Реферат: Ценообразование 28

Название: Ценообразование 28
Раздел: Рефераты по экономике
Тип: реферат

Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях. 5

2. Определение исходной цены единицы товара (услуги) 22

2.1. Исходные данные для определения цены единицы товара (услуги) 22

2.2. Расчет полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги) 23

2.3. Результаты расчета полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги) 34

2.4. Анализ полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги) 35

Заключение. 39

Список используемой литературы.. 40

Введение

Цены и финансы в процессе стоимостного распределения функ­ционируют в тесной взаимосвязи. Цены выступают основой фи­нансового метода распределения стоимости, а финансы исходя из пропорций распределения, сложившихся на базе цен (их структу­ры), являются инструментом, реализующим эти пропорции, кор­ректируя их с учетом условий развития экономики.

Цена является одним из центральных звеньев рыночного ме­ханизма. Вместе с тем сама цена состоит из финансовых категорий — себестоимости, прибыли, налога на добавленную стоимость, акциза и некоторых других элементов. От того, как и насколько достоверно определяются и исчисляются эти финансовые катего­рии, будет зависеть и правильность определения цены.

В условиях перехода к рынку потребность в глубоком изу­чении взаимосвязи и взаимозависимости финансов и цен при­обретает еще большее значение в связи с необходимостью дос­тижения и поддержания материально-денежной сбалансиро­ванности в развитии экономики России.

В рыночном механизме финансы и цены выполняют как общие, так и специфические функции, присущие либо только финансам, либо только ценам. К общей функции финансов и цен относится прежде всего их взаимодействие в формирова­нии и распределении чистого дохода общества. Тесной связью характеризуется также стимулирующая функция финансов и цен. Так, стимулирование или ограничение потребления опре­деленных видов потребительских товаров происходит путем из­менения розничных цен и оказывает значительное влияние на размер финансовых ресурсов государства. При этом повышение розничных цен может, как показывает опыт, приводить к уменьшению поступлений массы налоговых отчислений в бюд­жет, а снижение цен — к увеличению суммы поступлений в бюджет.

Сфера действия финансов весьма широка, она практически охватывает все секторы и отрасли экономики, в то время как цены в большей мере выполняют свои специфические функции — распределительную, учетную, согласования спроса и предло­жения и др.

Структура и уровень цен, несмотря на свободу их формиро­вания и влияния на них многих рыночных факторов, в значи­тельной степени определяются финансовыми нормативами и потребностью в финансовых источниках как для государства, так и для каждого отдельного предприятия или фирмы. Так, налоги и другие обязательные платежи, образующие доходы государства в целом и отдельных регионов, возмещаются час­тично из себестоимости (например, плата за воду, древесину и др.), частично из прибыли или являются надбавкой к цене (акциз). С другой стороны, реализованные цены образуют вы­ручку и денежные накопления предприятия (фирмы), которые являются источниками названных выше обязательных платежей и финансовых ресурсов фирмы.

Уровень и структура цен определяют первичные доходы предприятия и его работников, на которые распределяется вы­ручка, поступившая на его расчетный счет. Но уже на стадии обмена через отклонение цен от стоимости осуществляется процесс перераспределения доходов.

В процессе распределения выручки через формирование различных денежных фондов предприятия и отчислений в бюджетную систему образуются вторичные доходы работников, самого предприятия и государства. Дальнейшее перераспределение осуществляется в процессе использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, финансов предприятия и организаций непроизводст­венной сферы.

Процесс перераспределения заканчивается формированием конечных доходов на стадии потребления с помощью цен на потребляемые средства производства и предметы потребления.

Целью данной контрольной работы является проведение экономических расчетов и обоснования цен на производимые товары и услуги, осуществление анализа финансового состояния предприятия, формирование ценовой стратегии.

1. Теоретические основы ценообразования в рыночных условиях

Цена играет центральную роль в системе рыночного меха­низма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономи­ческих законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

В условиях рынка преобладает децентрализованное ценооб­разование. Рыночной модели соответствуют цены, формируе­мые на основе спроса и предложения. В этом случае полностью отсутствует директивное сквозное планирование. Основным регулятором является рынок, утверждение цен отсутствует, ба­зой цен становятся мировые цены. Формирование цен осуще­ствляется на уровне предприятия-изготовителя, а согласование их с заказчиком (потребителем) происходит в момент заключе­ния с ним прямого договора или в момент акта купли-продажи. При свободных ценах избыток (недостаток) доходов сразу от­ражается на уровне цен, происходит перераспределение дохо­дов, меняется направление инвестиций и, таким образом, вос­станавливается равновесие в экономике. Однако в условиях высокой концентрации, специализации производства, когда преобладает монополизм производителя, на сферу свободного ценообразования прямо или косвенно оказывает регулирующее воздействие государство.

Ценовая политика представляет собой важный элемент об­щей стратегии предприятия, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия. Она сочетает в се­бе как стратегические, так и тактические аспекты и в наиболее общем виде может быть определена как деятельность руково­дства предприятия по установлению, поддержанию и измене­нию цен на производимые товары, осуществляемая в русле об­щей стратегии предприятия и направленная на достижение его целей и задач.

Здесь необходимо отметить роль маркетинга. Организация работы предприятия с ориентацией на рыночный спрос называется маркетингом. Маркетинг возник как способ удовлетворения естественной потребности предприятия в фи­нансовой стабильности.

Стратегические аспекты ценовой политики включают дого­ворные мероприятия по установлению и изменению цен, на­правленные на регулирование деятельности всей производст­венной и товаропроводящей сети предприятия, и поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соот­ветствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.

Тактические аспекты ценовой политики включают меро­приятия краткосрочного и разового характера, направленные на устранение деформации в деятельности производственных подразделений и товаропроводящей сети, которая возникает вследствие непредвиденных изменений цен на рынках и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями страте­гии предприятия.

Избираемые предприятием стратегические формы ценовой политики и варианты ее осуществления непосредственно выте­кают из проводимой ею рыночной стратегии. В зависимости от применяемой комбинации вариантов рыночной стратегии из­бирается конкретная форма осуществления ценовой политики или соответствующая комбинация таких форм. Вот некоторые формы ценовой политики:

1. Добиться такого уровня цен, верхний предел которого обеспечивал бы предприятию максимальную прибыль.

2. Обеспечить предприятию "нормальную прибыль" (возме­щение издержек производства плюс средняя норма прибыли).

3. Вести политику "ценовой" конкуренции.

4. Осуществлять политику "неценовой" конкуренции.

5. Устанавливать цены на уровне "лидера" или цен конку­рентов.

6. Обеспечивать "престижные" цены, особо подчеркивая высокое качество товара.

7. Поддерживать с помощью цен определенный процент прибыли на авансированный капитал.

8. Регулировать цены, обеспечивающие стабильность объе­мов и номенклатуры продукции.

9. Добиваться стабильности цен и прибыли маневрировани­ем факторами производства.

10. Устанавливать цены в целях вытеснения конкурентов с внутреннего или мирового рынка.

