Курсовая работа: Реализация принципов дидактики в ходе преподавания дисциплины Экономика в колледже ПТШ на примере 2
Название: Реализация принципов дидактики в ходе преподавания дисциплины Экономика в колледже ПТШ на примере 2 Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа | ||||||||||||
Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан Казахский государственныйагротехнический университет имени С.Сейфуллина Факультет компьютерных систем и профессионального обучения Кафедра профессионального обучения Курсовая работа на тему: Реализация принципов дидактики в ходе преподавания дисциплины «Экономика» в колледже (ПТШ) на примере темы «Денежно-кредитная система» Выполнил ______________________ Проверил ______________________ Астана, 2006 Содержание Введение 1 Сущность принципов дидактики 1.1 Основные понятия о дидактических принципах 1.2 Принципы как категория дидактики 1.3 Система дидактических принципов 1.3.1 Принцип сознательности и активности 1.3.2 Принцип наглядности 1.3.3 Принцип доступности 1.3.4 Принцип систематичности и последовательности 1.3.5 Принцип прочности 1.3.6 Принцип научности 1.3.7 Принцип связи теории с практикой 1.4 Способы реализации принципов обучения 1.4.1 Реализация принципа сознательности и активности 1.4.2 Реализация принципа наглядности 1.4.3 Реализация принципа систематичности и последовательности 1.4.4 Реализация принципа прочности 1.4.5 Реализация принципа научности 1.4.6 Реализация принципа доступности 1.4.7 Реализация принципа связи теории с практикой 2 Использование принципов дидактики в ходе изучения темы «Денежно- кредитная система» 2.1 Применение принципа научности 2.2 Применение принципа наглядности 2.3 Применение принципа доступности 2.4 Применение принципа систематичности и последовательности 2.5 Применение принципа сознательности и активности 2.6 Применение принципа доступности 2.7 Применение принципа связь теории с практикой 3 Разработка планирующих документов 3.1 Разработка фрагмента перспективно-тематического плана Введение Дидактика стремится, прежде всего, открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи между явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учителям понимание общей картины объективного развития дидактических процессов. Однако они не содержат непосредственных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и разработки и совершенствования ее технологии. Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. В своей курсовой работе я постараюсь раскрыть систему принципов обучения, дать характеристику каждому принципу в этой системе, показать, как они определяют практическую работу учителя с учащимися, чем обусловлено возникновение их, откуда они берутся. Объектом моего педагогического исследования является дисциплина «экономика» на примере темы «Денежно-кредитная система», а предметом изучения станет рассмотрение дидактических принципов. Цель моей курсовой работы – показать, как реализуются принципы дидактики в ходе преподавания дисциплины «Экономика» в колледжах на примере темы «Денежно-кредитная система». Для достижения цели мне необходимо решить ряд поставленных задач: - Рассмотреть основные понятия о принципах дидактики; - Проанализировать существующую систему дидактических принципов и правил; - Изучить способы реализации принципов обучения; - Показать использование принципов дидактики в ходе изучения темы «Денежно-кредитная система»; - Разработать планирующие документы: календарно-тематический план, план-конспект урока. Изучение данной темы – один из самых важных этапов подготовки студентов к преподавательской деятельности, так как является основой, определяющей организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. 1 Сущность принципов дидактики 1.1 Основные понятия о дидактических принципах Процесс обучения – это особый вид человеческой деятельности, это специфическая социально-педагогическая система, а любая система основывается на каких-то общих положениях, которые и называются принципами. Дидактические принципы являются определяющими при отборе содержания образования, при выборе методов и форм обучения и т.п. Принципы обучения – это историческая и одновременно социальная категория. Они совершенствуются в зависимости от исторических особенностей развития общества, от уровня развития науки и культуры в нем. Впервые принципы обучения были сформулированы великим чешским педагогом Я.А.Коменским в его «великой дидактике» в 1632 г [1] Принципы обучения определяют, каким образом можно добиться в процессе обучения стоящих перед школой целей и задач обучения, какими нормативными положениями следует для этого руководствоваться учителю. Эта проблема всегда занимала умы многих выдающихся педагогов всего мира. Тем не менее, и на сегодняшний день она своего окончательного решения не получила. Выражается это в том, что до сих пор не определены исходные основания к разработке номенклатуры принципов обучения; не разработаны научные основы системы принципов обучения, их соподчиненности, иерархии. Именно это является причиной того, что в соответствующих фундаментальных трудах по дидактике и в учебных пособиях по курсу «Педагогика» количество принципов, их формулировки значительно разнятся. Это объясняется тем, что одни педагоги выводили принципы из опыта обучения, другие – из философии, теории познания, третьи считали, что основой принципов должны служить закономерности психики детей. [2] Хотя педагогическая наука давно занимается систематизацией и обобщением эмпирических данных о процессе обучения, до сих пор еще нет единого подхода к определению того, что считать дидактическими принципами. Часть дидактов полагает, что дидактическими принципами называют наиболее важные, главные закономерности и законы обучения (И.П.Подласый), другие авторы при определении принципов исходят из того, что они должны являться обобщением законов и закономерностей, выводами из педагогического опыта (Ю.К.Бабанский,П.И.Пидкасистый). [3] Принцип (от лат. Principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, вытекающее из установленных наукой закономерностей. Словарь определяет принципы процесса обучения как исходные, основные требования к организации и проведению обучения, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач всестороннего, гармонического развития личности. Принцип обучения, по определению видного дидакта современности В.И.Загвязинского, - это инструментальное, данное в категориях деятельности, выражение педагогической концепции. Это – значение сущности, содержании, структуре обучения, его законах и закономерностях, выраженное в виде норм деятельности, регулятивов для практики. В теоретическом плане – это вывод из теории, не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. И именно поэтому они служат ориентиром для конструирования практики. Понятие «закономерность» в этом определении употребляется как выражение действия законов в конкретных условиях. [2] По определению М.А.Данилова, принципы дидактики – это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его конкретно-историческом виде. [4] Польский дидакт В.Оконь выделяет в дидактике три значения термина «принцип». Согласно первому значению, принцип – это утверждение, основанное на научном законе, управляющем какими-либо процессами. Однако такое понимание принципа вряд ли можно отнести к принципам обучения, ввиду того, что в дидактике как общественной науке проблема формирования научных законов и их познания остается открытой и по сей день. В дидактике принципы обучения можно было бы выводить из дидактических закономерностей, но здесь также возникают трудности из-за их множества и неясно, какие из них могут быть основанием для формулирования принципов обучения. Второе значение термина означает норму поведения, которая считается обязательной. Авторы принципов обучения, придерживающиеся такой идеи, руководствуются чаще всего интуицией, поиском таких общих норм, которых должны придерживаться учителя в их повседневной работе с учениками. И, наконец, термин «принцип» может означать тезис, выведенный из какой-либо доктрины. Подобным пониманием принципа руководствуются те, кто охвачен какой-либо идеей и хочет через систему принципов обучения оптимизировать работу школы. [5] 1.2 Принципы как категория дидактики Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу знаний учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно, возникают вопросы: каким образом должно быть поставлено обучение? Какими правилами необходимо руководствоваться при этом? Законы, или правила, действующие в любой науке, отражают объективные, существенные и устойчивые ее связи, а также обозначают определенные тенденции их развития. Однако эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий: они являются лишь основой для выработки технологии практической деятельности. Задача дидактики состоит в том, чтобы на основе знаний об объективном развитии учебного развития выяснить, как на основе закономерностей его развития разрабатываются принципы и правила обучения, которым руководствуются учителя в своей практической работе. Принципы обучения возникли на том этапе педагогической науки, когда она стала заниматься систематизированием огромного опыта педагогической практики, обобщением эмпирических фактов успешного обучения. Таким образом, в формулировках дидактических принципов отразился огромный опыт педагогической науки и практики. В настоящее время формулировки принципов кажутся обычными, очевидными, привычными и только исторический анализ их появления может доказать, сколько времени и усилий понадобилось для того, чтобы эти положения были усвоены как необходимые. В современной педагогике может быть различный подход к характеристике принципов обучения: психологический, социальный, философский, историко-педагогический, кибернетический, биологический и др. Психологические исследования раскрывают различные стороны обучения, на основе которых может даваться более глубокая трактовка его принципов. Например, исследуются соотношение обучения и развития, процесс формирования умственных действий, экспериментальные системы обучения и т.