение некоторого экономического эффекта от своего внедрения, направленные на снижение затрат предприятия на производство продукции: экономию сырья и материалов, электро- и теплоэнергии, затрат на управление предприятием и продвижение продукции на рынок. Это основной метод уменьшения себестоимости и все последующие методы непосредственно связаны с ним.

2. Расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово – поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

3. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно уменьшается удельный вес заработной платы в структуре себестоимости. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

4. Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.

5. Резервы сокращения цеховых и общезаводских расходов, которые заключаются прежде всего в упрощении и удешевлении аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных и подсобных работ приводит к сокращению численности рабочих, занятых на этих работах, а следовательно, и к экономии цеховых и общезаводских средств. Важнейшее значение при этом имеют автоматизация и механизация производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда в производстве. Автоматизация и механизация производственных процессов дают возможность сократить и численность вспомогательных и подсобных рабочих в промышленном производстве. Сокращению цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие хозяйственные нужды.

6. Создание эффективной внутрифирменной системы коммуникаций путем применения различных информационных технологий (IT).

Помимо традиционных издержек, которые несут предприятия, российские предприятия сталкиваются с двумя специфичными видами издержек, имеющими важное значение в условиях России, которые часто бывают довольно обременительными и снижение которых может привести к значительному приросту прибыли:

  1. объекты социальной сферы:

· Квартиры

· Рабочие общежития

· Предприятия общ. питания

· Бани

· Школы и детские сады

· Учреждения здравоохранения

· Коммунальные услуги

· Дома отдыха

· Детские лагеря

· Дома культуры

· Спортивные сооружения

· Магазины

· Киоски

· Ателье

· Подсобные хозяйства

Для поддержания этих убыточных объектов требуется большая часть прибыли, которую приносит основная деятельность. Это может оказаться очень накладно для предприятий, которые в противном случае были бы благополучными.

  1. Низкий коэффициент использования активов, находящихся в собственности предприятий. Согласно некоторым подсчетам, минимум 20% производственных зданий в России не используются. Другие объекты загружены, согласно оценкам, еще меньше; это особенно касается станков и оборудования. Данная ситуация приводит к следующим последствиям:

· Увеличение расходов на содержание, текущее обслуживание, отопление, электроэнергию и других расходов без соответствующего увеличения дохода

· Потери рабочего времени и, соответственно, рост затрат на оплату труда из-за неиспользуемых и плохо используемых активов

· Прямые убытки предприятия из-за обязательств по уплате налога на имущество, которые возникают независимо от простоя или плохого использования активов

Рассмотрим специфику снижения издержек на конкретных предприятиях (в организациях) России. Общепринятым сегодня является тезис о том, что автоматизация, помогая наладить учет, способствует также снижению издержек. В общем случае это верно, как верно и то, что, помимо применения информационных технологий (ИТ), имеется немало способов сократить нерациональные потери и уменьшить неоправданные убытки.

Однако пока далеко не каждый руководитель задумывался о том, что, встав на этот путь, надо идти до конца, и даже использование ИТ может таить в себе "скрытые резервы", подлежащие оптимизации. Нет нужды говорить, что применение ИТ в торговле сегодня практически неотвратимо. Все знают и о том, что это недешевое "удовольствие": помимо серьезных единовременных затрат на покупку техники и программного обеспечения (ПО), развертывание системы автоматизации, на предприятие ложится необходимость ее поддержки, сопровождения и развития. Если речь идет о торговой сети, пусть даже небольших магазинов, то, как правило, сложно обойтись здесь без целого штата ИТ-сотрудников: несколько человек в центральном офисе (ИТ-отдел) и хотя бы по одному в каждой торговой точке. В обязанности такого сотрудника, если речь идет о продовольственном магазине, входит ежедневное обновление прайс-листов на кассовых терминалах, весах, отслеживание технических неполадок и пр. Однако даже учитывая тот факт, что здесь требуется специалист средней квалификации (с соответствующим окладом - около $300-350), эти затраты для сети магазинов вырастают пропорционально их количеству в весьма заметную сумму. Кроме того, понятно, что отдача от технического сотрудника среднего уровня также будет средней - для устранения серьезных неполадок все равно придется вызывать специалиста из центрального офиса или фирмы-поставщика. Не следует забывать и о том, что в подобных случаях обязательно возникает проблема с мотивацией такого технического персонала - ведь работа на этой позиции весьма однообразна (сформировать и загрузить информацию в кассы, весы, принтеры, мобильные терминалы, выгрузить ее, при необходимости отослать в центральный офис и т.п.), перспектив карьерного роста, как правило, нет. Это приводит либо к постоянной текучести кадров на этой позиции, нехватке таких сотрудников, либо к весьма низкому уровню квалификации. И то, и другое - прямые убытки. Но даже наличие сотрудника нужного уровня от этого не гарантирует - в магазинах небольших и средних размеров ему не удается обеспечить полную рабочую нагрузку.

