Курсовая работа: Поршневой холодильный компрессор АУ-200
Название: Поршневой холодильный компрессор АУ-200 Раздел: Промышленность, производство Тип: курсовая работа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФГОУ ВПО Астраханский Государственный Технический Университет Кафедра холодильных машин Курсовой проект «Поршневой холодильный компрессор АУ-200» по дисциплине: «Компрессорные машины и насосы» Выполнил студент группы ДМГ-41 Паничкин Алексей Владимирович Подпись ФИО Руководитель ________________ _________________________________ Подпись ФИО Оценка пояснительной записки______ _________________________________ Подпись ФИО Курсовая работа допускается к защите _________________________________ Подпись ФИО Оценка курсовой работы____________ Комиссия в составе: _________________________________ Подпись ФИО _________________________________ Подпись ФИО Астрахань 2009г. Содержание Задание на проектирование (исходные данные) Введение. Назначение и области применения компрессоров. Расчетная часть: Глава 1. Основные характеристики заданного прототипа 1.1Описание конструкции компрессора 1.2 Назначение сальника и его значимость в составе и работе компрессора 1.3Технические характеристики компрессора АУ-200 Глава 2. Проверочный теплотехнический расчет компрессора. Построение цикла холодильной машины и определение рабочих параметров цикла: 2.1Тепловой расчет компрессора 2.2.1 Построение цикла ХМ по исходным данным 2.2.2 Определение холодопроизводительности компрессора в стандартном и расчетном режимах 2.2.3 Определение основных параметров ХМ при различных температурах кипения 2.2.4 Определение зависимостей: Q0=f(t0); Ne=f(t0); e=f(t0); Глава 3. Оценка эффективности работы компрессора 3.1Определение эксергетического КПД в расчетном режиме 3.2 Определение зависимости hе=f(e); Заключение. Анализ полученных расчетных технических характеристик Задание на проектирование Исходные данные: Температура кипения в испарителе, -5 °С Температура воды на выходе в конденсатор, 35 °С Холодильный агент, R-717 Компрессор, АУ-200 Узел, сальник Введение Поршневые компрессоры являются наиболее распространенным типом холодильных компрессоров. Их применяют в холодильных машинах производительностью от нескольких десятков ватт до сотен киловатт, а в области малых холодопроизводительностей (до 2 – 3 кВт). Основное преимущество поршневых холодильных компрессоров перед винтовыми состоит в более высокой энергетической эффективности при небольших удельных массах и габаритах более высокие. Технология производства поршневых компрессоров хорошо освоена; трудоемкость изготовления меньше, чем у компрессоров других типов. Конструкция поршневых компрессоров упрощается по мере снижения производительности и допускает удобное соединение электропривода непосредственно с коленчатым валом. Поршневые компрессоры способны работать с более высоким отношением давлений при сжатии в одной ступени. Благодаря сравнительно слабому влиянию режима работы на характеристики можно использован, один и тот же компрессор для работы на разных холодильных агентах. Возможность выполнения компрессора многоцилиндровыми с цилиндрами небольшого диаметра облегчает решение задачи, связанной с уменьшением гидравлических потерь в клапанах. Поршневые компрессора имеют следующие недостатки. Наличие смазочного масла в цилиндрах приводит к попаданию масла в контур холодильной машины, что нежелательно. В механизме движения компрессора имеют место относительно большие износы. При работе поршневых компрессоров возникают в той или степени неуравновешенные силы или моменты, вызывающие вибрации. Клапаны поршневых компрессоров как наименее надежные узлы конструкции является причиной меньшей надежности всей машины в целом. Наличие всасывающих клапанов ограничивает рабочий диапазон поршневых компрессоров значением давления всасывания порядка 20 кПа. Конструкция и технология изготовления поршневых холодильных компрессоров позволяют применять их при температурах кипения до - 100 "С. конденсации до 100 0 С, окружающего воздуха от - 40 до 85 0 С. Эти компрессора способны работать при снижении напряжения в электросети до 0.85 номинала, в условиях вибраций и ударов до 15 g, а также при переменных наклонах фундамента до 45°. Расчетная часть Глава 1.