п. Конкретные социальные исследования, раскрывающие личностные отношения между людьми, условия формирования групп и коллектива, позволяют глубже понять воспитывающее влияние обучения на формирование личности, отношение детей к учению, их активность. Социальный подход к характеристике принципов обучения позволяет глубже и полнее реализовать задачи, которые поставлены перед образованием современным общественным развитием. Кибернетический подход позволяет глубже понять принципы управления обучения как целостным процессом и отдельными его сторонами. В настоящее время в связи с резко возрастающим потоком информации, которую должен усвоить учащийся, можно говорить о принципах обучения с точки зрения биологических возможностей развития мыслительной деятельности учащихся, а также возникающих биологических состояний, способствующих результативности обучения или тормозящих ее. Принципы обучения имеют преимущественно традиционное, историко-педагогическое и психологическое обоснование. Гносеологический подход проявляется в системе этих обоснований и не имеет явно выраженного самостоятельного значения. Задача заключается в том, чтобы построить принципы обучения в определенной системе и дать им преимущественно гносеологическое обоснование. Несмотря на отсутствие единства мнений ученых относительно количества и названий принципов обучения, они выражают в основном одни и те же тенденции в понимании их закономерностей. [5] Принципов должно быть немного – в противном случае они не могут быть обобщением. В любой науке сформулированные принципы – это всегда высший этап ее развития, показатель зрелости теории. В дидактике к настоящему времени сформулировано достаточно много принципов, причем их количество и номенклатура сильно различаются у разных авторов и в научных работах, и в учебниках по педагогике и дидактике. Все это свидетельствует о недостаточной разработанности данного раздела в современной дидактике. В советский период развития отечественной педагогики вопрос о принципах, если и не избегали, то и не особенно заостряли, поэтому этот раздел дидактики был мало разработан. В современной дидактике общепризнанным является то, что принципы обучения определяются целями воспитания и поэтому имеют исторической характер, должны отражать насущные актуальные потребности общества в области обучения подрастающего поколения. [3] 1.3 Система дидактических принципов История дидактики характеризуется настойчивым стремлением исследователей выявить общие принципы обучения и на их основе сформулировать те важнейшие требования, соблюдая которые учителя могли бы достигать высоких и прочных результатов в обучении школьников. Становление теоретических основ дидактики, выявление сущности дидактических категорий закономерности, принципа, правила проходили в упорной борьбе взглядов. Вплоть до недавнего времени в дидактике не существовало разграничения понятий закона, закономерностей, принципа, правила. «указанные понятия в педагогической литературе трактуются самым различным образом. Они то произвольно смешиваются одно с другими или отождествляются, то различаются формалистически как неподвижные, изолированные, то в них видят высшую субстанцию всего сущего, то их сводят с неба на землю и рассматривают как вывод из наблюдений» (П.Н.Груздев). Однако в ходе дискуссии было доказано, что принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер, некоторые принципы утрачивают свое значение и сходят с педагогической сцены (например, природосообразность, самодеятельность, индивидуальность). Происходит перестройка соде6ржания принципов, сохранивших свое значение в новых условиях, и проявляются новые принципы, в которых отражаются новые требования общества к обучению. В современной дидактике устоялось положение, что принципы обучения исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы учителей они видоизменяются, совершенствуются. Современные принципы обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию, анализу достигнутых результатов. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются. Но любые ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в эту систему? На какой основе может быть построена внутренне непротиворечивая система принципов обучения? Решение поставленной задачи начинается с выявления логической основы построения этой системы. Такой основой Я.А.Коменский считал принцип природосообразности обучения, и все остальные принципы выступали у него в той последовательности, которая согласовывалась с идеей природосообразности. Иначе рассматривал их А.Дистервег. Стремясь раскрыть более конкретно дидактические принципы и правила, он рассматривал их в виде требования к: 1) содержанию обучения; 2) обучающим; 3) обучающимся. К.Д.Ушинский определил необходимые условия хорошего обучения так: своевременность, органичность, постепенность, постоянство, твердость усвоения, ясность, самодеятельность учащихся, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости, правильность. К дидактическим принципам он относил также: 1) сознательность и активность обучения; 2) наглядность; 3) последовательность; 4)прочность знаний и навыков. Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов и правил в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы: сознательности и активности; наглядности; доступности; систематичности и последовательности; прочности; научности; связи теории с практикой. Эти принципы и составляют систему дидактических принципов. [4] А теперь рассмотрим подробнее каждый из них. 1.3.1 Принцип сознательности и активности Один из главных принципов современной дидактики, согласно которому обучение будет наиболее эффективно тогда, когда учащиеся проявляют высокую сознательную активность в процессе познания, являются субъектами деятельности, когда знания приобретаются путем интенсивной напряженной мыслительной деятельности. Причем именно собственная познавательная активность школьника – важнейший фактор обучения. Этот принцип был включен Л.В.Занковым в основу своей системы развивающего обучения. [3] В процессе обучения необходимо учитывать, прежде всего, наиболее общие признаки сознательного усвоения знаний: - учащиеся должны уметь облекать свои знания в правильную словесную оболочку (выражение «знаю, но сказать не могу» - признак отсутствия знаний); - сознательность выражается и в положительном отношении учащихся к изучаемому материалу, в их заинтересованности; - признаком сознательного усвоения учебного материала является степень самостоятельности; чем она выше, тем сознательнее усваиваются знания. [1] 1.3.2 Принцип наглядности Этот принцип Я.А.Коменский назвал золотым правилом дидактики и считал общедидактическим принципом. Согласно этому принципу обучение необходимо проводить на конкретных образцах, которые учащиеся могут непосредственно воспринимать не только через зрительные ощущения, но и посредством моторных и тактильных ощущений. Средства наглядности позволяют создать у ребенка зрительные образы изучаемого объекта, дать толчок мышлению, связать содержание обучения с окружающей действительностью, с жизнью. Сам Я.А.Коменский для реализации этого принципа написал первую в мире иллюстрированную книгу для детей «Мир чувственно воспринимаемых вещей в картинках ». Приверженность части учителей вербализму в ущерб наглядности в обучении имеет место и в настоящее время, а не только в прошлом. Современные исследования показывают, что через органы зрения поступает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. В человеческом мозге 30% объема занимают нейроны, отвечающие за зрение, и только 3% отвечают за слух. Зрительная информация легче обрабатывается мозгом и запоминается, боле прочно хранится, поэтому принципу наглядности отводится в дидактике ведущее место. [3] Наглядность, используемая в процессе изучения различных дисциплин, имеет свои конкретные особенности, свои виды. Однако дидактика изучает процесс обучения как таковой, безотносительно к какому-либо учебному предмету, поэтому она изучает наиболее общие виды наглядности. Натуральная, или естественная, наглядность. К этому виду относятся естественные объекты и явления, т.