11. Устанавливать низкие цены, включая демпинговые, для проникновения на рынок.

Этапы процесса ценообразования

Любое предприятие должно иметь упорядоченную методику установления цен на производимые им товары и услуги.

Установление и экономическое обоснование цен - сложный и многоэтапный процесс (рис. 1).

Рис.1. Последовательность процесса ценообразования

Предприятиям необходимо иметь отработанную методику установления исходной цены на свои товары.

Процесс установления цены состоит из шести этапов:

1) по­становка целей и задач ценообразования,

2) определение спро­са,

3) оценка издержек,

4) анализ цен и товаров конкурентов,

5) выбор метода ценообразования,

6) установление окончатель­ной цены.

Исходным этапом ценовой политики предприятия является определение ее целей. Таковыми могут быть обеспечение выживаемости в условиях конкуренции; максимизация текущей прибыли; завоевание лидерства по показателям доли рынка или качества товара.

Далее необходимо выявить спрос на производимый товар, который определяет прежде всего верхний уровень цены. Минимальный уровень цены очерчивают общие (валовые) издержки предприятия, представляющие сумму постоянных и переменных издержек.

Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию. Для определения цен и качества товаров своих конкурентов предприятие может произвести сравнительные покупки и сопоставить цены и товары между собой. Такое сопоставление помогает установить фирме средний диапазон цен.

Действующие методики определения цены учитывают следующие возможные варианты: слишком низкая цена, возможная цена и слишком высокая цена. Другими словами, возможны три варианта установления цены: минимальный уровень, определяемый затратами; максимальный уровень, сформированный спросом; оптимально возможный уровень цены.

С учетом данных соображений в ценовой политике предприятия наибольшее распространение получили две методики. Первая основывается на принципе «средние издержки плюс прибыль», вторая - на получение «целевой прибыли», исходя из расчета желаемого ее объема.

Наиболее простая и распространенная – методика «средние издержки плюс прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара. Величина наценки, добавляемая фирмой, может быть стандартной для каждого вида товара и широко дифференцируется в зависимости от его вида, стоимости единицы изделия, объемов продаж и т.д.

Другой метод ценообразования, основанный на издержках, ориентируется на получение целевой прибыли. В этом случае цена сразу устанавливается исходя из желаемого размера прибыли. Используя этот метод ценообразования, фирма должна рассчитывать, при каком уровне цены будут достигнуты объемы продаж, позволяющие возместить валовые издержки и получить целевую прибыль.

Заключительный этап ценообразования – установление окончательной цены. Предприятие устанавливает исходную цену, а затем коррек­тирует ее с учетом различных факторов, действующих в рыноч­ной среде.

Рассмотрим факторы, определяющие цену. Спрос, как из­вестно, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар, а минимальная цена определя­ется издержками предприятия. Предприятие стремится назна­чить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, вклю­чая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск. Широкое применение находят два основных метода уста­новления цен:

1. Метод полных издержек, базирующийся на применении калькуляции с полным распределением затрат и установлении цены по системе "костплас", т.е. издержки плюс фиксирован­ная прибыль;

2. Метод прямых затрат, базирующихся на применении калькуляции по переменным издержкам и установлении цены по принципу: издержки плюс маржинальная прибыль.

Издержки производства влияют на конкурентную цену лишь в той степени, в какой они воздействуют на предложе­ние, т.е. их значение проявляется через влияние на предложе­ние. Предприниматели занимаются производством ради при­были. Если они не установят достаточно высокую цену, чтобы покрывать свои издержки, то они не будут удовлетворены. В будущем они не станут продолжать производство товаров по таким ценам, которые не покрывают дополнительных издер­жек, связанных с производством товаров. Более того, когда го­ворят, что цена равна издержкам, то нельзя определить, что же является причиной, а что следствием. Во многих случаях, из­держки производства определяются ценой, а не наоборот.

Цена в конечном счете определяется не только предложе­нием и спросом, которые являются лишь удобными всеобъем­лющими категориями для анализа и описания многообразных сил, причин и факторов, влияющих на цену. Одним из факторов, определяющих спрос, является покупа­тельная способность населения, зависящая от его доходов. В конечном итоге этот фактор сказывается на цене производимых предприятиями товаров.

Среди прочих ценообразующих факторов нужно назвать ка­чество товара, дополнительных услуг и сервиса, жизненный цикл товара.

Стремясь устоять в конкурентной борьбе, предприятия вы­нуждены постоянно улучшать потребительские свойства произ­водимых ими товаров и расширять гамму условий поставок и услуг, хотя все это в той или иной форме учитывается в цене и в конечном итоге оплачивается потребителем.

Устанавливая цену изделия, предприятие должно учитывать и уровень уже сложившихся цен на другие близкие по назначе­нию и качеству товары, находящиеся на рынке.

Наличие отдельных стадий в "жизненном цикле" товара требует постоянного изменения стратегии. Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объема продажи и прибы­ли от его реализации. Соответственно и цена будет меняться в зависимости от того, в какой стадии находится товар (внедре­ния, роста, зрелости, спада).

Таким образом, можно сделать вывод, что цена, устанавли­ваемая предприятием на производимый ею товар, зависит от издержек производства, от фактора спроса и предложения, от платежеспособности населения, от ценовой политики и рыноч­ной стратегии предприятия, от качества товара, дополнитель­ных услуг и сервиса, от взаимозаменяемости товара и, наконец, от его жизненного цикла. Все эти факторы являются и регули­рующими, т.е. с их помощью происходит регулирование цен предприятиями.

Поскольку процесс формирования цен предприятиями на­ходится под влиянием большого числа факторов, то возникает необходимость в использовании достаточно гибких методов це­нообразования и форм осуществления ценовой политики.

Существуют понятия совершенной и несовершенной кон­куренции. Совершенным конкурентом является то предприятие, которое может продать все, что оно захочет по существующей рыночной цене, но не в состоянии заметно влиять на нее в сторону повышения или понижения. При несовершенной конку­ренции, когда нет большого числа соперников, продающих точ­но такой же продукт, каждое предприятие обладает известным контролем над своими ценами.

Большинство рыночных ситуаций в реальном мире занима­ют промежуточное положение между крайними случаями со­вершенной конкуренции и полной монополии. Однако предприятия не знают, когда изменятся вкусы потребителей, поэтому они могут вызвать перепроизводство в одной области и недопроизводство — в другой. К тому времени, когда они узнают об этом из собственного опыта, положение может вновь измениться. Кроме того, в конкурентной среде одни произво­дители не знают, какие методы применяют другие, поэтому из­держки производства не снижаются до минимума. Еще более серьезные отклонения от совершенной конку­ренции вызываются монополистическими элементами. Их дея­тельность может вызвать неправильное ценообразование, рас­точительное распределение ресурсов и образование монополь­ных прибылей.

