Реферат: Анализ ситуации на рынке потребительского товара услуги
Название: Анализ ситуации на рынке потребительского товара услуги Раздел: Рефераты по коммуникации и связи Тип: реферат |
Содержание ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Раздел 1 «Анализ ситуации на рынке потребительского товара (услуги) 1.1. Общая характеристика предприятия 1.2. Характеристика потребителей данного товара (услуги, магазина) 1.3. Оценка уровня конкуренции на рынке 1.4. Источники полученной информации о предприятии Раздел 2 «Коммуникационная политика предприятия 2.1. Изучение используемых предприятием средств коммуникации и продвижения 2.2. Оценка эффективности программы коммуникаций и продвижения Раздел 3 «Выводы и рекомендации» ВВЕДЕНИЕ В августе 2007 г. агентство DISCOVERY Research Group провело исследование российского рынка парфюмерии и косметики. По оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, объем российского парфюмерно-косметического рынка в 2006 году достиг $7,8 млрд. По данным Российской Парфюмерно-Косметическая Ассоциации потенциальная емкость российского рынка составляет $15-18 млрд., но этот уровень будет достигнут лишь к 2016 - 2017 гг. Прогнозируется, что до 2010 г. средние темпы роста рынка составят 9,8%, а в 2011-2017 гг. снизятся до 6%. Ожидается, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским, и в ближайшие десять лет россияне будут увеличивать долю парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 году приблизится к $100 на человека в год. Значительное влияние на рост и структуру рынка оказывает тенденция к постепенному переходу потребления косметической продукции от дешевых марок к продукции среднего ценового уровня. На данный момент лидерами российского косметического рынка являются глобальные международные компании : Procter & Gamble, L'Oreal, Beiersdorf, Colgate-Palmolive, Unilever, Schwarzkopf & Henkel, Oriflameи Gillette. Многие из западных компаний производят продукцию на территории России, отстраивая новые производственные мощности или размещая заказы на российских предприятиях. Сейчас на долю российских производителей приходится около 40% рынка в стоимостном выражении. Доля российских компаний в товарном выражении, как правило, превышает долю рынка в стоимостных показателях. По имеющимся данным, около 60% специализированной розницы контролируют четыре основных игрока : - «АрбатПрестиж»; - «Л'Этуаль»; - «Douglas Rivoli»; - «IledeBeaute». На долю открытых рынков остается не более 16% объема продаж. Динамично развиваются специализированные парфюмерно-косметические розничные сети, прирост которых достигает 30-40% в год. Одновременно с усилением позиций розницы происходит ослабление влияния на рынок дистрибьюторского бизнеса. Наблюдается тенденция к популяризации формата drugstore, когда косметика реализуется через аптечные сети. Из выше перечисленных лидирующих магазинов парфюмерии и косметики, я в своей работе буду рассматривать магазин », так как этот магазин из всех выше перечисленных находится в нашем городе, и мы время от времени ходим туда за покупками. По этому мне стало интересно посмотреть плюсы и минусы магазина «Л'Этуаль» и провести по нему анализ. Глава 1 «Анализ ситуации на рынке потребительского товара» 1. Общая характеристика предприятия Магазинов «Л'Этуаль», открытых более чем в 120 городах. В них представлены десятки тысяч наименований почти 150 известнейших марок-производителей. Среди партнеров сети такие фирмы, как: - Сhristian Dior; - Guerlain; - Chanel; - Givenchy; - Sisley; - Kenzo; - Estee Lauder; - YSL; - D&G, и многие другие. Компания является эксклюзивным продавцом парфюмерии Lulu Castagnette, а с сентября 2006 года — марок Hylexin и StriVectin, с 2007 - испанской марки LOEWE. Первый бутик «Л'Этуаль» открылся в Москве в сентябре 1997 года (Смоленская площадь, бутик Руслан). На сегодняшний день в городе насчитывается более 115 магазинов а по всей России число магазинов превышает 500! В декабре 1998 года был открыт магазин в Воронеже. Самый крупный магазин в сети Л'Этуаль, находится в Красноярске, его площадь 750 кв.