Реферат: Жизнедеятельность человека и Хартия Земли
Название: Жизнедеятельность человека и Хартия Земли Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат |
Жизнедеятельность человека и Хартия Земли Введение.......................................................................................................... 3 1. Человек в жизненном цикле........................................................................ 4 1.1. Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания"...................................................................................................................... 5 1.2. Взаимодействие человека со средой обитания.................................... 6 2. Хартия Земли - устойчивое развитие......................................................... 7 2.1. Принципы Хартии Земли и их реализация.......................................... 8 Заключение.................................................................................................... 17 Список литературы....................................................................................... 18 Человек существует в процессе жизнедеятельности, непрерывном взаимодействии со средой обитания в целях удовлетворения своих потребностей. Жизнедеятельность — это повседневная деятельность и время отдыха человека. Она протекает в условиях, создающих угрозу для жизни и здоровья человека. Жизнедеятельность характеризуется качеством жизни и безопасностью. Деятельность — это активное сознательное взаимодействие человека со средой обитания. Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью. Хартия Земли — документ, провозглашающий основополагающие принципы справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Актуальность исследования определяется повышенным интересом народонаселения Земли к результатам жизнедеятельности человека. Целью работы стало изучение вопросов жизнедеятельности человека и основных принципов Хартии Земли. Для раскрытия поставленной цели были поставлены следующие задачи: - Классифицировать условий для человека в системе "человек — среда обитания"; - Раскрыть основные принципы Хартии Земли и пути их реализации. Структура работы: введение, две главы с параграфами, заключение, список использованной литературы. Человек осуществляет деятельность в условиях техносферы или окружающей природной среды, то есть в условиях среды обитания. Среда обитания — это окружающая человека среда, осуществляющая через совокупность факторов (физических, биологических, химических и социальных) прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность человека, его здоровье, трудоспособность и потомство[1] . В жизненном цикле человек и окружающая среда обитания непрерывной взаимодействуют и образуют постоянно действующую систему “человек — среда обитания”, в которой человек реализует свои физиологические и социальные потребности. В составе окружающей среды выделяют природную, техногенную, производственную и бытовую среду. Каждая среда может представлять опасность для человека. В составе окружающей среды выделяют: Природная среда (Биосфера) — область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия (атмосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы). Она обладает как защитными свойствами (защита человека от негативных факторов — разность температуры, осадки), так и рядом негативных факторов. Поэтому для защиты от них человек вынужден был создать техносферу. Техногенная среда (Техносфера) — среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью наилучшего соответствия среды социальным и экономическим потребностям. На современном этапе развития человека общество непрерывно взаимодействовало на среду обитания. Ниже показана схема взаимодействия человека со средой обитания[2] . 1.1. Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания" В 20 веке на Земле возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду. Это привело к частичной и полной деградации. Этим изменениям способствовали следующий эволюционные процессы: - Рост численности населения и урбанизация - Рост потребления энергии - Массовое использование транспорта - Рост затрат на военные цели Классификация условий для человека в системе "человек — среда обитания": - Комфортные (оптимальные) условия деятельности и отдыха. К данным условиях человек приспособлен в большей степени. Проявляется наивысшая работоспособность, гарантируются сохранение здоровья и целостность компонентов среды обитания. - Допустимые. Характеризуются отклонением уровней потоков веществ, энергии и информации от номинальных значений в допустимых пределах. Данные условиях труда не оказывают негативное воздействие на здоровье, но приводят к дискомфорту и снижению работоспособности и продуктивности деятельности. Не вызываются необратимые процессы у человека и среды обитания. Допустимые нормы воздействия закрепляются в санитарных нормах. - Опасные. Потоки веществ, энергии и информации превышают допустимые уровни воздействия. Оказывают негативное воздействие на здоровье человека. При длительном воздействии вызывают заболевания и приводят к деградации природной среды. - Чрезвычайно опасные. Потоки за короткий срок могут нанести травму или привести к смерти, вызывая необратимые разрушения в природной среде. 