Реферат: Бюджетная система Российской Федерации 5
Название: Бюджетная система Российской Федерации 5 Раздел: Рефераты по финансам Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ КАФЕДРА ФИНАНСОВ И КРЕДИТА КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине Государственные и муниципальные финансы на тему: «Бюджетная система Российской Федерации» Выполнила студентка Проверил Н.М. Толкачёв, Новосибирск – 2008 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1. Теоретическая часть 1.1. Состав бюджетной системы 4 1.2. Принципы построения бюджетной системы 5 1.3. Классификация доходов бюджетной системы 7 1.4. Классификация расходов бюджетной системы и принципы 8 их финансирования 2. Практическая часть 2.1. Структура консолидированного бюджета за 2006 г 16 2.2. Структура консолидированного бюджета за 2007 г. 18 2.3. Структура консолидированного бюджета за 2008 г. (январь-август) 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23 ВВЕДЕНИЕ Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических социальных процессов в интересах членов общества. Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Бюджет – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. Бюджет, его формирование, распределение и статьи расходов, является важнейшим фактором в функционировании экономики любой страны. Всем этим и объясняется актуальность темы курсовой работы. Цель: рассмотреть бюджетную систему Российской Федерации Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Рассмотреть состав бюджетной системы и принципы её построения. 2. Изучить классификацию доходов бюджетной системы 3. Изучить классификацию расходов бюджетной системы и принципы их финансирования. 4. Проанализировать доходы и расходы бюджетов РФ за период 2005¸2007 года. 1.1. Состав бюджетной системы Бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней: - Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов. Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь - Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет. Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ - Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Важнейшей составляющей устройства бюджетной системы является бюджетная классификация, представляющая собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования их дефицитов, составления и исполнения бюджетов и обеспечения сопоставимости их характеристик. Бюджетная классификация включает: 1) Классификацию доходов бюджетов; 2) Функциональную классификацию расходов бюджетов; 3) Экономическую классификацию расходов; 4) Классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов; 5) Классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; 6) Классификацию видов государственных внутренних долгов, субъектов, муниципальных образований; 7) Классификацию видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов; 8) Ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. 1.2. Принципы построения бюджетной системы Бюджетное система РФ основывается на принципах: I. Единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов, согласованными принципами бюджетного процесса, единой социально-экономической и налоговой политиками. II. Разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, что означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. III. Самостоятельности бюджетов, что выражается в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами власти; в недопустимости компенсации за счёт бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах. IV. Полноты отражения доходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это требует отражения в обязательном порядке и в полном объёме всех их доходов и расходов и обязательных поступлений, определённых налоговым и бюджетным законодательством. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счёт бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе. V. Сбалансированности бюджета, который означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. VI. Эффективности и экономности использования бюджетных средств, который требует от соответствующих органов и получателей бюджетных средств исходить при составлении и исполнении бюджетов из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетного объёма средств. VII. Общего (совокупного) покрытия расходов, который сводится к тому, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определёнными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы. VIII. Гласности, т.е. необходимости публикации законов о бюджетах и отчётов об исполнении в открытой печати. IX. Достоверности бюджета. Он сводится к надёжности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальности расчёта доходов и расходов бюджета. X. Адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования. 1.3. Классификация доходов бюджетной системы Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня. Доходы бюджетов РФ формируются в соответствии с бюджетным кодексом РФ за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством страны налоги разного уровня бюджетной системы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: 1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. 3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями. 4. Доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней. 5. Безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. Все доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы – это доходы, закреплённые в законодательном порядке на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы – налоги и другие платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год, а также на долговременный период (не менее 3 лет) по разным видам таких доходов. Во 2-ой группе доходов федерального бюджета – неналоговых доходах – наибольший удельный вес занимают доходы, поступающие от внешнеэкономической деятельности. Доходы от внешнеэкономической деятельности состоят из доходов от реализации государственных запасов, процентов по государственным кредитам, поступлениям от централизованного экспорта и прочих поступлений. 3-я группа – доходы целевых бюджетных фондов. Целевые фонды образуются в соответствии с действующим законодательством для финансирования отдельных государственных расходов и консолидируются в составе бюджетной системы страны для обеспечения более полного контроля со стороны государства за поступлением и целевым использованием их средств. 