Монопольные цены больше реагируют на величину издер­жек, чем на уровень спроса. Относительная устойчивость монопольных цен в периоды колебаний спроса объясняется строением капитала (высокий уровень постоянных расходов). Монополии оказывают регулирующее воздействие на цены других компаний, например, "лидерство в ценах", когда ком­пания-лидер устанавливает цену с учетом издержек производ­ства как на своих, так и на других крупных предприятиях. Если между ними достигается молчаливое согласие, то уже никто из участников монопольной сделки не рискнет нарушить сложив­шееся положение. В связи с высоким техническим положением монополий между ними в большинстве случаев существует не­ценовая форма конкуренции, конкуренция качества, поэтому война цен между ними - чрезвычайно редкое явление.

Предприятие должно контролировать свои издержки, так как даже самое незначительное их увеличение приводит к уменьшению прибыли. Однако главной является следующая проблема: сколько товара производить и сколько его можно продать зависит от цены и издержек на его производство.

На практике методика определения цены может быть с ори­ентацией: а) на издержки, б) на спрос, в) на конкуренцию.

При ориентации на издержки ("издержки плюс прибыль", "издержки плюс накидка") методика установления цены следующая: рассчитывается полная себестоимость единицы про­дукции и прибавляются установленные процентные отчисле­ния. Формула "издержки плюс прибыль" обычно применяется в промышленности, а "издержки плюс накидка" используется в торговле.

Преимущество определения цены по методу "издержки плюс прибыль" или "издержки плюс накидка" состоит в том, что собственные издержки для предприятия значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления проста и дос­тупна.

Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, кальку­ляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно дос­товерной. Во-вторых, этот метод определения цены не учиты­вает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потен­циальной прибыли.

На издержки ориентируются и методы определения "целевой" цены или "целевой" нормы прибыли и обеспечения безубыточности.

Метод "целевой" цены рассчитан на определение цены, обес­печивающей получение "целевой" нормы прибыли на произве­денные затраты при установленных объемах продаж.

Определение цены включает следующие этапы:

- оценка производственной мощности предприятия в тече­ние рассматриваемого периода;

- составление калькуляции издержек производства данного объема продукции и определение "целевой" нормы при­были;

- определение "целевого" дохода: суммирование себестои­мости, накладных расходов и "целевой" нормы прибыли;

- определение цены: деление "целевого" дохода на запла­нированный объем выпуска продукции.

Слабым местом этой методики является то, что в ней при­меняется оценочная величина объема продаж для исчисления цены. Тем самым игнорируется то обстоятельство, что цена может быть главной причиной продаж. Отсюда данная методи­ка определения цены может быть использована для рынка с неэластичным спросом.

При расчете цены на основе обеспечения безубыточности ставится задача достижения безубыточности производства в те­чение определенного периода. В этом случае руководство предприятия может соответствующим образом рассчитать цену. Уровень цены должен быть таким, при котором достигается безубыточность при реализации определенного объема продук­ции по данной цене. Формула безубыточности имеет следую­щий вид:

Ц*К=3пост + 3пер*K,

где Ц — цена;

К — количество;

Зпост — постоянные издержки;

Зпер — переменные издержки.

При ценообразовании с ориентацией на спрос проблема за­ключается в том, что спрос значительно труднее выразить в ко­личественных показателях, чем издержки. Это объясняется, в частности, тем, что на спрос оказывают влияние многие факто­ры. В лучшем случае предприятие может располагать общей информацией о форме кривой спроса, но она подвержена по­стоянным колебаниям под воздействием конкуренции, появле­ния товаров-конкурентов, рекламы, факторов внешней среды и т.д. Поэтому предприятию следует получить информацию хотя бы о "вчерашнем" движении спроса, чем не иметь ничего, тем более, если она подкрепляется сравнительно точным знанием об издержках предприятия, влиянии факторов окружающей среды на спрос. В этом случае появляется возможность соста­вить калькуляцию цены достаточно обоснованной.

Оценка спроса на новый товар — дело довольно сложное, так как нет данных за предшествующие годы, необходимых для расчета. Однако предприятие может изучить спрос на анало­гичные или подобные товары. Для этого используются следую­щие приемы оценки спроса: эксперимент, прямое интервью, статистические заключения.

Методы установления цены с ориентацией на спрос сле­дующие: во-первых, дискриминация — устанавливаются разные цены на различных рынках или сегментах рынка, чтобы макси­мизировать прибыль в зависимости от различия в кривых спро­са; во-вторых, ценообразование по ассортиментной группе то­варов — использование цен для достижения определенной цели — прибыли или продажи — в границах всей ассортиментной группы товаров.

При ценообразовании с ориентацией на конкуренцию (закрытые торги) на большей части рынка государственных уч­реждений и некоторых других рынках поставщики приглашаются к участию в торгах на поставку определенных видов това­ров. Их предложения (тендеры) с указанием наименьшей цены обычно просят представлять к заранее установленному сроку в опечатанном конверте. Эти конверты вскрываются в присутст­вии целого ряда лиц публично, и наиболее выгодное предложе­ние (с наименьшей ценой) принимается. В связи с тем, что в этом случае отсутствует возможность последующего внесения изменений в цену, то решение о назначении цены основывает­ся на собственных затратах (частично) и в основном на анализе возможных предложений конкурентов. Этот анализ включает: анализ прошлых предложений конкурентов; анализ нынешнего состояния дел конкурентов, т.е. насколько полон их портфель заказов. Можно исходить из того, что конкурент, который об­ладает полным портфелем заказов, будет предлагать высокие цены, а конкурент с неполным портфелем заказов — низкие цены.

Проблема состоит в том, что хотя предложение с низкой ценой и может выиграть торги, но при этом имеется риск упус­тить потенциальную прибыль. Предложение с высокой ценой может проиграть торги, что ведет к потерям, связанным с под­готовкой к участию в торгах.

Предприятие может допускать следующие отклонения от политики ценообразования: а) запланированные ценовые скид­ки за выполнение определенных действий (например, за рек­ламирование товара), б) торговые скидки — разница между розничной ценой и более низкой ценой оптовых поставок; в) запланированные скидки с цен как средства стимулирования сбыта; г) незапланированное резкое снижение цен — "ценовая война".

Руководству предприятия и финансовому менеджеру следует уделять постоянное внимание взаимодействию финансовых и маркетинговых служб. Дело в том, что маркетологи обычно на­чинают процесс формирования цен с цен для конечных потре­бителей и затем двигаются назад, чтобы определить цены для участников каналов товародвижения, приемлемые издержки производства и прибыль. Финансисты же начинают определе­ние цены с издержек, добавляют к ним желаемую прибыль и получают продажную цену. Поэтому руководители предприятия должны добиваться принятия согласованных со всеми заинте­ресованными службами и прежде всего экономическими реше­ний по ценам, что позволяет установить более или менее опти­мальные по уровню цены на свою продукцию.

Стремление получить как можно большую прибыль объективно вызывает проведение на каждом предприятии своей собственной ценовой стратегии.

Из опыта работы предприятий по установлению цен следует, что в основном они применяют следующую последовательность в разработке и расчете цен.

