Дипломная работа: Показательно-степенные уравнения и неравенства
Название: Показательно-степенные уравнения и неравенства Раздел: Рефераты по математике Тип: дипломная работа | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
белгородский государственный университет КАФЕДРА алгебры, теории чисел и геометрии Тема работы: Показательно-степенные уравнения и неравенства. Дипломная работа студента физико-математического факультета Научный руководитель: ______________________________ Рецензент : _______________________________ ________________________ Белгород. 2006 г. Содержание.
Введение. «…радость видеть и понимать…» А.Эйнштейн. В этой работе я попыталась передать свой опыт работы учителем математики, передать хоть в какой-то степени свое отношение к ее преподаванию — человеческому делу, в котором удивительным образом переплетаются и математическая наука, и педагогика, и дидактика, и психология, и даже философия. Мне довелось работать с малышами и выпускниками, с детьми, стоящими на полюсах интеллектуального развития: теми, кто состоял на учете у психиатра и кто действительно интересовался математикой Мне довелось решать множество методических задач. Я попытаюсь рассказать о тех из них, которые мне удалось решить. Но еще больше — не удалось, да и в тех, что вроде бы решены, появляются новые вопросы. Но еще важнее самого опыта — учительские размышления и сомнения: а почему он именно такой, этот опыт? И лето нынче на дворе иное, и разворот образования стал поинтереснее. «Под юпитерами» нынче не поиски мифической оптимальной системы обучения «всех и всему», а сам ребенок. Но тогда — с необходимостью — и учитель. В школьном курсе алгебры и начал анализа, 10 – 11 класс, при сдаче ЕГЭ за курс средней школы и на вступительных экзаменах в ВУЗы встречаются уравнения и неравенства, содержащее неизвестное в основании и показатели степени – это показательно-степенные уравнения и неравенства. В школе им мало уделяется внимания, в учебниках практически нет заданий на эту тему. Однако, овладение методикой их решения, мне кажется, очень полезным: оно повышает умственные и творческие способности учащихся, перед нами открываются совершенно новые горизонты. При решении задач ученики приобретают первые навыки исследовательской работы, обогащается их математическая культура, развиваются способности к логическому мышлению. У школьников формируются такие качества личности как целеустремленность, целеполагание, самостоятельность, которые будут полезны им в дальнейшей жизни. А также происходит повторение, расширение и глубокое усвоение учебного материала. Работать над данной темой дипломного исследования я начала еще с написания курсовой. В ходе, которой я глубже изучила и проанализировала математическую литературу по этой теме, выявила наиболее подходящий метод решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Он заключается в том, что помимо общепринятого подхода при решении показательно-степенных уравнений (основание берется больше 0) и при решении тех же неравенств (основание берется больше 1 или больше 0, но меньше 1), рассматриваются еще и случаи, когда основания отрицательны, равны 0 и 1. Анализ письменных экзаменационных работ учащихся показывает, что неосвещенность вопроса об отрицательном значении аргумента показательно-степенной функции в школьных учебниках, вызывает у них ряд трудностей и ведет к появлению ошибок. А также у них возникают проблемы на этапе систематизации полученных результатов, где могут в силу перехода к уравнению – следствию или неравенству – следствию, появиться посторонние корни. С целью устранения ошибок мы используем проверку по исходному уравнению или неравенству и алгоритм решения показательно-степенных уравнений, либо план решения показательно-степенных неравенств. Чтобы учащиеся смогли успешно сдать выпускные и вступительные экзамены, я считаю, необходимо уделять больше внимания решению показательно-степенных уравнений и неравенств на учебных занятиях, либо дополнительно на факультативах и кружках. Таким образом тема , моей дипломной работы определена следующим образом: «Показательно-степенные уравнения и неравенства». Целями настоящей работы являются: 1. Проанализировать литературу по данной теме. 2. Дать полный анализ решения показательно-степенных уравнений и неравенств. 