Говоря о непроизводительных затратах, нельзя забывать и о следующем: при обычных технологиях работы загрузка информации, например, в весы, требует 5-10 минут времени, в течение которого весы не работают. При наличии в магазине нескольких весов такие ежедневные простои становятся весьма заметными (и, соответственно, затратными). Можно подсчитать также, сколько времени занимает формирование и снятие с каждого POS-терминала кассовых отчетов, их консолидация (если в магазине несколько кассовых машин) и передача в центральный офис (для торговой сети).

Вот они, "скрытые резервы", которые таятся даже в технологиях автоматизации. "Всех вышеперечисленных затрат сегодня можно избежать, - считает Всеволод Михайлов, продакт-менеджер по оборудованию компании "Сервис Плюс", - и сделать это помогут те же ИТ, причем с одновременным улучшением качества обслуживания оборудования - в первую очередь, за счет новых решений. Речь идет о сетевых информационных технологиях, когда используются не только возможности локальных сетей (объединяющих компьютеры в одном помещении), но и технологии для удаленной работы в территориально распределенных точках (например, в торговых сетях), позволяющие передавать информацию и/или управлять работой оборудования на расстоянии. Высокая скорость прогресса в этой отрасли позволяет производителям существенно снижать цены на соответствующие решения с сетевым интерфейсом. За последние пять лет стоимость такого оборудования снизилась в несколько раз, и сейчас оно доступно даже средним российским предприятиям. В результате сегодня появляется экономическая целесообразность внедрения таких решений, в частности, для сетей с торговыми предприятиями среднего и небольшого размера".

Что же мы получаем в результате? Исключаются затраты на рабочее место, компьютер и специалиста для загрузки. Кроме того, сокращается время простоя оборудования, так как современные сетевые весы, терминалы и т.д. обычно позволяют проводить обмен информацией в фоновом режиме (т.е. весы могут взвешивать во время считывания отчетов или загрузки в них новой информации).

Рассмотрим вопрос о том, где и как целесообразно применять технологии удаленной работы. Разумеется, в первую очередь, это торговые сети с централизованным управлением, для которых характерна территориальная распределенность объектов. Однако для разных типов сетей и разных форматов магазинов, в них входящих, технологии удаленного управления будут иметь свои особенности.

Так, для сети крупных супермаркетов с большим ассортиментом и зачастую с самостоятельной для каждого магазина ценовой политикой оперативный обмен информацией (ежедневная загрузка прайс-листов в весы, кассы, мобильные терминалы), как правило, производится на месте (в магазине), так как объем ее достаточно велик и частота обновления такова, что есть возможность обеспечить полную рабочую нагрузку специального сотрудника. Однако здесь будут интересны и выгодны централизованные возможности удаленного сопровождения оборудования, его диагностики, позволяющие планировать обслуживание и профилактический ремонт техники, оперативно реагировать на сбои и поломки. Кроме того, с помощью дистанционных технологий здесь можно проводить каталогизацию оборудования - для торговых сетей с большим количеством техники это тоже важная задача.

А вот для сети небольших магазинов или минимаркетов с 1-2 кассами, 3-4 весами и соответствующим ассортиментом разумнее использовать полный набор возможностей удаленного управления - и сопровождение, и дистанционный обмен информацией. Тогда здесь действительно можно обойтись без выделенных для этого в каждом магазине компьютеров и сотрудников, а усилия команды квалифицированных инженеров и программистов в центральном офисе направить на организацию удаленной работы.