1. При постановке задачи по ценообразованию следует исходить из положения: какую роль предприятие отводит цене в своей коммерческой работе. Цена, как известно, выполняет ряд функций. Так, например, помимо того, что она является важнейшим фактором, определяющим величину прибыли (чем выше цена, тем больше прибыль), она рассматривается как средство стимулирования спроса. Иными словами, на этом этапе происходит осмысление назначения цены, выработка ценовой политики предприятия, которая основывается, с одной стороны, на возможностях предприятия, а с другой - на выявленном спросе на его продукцию.

2. При определении спроса на товары, выпускаемые предприятием, необходимо обратить внимание на выяснение факторов, воздействующих на спрос. Дело в том что на цену товара влияют количество производителей, предлагающих аналогичную продукцию, а также сила обычаев, привычки покупателей и т.д. То есть мы имеем дело с так называемым эластичным или неэластичным спросом.

3. При оценке издержек производства на продукцию, выпускаемую предприятием, необходимо исходить из их сравнения со среднеотраслевыми издержками (себестоимостью) на аналогичную продукцию, которые рассчитываются как средневзвешенная величина индивидуальных затрат предприятий. Такой подход обусловливается тем, что рыночная цена на одноименную продукцию отражает средние общественные издержки производства плюс средняя норма прибыли на эти товары. Последняя в силу различий между предприятиями в фондовооруженности, фондоемкости, технического строения капитала отлична для каждой группы товаров, для каждой отрасли.

4. При анализе цены конкурента основное внимание должно быть обращено на систему скидок, которые он предоставляет. В мировой практике насчитывается около 20 видов скидок с цены.

Широко применяется также так называемая тактика проникающего ценообразования, смысл которой состоит в том, чтобы генерировать первоначальный спрос путем установления низкой цены на вновь вводимый на рынок продукт. В последующем, когда товар будет признан на рынке, цена будет повышаться. Здесь надо иметь ввиду, что применение этой тактики эффективно в случаях, когда адаптация потребителей к продукту происходит в относительно короткий период времени и когда отработаны каналы распределения. В противном случае это может привести к большим потерям.

В конечном итоге уровень устанавливаемой цены по здравому смыслу должен находиться где-то в промежутке между низкой ценой (издержки производства), не приносящей прибыли, и теоретически высокой ценой, определяемой спросом (рыночная цена) без учета задач предприятия (рис. 2).

Возможная цена

Минимальная цена (издержки производства)

Себестоимость продукции + наценка. Учет цены конкурента

Издержки производства + уникальные возможности товара

Максимальная цена

Рис. 2. Варианты цен

При расчете возможной цены в условиях рынка рекомендуется использовать следующие методы.

Расчет цены по методу «средние издержки плюс прибыль». Основой расчета являются средние издержки производства плюс наценка. Последняя варьируется в широких пределах в зависимости от вида товара. Наценка должна учитывать особенности текущего спроса и конкуренции.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В данном случае предприятие стремится к установлению такой цены, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Основой такого расчета является построение так называемого графика безубыточности.

Установление цены на основе уникальности выпускаемого товара. Здесь исходят не только из издержек производства, но и ценности товара для покупателя. Кроме того, при установлении цены следует учитывать реакцию на нее со стороны конкурентов и т.д.

И, наконец, при установлении цены необходимо учитывать регулирующую роль государства в области ценообразования, налогов с доходов и многое другое. Она проявляется в установлении различных дотаций к ценам стимулирования выпуска нужной продукции или с целью обеспечения социальной защищенности населения, установления особой формы налогообложения и т.п.

В рамках затратного ценообразования, которое применяется на рассматриваемом предприятии, в основу формирования цены ложатся издержки производства и обращения.

Основой затратного ценообразования является формирование цены как суммы трех элементов: переменных затрат на производство единицы товара; средних накладных затрат; удельной прибыли.

В любом случае основой расчета цены является себестоимость (затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме), что и объединяет порядки расчета цены товара или услуги.

При расчете цен на основе норматива рентабельности цена определяется как сумма фактических затрат и нормативной прибыли.

Норматив рентабельности затратам – ставка, используемая для определения величины удельной прибыли в цене и задаваемая в процентах к средним общим затратам на производство единицы продукции (себестоимости).

Стратегию ценообразования можно представить в виде формулы:

Цель предприятия + Метод установления исходной цены + Движение исходной цены = Стратегия ценообразования

Предприятие стремится установить цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли (целевую прибыль). Методика основывается на графике безубыточности, на котором представлены общие издержки и общие поступления при различных уровнях объема продаж.

Если предприятие снизит цену, то для получения такой прибыли ему нужно продать большее количество товара, если повысит — меньше. Однако при более высокой цене рынок, возможно, не захочет купить даже такое количество товара (это зависит от эластичности спроса по цене).

Для сохранения и укрепления лидерства по показателю доли рынка необходимо привлечь потребителя качественным и относительно недорогим (по сравнению с конкурентами) товаром. Устанавливая цены ниже конкурентных, предприятие, тем не менее, может за счет более низких издержек обеспечить себе такой же, как у конкурентов, уровень рентабельности продаж (или даже чуть выше).

Так как цены будут невысокими, предприятие для получения необходимой суммы прибыли придется продавать больший объем товара, чем при высоких ценах. Наращивая объем сбыта, предприятие сохранит и увеличит долю рынка.

Если предприятие будет выводить на рынок новые товары, оно может применить следующие стратегии:

1. Стратегия "снятия сливок" устанавливает сначала высокую цену на товар в расчете на самый доходный сегмент рынка, ступенчато понижая цену в дальнейшем с целью охвата новых сегментов.

2. Стратегия прочного внедрения, наоборот, устанавливает на новинку относительно низкую цену в надежде на привлечение большого числа покупателей и завоевание большой доли рынка.

При установлении цен на существующие товары можно выделить два основных вида стратегий:

1. Стратегия скользящей падающей цены является логическим продолжением стратегии "снятия сливок" и применяется, когда предприятие застраховано от конкуренции. Цена последовательно скользит по кривой спроса, т.е. изменяется в зависимости от спроса и предложения товара.

2. Стратегия преимущественной цены является продолжением стратегии прочного внедрения и применяется при опасности вторжения конкурентов в область деятельности предприятия. Суть стратегии — достижение конкурентного преимущества по издержкам, (тогда цена устанавливается ниже цен конкурентов) или по качеству (тогда цена устанавливается выше цен конкурента, чтобы товар оценивался как высококачественный).

При выборе стратегии ценообразования предприятию нужно руководствоваться следующими соображениями.

Стратегии "снятия сливок" и скользящей падающей цены эффективны в случаях, если:

1) существует достаточно большой спрос на товар;

2) спрос не эластичен — практически нет конкурирующих товаров;

3) предприятие надежно оградит себя от конкуренции патентом или повышенным качеством товара;

4) высокая цена поддерживает образ высокого качества товара.

Стратегии прочного внедрения и преимущественной цены целесообразно применять, если: 1) спрос на товар эластичен при увеличении цены потребители могут переключаться на конкурирующие товары, 2) низкие цены не привлекательны для конкурентов, 3) низкая цена не создает образ некачественного товара; 4) издержки производства позволяют установить низкие цены надолго; 5) предприятие имеет сравнительно большую долю рынка сбыта.

