Реферат: Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Название: Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуациях Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственный университет природы, общества и человека "Дубна" Кафедра системного анализа и управленияРеферат по безопасности жизнедеятельности на тему: Законодательное регулирование поведения человека в чрезвычайных ситуацияхВыполнил: студент группы 2061 Тарский Ф.Н. Преподаватель: Хозяинов М.С. Дубна, 2000 г. Чрезвычайная ситуация – это положение, которое сложилось в результате аварии, природного явления или иного бедствия, которые сопровождаются человеческими жертвами, материальными потерями или ущербом для природной среды. Это определение, на мой взгляд, достаточно верно характеризует сущность чрезвычайной ситуации. С развитием цивилизации, с применением всё более новых технологий, прогрессом научных исследований постоянно возрастает угроза техногенных катастроф. На территории страны имеется большое количество складов с запасами горючих, взрывчатых, сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ. Кроме того, имеется огромное количество химического и бактериологического оружия. Все эти запасы долгое время хранятся без надлежащей ревизии и утилизации, хранилища нередко находятся в аварийном состоянии. Износ оборудования часто превышает допустимые нормативы: так, например, отслужили свой срок 40% трубопроводов для перекачки газа и нефти. Зоной повышенной опасности являются транспортные коммуникации, объекты электроэнергетики. Считается, что в опасных зонах проживает 30% населения, в чрезвычайно опасных – 10%. В частности, город Дубна относится к такого рода опасным зонам: здесь имеются определённые запасы радиоактивных веществ, обеспечивающих работу ядерного реактора Объединённого Института Ядерных Исследований; имеется плотина, которая удерживает огромные запасы воды Московского моря (Иваньковского водохранилища). В условиях низкой технологической дисциплины, хронической нехватки финансовых и материальных ресурсов для поддержания основных фондов в рабочем состоянии, возрастает вероятность массовых аварий, техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций. Все чрезвычайные ситуации можно подразделить на локальные , местные , территориальные , региональные, федеральные и трансграничные . Критериями подобной классификации чрезвычайных ситуаций являются: численность пострадавшего населения, размер материального ущерба, а так же границы зон распространения поражающих факторов. Однако социальный резонанс зависит очень часто не от числа пострадавших, а от условий, при которых произошла катастрофа. В качестве примера можно привести атомную подводную лодку "Курск", затонувшую в августе 2000 года, в результате аварии на которой погибло 118 человек. В результате многочисленных терактов, совершаемых на территории нашей страны, техногенных аварий и природных катаклизмов гибнет больше людей, однако эти события не получают столь широкого освещения в средствах массовой информации. Постановлением правительства РФ от 9 марта 1996 г. №349 утверждены нормативы для классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Критерии классификации чрезвычайных ситуаций:
К трансграничным относятся такие чрезвычайные ситуации, поражающие факторов которых выходят за пределы страны, или которые возникают за рубежом и затрагивают территорию страны. Принято различать чрезвычайные экологические ситуации и экологические бедствия. Территория объявляется зоной чрезвычайной экологической ситуации , указом президента РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы, если в ней в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию генетического фонда растений и животных.[1] Участки территории, где произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, называются зонами экологического бедствия . Особое значение имеет профилактика, попытка предотвратить наступление чрезвычайных ситуаций. Для этого проводятся особые мероприятия и устанавливаются нормы и правила поведения. Так, в области обращения с ядерными материалами предусматривается комплексное решение проблем, связанных с их получением, использованием, физической защитой, регистрацией и учётом. На всей территории нашей страны осуществляется государственный контроль за радиационной обстановкой. Все ядерные материалы подлежат государственному учёту и контролю на различных уровнях государственной власти. Государство регулирует так же безопасность при использовании атомной энергии при помощи специально уполномоченных на то федеральных органов исполнительной власти. Они вводят в действие нормы и правила в области использования атомной энергии, осуществляют надзор за их исполнение, проводят экспертизу ядерных установок, применяют меры административного воздействия и выполняют другие функции, связанные с обеспечением безопасности при использовании атомной энергии. На федеральном уровне государственный учёт и контроль ядерных материалов осуществляют Министерство по атомной энергии (Минатом России) и Министерство обороны РФ. На ведомственном уровне эти функции выполняют федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном распоряжении которых находятся ядерные материалы. На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, из учёт и контроль осуществляет её администрация. Надзор же за самой системой учёта и контроля ядерных материалов для использования в мирных целях осуществляет Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Государственный таможенный комитет РФ контролирует перемещение ядерных материалов через таможенную границу. Особо подчёркивается, что вмешательство в деятельность эксплуатирующей организации в части использования ядерной установки не допускается. При потере управления некоторыми частями ядерной установки может наступить серьёзная радиационная авария, что н просто нежелательно, а просто недопустимо. В организациях, где теоретически возможны подобные аварии, обязательно должен быть план мероприятий по защите работников и населения, а так же средства для ликвидации аварий. В качестве профилактики проводятся мероприятия по обеспечению правил, норм в области радиационной безопасности, информирование населения о радиационной обстановке, его обучение в области радиационной безопасности. Проблемы экологической безопасности возникают в связи с изменениями климата, а так же производственной деятельности человека. Изменение климате ведёт к крупномасштабным негативным последствиям во всех