1.4. Классификация расходов бюджетной системы и принципы их финансирования Расходы бюджета – это система денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения централизованного фонда денежных средств государства по заранее предусмотренным направлениям в соответствии с общегосударственными потребностями. По общественному назначению расходы государства могут быть поделены на следующие группы: Расходы на финансирования народного хозяйства Они планируются по министерствам, ведомствам и предприятиям и одновременно предусматриваются по целевому назначению. Основная часть бюджетных средств выделяются приоритетными отраслям народного хозяйства, к которым относятся энергетика, сельское хозяйство и транспорт. С точки зрения целевого использования бюджетных средств наибольшее значение для развития экономики имеют расходы на финансирование капитальных вложений (-это предоставление денежных средств на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих основных фондов производственного и непроизводственного назначения). Несмотря на уменьшение размера, ежегодно выделяемых бюджетных ассигнований значительная часть капитальных вложений обеспечивается средствами государственного бюджета. Второй по значению и первой по размеру статей расходов бюджета на финансирование народного хозяйства является выплата различных видов дотаций предприятиям. Внешнеэкономические расходыВнешнеэкономические расходы связаны с тем, что государство тем или иным способом помогает производителю пробиться на рынок. Это прямые субсидии компаниям из бюджета (субсидируются некоторые товары, в частности, имеющие важное значение для военно-прмышленного комплекса), освобождение экспортёров от налогов, предоставление кредита экспортёру или импортёру на льготных условиях, страхование экспорта и т.п. К этой группе можно отнести и затраты государства на реализацию различных международных договоров, культурных, научных и других связей. Расходы на оборону страны (военные расходы) Расходы на оборону страны относятся к важнейшим государственным расходам. Они носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы. В их состав всегда включаются следующие основные группы расходов: прямые военные расходы, проходящие через Министерство обороны: расходы на содержание лично состава, на материально-техническое оснащение, на строительство военных объектов, на военные исследования и разработки, на пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей, на подготовку кадров, на создание запасов и ресурсов на случай войны, расходы на закупку вооружений и военной техники, и прочие затраты. Часть средств направляется на покрытие доли Российской Федерации в общих военных расходах государств- членов СНГ. В состав военных входят также расходы Министерства по атомной энергии, по выполнению заказов Министерства обороны и расходов на оборону, примыкают расходы на реализацию международных договоров по ликвидации, сокращению, ограничению вооружения и др. Все эти расходы отражаются в специальной смете Министерства обороны Р.Ф., которая затем включается в состав республиканского бюджета. Особенность планирования расходов - в первую очередь определяется общий объем расходов в целом по Министерству обороны, а затем уже составляются сметы военных округов и воинских частей. Такой порядок связан с тем, что большая часть военных расходов финансируется Министерством централизованно (оплата вооружений, военной техники, горючего, продовольствия и т.п.). Расходы на управление Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов: -На содержание органов государственной власти. Выступают в качестве финансовой базы деятельности администрации правоохранительных органов, судов и органов прокуратуры Президента и Конституционного суда; Осуществляются для обеспечения общественной безопасности; - На содержание органов государственной власти. Включают затраты Правительства, республиканских министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации и местного самоуправления, дипломатических учреждений и других ведомств; - На проведение выборов и референдумов. Включают в себя все затраты на выборы депутатов Государственной Думы, Президента, народных судей и проведение референдумов; - Прочие расходы, проходящие по другим разделам бюджетных расходов. Государственным внутренним долгом Р.Ф. являются долговременные обязательства Правительства Р.Ф. перед юридическими и физическими лицами, обеспечиваемые всеми активами находящимися в распоряжении государства. В соответствии с законом долговые обязательства могут выступать в форме кредитов, полученных Правительством государственным займом, осуществляемым через выпуск ценных бумаг от имени Правительства и других долговых обязательств, гарантированных Правительством. Расходы на социально-культурные мероприятия связаны с выполнением государством его социальных функций . Эти средства подразделяются на следующие основные группы: - народное образование и профессиональная подготовка кадров; - культура, искусство и средства массовой информации; - здравоохранение; - физическая культура и спорт; - социальное обеспечение (включая средства, передаваемые в Пенсионный фонд Р.Ф.). Расходы на социально-культурные мероприятия определяются на основе принципов сметного порядка планирования. Финансируются эти расходы по конкретным мероприятиям и видам затрат. Объем расходов определяется на основе взаимосвязанных друг с другом смет, разрабатываемых в учреждениях непроизводственной сферы и расчетов ассигнований, составляемых в финансовых органах. В основу расчетов кладутся показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживающие контингенты (количество учащихся, учетных групп, классов, число коек, проведенных операций и т.