Дипломная работа: Показательно-степенные уравнения и неравенства

Название: Показательно-степенные уравнения и неравенства
Раздел: Рефераты по математике
Тип: дипломная работа

белгородский государственный университет

КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии

Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства.

Дипломная работа студента физико-математического факультета

Научный руководитель:

______________________________

Рецензент : _______________________________

________________________

Белгород. 2006 г.


Содержание.

Введение 3
Тема I. Анализ литературы по теме исследования.
Тема II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.
I.1. Степенная функция и ее свойства.
I.2. Показательная функция и ее свойства.
Тема III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.
Тема IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.
Тема V. Опыт проведения занятий со школьниками по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».
V. 1. Обучающий материал.
V. 2. Задачи для самостоятельного решения.
Заключение. Выводы и предложения.
Список используемой литературы.
Приложения

Введение.

«…радость видеть и понимать…»

А.Эйнштейн.

В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия.

Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто со­стоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой

Мне довелось решать множество методических задач. Я попы­таюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появ­ляются новые вопросы.

Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт?

И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпи­терами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходи­мостью — и учитель.

В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства.

В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала.

Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1.

Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств.

Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках.

Таким образом тема , моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».

Целями настоящей работы являются:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

3. Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов.

4. Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы.

Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач:

1. Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства».

2. Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств.

3. Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств».

В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем.

План дипломной работы:

Введение.

Глава I. Анализ литературы по теме исследования.

Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.

II.1. Степенная функция и ее свойства.

II.2. Показательная функция и ее свойства.

Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры.

Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.

Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме.

1.Обучающий материал.

2.Задачи для самостоятельного решения.

Заключение. Выводы и предложения.

Список использованной литературы.

В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств».

В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента показательно-степенной функции.

В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется.

В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется.

В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения.

Глава II . Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств.

Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос.

II .1. Степенная функция и ее свойства.

Степенная функция с натуральным показателем. Функ­ция у = х n , где n натуральное число, называется степен­ной функцией с натуральным показателем. При n = 1 получаем функцию у = х, ее свойства:

Прямая пропорциональность . Прямой пропорциональ­ностью называется функция, заданная формулой у = kxn , где число k называется коэффициентом пропорциональ­ности.

Перечислим свойства функции у = kx .

1) Область определения функции — множество всех действительных чисел.

2) y = kx — нечетная функция ( f ( — х) = k ( — х)= — kx = - k (х)).

3) При k > 0 функция возрастает, а при k < 0 убывает на всей числовой прямой.

Гра­фик (прямая) изображен на рисунке II.1.

Рис. II.1.

При n =2 получаем функцию y = х2 , ее свойства:

Функция у —х2 . Перечислим свойства функции у = х2 .

1) Область определения функции — вся числовая прямая.

2) у = х2 — четная функция ( f ( — х) = ( — x )2 = x 2 = f (х)).

3) На промежутке [0; + οο) функция возрастает.

В самом деле, если , то , а это и означает возрастание функции.

4) На промежутке (—оо; 0] функция убывает.

В самом доле, если ,то — х1 > — х2 > 0 , а потому

(—х1 )2 > ( — х2 )2 , т. е. , а это и означает убывание функции.

Графиком функции y 2 является парабола. Этот график изображен на рисунке II.2.

Рис. II.2.

При n = 3 полу­чаем функцию у = х3 , ее свойства:

1) Область определения функции — вся числовая прямая.

2) y = х3 — нечетная функция ( f ( — х) = { — x )2 = — х3 = — f ( x )).

3) Функция y = x 3 возрастает на всей числовой прямой. График функции y = x 3 изображен на рисунке. Он на­зывается кубической параболой.

График (кубическая парабола) изображен на рисунке II.3.

Рис. II.3.

Пусть n — произвольное четное натуральное число, большее двух:

n = 4, 6, 8,... . В этом случае функция у = х n обладаеттеми же свойствами, что и функция у = х2 . График такой функ­ции напоминает параболу у = х2 , только ветви графика при | n | >1 тем круче идут вверх, чем больше n , а при тем «теснее прижимаются» к оси х , чем больше n .

Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = х n обладает теми же свойствами, что и функция у = х3 . График такой функции на­поминает кубическую параболу (только ветви графика тем круче идут вверх, вниз, чем больше n . Отметим также, что на промежутке (0; 1) график степенной функции у = х n тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х , чем больше n .

Степенная функция с целым отрицательным показа­телем. Рассмотрим функцию у = х- n , где n — натуральное чис­ло. При n = 1 получаем у = х- n или у = Свойства этойфункции:

График (гипербола) изоб­ражен на рисунке II.4.

Пусть n — нечетное число, большее единицы,

n = 3, 5, 7, ... . В этом случае функция у = х- n обладает в основном теми жесвойствами, что и функция у = График функции у = х- n (n = 3, 5, 7, ...) напоминает

Рис. II.4.

график функции у = . Пусть n — четное число, например п = 2. Перечислим не­которые свойства функции у = х-2 , т. е. функции y = .

1) Функция определена при всех х0 .

2) y = четная функция.

3) y = убывает на (0; +оо) и возрастает на (—оо;0).

Теми же свойствами обладают любые функции вида y = х- n при четном n , большем двух.

График функции у = изображен на рисунке. Ана­логичный вид имеет график функции , если n = 4, 6, ... .

Функции вида , , обладают теми же свойствами, как и функция .

Степенная функция с положительным дробным показа­телем. Рассмотрим функцию у = х r , где r — положительная несократимая дробь. Перечислим некоторые свойства этойфункции.

1) Область определения — луч [0; + оо).

2) Функция ни четная, ни нечетная.

3) Функция у = х r возрастает на [0; +оо).

Рис. II.5.

На рисунке II.5. изображен график функции Он заключен между графиками функций у = х2 и у = х3 , заданныхна промежутке [0; + оо).

Подобный вид имеет график любой функции вида у = х r , где .

На том же рисунке изображен график функции . Подоб­ный вид имеет график любой степенной функции у = х r , где .

Степенная функция с отрицательным дробным пока­зателем. Рассмотрим функцию у = х- r , где r — положительная несократимая дробь. Перечислим свойства этой функции.

1) Область определения — промежуток (0; + оо).

2) Функция ни четная, ни нечетная.

3) Функция у = х- r убывает на (0; +оо).

Построим для примера график функции у — х таблицу значений функции:

Нанесем полученные точки на координатную плоскость и соединим их плавной кривой (см. рис. II.6.).

Подобный вид имеетграфик любой функции

у = х r , где r — отрицательная дробь.

Рис. II.6.

II . 2. Показательная функция и ее свойства.

Функция, заданная формулой вида у = ах , где а — некоторое положительное число, не равное единице, называется показатель­ной.

1.Функция у = ах при а>1 обладает следующими свойст­вами (см. рис. II.7.):

а) область определения — множество всех действительных чисел;

б) множество значений — множество всех положительных чисел;

Рис. II.7.

в) функция возрастает;

г) при х = 0 значение функции равно 1;

д) если x > 0 , то а x > 1 ;

е) если х < 0 , то 0 < ах < 1 .

3. Функция у = ах при 0<а< 1 обладает следующими свойст­вами (см. рис. II.8.):

а) область определения D ( f )= R ;

б) множество значений E ( f )= R + ;

в) функция убывает;

г) при х = 0 значение функции равно 1;

д) если х > 0, то 0 < ах < 1 ;

е) если х < 0 , то ах > 1 .

Рис. II.8.


Глава III . Решение показательно-степенных уравнений, алгоритмы и примеры.

Так называются уравнения вида , где неизвестное находится и в показателе и в основании степени.

Можно указать совершенно четкий алгоритм решения уравнении вида . Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей То - есть все корни уравнения будут корнями уравнения f ( x ) = g ( x ) Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f ( x ) и g ( x ) выражения а(х) f ( x ) и

а(х) g ( x ) теряют смысл. То - есть при переходе от к f ( x ) = g ( x ) (при и могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно.