м. В сети«Л'Этуаль» открыто 6 салонов красоты, работающих на лучшем зарубежном оборудовании, использующих косметические средства ведущих мировых марок в области ухода за кожей, и предоставляющих полный спектр косметологических услуг. Это направление сейчас активно развивается особенно в региональных магазинах. Прекрасный дизайн, безупречный узнаваемый стиль с сине-бело-желтой волной логотипа, грамотность и вежливость продавцов-консультантов, и, конечно же, богатый ассортимент продукции и гибкая система скидок, единые для всей сети, сделали ее популярной среди многочисленных клиентов. На сегодняшний день их более 4 миллионов! И количество постоянных покупателей неуклонно растет. Не только этим знаменита сеть «Л'Этуаль» но и особым подходом к покупателю. Она одной из первых ввела в своих бутиках систему самообслуживания, столь популярную во всем мире, отказавшись от прилавков, которые часто психологически мешали клиентам самостоятельно сделать правильный выбор. Как и прежде, клиентов встречают профессиональные консультанты, которые постоянно проходят специальную подготовку на внутренних и международных тренингах, проводимых фирмами-производителями элитной парфюмерии и косметики. В магазинах сети работают косметологи, которые при помощи специального оборудования помогают индивидуально по типам кожи подобрать средства по уходу за лицом и телом, а дипломированные визажисты расскажут о последних тенденциях модного макияжа, подберут цветовую гамму декоративной косметики и сделают бесплатный макияж. В бутиках «Л'Этуаль» постоянно проводятся промо - акции по новой продукции, специальные акции с вручением подарков от фирм-производителей. А также постоянно действует система "подарок на покупку", когда покупателям вручаются ароматы и аксессуары известных марок а также просто маленькие приятные сюрпризы. С 1 декабря 2001 года введена система накопительных дисконтных карт, дающая возможность каждому покупателю увеличивать размер скидки от 5% до 25%, в зависимости от суммы совершенных покупок. Действует клубная система, предполагающая различные поощрительные мероприятия для постоянных клиентов: клубные вечеринки, призы лучшим покупателям и т. д. Летуаль (L‘Etoile) – это звезда! Именно так переводится название этой компании с французского языка. В этом году звезде Летуаль исполняется 10 лет! Компания специализируется на косметике и парфюмерии класса люкс. Наибольшую долю в продажах компании занимает элитная парфюмерия (52,8%), за ней следует декоративная косметика и кремы дорогих марок (35,9%) и лечебная косметика (9,7%). Поэтому лозунг «Л'Этуаль» "Побалуйте себя! " с таким огромным выбором вполне уместен. На сегодняшний день магазины «Л'Этуаль» есть практически в каждом российском городе. Но на этом компания решила не останавливаться и открыть 180 новых магазинов еще в 19 городах. А ведь еще в 2006 г. в сети магазинов «Л'Этуаль» работало 312 магазинов (на конец 2005 г. - 213). Так что «Л'Этуаль» ведет очень активную политику по продвижению на парфюмерно-косметическом рынке и явно не собирается останавливаться на достигнутом. Еще один слоган «Л'Этуаль» звучит так: " Вы влюбитесь в наши новинки". Обзор российского рынка парфюмерии Российский парфюмерно-косметический рынок является одним из крупнейших потребительских рынков в Европе и продолжает динамично развиваться. Объем европейского рынка парфюмерии и косметики в 2004 году составлял примерно 76,4 млрд. долл. Российский рынок занимает 8% европейского рынка и находится на шестом месте по объемам продаж парфюмерно-косметической продукции после таких стран как Франция, Германия, Великобритания, Испания и Италия (по материалам "РБК. Исследования рынков" и агентства Symbol-Marketing, http://marketing.rbc.ru/news/index.shtml?2006/02/26/7126830 