е. встречающиеся в действительности. Например, в процессе обучения демонстрируются растения или животные на уроках биологии, электродвигатели при изучении физики и т.п. Изобразительная наглядность. К этому виду относятся макеты, модели каких-то технических устройств, стенды, разнообразные экранные средства (учебные фильмы, диафильмы и пр.), графические учебные пособия (плакаты, схемы, таблицы, рисунки и пр.). к этому виду относится большинство наглядных пособий, которые используются в процессе обучения. Специфическим видом наглядности является словесно-образная наглядность. К этому виду относятся яркие словесные описания или рассказы об интересных случаях, например при изучении истории или литературы, различного рода звуковые средства (магнитофонные и видеозаписи). Другим видом наглядности является практический показ обучающим тех или иных действий: выполнение физических упражнений на уроках физкультуры, работа с определенным инструментом на уроках трудового обучения, выполнение конкретных практических операций при обучении в ПТУ и т.п. Все названные основные виды наглядности очень часто дополняются еще одним своеобразным видом, это так называемая внутренняя наглядность, когда в процессе обучения как бы осуществляется опора на прежний опыт обучающихся, когда им предлагается просто представить какую-либо ситуацию, какое-то явление. В последнее время особое значение отводится изобразительной наглядности (учебные кинофильмы, например). Преимущества заключаются в том, что она дает возможность показать некоторые явления в ускоренном темпе (образование ржавчины при коррозии металлов) или в замедленном (сгорание горючей смеси в двигателе). [1] Чтобы восприятие наглядности учеником не оставалось на уровне чувственного восприятия, а переходило на уровень абстрактного мышления, необходимо сопровождать ее точными словесными выражениями (словесными сигналами), направлением наблюдений, обобщением их результатов. При этом следует связывать вводимые термины, определения, словесные выводы и формулировки с воспринимаемой наглядностью. [3] Существуют различные способы сочетания слова и наглядности. Наиболее типичными из них являются следующие: - при помощи слова учитель руководит наблюдениями учащихся, а знания о соответствующих явлениях они приобретают в процессе непосредственного наблюдения за этим явлением; - при помощи слова учитель сообщает сведения об объектах и явлениях и потом, демонстрируя соответствующие наглядные пособия, подтверждает правдивость своей информации. Очевидно, что первый способ более эффективен, нежели второй, так как он ориентируется на активизацию деятельности учащихся, но чаще всего используется именно второй. Это объясняется тем, что он более экономичен по времени, проще для учителя и требует меньшего времени при подготовке к занятиям. 1.3.3 Принцип доступности Процесс обучения необходимо строить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их обученности и воспитанности. Однако доступность не значит «легкость», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся. Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные способности, а значит, сделает доступным сложный материал. Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п. В начале 20 века обучение начиналось с 9-10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает, что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников12-13-летнего возраста, легко усваиваются 8-9-летними детьми. Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалось, прежде всего, на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует у них развитию мышления.Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем нетрудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями. Как правило, принцип доступности нарушается по 3 основным причинам: 1) учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т.п.); 2) материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его поверхностно; 3) материал недоступен для учащихся в виду физического перенапряжения. Имеется в виду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т.п.). [1] 1.3.4 Принцип систематичности и последовательности Впервые этот принцип был применен Я.А.Коменским, считавшим, что, как и в природе, в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Этот принцип требует, чтобы процесс усвоения знаний шел в определенном порядке и системе. Содержание обучения и процесс обучения должны быть выстроены в логическом порядке, который позволит учащимся овладеть действенными знаниями и получить четкую картину окружающего мира. Достичь этого можно лишь специально организованным обучением без перерывов, нарушения последовательности и логики изложения. [3] Системность мышления заключается в установлении ассоциаций, т.е. связей между изучаемыми предметами и явлениями. То же самое происходит и при параллельном изучении различных предметов по школьной программе, между ними устанавливаются так называемые межпредметные связи, которые являются одним из важнейших условий реализации принципа систематичности и последовательности. 1.3.5 Принцип прочности Означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности, т. е. прочность – это не только глубокое запоминание, но и умение воспользоваться тем, чем располагает память. В этом заключается главная особенность данного принципа. Ошибочным является традиционное (репродуктивное) обучение, которое ориентируется только на запоминание, на повторение рассказанного учителем или прочитанного в учебнике. Такой процесс обучения ориентируется только на развитие механической памяти учащихся, для чего применяется многократное повторение. На самом деле необходимо развитие как логической, так и механической памяти на основе развития элементов рассудочной деятельности учащихся. [1] Исследования показывают, что во многих случаях непроизвольное запоминание может быть боле прочным, чем произвольное. Чем важнее и интереснее для учащихся учебный материал, тем прочнее он запоминается и дольше сохраняется в памяти. Существует и такое понятие как порог восприятия учебного материала: ученики начинают запоминать материал только тогда, когда начинают осознавать важность и необходимость его усвоения. 1.3.6 Принцип научности Он предполагает, что для обучения должны предлагаться только знания, установленные наукой, а используемые методы обучения должны быть по своему характеру приближены к методам соответствующей науки. Научность обучения обеспечивается соответствием учебных планов и учебных программ уровню развития науки и общества, а также педагогической науки. Принцип научности следует также понимать в диалектическом смысле – как формирование в обучении такого типа мышления, который характерен для научной поисковой деятельности, т.е. формирования теоретического мышления. Такое обучение следует начинать еще в начальной школе и закладывать у детей основы теоретического мышления. [3] Этот принцип в отличие от многих других долгое время не был необходимым в организации обучения, так как и сама наука не играла существенной роли в процессе трудовой деятельности человека. Поэтому он не выделялся Коменским. В дальнейшем, с повышением роли знаний в практической деятельности человечества, в общественном производстве, наряду с обыденными житейским толкованиями явлений окружающего мира стало необходимым его научное понимание. Вслед за этим встал вопрос о введении принципа научности в систему образования. 1.3.7 Принцип связи теории с практикой Практика является основой познания. Поэтому учащиеся должны понимать, что теоретические изыскания осуществляются не сами по себе и не ради развития самой науки, а для совершенствования практической деятельности, улучшения жизни людей. Главной особенностью этого принципа и является то, чтобы учащиеся, прежде всего, понимали значение теории в жизни человека, в его практической деятельности и чтобы они умели применять усвоенные знания для решения задач практического характера, которые возникают перед ними. Такие умения являются одним из важнейших критериев качества знаний учащихся. Связь обучения с практикой обеспечивается организацией трудового, политехнического и производственного обучения школьников, а также показом преобразований в экономике, политике, науке, культуре в нашей стране и во всем мире. [1] 1.4 Способы реализации принципов обучения В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения. Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории. Они являются как бы переходным звеном от теории к практике. На основе правил обучения нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений – это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия учителей в типичных ситуациях обучения. В еще более популярном толковании дидактические правила – это конкретные указания учителю о том, как нужно поступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков дидактики и учителей–практиков вызывает возражения. Они считают, что скрупулезное исполнение правил может отрицательно влиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике. Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внимание уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей – это, по сути, сборники педагогических правил, рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось, и прогресс методики шел медленными темпами. Истина, как всегда находится между крайностями. Нельзя слишком увлекаться правилами и требовать их педантичного соблюдения, поскольку чрезмерно рьяное исполнение их может действительно привести к сковыванию творческой инициативы учителей, но нельзя также совсем от них отказываться, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого творчества учителю проявлять не нужно, боле того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега. Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его соблюдение определенных требований, но, как это будет сделано, зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Правило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дисциплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует – целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоздания, сложившихся отношений и многих других причин. Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Остается добавить, что правила, не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой – отрицательную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (неписаные) правила, изменить которые бывает очень трудно. Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего ответить словами К.Д Ушинского: «…самые эти правила не имеют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». [6] Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учителю о том, что нужно делать для возможно более полного выполнения требований принципа. Ответа на вопрос, как действовать, они почти не содержат. Это обуславливает творческий характер их применения. [4] 1.4.1 Реализация принципа сознательности и активности Практическая реализация данного принципа осуществляется путем соблюдения следующих правил: ясное понимание целей и задач предстоящей работы – необходимое условие сознательного обучения; обучайте так, чтобы учащийся понимал, что, почему и как нужно делать, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их; обеспечивайте понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывайте их, опираясь на знания и опыт учащихся, используйте образные сравнения; используйте силу взаимообучения учащихся; на воспитание активности не жалейте времени и сил. Сегодня активный ученик – завтра активный член общества; приучайте действовать самостоятельно, не допускайте подсказывания, ограничьте пересказывание и простое копирование; то, что учащимся неизвестно, логически увязывайте с известным: где нет логической связи между усвоенными и усваиваемыми знаниями, там нет сознательного обучения; учитесь задавать вопросы и выслушивать ответы – это важное условие стимулирования и поддержания активности. Каков вопрос – таков ответ. Как учитель слушает ученика – так ученик слушает учителя; опирайтесь на интересы учащихся, изучайте их и формируйте на их основе мотивы учения; по-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет. 1.4.2 Реализация принципа наглядности Реализуется принцип наглядности посредством следующих правил: предметы в натуре запоминаются быстрее и легче, чем их словесные образы; дети мыслят формами, звуками, красками, ощущениями, поэтому учите наглядно, через конкретные образцы, которые они могут непосредственно воспринимать; помните золотое правило дидактики: все, что только учащиеся могут видеть, представляйте для восприятия зрением; все, что могут слышать - слухом; доступное осязанию – путем осязания; запахи – обонянием; подлежащие вкусу – вкусом; наглядность не цель, а средство обучения и развития и мышления. в совершенстве владейте техническими средствами обучения и методикой их применения; используйте наглядность для создания проблемных ситуаций и поисковой деятельности учащихся; с возрастом учащихся наглядность должна быть более символической; демонстрируйте наглядные пособия лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения материала; не увлекайтесь наглядностью, не перегружайте ею урок, ибо излишняя наглядность может рассеивать внимание учащихся и стать тормозом для развития абстрактного мышления. Наглядные пособия сами по себе в процессе обучения никакой особой роли не играют, они эффективны только в сочетании со словом учителя. Очень часто принцип наглядности воспринимается педагогами как необходимость непосредственных наблюдений учащимися за определенными явлениями. Однако не всякое восприятие не всегда продуктивно, оно может быть таковым только при активном мышлении, при возникновении вопросов и стремлении учащихся найти на них ответы. 1.4.3 Реализация принципа систематичности и последовательности Этот принцип реализуется через планирование учебного процесса и путем организованного определенным образом обучения. Соблюдение принципа обеспечивает более прочное усвоение учебного материала и за меньшее время. Ему соответствуют следующие дидактические правила: учебный материал представляйте разделенным на логически завершенные части, шаги, блоки и последовательно реализуйте их в учебном процессе; учебный предмет – это уменьшенная копия соответствующей науки, поэтому показывайте учащимся ее структуру и систему понятий, законов, ее место в системе других наук. Используйте межпредметные связи; выстраивайте систему уроков так, чтобы каждый урок был логическим продолжением предыдущего; используйте опорные схемы и опорные конспекты, облегчающие процесс усвоения знаний; проводите уроки обобщения, и систематизации знания после каждого раздела и важной темы; не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в неразрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. 1.4.4 Реализация принципа прочности Успешно реализовать принцип прочности позволяют следующие дидактические правила: в обучении мышление преобладает над памятью, поэтому не перегружайте память учащихся в ущерб их мышлению; препятствуйте сохранению в памяти неверной информации; освобождайте память учащихся от вспомогательного материала – приучайте пользоваться справочниками; материал для запоминания заключайте в короткие ряды; контролируйте факторы, отвлекающие учеников; боритесь с ленью, бездельем, уклонениями от занятий, загружайте каждого ученика в силу его возможностей; приступайте к изучению нового материала только после вызова интереса и положительного отношения к нему; развивайте память учащихся, учите пользоваться мнемоническими приемами запоминания; соблюдайте логику обучения: она повышает прочность; новое связывайте со старым; не давайте легких и однообразных заданий: они утомляют; применяйте современные средства и методы контроля знаний с показом сдвигов в развитии учащихся. 1.4.5 Реализация принципа научности При реализации этого принципа необходимо показывать учащимся то, что окружающий мир познаваем, человеческие знания о нем, проверенные практикой дают объективную верную картину мира. Практика прогрессивных дидактических систем выработала ряд правил реализации данного принципа: обучайте на основе новейших достижений педагогики, психологии, передового педагогического опыта; формируйте у учащихся диалектический подход к изучаемым явлениям и предметам; даже в младших классах передаваемые вами элементарные знания не должны противоречить научным представлениям; учите детей использовать общеупотребительные научные термины; информируйте учащихся о новейших достижениях науки и техники; знакомьте учеников с биографиями великих ученых и их вкладов в науку; поощряйте исследовательскую работу школьников; обучайте учащихся работе с литературой и справочным материалом. 1.4.6 Реализация принципа доступности Известны классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированные еще Я.А.Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения: не забывайте правил Я.А.Коменского и организуйте обучение сообразно с возрастом учащихся; учите, опираясь на возможности учащихся, с учетом их интересов, жизненного опыта и особенностей развития; для обеспечения доступности используйте аналогию, покажите, что даже самое сложное можно сделать доступным для понимания; доступность зависит от ясности изложения и качеств речи учителя; доступность не означает легкости учения, она раскрывает непонятное через понятное, облегчает процесс познания нового; доступность связана с работоспособностью: развивая и тренируя работоспособность, приучайте школьников осуществлять все более длительную и интенсивную мыслительную деятельность. Повышая работоспособность – снижаем барьер доступности. 