3. Привести достаточное число примеров по данной теме разнообразных типов. 4. Проверить на урочных, факультативных и кружковых занятиях как будет восприниматься предлагаемые приемы решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Дать соответствующие рекомендации к изучению этой темы. Предметом нашего исследования является разработка методики решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Цель и предмет исследования потребовали решения следующих задач: 1. Изучить литературу по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства». 2. Овладеть методиками решения показательно-степенных уравнений и неравенств. 3. Подобрать обучающий материал и разработать систему упражнений разных уровней по теме: «Решение показательно-степенных уравнений и неравенств». В ходе дипломного исследования было проанализировано более 20 работ, посвященных применению различных методов решения показательно-степенных уравнений и неравенств. Отсюда получаем. План дипломной работы: Введение. Глава I. Анализ литературы по теме исследования. Глава II. Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств. II.1. Степенная функция и ее свойства. II.2. Показательная функция и ее свойства. Глава III. Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры. Глава IV. Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры. Глава V. Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме. 1.Обучающий материал. 2.Задачи для самостоятельного решения. Заключение. Выводы и предложения. Список использованной литературы. В I главе проанализирована литература по теме: «Решения показательно-степенных уравнений и неравенств». В II главе теоретические сведения о степенной и показательной функциях и применение их свойств при решении показательно-степенных уравнений и неравенств, выявляются недостатки в понимании учащимися отрицательного аргумента показательно-степенной функции. В III главе «Решение показательно-степенных уравнений, алгоритм и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных уравнений, рассмотрен алгоритм решения показательно-степенных уравнений и примеры, и примеры в которых он применяется. В IV главе «Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры» приведен полный анализ решения показательно-степенных неравенств и рассмотрен план решения показательно-степенных неравенств и примеры, в которых он применяется. В V главе рассматривается методика обучения учащихся решению показательно-степенных уравнений и неравенств, приведен обучающий материал, разработана система заданий с учетом разного уровня сложности, которая содержит в себе задания используемые на уроке, задания для самостоятельного решения. Глава II . Функции и их свойства, используемые при решении показательно-степенных уравнений и неравенств. Для решения показательно-степенных уравнений и неравенств необходимо знать свойства показательной и степенной функции и уметь ими пользоваться. В этой главе мы рассмотрим данный вопрос. II .1. Степенная функция и ее свойства. Степенная функция с натуральным показателем. Функция у = х n , где n — натуральное число, называется степенной функцией с натуральным показателем. При n = 1 получаем функцию у = х, ее свойства: Прямая пропорциональность . Прямой пропорциональностью называется функция, заданная формулой у = kxn , где число k называется коэффициентом пропорциональности. Перечислим свойства функции у = kx . 1) Область определения функции — множество всех действительных чисел. 2) y = kx — нечетная функция ( f ( — х) = k ( — х)= — kx = - k (х)). 3) При k > 0 функция возрастает, а при k < 0 убывает на всей числовой прямой. График (прямая) изображен на рисунке II.1. Рис. II.1. При n =2 получаем функцию y = х2 , ее свойства: Функция у —х2 . Перечислим свойства функции у = х2 . 