Основные характеристики заданного прототипа 1.1 Описание конструкции компрессора АУ-200 В настоящее время на предприятиях России существующее оборудование серьезно изношено физически и морально, переоснащение холодильных компрессорных отделений на принципиально новые технологии происходит слишком медленно. К тому же аммиачные компрессора являются источником повышенной опасности для окружающей среды. Поэтому они являются объектами особого внимания со стороны сотрудников министерства чрезвычайных ситуаций. Авария компрессора может привести к серьезной экологической ситуации. Работа компрессора АУ-200 в системе холодильной машины заключается в следующем: пары аммиака из испарительной системы засасываются в цилиндры компрессора, сжимаются до давления конденсации, затем поступают в маслоотделитель, где освобождаются от частиц масла. Из маслоотделителя пары попадают в конденсатор, конденсируются, и жидкий аммиак через регулирующий вентиль снова идет в испарительную систему. Этот цикл непрерывно повторяется. Аммиак, использующийся в аммиачных холодильных машинах в качестве рабочего вещества - бесцветный газ с острым специфическим запахом, хорошо растворяющийся в воде. Растворимость его в масле незначительна. В присутствии влаги аммиак разъедает цинк, медь, бронзу и другие сплавы меди. Сальник пружинный, двухсторонний с парой трения графит - сталь. Смазка сальника и шатунных подшипников принудительная, от шестеренчатого масляного насоса. Остальные трущиеся детали смазываются маслом, разбрызгивающимся из торцовых зазоров шатунных подшипников. Всасывающий вентиль, газовый фильтр и фильтр грубой очистки масла встроены в блок-картер. На компрессорах имеются предохранительные клапаны, перепускающие пары аммиака из нагнетательной полости в полость всасывания при разнице в давлениях больше 16 кгс/см2 . Для разгрузки при пуске компрессор имеет перепускную байпасную линию, соединяющую нагнетательную и всасывающую полости. Для контроля давления масла на компрессорах устанавливаются два мановакуумметра: один показывает давление в масляной магистрали, другой - давление в картере. Разность их показаний дает истинную величину давления масла. Компрессоры снабжаются приборами автоматики: 1) реле давления РДА, которое должно отключать электродвигатель при повышении давления нагнетания выше или понижении давления всасывания ниже заданного; 2) реле контроля смазки РКС-1, которое должно отключать электродвигатель при понижении давления масла ниже заданного; 3) электроконтактный термометр ЭКТ-1, который должен отключать электродвигатель при повышении температуры нагнетания выше заданной. Гильзы - чугунные литые. Два посадочных пояска обеспечивают установку гильзы в блок-картер по посадке скольжения. В верхней и нижней частях гильзы по наружной поверхности имеются две канавки для уплотнительных резиновых колец. Верхнее уплотнительное кольцо отделяет всасывающую и нагнетательную полости, нижнее - всасывающую полость и картер. Герметичность уплотнений проверяется при сборке. Четыре фрезерованных окна соединяют рабочую полость цилиндра с полостью всасывания. Нагнетательный клапан уплотняется по притирочному пояску в верхней части гильзы. 1.2 Назначение сальника и его значимость в составе и работе компрессора В бескрейцкопфных компрессорах для уплотнения приводного вращающегося конца вала применяют сальники с кольцами торцевого трения. Наиболее распространены сальники с упругими элементами, например пружинные с уплотнительными кольцами. В настоящее время преобладают пружинные сальники с торцевой парой трения закаленная сталь-композиционный материал на базе графита и упругим уплотнением по валу и масляным затвором. Преимущества таких сальников: простота монтажа и эксплуатации, небольшая трудоемкость изготовления основных деталей и хороший отвод тепла трения маслом, прокачиваемым через сальник. Сальник предназначен для предотвращения