Реферат: Математика в стихах
Название: Математика в стихах Раздел: Рефераты по математике Тип: реферат |
Математика должна быть увлекательной. Знакомство с наукой должно происходить не как с каким-то совершенно новым содержанием, а как с факторами, уже вовлечёнными в прошлый опыт ребёнка и как с инструментами, с помощью которых можно легко и эффективно этот опыт упорядочить. Джон ДЬЮИ «Математика – это скучная и сухая наука, где нет места творчеству». Вам приходилось слышать подобные высказывания учащихся или их родителей? Конечно же, да. Большинство людей не любят, а значит, и не понимают наш предмет, потому что видят в нем только пугающие формулы, скучные формулировки теорем и долгие их доказательства. Отчасти такое мнение о математике формируется в среднем школьном звене. Если у младших школьников преобладает общая (академическая) заинтересованность учебными предметами, старшие школьники мотивированы к учебе приближающимися экзаменами и предстоящим поступлением, то учащиеся среднего звена имеют не очень высокую учебную активность. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос дал профессор Мичиганского, Колумбийского и Чикагского университетов Джон Дьюи ( «Мое педагогическое кредо» 1897г.). В сжатом виде концептуальные положения его теории выглядят следующим образом: -Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании. -Усвоение знаний есть процесс неуправляемый, часто спонтанный. -Ребенок усваивает материал не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения. Условиями, необходимыми для успешного усвоения учебного материала он видит в следующем: - проблематизация учебного материала; - активность ребенка; - связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом. Лично для меня особенно важными кажутся два последних условия. Работая над проблемой повышения активности детей и концентрации их внимания на изучаемом материале, я открыл для себя, что удерживать класс в рамках изучаемой темы можно с помощью разнообразия форм подачи учебного материала. Согласитесь, что не всегда в учебнике можно найти задачу, интересную для детей, особенно если перед этим уже были решены две – три задачи. Здесь сказывается и усталость, и знаменитое ученическое «надоело», и другие факторы. Вот здесь мне на помощь и приходят задачи – «шутки», задачи-«страшилки» и задачи в стихах. Понятно что, используя такие приемы, мы автоматически снимаем нервное напряжение со своих учеников, активизируем их внимание. Задачи - «шутки» и «страшилки» иногда придумывают сами ученики (чем не математическое творчество?). А вот задачи в стихах я пишу для учащихся сам. С некоторыми из них хотелось бы познакомить наших читателей. - Белка съела два орешка, Потеряла восемь в спешке, Посидела, поскучала, И еще шесть штук собрала. А на сколько стало меньше Этих сладеньких орешков? - У Емели щука есть Что желанья исполняет. Но «заказы» не считает, Знает, что во вторник – шесть, В среду на два больше стало, А в четверг уже на три. В пятницу - опять как в среду, А в субботу до обеда Было только просьбы две У Емели в голове. Щука всё тогда исполнила! Только щука не запомнила Сколько всех желаний было, Оттого и загрустила… Сколько ж высказал Емеля Тех желаний за неделю? - Сколько лет жила ворона, Та, что старше в двадцать раз, Чем безрогая корова, Что старик на луге пас? А старик коровы старше Лишь на 45 годков. Старику ж в задаче нашей 60. Ответ каков? - Кот Матроскин пёк в печи Для знакомых калачи: Эти три, что с пылу – с жару Получил за службу Шарик. Дядя Фёдор съел лишь два (Он осилил их едва). Взял один калач галчонок, Кот Матроскин взял один, Остальное всё взял Печкин, Этот чудный господин. Подсчитайте-ка, ребятки, Сколько было калачей, Если Печкину досталось Столько, как команде всей. - Крокодил пришел к врачу: «Зубки полечить