Итак, для полного решения уравнения рассматриваем случаи:

1. а(х) = О . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f ( x ) и g { x ) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет

2. а(х) = 1 . Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения.

3. а(х) = -1 . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f ( x ) и g ( x ) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные) , то это решение. В противном случае, нет

4. При и решаем уравнение f ( x )= g ( x ) и подстановкой полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни.

Примеры решения показательно-степенных уравнений.

Пример №1.

Решение

1)x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 32 > 0, то x1 = 3 - это решение.

2)x – 3 = 1, x2 = 4.

3)x – 3 = -1, x = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 1.

4)x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2 , x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1.

Ответ: 0, 1, 2, 3, 4.

Пример №2.

Решение

По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1.

1)x – 1 = 0 или x = 1, = 0, 00 это не решение.

2)x – 1=1 x 1 =2.

3)x – 1 = -1 x2 = 0 не подходит в ОДЗ.

4) =

Д = (-2) – 4*1*5 = 4 – 20 = -16 – корней нет.

Ответ: 2.

Пример №3.

Решение

1) = 0 решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2) ≠ 0 т.е. . Тогда можем записать:

3) = 1. = 0

и

4) = -1 х = 0 или х = 1. При х = 0 = -1. (-1)-1 ≠ (-1)0 . Это не решение. При х = 1 (-1)0 = (-1)0 . Это решение х3 = 1.

5) ≠ 0 и ≠ ±1 имеем = 0, = -1 или

= 1. Эти корни уже учтены.

Ответ: -1, 1, 2.

Пример №4.

Решение

1) При решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

при ,

2) , .

3) , .

, (-1)0 = (-1)0 это решение.

.

4) и

или

При (-4)0 = 1 – верно.

Ответ: -1, 2, 4.

Пример №5.

Решение

1) , , это не решение.

2) , и .

3) отрицательных значений основание не имеет. При и , , ,

х = 5, 315 = 315 – верно. х3 = 5,

х = 2 – не является решением.

Ответ: 1,3,5.

Пример №6

Решение

1) не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1.

2) . или .

3) отрицательных значений не имеет.

4) При ,

, т.к. , то . Проверка 20 = 1 – верно.

Ответ: -1, 1, 2.

Пример №7

Решение

1) , , , . Это решение .

2) , .

3) , , - четное и -3х – четное. Это решение. х2 = -4.

4) и , , , , 4-3 = 4-3 – верно. .

Ответ: -4, -3, -2, 1

Пример №8

Решение

ОДЗ: ,

, ,

и

Все решения принадлежат уравнению =2.

, , и . Оба значения принадлежат к ОДЗ.

Ответ: -4, -1.

Пример №9

Решение

ОДЗ: , , .

1) решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

При , или ,

ОДЗ, ОДЗ.

Значит все решения содержатся в уровнении = 0, или .

Проверка: , 20 = 1 – верно.

, - верно.

Ответ: 0, 3/2.

Пример №10

Решение

1) решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2) При , , . Все решения принадлежат уравнению . или .

3) , и .

Второе решение не подходит, т.к , . А является решением

Ответ: , 2, 4.

Пример №11

Решение

1) , , и это решение .

2) , .

3) , , - четное, - нечетное. Это является решением.

4) или , , , , .

Проверка: , - верно.

Но не является корнем!

Выражение (-1,5)52,5 , которое получается при проверке не имеет смысла, т.к. степень отрицательно числа имеет смысл только для целых показателей. Равенство = только для . Значит, отрицательное число можно возводить только в степень с целым показателем.

Ответ: -4, -2, -1.

Пример №12

Решение

ОДЗ: . Значит 0,1 и -1 отпадают.

и все решения содержатся в уравнении.

, ,

Ответ: 5.

Пример №13

Решение

1) , , . Это решение .

2) , , .

3) отрицательных значений не имеет.

При или все решения в уравнении , и .

При , - верно. .

Ответ: -1, 2, 3, 4.

Пример №14

Решение

ОДЗ:

1) При решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1.

При

2) , и . - решение, а .

3) для всех . При и все решения содержатся в уравнении , или . При , .

При , - верно. .

Ответ: 4, 5.