попадания аммиака в окружающую среду и осуществления подачи масла от насоса к коленчатому валу. 1.3 Технические характеристики компрессора АУ-200 Конструктивные параметры: Тип___________________________________прямоточный сальниковый; Ход поршня_____________________________________________130 мм; Расположение цилиндров______________________________V-образное; Количество цилиндров_________________________________________4; Частота вращения__________________________________________16 с‾¹; Марка__________________________________________________АУ-200; Диаметр цилиндра________________________________________150 мм; Объем описываемый поршнями_______________________14,7*10² м³/с; Холодопроизводительность_______________________232 кВт (аммиак); Потребляемая мощность___________________________66 кВт (аммиак); Длина_________________________________________________1370 мм; Ширина________________________________________________1320 мм; Высота________________________________________________1100 мм; Масса__________________________________________________1400 кг. Глава 2. Проверочный теплотехнический расчет компрессора. Построение цикла холодильной машины и определение рабочих параметров цикла: 2.1 Тепловой расчет компрессора Исходные данные для расчетного режима t0 = -5 о С – температура кипения tw 1 = + 35 о С – температура воды на входе в конденсатор. Находим температуру конденсации: [1, табл. V-18 стр. 227 ] tk = tw 1 + 5 о С = 35 +4 = 39 о С. 2.2.1 Построение цикла ХМ по исходным данным Рис.1. Цикл холодильной машины. Параметры узловых точек для расчетного режима и для других температур кипения при постоянной температуре конденсации занесены в таблицу 1: Таблица №1
2.2.2 Определение холодопроизводительности компрессора в стандартном и расчетном режимах Стандартные условия: t0 = -15 о С – температура кипения tk = +30 о С – температура конденсации Стандартная холодопроизводительность, кВт: Qo ст =lст qv ст Vh (1) Qo ст =0,73*2144*0,147=230 кВт где lст =0.73– коэффициент подачи компрессора для стандартного режима(tо =-15 о С и tк =+30 о С) [1. стр.57] l-коэффициент подачи находится по графику в зависимости от степени повышения давления. Рис.2 График для определения коэффициента подачи. Степень повышения давления: p = Pk / Po (2) p = 1,25 / 0,24= 5,2 Удельная массовая холодопроизводительность, кДж/кг q0 =i1 -i6 (3) q0 =1445-330=1115 кДж/кг. Удельная объемная холодопроизводительность, кДж/м3 [5. стр. 9] qv = qo / v1 (4) qv = 1115/ 0,52 = 2144кДж/м³. Объем, описываемый поршнями, м3 /с. [5. стр.105] Vh = p*Dп ²Sпzn/4 (5) Vh = 3,14*0,15²*0,13*4*16/4 = 0,147м3 /с Расчетные условия: t0 = -5 о С – температура кипения tk = +39 о С – температура конденсации Расчетная холодопроизводительность, кВт: 1. Qo раб = (Qo ст lраб qv раб )/( lст qv ст ) (6) Qo раб =(230*0,82*2972)/(0,73*2144)=358,1кВт lраб =0.82 при p = 1,875 / 0,36= 5,2 q0 раб =1470-400=1070 кДж/кг qv раб = 1070/ 0,36= 2972кДж/м³. 2. Qo раб =lраб qv раб Vh (7) Qo раб =0,82*2972*0,147=358,2 кВт 2.2.3 Определение основных параметров ХМ при различных температурах кипения Массовый расход рабочего вещества, кг/с [4. стр. 113] Gха = Qo / qo (8) Адиабатная работа, кДж/кг [5. стр. 9] о С lад = i2 – i1` (9) Адиабатная мощность компрессора, кВт: Nад = Gха ×lад (10) Индикаторная мощность в рабочем режиме, кВт: Ni = Nад / hi , (11) где hi = 0,85 — индикаторный КПД [5. стр 106. рис.2.3.] Эффективная мощность, кВт [2. стр114] Nе = Ni /hмех (12) Электрическая мощность, кВт [4. стр 115] Nэл = Ne /hэд (13) где hэд =0,9 – КПД электродвигателя; Эффективный холодильный коэффициент [4. стр133] eе = Qo / Ne (14) по расчетным формулам были получены значения параметров для разных температур кипения и сведены в таблицу 2 Таблица №2