1.2. Взаимодействие человека со средой обитания Взаимодействие человека со средой обитания может быть позитивным (при комфортном и допустимом состоянии) и негативным (при опасном и чрезвычайно опасном). Многие факторы, постоянно оказывающие воздействие на человека, являются неблагоприятными для его здоровья и активной деятельности. Безопасность можно обеспечить двумя путями: - устранением источников опасности; - повышением защищенности от опасностей, способности надежно противостоять им. Безопасность жизнедеятельности — наука, изучающая опасности, средства и методы защиты от них[3] . Опасность — это угроза природной, техногенной, экологической, военной и другой направленности, осуществление которой может привести к ухудшению состояния здоровья и смерти человека, а также нанесению ущерба окружающей природной среде[4] . Основная цель учения о безопасности жизнедеятельности — защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении комфортных условий деятельности людей, их жизни, защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов. За любой вред человек расплачивается своим здоровьем и жизнью, которые можно рассматривать как системообразующие факторы в системе “человек — среда обитания”, конечный результат ее функционирования и критерий качества окружающей среды. Объектом изучения безопасности жизнедеятельности служит комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек — среда обитания". 2. Хартия Земли - устойчивое развитие Хартия Земли — документ, провозглашающий основополагающие принципы справедливого, устойчивого и мирного глобального общества в XXI веке. Данный документ состоит из 16 принципов, представляющих собой концентрированное выражение концепции устойчивого развития, принятом ООН в качестве базового ориентира[5] . Мы вступили в критический момент истории Земли. Наше время — время выбора. Человечество должно выбрать своё будущее. Будущее таит в себе и большую опасность, и большую надежду. Для того, чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что, несмотря на огромное многообразие культур и форм жизни, мы являемся одной семьей и одним взаимосвязанным мировым сообществом с общей судьбой. Человечество является частью огромной развивающейся Вселенной. Наш дом — планета Земля — существует благодаря уникальному живому сообществу. Силы природы делают наше существование опасным и непредсказуемым приключением, однако, Земля предоставила нам все условия, необходимые для развития жизни. Способность к восстановлению живого сообщества, благополучие людей зависят от сохранения биосферы и всех ее экологических систем, богатого разнообразия растений и животных, плодородной почвы, чистой воды и воздуха. Забота о глобальной окружающей среде, ресурсы которой но бесконечны, является задачей всех народов. 2.1. Принципы Хартии Земли и их реализация I. УВАЖЕНИЕ И ЗАБОТА О ЖИВОМ СООБЩЕСТВЕ 1. Уважать Землю и все живое во всем его многообразии. • Признавать, что все живое на Земле взаимозависимо, и любая форма жизни имеет свою ценность независимо от пользы, которую представляет для человечества. • Верить во врожденное чувство достоинства каждого человека и в интеллектуальный, творческий, этический и духовный потенциал человечества. 2. Заботиться о живом сообществе с пониманием, состраданием и любовью. • Признавать, что право на владение, контроль и использование природных ресурсов предполагает обязанность предотвращать вред, наносимый окружающей среде, и защиту права людей. • Признавать, что с развитием свободы, знаний и возможностей возрастает наша ответственность за улучшение благосостояния людей. 3. Создавать справедливые, открытые для сотрудничества, устойчивые и миролюбивые демократические сообщества. • Обеспечивать со стороны сообществ на всех уровнях гарантию прав человека и его основных свобод и предоставлять каждому человеку возможность полностью реализовывать свой потенциал. • Стремиться к установлению экономической и социальной справедливости, основанной на предоставлении каждому человеку надежных и достаточных средств к существованию, и обеспечению экологически благоприятной среды. 