хочу; Слева шесть зубов болят, Справа все болят подряд Между пятым и двадцатым». Подсчитайте-ка, ребята, Сколько там больных зубов. Кто ответить мне готов? - Дятел делает дупло И стучит он всем назло Сорок раз в одну минуту. Я считать удары буду. Интересно, сколько раз Я услышу стук за час? А за три часа? За сутки? Подсчитайте-ка, малютки. - Винни-Пух и Пятачок Вместе делали уроки: Четверть часа стих учили, За пол-часа пример решили, Ровно 36 минут Рисовали лес и пруд. Сочинение писали 27 минут. Устали. Тут часы отбили семь. Мой вопрос понятен всем: Сколько было времени, Когда уроки они не делали? - Медведя лет пяти-шести Учили как себя вести: «Разрежь арбуз частей на шесть (и часть одну ты можешь съесть), Пятую часть остатка Пусть скушают зайчата, А нового остатка половину Раздай ты обезьяне и дельфину, И, наконец, оставшуюся часть Ты должен на двоих волчат раздать». Задумался мишутка в этот раз: «Не обделю ли я кого подчас?» - Для синичек под окном Смастерил Алёша дом. Корма положил немало: Для пяти синиц хватало Аж на целых двадцать дней! Но проныра- воробей Разузнал о той харчевне И с друзьями пир затеял: За пять дней вдесятером Те опустошили дом. Лёша в следующий раз Для тех воробьев запас Сделал на двенадцать дней. Не вернулся воробей: Шесть синичек прилетели, Пировали, как хотели. Сколько ж длилась та пирушка У синичек тех подружек? Еще один интересный прием, который вполне применим для снятия как физической так и эмоциональной нагрузки – это веселые физкультминутки. Детям они очень нравятся, поэтому приведу несколько текстов таких разминок Коль писать мешает нос, Значит это сколиоз Вас сгибает над тетрадкой (Позвоночник не в порядке). Мы ему сейчас поможем: Руки за голову сложим, Повороты влево – вправо, И наклоны влево – вправо, Ручки к солнцу потянулись, Мы назад еще прогнулись, Повращаем мы плечами, Чтоб они не подкачали. Улыбнулись всем, кто рядом. Вот! Уже другой порядок! А теперь повыше нос: Нам не страшен сколиоз. Сядем ровно, ручки - в руки, Продолжаем путь в науке. - Ручки в сторону, друзья! Долго так сидеть нельзя, Ведь теперь уже не модно Быть горбатым Квазимодо. Вы давно уже устали, Значит, дружно с места встали, Руки мы на пояс ставим, Начинаем повороты: Вот он влево, вправо вот он, Снова влево, снова вправо. Мы слегка размялись, браво! А теперь, (О, Боже мой!) Как фашисты под Москвой Мы сдаемся: руки вверх! Потянулись, и прогнулись, И в исходное вернулись. Сделаем пять раз. Успехов! Молодцы! Устали? Нет Спинку выпрямили? Да Значит, сядем все на место, И продолжим, как всегда. Используя подобные приемы снятия напряжения, меняя формы подачи учебного материала и практических заданий, я добиваюсь не только высокой рабочей активности на уроках. Прежде всего, я пытаюсь привить у учащихся любовь к своему предмету, а результаты ЦТ, регулярные победы в районных математических олимпиадах, поступления учащихся в ВУЗы – это уже следствие отношения к предмету. Главной же своей заслугой я считаю вопрос , заданный мне учеником: «Почему уроки математики такие короткие?». Значит, он не ждал перемены. Ему было интересно! Литература: 1. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н. М. Никольского; Под ред [и с предисл.] Н. Д. Виноградова. — Москва: Мир, 1919. 2. Дьюи Дж. Введение в философию воспитания. — Москва, 1921. Об авторе: Жук Вячеслав Григорьевич Учитель математики Бывальковской средней школы Лоевского района Гомельской области, I категория, стаж работы – 15 лет Паспортные данные: Серия НВ Номер 0290530 лич. номер:3151169Н014РВ0 Выдан: Лоевским РОВД 30 июля 1998 года Прописан по адресу: ул. Гриба, 79 Д. Бывальки Лоевского района Гомельской области Домашний адрес: 247112 ул. Гриба, 79 Д. Бывальки Лоевского района Гомельской области Телефон домашний: 8 – 02347- 4-55-94 Мобильный (Velcom): 996-61-74 |