2.2.4 Определение зависимостей холодопроизводительности, мощности и холодильного коэффициента от температуры кипения Зависимость холодопроизводительности от t0: Зависимость эффективной мощности от t0: Зависимость холодильного коэффициента от t0: Глава 3. Оценка эффективности работы компрессора 3.1 Определение эксергетического К.П.Д в расчетном режиме Строим цикл ХМ в диаграмме e-Iв соответствии с заданным расчетным режимом; Рис.3 Цикл ХМ в диаграмме e - I . Определяем эксергетические потери реального процесса сжатии, используя формулу: Dк=Gха ×lад /(hi hэд hмех )-ôe2-1 (15) так как процесс сжатия адиабатный,тогда ôe2-1 =ôi2-1,тогда формулу можно упростить: Dк=Gха ×lад (1/(hi hэд hмех )-1) (16) Определяем эксергетический К.П.Д. реального процесса по формуле: he =(1- Dк/ Nэл )100% (17) Результаты расчетов сведены в таблицу 3 Таблица №3 Значения эксергетического К.П.Д. с учетом потерь
По полученным данным строим график: Так же теоретический эксергетический К.П.Д. можно считать по формуле: he =ete (18) te =(To -To/ с )/To (19) Результаты расчетов сведены в таблицу 4 Таблица №4
3.2 Определение зависимости h е = f ( e ) По полученным данным строим график: Заключение. Анализ полученных расчетных технических характеристик Уменьшение холодопроизводительности компрессора по мере понижения температуры и, соответственно, давления кипения связано: - с увеличением удельного объема пара, образующегося в испарителе; -с увеличением объемных потерь в цилиндрах компрессора (уменьшается коэффициент подачи, т.к. возрастает степень сжатия); -с увеличением потерь в регулирующем вентиле, т.к. увеличивается доля парообразного ХА при дросселировании. Все эти причины ведут к уменьшению массы жидкого агента, всасываемого компрессором в единицу времени, а ведь именно он, испаряясь, совершает полезную работу. Аналогично меняется зависимость холодильного коэффициента от температуры кипения, т.к. он напрямую зависит от холодопроизводительности. График зависимости эксергетического К.П.Д. с учетом потерь является линейным, т.к. в идеале процесс сжатия является адиабатным и приращение эксергии равно приращению энтальпии. В реальности же сжатие является политропным процессом в связи искусственным охлаждением компрессора и точка конца сжатия на графике может смещаться. График зависимости эксергетического К.П.Д. от холодильного коэффициета показывает что эффективность процесса, рассчитанная с учетом энергий различного потенциала может быть больше единицы(e ),а с учетом энергий одного потенциала-всегда меньше единицы(h е ). При этом чем ближе температура кипения к температуре о/с, тем больше К.П.Д процесса. График зависимости мощности от температуры кипения при постоянной температуре конденсации и числе оборотов имеет точку перегиба, т.к. мощность связана через холодопроизводительность с коэффициентом подачи, который в свою очередь тоже на графике зависимости от степени сжатия имеет экстремум. Это связано с тем, что при значительных степенях сжатия на подачу влияют перетечки газа через уплотнительные кольца и клапана, что приводит к уменьшению коэф. подачи, с уменьшением степени сжатия-подача растет до момента, когда на подачу начинает значительно влиять удельный объем всасываемого газа, уменьшающийся по мере увеличения температуры кипения. Список использованной литературы 1. Холодильные компрессоры/ Под ред. А. В. Быкова: Справочник. - М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. -279 с. 2. Холодильные машины / Под общ. ред. Н. Н. Кошкина. Москва. Пищевая промышленность, 1973. - 512 с. 3. Теория и расчет поршневых компрессоров. Пластинин П. И.– М.: ВО «Агропромиздат», 1987. – 271 с. 4. Холодильные машины / Под общ. ред. И. А. Сакуна. - Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1985. - 512 с. 5. Тепловые и конструктивные расчеты холодильных машин / Под общ. ред. И. А. Сакуна. -Л.: Машиностроение,Ленигр.отделение,1987. - 423 с. 6. Л. М. Розенфельд. Примеры и расчеты холодильных машин и аппаратов. - Л.: Госторгиздат, 1960. – 236 с. 7. Тепловые и конструктивные расчеты холодильных машин / Под общ. ред. Н. Н. Кошкина. -Л.: Машиностроение, Ленигр. отд-ние, 1976. - 464 с. 8. Холодильные машины / Под общ. ред. Л. С. Тимофеевского. – С. – Петербург.: Политехника, 1997.-992 с. 9. Руководство по курсовому и дипломному проектированию по холодильным и компрессорным машинам / Под общ. ред. Р.М. Галиева. Москва.:Машиностроение, 1986.-263 с. |