Реферат: Безопасность жизнедеятельности. Оценка пожароопасной обстановки в населенном пункте
Название: Безопасность жизнедеятельности. Оценка пожароопасной обстановки в населенном пункте Раздел: Рефераты по безопасности жизнедеятельности Тип: реферат |
6.3. Безопасность жизнедеятельности. Оценка пожароопасной обстановки в населенном пункте.6.3.1. Общие сведенияТяжелые последствия для населенных пунктов, промышленных производств, экипажей и судов речного флота, например грузопассажирского судна проекта 26-37, а также морского флота оказывают чрезвычайные ситуации (ЧС), связанные с пожарами. Они наносят огромный материальный ущерб экономике, гибнут и получают травмы сотни, тысячи людей, губительно воздействуют на состояние окружающей среды. Предприятия, плавсредства, объекты, технологические процессы, которые используют, перевозят легко воспламеняющие, горючие жидкости, твердые горючие вещества и т.п. называют пожароопасными. Степень опасности их зависит от количества потенциальной энергии. В соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности объектов (ОПО)", принятом 20.06.97, к пожароопасным объектам относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, хранятся и транспортируются следующие опасные вещества: а) воспламеняющие вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющими; б) окисляющие вещества – вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; в) горючие вещества – жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. В условиях промышленного производства, функционирования технологических процессов, транспортировки пожароопасных веществ при возможных контактах их с окислителем может возникнуть пожар, как в помещениях, так и в отсеках, на палубах судна. Пожар есть неконтролируемый процесс горения, сопровождаемый уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей. Пространство, охваченное пожаром, разделяют на три зоны: активного горения, теплового воздействия и задымления. Зона активного горения характеризуется наличием пламени, раскаленных конструкций, материалов. Пространство вокруг зоны горения, где температура достигает значений, опасных для людей, определяет зону теплового воздействия с ограничением температуры до 60-80°С. Зона задымления определяется выделяемыми при пожаре продуктами сгорания – дымом, который содержит ядовитые вещества, газы: сероводород, окись углерода, формальдегид, угарный газ и т.п. При пожаре в помещениях в верхней части температура наибольшая и может достигать 1000-1200°С, ближе к полу температура значительно снижается. Этим объясняется подъем продуктов сгорания вверх, что вызывает экранирующее действие выделяющего дыма. По времени пожар делят на три фазы. Первая – начальная фаза, которая характеризуется длительностью 5-30 мин. В этой фазе повышается температура, идет подготовка горючих материалов к быстрому воспламенению. Вторая фаза характеризуется интенсивным распространением огня с большей скоростью прироста температуры. Например, скорость распространения огня по поверхности горючей жидкости – спирта достигает 23 м/мин. В третьей фазе – фазе выгорания, температура уменьшается до остывания золы и углей. В помещениях распространение пожара с наибольшей скоростью происходит при движении пламени вверх и меньше вниз. Температура внутреннего пожара характеризуется средней температурой газовой среды (дыма) в помещении, и она меньше температуры пламени – наружного пожара. Пожарная безопасность объектов зависит от степени огнестойкости материалов, т.е. способности оказывать сопротивление воздействию высоких температур. Пределом огнестойкости является развитие пожара – tпрогн , ч в течение которого конструкция сопротивляется воздействию огня, сохраняя эксплуатационные функции. Основными поражающими факторами пожара для людей являются: термическое воздействие и химическое заражение ядовитыми веществами, газами, образующимися при горении. Так, в судовом помещении при окиси углерода с поражающей концентрацией Спор = 2,4 мг/л, время экспозиции (летальный исход) составляет Tэк c = 25 мин; при концентрации С = 6 мг/л – время экспозиции Тэкс = 5 мин. В соответствии с Федеральным Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и постановлением № 66 от 7.09.99 г. Госгортехнадзора РФ объекты, имеющие основные вещества в количествах, указанных в табл. 1 [23], обязаны разрабатывать декларации промышленной безопасности. При разработке указанной декларации производится оценка пожаровзрывоопасной обстановки. 6.3.2. Исходные данные для оценки пожароопасной обстановки в населенном пунктеПри сильном ветре со скоростью – · деревянные дома (на окраине), расстояние между домами – · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками, расстояние между домами Судоремонтный завод включает два административных кирпичных здания с деревянными переборками, расстояние между домами – , площадь здания – , площадь территории – . Длина объекта горения – Для тушения пожара используется вода: · расход воды, подаваемой пожарной охраной, · допустимое время от начала пожара до полного тушения, ; · удельный расход воды для тушения пожара ; · длина фронта пожара Оценка пожароопасной обстановкиПод пожароопасной обстановкой понимается совокупность условий, складывающихся в результате возникновения пожаров в населенных пунктах водного транспорта и т.