Уже есть конкретные примеры. Одним из них является Группа компаний "Контур", имеющая сеть магазинов в Москве и области.

Внедрение инноваций – очень распространенный способ снижения издержек, применяемый в различных отраслях промышленности. Продуктовые инновации. При проектировании и внедрении на предприятиях всех отраслей инноваций типа "новая продукция" одновременно учитывается несколько факторов, как внутренних, так и внешних. Внешние факторы: спрос на данную продукцию, возможные потребители и объемы потребления, наличие на рынке необходимого сырья и материалов, возможные поставщики сырья и цены, затраты на перевозку, конкуренты и цены на аналоги и т.п. Внутренние факторы связаны с возможностями предприятия производить новую продукцию: технологическое и техническое обеспечение, наличие квалифицированных работников, организационное обеспечение. Новая продукция, осваиваемая в производстве, должна удовлетворять требованиям принципиальной новизны для данного предприятия, конкурентоспособности и рентабельности производства. Именно эти факторы оцениваются в первую очередь и являются решающими при принятии решения о внедрении нового изделия в производство. Конкурентоспособность продукции определяется ее качеством и ценой. Ясно, что повышение качества предполагает использование более дорогостоящего сырья и материалов, дорогих технологий и т.п. Снижение себестоимости продукции при сохранении уровня качества имеет предел. При принятии решения о производстве новой продукции всегда решается дилемма "себестоимость-качество", выбираются такие проекты, которые обеспечивают "лучшее качество меньшей ценой".

Конкретные пути снижения себестоимости новой продукции для предприятий разных отраслей разные, но схемы примерно однотипные: использование более дешевого сырья, поиск более дешевых технологий производства продукции, экономия энергоресурсов, воды, тепла и т.п., экономия труда (увеличение функций на одном рабочем месте и норм выработки). Так, например, на заводе "Механизм" при освоении производства нового вида дверных петель технологический процесс литья был заменен штамповкой, что дало значительную экономию без ухудшения, а в некоторых случаях и улучшение, качества готовой продукции. На предприятии "Химик" г. Самара проблема удешевления нового продукта решалась путем замены дорогого сырья более дешевым. При этом рассматривались несколько вариантов смесей и рецептур и отбирались более дешевые рецептуры не в ущерб качеству. При определении цены нового продукта ориентировались на цены конкурентов. Аналогичным образом проблема снижения цены на новую продукцию решается в пищевой отрасли. Многие предприятия отказываются от использования импортных ингредиентов и заменяют их на более дешевые отечественные. В ряде случаев производился переход на новую более дешевую упаковку (предприятие МК-5 и др.). На комбинате "Костюмные ткани" при разработке новой коллекции тканей решено заменить дорогое синтетическое волокно лавсан более дешевым пропиленом.

В пищевой промышленности в условиях сильной конкуренции и низкого платежеспособного спроса населения на дорогую продукцию основная задача производителей: "…наладить выпуск более конкурентоспособной продукции с улучшением качества и товарным видом, с более длительным сроком хранения при одновременном удешевлении продукции" (из интервью директора молочного комбината Грузии). Эта же задача решается и на других предприятиях отрасли. Руководитель завода "Маргарин" г. Самары формулирует ее так: "В условиях ценовой конкуренции необходимо выпускать новую продукцию, и, одновременно с этим, не увеличивать цену как уже на выпускаемый товар, так и на новый" (интервью с гл. инженером).

На фирме "Корма" проблема снижения себестоимости продукции решается путем снижения издержек хранения, так как данное предприятие использует помещение зерновой базы сезонно, и период, когда она пустует, составляет 6 месяцев. Для сокращения издержек хранения было принято решение использовать помещение зерновой базы под новое производство - выработку крупы.