1.4.7 Реализация принципа связи теории с практикой Реализация этого принципа должна идти путем формирования у учащихся понимания того, что практика выступает как источник познания и абстрактного мышления и в то же время как критерий истинности получаемых результатов. Творческое соблюдение следующих дидактических правил позволит на практике реализовать этот принцип. практикой доказывайте учащимся необходимость научных знаний; показывайте, что наука развивается под влиянием потребностей практики; рассказывайте учащимся о научных открытиях и новых технологиях; приучайте применять знания на практике; связывайте обучение с перспективой получения профессии; связывайте обучение с перспективами развития своего села, города, области, страны; внедряйте научную организацию труда в учебный процесс; активно включайте учащихся в общественно полезный и производительный труд и правильно его организуйте; используйте экскурсии на современные производственные предприятия; помните, что в процессе практической деятельности усваивается 80% знаний. Говоря о принципах дидактики, изучая данный вопрос, можно прийти к следующим выводам. Что до сих пор не определена точная, окончательная их классификация, не разработаны основы системы принципов, их соподчиненности. На сегодняшний день руководствуются основными семью принципами, которые обуславливают требования ко всем компонентам учебного процесса – логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору форм и методов, стимулированию, планированию, анализу достигнутых результатов. В различное время было разное отношение к таким понятиям как закон, закономерности, принципы и правила. и если раньше преподаватель руководствовался в своей работе только дидактическими правилами как рекомендациями на все типичные случаи школьной жизни, то сейчас им отводят более определенное место. Современная педагогика не так строго относится к соблюдению правил обучения, придерживаясь мнения, что они не должны сковывать инициативу учителя и проявление его творчества. Как поступит преподаватель в той или иной ситуации зависит полностью от него самого в зависимости от различных факторов, влияющих на событие в целом. 2 Использование принципов дидактики в ходе изучения темы «Денежно-кредитная система» 2.1 Применение принципа научности Принцип научности обучения, как известно, требует, чтобы учащимся на каждом шагу их обучения предлагались для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания и при этом использовались методы обучения, по своему характеру приближающиеся к методам изучаемой науки, в данном случае, экономики. Например, с помощью наглядных методов обучения (демонстрация) применяется один из специфических методов экономической теории, графическое изображение, которое позволяет познавать экономические явления в двухмерном измерении через систему абсцисс и ординат. А практические методы обучения (упражнения, лабораторно-практические работы) по своему характеру схожи с методом математического и статистического анализа при решении различных экономических задач с применением формул, моделей, статистических данных. Принцип научности воплощается в учебных программах и учебниках, в отборе изучаемого материала, а также в том, что учащихся обучают элементам научного поиска, методам науки. Т.е. учебные планы и программы должны соответствовать последним требованиям как педагогической науки, так и, в первую очередь, экономической теории. На сегодняшний день экономика – это одна из самых динамичных наук, особенно в нашей стране, где за последние несколько наблюдается ускоренный темп роста экономики, в том числе и в области денежно-кредитных отношений. Поэтому учебные программы необходимо своевременно изменять в соответствии с требованиями времени, а фонд учебной литературы постоянно обновлять. В основе принципа научности лежит ряд положений, играющих роль закономерных начал: мир познаваем, и человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную верную картину развития мира; наука в жизни человека играет все более важную роль, поэтому школьное образование направлено на усвоение научных знаний; научность обучения обеспечивается, прежде всего, содержанием школьного образования, строгим соблюдением принципов его формирования; научность обучения зависит от реализации учителями принятого содержания; научность обучения, действенность приобретенных знаний зависят от соответствия учебных планов и программ уровню социального и научно-технического прогресса, подкрепления приобретенных знаний, от межпредметных связей. Рассмотрим, каким образом реализуется принцип научности при рассмотрении вопроса «Денежное обращение и денежная система». Во-первых, содержание учебной программы должно соответствовать последним научным данным по изучаемой теме. Во-вторых, учащимся предлагаются для изучения определения понятий «денежное обращение» и «денежная система»; формулу Карла Маркса для определения количества денег, необходимых для обращения; типы и виды денежных систем, элементы денежных систем; различные термины: денежное обращение, налично-денежное обращение, платежный оборот, биметаллизм, монометаллизм и т.д., принципы организации денежной системы, виды денежных знаков, разновидности денежных систем и многое другое. В-третьих, необходимо включать учащихся в самостоятельные исследования: работа с литературными источниками, выдвижение соответствующих проблем и их разрешение. При объяснении материла необходимо постоянно применять научные термины и определения. Например, можно для самостоятельного изучения дать задание на рассмотрение характерных особенностей и тенденций развития современной денежной системы, а также денежной системы Республики Казахстан. Таким образом, учащимся интересно будет узнать о последних научных фактах по данному вопросу, они усвоят новые понятия и термины, появиться возможность пережить чувство удовлетворенности от познавательного напряжения, радость открытия, приобретут навыки работы с источниками информации. 2.2 Применение принципа наглядности Напомню, что один из самых известных и интуитивно понятных принципов обучения, использующийся с древнейших времен. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат строго зафиксированные научные закономерности: органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 раз больше, чем тактильные органы. К.Д.Ушинский отмечал, что чем большее количество органов чувств принимает участие в восприятие какого-нибудь впечатления, тем прочнее оно закрепляется в нашей памяти. Физиологи и психологи объясняют это положение тем, что все органы чувств человека взаимосвязаны. Рассмотрим принцип наглядности на примере различных вопросов темы «Денежно-кредитная система». Допустим, при объяснении раздела данной темы «Банки и банковская деятельность» можно в качестве наглядности подготовить плакат, который нужно будет продемонстрировать лишь в необходимый момент, во время изложения второго вопроса плана урока «банковская система» (рис.1). Чертить на доске схему будет нецелесообразно, так как это займет некоторое время и может отвлечь внимание учащихся от логики изложения материала. На первом уроке раздела «Денежно-кредитная система» можно использовать и технические средства обучения, например, диапроектор с демонстрацией слайдов «эволюционная теория происхождения денег Адам Смита». Т.о. учащимся будет очень интересен новый материал, им будет легко запомнить процесс образования денег, которыми мы пользуемся на сегодняшний день. Рисунок 1 - Форма построения банковской системы Также очень удобно при объяснении различных классификаций использовать наглядность для более прочного усвоения знаний. Допустим, при объяснении темы «Ссудный процент» использовать таблицу (рис.2), которую можно чертить на доске по мере объяснения темы, т.е. начиная с признака классификации «по формам кредита» рассказывать о каждой форме в отдельности: написать на доске на доске «коммерческий» - объяснить, затем «банковский» - объяснить и т.д. Соответственно учащимся в это время необходимо заносит данные себе в тетрадь, также в виде табицы.