областях деятельности. В нашей стране весьма уязвимыми к изменению климата являются сельское, лесное и водное хозяйства. В 1992 году была проведена специальная конференция ООН, посвящённая окружающей среде и развитию. В её результате была подписана конвенция об изменении климата, подписанная многими странами, в том числе и Россией. Цель её заключается в том, чтобы добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Деятельность человечества в начале XXI столетия приводит к стремительному повышению концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, что вызывает угрозу разрушения её озонового слоя и резкого изменения климата, в частности, глобального потепления. Для снижения угрозы глобального экологического кризиса необходимо повсеместно значительно сократить выброс в атмосферу вредных газов. Ответственность за снижение таких выбросов должна быть разделена между всеми членами мирового сообщества, существенно различающимися по многим параметрам: уровню промышленного развития, доходу, социальной структуре и политической ориентации. В силу этих различий неизбежно возникает вопрос, в какой степени национальное правительство должно контролировать выбросы в атмосферу. Дискуссионность данной проблемы усиливается ещё и тем фактом, что до настоящего времени не достигнуто согласия по вопросу о воздействии на окружающую среду возрастающего парникового эффекта. Однако растёт понимание того, что с учётом угрозы глобального потепления со всеми вытекающими из этого разрушительными последствиями ограничение вредных выбросов в атмосферу становится задачей первостепенной важности.Реализуемая федеральная целевая программа "Предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий" должна обеспечить выполнение обязательств России по конвенции ООН, чтобы предотвратить отрицательные последствия в результате изменения климата. Всестороннее обеспечение этой программы обеспечивает Федеральная служба России по гидрометеорологии мониторингу окружающей среды. Создание предусмотренных программой систем контроля, мониторинга, анализа и прогнозирования позволит обеспечить органы государственной власти и отрасли экономики достоверной информацией для принятия хозяйственных решений, уменьшающих или исключающих отрицательные последствия изменения климата. Чрезвычайные ситуации ликвидируются соответственно их уровню и значению: локальная – силами и средствами предприятия или организации, на территории которых они произошли; местная – при помощи органов местного самоуправления; территориальная – органов исполнительной власти субъекта РФ. Ликвидация трансграничной чрезвычайной ситуации осуществляется по решению Правительства РФ в соответствии с нормами международного права и международными договорами. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных работ. Однако ещё до наступления самой чрезвычайной ситуации к её появлению необходимо подготовиться: заблаговременно должны создаваться резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации и поддержания жизнеобеспечения людей. Сюда входят: - продовольствие; - пищевое сырьё; - медицинское имущество; - медикаменты; - транспортные средства; - средства связи; - строительные материалы; - топливо; - средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы.[2] Резервы всех необходимых вещей создаются исходя из прогнозируемых видов и масштабов чрезвычайных ситуаций, предполагаемого объёма по работ по их ликвидации, максимально возможного использования сил и средств по следующим уровням управления: - Федеральный резерв в составе государственного материального резерва – решением Правительства РФ; - Резервы федеральных органов исполнительной власти; - Резервы субъектов РФ – решением органов исполнительной власти субъектов РФ; - Местные резервы – решением органов местного самоуправления; - Объектовые резервы – решением администраций предприятий, учреждений. Номенклатура и объёмы резервов, а так же контроль за созданием, хранением, использованием и их восполнением устанавливаются создавшим их органом. Размещаются резервы на объектах, предназначенных для их хранения, откуда возможна их оперативная доставка в зоны чрезвычайных ситуаций резервы используются при проведении аварийно-спасательных и иных неотложных работ по устранению непосредственной опасности для жизни и здоровья людей, для развёртывания и содержания временных пунктов проживания и питания пострадавших граждан, оказание им единовременной материальной помощи и иных первоочередных мероприятий, связанных с обеспечением жизнедеятельности пострадавшего населения. Финансирование издержек по созданию, использованию и восполнению ресурсов осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств федеральных органов исполнительной власти, собственных средств предприятий, учреждений. При ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий производятся экстренные поставки материальных ресурсов. Для этого используются средства банков под гарантию Правительства РФ при расчётах за формирование, закупку, доставку, хранение и страхование материальных ценностей, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. От имени Правительства гарантии по возврату средств банков предоставляет Минфин России в пределах ассигнования на эти цели, предусмотренных в федеральном бюджете. Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) совместно с Государственным комитетом РФ по государственным резервам (госкомрезерв России) ежегодно определяет перечень предприятий – поставщиков в государственные резервы материальных и продовольственных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом таможенное оформление товаров при их ввозе вывозе осуществляется в приоритетном порядке. Гражданам, лишившимся жиля в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, выдаются государственные жилищные сертификаты. Сертификат является именной необращающейся ценной бумагой и отчуждению в какой-либо форме не подлежит. Выпуск сертификатов осуществляется в течение двух месяцев с момента чрезвычайной ситуации на основании решения Правительства РФ, данных МЧС России и органа исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого сложилась чрезвычайная ситуация. Органы исполнительной власти субъектов РФ должны обеспечить предоставление жилья гражданам, лишившимся его в результате чрезвычайных ситуаций, в трехмесячный срок со дня получения ими жилищного сертификата. Срок предъявления сертификата для получения жилья устанавливается в течение года с даты его выдачи. Погашение