и http://www.sostav.ru/news/2004/11/17/ko2/) В последние несколько лет объемы российского рынка растут, но показатели темпов роста снижаются. Так, в 2005 году рост рынка составил 12,9%, в 2004 году –19%, в 2003 году – 20,3% (диаграмма 1). Объем рынка в 2005 году достиг 7 млрд. долларов, что сопоставимо с объемами европейских стран. По оценке компании «Старая крепость», в 2006 году рынок составил примерно 7,9 млрд. долларов, а к 2009 году, по прогнозам специалистов, рынок вырастет на 40%. Диаграмма 1. Динамика объемов российского парфюмерно-косметического рынка в 2000 - 2006 гг., млрд. долл. * *Источник: статья Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325 Сегмент парфюмерии на парфюмерно-косметическом рынке является вторым по величине и одним из наиболее перспективных (диаграмма 2). В настоящее время парфюмерная отрасль является одной из самых быстрорастущих в России, демонстрируя рост не менее 20 % в год. Диаграмма 2. Структура парфюмерно-косметического рынка России**. ** Источник http://www.smoney.ru/article.shtml?2006/08/28/1222 Современный этап развития парфюмерной отрасли начался в 90-е годы, когда в Россию ввозили французские и польские духи, преимущественно недорогие, а также туалетные воды и одеколоны. Позже дистрибуторы перенесли в Россию производство и создали собственные марки. Наиболее динамично развивающимися российскими производителями парфюмерии являются "Фаберлик", "Си Эль парфюм", "Триумф", "Новая заря", и другие. Данные компании привлекают к сотрудничеству западных парфюмеров и дизайнеров, используют современное оборудование и технологии. Первым «именным» парфюмерным брендом в России стали духи "Алла" от певицы Аллы Пугачевой, выпущенные французской фирмой Sogo. Позже в сегменте появились марки «Анжелика Варум», «Marussia» от В. Зайцева, «Лариса Долина», одеколон «Мэр» от Ю. Лужкова, «Valentin Yudashkin», туалетная вода «Мария Шарапова», «de Leri» от певицы Валерии и другие. Кроме этого, на российском парфюмерно-косметическом рынке постепенно расширяется сегмент элитной продукции. Сейчас доля этого сегмента в общем обороте составляет, по разным оценкам, около 15-30%, а через несколько лет может достигнуть 45% от общего объема рынка парфюмерии и косметики. В то же время рост уровня жизни населения и увеличение доли среднего класса в еще большей степени способствует превращению люксовых марок в продукт массового потребления. Доступность люксовых товаров также повышают розничные сети, применяющие дисконтные системы, которые позволяют постоянным покупателям экономить от 5 до 25% стоимости товара (по материалам агентства Symbol-Marketing, http://www.sostav.ru/news/2004/11/17/ko2 , http://www.atlant.ru/opt/stati_2430.htm и http://www.atlant.ru/opt/stati_2308.htm). По данным ЭМГ «Старая крепость», наибольшую долю по числу продаж парфюмерно-косметической продукции занимают универмаги и специализированные магазины (30% и 24% соответственно, диаграмма 3). Эти дистрибуторы активно ведут борьбу за покупателя, используя рекламу и PR, а также программы привлечения и удержания клиентов. Диаграмма 3. Доли каналов дистрибуции на российском парфюмерно-косметическом рынке* *Источник: статья Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325. Преимущество универмагов для потребителя - возможность закупить в одном месте все необходимое: продукты, косметику, бытовую химию, одежду. С появлением у нас западных компаний около 80% специализированной розничной продажи косметики и парфюмерии России контролируют основные его магнаты -"Арбат Престиж", "Л'Этуаль", "ILE DE BEAUTE". Крупными игроками рынка являются также: «Дуглас-Риволи», Rive Goche (принадлежит питерской компании «Парфюм-Стандарт»), Brocard (принадлежит немецкой Brocard Group Ltd.), «Мак-Дак», «Южный двор». Сеть «Арбат Престиж» состоит из 28 магазинов, из них 20 в Москве, 6 в Санкт-Петербурге, 2 – в регионах. Это единственная