В настоящее время для удержания занятых позиций и роста конкурентоспособности предприятиям необходимо применять стратегию преимущественной цены, устанавливая цены ниже конкурентов, при этом добиваясь высокого качества товара и акцентируя на этом внимание в рекламе.

Установлением исходной цены и определением направления ее желаемого изменения процесс ценообразования не заканчивается. Теперь предприятию предстоит разработать ценовую тактику, т.е. провести рыночную корректировку цены, которая предполагает принятие ряда решений. В частности, можно принять следующие решения:

1. Об установлении стандартных или гибких цен. Предприятию целесообразнее применять стандартные цены, которые остаются постоянными в течение относительно длительного периода времени. Их использование дает возможность предприятию создать у потребителей впечатление устойчивости цены продукции предприятия на фоне всеобщего подорожания.

2. Об установлении единой цены или ее изменении по сегментам рынка (дискриминационные цены). В частности, возможно установление различных цен в зависимости от статуса потребителей. для физических лиц ниже, для юридических — выше. Можно также подумать об установлении различных цен для потребителей, имеющих различную удаленность от предприятия.

3. Об использовании системы скидок. Можно рекомендовать предприятиям использование следующих видов скидок: скидки за количество закупаемого товара, кумулятивные, сезонные, периодические скидки, скидки за оперативность платежа.

Завершая рассмотрение возможной ценовой политики и стратегии фирмы, подчеркнем, что, несмотря на повышение роли неценовых факторов конкуренции, цена остается важнейшим элементом комплекса маркетинга, особенно в условиях инфляции. Правильно выбранные стратегия и тактика ценообразования во многом обеспечивают достижение маркетинговых целей предприятия и его рыночный успех в целом.

2. Определение исходной цены единицы товара (услуги)

2.1. Исходные данные для определения цены единицы товара (услуги)

Таблица 1

Сведения для расчета себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги)

Наименование показателя

Единица измерения

Значение показателя

(6 вариант)

1

2

3

1. Годовая программа выпуска изделий:

изд./год

- минимальная;

2400

- максимальная;

6600

2. Затраты на материалы на одно изделие

р./изд.

20

3. Трудоемкость изготовления изделия

ч./изд.

1,4

4. Минимальный месячный размер оплаты труда на предприятии

р./мес.

1900

5. Годовой фонд рабочего времени работников предприятия

ч./год

1992

6. Средний разряд работ по изготовлению изделия

разряд

3,4

7. Средний размер премий в процентах от заработной платы по сдельным расценкам

%

30

8. Средний размер дополнительной заработной платы в процентах от основной заработной платы для всех категорий работников

%

12

9. Норматив отчислений во внебюджетные социальные фонды в процентах от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих

%

35,6

10. Норматив общепроизводственных расходов в процентах от основной заработной платы производ. рабочих

%

80

11. Норматив общехозяйственных расходов в процентах от основной заработной платы производственных рабочих

%

70

Окончание табл. 1

1

2

3

12. Норматив прочих производственных расходов в процентах от основной заработной платы производственных рабочих

%

5

13. Норматив внепроизводственных расходов в процентах от производственной себестоимости изделия

%

4

14. Норматив рентабельности в процентах от полной себестоимости изделий

%

25

15. Норматив налога на добавленную стоимость в процентах от оптовой цены изделия

%

20

16. Норматив торговой наценки в процентах от отпускной цены изделия

%

25

17. Норматив налога с продаж в процентах от отпускной цены изделия и величины торговой наценки

%

5

2.2. Расчет полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги)

Исходная цена единицы товара (услуги) определяется с учетом величины затрат на их производство. Для определения величины издержек производства изделия (оказания услуги) составляется калькуляция полной себестоимости по следующим статьям:

1). Сырье и материалы;

2). Основная заработная плата производственных рабочих;

3). Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

4). Отчисления во внебюджетные социальные фонды от начисленной основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;

5). Общепроизводственные расходы;

6). Общехозяйственные расходы;

7). Прочие производственные расходы;

Итого производственная себестоимость

8). Внепроизводственные расходы;

Итого полная себестоимость.

Рассчитаем значения отдельных показателей статей затрат на производство, используя исходные данные, представленные в табл.1.

Статья 1. Сырье и материалы.

Величина затрат на сырье и материалы (Згод. мат. ) определяется по формуле:

Згод. мат. = Зизд. мат. + Визд. год. (1)

где Зизд. мат. - затраты на материалы на одно изделие, р./изд.;

Визд. год. - годовая программа выпуска, изд./год.

Згод. мат. = 20 · 2400 = 48000 (р.) – при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Згод. мат. = 20 · 6600 = 132000 (р.) – при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Статья 2. Основная заработная плата производственных рабочих. Затраты по данной статье включают:

- заработную плату производственных рабочих по сдельным расценкам;

- премии производственных рабочих.

Величина заработной платы производственных рабочих по сдельным расценкам (Зсд . пр.раб. ) рассчитывается по формуле:

Зсд . пр.раб. = Рсд. изд. · Вгод. изд (2)

где Рсд. изд. —величина сдельной расценки на изделие, р./изд.;

Вгод. изд — годовая программа выпуска, изд./год.

Зсд. пр.раб. = 54,48 · 2400 = 130756,63 (р.) – при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Зсд. пр.раб. = 54,48 · 6600 = 359580,72 (р.) – при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Величина сдельной расценки на изделие (Рсд. изд ) определяется по формуле:

Рсд. изд = Чтар.ст. i разряда · Тизд ; (3)

где Чтар.ст. i разряда — часовая тарифная ставка i разряда работы, р./ч;

Тизд — трудоемкость изготовления изделия, ч/изд.

Рсд. изд = 38,92 · 1,4 = 54,48;

Величина часовой тарифной ставки i разряда (Чтар.ст. i разряд ) устанавливается по формуле:

Чтар.ст. i разряд = Чтар.ст 1 разряда · kтар. i разряда ; (4)

где Чтар.ст 1 разряда - часовая тарифная ставка 1 разряда работы, р./ч;

kтар. i разряда -тарифный коэффициент i разряда работы.

Чтар.ст. 3 разряд = 11,45 · 3 = 34,34;

Чтар.ст. 4 разряд = 11,45 · 4 = 45,78;

Величина часовой тарифной ставки среднего разряда работы, выраженного дробным числом (Чтар.ст. i +0, j ) определяется по формуле:

Чтар.ст. i +0, j = Чтар.ст. i + ((Чтар.ст. i +1 - Чтар.ст. i ) / 10) · j; (5)

где Чтар.ст. i - часовая тарифная ставка i разряда, р./ч;

Чтар.ст. i +1 часовая тарифная ставка i+1 разряда, р./ч;

j - дробная часть (десятая доля) среднего разряда работы.