Пример №15.

,

Решение

используя свойства логарифма и получили:

=

В первой части уравнения выполнили преобразования

. Получили уравнение . Все решения содержатся в уравнении.

или .

Ответ: 2.

Пример №16

Решение

ОДЗ:

Преобразуем знаменатель дроби в правой части уравнения

; .

, , где

1) , - верно.

2) ,

Пасть , тогда

, или .

Следовательно; или , , .

Ответ: 1, 0,1, 0, 0,01.

Пример №17

Решение

ОДЗ: и

Выполним преобразования.

+= 2+2

+= 4

Пусть , а ,

Следовательно, или

,

2*2t = 4

2t = 4/2

2t = 2

t = 1

Ответ: 2.

Пример №18

Решение

ОДЗ:

;

Прологарифмируем обе части равенства:

, где .

Умножим обе части уравнения на 2.

Пусть , тогда

, или

1) ,

или

Ответ: 0.1, 10.

Пример №19

Решение

ОДЗ:

Обратите внимание ниоткуда не следует! Наоборот, из ОДЗ видно, что может быть отрицательным!

,

или

Оба значения в ОДЗ.

Так как возводили в квадрат, корни надо проверить.

, - верно.

, - верно.

Ответ: -3, 3.

Пример №20

ОДЗ:

Возведем обе части уравнения в квадрат (т.к. они положительны, то посторонние корни не появляются)

или

Прологарифмируем по основанию 10.

или

1) или

,

Ответ: 0.01, 100.

Пример №21

Решение

ОДЗ:

Прологарифмируем по основанию 10.

, где .

Пусть , тогда:

умножим на 4

,

, или

1)

2)

Ответ: 0,0001, 10.

Пример №22

Решение

ОДЗ:

Заменим: , получим:

, где .

Решаем уравнение:

; или

1) ; ; . .

2) , , , , .

; ; ; .

Ответ: 0,1, 1, 10.

Пример №23

Решение

и

\ :

Подставим во второе уравнение вместо число 5, получим:

или

составляем систему уравнений:

Ответ: (13;8)

Пример №24

Решение

ОДЗ:

;

,

; или

, .

Ответ: 5.

Пример №25

Решение

ОДЗ:

Прологарифмируем правую и левую части данного уравнения по основанию 10:

Получим:

или

Обозначив , перепишем записанное уравнение в виде:

.

Решая его относительно , находим , .

Используя обозначения , из первого решения квадратного уравнения имеем . Отсюда . Используя решение , получаем . Преобразуем правую часть этого уравнения:

. Значит, , т.е. .

Ответ: 30, 100.

Пример №26

Решение

Так как , то при и имеем равносильное уравнение:

или

.

,

Ответ: 5.

Пример № 27

Решение

ОДЗ:

Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 10:

,

; или

1) 2)

Ответ: 0.1, 100.

Пример №28

Решение

ОДЗ:

Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 3:

и , поэтому

Пусть , тогда

или .

1)

;

2)

Ответ: , 3.

Пример №29

Решение

1) , т.к. 0 в любой степени не равен 1.

2) = 1, =1, , или

=-1, , .

Так как 1 в любой степени равна 1, то это решения.

3) (т.к. )

При все решения принадлежат уравнению . или .

При = 0, что не удовлетворяет уравнению

,

Ответ: , .

, .

, .

Пример №30

Решение

ОДЗ:

=

1) , , .

2) Так как , то остальные решения получаем из уравнения : Отсюда или . , и , .

Ответ: , -, и , .

Пример №31

Решение

1) или, и . Это решение. .

2) , и

3) Так как , то ;

;

; . Это решение.

Ответ: ; 5; 3; 4.

Пример №32

Решение

при всех

1) , - решений нет.

2). Потому при левая часть равна единице, а правая нет. Это решение.

3) ;

;

;

;

;

;

;

и ;

; ;

; ;

;

;

- решений нет.

Ответ: -3, 3.

Пример №33

Решить графически уравнение:

Решение

У функции Д(y): x > 0 и log2 x > 0, т.е.,

x> 1. обл. определения х > 1.