государственных жилищных сертификатов осуществляется за счёт средств, предусматриваемых на эти цели в государственном бюджете и в составе резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Минфин России компенсирует органу исполнительной власти субъекта РФ стоимость общей стоимости жилья, предоставляемой владельцу сертификата. Сумма компенсации определяется исходя из размера предоставляемой площади и сложившейся в районе на момент выпуска сертификатов средней стоимости 1 м2 общей площади вынужденным переселенцам выдаётся долговременная беспроцентная возвратная ссуда на строительство ли приобретение жилья. В качестве примера можно сказать, что в целях оказания помощи сельскохозяйственным производителям в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в 1996 г. выделено за счёт общих выплат для сельского хозяйства из федерального бюджета 1477,3 млрд. рублей. В зоне экологической чрезвычайной ситуации на время преодоления её последствий приостанавливается работа предприятий, учреждений, цехов, оборудования, оказывающих неблагоприятное влияние, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные мероприятия по воспроизводству природных ресурсов. В зоне экологического бедствия прекращается деятельность сельскохозяйственных объектов, кроме связанных с обслуживанием местного населения, запрещается строительство новых объёктов, существенно ограничиваются все виды природопользования. Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера производится за счёт средств предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности средств, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации могут обратиться с просьбой в Правительство РФ с просьбой о выделении средств из резервного фонда правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства РФ, в котором указывается размер необходимой суммы и цели её расходования. Средства из резервного фонда выделяются органам исполнительной власти РФ и субъектов РФ для финансирования аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ, закупки материальных ресурсов для жизнеобеспечения пострадавшего населения, оказание единовременной материальной помощи, погашение государственных жилищных сертификатов и некоторые другие нужды. В целях повышения оперативности проведения неотложных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуации на бюджетный счёт МЧС России начисляется оперативный резерв финансовых средств в размере не менее 0,1% установленного в федеральном бюджете объёма резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Средства оперативного резерва расходуются по целевому назначению. Финансирование последующих мероприятий по восстановлению объектов экономики и территорий, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, осуществляется за счёт собственных средств организаций, соответствующих бюджетов и других источников, а в необходимых случаях – за счёт государственных инвестиций, предусматриваемых в федеральном бюджете. Органами управления чрезвычайными ситуациями являются МЧС России с региональными центрами по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям, Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы). Положение о министерстве Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 1994 г. № 457. Создана всероссийская служба медицины катастроф. Главной её задачей является организация и своевременное оказание пострадавшему населению необходимой медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в чрезвычайных ситуациях. В Службу функционально входят соответствующие службы федеральных органов исполнительной власти. Формируются региональные и территориальные центры медицины катастроф. В составе Федеральной авиационной службы России образована Служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов гражданской авиации. Она осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции по организации и проведению поискового, аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полётов. Органами повседневного управления являются пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям всех уровней, дежурные диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.6 В соответствии с Законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" создается единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ( РСЧС). Она состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней: федеральный, региональный , территориальный, местный и объектовый. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и отраслей экономики. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий. Каждый уровень РСЧС имеет координирующие и постоянно действующие органы управления, силы и средства, резервы материальных и финансовых ресурсов, системы связи. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются различные режимы функционирования РСЧС: повседневной деятельности, повышенной готовности, чрезвычайной ситуации. Финансирование РСЧС осуществляется на каждом уровне за счёт соответствующего бюджета и средств предприятий. Организационно-методической руководство планированием действий РСЧС осуществляет МЧС России. Утверждён порядок сбора информации о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Информация содержит сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях. Она используется для принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и своевременного оповещения населения. МЧС России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает Программу страхования и перестрахования рисков от крупных промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Нельзя не отметить, что несмотря на всю теоретическую проработанность и отлаженность системы предотвращения чрезвычайных ситуаций в нашей стране, происходят они постоянно. В связи с этим автор реферата считает необходимым улучшить базовую подготовку людей в области безопасности жизнедеятельности. Достигнуть этого можно прежде всего при помощи усиления воспитания ответственного сознания граждан, при котором каждый человек будет чётко знать, как действовать в той или иной чрезвычайной ситуации. Список литературы: 1. Дружинин В.Ф., Мотивация деятельности в чрезвычайных ситуациях, М., 1996. 2. Ерофеев Б.В., Эколгическое и земельное право, М., 2000 3. Кривошеин Д.А., Экология и безопасность жизнедеятельности, М., 2000. 4. Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997. [1] Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997 [2] Пикулькин А.В., Система государственного управления, М., 1997 |