1) Область определения функции — вся числовая прямая. 2) у = х2 — четная функция ( f ( — х) = ( — x )2 = x 2 = f (х)). 3) На промежутке [0; + οο) функция возрастает. В самом деле, если , то , а это и означает возрастание функции. 4) На промежутке (—оо; 0] функция убывает. В самом доле, если ,то — х1 > — х2 > 0 , а потому (—х1 )2 > ( — х2 )2 , т. е. , а это и означает убывание функции. Графиком функции y =х2 является парабола. Этот график изображен на рисунке II.2. Рис. II.2. При n = 3 получаем функцию у = х3 , ее свойства: 1) Область определения функции — вся числовая прямая. 2) y = х3 — нечетная функция ( f ( — х) = { — x )2 = — х3 = — f ( x )). 3) Функция y = x 3 возрастает на всей числовой прямой. График функции y = x 3 изображен на рисунке. Он называется кубической параболой. График (кубическая парабола) изображен на рисунке II.3. Рис. II.3. Пусть n — произвольное четное натуральное число, большее двух: n = 4, 6, 8,... . В этом случае функция у = х n обладаеттеми же свойствами, что и функция у = х2 . График такой функции напоминает параболу у = х2 , только ветви графика при | n | >1 тем круче идут вверх, чем больше n , а при тем «теснее прижимаются» к оси х , чем больше n . Пусть n — произвольное нечетное число, большее трех: n = = 5, 7, 9, ... . В этом случае функция у = х n обладает теми же свойствами, что и функция у = х3 . График такой функции напоминает кубическую параболу (только ветви графика тем круче идут вверх, вниз, чем больше n . Отметим также, что на промежутке (0; 1) график степенной функции у = х n тем медленнее отдаляется от оси х с ростом х , чем больше n . Степенная функция с целым отрицательным показателем. Рассмотрим функцию у = х- n , где n — натуральное число. При n = 1 получаем у = х- n или у = Свойства этойфункции: График (гипербола) изображен на рисунке II.4. Пусть n — нечетное число, большее единицы, n = 3, 5, 7, ... . В этом случае функция у = х- n обладает в основном теми жесвойствами, что и функция у = График функции у = х- n (n = 3, 5, 7, ...) напоминает Рис. II.4. график функции у = . Пусть n — четное число, например п = 2. Перечислим некоторые свойства функции у = х-2 , т. е. функции y = . 1) Функция определена при всех х0 . 2) y = четная функция. 3) y = убывает на (0; +оо) и возрастает на (—оо;0). Теми же свойствами обладают любые функции вида y = х- n при четном n , большем двух. График функции у = изображен на рисунке. Аналогичный вид имеет график функции , если n = 4, 6, ... . Функции вида , , обладают теми же свойствами, как и функция . Степенная функция с положительным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = х r , где r — положительная несократимая дробь. Перечислим некоторые свойства этойфункции. 1) Область определения — луч [0; + оо). 2) Функция ни четная, ни нечетная. 3) Функция у = х r возрастает на [0; +оо). Рис. II.5. На рисунке II.5. изображен график функции Он заключен между графиками функций у = х2 и у = х3 , заданныхна промежутке [0; + оо). Подобный вид имеет график любой функции вида у = х r , где . На том же рисунке изображен график функции . Подобный вид имеет график любой степенной функции у = х r , где . Степенная функция с отрицательным дробным показателем. Рассмотрим функцию у = х- r , где r — положительная несократимая дробь. Перечислим свойства этой функции. 1) Область определения — промежуток (0; + оо). 2) Функция ни четная, ни нечетная. 3) Функция у = х- r убывает на (0; +оо). Построим для примера график функции у — х таблицу значений функции: Нанесем полученные точки на координатную плоскость и соединим их плавной кривой (см. рис. II.6.). Подобный вид имеетграфик любой функции у = х r , где r — отрицательная дробь. Рис. II.6. II . 2. Показательная функция и ее свойства. Функция, заданная формулой вида у = ах , где а — некоторое положительное число, не равное единице, называется показательной. 1.