А теперь: (формула перехода к новому основанию и определение логарифма).

Тогда (определение логарифма: ).

Так, что нужно только учитывать, что Д(у): x > 0.


Построим график функции (рис III.1).

у

2

1

0 1 4 х

Рис. III.1.

Ответ: (4; 2).

Пример №34

Решить систему уравнений:

Решение:

По определению логарифма имеем:

.

Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х .

.

Из второго уравнения системы выразим у через х :

,

Тогда:

Пусть , , Д = (-5)2 -4*1*4 = 9, , или .

1) 2)

Д = (-3)2 – 4*1*(-4) = 25 пусть , тогда

или Д = (-1)2 – 4*3*4 = -47<0

или корней нет

(-1,-1) – удовлетворяет ОДЗ

(4,4) решение системы уравнений.

Ответ: (4, 4).

Пример №35

Решите систему уравнений:

Решение.

По определению логарифма имеем:

Основание логарифма может быть:

1) (дробное)

(-1, 0) – не удовлетворяет ОДЗ.

2)

Выполним преобразования:

Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х :

,

, ,

или

Пусть , тогда

Д = (-)2 -4*1*(-2) = 9

или

: (х+ 1)

, где

;

1)

или

Решаем биквадратное уравнение

Примем , тогда получим

D = 32 – 4*1*(-4) = 25

; или

а)

б) ; (не удовлетворяет ОДЗ )

- решение системы уравнений.

2)

или

- (не удовлетворяет ОДЗ )

D = (-1)2 -4*4*3 = -47 – корней нет.

Ответ: . [ ]

Пример № 36

Решение

Для любого х и ОДЗ этого уравнения состоит из всех х удовлетворяющих условию , т.е. ОДЗ есть множество всех х из промежутка на этом множестве. Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений.

и

Решаем ее.

принадлежат . Они и являются решениями исходного уравнения.

Ответ: .

Глава IV . Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры.

Неравенства вида (или меньше) при а(х)>0 и решаются на основании свойств показательной функции: для 0 < а(х) < 1 при сравнении f ( x ) и g ( x ) знак неравенства меняется, а при а(х) > 1 – сохраняется.

Самый сложный случай при а(х) < 0 . Здесь можно дать только общее указание: определить, при каких значениях х показатели f ( x ) и g ( x ) будут целыми числами, и выбрать из них те, которые удовлетворяют условию

Наконец, если исходное неравенство будет выполняться при а(х) = 0 или а(х) = 1 (например, когда неравенства нестрогие), то нужно рассмотреть и эти случаи.

Пример 1.

Решить неравенство:

23 x : +7 < 22 x -1 .

Решение.

Здесь основание степени больше 1, поэтому, сравнивая показатели, запишем неравенство того же смысла: Зх + 7 < 2х - 1. Решив это неравенство, получим х < -8.

Ответ:-8.

Пример 2.

Решить неравенство:

Решение.

Так как 625 = 252 = , то за­данное неравенство можно записать в виде

Так как 0 < 0,04 < 1 , то, сравнивая показатели, запишем неравенство противоположного смысла 5х - х2 - 8 = -2. Имеем последовательно

,

,

,

.

Решив последнее неравенство, полу­чим 2 х 3.

Таким образом множество решений заданного неравенства есть отрезок [2; 3].

Ответ: [2; 3].

Пример 3.

Решим неравенство

0,57-Зх < 4.

Решение

Пользуясь тем, что 0,5 -2 = 4 , перепишем заданное нера­венство в виде

0,57-Зх < 0,5-2 . Показательная функция y = 0,5 x убывает (основание 0,5 меньше 1). Поэтому данное не­равенство равносильно неравенству 7 – Зх > - 2, откуда х < 3.

Ответ: ( — оо ; 3).

Пример 4.

Решим неравенство

Показательная функция y = 6 x возрастает. Поэтому дан­ное неравенство равносильно неравенству х2 + 2 x > 3 , решая которое, получим: (-оо; -3)

и (1; оо).

Ответ: (-оо; -3) и (1; оо).

Пример 5.