в России сеть, открывающая парфюмерные гипермаркеты площадью свыше 1 тыс. кв. м. В «Арбат Престиже» самый большой выбор косметических и парфюмерных марок – около 350 (диаграмма 4). Сеть парфюмерно-косметических магазинов «ЛЭтуаль» насчитывает 250 магазинов в 52 регионах. Сеть объединяет небольшие магазины с более дорогим ассортиментом продукции, но меньшим количеством марок: сейчас в «ЛЭтуаль» представлено 150 марок (диаграмма 4). «ILE DE BEAUTE» насчитывает 53 магазина, 40 из них – в регионах, 13 в Москве. В сети представлены все крупнейшие бренды (260 марок). В 2005 году «ILE DE BEAUTE» продемонстрировала такую же высокую динамику, как и «ЛЭтуаль» Диаграмма 4. Количество представленных марок в крупных розничных сетях парфюмерии и косметики, шт.* * Источник: статья Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325 По результатам исследования, проведенного ROMIR Monitoring, данные сети не только контролируют большую долю рынка, но и являются наиболее популярными у москвичей (диаграмма 5). Диаграмма 5. Узнаваемость брендов парфюмерных сетей в Москве *** *** Источник: обзор «Парфюмерные сети: предпочтения москвичей», исследовательский холдинг ROMIR Monitoring, http://www.sostav.ru/news/2006/08/24/1romir Так, «Арбат престиж» знают 73% москвичей, «ЛЭтуаль» - 58%, ILE DE BEAUTE – 13%. Доли остальных сетевых участников рынка составляют не более 10%. Чаще всего москвичи совершают покупки в «Арбат престиж» - 26% респонднтов, «ЛЭтуаль» - 8%, ILE DE BEAUTE и «Ол!Гуд» – по1% (диаграмма 6). На несетевые магазины приходится около 7%. Диаграмма 6. Предпочтения совершения покупки в парфюмерных сетях в Москве *** *** Источник: обзор «Парфюмерные сети: предпочтения москвичей», исследовательский холдинг ROMIR Monitoring, http://www.sostav.ru/news/2006/08/24/1romir 51% респондентов ответили, что вообще не пользовались услугами парфюмерных магазинов за последние три месяца, а 44% не назвали наиболее часто посещаемую ими парфюмерную сеть. Диаграмма 7. Критерии выбора парфюмерных сетей в Москве *** *** Источник: обзор «Парфюмерные сети: предпочтения москвичей», исследовательский холдинг ROMIR Monitoring, http://www.sostav.ru/news/2006/08/24/1romir Кроме этого, важными критериями являются: широкий ассортимент товаров (28%), наличие товара, который устраивает потребителя (25%), профессионализм продавцов (22%), а также скидки, распродажи, удобство расположения товара на полках, предыдущий опыт покупки, наличие дисконтных карт, уютные, удобные помещения, «фирменность»/ имидж магазина, рекомендации друзей/знакомых. Третий по значимости канал дистрибуции косметики и парфюмерии на российском рынке – прямые продажи, доля которых среди других каналов дистрибуции в составляет 21,6%. (см. диаграмму 3). В данном сегменте российского рынка парфюмерии и косметики доминируют четыре игрока: шведская компания Oriflame, американские Avon и Mary Kay, а также российская компания Faberlic. Создание и развитие сетевых компаний становится серьезной альтернативой классическому распространению товаров через розничные магазины, тем более что прямые продажи традиционно сильнее в регионах России, где довольно сложно достать качественную косметику. Последний год и планы на 2007 год выявляют тенденцию продвижения парфюмерно-косметических сетей в регионы, поэтому у потребителя появляется выбор: приобретать продукцию через каталоги сетевых распространителей или в магазинах (по материалам http://www.unikcom.ru/branding_261.html и статьи Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325). Электронные продажи парфюмерии - динамично развивающийся канал сбыта. По данным Национальной ассоциации участников электронной торговли, рост продаж через интернет в 2005 году вырос на 1000% (с 0,8 до 8 млн. долларов). Интернет – это не только новый канал сбыта, он еще предоставляет возможность оперативной связи с потребителями, являясь средством развития связей с