4. Сохранять богатство и красоту Земли для настоящего и будущих поколений. • Признавать, что свобода действий каждого определяется нуждами будущих поколений. • Передавать будущим поколениям ценности, традиции и институты, которые обеспечивают процветание человеческих и биологических сообществ на Земле[6] . Для реализации этих четырех общих принципов необходимы: II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ 5. Защищать и сохранять единство экосистем Земли, уделяя особое внимание биологическому разнообразию и природным процессам поддержания жизни. • Принимать на всех уровнях общества такие планы и правила по устойчивому развитию, которые включали бы в себя как неотъемлемую часть все многообразие аспектов сохранения и восстановления окружающей среды. • Выявлять и сохранять жизнеспособные природные и биосферные резервы, включая неосвоенные земли и водные пространства, для защиты систем жизнеобеспечения Земли, сохранения биоразнообразия и природного наследия. • Поддерживать возрождение находящихся под угрозой исчезновения видов, популяций и экосистем. • Выявлять и искоренять нежизнеспособные или генетически модифицированные организмы, вредные для живых сообществ и окружающей среды данного региона, и предотвращать их внедрение. • Управлять использованием восстанавливаемых ресурсов, таких как чистая вода, почва, лесные и морские ресурсы, и делать это таким образом, чтобы интенсивность их использования не превышала скорость восстановления и чтобы не нарушалась их жизнеспособность. • Управлять добычей и использованием невосстанавливаемых ресурсов, таких как минералы и ископаемые топливные продукты, минимизируя риск их истощения и предотвращая серьезный вред окружающей среде. 6. Использовать в качестве оптимального метода защиты окружающей среды стратегию «предотвращения вреда», а в случае недостатка информации — стратегию «предосторожности». • Избегать действий по нанесению серьезного и необратимого вреда окружающей среде, если имеющаяся научная информация по данным вопросам неполна или неубедительна. • Обязать лица или организации, осуществляющие действия, способные причинить вред окружающей среде, предоставлять доказательства экологической безопасности своих действий и привлекать к ответственности за причиненный ущерб. • Гарантировать, что в процессе принятия решений должны учитываться такие факторы, как кумулятивные, долгосрочные, непрямые, широкомасштабные и глобальные последствия деятельности человека. • Предотвращать загрязнение окружающей среды и накопление радиоактивных, токсичных или любых других отравляющих веществ. • Избегать военных действий, наносящих вред окружающей среде. 7. Применять такие модели производства, потребления и воспроизводства, которые сохраняют регенеративные возможности Земли, права человека и благополучие сообществ. • Сокращать объем материалов, используемых в системах производства и потребления, практиковать их повторное использование и переработку, обеспечивая полную ассимиляцию любых отходов. • Эффективно и экономно использовать энергию, практикуя применение возобновляемых источников энергии, таких как солнце и ветер. • Способствовать разработке и внедрению в эксплуатацию экологически чистых технологий. • Вводить в систему рыночного ценообразования полную стоимость экологической и социальной составляющих цены на продукцию и услуги сферы обслуживания, а также позволить потребителям выбирать продукцию, которая удовлетворяет социальным и экологическим стандартам. • Обеспечивать всеобщий доступ к мерам по охране материнства и ответственного деторождения. • Способствовать формированию таких жизненных укладов, которые бы соотносили качество жизни и потребляемые материальные блага с возможностями нашего, имеющего пределы, мира[7] . 