Решим неравенство:

Сделаем замену , тогда и неравенство перепишется в виде , откуда . Следовательно, решением данного неравенства являются числа х , удовлетворяющие неравенствам , и только такиечисла. Но , , а функция убывает,

поскольку < 1. Поэтому решением неравенств будут числа х , удовлетворяющие неравенствам - 2 < х < 1.

Ответ: ( - 2; 1).

Пример 6.

Решение

1)


2 3 10

Изобразим на числовом луче

Должны выполняться все три неравенства, т.к. это система. Но при взятое не выполняется. Решений нет.

2)

Изобразим на числовом луче

10

Если , то

-решение системы неравенств.

Остальные случаи не дают решений, т.к. или 1 не удовлетворяют условию, а при т.е. получаем отрицательные числа с дробными показателями степени.

Ответ:

Пример 7

Решение

При , х = 2,5 или х = -1

При или можно записать .

При второе неравенство не выполняется. Система решений не имеет.

Изобразим на числовом луче решение системы неравенств

-1 2,5 3

Система не имеет решений.

2)

Изобразим на числовом луче решение системы неравенств

решение системы неравенств.

3) , - выражение имеет смысл тогда, когда х – 3 – целое число, чтобы показатель х – 3 был целым числом. Таким образом х – целое число в промежутке (-1; 2,5) т.е. х может принимать значения 0,1,2.

Проверка:

При - верно.

При - верно.

При - верно.

4) , х2 = 2,5 и х1 = -1

При х = -1 – не имеет смысла выражение 0-4 .

При х = 2,5, 02,5 – не имеет смысла.

5)

;

При ; - верно.

При ; - верно.

Ответ: или .

Глава V . Опыт проведения занятий со школьниками

по данной теме .

Анализируя опыт проведения занятий по решению показательно-степенных уравнений и неравенств с учащимися в старших классах я пришла к выводу, что недостаточно времени уделяется на решения заданий и упражнений по данной теме. Всего в школьном курсе на изучение математики отводится 850 часов, из них на решение всех уравнений и неравенств всего лишь 12% учебного времени, а на решение показательно-степенных уравнений и неравенств вообще ничтожное количество часов. Однако, используя факультативные занятия в старших классах, кружковую работу, элективные курсы можно значительно увеличить возможность учащихся реализовать себя, усилить их подготовку к выпускным и вступительным экзаменам.

Проводя занятия с учащимися я стараюсь больше внимания уделять решению конкретных заданий и упражнений, на основе чего строю алгоритм решения и создаю модель решения заданий одного вида или похожих между собой

Задачи для самостоятельного решения.

Решить уравнения.

1. Ответ: .

2. Ответ: 2.

3. Ответ: 7; 14.

4. Ответ: .

5. Найдите произведение корней уравнения

Ответ: .

6. Ответ: .

7. Ответ: .

8. Ответ: .

9. Ответ:

10. Ответ: .

11. Ответ: 2; 3; 4; 11.

12. Ответ: .

13. Ответ: .

14. Ответ: -2; 0; 2.

15. Ответ: 1; 4; 5.

16. Ответ: нет решений.

17. Ответ: 1; 10; 10-3 .

18. Ответ: 1; 8.

19. Ответ: -1; 1; 2.

20. Ответ: .

21. Ответ: 2; 10-1 ; 10-3 .

22. Ответ: 0; 3.

23. Ответ: 0.

24. Ответ: .

25. Ответ: .

26.

Ответ: .

27. Ответ: .

28.

Ответ: .

29. Ответ: .

30. Ответ: .

31.

Ответ: .

32.

Ответ: .

33.

Ответ: .

34. Ответ: 0; 1.

35. Ответ: 1; 3.

36. Ответ: 0; 1; 5.

37. Ответ: 0; 5; 4.

38.

Ответ: .

39. Ответ: .

40. Ответ: .

41. Ответ: .

42. Ответ: .

43. Ответ: 1; 0,1; 0,01.

44.

45. Ответ: -2; -1; 3.

46. Ответ: -2; 0,6.

47. Ответ: .

48. Ответ: -4; -3,5; -2; -1.