Функция у = ах при а>1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.7.): а) область определения — множество всех действительных чисел; б) множество значений — множество всех положительных чисел; Рис. II.7. в) функция возрастает; г) при х = 0 значение функции равно 1; д) если x > 0 , то а x > 1 ; е) если х < 0 , то 0 < ах < 1 . 3. Функция у = ах при 0<а< 1 обладает следующими свойствами (см. рис. II.8.): а) область определения D ( f )= R ; б) множество значений E ( f )= R + ; в) функция убывает; г) при х = 0 значение функции равно 1; д) если х > 0, то 0 < ах < 1 ; е) если х < 0 , то ах > 1 . Рис. II.8. Глава III . Решение показательно-степенных уравнений, алгоритмы и примеры. Так называются уравнения вида , где неизвестное находится и в показателе и в основании степени. Можно указать совершенно четкий алгоритм решения уравнении вида . Для этого надо обратить внимание на то, что при а(х) не равном нулю, единице и минус единице равенство степеней с одинаковыми основаниями (будь-то положительными или отрицательными) возможно лишь при условии равенства показателей То - есть все корни уравнения будут корнями уравнения f ( x ) = g ( x ) Обратное же утверждение неверно, при а(х) < 0 и дробных значениях f ( x ) и g ( x ) выражения а(х) f ( x ) и а(х) g ( x ) теряют смысл. То - есть при переходе от к f ( x ) = g ( x ) (при и могут появиться посторонние корни, которые нужно исключить проверкой по исходному уравнению. А случаи а = 0, а = 1, а =-1 надо рассмотреть отдельно. Итак, для полного решения уравнения рассматриваем случаи: 1. а(х) = О . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f ( x ) и g { x ) будут положительными числами, то это решение. В противном случае, нет 2. а(х) = 1 . Корни этого уравнения являются корнями и исходного уравнения. 3. а(х) = -1 . Если при значении х, удовлетворяющем этому уравнению, f ( x ) и g ( x ) являются целыми числами одинаковой четности (либо оба четные, либо оба нечетные) , то это решение. В противном случае, нет 4. При и решаем уравнение f ( x )= g ( x ) и подстановкой полученных результатов в исходное уравнение отсекаем посторонние корни. Примеры решения показательно-степенных уравнений. Пример №1. Решение 1)x – 3 = 0, x = 3. т.к. 3 > 0, и 32 > 0, то x1 = 3 - это решение. 2)x – 3 = 1, x2 = 4. 3)x – 3 = -1, x = 2. Оба показателя четные. Это решение x3 = 1. 4)x – 3 ≠ 0 и x ≠ ± 1. x = x2 , x = 0 или x = 1. При x = 0, (-3)0 = (-3)0 –верно это решение x4 = 0. При x = 1, (-2)1 = (-2)1 – верно это решение x5 = 1. Ответ: 0, 1, 2, 3, 4. Пример №2. Решение По определению арифметического квадратного корня: x – 1 ≥ 0, x ≥ 1. 1)x – 1 = 0 или x = 1, = 0, 00 это не решение. 2)x – 1=1 x 1 =2. 3)x – 1 = -1 x2 = 0 не подходит в ОДЗ. 4) = Д = (-2) – 4*1*5 = 4 – 20 = -16 – корней нет. Ответ: 2. Пример №3. Решение 1) = 0 решения нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1. 2) ≠ 0 т.е. . Тогда можем записать: 3) = 1. = 0 и 4) = -1 х = 0 или х = 1. При х = 0 = -1. (-1)-1 ≠ (-1)0 . Это не решение. При х = 1 (-1)0 = (-1)0 . Это решение х3 = 1. 5) ≠ 0 и ≠ ±1 имеем = 0, = -1 или = 1. Эти корни уже учтены. Ответ: -1, 1, 2. Пример №4. Решение 1) При решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1. при , 2) , . 3) , . , (-1)0 = (-1)0 это решение. . 4) и или При (-4)0 = 1 – верно. Ответ: -1, 2, 4. Пример №5. Решение 1) , , это не решение. 2) , и . 3) отрицательных значений основание не имеет. При и , , , х = 5, 315 = 315 – верно. х3 = 5, х = 2 – не является решением. Ответ: 1,3,5. Пример №6 Решение 1) не дает решений, т.к. 0 ни в какой степени не равен 1. 2) . или . 3) отрицательных значений не имеет. 4) При , , т.к. , то . Проверка 20 = 1 – верно. Ответ: -1, 1, 2. Пример №7 Решение 1) , , , . Это решение . 2) , . 3) , , - четное и -3х – четное. Это решение. х2 = -4. 4) и , , , , 4-3 = 4-3 – верно. . Ответ: -4, -3, -2, 1 Пример №8 Решение ОДЗ: , , , и Все решения принадлежат уравнению =2. , , и . Оба значения принадлежат к ОДЗ. Ответ: -4, -1. Пример №9 Решение ОДЗ: , , . 1) решений не имеет, т.