В двух отчетах (завод "Стеклотара" и фабрика "Ткацкая") описаны инновации, позволяющие снизить себестоимость продукции за счет использования отходов производства при производстве продукции в качестве сырья. На заводе "Стеклотара" внедрена технология варки стекла, при которой используется больший процент боя. При этом установлено специальное оборудование для обогащения боя (до 50%), стоимость которого быстро окупается. На фабрике "Ткацкая" г. Иваново проведена инновация, состоящая в организации участка прядения. Для производства пряжи предполагается использовать большой процент угаров - отходов ткацкого производства, которые ранее утилизировались по бросовой цене. Таким образом, при высоких ценах на хлопковое волокно, себестоимость пряжи, произведенной на этом участке, уменьшится вдвое и объем произведенной пряжи на собственном прядильном оборудовании позволит загрузить значительную часть мощностей ткацкого производства.

Технологические и технические инновации. Внедрение новых технологий в производство на многих предприятиях обеспечивает решение следующих задач:

  • улучшение качества продукции и наращивание объемов производства за счет освоения новых видов продукции;
  • обеспечение соблюдения экологических норм производства и улучшение условий труда;
  • ресурсосбережение, экономия энергии, воды, сырья, сокращение потерь.

В условиях постоянного роста цен на энергию и энергоносители многие предприятия стараются удешевить производство за счет использования альтернативных источников энергии, более дешевых и доступных предприятию. Известны случаи таких нововведений, когда предприятие для удешевления производства при увеличении стоимости электроэнергии переходило на использование газа ("Спагетти", Грузия, "Иваптица" г. Иваново), или пыталось производить более дешевую электроэнергию на самом предприятии из собственного пара (г. Иваново, фабрика "Ткацкая"). На комбинате "Костюмные ткани" для выработки пара была построена собственная котельная, что позволило сократить расходы и обеспечить независимость предприятия от городских энергетиков.

Другим направлением снижения издержек производства является использование более дешевого сырья, как правило, это замена импортного сырья на отечественное. При этом для поддержания качества на должном уровне внедряются специальные технологии для улучшения качества отечественного сырья. Так, например, на комбинате "Текстильщик", производящем ковровые изделия в Московской области, при замене импортной шерсти на отечественную, более засоренную растительными примесями, внедряется технология очистки шерсти криогенным способом, что само является новым словом в технологии очистки шерсти. При этом способе очистки сокращается энергоемкость и материалоемкость процесса обработки шерсти.

На некоторых предприятиях, например, ОАО "Механизм", в целях экономии расхода воды, энергии, топлива, газа и т.п. инновации состоят в установке счетчиков на их потребление, и это расценивается руководителями предприятий как нововведение. А на комбинате "Костюмные ткани" в целях снижения затрат на использование воды для технических целей проектируется бурение собственной скважины.

Внедрение новых технологий направлено на улучшение экологической обстановки на предприятии. При этом внедрение технологий, не дающих других результатов, кроме экологических и улучшений условий труда, тем не менее, также положительно сказывается на экономии средств предприятия. Например, на заводе "Огни" целый комплекс нововведений, направленных на улучшение условий труда работников основного производства, позволил сократить процент брака продукции, потери сырья при транспортировке, за счет установки фильтров на плавильные печи сократились потери сырья. На других предприятиях отмечается очевидная выгода от внедрения таких нововведений за счет сокращения штрафов за загрязнение окружающей среды и сокращения средств на содержание очистных сооружений (ОАО "Механизм", ОАО "СЛПК", "Текстильщик" и др.).

Снижение материалоемкости готовой продукции на примере предприятия ОАО "СЛПК" – это внедрение технологии, позволяющей снизить массоемкость газетной бумаги. На комбинате "Костюмные ткани" эта проблема решается за счет экономии красителей при отделке тканей путем уменьшения объемов заполнения камер в красильном производстве. На предприятии "Иваптица" внедрение новой технологии напольного содержания птицы привело к снижению расходов корма на 1 кг привеса.

Новые технологии направлены также на снижение трудозатрат, например, на шахте "Угольная" внедрена технология, позволяющая при прокладке конвейера одновременно прокладывать рельсовый путь. Причем, авторами и инициаторами данной инновации являются работники шахты.