49. Ответ: -0,2; 0,5; 1; 3.

50. Ответ: -2; 0,6.

Решить системы уравнений

1. Ответ: .

2. Ответ: (5;-1).

3. Ответ: .

4. Ответ: .

5. Ответ: .

6. Ответ: .

7. Ответ: .

8. Ответ: .

9. Ответ: .

10. Ответ: .

11.

Ответ: .

12. Ответ: .

13.

Ответ: .

14.

15.

16.

17.

Ответ: .

18.

Ответ: .

19.

Ответ: .

20. Ответ: .

21. Ответ: .

22. Ответ: .

23. Ответ: .

Решить неравенства.

1.

Ответ: если , то если то .

2. Ответ: .

3. Ответ: .

4. Ответ: .

5. Ответ: .

6. Ответ: .

7. Ответ: .

8. Ответ: .

9. Ответ: .

10. Ответ: .

11. Ответ: .

12. Ответ: .

13. Ответ: .

14. Ответ: .

15. Ответ: .

16. Ответ: .

17. Ответ: .

18. Ответ: .

19. Ответ: .

20. Ответ: .

21. Ответ: .


Заключение.

Подводя итоги данного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Показательно-степенные уравнения и неравенства представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной математики и элементарной математики в ВУЗе. Между тем, почти во всех пособиях они, если и рассматриваются, то не полно или не точно.

2. Для этого вида уравнений и неравенств может быть предложен алгоритм решения. Наибольшие трудности могут встретиться при решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание степени отрицательно.

3. Проведенные по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства» на уроках и факультативных занятия в школе показали доступность этой темы для учеников, интересующихся математикой. Для таких занятий изготовлен задачник, содержащий более 70 показательно-степенных уравнений и неравенств.

Мое предложение – больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и неравенств, т.к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы.

Материал, приведенный в данной работе может служить методическим пособием в работе с учащимися на уроках и факультативах.


Список используемой литературы.

1. Авербух Б.Г., Рубинштейн А.И. Об определении степени и решении уравнений и неравенств, содержащих показательно степенную функцию.//Математика в школе. – 1996.-№2.-с.29-33.

2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Колмагоров А.Н., Абрамов А.М., Дудинцын Ю.П. и др.; Под редакцией Колмагорова А.Н. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

3. Белоненко Т.В., Васильев А.Е., Васильева Н.И., Крымская .Д. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Спецлитература, 1997.

4. Василенко Ю.К. Тождества, уравнения, неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. – Белаидит. Белгород, 2003.

5. Василюк Л.И., Куваева Л.А. Математика для абитуриентов: Справочник в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн. Амалфея, 1999.

6. Давыденко И.О. Пособие по математике. Для поступающих в высшие учебные заведения (с анализом ошибок абитуриентов).- 2-е изд. – Томск,из-во Томского университета, 1973.

7. Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Математика для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2000.

8. Дудинцын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995.

9. Единый государственный экзамен: Математика: Контрольно-измерительные материалы./ Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков6 под редакцией Ковалевой Г.С; М-во образования Российской Федерацию – М.: Просвещение, 2003.

10. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993.

11. Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под редакцией Яковлева Г.Н.. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1985.

12. Математика. Методические указания по подготовке к вступительным экзаменам./ СПбГИТМО. – СПб., 2000.

13. Нараленков М.И. Вступительные экзамены по математике. Алгебра: как решать задачи: Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен, 2003.

14. Норин А.В. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2003.

15. Потапов М.К., Олейник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Физмалит, 2001.

16. Потапов М.К., Александров А.В., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1998.

17. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы./ Под ред. Проф. Прилепко А.И. – М.: Высшая школа, 1983.

18. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Элельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1991.

19. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 1988.

20. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник пособие по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука. ГРФМЛ, 1984.

21. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, 1997.

22. Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002.

23. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.

24. Шахно К.У. Сборник задач по элементарной математике повышенной трудности: Высшая школа, 1967.

25. Якушева Е.В., Попов А.В., Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начало анализа 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие.- М.: АСТ-Пресс, 2000.