к. 0 в любой степени не равен 1. При , или , ОДЗ, ОДЗ. Значит все решения содержатся в уровнении = 0, или . Проверка: , 20 = 1 – верно. , - верно. Ответ: 0, 3/2. Пример №10 Решение 1) решений не дает, т.к. 0 в любой степени не равен 1. 2) При , , . Все решения принадлежат уравнению . или . 3) , и . Второе решение не подходит, т.к , . А является решением Ответ: , 2, 4. Пример №11 Решение 1) , , и это решение . 2) , . 3) , , - четное, - нечетное. Это является решением. 4) или , , , , . Проверка: , - верно. Но не является корнем! Выражение (-1,5)52,5 , которое получается при проверке не имеет смысла, т.к. степень отрицательно числа имеет смысл только для целых показателей. Равенство = только для . Значит, отрицательное число можно возводить только в степень с целым показателем. Ответ: -4, -2, -1. Пример №12 Решение ОДЗ: . Значит 0,1 и -1 отпадают. и все решения содержатся в уравнении. , , Ответ: 5. Пример №13 Решение 1) , , . Это решение . 2) , , . 3) отрицательных значений не имеет. При или все решения в уравнении , и . При , - верно. . Ответ: -1, 2, 3, 4. Пример №14 Решение ОДЗ: 1) При решений нет, т.к. 0 в любой степени не равен 1. При 2) , и . - решение, а . 3) для всех . При и все решения содержатся в уравнении , или . При , . При , - верно. . Ответ: 4, 5. Пример №15. , Решение используя свойства логарифма и получили: = В первой части уравнения выполнили преобразования . Получили уравнение . Все решения содержатся в уравнении. или . Ответ: 2. Пример №16 Решение ОДЗ: Преобразуем знаменатель дроби в правой части уравнения ; . , , где 1) , - верно. 2) , Пасть , тогда , или . Следовательно; или , , . Ответ: 1, 0,1, 0, 0,01. Пример №17 Решение ОДЗ: и Выполним преобразования. += 2+2 += 4 Пусть , а , Следовательно, или , 2*2t = 4 2t = 4/2 2t = 2 t = 1 Ответ: 2. Пример №18 Решение ОДЗ: ; Прологарифмируем обе части равенства: , где . Умножим обе части уравнения на 2. Пусть , тогда , или 1) , или Ответ: 0.1, 10. Пример №19 Решение ОДЗ: Обратите внимание ниоткуда не следует! Наоборот, из ОДЗ видно, что может быть отрицательным! , или Оба значения в ОДЗ. Так как возводили в квадрат, корни надо проверить. , - верно. , - верно. Ответ: -3, 3. Пример №20 ОДЗ: Возведем обе части уравнения в квадрат (т.к. они положительны, то посторонние корни не появляются) или Прологарифмируем по основанию 10. или 1) или , Ответ: 0.01, 100. Пример №21 Решение ОДЗ: Прологарифмируем по основанию 10. , где . Пусть , тогда: умножим на 4 , , или 1) 2) Ответ: 0,0001, 10. Пример №22 Решение ОДЗ: Заменим: , получим: , где . Решаем уравнение: ; или 1) ; ; . . 2) , , , , . ; ; ; . Ответ: 0,1, 1, 10. Пример №23 Решение и \ : Подставим во второе уравнение вместо число 5, получим: или составляем систему уравнений: Ответ: (13;8) Пример №24 Решение ОДЗ: ; , ; или , . Ответ: 5. Пример №25 Решение ОДЗ: Прологарифмируем правую и левую части данного уравнения по основанию 10: Получим: или Обозначив , перепишем записанное уравнение в виде: . Решая его относительно , находим , . Используя обозначения , из первого решения квадратного уравнения имеем . Отсюда . Используя решение , получаем . Преобразуем правую часть этого уравнения: . Значит, , т.е. . Ответ: 30, 100. Пример №26 Решение Так как , то при и имеем равносильное уравнение: или . , Ответ: 5. Пример № 27 Решение ОДЗ: Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 10: , ; или 1) 2) Ответ: 0.1, 100. Пример №28 Решение ОДЗ: Так как обе части уравнения положительны, то прологарифмируем по основанию 3: и , поэтому Пусть , тогда или . 1) ; 2) Ответ: , 3. Пример №29 Решение 1) , т.к. 0 в любой степени не равен 1. 2) = 1, =1, , или =-1, , . Так как 1 в любой степени равна 1, то это решения. 3) (т.к. ) При все решения принадлежат уравнению . или . При = 0, что не удовлетворяет уравнению , Ответ: , . , . , . Пример №30 Решение ОДЗ: = 1) , , . 2) Так как , то остальные решения получаем из уравнения : Отсюда или . , и , . Ответ: , -, и , . Пример №31 Решение 1) или, и . Это решение. . 2) , и 3) Так как , то ; ; ; . Это решение. Ответ: ; 5; 3; 4. Пример №32 Решение при всех 1) , - решений нет. 2). Потому при левая часть равна единице, а правая нет. Это решение. 