Организационные инновации. Инновации в области организации производства и управления предприятием направлены на повышение эффективности работы предприятия и также предполагают сокращение издержек предприятия на:

  • организацию снабжения предприятия сырьем и комплектующими изделиями;
  • сбыт готовой продукции и увеличение объемов сбыта;
  • уменьшение числа уровней управления и повышение его эффективности;
  • экономию затрат на оплату труда работающих.

На шахте "Угольная" организационные инновации направлены на повышение централизации управления компанией, уменьшение числа звеньев управления, переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой. Централизация управления поставками сырья и материалов позволила сократить расходы на снабжение предприятия за счет увеличения размера партий закупаемых материалов и комплектующих. Централизация сбыта позволила снизить издержки на сбыт готовой продукции. Централизация управления позволила повысить эффективность управления финансовыми потоками, аккумулированные финансовые средства направлять на развитие предприятий, входящих в компанию, проводить единую техническую политику. На ОАО "СЛПК" с целью снижения издержек производства проведена реструктуризация основного производства, переход от многоуровневой системы управления к двухуровневой, создание на основе цехов основного производства дочерних предприятий. Реструктуризация предприятий, как правило, предполагает сокращение числа работающих, в основном, управленцев всех уровней. При этом неизбежно происходит экономия фонда оплаты труда. Хотя в явном виде такие последствия в отчетах не описаны, но это неизбежное следствие.

На заводе "Сибхлеб" внедрена новая система оплаты труда для стимуляции сбыта продукции, при которой заработная плата директоров фирменных магазинов поставлена в зависимость от объемов продаж, что должно сказаться на финансовых результатах предприятия.

К организационным инновациям относится и выделение вспомогательных производств в дочерние фирмы крупных предприятий, что позволяет снизить затраты в основном производстве, а этим вновь образованным фирмам - вести и собственную производственную деятельность. Инновации такого рода поддерживаются работниками предприятий (комбинат "Костюмные ткани").

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теперь, зная разнообразные классификации издержек предприятия, методы построения себестоимости готовой продукции, эффективные модели управления затратами и опыт российских фирм по их снижению, можно сделать определенные выводы. Выделяют три группы отечественных компаний в зависимости от того, как они относятся к управлению себестоимостью. Первая группа - это те, которые вообще не считают затрат. Вторая группа занимается снижением затрат. Большой эффект дают оптимизация складских запасов, контроль за расходом материалов, а также сокращение затрат на транспортировку продукции или выход на новые рынки, где доставка обойдется дешевле. Мысль о продажах это прерогатива третьей группы предприятий. Главное - это аккуратно разделить издержки на постоянные и переменные. Проблема заключается в том, что даже для двух схожих предприятий одинаковые статьи могут быть разнесены по - разному.

Часто при управлении себестоимостью приходится учитывать фактор времени. На короткой временной дистанции самый доступный способ управления издержками - снижение. В среднесрочной перспективе для управления затратами используются механизмы мотивации. Этому служат модели хозрасчета. Если руководство смотрит еще дальше, на первый план выходит повышение производительности. Тут ключевыми элементами выступают инвестиции.

Хорошие показатели по затратам можно получить не только снизив их, но и увеличив отдачу этих затрат. Увеличение отдачи при фиксированном уровне затрат требует оптимизации складских запасов, поставки just in time, различных методик производственного планирования, управления ассортиментом, например, на основе финансовой привлекательности продуктов.

Приложение 1

Приложение 2

ЛИТЕРАТУРА

1) Богатова Татьяна Снижение издержек и повышение качества. Возможно ли это? // Торговое оборудование в России № 2, 2002 г.

2) Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.

3) Заянчуковская Н.В., Пухова Г.В. Новая продукция и снижение издержек производства - главные элементы инвестиционной деятельности предприятий в современных экономических условиях

4) Осипова Е. Н., доц. Малютина Л. И. Пути оптимизации издержек предприятия

5) Савчук В. П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности // Корпоративный менеджмент

6) Скоромник В. И. Организация системы управления издержками

7) По материалам книги Д.Г. Бойетта и Д.Т. Бойетта "Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления" Роль издержек в стратегии лидерства на рынке

8) Составляющие элементы модели управления издержками // NewEconomic 14.09.2002