общественностью и получения обратной связи о продукции. Плюсом этого канала сбыта является возможность производителей, продавая парфюмерию on-line, предложить большие скидки, благодаря чему растет лояльность покупателя к брэнду. По мнению экспертов, несмотря на разнообразие каналов сбыта, российский покупатель пока не знаком с такими магазинами, которые бы полностью отвечали его ожиданиям. Факторами эффективного менеджмента должны стать подбор и обучение персонала, использование площади, интерьер, способы организация товара, политика формирования ассортимента, а также стимулирование сбыта на месте продажи (по материалам http://www.sostav.ru/news/2004/11/17/ko2 и статьи Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325). Динамичное развитие рынка и рост доходов населения позитивно сказывается на уровне и модели потребления парфюмерии в России. Формируется культура потребления, складываются определенные приоритеты и предпочтения в запахах. По результатам исследований, целевой группой являются молодые люди до 30 лет, неконсервативные, склонные к новизне, следующие модным тенденциям. Многие покупатели активно знакомятся с новинками рынка посредством электронных и печатных СМИ, консультируются со специалистами, посещают специализированные интернет-ресурсы и салоны красоты. Для эффективного продвижения на рынке парфюмерии необходимо учитывать следующие факторы, имеющие значение для современного покупателя парфюмерной продукции: 1. Регулярное появление новинок. Так, в настоящее время очень популярен Дом Gucci, и все выходящие запахи этой марки сразу попадают в бестселлеры. По данным Российской парфюмерно-косметической ассоциации, до 2010 г. средние темпы роста рынка составят 9,8%, а в 2011-2017 гг. снизятся до 6%. К 2016–2017 годам потенциальная емкость российского рынка достигнет 15–18 млрд. долларов. Данный рост возможен благодаря увеличению благосостояния бедных слоев населения и выхода их в средний класс. Ожидается, что уровень потребления в России будет сближаться с европейским: повышение уровня жизни в ближайшие 3–5 лет приведет к увеличению доли парфюмерно-косметических средств в потребительской корзине, и эта тенденция выйдет за пределы крупных городов и будет заметна и в регионах. В результате этого, по прогнозам, уровень затрат на парфюмерно-косметические средства в 2014 г. приблизится к $100 на человека в год. Кроме этого, в ближайшие годы эксперты прогнозируют постепенное «размывание» деления масс-маркета на нижний, средний и высокий уровень, останется сегмент массовой косметики и люксовой. Часть потребителей будет переходить на люксовый сегмент, обеспечивая его неуклонное развитие. Таким образом, потребление люксовой косметики в России будет также расти, но ежегодный показатель прироста будет снижаться с изменением отношения к парфюмерно-косметической продукции как покупкам статусным и импульсивным. Исключительно важным для роста рынка является развитие дистрибьюторских региональных сетей. Перспективным форматом продаж считаются магазины типа «дрогери», а также формат «drugstore», когда парфюмерно-косметическая продукция реализуется через аптечные сети. Новые форматы постепенно отбирают у специализированных магазинов масс-маркета часть потребителей. С каждым годом все меньшее значение на рынке парфюмерии играют продажи через открытые рынки. Все это свидетельствует о формировании в России цивилизованных форматов торговли, приближении отечественного рынка к мировым стандартам (по материалам http://www.business.dp.ua/cons/data/20060302.htm и статьи Аркадия Зарубина «Дистрибуция косметики и розничные сети», агентство ABARUS Market Research, http://www.salespro.ru/market/325). Основные выводы: • В настоящее время общий парфюмерно-косметический рынок достаточно велик и его развитие эксперты оценивают как очень перспективное. Российский рынок является чрезвычайно привлекательным для иностранных игроков. ММЦ "Москва" |