3) ; ; ; ; ; ; ; и ; ; ; ; ; ; ; - решений нет. Ответ: -3, 3. Пример №33 Решить графически уравнение: Решение У функции Д(y): x > 0 и log2 x > 0, т.е., x> 1. обл. определения х > 1. А теперь: (формула перехода к новому основанию и определение логарифма). Тогда (определение логарифма: ). Так, что нужно только учитывать, что Д(у): x > 0. Построим график функции (рис III.1). у 2 1 0 1 4 х Рис. III.1. Ответ: (4; 2). Пример №34 Решить систему уравнений: Решение: По определению логарифма имеем: . Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х . . Из второго уравнения системы выразим у через х : , Тогда: Пусть , , Д = (-5)2 -4*1*4 = 9, , или . 1) 2) Д = (-3)2 – 4*1*(-4) = 25 пусть , тогда или Д = (-1)2 – 4*3*4 = -47<0 или корней нет (-1,-1) – удовлетворяет ОДЗ (4,4) решение системы уравнений. Ответ: (4, 4). Пример №35 Решите систему уравнений: Решение. По определению логарифма имеем: Основание логарифма может быть: 1) (дробное) (-1, 0) – не удовлетворяет ОДЗ. 2) Выполним преобразования: Прологарифмируем первое уравнение системы по основанию х : , , , или Пусть , тогда Д = (-)2 -4*1*(-2) = 9 или : (х+ 1) , где ; 1) или Решаем биквадратное уравнение Примем , тогда получим D = 32 – 4*1*(-4) = 25 ; или а) б) ; (не удовлетворяет ОДЗ ) - решение системы уравнений. 2) или - (не удовлетворяет ОДЗ ) D = (-1)2 -4*4*3 = -47 – корней нет. Ответ: . [ ] Пример № 36 Решение Для любого х и ОДЗ этого уравнения состоит из всех х удовлетворяющих условию , т.е. ОДЗ есть множество всех х из промежутка на этом множестве. Исходное уравнение равносильно совокупности уравнений. и Решаем ее. принадлежат . Они и являются решениями исходного уравнения. Ответ: . Глава IV . Решение показательно-степенных неравенств, план решения и примеры. Неравенства вида (или меньше) при а(х)>0 и решаются на основании свойств показательной функции: для 0 < а(х) < 1 при сравнении f ( x ) и g ( x ) знак неравенства меняется, а при а(х) > 1 – сохраняется. Самый сложный случай при а(х) < 0 . Здесь можно дать только общее указание: определить, при каких значениях х показатели f ( x ) и g ( x ) будут целыми числами, и выбрать из них те, которые удовлетворяют условию Наконец, если исходное неравенство будет выполняться при а(х) = 0 или а(х) = 1 (например, когда неравенства нестрогие), то нужно рассмотреть и эти случаи. Пример 1. Решить неравенство: 23 x : +7 < 22 x -1 . Решение. Здесь основание степени больше 1, поэтому, сравнивая показатели, запишем неравенство того же смысла: Зх + 7 < 2х - 1. Решив это неравенство, получим х < -8. Ответ:-8. Пример 2. Решить неравенство: Решение. Так как 625 = 252 = , то заданное неравенство можно записать в виде Так как 0 < 0,04 < 1 , то, сравнивая показатели, запишем неравенство противоположного смысла 5х - х2 - 8 = -2. Имеем последовательно , , , . Решив последнее неравенство, получим 2 х 3. Таким образом множество решений заданного неравенства есть отрезок [2; 3]. Ответ: [2; 3]. Пример 3. Решим неравенство 0,57-Зх < 4. Решение Пользуясь тем, что 0,5 -2 = 4 , перепишем заданное неравенство в виде 0,57-Зх < 0,5-2 . Показательная функция y = 0,5 x убывает (основание 0,5 меньше 1). Поэтому данное неравенство равносильно неравенству 7 – Зх > - 2, откуда х < 3. Ответ: ( — оо ; 3). Пример 4. Решим неравенство Показательная функция y = 6 x возрастает. Поэтому данное неравенство равносильно неравенству х2 + 2 x > 3 , решая которое, получим: (-оо; -3) и (1; оо). Ответ: (-оо; -3) и (1; оо). Пример 5. Решим неравенство: Сделаем замену , тогда и неравенство перепишется в виде , откуда . Следовательно, решением данного неравенства являются числа х , удовлетворяющие неравенствам , и только такиечисла. Но , , а функция убывает, поскольку < 1. Поэтому решением неравенств будут числа х , удовлетворяющие неравенствам - 2 < х < 1. Ответ: ( - 2; 1). Пример 6. Решение 1) 2 3 10 Изобразим на числовом луче Должны выполняться все три неравенства, т.