Рисунок 2 - Классификация форм ссудного процента Можно также привести в пример и множество различных диаграмм, показывающих динамику, допустим, использования кредитов банка населением страны за последние три года (рис.3) на уроке по теме «Кредитно-банковская система». Демонстрацию графика необходимо сопровождать объяснением того процесса, который отражает данный вид наглядности, допустим, таким образом: «на графике явно видно, что популярность использования кредитов в нашей стране заметно возросла по сравнению с прошедшими годами, это объясняется тем, что кредитная система намного лучше стала функционировать в рыночных условиях на сегодняшний день, возросло доверие граждан и их культура, но еще в недостаточной степени по отношению к странам Запада», или показать схематически взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений на уроке «Денежная система и денежное обращение». Все это позволит учащимся более полно и цельно представить картину изучаемого вопроса. Но не стоит забывать, что наглядность – это не цель, а лишь средство обучения, причем сильнодействующее, которое при невнимательном или неумелом использовании может увести учащихся от решения главной задачи. Демонстрировать наглядные пособия нужно лишь тогда, когда они необходимы по ходу изложения учебного материала. Их необходимо демонстрировать в определенной последовательности и в необходимый момент. Рисунок 3 – Процент использования кредитов населением за три года 2.3 Применение принципа доступности Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Не надо забывать о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся. Для того, чтобы доступно объяснять новый материал учащимся, нужно руководствоваться следующими правилами: введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения, четко и однозначно формулировать понятия, избегать монотонности, использовать яркие факты, примеры из жизни. Руководствуясь классическими правилами принципа доступности «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному», «от простого к сложному» построена схема изложения материала по теме «Денежно-кредитная система» (Приложение А). Первый вопрос темы «деньги» - это самый простой материал темы, наиболее известный учащимся, им будет очень легко усвоить природу денег, их функции, виды, формы. Следующий вопрос «Денежное обращение и денежная система» несколько труднее вопроса «деньги», но все еще прост в усвоении, так как неразрывно с ним связан.инфляция уже более сложное понятие, о котором у учащихся все же имеются некоторые общие представления из повседневной жизни. Облегчить понимание данного материала поможет объяснение преподавателем каждого вида и формы проявления инфляции, связывая его с пройденным материалом «денежное обращение», «эмиссия». Следующий вопрос темы «кредиты». Это уже более сложное понятие, с которым некоторые учащиеся , может быть, никогда не сталкивались, и не имеют ни малейшего представления по данному вопросу. Хотя, на сегодняшний день, такое трудно себе представить, потому что все чаще и чаще население нашей страны пользуется таким видом услуг различных банков на покупку техники, мебели, автомобиля и др. Допустим, при объяснении вопроса «кредитные системы», показать на примере из нашей жизни использование банковских кредитов для покупки, например, холодильника. Трудное, на первый взгляд, разграничение понятий кредитор и заемщик, будет понятно при объяснении, что кредитор (банк) предоставляет денежные средства во временное пользование заемщику (родителям) на условиях возвратности с выплатой процента. А один из видов кредитования, ипотека, и вовсе у всех на слуху ежедневно благодаря повсеместной рекламе. Объяснив учащимся понятие «кредиты» и «субъекты кредита» на основе простых и доступных каждому примеров из жизни, можно начать объяснение форм кредита. Учащимся будет легко их усвоить, основываясь на уже известных терминах. И, наконец, последний вопрос темы «банки» - самый сложный, можно сказать, совершенно неизвестный для учащихся, будет доступен только после полноценного изучения предшествующих вопросов «деньги» и «кредиты», так как предусматривает связь с уже имеющимися знаниями по данным вопросам. Например, функции банка предполагают знание денежного обращения, а виды банков – форм и видов кредита и т.д. Нужно уметь чувствовать, что дается учащимся трудно – это им необходимо объяснять, а что они поймут самостоятельно. На первом этапе объяснения новой темы нужно сообщать учащимся лишь общее, основное, чтобы затем, при закреплении, можно было вводить новые примеры, факты, уже уточняя изученное и чтобы при объяснении новых понятий, более трудных, учащийся мог на основе ранее изученного осознавать новый материал. Так, на основе простого примера с банковским кредитом на покупку холодильника, учащимся будет легче понять принципы кредитования в более крупных масштабах (государство – юридическое лицо, одно государство – второе государство). По принципу доступности можно проводить в группе поисковые и эвристические беседы с более сильными учащимися, а вот катехизические со средними и слабыми. Например, с сильными студентами рассмотреть задачи принципиально нового плана, а затем, уже схожие по своему содержанию, с более слабыми. Так, они на примере имеющихся, смогут решить, казалось бы, сложные задачи. 2.4 Применение принципа систематичности и последовательности Принцип опирается на следующие научные положения: человек только тогда обладает настоящим и действенным знанием, когда в его мозгу отражается четкая картина внешнего мира, представляющая систему взаимосвязанных понятий; процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем меньше в нем перерывов, нарушений последовательности, неуправляемых моментов. Необходимо помнить, что сформировавшаяся система знаний – важнейшее средство предотвращение забывания. Забытые знания быстро восстанавливаются в системе, без нее – с большим трудом. При построении учебного процесса нужно пользоваться проверенной схемой формирования теоретических знаний: установить объект и предмет (природы и научной теории); изложить основания теории; раскрыть инструментарий теории; объяснить следствия теории; показать границы их применения. Реализация принципа предполагает преемственность в процессе обучения, т.е. логическую последовательность и связь между различными дисциплинами, изучаемыми на разных курсах, чтобы каждый раз, вновь изучаемый материал базировался на усвоенном ранее. Так, и дисциплина «Экономика» преподается в школах в старших классах, так как понимание ее будет затруднено без знаний по географии (страны мира), математики (при решении задач) и т.д. здесь мы видим, что реализация принципа систематичности и последовательности не обходится и без межпредметных связей. Также необходимо систематически повторять и совершенствовать ранее усвоенное. Не допускается переходить к изучению последующего материала, если преподаватель не уверен, что учащимися не усвоен предыдущий. Для этого необходимо использовать различные методы контрольно-проверочных работ: во время урока проводить беседу по изучаемому вопросу, чтобы выявить степень осознания текущего материала, проверять выполнение домашнего задания, а в конце раздела, курса обязательно проводить уроки обобщения и систематизации. Использование схемы «форма построения банковской системы» (рис.1) на уроке «кредитно-банковская система», схемы «типы и виды денежных систем» (рис.4) на уроке «денежная система и денежное обращение» позволят систематизировать и упрочнить основные положения по изучаемому вопросу. Разделение содержания учебного материала на логически завершенные части (шаги), последовательная их реализация показана в приложении А. На уроке не допускайте ни одного вопроса, на основательное раскрытие и рассмотрение которого не рассчитываете. Допустим, не упоминайте на уроке по теме «кредитно-банковская система» понятия «банковские резервы», если его использование не предусмотрено по программе, иначе не раскрыв, данное понятие, у учащихся останется пробел в изучении данного вопроса. И дальнейшее объяснение материала будет бессмысленным, так как непонятое будет всячески отвлекать учащегося, он не сможет связать понятие «резерв» с новым материалом. И никогда не забывайте совет Я.А.Коменского: все должно вестись в не разрывной последовательности, так, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего. Так изучение темы «Денежно-кредитная система» не может остаться в сознании учащегося как отдельное целое, ни с чем несвязанное. Эта тема является значительной частью дисциплины экономика, которая является неотъемлемой, повседневной частью нашей жизни. 2.5 Применение принципа сознательности и активности Одной из важнейших целей обучения является формирование у учащихся правильного отношения к окружающей действительности и соответствующих убеждений. Общеизвестно, что лишь те знания становятся убеждениями человека, которые усвоены сознательно. Однако в процессе обучения учащимся передаются только знания, а убеждения свои каждый человек вырабатывает самостоятельно, т.