д.). При этом учитывается время функционирования в течение года. Эти показатели служат расчетными единицами. Денежный расход на расчетную единицу устанавливается по норме, обеспечивающей функционирование и развитие бюджетного учреждения. Расходы бюджетной системы на здравоохранение. Развитие здравоохранения предусматривает его поэтапное реформирование, введение многоканальности финансирования, выделения лечебным учреждениям средств в зависимости от объема и качества осуществляемых медицинских услуг. С 1993 года в соответствии с действующим законодательством происходит реформирование системы финансирования здравоохранения на основе программно целевых методов планирования с постепенным внедрением медицинского страхования. Реформа включает в себя разработку и реализацию на региональных и городских уровнях целевых программ обеспечения населения медицинской помощью при этом ведущим направлением определены: - обеспечение гарантированных объемов и повышения качества медицинской помощи; - развитие высокоспециализированных видов медицинской помощи; - оптимизация существующих и внедрения новых медицинско-хозяйственных форм деятельности медицинских организаций в условиях бюджетно-страхового финансирования отрасли; - формирование рынка медицинских услуг с участием негосударственных медицинских учреждений. Финансирование науки. Из бюджета средства направляются на работы по перспективным важнейшим теоретическим исследованиям и по общегосударственным целевым научно-техническим программам. Средства на эти цели выделяются непосредственно Российской академии наук, отраслевым академиям, высшим учебным заведениям, архивам и другим организациям, занимающимся осуществлением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Финансирование научных учреждений осуществляется в сметном порядке. Во всех учреждениях составляются сметы расходов по каждой конкретной теме. Порядок планирования и финансирования расходов аналогичен методике, применяемой по расходам на социально-культурные потребности. В связи с недостатком бюджетных ассигнований, произошел отказ от неэффективных и дорогостоящих объектов, и переориентации финансирования наиболее ценного научно-производственного потенциала. Приоритетными направлениями финансирования научно-технических и инновационных программ являются: - организация высокоэффективных процессов по производству продовольствия и для переработки продукции отраслей АПК; - борьба с наиболее распространенными болезнями; - создание экологически чистых, ресурсосберегающих технологий в энергетике, строительстве, сельском хозяйстве и промышленности. Резервный фонд Резервные фонды бюджетов – это обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Источником финансирования резервных фондов бюджета являются средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычными бюджетными расходами, так как резервные фонды бюджета представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. Согласно статье 81 БК РФ общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 % утверждённого объёма бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств резервного фонда происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжение которых они были созданы, и средства направляются на финансирование непредвиденных затрат. Порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативно-правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной власти и местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда. С помощью этой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль за целевым и рациональным использованием средств резервного фонда. В России в состав резервных фондов входят: а) резервный фонд Президента РФ; б) резервные фонды президентов республик в составе РФ; в) резервные фонды органов исполнительной власти. 2.1. Структура доходов и расходов за 2006 год Таблица №1
Вывод: значительную долю в консолидированном бюджете составляют (млрд. руб.) 1) доходы: налог на прибыль организаций – 1332,9, налог на доходы физических лиц – 707,1, налоги и взносы на социальные нужды - 1178,1, налог на добавленную стоимость – 1472,3, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 928,6, доходы от внешнеэкономической деятельности - 1680,9. 2) расходы: на общегосударственные вопросы – 754,3, на национальную оборону – 581,8, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 585,2, промышленность, на национальную экономику – 764,2, социально –культурные мероприятия – 3642,0. 2.2. Структура доходов и расходов за 2007 год Таблица № 2
Вывод: значительную долю в консолидированном бюджете составляют (млрд. руб.) 1) доходы: налог на прибыль организаций – 1670,6, налог на доходы физических лиц – 930,4, налоги и взносы на социальные нужды - 1441,3, налог на добавленную стоимость – 1511,1, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 1187,3, доходы от внешнеэкономической деятельности - 2306,3. 2) расходы: на общегосударственные вопросы – 827,4, на национальную оборону – 683,4, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 714,1, на национальную экономику – 948,9, социально –культурные мероприятия – 4546,4. 2.3. Структура доходов и расходов за 2008 год (январь-август) Таблица №3
Вывод: значительную долю в консолидированном бюджете составляют (млрд. руб.) 1) доходы: налог на прибыль организаций – 1867,9, налог на доходы физических лиц – 972,2, налоги и взносы на социальные нужды - 1388,0, налог на добавленную стоимость – 1857,7, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 980,1, доходы от внешнеэкономической деятельности - 1897,2. 2) расходы: на общегосударственные вопросы – 738,0, на национальную оборону – 587,9, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 631,7, на национальную экономику – 881,6, социально –культурные мероприятия – 4119,8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ При выполнении курсовой работы были получены следующие результаты:Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня; а расходы бюджета – это система денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения централизованного фонда денежных средств государства по заранее предусмотренным направлениям в соответствии с общегосударственными потребностями.Распределение средств бюджета делится на производственную и непроизводственные сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Проанализировав практическую часть курсовой работы, следует отметить, что доходы и расходы консолидированного бюджета за 2006, 2007, 2008 (январь-август) годы, , что обеспечивается профицитом. С помощью экономических процессов, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1) Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 2003. 2) Балахничева М.М. Финансы и кредит: учеб.-метод. Комплекс для дистанционного обучения – Новосибирск: СибАГС, 2006. 3) Батурин Л.А. Финансы в системе государственного и муниципального управления: учебное пособие. – изд. 2-е, доп. – М.: Ростов- на – Дону: Март, 2005 4) Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. - М.: «Дашков и Ко », 2004. 5) Вышегородцев М.М. Управление бюджетом: Курс лекций Российский хим.-технолог. университет имени Д.И. Менделеева. – М.: Дело и Сервис, 2003. 6) Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учеб. – М.: Дашков и К, 2004. 7) Грицюк Т.В. Государственное регулирование экономики: Теория и практика. – М.: РДЛ, 2004. 8) Http://www/r54.nalog.ru/document |