п. Определяющим в образовании этой обстановки является: · наличие условий для возникновения горения и пожаров; · характер застройки, огнестойкость здания в населенных пунктах; · горючести материалов помещений, объектов; · направление, скорость ветра; · наличие, количество, тип горючих веществ и материалов и др. Определение пожароопасности проведем для наиболее характерных случаев: 1. оценка пожароопасной обстановки в населенном пункте; 2. определение площади, силы и средств тушения пожара. 6.3.3. Оценка пожароопасной обстановки в населенном пунктеПожарная обстановка в населенном районе будет зависеть от характера застройки, огнестойкости зданий, категории пожарной опасности объектов и производств, размещенных на территории. Исходными данными для оценки являются:
Определяем степень огнестойкости зданий промышленных, транспортных помещений и др. объектов с учетом типа, состава веществ, материалов. Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют V степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – ; · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют III степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – . Здания судоремонтного завода: · два административных кирпичных здания с деревянными переборками имеют III степень огнестойкости, время предела их огнестойкости – . Устанавливаем категорию пожарной опасности объекта с учетом характера технологических процессов, типа промышленного производства, характеристики веществ и материалов. Порт: · в порту находится судно, на палубе которого расположен резервуар с нефтепродуктами, поэтому он имеет категорию объекта Б (взрывопожароопасная). Определяем плотность застройки территории из соотношения: где –
площадь зданий, цехов, –
площадь территорий, Здания населенного пункта Мурманск: · деревянные дома на окраине имеют плотность застройки: · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками: Административные здания судоремонтного завода: Определяем вероятность возникновения и распространения пожара – Р % в зависимости от плотности застройки – П %. Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют вероятность возникновения и распространения пожара · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют вероятность возникновения и распространения пожара Административные здания судоремонтного завода имеют вероятность возникновения и распространения пожара Определяем вероятность возникновения и распространения пожара в зависимости от расстояния между зданиями – Здания населенного пункта Санкт-Петербург: · деревянные дома на окраине имеют вероятность возникновения и распространения пожара · кирпичные дома с деревянными оштукатуренными переборками имеют вероятность возникновения и распространения пожара Административные здания судоремонтного завода имеют вероятность возникновения и распространения пожара Скорость распространения пожара в зависимости от скорости ветра и влажности воздуха находятся по графику рис. 6.5. Из графиков видно, что при относительной влажности · скорость пожара населенного пункта с деревянной застройкой составляет ; · скорость пожара населенного пункта с каменными зданиями составляет . Следовательно, в обоих случаях характерна средняя скорость распространения пожара, поэтому требуется срочная эвакуация населения. Рис. 6.5. Зависимость скорости распространения пожара от скорости ветра и влажности воздуха Определение площади, на которой обеспечивается тушение пожара, проводится по формуле: где
– удельный расход воды для тушения пожара. где – время свободного развития пожара, с;
Силы и средства для тушения пожара приближенно оценивают по формуле: где
6.3.4. Определение времени воспламенения горючих веществ и протяженности зон теплового воздействия Протяженность зоны теплового воздействия при горении зданий оценивается по формуле: где – плотность потока собственного излучения пламени пожара; – критическая плотность потока излучения пламени пожара, падающего на конкретный вид горючего вещества;
Протяженность зоны теплового воздействия при горении нефтепродуктов в резервуаре определяется: 6.3.5. Оценка степени поражения человека от горящего резервуара с горючей жидкостью В результате возгорания горючей жидкости при разгерметизации резервуара происходит диффузионное горение образующегося парогазовоздушного облака. Так как эти жидкости и горючие газы находятся под давлением собственных паров, то при горении возникает так называемый «огненный шар», который создает основной тепловой поток – , определяемый соотношением: Для расчетов принимаем: где где