е. сознательно. Сознательность в усвоении материала учащимися во многом зависит от деятельности преподавателя, которому необходимо постоянно следить за вниманием учащихся, стимулировать его постановкой проблемных ситуаций, но не вопросов на уровне актуального развития, что способствует активизации внимания учащихся. При объяснении нового материала, нужно всегда начинать с постановки проблемы, чтобы учащиеся понимали для чего им нужно знать то, что им предстоит изучить. Например, при изучении темы «Денежно-кредитная система» следует начать с того, что «деньги – это один их наиболее важных элементов экономической системы, содействующей работе экономики. Деньги – дно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. Овладение современными знаниями, в том числе темы «Денежно-кредитная политика», открывает перспективу для активной творческой и деловой жизни, достижения личного благополучия». Следует обеспечивать понимание учащимися смысла каждого слова, предложения, понятия: раскрывать их, опираясь на знания и опыт и учащихся. При изучении темы «инфляция», первоначально необходимо дать определение термину инфляция – «это обесценение денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества и потребительской ценности» [7]. Это нужно, в первую очередь, для того, чтобы учащийся мог далее воспринимать материал, уже ориентируясь на то, что он знает, о чем пойдет далее речь. Затем, при объяснении денежных реформ, постоянно ссылаться на примеры из жизненной практики во избежание ступора на этапе изучения этого вопроса и для более глубокого осмысления материала: - нуллификация означает аннулирование обесцененной единицы и введение новой валюты (советский рубль - тенге); - деноминация – метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен, что произошло в России в 1995 году. Следует, как можно чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить учащихся мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей – непременное условие развивающего обучения. Учите находить и различать главное и второстепенное в изучаемом, выделяйте главное, добивайтесь, прежде всего, понимания и усвоения главного. Вводите оптимальное количество примеров, но так, чтобы они не затмили сущность главного. Например, в ходе изучения вопроса «кредиты» неплохо было бы спросить у учащихся, чем кредит отличается от финансов (денег), а затем вместе обобщить полученные ответы. Это позволит студентам активизировать свою мыслительную деятельность, вспомнить и повторить пройденный материал (вопрос «деньги»), научиться разграничивать схожие понятия и систематизировать новые знания. Необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно, не допускать подсказывания и копирования. Можно дать задание индивидуально каждому в группе по вопросу «Глобальные финансовые организации». Каждому учащемуся достанется своя организация, по которой он должен будет написать доклад. В докладе отразить следующие вопросы: история возникновения, общие данные, принципы ее работы, макро- и микроэкономические цели, роль в мировой валютной системе и др. На выбор даются такие организации, как Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Фонд международного развития ОПЕК, Европейский центральный банк ЕС, Африканский банк развития, Межамериканский банк развития (МАБР), Межгосударственный банк развития, Восточноафриканский банк развития (ВАБР),Арабский валютный фонд (АВФ), Группа Всемирного банка, Международная финансовая корпорация (МФК) и другие. Затем, на семинаре, предложить коротко защитить каждому свою организацию, в то время группа сможет законспектировать данные по всем предложенным докладам. Таким образом, развивается и самостоятельность, и взаимообучение учащихся. 2.6 Применение принципа прочности Процесс прочного усвоения знаний является очень сложным. В последнее время его изучение принесло новые результаты. В ряде исследований показано, что во многих случаях непроизвольное запоминание является даже более продуктивным, чем произвольное Необходимо давать такие установки на запоминание: что, как и для чего надо запоминать. Например, сказать, что «нужно хорошо запомнить какие задачи выполняют центральные банки» и «запомнить навсегда основную функцию центрального банка – эмиссию денег». Такими установками как бы активизируется внимание учащихся и возникает у них стремление запомнить соответствующую информацию. Необходимо также уметь «предотвращать забывание». Огромную роль при этом играют опорные сигналы, наглядные пособия (схемы, рис.1, рис.4). Более прочному запоминанию способствует и запись важнейшей информации. Даже если все формулы, определения и прочее есть в учебных пособиях, их желательно еще и записать, что позволяет осуществить дополнительную мыслительную операцию, лучше понять и осмыслить изучаемую информацию, а значит лучше ее запомнить. Одновременное применение нескольких принципов дидактики также поспособствует прочности в овладении знаниями. Допустим, при изучении вопроса «типы денежных систем», воспользуемся наглядностью. На доске преподаватель начертит схему по типам денежных систем (рис.4). Затем попросит учеников перечертить схему в тетрадь. Таким образом, активизируется как зрительное запоминание, так и механическая память. При объяснении материала, он будет ссылаться на примеры из жизни, что позволит в более доступной форме преподнести, казалось бы, сложный материал. Само наглядное пособие представляет собой структурно-логическую схему, которая отвечает принципу систематичности и последовательности. Прочности в овладении информацией в значительной мере способствует систематическое повторение. Частота повторения должна соответствовать ходу кривой забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления с новым материалом, т.е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Однако не всякое повторение дает соответствующий положительный результат. Оно не должно рассматриваться лишь только как копирование пройденного. Повторять – это значит воспроизводить изученное с позиций новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями и т.п. Рисунок 4 – Типы и виды денежных систем Например, при изучении вопроса «банковские операции» следует после изучения видов операций повторить их уже с применением практической стороны вопроса. Прочности в овладении знаниями во многом способствуют различные формы самостоятельной работы учащихся. Как правило, намного лучше запоминается тот материал, по которому он напишет реферат (доклад, курсовую), нежели тот, который ему расскажут на лекции. Также принцип прочности обеспечивается систематическим контролем над результатами обучения, проверкой и оценкой. В начале урока проверяется усвоение знаний по пройденному материалу, по домашним заданиям. В конце урока можно провести фронтальный опрос группы по новому материалу, чтобы узнать насколько усвоены учащимися основные понятия новой темы. А в конце раздела провести обобщающий урок, чтобы закрепить в памяти, в нашем случае, пройденную тему «Денежно-кредитная система». Урок этот можно провести в форме самостоятельной работы учащихся, состоящей из пяти вопросов, которые отразят все основное по данному разделу дисциплины «экономика». Вопросы для первого варианта: 1. какова роль денег в воспроизводственном процессе? 2. функции денег? 3. виды инфляции? 4. субъекты кредитных отношений. 5.(общий для двух вариантов) формула для определения количества денег, необходимых для обращения. Вопросы для второго варианта: 1. что представляют собой деньги? 2. свойства денег. 3. формы проявления инфляции. 4. классификация кредитов. 2.7 Применение принципа связи теории с практикой Основой данного принципа является центральное положение классической философии и современной гносеологии, согласно которому точка зрения жизни, практики – первая и основная точка зрения познания. Не должно быть не одного занятия, на которых бы учащийся не знал жизненного значения своей работы. Постоянно, глубоко и убедительно нужно раскрывать диалектическую связь теории с практикой. Показывайте, что наука развивается под влиянием практических потребностей. Изучение темы «Денежно-кредитная система» сама по себе является мостиком между теорией и жизнью, она предполагает постоянное объяснение нового материала на примере практического его применения. Допустим, тема урока «Деньги в экономике», рассматриваемый вопрос «функции денег». Деньги выступают в качестве: - средства обращения (обмена), т.е. для оплаты приобретаемых на рынке товаров. Особенностью такой функции служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно (факт обмена). Наличные денежные знаки используются многократно в различных сделках, перемещаясь от одних участников сделок к другим (покупатель-продавец-бухгалтер-поставщик-и т.д.). Деньги служат всеобщим платежным средством в качестве посредника (Деньги-Товар-Деньги), дают нам возможность приобретать любой товар, когда это необходимо; - меры стоимости – единица счета для измерения и сопоставления товарной стоимости или ценности. Цены товаров, услуг выражаются в деньгах, т.е. деньги выступают в качестве всеобщего эквивалента, на основе которого назначаются цены и ведутся счета. Поскольку деньги обладают свойством обмениваться на любой другой товар, то их меновая стоимость служит измерителем стоимости одних товаров по отношению к другим. Ценность товаров или услуг, измеряемая в определенном количестве денежных единиц, и называется ценой [7]. Цена , допустим, ручки никак не может сопоставляться с ценой компьютера, мы не можем приобрести за те же деньги, что и машину, квартиру и т.