8. Продвигать изучение экологической стабильности и осуществлять открытый обмен информацией в этой области и ее повсеместное применение на практике. • Поддерживать международные исследования и техническое сотрудничество в области устойчивого развития, уделяя особое внимание потребностям развивающихся государств. • Уважать и сохранять традиционные знания и духовную мудрость, присущие разным культурам, которые способствуют защите окружающей среды и благополучию человека. • Обеспечивать свободный доступ к информации, в том числе генетической, жизненно важной для здоровья человека и сохранения окружающей среды. III. СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ 9. Рассматривать искоренение нищеты как этический, социальный и экологический императив. • Гарантировать право каждого человеке на доступ к незагрязненной питьевой воде, чистому воздуху, безопасным для здоровья продуктам питания, незараженной почве, право на жилье с соответствующими санитарными условиями, используя необходимые для этого национальные и международные ресурсы. • Обеспечивать каждого человека знаниями и ресурсами, необходимыми для достижения устойчивых средств к существованию, а также создавать специальные системы социальной защиты для тех, кто не может обеспечивать себя самостоятельно. • Признавать отверженных, защищать уязвимых, помогать страдающим и уважать их право развивать свои возможности и реализовывать свои стремления. 10. Следить за тем, чтобы экономическая деятельность и экономические институты на всех уровнях способствовали устойчивому развитию человека в духе справедливости[8] . • Содействовать справедливому распространению материальных благ внутри одного государства и между разными странами. • Поддерживать развивающиеся государства, оказывать им интеллектуальную, финансовую, техническую и социальную помощь, а также освободить их выплаты обременительных международных долгов. • Следить за тем, чтобы вся мировая торговля способствовала устойчивому использованию ресурсов, защите окружающей среды и установлению прогрессивных трудовых стандартов. • Требовать от многонациональных корпораций и международных финансовых организаций прозрачности в их деятельности на благо общества и корректировать последствия их деятельности. 11. Поддерживать справедливость и равенство в отношениях между полами как предпосылку устойчивого развития и обеспечить всеобщий доступ к образованию, здравоохранению и возможностям экономического процветания. • Защищать права женщин и девочек и положить конец насилию, совершаемому против них. • Обеспечивать активную роль женщин во всех сферах экономической, политической, гражданской, социальной и культурной жизни, признавать их как полноправных партнеров, как лиц, принимающих решения, т.е. руководителей, а также лиц, получающих пенсии, страховые премии и пособия, равные с мужчинами. • Укреплять институт семьи и обеспечивать воспитание всех членов семьи в духе любви и безопасности. 12. Поддерживать право каждого человека без исключения на жизнь в такой природной и социальной среде, которая обеспечивала бы поддержку их достоинства, здоровья и духовного благополучия, уделяя особое внимание правам коренных и малочисленных народов[9] . • Искоренять дискриминацию во всех ее проявлениях: по расовой принадлежности, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, вероисповеданию, национальному, этническому и социальному происхождению. • Защищать права коренных народов на их духовность, знания, земли и ресурсы, а также на присущую им практику поддержания средств к устойчивому существованию. • Уважать и поддерживать права молодых людей, предоставляя им возможность играть существенную роль в формировании устойчивых сообществ. • Сохранять и восстанавливать объекты, значимые для культурной и духовной жизни. IV. ДЕМОКРАТИЯ, НЕНАСИЛИЕ И МИР 13.Укреплять демократические институты на всех уровнях, обеспечивать прозрачность и подотчетность в их управлении, включая участие в принятии решений и доступ к правосудию[10] . • Защищать право каждого человека на получение ясной и своевременной информации об экологической обстановке, а также обо всех планах развития и деятельности, которые могут повлиять на его судьбу или вызвать его интерес. • Поддерживать местные, региональные и глобальные гражданские общества и обеспечивать полное участие всех заинтересованных сторон в процессах принятия решений. • Защищать права на свободу, выражая мнений и несогласия, на организацию мирных собраний и организаций. • Институциировать эффективный и своевременный доступ к административному и независимому судебному производству, включая средства судебной защиты против нанесения вреда окружающей среде или угрозы нанесения такого вреда. • Искоренять коррупцию во всех государственных и частных институтах. • Укреплять местные сообщества, предоставляя им возможность заботиться об окружающей среде, и возлагать ответственность за решение экологических проблем на те правительственные инстанции, в которых они могут быть решены с максимальной эффективностью. 