Время существование «огненного шара» , с определяется по формуле: Время достижения болевого ощущения определяется: Для оценки вероятности термического поражения человека с летальным исходом тепловым излучением от горящего резервуара, определяют функцию Ф: Степень термического поражения человека . 6.3.4. Анализ полученных результатов1. В ходе выполнения оценки пожароопасной обстановки в населенном пункте установлено, что наименее огнестойкими являются деревянные дома на окраине, которые имеют V степень огнестойкости и время предела огнестойкости – . Наиболее высокую категорию пожарной опасности имеет порт, где находится судно, на палубе которого расположен резервуар с нефтепродуктами – категория объекта Б (взрывопожароопасная). Грузопассажирское судно проекта 26-37 находится на объекте категории Б. 2. Наибольшую плотность застройки имеют деревянные здания ( 3. Установлено, что при относительной влажности 40% и скорости ветра · скорость пожара населенного пункта с деревянной застройкой составляет ; · скорость пожара населенного пункта с каменными зданиями составляет . Следовательно, в обоих случаях требуется срочная эвакуация населения. 4. Площадь, на которой обеспечивается тушение пожара, составляет 6.3.5. Рекомендации по предотвращению пожара на суднеДля предотвращения пожара на судне проекта 26-37 проводятся пожарно-технические обследования (ПТО). Организация и проведение пожарно-технических обследований судов осуществляется на основании анализа оперативной обстановки и планирования службами Капитана порта, подразделениями морской безопасности. ПТО судов подразделяются на следующие виды: детальные; контрольные; внеочередные и повторные проверки. Детальные пожарно-технические обследования судов проводятся специалистами подразделений морской безопасности совместно с Инспекцией государственного надзора порта (ИГНЛ), не реже одного раза в год, в период нахождения судна в Российском порту, с участием представителя судовой администрации, отвечающего за пожарную безопасность. При проведении детального ПТО должностные лица осуществляют контроль за: а) соблюдением требований и норм пожарной безопасности, а так же выполнением предыдущих актов ИГНП, актов пожарно-технических обследований и проверок судна (для судов река-море - актов речной пожарной инспекцией государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства); б) наличием, состоянием, действием систем и средств противопожарной защиты судов, их соответствие требованиям Международных соглашений и Конвенций по охране человеческой жизни на море, Правилам классификации и постройки судов Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС, регламентное обслуживание, освидетельствование), наличием сертификатов на первичные средства пожаротушения, оборудование и снабжение от предприятий, имеющих на данный вид противопожарных услуг лицензии Государственной противопожарной службы МВД РФ, а также свидетельства о признании РМРС; в) ведением судовой документации по организации и обеспечению противопожарного режима, соблюдением процедур свидетельства управления безопасности судна, в части организации пожарной вахты, готовностью аварийных партий и групп, содержанию, обслуживанию и ремонту противопожарного снабжения, систем и средств противопожарной защиты по заведованию; г) осуществлением мер по обеспечению пожарной безопасности в различных режимах эксплуатации судна; д) проведением профилактической работы, противопожарной пропаганды, обучения и инструктажей судовых экипажей, пассажиров о мерах пожарной безопасности. Результаты детального обследования судов оформляются письменно актом по форме «Акт пожарно-технического обследования судна», с использованием кодовой системы Базы Данных (БД FSC-RU). На основании Акта ПТО инспекция государственного надзора порта принимает решение на выход судна из порта. При проведении контрольных ПТО производится проверка устранения нарушений, выявленных при проведении последнего детального ПТО и (или) нарушений, выявленных при проведении предшествующих внеочередных проверок. При проведении контрольного ПТО должностные лица осуществляют: а) наружный осмотр и проверку исправности систем и средств противопожарной защиты судна, б) проверку наличия соответствующей судовой документации, записей в ней о проведении экипажем или компетентными органами, в установленные сроки, определенных видов проверок, обслуживания и ремонта оборудования, обучения экипажа, в) проверку соблюдения противопожарного режима в судовых помещениях, на палубах и содержание установленного на них оборудования, г) проверку соответствия фактического количества первичных средств пожаротушения, противопожарного снабжения нормам, установленным для данного судна, д) проверку соответствия количества членов экипажа обученных правилам работы в изолирующих дыхательных аппаратах, имеющих практические навыки по приведению в действие стационарных систем пожаротушения, е) проверку знаний вахтенной службы своих служебных обязанностей по стояночному расписанию, по борьбе с пожаром. Более расширенные