к. это система. Но при взятое не выполняется. Решений нет. 2) Изобразим на числовом луче 10 Если , то -решение системы неравенств. Остальные случаи не дают решений, т.к. или 1 не удовлетворяют условию, а при т.е. получаем отрицательные числа с дробными показателями степени. Ответ: Пример 7 Решение При , х = 2,5 или х = -1 При или можно записать . При второе неравенство не выполняется. Система решений не имеет. Изобразим на числовом луче решение системы неравенств -1 2,5 3 Система не имеет решений. 2) Изобразим на числовом луче решение системы неравенств решение системы неравенств. 3) , - выражение имеет смысл тогда, когда х – 3 – целое число, чтобы показатель х – 3 был целым числом. Таким образом х – целое число в промежутке (-1; 2,5) т.е. х может принимать значения 0,1,2. Проверка: При - верно. При - верно. При - верно. 4) , х2 = 2,5 и х1 = -1 При х = -1 – не имеет смысла выражение 0-4 . При х = 2,5, 02,5 – не имеет смысла. 5) ; При ; - верно. При ; - верно. Ответ: или . Глава V . Опыт проведения занятий со школьниками по данной теме . Анализируя опыт проведения занятий по решению показательно-степенных уравнений и неравенств с учащимися в старших классах я пришла к выводу, что недостаточно времени уделяется на решения заданий и упражнений по данной теме. Всего в школьном курсе на изучение математики отводится 850 часов, из них на решение всех уравнений и неравенств всего лишь 12% учебного времени, а на решение показательно-степенных уравнений и неравенств вообще ничтожное количество часов. Однако, используя факультативные занятия в старших классах, кружковую работу, элективные курсы можно значительно увеличить возможность учащихся реализовать себя, усилить их подготовку к выпускным и вступительным экзаменам. Проводя занятия с учащимися я стараюсь больше внимания уделять решению конкретных заданий и упражнений, на основе чего строю алгоритм решения и создаю модель решения заданий одного вида или похожих между собой Задачи для самостоятельного решения. Решить уравнения. 1. Ответ: . 2. Ответ: 2. 3. Ответ: 7; 14. 4. Ответ: . 5. Найдите произведение корней уравнения Ответ: . 6. Ответ: . 7. Ответ: . 8. Ответ: . 9. Ответ: 10. Ответ: . 11. Ответ: 2; 3; 4; 11. 12. Ответ: . 13. Ответ: . 14. Ответ: -2; 0; 2. 15. Ответ: 1; 4; 5. 16. Ответ: нет решений. 17. Ответ: 1; 10; 10-3 . 18. Ответ: 1; 8. 19. Ответ: -1; 1; 2. 20. Ответ: . 21. Ответ: 2; 10-1 ; 10-3 . 22. Ответ: 0; 3. 23. Ответ: 0. 24. Ответ: . 25. Ответ: . 26. Ответ: . 27. Ответ: . 28. Ответ: . 29. Ответ: . 30. Ответ: . 31. Ответ: . 32. Ответ: . 33. Ответ: . 34. Ответ: 0; 1. 35. Ответ: 1; 3. 36. Ответ: 0; 1; 5. 37. Ответ: 0; 5; 4. 38. Ответ: . 39. Ответ: . 40. Ответ: . 41. Ответ: . 42. Ответ: . 43. Ответ: 1; 0,1; 0,01. 44. 45. Ответ: -2; -1; 3. 46. Ответ: -2; 0,6. 47. Ответ: . 48. Ответ: -4; -3,5; -2; -1. 49. Ответ: -0,2; 0,5; 1; 3. 50. Ответ: -2; 0,6. Решить системы уравнений 1. Ответ: . 2. Ответ: (5;-1). 3. Ответ: . 4. Ответ: . 5. Ответ: . 6. Ответ: . 7. Ответ: . 8. Ответ: . 9. Ответ: . 10. Ответ: . 11. Ответ: . 12. Ответ: . 13. Ответ: . 14. 15. 16. 17. Ответ: . 18. Ответ: . 19. Ответ: . 20. Ответ: . 21. Ответ: . 22. Ответ: . 23. Ответ: . Решить неравенства. 1. Ответ: если , то если то . 2. Ответ: . 3. Ответ: . 4. Ответ: . 5. Ответ: . 6. Ответ: . 7. Ответ: . 8. Ответ: . 9. Ответ: . 10. Ответ: . 11. Ответ: . 12. Ответ: . 13. Ответ: . 14. Ответ: . 15. Ответ: . 16. Ответ: . 17. Ответ: . 18. Ответ: . 19. Ответ: . 20. Ответ: . 21. Ответ: . Заключение. Подводя итоги данного дипломного исследования, можно сделать следующие выводы: 1. Показательно-степенные уравнения и неравенства представляют интерес для их изучения и использования в курсах школьной математики и элементарной математики в ВУЗе. Между тем, почти во всех пособиях они, если и рассматриваются, то не полно или не точно. 2. Для этого вида уравнений и неравенств может быть предложен алгоритм решения. Наибольшие трудности могут встретиться при решении показательно-степенных уравнений и неравенств в случае, когда основание степени отрицательно. 