Чтар.ст. i +0, j = 34,34 +((45,78 – 34,34)/10) · 4 = 38,92;

Величина часовой тарифной ставки 1 разряда работы (Чтар.ст. 1 разряда ) устанавливается по формуле:

Чтар.ст. 1 разряда = ЗПмес. мин. / (Fгод. эффект. /12); (6)

где ЗПмес. мин. -минимальный месячный размер оплаты труда работников организации (предприятия), р./мес.;

Fгод. эффект. - годовой эффективный фонд рабочего времени работников организации (предприятия), ч;

Чтар.ст. 1 разряда = 1900 / (1992/12) = 11,45;

Годовая сумма премий производственных рабочих (ПРгод. пр.раб. ) определяется по формуле:

ПРгод. пр.раб. = (ЗПсд. пр.раб. · Рпремии пр.раб. ) / 100; (7)

где ЗПсд. пр.раб. - годовая сумма заработной платы производственных рабочих по сдельным расценкам, р.;

Рпремии пр.раб. - средний размер премий производственных рабочих, %.

ПРгод. пр.раб. = (130756,63 · 30) / 100 = 39226,99 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

ПРгод. пр.раб. = (359580,72 · 30) / 100 = 107874,22 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Таким образом, величина основной заработной платы производственных рабочих (ЗПосн. пр.раб. ) составит:

ЗПосн. пр.раб. = ЗПсд. пр.раб. + ПРгод. пр.раб. ; (8)

где ЗПсд. пр.раб. - заработная плата производственных рабочих по сдельным расценкам, р.;

ПРгод. пр.раб. - годовая сумма премий производственных рабочих, %.

ЗПосн. пр.раб. = 130756,63 + 39226,99 = 169983,61 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

ЗПосн. пр.раб. = 359580,72 + 107874,22 = 467454,94 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Статья 3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

Величина дополнительной заработной платы производственных рабочих (ЗПдоп. пр.раб. ) определяется по формуле:

ЗПдоп. пр.раб. = (ЗПосн. пр.раб. · РЗП.доп. пр.раб. ) /100; (9)

где ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

РЗП.доп. пр.раб. - средний размер дополнительной заработной платы производственных рабочих, %.

ЗПдоп. пр.раб. = (169983,61 · 12) / 100 = 20398,03 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

ЗПдоп. пр.раб. = (467454,94 · 12) / 100 = 56094,59 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Статья 4. Отчисления во внебюджетные социальные фонды от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих

Величина отчислений во внебюджетные социальные фонды от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих (Овн/бюдж.фонды пр.раб. ) рассчитывается по формуле:

Овн/бюдж.фонды пр.раб. = ((ЗПосн. пр.раб. + ЗПдоп. пр.раб. )·Нвн/бюдж.фонды отчисл. )/100; (10)

где ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

ЗПдоп. пр.раб. - дополнительная заработная плата производственных рабочих, р.;

Нвн/бюдж.фонды отчисл. - норматив отчислений во внебюджетные социальные фонды от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих, %.

Овн/бюдж.фонды пр.раб. = ((169983,61 + 20398,03) · 35,6) / 100 = 67775,87 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Овн/бюдж.фонды пр.раб. = ((467454,94 + 56094,59) · 35,6) / 100 = 186383,63 р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Статья 5. Общепроизводственные расходы

Величина общепроизводственных расходов (Ргод. общепроизв. ) определяется по формуле:

Ргод. общепроизв. = (ЗПосн. пр.раб. · Нобщепроизв.расх. ) / 100; (11)

где ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

Нобщепроизв.расх. - норматив общепроизводственных расходов, %.

Ргод. общепроизв. = (169983,61 · 80) / 100 = 135986,89 (р.).

Статья 6. Общехозяйственные расходы

Величина общехозяйственных расходов (Ргод. общехозяйств. ) устанавливается по формуле:

Ргод. общехозяйств. = (ЗПосн. пр.раб. · Нобщехозяйств.расх. ) / 100; (12)

где ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

Нобщехозяйств.расх. - норматив общехозяйственных расходов, %.

Ргод. общехозяйств. = (169983,61 · 70) / 100 = 118988,53 (р.).

Статья 7. Прочие производственные расходы

Величина прочих производственных расходов (Ргод. проч.произв. ) определяется по формуле:

Ргод. проч.произв. = (ЗПосн. пр.раб. · Нпроч.произв.расх. ) / 100; (13)

где ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

Нпроч.произв.расх. - норматив прочих производственных расходов, %.

Ргод. проч.произв. = (169983,61 · 5) / 100 = 8499,18 (р.).

Таким образом, производственная себестоимость годовой программы выпуска изделий (Сгод.вып.изд. произв. ) составит сумму затрат по всем предыдущим статьям калькуляции:

Сгод.вып.изд. произв. = Згод. мат. + ЗПосн. пр.раб. + ЗПдоп. пр.раб + Овн/бюдж.фонды пр.раб. + Ргод. общепроизв. + Ргод. общехозяйств. + Ргод. проч.произв. ; (14)

где Згод. мат. - затраты на сырье и материалы, р.;

ЗПосн. пр.раб. - основная заработная плата производственных рабочих, р.;

ЗПдоп. пр.раб - дополнительная заработная плата производственных рабочих, р.;

Овн/бюдж.фонды пр.раб. –отчисления во внебюджетные социальные фонды от основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих, р.;

Ргод. общепроизв. - общепроизводственные расходы, р.;

Ргод. общехозяйств. -общехозяйственные расходы, р.;

Ргод. проч.произв. - прочие производственные расходы, р.

Сгод.вып.изд. произв. = 48000 + 20398,03 + 20398,03 + 67775,87 + 135986,89 + 118988,53 + 8499,18 = 569632,12 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Сгод.вып.изд. произв. = 132000 + 467454,94 + 56094,59 + 186383,63 + 135986,89 + 118988,53 + 8499,18 = 1105407,77 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Статья 8. Внепроизводственные расходы

Величина внепроизводственных расходов (Pгод. внепроизв. ) устанавливается по формуле:

Pгод. внепроизв. = (Сгод.вып.изд. произв. · Нвнепроизв.расх. ) /100; (15)

где Сгод.вып.изд. произв. - производственная себестоимость годовой программы выпуска изделий, р.

Нвнепроизв.расх. - норматив внепроизводственных расходов, %.

Pгод. внепроизв. = (569632,12 · 4) / 100 = 22785,28 (р.).

Следовательно, полная себестоимость годовой программы выпуска изделий (Сгод.вып.изд. полн. ) составит:

Сгод.вып.изд. полн. = Сгод.вып.изд. произв. + Ргод. внепроизв. ; (16)

где Сгод.вып.изд. произв. - производственная себестоимость годовой программы выпуска изделий, р.

Ргод. внепроизв. - внепроизводственные расходы, р.

Сгод.вып.изд. полн. = 569632,12 + 22785,28 = 592417,40 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Сгод.вып.изд. полн. = 1105407,77 + 22785,28 = 1128193,05 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Полная себестоимость одного изделия (Сизд. полн. ) определяется по формуле:

Сизд. полн. = Сгод.вып.изд. полн. / Вгод. изд. ; (17)

где Сгод.вып.изд. полн. - полная себестоимость годовой программы выпуска изделий, р.;

Вгод. изд. - годовая программа выпуска изделий, ед.