методы проверки могут быть использованы в случае возникновения у проверяющего сомнений в исправности оборудования и готовности экипажа к тушению пожара. Результаты контрольного ПТО судна должны оформляться соответствующим актом, аналогично порядку оформления результатов детального ПТО, с указанием срока очередного обследования и соответствующего заключения. Внеочередные обследования судов проводятся специалистами подразделений морской безопасности, самостоятельно или совместно с ИГНП, неоднократно (в любое время суток) в период стоянки и исходя из оперативной обстановки на судах и в порт, а также в целях проведения обследования судов при расследовании аварийных и чрезвычайных ситуаций. Повторные обследования – проводятся специалистами подразделении морской безопасности самостоятельно или совместно с ИГНП по заявке капитана судна (агента, судовладельца) после устранения замечаний, указанных в Акте ПТО, выявленных в ходе обследования и отмеченных для устранения до оформления отхода судна. Результаты повторного обследования заносятся в Акт пожарно-технического обследования судна с отметкой о возможности выхода судна в море. 6.3.6. Действия экипажа при пожаре на судне1. Успех борьбы с пожарами на судне проекта 26-37 обеспечивается умелыми организованными действиями членов экипажа в части: · обнаружения и выявления места, размера и характера пожара; установления наличия и эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром; · ограничения распространения пожара по судну: предупреждения возможных взрывов при пожаре; борьбы с огнем и ликвидации последствий пожара. 2. Предотвращение распространения огня и его ликвидация обеспечиваются: · быстрой герметизацией судна; · незамедлительным применением и эффективным использованием первичных средств пожаротушения; · активным вводом на решающем направлении членов аварийной партии с пожарными стволами и их умелыми действиями; · бесперебойной подачей огнетушащих средств и маневрированием водяными и пенными стволами; · вскрытием конструкций для создания противопожарных разрывов путем разборки горючих материалов. 3. По общесудовой тревоге, согласно расписанию по тревогам: · проводится полная или по команде с ГКП частичная герметизация корпуса и надстроек, задраиваются все люки, двери, горловины, иллюминаторы и вентиляционные закрытия; · все стационарные системы пожаротушения и предметы противопожарного снабжения судна приводятся в полную готовность к немедленному действию; при этом количество одновременно действующих пожарных кранов должно выбираться таким образом, чтобы не снижалось давление воды в пожарной системе; · аварийная партия высылает группу разведки в составе двух-трех человек, одетых в снаряжение пожарного для установления фактического положения в районе пожара и одновременно приступают к его тушению принимаются меры по предотвращению распространения пожара и задымления смежных помещений; · шлюпки, оказавшиеся под угрозой огня, по команде с ГКП немедленно спускается. 4. При разведке района пожара устанавливаются место и размеры пожара, наличие людей в горящих помещениях, тип горящих материалов (что горит), пути распространения пожара по судну, опасность пожара для смежных помещений и людей, условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром. 5. Результаты разведки докладываются на ГКП. Дальнейшие действия экипажа по борьбе с пожаром определяются распоряжениями с ГКП. 6. До начала тушения пожара в любом помещении последнее необходимо обесточить. Отключение электроэнергии в районе пожара производится по разрешению или команде ГКП. Электрическое напряжение с главного и других распределительных электрощитов следует снимать только в том случае, когда возникает прямая угроза короткого замыкания и появления более тяжелой аварии. 7. Следует иметь в виду, что в случае возгорания жидкого топлива в судовых помещениях, выделяющиеся газы в смеси с воздухом могут образовать взрывоопасные концентрации. Для предотвращения взрывов горючих газов или паров в закрытых объемах при ведении борьбы с пожаром необходимо: · принять меры по ограничению распространения газов и паров в другие помещения судна; · с разрешения ГКП отключить электрические сети в зоне скопления горючих газов и паров; · снизить взрывоопасную концентрацию газов и паров путем усиления вентилирования отсека, заполнения его воздушно-механической пеной, углекислотой и инертными газами. 8. При распространении взрывоопасных (огнеопасных газов (паров) по судну во избежание взрыва, пожара или поражения людей необходима: · ликвидировать все источники открытого огня; прекратить все грузовые операции; · привести, если возможно, судно на курс, обеспечивающий безопасность членов экипажа и пассажиров от поражения газами. 9. В помещениях, заполненных газами или паром, все работы должны проводиться в соответствующем снаряжении. 10. При наличии пострадавших должна быть обеспечена их эвакуация в безопасное место для оказания им первой медицинской помощи. |