д. - средства платежа. Эту функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при денежных взаимоотношениях с финансовыми органами (налоговых платежах, получении средств от финансовых органов), при погашении задолженности по заработной плате и т.д. Преобладающая часть денежного оборота, в котором деньги выступают как средство платежа, приходится на безналичные расчеты между юридическими лицами и в определенной части в расчетах физических лиц (перечислении средств из вклада в банк в уплату за коммунальные услуги и др.) [7]. - средства накопления (сбережения). Поскольку деньги не меняют своей номинальной стоимости, в любое время готовы исполнить роль платежного средства, то, естественно, они наиболее удобны для сбережений. Функция денег как средства накопления предполагает образование некоего актива, запаса оставшихся после продажи товаров и потребления части доходов. Деньги в этом случае выступают в виде отложенного на будущее платежеспособного спроса, покупательной способности [7]. Итак, у вас есть 6000 тенге. Вы идете в магазин и покупаете пакет молока, булку хлеба и килограмм фарша, на что тратите 400 тенге. Деньги в данном случае выступают в качестве средства обмена. Ценность мяса безусловно выше ценности молока, это определяет то, что фарш дороже и молока, и хлеба. Деньги выступили в качестве меры стоимости. Затем вам нужно оплатить коммунальные услуги. Вы в сберкассу платите за электроэнергию 1400 тенге, деньги выполнили функцию платежного средства. У вас осталось 4200 тенге, и вы их откладываете в ящик как «неприкосновенный запас», так как собираете на покупку сотового телефона. Деньги играют роль средства накопления. Нужно настойчиво приучать учащихся проверять и применять знания не практике, использовать окружающую действительность и как источник знаний, и как область их практического применения. Допустим, на сегодняшний день актуален вопрос ипотечного кредитования. Для учащихся было бы полезно узнать более подробно условия такого типа кредитования. В результате рассмотрения более подробно каждого из общепризнанных принципов дидактики хочется заметить, что абсолютно все принципы неразрывно связаны друг с другом. Принцип научности не может существовать без принципа систематичности и последовательности при объяснении нового научного материала для более доступного и прочного усвоения знаний. Наглядность является инструментом для применения принципов прочности и доступности. Доступность предполагает связь теории с практикой, а прочность – сознательность и активность учащихся при изучении нового материала. Т.е. все принципы взаимно дополняют друг друга и не могут существовать самостоятельно. 3 Разработка планирующих документов 3.1 Разработка фрагмента перспективно-тематического плана Для того, чтобы успешно преподавать предмет, нужно знать его значительно шире и глубже чем предусмотрено программой. Это даст возможность преподавателю свободно оперировать своими знаниями, анализировать, сравнивать, доказывать, убеждать, объяснять учебный материал с различных позиций, находить наиболее эффективные методические приемы его изучения. Поэтому, готовясь к теме, преподаватель должен, прежде всего, глубоко овладеть фактическим материалом, составляющим ее содержание. Организация и содержание этого этапа подготовки во многом зависит от преподавателя, его предварительной подготовки, эрудиции. Опытному преподавателю достаточно просмотреть свои конспекты, записи, накопленный материал, ознакомиться с материалами научно-технический информации и периодической печати. Другой характер носит подготовка молодого начинающего преподавателя. Ему, прежде всего, необходимо внимательно изучить материал темы по учебнику или учебному пособию, рекомендованному для учащихся. Итогом перспективной подготовки к изучению темы является составление перспективно-тематического плана. Основой перспективно-тематического планирования является отражение системы уроков по теме, что позволяет развернуть ее содержание в строго логическом порядке, когда учебный материал каждого урока базируется на знаниях и умениях учащихся, полученных на предыдущих занятиях, являясь в то же время базой, основой для последующих уроков. При распределении материала темы на уроки следует руководствоваться следующими правилами: - новый изучаемый материал каждого урока должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопросов, которые учащиеся необходимо изучить на уровне глубокого усвоения; - материал урока по содержанию должен иметь относительно законченный характер; - при распределении материала темы на уроки следует намечать его основную дидактическую цель и учитывать предполагаемую организацию и методику его изучения; - последовательность расположения учебного материала по урокам должна соответствовать логике предмета, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных задач; - при определении объема материала, планируемого на урок, необходимо учитывать возможности его изучения, закрепления, углубления в течение отведенного на урок времени. При планировании системы уроков по теме в зависимости от содержания материала возможно выделение «сдвоенных уроков». В перспективно-тематическом плане система уроков фиксируется так: указываются номера уроков по теме, количество часов на их проведение, темы уроков и краткое их содержание, а также цель каждого урока. Нумерация уроков позволяет преподавателю лучше ориентироваться в своевременности их проведения и учитывать выполнение программы в часах. Некоторые преподаватели в перспективно-тематических планах указывают сроки (дату) проведения уроков – планируемые и фактические. Тема урока – это его главная мысль (что должны изучить учащиеся), содержание – основные вопросы, которые выражают сущность учебного материала, планируемого на урок. Цели уроков при перспективной подготовке к теме намечаются ориентировочно, для определения точного места каждого урока в системе уроков по теме. Конкретная рабочая цель урока, учитывающая все его задачи и условия проведения, определяется непосредственно перед уроком. Определяя цель уроков при перспективно-тематическом планировании, следует исходить как из содержания учебного материала, так и из педагогических задач его изучения. Очень важно предварительно продумать и наметить самостоятельные работы и упражнения, которые учащиеся будут выполнять на уроках. В перспективно-тематическом плане отражаются также межпредметных связи материала темы. Продумывая виды и формы осуществления межпредметных связей, преподаватель должен иметь достоверные и достаточные сведения о том, что и в каком объеме учащиеся изучили на уроках по другим предметам, где и как могут быть использованы эти знания для более глубокого и полного раскрытия сущности изучаемых на данном уроке фактов, явлений, зависимостей, теоретических положений и т.п. В то же время преподавателю необходимо иметь четкое представление, где и каким образом учащиеся могут и должны применять знания, полученные по его предмету, изучая другие дисциплины или в процессе производственного обучения. Записи в перспективно-тематическом плане должны быть краткими, четкими, показывающими, с каким конкретно материалом взаимосвязанных предметов должна быть установлена связь. В перспективно-тематическом плане фиксируются основные объекты материально-технического оснащения по каждому уроку. При отсутствии намечаемых средств наглядности, оборудования, технических средств обучения в перспективно-тематическом плане преподаватель делает пометку о необходимости их приобретения, изготовления, ремонта. Перспективно-тематический план является, как правило, долговременным документом, рассчитанным на 4-5 лет, т.е. на все время действия учебной документации, на основе которой он составляется. Однако такая стабильность плана не исключает систематическую работу по его улучшению и совершенствованию. В ходе реализации плана преподаватель анализирует, в какой мере решены задачи предыдущих занятий и что надо сделать для лучшей организации последующих, вносит в план дополнения, необходимость в которых возникает по мере проведения уроков, появления и использования передового опыта преподавания предмета, изменения условий учебной работы, состава учащихся или по другим причинам. В связи с этим при оформлении перспективно-тематического плана следует оставлять «чистое поле» для соответствующих записей Полный комплект перспективно-тематических планов по всем темам по предмету за учебный год является весьма важным материалом для самоанализа педагогической деятельности преподавателя. В процессе подготовки к новому учебному году преподаватель внимательно разбирается в своих примечаниям к планам, учитывает их при составлении новых или вносит соответствующие коррективы в планы прошлого учебного года, с тем, чтобы использовать их в дальнейшем [8]. В своей курсовой работе мной были разработаны планирующие документы: фрагмент перспективно-тематический плана по разделу дисциплины экономика «Денежно-кредитная система», а также план-конспект урока по теме «Кредитно-банковская система». |