Сизд. полн. = 592417,40 / 2400 = 246,84 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Сизд. полн. = 1128193,05 / 6600 = 170,94 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Затраты на одно изделие по статьям калькуляции (Зизд. i . статьи ) рассчитываются по формуле:

Зизд. i . статьи = Згод.вып.изд. i . статьи / Вгод. изд. ; (18)

где Згод.вып.изд. i . статьи -затраты по i статье калькуляции на годовую программу выпуска изделий, р.;

Вгод. изд. - годовая программа выпуска изделий, ед.

Результаты расчетов затрат на одно изделие по статьям калькуляции приведены в табл.2.

Величина прибыли организации (предприятия) на одно изделие (Пизд. орг.(предпр.) ) составит:

Пизд. орг.(предпр.) = (Сизд. полн. · Низд. рентаб. ) /100; (19)

где Сизд. полн. - полная себестоимость одного изделия, р./изд.;

Низд. рентаб. - норматив рентабельности изделия, %.

Пизд. орг.(предпр.) = (246,84 · 25) / 100 = 61,71 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Пизд. орг.(предпр.) = (170,94 · 25) / 100 = 42,73 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Оптовая цена изделия (Цизд. опт. ) определяется по формуле:

Цизд. опт. = Сизд. полн. + Пизд. орг.(предпр.) (20)

Сизд. полн. - полная себестоимость изделия, р./изд.;

Пизд. орг.(предпр.) - величина прибыли организации (предприятия) на одно изделие, р./изд.;

Цизд. опт. = 246,84 + 61,71 = 308,55 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Цизд. опт. = 170,94 + 42,73 = 213,67 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Налог на добавленную стоимость на одно изделие (НДСизд. ) составит:

НДСизд. = (Цизд. опт. · Низд. НДС ) / 100; (21)

где Цизд. опт. - оптовая цена изделия, р./изд.;

Низд. НДС - норматив налога на добавленную стоимость, %.

НДСизд. = (308,55 · 20) / 100 = 61,71 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

НДСизд. = (213,67 · 20) / 100 = 42,73 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Отпускная цена изделия (Цизд. отп. ) определяется по формуле:

Цизд. отп. = Цизд. опт. + НДСизд. ; (22)

где: Цизд. опт. - оптовая цена изделия, р./изд.;

НДСизд. — налог на добавленную стоимость, р./изд.

Цизд. отп. = 308,55 + 61,71 = 370,26 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Цизд. отп. = 213,67 + 42,73 = 256,41 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Величина торговой наценки (ТНизд. опт. и розн. ) рассчитывается по формуле:

ТНизд. опт. и розн. = (Цизд. отп. · Низд. ТН ) /100; (23)

где Цизд. отп. - отпускная цена изделия, р./изд.;

Низд. ТН — норматив торговой наценки, %.

ТНизд. опт. и розн. = (370,26 · 25) / 100 = 92,57 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

ТНизд. опт. и розн. = (256,41 · 25) / 100 = 64,10 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Величину налога с продаж рассчитывать не будем в связи с отменой данного вида налога в 2004 году.

Розничная цена изделия (Цизд. розн. ) определяется по формуле:

Цизд. розн. = Цизд. отп. + ТНизд. опт. и розн. ; (25)

где Цизд. отп. - отпускная цена изделия, р./изд.;

ТНизд. опт. и розн. -торговая наценка оптовой и розничной торговли,

Цизд. розн. = 370,26 + 92,57 = 462,83 (р.) - при минимальной годовой программе выпуска изделий;

Цизд. розн. = 256,41 + 64,10 = 320,51 (р.) - при максимальной годовой программе выпуска изделий;

Годовой объем прибыли, стоимости произведенной продукции в оптовых, отпускных и розничных ценах, налога на добавленную стоимость и торговой наценки рассчитываются умножением величины соответствующего показателя на одно изделие на годовую программу выпуска изделий по формуле:

Пгод. i = Пизд. i · Вгод. изд. ; (26)

где Пизд. i - величина i показателя на одно изделие, р./изд.;

Результаты расчетов годового объема прибыли, стоимости произведенной продукции в оптовых, отпускных и розничных ценах, налога на добавленную стоимость, торговой наценки приведены в табл.2.

В калькуляции себестоимости изделия при максимальной годовой программе их выпуска общепроизводственные, общехозяйственные, прочие производственные и внепроизводственные расходы на годовую программу выпуска были оставлены на уровне минимальной годовой программы выпуска изделий.

Затраты по остальным статьям калькуляции были рассчитаны в соответствии с методическими указаниями к выполнению расчета себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги).

2.3. Результаты расчета полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги)

Результаты выполненных расчетов себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены изделия сведем в таблицу 2.

Таблица 2

Калькуляция себестоимости оптовой, отпускной и розничной цены изделия

Годовая программа выпуска изделий, ед./год

минимальная -

максимальная -

на из­делие, р./изд.

на про­грамму, тыс.р.

в % к итогу

на из­делие, р./изд.

на про­грамму, тыс.р.

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

1. Сырье и материалы

20

48,00

8,10

20

132,00

11,70

2. Основная заработная плата производственных рабочих

70,83

169,98

28,69

70,83

467,45

41,43

3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8,50

20,40

3,44

8,50

56,09

4,97

4. Отчисления во внебюджетные социальные фонды

28,24

67,78

11,44

28,24

186,38

16,52

5. Общепроизвод­ственные расходы

56,66

135,99

22,95

20,60

135,99

12,05

6. Общехозяйственные расходы

49,58

118,99

20,09

18,03

118,99

10,55

7. Прочие производственные расходы

3,54

8,50

1,43

1,29

8,50

0,75

Итого производственная себестоимость

237,35

569,63

96,15

167,49

1105,41

97,98

8.Внепроизводственные расходы

9,49

22,79

3,85

3,45

22,79

2,02

Итого полная себестоимость

246,84

592,42

100

170,94

1128,19

100

Окончание табл. 2

1

2

3

4

5

6

7

Прибыль

61,71

148,10

42,73

282,05

Оптовая цена

308,55

740,52

213,67

1410,24

Налог на добавленную стоимость

61,71

148,10

42,73

282,05

Отпускная цена

370,26

888,63

256,41

1692,29

Торговая наценка

92,57

222,16

64,10

423,07

Розничная цена

462,83

1110,78

320,51

2115,36

2.4. Анализ полной себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены единицы товара (услуги)

После завершения расчетов себестоимости, оптовой, отпускной и розничной цены изделия при минимальной и максимальной годовой программе выпуска проведем их анализ.

При анализе полной себестоимости рассмотрим изменение ее абсолютной величины и структуры в зависимости от увеличения годовой программы выпуска изделий.

Как видно из таблицы 2, полная себестоимость на единицу товара (услуги) при максимальном годовом выпуске изделий меньше полной себестоимости при минимальном годовом выпуске на 75,90 руб.