3. Проведенные по теме: «Показательно-степенные уравнения и неравенства» на уроках и факультативных занятия в школе показали доступность этой темы для учеников, интересующихся математикой. Для таких занятий изготовлен задачник, содержащий более 70 показательно-степенных уравнений и неравенств. Мое предложение – больше уделять времени решению показательно-степенных уравнений и неравенств, т.к. это поможет учащимся успешно сдать ЕГЭ и вступительные экзамены в ВУЗы. Материал, приведенный в данной работе может служить методическим пособием в работе с учащимися на уроках и факультативах. Список используемой литературы. 1. Авербух Б.Г., Рубинштейн А.И. Об определении степени и решении уравнений и неравенств, содержащих показательно степенную функцию.//Математика в школе. – 1996.-№2.-с.29-33. 2. Алгебра и начала анализа: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Колмагоров А.Н., Абрамов А.М., Дудинцын Ю.П. и др.; Под редакцией Колмагорова А.Н. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2002. 3. Белоненко Т.В., Васильев А.Е., Васильева Н.И., Крымская .Д. Сборник конкурсных задач по математике. – СПб.: Спецлитература, 1997. 4. Василенко Ю.К. Тождества, уравнения, неравенства: Пособие для повышения квалификации учителей математики. – Белаидит. Белгород, 2003. 5. Василюк Л.И., Куваева Л.А. Математика для абитуриентов: Справочник в экзаменационных вопросах и ответах. – Мн. Амалфея, 1999. 6. Давыденко И.О. Пособие по математике. Для поступающих в высшие учебные заведения (с анализом ошибок абитуриентов).- 2-е изд. – Томск,из-во Томского университета, 1973. 7. Дорофеев Г.В., Потапов М.К., Розов Н.Х. Математика для поступающих в ВУЗы. – М.: Дрофа, 2000. 8. Дудинцын Ю.П., Смирнова В.К. Содержание и анализ письменных экзаменационных работ по алгебре и началам анализа: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1995. 9. Единый государственный экзамен: Математика: Контрольно-измерительные материалы./ Денищева Л.О., Бойченко Е.М., Глазков6 под редакцией Ковалевой Г.С; М-во образования Российской Федерацию – М.: Просвещение, 2003. 10. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. – 2-е изд. - М.: Просвещение, 1993. 11. Кутасов А.Д., Пиголкина Т.С., Чехлов В.И., Яковлева Т.Х.; под редакцией Яковлева Г.Н.. Пособие по математике для поступающих в ВУЗы.- 2-е изд.- М.: Наука, 1985. 12. Математика. Методические указания по подготовке к вступительным экзаменам./ СПбГИТМО. – СПб., 2000. 13. Нараленков М.И. Вступительные экзамены по математике. Алгебра: как решать задачи: Учебно-практическое пособие. – М.: Экзамен, 2003. 14. Норин А.В. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2003. 15. Потапов М.К., Олейник С.Н., Нестеренко Ю.В. Конкурсные задачи по математике: Справочное пособие. – 2-е изд. – М.: Физмалит, 2001. 16. Потапов М.К., Александров А.В., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: Экзамен, 1998. 17. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы./ Под ред. Проф. Прилепко А.И. – М.: Высшая школа, 1983. 18. Симонов А.Я., Бакаев Д.С., Элельман А.Г. Система тренировочных задач и упражнений по математике. – М.: Просвещение, 1991. 19. Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы. - М.: Просвещение, 1988. 20. Цыпкин А.Г., Пинский А.И. Справочник пособие по методам решения задач по математике для средней школы. – М.: Наука. ГРФМЛ, 1984. 21. Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Математика. Интенсивный курс подготовки к экзаменам. – М.: Рольф, 1997. 22. Шарыгин И.Ф. Математика. Для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. – 4-е изд. –М.: Дрофа, 2002. 23. Шарыгин И.Ф., Голубев В.И. Решение задач: Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. 24. Шахно К.У. Сборник задач по элементарной математике повышенной трудности: Высшая школа, 1967. 25. Якушева Е.В., Попов А.В., Черкасов О.Ю., Якушев А.Г. Экзаменационные вопросы и ответы. Алгебра и начало анализа 9 и 11 выпускные классы: Учебное пособие.- М.: АСТ-Пресс, 2000. |