Реферат: Спрос на товар и его характеристика
Название: Спрос на товар и его характеристика Раздел: Рефераты по экономической теории Тип: реферат |
. Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования. Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену в определенный промежуток времени. Спрос, обеспеченный денежными средствами покупателя, называется платежеспособным. На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена . Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот. Обратная связь между ценой и величиной спроса называется законом спроса . Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой спроса , где P (price) - цена, Q (quantity) - количество, величина спроса, d (demand) - спрос. Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене. Кривая наклоняется вниз и вправо, т.к. изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса » (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса ». «Движение самой кривой спроса » происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса ». Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от к . Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от к . Вывод: 1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара. 2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов. К неценовым факторам относят: · Потребительские вкусы; · Число покупателей; · Доход покупателей; · Цены на сопряженные товары; · Ожидания. Рассмотрим их влияние на спрос:
Вывод : когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (например, рост цен на кофе увеличивает спрос на чай). В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки. Вывод: когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность ». Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность. Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов, изменится спрос при изменении цены на 1%. Например, нужно определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10%. Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1%. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12%. Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт A к изменению цены на продукт B. Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности . Коэффициент эластичности спроса по цене определяется как отношение роста объема спроса (%) к снижению цен (%): Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», т.к. цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина. Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой: Качественные товары имеют положительную эластичность, т.к. рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, т.к. рост доходов снижает на них спрос. Предложение товара и его кривая. Предложение – это количество товаров, реализуемое производителем на рынке. Чем выше цена, тем большее количество продукции производители захотят поставить на рынок, и наоборот. Прямая зависимость между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения . Эту зависимость можно изобразить на графике в виде кривой предложения S , где S (supply) – предложение, P (price) – цена, Q (quantity) – количество. В отличие от кривой спроса кривая предложения поднимается вправо вверх. Графически изменение объема предложения выражается в движении «по кривой предложения » SS. «Объем предложения » меняется тогда, когда изменяется только цена товара. Кривая предложения сдвинется вправо от SS к , если при тех же затратах на рынке предлагается больше продукции. Уменьшение же предложения товара сместит кривую предложения влево от SS к . Движение кривой предложения происходит тогда, когда изменяется само предложение под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении предложения ». Вывод: 1. Движение «по кривой предложения» и изменение «объема предложения» происходит под влиянием цены товара. 2. Движение «самой кривой предложения» и «изменение предложения» происходит под влиянием неценовых факторов. Рассмотрим воздействие на предложение неценовых факторов: 1. Цены на ресурсы . Их снижение уменьшит издержки производства и увеличит предложение, т.е. переместит кривую предложения вправо. Повышение цен на ресурсы окажет обратное воздействие. 2. Технология. Ее совершенствование снижает цену на ресурсы и оказывает влияние, рассмотренное в п.1. 3. Налоги и дотации . Повышение налогов увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Кривая перемещается влево. 4. Цены на другие товары . Фирма может сократить производство баскетбольных мячей, если повышается цена на футбольные. Степень изменения объема предложения в зависимости от увеличения цены характеризует эластичность предложения . Она измеряется с помощью коэффициента эластичности предложения (): Предложение неэластично , если изменение цены не вызывает изменения предложения. Предложение считается абсолютно эластичным , когда малейшее изменение цены товара вызывает сокращение предложения до нуля, а малейшее увеличение цены вызывает рост предложения. По возможности фирмы отреагировать на конъюнктуру рынка выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный . В краткосрочном периоде у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение. Это значит, что в краткосрочном периоде предложение абсолютно неэластично. В среднесрочный период фирма использует резервы и увеличивает производство. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля. В долгосрочный период фирма может перестроить производство за счет замены старого оборудования новым. Эластичность предложения в этот период становится максимальной. Вывод: спрос растет, когда цена товара понижается, а предложение увеличивается с ростом цены. Общая закономерность изменения величин спроса на рынке определенного товара в зависимости от величин цен на него называется спросом. Эта закономерность проявляется в том, что какой объем товаров покупатели готовы и способны купить при определенном уровне цены. Зависимость величины спроса от уровня цены описывается первым законом экономики – законом спроса: при повышении цен величина спроса уменьшается, а при снижении цен – возрастает. Спрос на товары зависит от их полезности и цены выбора. Общая закономерность изменения величин предложения на рынке определенного товара в зависимости от изменения величин цен на него называется предложением. Эта закономерность проявляется в том, какой объем товаров продавцы (изготовители) готовы предложить на рынок при определенном уровне цены. Зависимость величины предложения от уровня цены описывается законом предложения: при повышении цен величина предложения возрастает, а при снижении цен – уменьшается. |