Это объясняется тем, при расчете полной себестоимости единицы товара (услуги) при максимальной годовой программе их выпуска общепроизводственные, общехозяйственные, прочие производственные и внепроизводственные расходы на годовую программу выпуска были оставлены на уровне минимальной годовой программы выпуска изделий. Данные расходы относятся к постоянным издержкам предприятия и потому не зависят от объема выпускаемой продукции (товаров и услуг). Следовательно, при максимальной годовой программе себестоимость единицы товара (услуги) меньше.

Также из таблицы 2 можно проследить изменение структуры полной себестоимости при увеличении годовой программы выпуска изделий. Наибольшее изменение можно увидеть в показателе основная заработная плата производственных рабочих: при увеличении годовой программы выпуска ее доля увеличилась с 28,69% до 41,43% в общей структуре полной себестоимости единицы товара (услуги). Это объясняется снижением доли общепроизводственных (с 22,95% до 12,05%), общехозяйственных (с 20,09% до 10,55%), прочих производственных (с 1,43% до 0,75%), а также внепроизводственных расходов (с 3,85% до 2,02%) в общей структуре полной себестоимости единицы товара (услуги).

Вследствие снижения себестоимости единицы товара (услуги) при изменении годовой программы выпуска можно также отметить изменение величины прибыли (величина прибыли на единицу товара (услуги) уменьшилась на 18,98 руб. (с 61,71 до 42,73 руб.)). Однако общая годовая величина прибыли увеличилась на 133,94 тыс.руб. при изменении годовой программы выпуска в сторону увеличения. Розничная цена единицы товара (услуги) при максимальной годовой программе выпуска уменьшилась с 462,83 руб. до 320,51 руб.

В процессе проведения анализа рассчитаем новый уровень оптовой, отпускной и розничной цены изделия исходя из уровня себестоимости изделия при максимальной годовой программе выпуска при условии сохранения величины прибыли на одно изделие на уровне минимального годового выпуска, а также нормативов налога на добавленную стоимость, торговой наценки и налога с продаж. Результаты расчетов представим в таблице 3.

Таблица 3

Калькуляция себестоимости оптовой, отпускной и розничной цены изделия

Годовая программа выпуска изделий, ед./год

минимальная -

максимальная -

на из­делие, р./изд.

на про­грамму, тыс.р.

в % к итогу

на из­делие, р./изд.

на про­грамму, тыс.р.

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

7

1. Сырье и материалы

20

48,00

8,10

20

132,00

11,70

2. Основная заработная плата производственных рабочих

70,83

169,98

28,69

70,83

467,45

41,43

3. Дополнительная заработная плата производственных рабочих

8,50

20,40

3,44

8,50

56,09

4,97

4. Отчисления во внебюджетные социальные фонды

28,24

67,78

11,44

28,24

186,38

16,52

5. Общепроизвод­ственные расходы

56,66

135,99

22,95

20,60

135,99

12,05

6. Общехозяйственные расходы

49,58

118,99

20,09

18,03

118,99

10,55

7. Прочие производственные расходы

3,54

8,50

1,43

1,29

8,50

0,75

Итого производственная себестоимость

237,35

569,63

96,15

167,49

1105,41

97,98

8.Внепроизводственные расходы

9,49

22,79

3,85

3,45

22,79

2,02

Итого полная себестоимость

246,84

592,42

100

170,94

1128,19

100

Прибыль

61,71

148,10

61,71

407,29

Оптовая цена

308,55

740,52

232,65

1535,48

Налог на добавленную стоимость

61,71

148,10

46,53

307,10

Отпускная цена

370,26

888,63

279,18

1842,58

Торговая наценка

92,57

222,16

69,79

460,64

Розничная цена

462,83

1110,78

348,97

2303,22

Из таблицы 3 видно, что при сохранении величины прибыли при максимальной годовой программе выпуска продукции на уровне минимальной годовой программы, оптовая цена увеличится на 18,98 руб., отпускная – на 22,77 руб., розничная цена продукции увеличится на 28,46 руб. и станет равной 348,97 руб. При сохранении величины прибыли на единицу продукции, а также нормативов налога на добавленную стоимость, торговой наценки и налога с продаж при максимальной годовой программе выпуска продукции на уровне минимальной годовой программы, общая величина прибыли увеличится на 125,24 тыс. руб.

Заключение

Цена является одним из основных факторов, влияющих на размер получаемой прибыли, а также на ряд других количественных и качественных показателей рабо­ты предприятия: рентабельность, оборот, конкурентоспособность, долю рынка и т.д. Более того, устанавливая тот или иной уровень цены, предприятие может дос­тичь различных целей в зависимости от сложившейся ситуации на рынке: выжива­емость фирмы, максимизация темпов роста, увеличение объемов продаж, стабили­зация или рост рыночной доли и т.д.

Решения, принимаемые руководством фирмы в области ценообразования, от­носятся к наиболее сложным и ответственным, поскольку они способны не просто ухудшить показатели финансово-хозяйственной деятельности, но и привести пред­приятие к банкротству. Кроме этого ценовые решения могут иметь долговременные последствия для потребителей, дилеров, конкурентов, многие из которых сложно предвидеть и, соответственно, оперативно предотвратить нежелательные тенденции после их проявления.

Это особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение приобретает выбор эффективного метода ценообразования.

В заключение отметим, что, принимая решение о выборе того или иного уров­ня цены, руководству предприятия целесообразно опираться на несколько цен, рас­считанных для одного и того же товара, поскольку это позволит оценить возможно­сти получения прибыли с различных сторон: исходя из спроса на товар, качества продукции, воспринимаемой ценности товара потребителем, уровня затрат на про­изводство - и выбрать оптимальный уровень цены в сложившейся рыночной ситу­ации.

Список используемой литературы

1. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. – М.: Финстатинформ, 1995. – 187с.

2. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование: Учеб.пособие. – М.: Экспертное бюро, 2001. – 64с.

3. Зайцева О.П. Механизм антикризисного управления в потребительской кооперации. – Новосибирск.: СУПК., 1998. – 104 с.

4. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник для вузов. – Мн.: Выш. шк., - 1995. – 416 с.

5. Либерман И.А. Цены и себестоимость продукции. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 301 с.

6. Пирожкова Н. Проблемы ценообразования и учет затрат // Бух.учет. – 1995. - №1. – с.12-16.

7. Рацкий К.А. Экономика потребительской кооперации: Учеб. Для вузов. - М .: Экономика, 1999. – 364 с.

8. Семионкина И.Л. Потребительские кооперативы в системе некоммерческих организаций: статус, правовое положение и налогообложение // Бюджет. и некоммерч. организации. – 1997. - №8. – С. 56 – 71.

9. Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: ЭКМОС, 2001. – 223с.

10. Ценообразование: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. И.К.Салимжанова. – 2-е изд., доп. – М.: АО «Финстатинформ», 2000. – 159с.

11. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Проф. О.И. Волкова. — М.: ИНФРА-М, 2001. – 478 с.

12. Экономика и статистика фирм. 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 298 с.