14. Вводить в системы формального и неформального образования, ценности и навыки, необходимые для устойчивого развития[11] . • Обеспечивать всех, особенно детей и молодежь, возможностью получить образование, которое будет способствовать их вкладу в устойчивое развитие. • Способствовать вкладу искусства и науки в процесс устойчивого развития. • Усиливать роль средств массовой информации в освещении экологических и социальных проблем. • Признавать важность морального и духовного образования для достижения устойчивого образа жизни. 15.Относиться ко всем живым существам с уважением и вниманием. • Предотвращать проявления жестокости по отношению к домашним животным и ограждать их от страданий. • Ограждать диких животных от длительных или неизбежных страданий при охоте или рыбной ловле. • Предотвращать или уменьшать, по мере возможности ловлю или уничтожение животных, которые не являются целью охоты. 16.Создавать Культуру Толерантности, Ненасилия и Мира. • Поддерживать взаимопонимание, солидарность и сотрудничество между всеми людьми и народами. • Реализовывать стратегии предотвращения насильственных конфликтов и использовать подходы корпоративного решения проблем, экологических конфликтов и других спорных вопросов. • Демилитаризовывать системы национальной безопасности до уровня непровокационной оборонительной позиции и конвертировать ресурсы для мирных целей, включая становление окружающей среды[12] . • Уничтожать ядерное, биологическое и отправляющее оружие, а также любой другой вид оружия массового поражения. • Гарантировать, что использование космического пространства должно служить целям мира и защиты окружающей среды. • Признавать, что мир есть общность, созданная на основе справедливых отношений между людьми и культурами. Формы деятельности разнообразны. Результатом любой деятельности должна быть её полезность для существования человека. Но одновременно с этим любая деятельность потенциально опасна. Она может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к заболеваниям, травматизму и обычно заканчивается потерей трудоспособности или смертью. Как никогда прежде в истории человечества общая судьба и предназначение убеждают нас в необходимости поиска нового пути. Такое обновление может быть достигнуто с помощью принципов Хартии Земли. Для его реализации нам необходимо осознать и принять на себя обязательства распространения ценности и цели Хартии. В жизни часто происходит столкновение приоритетов тех или иных важных ценностей. Это означает, что сделать выбор достаточно сложно. Однако мы должны найти гармонию между разнообразием и единством, свободой и общественным благом, краткосрочными целями и долговременными планами. Каждый человек, семья, организация и сообщество играют свою важную роль. Искусство, наука, религия, образовательные институты, средства массовой информации, деловые круги, неправительственные организации и правительства обязаны разрабатывать и предлагать созидательное управление. Для эффективного управления необходимо взаимодействие между правительством, гражданским обществом и представителями бизнеса. 1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г. 2. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности», 2004 г. №1, с. 4-10). 3. Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2007 г. №2, с. 37-40, №3_c. 37-43). 4. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений (С.В. Белов и др. под общ. Ред. С.В. Белова) М. Высшая школа, 2010. 5. Русак ОН и др., Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие 3-е изд. СПб Изд. «Лань» 2009 г. 6. Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2010 г. 7. Архив журнала «"БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ" http://www.novtex.ru/bjd/. 8. Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ [1] Ушаков и др. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов. М. МГТУ. 2010 г. [2] Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/. [3] Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г. [4] Безопасность жизнедеятельности. Учебник для ВУЗов (СВ. Белов и др. Под общ. Ред. С.В. Белова) 3-е изд. М, Высшая школа. 2010г. [5] Белов СВ. Основные понятия, термины и определения в безопасности жизнедеятельности («Безопасность жизнедеятельности» 2007 г. №2, с. 37-40, №3_c. 37-43). [6] Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/. [7] Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ [8] Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ [9] Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ [10] Архив журнала «"Безопасность жизнедеятельности" http://www.novtex.ru/bjd/. [11] Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ [12] Хартия Земли в России http://www.earthcharter.ru/ |