Реферат: Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся
Название: Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся Раздел: Рефераты по педагогике Тип: реферат |
Роль интерактивного обучения в активизации познавательной деятельности учащихся. В настоящее время цель обучения несколько изменилась и состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной траектории. Задачи же остаются неизменными многие десятилетия: это все то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которого продолжает оставаться познавательная активность. Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал интересным, значимым и для педагога и для учащихся? Я предлагаю интерактивное обучение. Интерактивное обучение – это обучение, погруженное в общение, оно сохраняет конечную цель и основное содержание предмета, но видоизменяет формы и приемы ведения урока. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: · познавательную; · коммуникативно-развивающую; · социально-ориентационную. И позволяет: · реализовать субъект - субъектный подход в организации учебной деятельности; · формировать активно-познавательную и мыслительную деятельность учащихся; · усилить мотивацию к изучению предмета; · создать благоприятную атмосферу на уроке; · исключить монологическое преподнесение учебного материала и дублирование информации, которая может быть получена из доступных источников; · самопроизвольно запоминать специальные термины и сведения; · отрабатывать в различных формах коммуникативные компетенции учащихся. Что же позволяет достигать активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивном обучении? Конечно же, научно-методические основы, на которых базируется интерактив. Это: · обучение через опыт и сотрудничество; · учет различий в стилях познания; · поисковые и исследовательские методы; · игровые методы. Выбирая ту или иную форму проведения урока, учитель руководствуется какими-то своими профессиональными и личностными принципами. Например, для меня было важно найти такую форму урока, которая бы, кроме того, чтобы выполняла познавательную задачу, могла бы: · задействовать на уроке весь класс (при интерактиве все участники и нет сторонних наблюдателей); · в полной мере учесть возрастные особенности детей (игра – неотъемлемая часть жизни любого человека); · учитывала бы мои личностные особенности: темперамент, готовность к импровизации, творчеству. Во многом мне помог семинар в г. Москве по курсу «Устойчивое развитие», который весь проходил в интерактивном режиме. Из опыта работы могу точно сказать: не верьте, если Вам скажут, что играть легко. Игра – трудная и непредсказуемая форма проведения урока. Во время учебной игры учителю приходится быть и взрослым и ребенком, незаметным и мудрым, всегда готовым к импровизации, творчеству и … ошибке. Да, именно к ошибке, так как иногда не все получается, как задумывается, всегда есть элемент риска, что что-то пойдет не так. Поэтому учитель, зная класс в котором будет проходить игра, должен составлять риск-анализ и продумывать заранее пути выхода из возможных незапланированных ситуаций: · Уход от темы. Переход учебной игры в развлекательную. · Концентрация внимания на тему обсуждения; · Изменить ситуацию сменой постановки вопроса; · Завершить обсуждение; · Фиксировать тему и цель урока на доске. · Нет навыков игровой деятельности · Более подробно объяснять условия; · Постепенное усложнение игр: идти от простых игровых приемов к более сложным. · Затягивание дискуссии, обсуждения · Ввести и выполнять специальные правила; · Установить временной барьер. · Ученик бездельничает или вызывающе ведет себя · Дать индивидуальное задание; · Определить роль наблюдателя, члена жюри. · Нет активности · Ввести проблемный вопрос или противоречие; · Смена деятельности; · Если от недопонимания, то уточнение. · Повышенная физическая активность (например, после уроков физической культуры или активной большой перемены) · Аутотренинг; · Упражнения для глаз, против ОРЗ и т.п.; · Элемент неожиданности. · Боязнь публичного выступления может иметь несколько причин: Нарушение речи (заикание, дефекты) Задействовать в другой сфере деятельности (запись высказываний, помощь в организации, жюри); При работе в группе продумать ответы в письменном виде (рейтинги, тесты, анкеты) Речь не развита Стимулировать к дополнению ответа, но какое-то время не давать выступления; Короткие диалоговые задания (вопрос – ответ); Рассказ по готовой схеме. Барьером к применению может стать системность интерактивного обучения. Хороших результатов не будет, если проводить интерактив от случая к случаю. А постоянство требует максимальных усилий от учителя. Быть самому активным на каждом уроке и физически и морально тяжело. А еще и подготовка к урокам занимает массу времени и сил. Трудной задачей для учителя становиться необходимость уйти в сторону, быть только участником, наблюдателем, а не ментором. И все же, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое направление нашей педагогики. Интерактивные формы и приемы можно применять на всех этапах урока. Многие из них универсальны, хорошо подходят для многих тем биологии, меняется лишь содержание. Более подробно с формами и приемами, представленными на слайде, Вы можете познакомиться на методической выставке. Мы все несем одну большую ношу, Взбираясь потихоньку в гору с ней. И если я свой край нелегкий брошу, То всем немного станет тяжелей. П. Сергеев А сейчас, уважаемые коллеги, я хочу познакомить Вас с некоторыми интерактивными приемами, которые применяю на своих уроках. Прошу всех встать в круг, взять карточку. Сегодня Вы будете выступать от имени конкретного представителя живой или неживой природы. Организационная часть. Подготовка к проведению игры. Английский зоолог и писатель-натуралист Джеральд Даррелл, сказал когда-то: «Мы не плетем паутину жизни. Мы просто нить в ней. Что бы мы не делали с паутиной, это касается и нас». Задание заключается в следующем. Держа нить одной рукой, другой – перекинуть клубок тому, кто как-то связан с вами. Связи допускаются любые – прямые, обратные, косвенные. Проведение игры до тех пор, пока все не окажутся связаны «паутиной жизни». Далее идет обсуждение конкретных природных и антропогенных ситуаций, которые могут повлиять на сообщество. - Какие изменения могут произойти, например, в результате засухи? («вода» натягивает нить, те, кто почувствовал натяжение, поднимает руку и сам натягивают нить. В результате все участника почувствуют влияние засухи). - Какие еще примеры ситуаций Вы можете предложить? - Какой вывод можно сделать исходя из результата игры? (Изменение одного компонента природной системы приводит к изменению других компонентов и всей системы в целом) Все в мире цепью связано нетленной, Все включено в один круговорот. Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной В тот миг звезда взорвется и умрет. Л. Куклин Такой вид игры я применяю не только при изучении тем по экологии, но и в ботанике, анатомии, где нужно проследить взаимосвязь между органами. Во время проведения факультатива «Устойчивое развитие», а в последнее время на классном часе проводила такую игру по взаимосвязям школьного сообщества. |